Технологии развивающего обучения на уроках истории как условие личностного развития
История - всегда разведка
В былом, но для грядущих лет
Историк загибает ветку,
Чтоб не свернул идущий вслед.
Историк трудится сутуло
Не разгибаясь по ночам,
Чтоб эта ветка не хлестнула
Вслед движущегося по очам.
Б.А. Слуцкий
Современная тенденция пpaктически безграничного расширения информационного поля, многообразие оценок прошлого, определяет необходимость смещения целей исторического образования от запоминания к обучению способам обработки, структурированию, анализу, критики исторической информации. А позиция учителя как информатора, носителя знаний оставляет невостребованными мотивы учения и в итоге приводит в тупик. Проанализировав познавательную мотивацию учащихся, пришла к выводу, что при наличии у большинства положительной оценки познавательной деятельности у детей подавленна инициатива.
Главное условие для проявления внутренней активности - предоставление свободы каждой личности в проявлении своих способностей, а средством развития личности, раскрывающим его творческие возможности, является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность учащихся.
Исходя из принципа гуманизации, методологическую основу которого составляет признание творческой природы личности каждого ученика, цель моей педагогической деятельности направлена на создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе личностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Для достижения этой цели ставлю следующие задачи:
- обеспечить достижения всеми учащимися программных требований по истории через введение управленческого цикла и рефлексию в процедуру учебной деятельности;
- создать условия для овладения обществоведческими знаниями необходимыми для пpaктической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и процессах;
- формировать мотивы и потребности побуждающие к участию в делах по благоустройству своей “малой Родины” через введение регионального компонента и краеведческую работу.
Уроки образовательной области "Обществознание "дают возможность для решения поставленных задач. Но с другой стороны количество часов отводимых учебным планом на изучение курсов истории сократилось и это приводит к дефициту времени. Еще одна проблема это скромное материальное оснащение сельских школ. Выход из создавшегося положения видится в совершенствовании технологий обучения и контроля. Убеждена, что применением одной-единственной технологии многого не добьёшься. Предложения сосредоточиться, например, только на работе с источниками или на решении познавательных задач, односторонни. Нельзя забывать о живом слове учителя, ярком рассказе ученика, привлечении учебника, рабочей тетради, использовании всего учебно-методического комплекса.
Четкая постановка задач обучения, их реализация, на мой взгляд, наиболее доступно разработана сотрудниками Московского университета В.В.Суховым, А.Ю.Морозовым, Э. Н. Абдулаевым, которую использую в работе. Основа технологии - создание системы учебных задач. “Учебная задача есть такая задача, решение которой позволяет проанализировать господствующую тенденцию развития в течение определенного периода, нацеливает на понимание сущности изучаемого явления”
Чем меня привлекла данная технология?
- Научностью (восхождение от простого к сложному).
- Возможностью активизировать мыслительную деятельность учащихся, нацелить их на решение определенных проблем, через выполнение разнообразных учебных заданий.
- Изменением роли учителя на уроке.
- Возможностью мониторинга и коррекции полученного результата.
Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
Работа организуется таким образом, что первый этап урока - это небольшая вводная беседа, где повторяется учебный материал, подводящий к задаче, которую следует решить на уроке. В старших классах она может формулироваться самими учащимися.
Второй этап состоит из анализа материала, выполнения учащимися задания с опорой на имеющийся источник информации и систему подсказок (план работы).
Ученики в зависимости от опыта и подготовленности могут сами попытаться создать план действий по решению учебной задачи, который призван расчлeнить частную учебную задачу на отдельные вопросы. Учебники, учебные пособия, документы из хрестоматий становятся средством решения учебной задачи, дающие в методическом аспекте большие возможности для разноуровнего обучения. Зная индивидуальные типологические особенности учащихся, их мотивацию учитель может предложить задания и для "слабых", и для "продвинутых ".
Это дает возможность в той или иной мере каждому участвовать в обсуждении, не ущемлять достоинство личности, опираясь только на положительные качества и черты.
Далее работа носит коллективный хаpaктер: кто-то из учащихся нашел одну причину, кто-то - другую, каждый может и должен аргументировано отстаивать свое мнение, опираясь на факты. Найденный в совместной деятельности ответ заносится в тетради. Чтобы убедиться в уровне понимания учитель выносит на обсуждение неправильные, неточные или наоборот верные суждения (контрольный тест). Задача учащихся - обнаружить ошибочность, неточность, или подтвердить и доказать правоту суждений.
В качестве дополнительного средства контроля (как индивидуальные задания) используются многочисленные тесты, кроссворды, графические и творческие задания широко представленные в рабочих тетрадях. Эта технология, на мой взгляд, успешно может использоваться в классах с небольшой наполняемостью, какими являются классы в сельской местности.
При такой системе я лишила себя удовольствия быть основным источником информации. Проблемными вопросами я акцентирую внимание учащихся на уязвимых для восприятия местах изучаемого материала
Разнообразные формы познавательной деятельности включают в себя и рефлексивную деятельность учащихся. Вот некоторые приемы, которые использую в своей работе:
- В начале урока четко ставим задачи, которые нам предстоит решить
- Учащиеся должны знать критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке. Критерии могут быть написаны на карточках и представлены детям.
- Метод анализа учащимися ответов одноклассников у доски (отмечаются положительные стороны ответа и недочеты, пути их исправления)
- Учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного задания.
В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили.
- Постепенно от общей рефлексии переходим к индивидуальной, когда один из учеников анализирует результаты общей работы.
