Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня
Цель урока:
- Закрепление и углубление знаний о государственных системах, формирование навыков работы с информацией из различных исторических источников.
Задачи урока:
- Сформировать у учащихся представление об основных направлениях и особенностях истерического развития государств, уделив внимание взаимосвязи истории и современности.
- Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой, анализа и синтеза изучаемого материала.
- Способствовать становлению у учащихся гражданского самосознания.
Оборудование:
- Видеопроектор, экран.
- Тексты Конституции Российской федерации.
- Портреты философов, политологов, социологов.
- Персональные компьютеры.
Тень государства лежит едва ли не на всех видах человеческой деятельности. От образования до экономического управления, от систем социальной поддержки до здравоохранения, от охраны внутреннего порядка до внешней безопасности государство все формирует и контролирует, а где не формирует, не контролирует, там регулирует, надзирает, разрешает или запрещает.
Даже те стороны жизни, которые обычно считаются личными или частными (бpaк, развод, aбopт, вероисповедание) так или иначе находятся в поле зрения государства.
Таким образом, сущность государственной власти стала едва ли не центральной проблемой политологии. Все важнейшие вопросы политологии связаны с “государственным вопросом”.
Что же такое государство?
Термин “государство” используется в отношении самых что ни на есть разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент подавления или угнетения. Эта разноголосица возникла из факта, что исторически сложилось три подхода к государству – идеалистический, функциональный и организационный.
Выступления учащихся:
- Идеалистический подход;
- Функциональный подход;
- Организационный подход.
В свете всего сказанного можно выделить пять основных черт государства:
- государство суверенно. Оно обладает абсолютной и неограниченной властью, в том смысле, что находится над всеми основными институтами. Томас Гоббс выразил эту идею представив в идее “Левиафана” - огромного морского чудовища.
- государственные институты “публичны”. В противовес частным институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведение в жизнь коллективных решений.
- государство – это инструмент легитимации. Считается, что решения государства принимаются в интересах общества и для общего блага.
- государство – это инструмент господства. Государственная власть и государственный интерес поддерживаются принуждением. Государство должно обеспечить всеми возможностями исполнение всех законов вплоть до наказания тех, кто их не исполняет. Собственно, государственная монополия “на законно осуществляемое насилие” (Макс Вебер) и является пpaктическим выражением его суверенитета.
- государство – это территориальное объединение. Юрисдикция государства имеет свои географические пределы и охватывает всех тех, кто живет в его границах, будь то граждане или не граждане данной страны.
Приложение 1
Первая статья конституции РФ говорит “РФ (Россия) есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления”.
Когда принималась конституция, сколько лет прошло, все ли хаpaктеристики России, как государства реально существуют сегодня?
Нет, не все, а почему? Конституция имеет пролонгированный хаpaктер.
Задание: докажите правой хаpaктер государства, выбирайте роли.
Вам, молодые люди, необходимо подобрать аргументы вашей точки зрения.
Задача всех присутствующих, слушая учащихся, определитесь с собственной точкой зрения: является ли сегодня Россия правовым государством?
Вопрос учащимся – что они чувствовали, что они испытали, делая свой выбор?
Вывод: государство не может достигнуть иного состояния очень быстро, 20 лет назад мы и назывались по другому – СССР, еще совсем недавно о нашем государстве можно было сказать:….
Дайте хаpaктеристику Советскому Союзу по образцу статьи №1 Конституции РФ
Правильный ответ: Тоталитарное унитарное государство с республиканской формой правления
Повторение форм государственного устройства:
1. Формы правления
2. Территориально - государственное устройство
3.Типы политических режимов
Тест
Ответьте на вопросы однозначно: “да” или “нет”
- Может ли тоталитарное государство быть федерацией?
Да |
Нет |
- Может ли авторитарное государство быть республикой?
Да |
Нет |
- Должно ли демократическое государство иметь республиканскую форму правления?
- Гражданин может быть лишен гражданства, но только по приговору суда. Верно ли это?
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Отметьте неверные высказывания:
а) Правовым называется государство, в котором обеспечено верховенство закона и властные структуры государства ему подчинены.
б) Правовое государство – это государство, ориентированное на правовое обеспечение всесторонних прав и свобод граждан и их реальную защиту.
в) Правовое государство – это государство, в котором действует правило: “Что не разрешено законом, то запрещено”.
г) Правовое государство – не самоцель, оно выполняет “социальный заказ” - законодательное закрепление прав и свобод граждан, и создает систему защиты этих прав.
Это вопросы из олимпиады по праву за 2004 год. Задайте друг другу вопросы на тему правового государства.
Политолог должен не только уметь дать правильную хаpaктеристику государству, но и правильно использовать политологические понятия.
Исправьте ошибки, дайте определения.
