Урок развивающего обучения по теме "Древняя Финикия"
Цели урока:
Образовательные (познавательные):
- создать у учащихся представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии;
- познакомить учащихся с особенностями кораблестроения и мореплавания у древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний);
- охаpaктеризовать основные товары финикийских рынков;
- раскрыть особенности финикийского алфавита.
Развивающие
- создать условия для формирования у учащихся:
- умения работать с исторической картой;
- логического и образного мышления путем наводящих вопросов проблемного хаpaктера;
- творческого мышления - посредством выполнения творческих заданий;
- умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, финикийского и славянского алфавитов;
Воспитательные:
- показать вклад финикийцев в мировую культуру;
- продемонстрировать модель кросс-культурного диалога (на примере финикийского рынка);
- продолжить формирование ценностных ориентаций самих учащихся путем знакомства с ценностями древних финикийцев.
Наглядные пособия:
- изобразительная и условная наглядность - карта, мультимедийная презентация; записи на доске (таблица, схема, буквы финикийского алфавита);
- предметная наглядность - две шкатулки, папирус, вино, оливковое масло, пурпурная ткань, серебряное украшение, стеклянный сосуд, модели греческой посуды, кедровая шишка, фигурка paба, кусочек угля, веревка.
План изучения нового материала
ХОД УРОКА
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан. В древности эта местность носила название Ханаан. А затем сюда прибыли греки и назвали ее Финикией. Как вы думаете, почему? "Финикийцы" в переводе с греческого - "красноватые", точнее, "красящие в багряный цвет". В ходе урока мы выясним, с чем связано это название.
1. Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей. Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров. Любому путешественнику, впервые прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются. Вспомните, от чего зависят занятия людей? (От местоположения и природных условий страны). Пользуясь картой, заполните таблицу "Природа Финикии и основные занятия ее жителей" (Учитель последовательно называет пункты первого столбика и в ходе эвристической беседы учащиеся заполняют второй столбик).
Местоположение и природа Финикии | Занятия жителей |
1) Расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей. | Мореплавание Кораблестроение Рыболовство |
2) Долины - чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными - на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы? | Финики Оливки Виноград Персики |
3) Горы, кедровые леса (уникальный
материал - ливанский кедр). Где мог
использоваться лес? 4) В горах не было полезных ископаемых |
Строительство домов Изготовление мебели Кораблестроение |
5) Заливы и бухты - как они могли использоваться жителями? | Мореплавание Кораблестроение Добыча моллюсков (пурпурная краска) Торговля |
Во втором столбике подчеркните занятия, которые повторяются чаще всего (кораблестроение, мореплавание и торговля). Это и были основные занятия финикийцев.
2. Кораблестроение и мореплавание. Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей - военные и торговые.
Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран, обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму? (Более быстроходные и маневренные). Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были paбы, прикованные цепями к скамейкам. Финикийцы использовали униремы - одноэтажные суда, где сидела одна комaнда гребцов; биремы - двухэтажные корабли с двумя комaндами гребцов; триремы - трехъярусные суда, где 2 комaнды грeбли, а третья отдыхала; квинквиремы - галеры с пятью комaндами гребцов. Почему на финикийских кораблях гребцов было гораздо больше, чем воинов (кроме постоянной комaнды брали еще запасную)? (Боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людей отдохнувшими). Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволяло грести значительно быстрее). С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты? (Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).
Торговые суда были широкими (их называли "пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара). На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море? Финикийцы путешествовали по нескольку недель и даже месяцев. Подумайте, могли ли они обойтись одним сосудом воды? Где можно было пополнить эти запасы? На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием. Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии - поселения людей, переселившихся из другой страны.
Как выбиралось место для поселения? Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название "Карфаген" переводится как "новый город". Там был построен искусственный порт, где корабли могли укрыться от непогоды. Порт состоял из двух частей, соединенных между собой узким каналом. В одной его части, имевшей форму круга, располагались боевые корабли. В другую, прямоугольную часть, заходили торговые суда. Внутри военного порта был насыпан искусственный остров, на котором находилась база комaндующего флотом. В городе находились многочисленные верфи и судоремонтные мастерские. Вскоре сам Карфаген начал основывать свои колонии в западной части Средиземного моря и превратился в главный город огромного государства.
Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте обратимся к карте. Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Во-вторых, финикийцы знали, что где-то далеко Средиземное море зажато между двумя скалами, которые они называли "столбами Мелькарта". Определите по карте, как называется это место (Гибралтарский пролив). Там расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан. Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными - как вы думаете, почему? (Финикийцы привозили оттуда олово, поскольку собственных полезных ископаемых у них не было).