Если мы перестроим преподавание на уровне урока, поставив во главу угла выполнение учебных задач, это мало что изменит: не связанные друг с другом отдельные учебные задания не сформируют у учащихся цельного представления об исторических процессах и закономерностях. Следовательно, необходимо создание системы учебных задач. Первое же знакомство с историей должно быть связано с решением общих задач - зачем ученику изучать прошлое? И ключевым здесь является вовсе не понятие “прошлое”, а понятие “настоящее” и даже “будущее”.
“Почему вообще человечество так пристально вглядывается в свое прошлое, в свою историю. Ответ, в общем-то, очевиден: научное исследование прошлого позволяет лучше понять настоящее и хоть чуть-чуть спрогнозировать будущее. Вот что на наш взгляд, должно стать стержнем школьного исторического образования и мотивацией учебной деятельности”. С данным высказыванием трудно не согласиться. Задача учителя как раз и заключается в том, чтобы научить извлекать из прошлого ценное для сегодняшнего дня, мыслить исторически. Пpaктика показала оправданность выявления и решения учебных задач для всего курса. Для истории древнего мира – почему человек стал хозяином планеты Земля и появились первые государства, для истории средних веков - почему же именно страны Западной Европы, западного мира смогли “открыть” и принялись осваивать мир, приспосабливая его под себя? Для новой истории – почему в результате революций в мире стала господствовать буржуазная собственность и сформировался человек техногенной цивилизации? Для курса истории Отечества – что возрождало Русь и Россию? Общей учебной задаче подчинен поиск решения частных учебных задач разделов и отдельных уроков.
Построение школьного курса как системы учебных задач и особая организация учебной деятельности является фундаментом для перестройки деятельности учащихся. Постепенно ребята привыкают к тому, что они не пассивные слушатели и исполнители воли учителя, а исследователи, которые самостоятельно добывают историческую информацию, обдумывают ответы на вопросы, дают собственную оценку историческим личностям и явлениям. На уроках происходит опосредованное, непроизвольное запоминание так, как, решая учебную задачу учащиеся вынуждены обращаться к фактам, событиям, именам, понятиям.
Результаты показывают довольно высокую эффективность данной системы работы. Ежегодно учащиеся выбирают предметы образовательной области “Обществознания” для итоговой аттестации, многие ребята продолжают образование, выбирая гуманитарный или социально-экономический профиль, пишут исследовательские работы о людях и событиях своей “малой родины”. Ответственность, инициативность, самостоятельность – эти качества личности, воспитанные данной технологией создают условия для взаимодействия с окружающим миром, самообразования и саморазвития.
Литература
- В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Статья “Лес проблем и вариант дороги” стр 50-56 ж. Преподавание истории в школе № 1 2000г
- В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Поурочное планирование курса история средних веков как системы учебных задач стр 39-56 ж. Преподавание истории в школе № 7 2000г
- .В.В Сухов А.Ю Морозов Э. Н Абдуллаев Новый тип учебника по отечественной истории стр 66-75 № 10 2000г
- О Каpaбанова Статья “Универсальные учебные действия: “центр тяжести” новых стандартов” информационно- публицистический бюллетень Просвещение №6 2006г
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества. ...
27 03 2024 1:47:33
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
26 03 2024 13:17:41
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
25 03 2024 23:50:54
Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...
24 03 2024 0:10:30
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
23 03 2024 15:57:46
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
22 03 2024 22:35:39
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
21 03 2024 14:25:20
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
20 03 2024 10:27:26
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
19 03 2024 20:42:52
Урок проводится в 10-м классе. Предполагается, что учащиеся уже понимают, что такое «тоталитаризм», ориентируются в признаках тоталитаризма, осознают всю его опасность. Цель урока: сформировать знания учащихся об истории своего города в период существования на его территории Ухтпечлага. На примере Н.А. Бруни показать судьбу узника ГУЛАГа....
18 03 2024 0:27:28
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
17 03 2024 11:56:50
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
16 03 2024 0:52:33
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
15 03 2024 1:39:49
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
14 03 2024 14:12:26
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
13 03 2024 9:46:42
Цели урока: познакомить учащихся с первыми на планете законами, их несомненными отличиями от законов сегодняшнего времени. Попытаться наложить законы на сегодняшнее время. Проследить о ком заботился Хаммурапи в своих законах. Учиться «работать с картой», знакомство работать с документами....
12 03 2024 22:15:45
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
11 03 2024 23:30:28
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
10 03 2024 9:15:32
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
09 03 2024 10:38:19
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
08 03 2024 6:44:47
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
07 03 2024 20:48:33
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
06 03 2024 2:18:57
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве. ...
05 03 2024 1:59:34
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
04 03 2024 14:25:22
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
03 03 2024 20:51:10
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
02 03 2024 2:47:10
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
01 03 2024 11:56:12
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
29 02 2024 23:43:31
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
28 02 2024 17:47:11
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
27 02 2024 5:24:29
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся. ...
26 02 2024 13:22:20
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
25 02 2024 11:10:31
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
24 02 2024 2:29:17
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
23 02 2024 6:32:14
Урок формирует пpaктические навыки по усвоению хронологии, терминов, развитию внимания и памяти, активизирует творческие способности, развивает навыки коммуникативности....
22 02 2024 22:59:38
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
21 02 2024 20:33:59
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...
20 02 2024 11:11:36
Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....
19 02 2024 16:48:40
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
18 02 2024 17:44:38
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
17 02 2024 9:56:27
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
16 02 2024 11:23:19
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
15 02 2024 9:19:39
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
14 02 2024 13:14:42
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...
13 02 2024 17:32:23
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
12 02 2024 5:52:56
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
11 02 2024 6:15:57
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
10 02 2024 8:49:24
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
09 02 2024 11:36:22
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
08 02 2024 2:35:40
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
07 02 2024 17:43:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::