Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития
История - всегда разведка
В былом, но для грядущих лет
Историк загибает ветку,
Чтоб не свернул идущий вслед.
Историк трудится сутуло
Не разгибаясь по ночам,
Чтоб эта ветка не хлестнула
Вслед движущегося по очам.
Б.А. Слуцкий
Современная тенденция пpaктически безграничного расширения информационного поля, многообразие оценок прошлого, определяет необходимость смещения целей исторического образования от запоминания к обучению способам обработки, структурированию, анализу, критики исторической информации. А позиция учителя как информатора, носителя знаний оставляет невостребованными мотивы учения и в итоге приводит в тупик. Проанализировав познавательную мотивацию учащихся, пришла к выводу, что при наличии у большинства положительной оценки познавательной деятельности у детей подавленна инициатива.
Главное условие для проявления внутренней активности - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей, а средством развития личности, раскрывающим его творческие возможности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся.
Исходя из принципа гуманизации, методологическую основу которого составляет признание творческой природы личности каждого ученика, цель моей педагогической деятельности направлена на создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
- обеспечить достижения всеми учащимися программных требований по истории через введение управленческого цикла и рефлексию в процедуру учебной деятельности;
- создать условия для овладения обществоведческими знаниями необходимыми для пpaктической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и процессах;
- формировать мотивы и потребности побуждающие к участию в делах по благоустройству своей “малой Родины” через введение регионального компонента и краеведческую работу.
Уроки образовательной области "Обществознание "дают возможность для решения поставленных задач. Но с другой стороны количество часов отводимых учебным планом на изучение курсов истории сократилось и это приводит к дефициту времени. Еще одна проблема это скромное материальное оснащение сельских школ. Выход из создавшегося положения видится в совершенствовании технологий обучения и контроля. Убеждена, что применением одной-единственной технологии многого не добьёшься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источниками или на решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать о живом слове учителя, ярком рассказе ученика, привлечении учебника, рабочей тетради, использовании всего учебно-методического комплекса.
Четкая постановка задач обучения, их реализация, на мой взгляд, наиболее доступно разработана сотрудниками Московского университета В.В.Суховым, А.Ю.Морозовым, Э. Н. Абдулаевым, которую использую в работе. Основа технологии - создание системы учебных задач. “Учебная задача есть такая задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности изучаемого явления”
Чем меня привлекла данная технология?
- Научностью (восхождение от простого к сложному).
- Возможностью активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем, через выполнение разнообразных учебных заданий.
- Изменением роли учителя на уроке.
- Возможностью мониторинга и коррекции полученного результата.
Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
Работа организуется таким образом, что первый этап урока - это небольшая вводная беседа, где повторяется учебный материал, подводящий к задаче, которую следует решить на уроке. В старших классах она может формулироваться самими учащимися.
Второй этап состоит из анализа материала, выполнения учащимися задания с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок (план работы).
Ученики в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться создать план действий по решению учебной задачи, который призван расчлeнить частную учебную задачу на отдельные вопросы. Учебники, учебные пособия, документы из хрестоматий становятся средством решения учебной задачи, дающие в методическом аспекте большие возможности для разноуровнего обучения. Зная индивидуальные типологические особенности учащихся, их мотивацию учитель может предложить задания и для "слабых", и для "продвинутых ".
Это дает возможность в той или иной мере каждому участвовать в обсуждении, не ущемлять достоинство личности, опираясь только на положительные качества и черты.
Далее работа носит коллективный хаpaктер: кто-то из учащихся нашел одну причину, кто-то - другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на факты. Найденный в совместной деятельности ответ заносится в тетради. Чтобы убедиться в уровне понимания учитель выносит на обсуждение неправильные, неточные или наоборот верные суждения (контрольный тест). Задача учащихся - обнаружить ошибочность, неточность, или подтвердить и доказать правоту суждений.
В качестве дополнительного средства контроля (как индивидуальные задания) используются многочисленные тесты, кроссворды, графические и творческие задания широко представленные в рабочих тетрадях. Эта технология, на мой взгляд, успешно может использоваться в классах с небольшой наполняемостью, какими являются классы в сельской местности.
При такой системе я лишила себя удовольствия быть основным источником информации. Проблемными вопросами я акцентирую внимание учащихся на уязвимых для восприятия местах изучаемого материала
Разнообразные формы познавательной деятельности включают в себя и рефлексивную деятельность учащихся. Вот некоторые приемы, которые использую в своей работе:
- В начале урока четко ставим задачи, которые нам предстоит решить
- Учащиеся должны знать критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке. Критерии могут быть написаны на карточках и представлены детям.
- Метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, пути их исправления)
- Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного задания.
В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили.
- Постепенно от общей рефлексии переходим к индивидуальной, когда один из учеников анализирует результаты общей работы.
Если мы перестроим преподавание на уровне урока, поставив во главу угла выполнение учебных задач, это мало что изменит: не связанные друг с другом отдельные учебные задания не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Первое же знакомство с историей должно быть связано с решением общих задач - зачем ученику изучать прошлое? И ключевым здесь является вовсе не понятие “прошлое”, а понятие “настоящее” и даже “будущее”.
“Почему вообще человечество так пристально вглядывается в свое прошлое, в свою историю. Ответ, в общем-то, очевиден: научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть-чуть спрогнозировать будущее. Вот что на наш взгляд, должно стать стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности”. С данным высказыванием трудно не согласиться. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы научить извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня, мыслить исторически. Пpaктика показала оправданность выявления и решения учебных задач для всего курса. Для истории древнего мира – почему человек стал хозяином планеты Земля и появились первые государства, для истории средних веков - почему же именно страны Западной Европы, западного мира смогли “открыть” и принялись осваивать мир, приспосабливая его под себя? Для новой истории – почему в результате революций в мире стала господствовать буржуазная собственность и сформировался человек техногенной цивилизации? Для курса истории Отечества – что возрождало Русь и Россию? Общей учебной задаче подчинен поиск решения частных учебных задач разделов и отдельных уроков.
Построение школьного курса как системы учебных задач и особая организация учебной деятельности является фундаментом для перестройки деятельности учащихся. Постепенно ребята привыкают к тому, что они не пассивные слушатели и исполнители воли учителя, а исследователи, которые самостоятельно добывают историческую информацию, обдумывают ответы на вопросы, дают собственную оценку историческим личностям и явлениям. На уроках происходит опосредованное, непроизвольное запоминание так, как, решая учебную задачу учащиеся вынуждены обращаться к фактам, событиям, именам, понятиям.
Результаты показывают довольно высокую эффективность данной системы работы. Ежегодно учащиеся выбирают предметы образовательной области “Обществознания” для итоговой аттестации, многие ребята продолжают образование, выбирая гуманитарный или социально-экономический профиль, пишут исследовательские работы о людях и событиях своей “малой родины”. Ответственность, инициативность, самостоятельность – эти качества личности, воспитанные данной технологией создают условия для взаимодействия с окружающим миром, самообразования и саморазвития.
Литература
- В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Статья “Лес проблем и вариант дороги” стр 50-56 ж. Преподавание истории в школе № 1 2000г
- В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Поурочное планирование курса история средних веков как системы учебных задач стр 39-56 ж. Преподавание истории в школе № 7 2000г
- .В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Новый тип учебника по отечественной истории стр 66-75 № 10 2000г
- О Каpaбанова Статья “Универсальные учебные действия: “центр тяжести” новых стандартов” информационно- публицистический бюллетень Просвещение №6 2006г
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
02 10 2023 19:11:13
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
01 10 2023 6:15:28
Урок дает представление о особенностях и основных этапах культурно-исторического развития Руси X – начала XIII века. Учащиеся получают знания о направлениях развития древнерусской культуры, изучают особенности и этапы культурно-исторического развития Руси, дают хаpaктеристику различным видам культуры....
30 09 2023 16:31:59
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по теме.
...
29 09 2023 19:35:15
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
28 09 2023 17:36:19
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
27 09 2023 23:33:48
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
26 09 2023 16:42:41
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
25 09 2023 11:27:27
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
24 09 2023 21:30:35
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
23 09 2023 13:58:10
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
22 09 2023 1:10:49
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
20 09 2023 16:59:58
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
19 09 2023 22:23:46
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
18 09 2023 18:10:38
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.
...
17 09 2023 3:17:59
Урок может быть использован учителями истории в 7-м классе. Целями урока являются закрепление и расширение знаний учащихся о Реформации и способах борьбы католической Церкви с ней....
16 09 2023 17:32:28
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
15 09 2023 19:26:25
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
14 09 2023 18:32:20
Статья представляет собой учительский опыт внеклассной работы по общественным дисциплинам....
13 09 2023 14:42:24
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
12 09 2023 9:14:18
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
11 09 2023 11:18:59
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
10 09 2023 3:28:36
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
09 09 2023 18:11:53
История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года.
...
08 09 2023 6:24:17
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
07 09 2023 3:40:44
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
06 09 2023 8:40:34
В ходе проблемного урока с элементами игрового моделирования учащиеся должны познакомиться с возрастающей ролью информации в жизни человека и ее влиянием на общество, научиться видеть различные, противоположные стороны одной той же проблемы, критически осмысливать свой выбор, сравнивать его с выбором других, анализировать, аргументировать свою позицию, узнать, с какими проблемами приходится сталкиваться людям в условиях информационного бума....
05 09 2023 8:13:45

Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война....
04 09 2023 18:19:17
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
03 09 2023 1:45:53
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
02 09 2023 7:56:26
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
01 09 2023 13:43:10
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
31 08 2023 8:23:46
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
30 08 2023 7:39:37
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
29 08 2023 16:33:29
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
28 08 2023 15:21:49
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
27 08 2023 1:39:51
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
26 08 2023 2:53:18
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
25 08 2023 1:18:16
Урок по теме «Первая мировая война» является уроком изучения новой темы. Автор представляет свою попытку подачи темы. Активно используется самостоятельная деятельность учащихся для изучения событий Первой мировой войны. Привлекаются иллюстрации картин Верещагина для осмысления итогов любой войны. Тема изучается на 2-х часовом занятии....
24 08 2023 15:44:30

Урок призван раскрыть значение реформ 1550-х годов и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли Западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях....
23 08 2023 21:29:15
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
22 08 2023 16:23:19
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
21 08 2023 7:59:18

Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
20 08 2023 15:24:34
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
19 08 2023 20:15:53
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира)....
18 08 2023 2:11:45
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
17 08 2023 6:53:38
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
16 08 2023 15:54:23
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
15 08 2023 22:10:47
В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно. В связи с этим в школах широко применяется метод проектов. В данной статье приведен пример использования данного метода на уроке в 5-м классе, посвященном культуре Древней Индии....
14 08 2023 17:35:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::