3. Торговля. Изобретения финикийцев. Много путешествуя, финикийские купцы торговали со всеми странами Средиземноморья. Давайте представим, что мы с вами попали на восточный базар. Перед нами поднос, справа и слева две шкатулки: в одной находятся финикийские товары, а в другой - товары из других стран, с которыми вела торговлю Финикия.
К доске приглашаются два ученика: "финикийский купец" и представитель купцов из других стран. "Купцы" будут вынимать из своих шкатулок предметы, показывать их классу и ставить на общий поднос - "базар". Наша задача - выяснить, что ввозили и вывозили финикийские купцы.
Финикийские товары
Пурпурная ткань. В то время самой тонкой тканью считался лен. Но финикийцы создали более легкую ткань, которую греки стали называть "царским льном". Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым популярным из которых стал пурпурный. Для получения пурпурного цвета добывали краску из paковин моллюсков. Если краска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее.
Оливковое масло
Кедровая шишка - символ леса. Как финикийцы использовали древесину? (Из кедра сооружали каркасы кораблей, строили здания, изготовляли мебель). В какую страну финикийцы могли вывозить лес? (В Египет, потому что эта страна имела выход в море, но была лишена леса для строительства флота).
Сосуд из стекла. Финикийцы первыми научились изготавливать прозрачное стекло (непрозрачное стекло изобрели египтяне). Из полученного стекла выдували маленькие изящные сосуды для благовоний.
Украшения - стеклянные бусы и браслеты. Финикийцы делали особые бусы: на нить нанизывались разные украшения - шарики, цилиндры, диски, изготовленные из разных материалов и даже из плодов деревьев.
Финики, оливки, виноград
Товары из других стран
Фигурка paба. Рабов в то время называли "живым товаром". Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов? Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков в рабство.
Бутылочка вина. Его ввозили из Греции. Давайте вспомним: из чего делают вино? (из винограда). Но ведь в Финикии выращивали виноград. Неужели у них не было своего вина? (Не было, потому что они не умели его изготавливать).
Веревка - что она может символизировать? (Канаты - для корабельных мачт и якорей).
Папирус. Его использовали как материал для письма. Еще одна хитрость, на которую шли финикийцы: они скупали папирус у египтян, а потом перепродавали его в другие страны, и жители этих стран думали, что папирус производят в Финикии.
Кусочек угля. В Финикии не было полезных ископаемых, поэтому уголь тоже был привозным.
Серебряное украшение. Серебро привозили из Испании
Фигурка кошки. Как вы думаете, почему финикийцы так ценили кошек? Откуда они могли их ввозить? (Кошки истрeбляли мышей на кораблях, поэтому финикийцы похищали кошек из Египта и тайком привозили на родину)
Порой корабли стояли по нескольку месяцев в гавани, неспешно распродавая свои товары. Центрами торговли становились многолюдные и богатые города. Самыми крупными финикийскими городами были Тир, Сидон и Библ. Тир переводится с финикийского как "скала", Сидон - как "место рыбной ловли". А вот Библ (греки называли его "Библос") в переводе с греческого означает "Папирус". Какие слова с корнем "библ" употрeбляются до сих пор? (Библия, библиотека)
4. Финикийский алфавит. Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему? Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит.
В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22 буквы было нетрудно, начертание их было простым: каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.
Давайте посмотрим на написание некоторых букв финикийского алфавита.
Приложение.
Буква "гимель" обозначала слово "верблюд" и была похожа на верблюжий горб. Буква "далет" обозначала "дверь" и напоминала вход в шатер. Буква "мем" обозначала воду и была похожа на волны, а буква "реш" была похожа на голову человека, стоящего к нам боком. Присмотритесь: финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего алфавита. (Финикийские буквы - зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно "перевернули" и буквы - например, буквы Г и Р).
Еще одна особенность финикийского алфавита - отсутствие в нем гласных букв. Давайте поработаем с финикийским алфавитом (см. Приложение).
Определите, что здесь написано: КРФГН (Карфаген). Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.
Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ. (СН - сон, сан, ясень, осень, сено, осина, сани; ДМ - Дима, Адам, дым, дом, дама, дума, идем, едем, едим).
Расшифруйте фамилии ваших одноклассников, написанные по-финикийски: ГРВ, ЛСВ, НТНВ, ВНВ, ДН (Егоров, Елисеев, Антонов, Иванов, Юдин или Единов и т.д. - лучше брать фамилии, начинающиеся с гласных букв)
Запишите по-финикийски слово "школа". Для этого сделайте следующее.
