Глобальные проблемы современности
Цели урока:
- Образовательные:
- поднять старшеклассников на новый уровень осмысления глобальных проблем; максимально актуализировать их знания по другим предметам.
- раскрыть сущность глобальных проблем человечества, показать, что их решение требует усилий как на межгосударственном уровне, так и непосредственно каждого из нас.
- раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества.
- развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
- развить умение анализировать проблемные ситуации; выработка навыков работы со специальной литературой.
- Воспитательные:
- обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем.
- формирование активной жизненной позиции.
- формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные дожди, оружие массового поражения, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.
Изучение новой темы
Этапы | Приемы и средства обучения |
Вводно-мотивационный этап. | Обозначение актуальности темы. Постановка проблемы. |
I этап. Что такое глобальные проблемы? | Лекция с элементами беседы. Выяснение причин появления глобальных проблем, построение схемы “Особенности глобальных проблем”. В выводе фиксируется главное понятие темы. |
II этап. Классификация глобальных проблем. | Лекция с элементами аналитической беседы и пpaктического занятия: составление таблицы “Классификация глобальных проблем”; просмотр материала одной из новостных программ в записи, беседа по вопросам к в/ф; работа с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками); |
III этап. Понятие “терроризм” | Беседа-полемика с использованием так называемых карточек-перевертышей (с одной стороны фотографии по теме, с другой текст) |
IV этап. Поможем планете решить глобальные проблемы! | Элементы пpaктического занятия: групповая учебная деятельность по заданию (техника аквариума), аналитическая беседа, дискуссия. Вывод. |
Заключительный этап. | Коллективное обсуждение проблемного вопроса. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Проверка формализованных знаний через тестирование. Взаимопроверка, оценка и самооценка работы учащихся. Объясняется домашнее задание. |
Вводно-мотивационный этап.
Эпиграф на доске:
Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян
Учитель: В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия – “Глобальные проблемы современности”. Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос (записан на доске): Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?
Что такое глобальные проблемы?
Учитель: Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие “глобальные проблемы” (фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).
Вопросы учащимся: Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем? Что их породило? В ходе обсуждения возможно пояснение учителя.
Учащиеся подводятся к следующей мысли, которая записывается ими в тетрадях:
Причины появления глобальных проблем:
- глобализация мира;
- огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Вопрос учащимся: Что же такое глобальные проблемы? Ведется обсуждение, учащиеся подводятся к выводу.
Вывод. Глобальные проблемы – это совокупность проблем человечества, возникших во второй половине XX в., угрожающих существованию мировой цивилизации (вывод фиксируется в тетрадях).
Классификация глобальных проблем.
Учитель: В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.
Вопросы учащимся: Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать? В ходе беседы заполняется таблица. Учитывая мнения ребят, возможно внесение в нее необходимых корректив.
Классификация глобальных проблем.
Экологические | Экономические | Социальные | Политические | Духовные |
|
|
|
|
|
Просмотр эпизода одной из новостных программ в записи (5 минут).
Беседа по вопросам к видеофильму: Какие глобальные проблемы были затронуты в сегодняшних новостях? Люди с разной степенью остроты воспринимают глобальные проблемы. Какая из них наиболее актуальна для вас? Из пpaктики: приоритетной проблемой большинство учащихся-москвичей, вспомнив теpaкты последних лет, назвали терроризм.
Учитель решает, насколько подробным должно быть рассмотрение отдельных проблем, исходя из собственных предпочтений и того, как широко эти проблемы были представлены в рамках других учебных дисциплин. Возможно по отдельным глобальным проблемам организовать работу с раздаточным материалом (карточками с заданиями, письменными источниками). Демонстрируются иллюстрации по отдельным глобальным проблемам. Звучит отрывок из музыкальной композиции “Прости, Земля” в исп. группы “Земляне” (слова А. Дементьева, музыка В. Добрынина).
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны, противоречивы. Они настолько тесно переплетены и взаимосвязаны друг с другом, что уместнее говорить о комплексе глобальных проблем (вывод фиксируется в тетрадях).
Понятие “терроризм”
“Терроризм – глобальная проблема современного мира”
Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить: Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой. Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?” А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.
1) Попробуем составить “кластер” со словом – терроризм. (По мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)
2) Поработаем над понятием “терроризм”. (На доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).
3) Обратимся к истории терроризма. (На столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой. Учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод).
Вывод:
- Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.
- Терроризм прошлого носил прицельный хаpaктер.
- Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.
- Терроризм развивается, приобретает новые черты.
4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.
- П – позиция
- О – обоснование
- П – пример
- С – следовательно
Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:
У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь говорить не приходится.
Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к “адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.
Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.
Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.
Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.
Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.
Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.
Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.
Поможем планете решить глобальные проблемы!
Используется техника аквариума. Класс делится на 6 групп: с первой по пятую – рабочие группы, специализирующиеся на одной из пяти разновидностей глобальных проблем; 6-я группа – аналитики (они будут оценивать предложения групп).
Задание для групп: Продумайте и сформулируйте пути решения одной из глобальных проблем. Группам дается 10 минут для обсуждения интересующей их проблемы и определения общей точки зрения, которую затем выскажут представители каждой группы. Они должны отстаивать позицию своей группы. В результате намечаются наиболее рациональные и эффективные пути решения глобальных проблем. Возможно не будут найдены ответы на все вопросы. Важен сам факт постановки проблемы. Задуматься – это значит сделать первый шаг. Учащиеся подводятся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан.
Учитель: Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потрeбления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку “щадящих” технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.
Вопрос учащимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возможно возникновение дискуссии.
Учитель: Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члeны Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.
Учащиеся подводятся к выводу.
Вывод: Только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития (вывод фиксируется в тетрадях).
Заключительный этап.
Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возможно возникновение дискуссии.
Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.
Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).
Этап проверки формализованных знаний учащихся проводится через тестирование. Затем на доске открывается ключ к тестам и критерии оценки; проводится взаимопроверка в парах: все построено на доверии. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.
Учитель объясняет домашнее задание:
- параграф соответствующего учебника;
- знать конспект;
- творческая работа по одной из глобальных проблем (эссе, презентация в формате Power Point, реферат – на долгосрочную перспективу с последующей защитой)
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
05 12 2023 23:51:21
Оценка учебных достижений учеников является важной частью деятельности преподавателя. Задания для повторительно-обобщающих уроков, как и другие виды контроля, выполняют диагностическую, обучающую и развивающую функции. Задания разработаны по всем разделам курса и могут быть использованы для текущего, тематического и итогового контроля. Они включают вопросы разного уровня сложности, учитывают индивидуальные особенности учеников....
04 12 2023 7:31:47
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
03 12 2023 11:54:51
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
02 12 2023 13:26:30
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
01 12 2023 2:25:35
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
30 11 2023 10:52:21
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере.
...
29 11 2023 1:35:53
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
28 11 2023 3:19:22
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
...
27 11 2023 15:37:37
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
25 11 2023 20:51:28
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
24 11 2023 23:16:39
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
23 11 2023 10:37:37
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма.
...
22 11 2023 10:12:41
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
21 11 2023 3:47:20
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
20 11 2023 8:18:51
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
19 11 2023 16:30:15
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
18 11 2023 18:37:14
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
17 11 2023 22:29:36
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
16 11 2023 4:26:26
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
15 11 2023 0:33:59
При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть использованы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление....
14 11 2023 23:27:26
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
13 11 2023 16:27:32
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
12 11 2023 4:16:45
Целью любой игры является тренировка или упражнение в определенном виде деятельности.
Игру можно рассматривать как универсальный способ пробуждения и поддержания интереса к изучаемому материалу. В игровой форме целесообразно проводить обобщающие уроки и турниры не только в подготовленных классах, но и для детей, плохо справляющихся с программами общеобразовательной школы.
Представленные игры способствуют развитию познавательного интереса к истории.
...
11 11 2023 17:17:46
Заочная экскурсия в одно из древних государств - Критское, организованное с применением технических средств обучения: мультимедийного проекта, программы MS PowerPoint, дает возможность увидеть достопримечательности прошлого, знать исторических деятелей, привить интерес к предмету "История Древнего мира".
...
10 11 2023 5:48:21
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
08 11 2023 14:28:49
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
07 11 2023 11:13:34
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
06 11 2023 18:26:49
Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века».
...
05 11 2023 14:56:13
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
04 11 2023 9:19:45
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
03 11 2023 9:36:13

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
02 11 2023 18:49:56
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
01 11 2023 17:19:44
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
31 10 2023 1:12:19
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
30 10 2023 2:44:38
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
29 10 2023 16:22:21
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
28 10 2023 22:26:11
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
27 10 2023 16:19:57
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
26 10 2023 0:20:56
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
25 10 2023 18:41:52
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
24 10 2023 3:27:28
Урок с применением модульной технологии, которую можно успешно применять в старшей школе. Цель данной технологии – формирование у выпускника навыков самообразования....
23 10 2023 22:31:45
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
22 10 2023 9:30:43
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
21 10 2023 14:29:24
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
20 10 2023 5:20:37
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
19 10 2023 12:49:45
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
18 10 2023 13:33:47
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
17 10 2023 16:49:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::