Интегрированный урок литературы и истории в 6-м классе по теме "Илиада - поэма Гомера"
Цели:
- Расширить знания учащихся о личности Гомера, известного по курсу истории Древнего мира; раскрыть содержание поэмы «Илиада»; выяснить истинные и мифические причины Троянской войны.
- Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
- Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Илиада».
Оборудование: текст поэмы Гомера «Илиада»; маленький портрет Гомера, который является отличительным знаком при работе в группах, макет линии времени, карта «Древняя Греция до середины V века до н.э.», альбом с иллюстрациями по истории культуры Древнего мира.
Ход урока
1. Организация учащихся: учащиеся заранее получили домашнее задание прочитать поэму Гомера «Илиада». В начале урока объявляются цели урока.
2. Вступительное слово учителя истории, работа с картой «Древняя Греция до середины V века до н.э.»
Учитель истории выступает в роли экскурсовода: «Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в древние города, познакомимся с личностью великого поэта античности Гомера и поэмой «Илиада».
Микены - крепость и город в северной части Пелопоннеса, один из центров культуры, получившей название «микенской». Сохранились развалины дворца на холме и крепостные сооружения с Львиными воротами, воздвигнутые в XIV – XIII в.в. до н.э., а также другие шахтовые гробницы, расположенные внутри Акрополя и за его пределами. Первые раскопки в 1876 году произвёл Г. Шлиман, который обнаружил в шахтовых гробницах золотые изделия и тем самым подтвердил славу «златообильных Микен».
3. Сообщение подготовленного учащегося:
Почти полтора века назад в Германии жил мальчик по имени Генрих Шлиман. В детстве он познакомился с «Илиадой», полюбил сказания о Троянской войне и поверил в то, что Троя существовала на самом деле. Шлиман воспитывался в бедной семье, смолоду переменил несколько профессий: служил продавцом в лавке, юнгой на корабле, не раз попадал в тяжёлое положение, бывало, просил милостыню. Потом Шлиману повезло, он занялся торговлей, стал миллионером.
Шлиман никогда не забывал мечту своей юности: найти и раскопать Трою. Мечта Шлимана вызвала насмешки учёных. В те времена считали, что рассказы о Трое – чистейший вымысел. Искать Трою так же бессмысленно, говорили они, как и дворцы богов на Олимпе.
Шлиман был талантливым человеком, он много читал и вот теперь, обладая миллионами, отправился на поиски гомеровской Трои. И нашёл её! Нашёл там, где она обозначается с тех пор на всех исторических картах.
Раскапывая большой холм в Малой Азии в нескольких километрах от берега Эгeйского моря, Шлиман обнаружил разрушенные стены троянской крепости и стены зданий, следы большого пожара, бронзовое оружие, золотые браслеты, кольца, броши и многое другое. После раскопок Шлимана учёные тщательнее, чем прежде, стали изучать греческие мифы, поэмы Гомера, восстанавливая картину жизни греков в далёком прошлом.
4. Продолжение рассказа учителя истории:
Область Троада с главным городом Троей расположена на северо-западе Малой Азии. Плодородные почвы и выгодное положение на море привлекали сюда переселенцев. Троя пользовалась славой богатого города и тем самым привлекала сюда взоры «хищников тогдашнего мира».
Ежегодно под стенами Трои собирались купцы Эгeйского и соседнего морей и вели здесь оживлённую торговлю. Греки называли Трою Илионом (т.е. крепость) и мечтали о захвате богатого города.
5. Групповая работа учащихся (в каждой группе 5-6 человек):
Группа, которая быстрее и качественнее решит познавательную задачу по истории, получает маленький портрет Гомера (по сумме таких портретов выставляются оценки в конце урока).
Познавательная задача по истории: В каждом из греческих городов и в Малой Азии правил царь. Располагались поселения чаще не на равнине, как критские города, а на холмах, с которых была видна окружавшая их местность, не на берегу моря, а в удалении от него. Как вы думайте, почему? (Высокие крепостные стены защищали города от нападения не только соседей, но и от неожиданных пиратских набегов. Именно поэтому второе название Трои – Илион, т.е. «крепость»).
6. Самостоятельная работа учащихся в группах.
Учитель литературы: «Обратимся к учебнику литературы стр. 14 (учебник – хрестоматия в 2 ч. автор – составитель В.П. Полухина), прочитайте вступительную статью о Гомере. Какие сведения о поэте вам были известны из курса истории Древнего мира? Непонятные факты отметьте знаком «?» Какие моменты из биографии Гомера показались новыми? Отметьте их знаком «+». Объясните друг другу непонятное. В случае затруднения обратитесь к учителю».
Вывод учителя: Итак, Гомер – великий поэт античного времени, жизнь которого похожа на миф; он автор двух эпических поэм «Илиада» и «Одиссея».