В нижней строке поставьте прочерки в тех клетках, которые расположены под гласными буквами.
Пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы.
Ш | К | О | Л | А |
5) Запишите свое имя по-финикийски
Как мы уже говорили ранее, финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква "алеф" - это греческая "альфа" (а), финикийская "бет" - греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука. Так в чем же заключались плюсы и минусы финикийского алфавита?
Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор. Финикийцам мы обязаны названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед дeвyшкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега. Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа" переводится как "заходящее солнце"
Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, "Испания" переводится как "берег кроликов". Мы часто употрeбляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики".
Домашнее задание:
- в учебнике познакомьтесь с параграфом, который посвящен Древней Финикии, и объясните название страны;
- выпишите финикийские изобретения, которыми мы пользуемся до сих пор;
- запишите по-финикийски свою фамилию;
- сделайте финикийские бусы.
Использованная литература
- Волков А.В. Загадки Финикии. - М., Вече, 2004.
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. - М., Просвещение, 2003.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 1996.
- Уколова В.И., Маринович Л.П. История древнего мира. - М., Просвещение, 2001.
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
07 12 2023 9:28:45
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
06 12 2023 18:54:52
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
05 12 2023 16:44:43
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
04 12 2023 6:23:32
Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint.
...
03 12 2023 16:36:48
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
02 12 2023 0:46:38
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
01 12 2023 3:38:56
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
30 11 2023 21:42:46
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
29 11 2023 10:39:58
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
28 11 2023 16:34:10
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
27 11 2023 19:30:35
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
26 11 2023 23:57:49
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
25 11 2023 11:20:15

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
24 11 2023 10:44:51
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
23 11 2023 16:43:13
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
22 11 2023 10:34:39
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
21 11 2023 7:32:30
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
20 11 2023 20:35:45
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
19 11 2023 1:39:13
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
18 11 2023 16:24:21
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
17 11 2023 23:15:54
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
16 11 2023 7:11:51
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
15 11 2023 0:28:35
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
14 11 2023 3:34:34
В статье автор поднимает проблему познания природы человека через самопознание. Актуальность данного исследования в формировании «Я – концепции», представлении человека о самом себе через мнения других людей и соотнесении себя с другими. В процессе дискуссии у старшеклассников развиваются навыки самоанализа, изучения себя через образы и ситуации с учетом мнения других людей....
13 11 2023 4:33:58
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
12 11 2023 21:14:34
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
11 11 2023 17:46:35
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
10 11 2023 5:49:36

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
09 11 2023 7:44:17
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
08 11 2023 10:47:20
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
07 11 2023 13:53:52
Урок основан на активном участии ребят. Автор рекомендует провести предварительный опрос, чтобы выяснить отношение к темнокожему населению России в присутствующей аудитории. Таким образом, перед ребятами изначально ставится проблема: «Как я отношусь к этому вопросу?» Проблема усиливается, когда учащиеся, разбившись на группы, получают для работы противоположные точки зрения из источников СМИ и интернет-форумов....
06 11 2023 16:26:49
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
05 11 2023 3:50:21
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
04 11 2023 0:51:21
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
03 11 2023 12:27:27
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
02 11 2023 21:53:14
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
01 11 2023 11:53:52
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
31 10 2023 6:13:13
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности».
...
30 10 2023 1:17:33
Цель бинарного урока: знакомство с достижениями М.В. Ломоносова в разных областях наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. На примере жизни и творчества М.В. Ломоносова воспитывается в учащихся положительная мотивация к учению, чувство патриотизма и любви к родине. Особенность урока заключается в наличии метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения....
29 10 2023 8:45:19
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
28 10 2023 14:42:10
Представлен сценарий урока по истории Древнего мира. Урок в 5-м классе проводился по теме "Школа в Древней Греции". При подготовке к данному уроку была проведена большая предварительная работа учителем и учащимися. Урок комбинированный, но проходит в нестандартной форме. Учитель и ученики проводят его вместе. При проведении урока необходимо использовать иллюстративный материал, взятый из альбома по искусству Древнего мира, карту "Древняя Греция" и атласы, слайды по истории Древней Греции....
27 10 2023 5:39:18

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
26 10 2023 1:31:59
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
25 10 2023 19:16:51
На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....
24 10 2023 1:10:31
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
23 10 2023 22:35:15
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
22 10 2023 7:24:55
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
21 10 2023 5:41:10
Урок с ИКТ повторяет и обобщает материал по теме «Россия после Смуты». Материалы урока также можно использовать в 7-м классе при изучении темы «Россия в XVII в.»....
20 10 2023 0:50:54
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
19 10 2023 17:32:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::