Перед вами карточки, делаем исправления, передаем соседу – он исправляет ваши ошибки или делает свои.
Напишите правильно и объясните понятия:
а) ин (о, а) угурация;
б) (а, о) п. (о, а) ртеид;
в) (е,и)мпичмен(т,д);
г) инс (е, и) нуация;
д) пр (и, е) зум (б, п., к) ция;
е) сан (к, г) ция;
ж) т (и, е) рания;
з) (а, о) хл (а, о) кратия;
и) (а, о) л (л) (е, и) гархия;
к) л (и, е) г (е, и) тим (е, и) зация;
л) э (лл, л) (е, и) кторат;
м) р (а, о) тация;
н) (п., к) л (и, ю) ралзм;
о) д (э, е) ид (и, е) (о, а) логизация.
В Конституции России есть и другие хаpaктеристики нашего государства. Найдите их. Возникает вопрос, где искать – сколько всего разделов в Конституции, глав, статей?
2 раздела, 137 статей, 9 глав.
Где содержатся основные хаpaктеристики государства?
В первой главе.
Работа в группах.
Попробуйте самостоятельно придумать способы сделать наше государство социальным.
Обобщение (рефлексия). Найдите недостающие звенья в схемах правового государства.
Учащиеся выполняют задания на персональных компьютерах.
Пролонгированное задание для учащихся - написать эссе на тему:
“Цель государства всегда одна и та же – ограничить человека, приручить его, подчинить его, поработить его” Марк Штирнер. Единственный и его Я. 1845.
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории.
...
24 09 2023 2:57:23
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение.
...
23 09 2023 8:37:37
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
22 09 2023 16:49:57
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
21 09 2023 11:53:42
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
20 09 2023 14:47:41
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
19 09 2023 20:16:23
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
18 09 2023 11:55:12
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
17 09 2023 16:30:13
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
16 09 2023 21:14:12
Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию.
...
15 09 2023 12:41:50
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
14 09 2023 9:50:24
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
13 09 2023 18:55:22
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
12 09 2023 20:54:12
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
11 09 2023 22:29:25
Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....
10 09 2023 6:31:35
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
09 09 2023 9:47:30
Выполнение творческого задания во время работы в малых группах – создание коллажа на заданную тему. («Социальные роли личности», «Национальный вопрос», «Богатые и бедные», «Современная семья». ) Ученики должны по теме отобрать и вырезать материал из журналов, соединить в коллаж. Развивает образное мышление, учит работе в группе. Позволяет обобщить пройденный материал и подвести итоги....
08 09 2023 19:21:33
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
07 09 2023 15:39:14
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
06 09 2023 13:54:51
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
05 09 2023 4:44:25
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
04 09 2023 15:41:33
Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления.
...
03 09 2023 0:32:39
Обобщающий урок проводится в старших классах, так как рассчитан на два урока учебного времени. Основной его целью является не столько обобщение материалов по истории войны, хотя и это важно, сколько заострение внимания учеников на высоком патриотическом порыве российских народов в годы общей беды. Обязательно привлекаются местные материалы, что не только подчеркивает единство народа, армии, власти России в войне, но и позволяет ученикам через деятельность своих предков почувствовать и свою причастность к тем далеким великим событиям....
02 09 2023 6:46:48
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами.
...
01 09 2023 1:31:53
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
...
31 08 2023 21:42:32
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
30 08 2023 0:33:32
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
29 08 2023 23:47:47

Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
28 08 2023 3:55:48
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
27 08 2023 1:18:20
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
26 08 2023 6:29:21
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
25 08 2023 12:57:10
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
24 08 2023 8:34:20
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
23 08 2023 18:19:15
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
22 08 2023 10:55:36
Урок демонстрирует роль устного народного творчества в формировании представлений о мире и человеке, прививает навыки работы в группе, развивает коммуникативность, умение ставить и решать проблемы через творческую деятельность сотрудничества, социальную ответственность перед своей группой....
21 08 2023 12:14:11
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
20 08 2023 18:48:15
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
19 08 2023 22:15:48
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
18 08 2023 14:32:52
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
17 08 2023 12:11:48
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
16 08 2023 1:37:32
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
15 08 2023 3:21:35
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
14 08 2023 3:10:28
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
13 08 2023 19:25:44

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
12 08 2023 0:16:44
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
11 08 2023 10:24:18
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
10 08 2023 16:56:55
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
09 08 2023 21:31:51
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
08 08 2023 22:56:44
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
07 08 2023 16:47:24
Метод проектов - это базовая образовательная технология, поддерживающая компетентностно-ориентированный подход в образовании. А результаты взаимоотношения учителя и ученика наиболее ярко отражаются в результатах урока как важнейшей формы обучения. Предлагаю урок с использованием мультимедийной презентации.
...
06 08 2023 15:56:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::