7. Работа с линией времени (макет линии времени получает каждая группа).
Учитель истории: «Около 1200 г. до н.э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада длилась 10 лет и закончилась падением Трои. Назовите год окончания Троянской войны, отметьте его на линии времени (1200 – 1190 г. г. до н. э.)».
Учитель литературы: Итак, 10 лет длилась, Троянская война. Описанию последнего, самого тяжёлого для троянцев, 10 года войны и посвящена «Илиада». Известно, что существует миф о начале Троянской войны, но и с историей не поспоришь. Проведите чёткую границу между вымыслом (мифическими причинами) и историческим объяснением (историческими причинами), выполнив задание в группах по карточкам.
Группам раздаются карточки, на которых отпечатаны тексты с рассказами о причинах Троянской войны. Учащиеся должны быстро и качественно распознать миф и историческое событие, а также дать определение мифа, записав его на обороте соответствующей карточки.
Карточка № 1
Археологические раскопки показали, что греки начали заселять запад Малой Азии ещё в XV – XIV в.в. до н. э. Переселение в Малую Азию связано с перенаселением Греции. Ощущая потребность в новых землях, Эллада всё дальше устремлялась на северо-запад Малой Азии. Около 1275 г. до н. э. в Трое произошло землетрясение. Этим решили воспользоваться греки.
Война с Троей требовала большой армии, но не все хотели идти на Трою. Однако страх перед главным организатором военного похода могущественным царём Микен Агамемноном заставил несогласных подчиниться. Незадолго до 1200 г. до н. э . Троя была полностью разрушена. Этой победой завершился период могущества ахеян (греков), после чего для них наступили долгие годы упадка.
Карточка № 2
Парис был судьёй в споре трёх главных греческих богинь: Геры, Афины и Афродиты – за звание самой красивой.
Он должен был вручить одной из них золотое яблоко (яблоко раздора) Парис присудил яблоко Афродите, и она помогла ему похитить самую прекрасную женщину Европы – Елену жену царя Спарты Менелая. В поход за Еленой в Трою отправились 28 героев – царей, среди которых был хитроумный царь Итаки Одиссей. Благодаря его выдумке – огромному деревянному коню, в котором спрятались вооруженные греки, - на 10 году сражений была взята и разрушена Троя.
Учитель литературы: «Сделаем вывод, в чем отличие истинных исторических причин от мифологических. (Согласно мифу в войне участвовали не только люди но и боги). Что такое миф?» (Это произведение, созданное фантазией народа, в котором передаются его представления о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героев).
8. Беседа по содержанию поэмы «Илиада»:
- охаpaктеризуйте главных героев «Илиады» (Париса, Гектора, Агамемнона, царя Приама, Елену).
- назовите богов и мифических героев, которые вмешиваются в действия людей?
- рассмотрите картину русского художника XIX в. А. Иванова «Приам, испрашивающий тело Гектора у Ахиллеса». Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина. Как эта сцена хаpaктеризует царя Приама и Ахиллеса? Почему Ахиллес отдает тело Гектора отцу?
- чем заканчивается поэма? (сцена похорон Гектора)
- какие сказания не вошли в поэму? (сказания об окончании войны)
- благодаря действиям какого мифического героя была разрушена Троя? (Одиссей)
- какие вы ещё знаете мифы с участием Одиссея?
- объясните крылатое выражение «троянский конь».
9. Групповая работа по развитию речи:
Вспомните и запишите одно крылатое выражение, пришедшее в русский язык из греческих мифов, дайте ему объяснение (нить Ариадны, яблоко раздора, ахиллесова пята, авгиевы конюшни, подвиг Геpaкла и др.).
Учитель литературы: «Для чего в русском языке необходимы подобные выражения? Какова их роль?» (Они делают язык богатым, красочным, образным).
Учитель истории: «Из перечисленных имён: Агамемнон, Приам, Ахиллес, Гектор, Одиссей, Патрокл – выберите знаменитых греков и троянцев и занесите в таблицу. Задание выполните в группах».
Греки |
Троянцы |
Агаменон |
Приам |
Одиссей |
Гектор |
Патрокл |
|
Учитель литературы: «Каждый из этих героев очень ярко проявил себя в сюжете поэмы. О каждом из них можно сказать одним словом, которое заключает в себе образную хаpaктеристику. Иначе говоря, каждому герою можно подобрать эпитет. Соотнесите правильно героев и эпитеты, соединив их стрелками».
А) Одиссей |
|
1. Быстроногий |
Б) Приам |
|
2. Мужественный |
В) Ахиллес |
|
3. Хитроумный |
Г) Гектор |
|
4. Мудрый |
Ответы: А-3; Б-4;В-1;Г-2.
10. Подведение итогов:
- понравилось ли вам это произведение?
- в чём особенности сюжетного повествования? (здесь действуют исторические лица и мифические герои)
- для чего Гомер используют такой приём в своей поэме? (чтобы подчеркнуть эпичность, монументальность происходящих событий)
- какими фразеологизмами обогатился русский язык, благодаря гомеровскому произведению? (яблоко раздора, ахиллесова пята, троянский конь)
- что нового вы узнали на уроке из истории Троянской войны?
При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....
07 12 2023 17:20:16
Мероприятие позволяет расширить знания детей по истории России. Знакомит с русскими народными традициями, обычаями наших предков, песнями, танцами, частушками, потешками, пословицами. Способствует формированию патриотизма, приобщает учащихся к изучению историко-культурного наследия родного края. Оно помогает раскрыть индивидуальные способности детей и развить навыки культурного поведения и общения. В нем принимают участие дети, родители и учителя.
...
06 12 2023 4:59:54
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
05 12 2023 5:44:43
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
04 12 2023 0:46:47
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
03 12 2023 10:43:58
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
02 12 2023 0:42:47
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов.
Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации.
...
01 12 2023 5:51:47
Сценарий урока по обществознанию в 9-м классе, цели которого — дать учащимся представление о трудовых правах несовершеннолетнего....
30 11 2023 10:27:52
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
29 11 2023 5:20:25
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
28 11 2023 1:51:30
Урок сочетает элементы традиционного с современным типом, применяет системно-деятельностный подход. На большинстве этапов используется презентация. Информационные технологи активно вовлекает учащихся в учебный процесс, раскрывают их способности, активизируют умственную деятельность, значительно расширяют возможности представления информации....
27 11 2023 6:23:11

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
26 11 2023 3:21:31
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
25 11 2023 9:21:44
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
24 11 2023 8:24:28

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
23 11 2023 0:38:45
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
22 11 2023 1:21:42
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
21 11 2023 16:13:19
Cоставляющая исторического образования сегодня - региональный компонент.
Дисциплина "История региона" введена в учебный план АКВТ как самостоятельная дисциплина и имеет целью пробудить и развить гражданственность.
На занятиях учащиеся выступают с творческими докладами, поднимая проблемы развития края.
На пpaктических занятиях организуются экскурсии в Кремль, на раскопки столицы Золотой Орды.
Студенты привлекаются к научно-исследовательской работе.
Дисциплина предусматривает различные способы и формы изучения студентами истории края....
20 11 2023 17:22:18
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
19 11 2023 9:21:11
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Реформы Петра I" строится по традиционной схеме урока-презентации с игровым моментом. Его особенностью является диалог учеников и учителя, основанный на вопросах и заданиях по предложенным историческим документам, схемам и таблицам....
18 11 2023 11:18:51
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
17 11 2023 18:44:29
Цели урока: изучение теоретических представлений и формирование пpaктических навыков в области избирательных отношений у обучающихся; воспитание гражданственности и активной жизненной позиции у молодёжи....
16 11 2023 17:34:53
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения.
...
15 11 2023 10:56:26
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
14 11 2023 23:27:50
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
13 11 2023 12:12:26
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
12 11 2023 5:48:51
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
11 11 2023 9:41:33
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
10 11 2023 17:36:44
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
09 11 2023 14:33:56
В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....
08 11 2023 7:10:45
Урок построен по традиционной системе с элементами ролевой игры. Данный урок позволяет рассмотреть изменения на политической карте мира во второй половине XIX века и определить место и роль России в этих изменениях. Особенностью урока является установление причинно-следственной связи исторических событий. Важный момент урока – это работа учащихся со схемами и таблицами, умение их анализировать и сравнивать....
07 11 2023 8:49:29
Цель урока: объяснить учащимся противоречивые процессы в развитии экономики России во второй половине XVIII века. Задачи: создать условия для осмысления темы урока в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся; продолжить формирование у учащихся метапредметных навыков работы с учебником, чтения карт и диаграмм, умения составлять таблицы; развивать интерес к истории, воспитывать чувство гордости за свою Родину....
06 11 2023 1:55:32
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
05 11 2023 22:56:18
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
04 11 2023 14:52:23
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
03 11 2023 18:42:35
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
02 11 2023 22:10:25
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
01 11 2023 12:54:48
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
31 10 2023 8:50:10

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
30 10 2023 8:32:17

Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
29 10 2023 9:46:24
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
28 10 2023 0:53:51
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
27 10 2023 10:44:36
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
26 10 2023 9:15:24
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
25 10 2023 12:11:38
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
24 10 2023 0:17:46
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
23 10 2023 16:42:32
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
22 10 2023 11:23:44
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки.
...
21 10 2023 18:32:33
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
20 10 2023 8:21:51
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
19 10 2023 15:56:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::