Урок истории "День рождения моего села"
Пояснительная записка
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет “Введение в историю”, мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. Поэтому, на основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. Предназначен он для учащихся 4–5-х классов. Эта программа интегрирует содержание многих предметов: истории, литературы, биологии, географии, изобразительного искусства, музыки. Цель этой программы не только в том, чтобы передать учащимся какие-то сведения о селе, но и развивать их коммуникативные способности: научить их говорить и писать о селе, слагать о нем стихи, привлечь учащихся к тому, чтобы у них появилось желание самим узнать что-то, разведать, встретиться с людьми села и поговорить с ними, побывать в окрестностях села, исследовать их, сделать записи, фотографии, а потом поделиться увиденным и услышанным с товарищами, с учителем. Здесь я представляю один из уроков этой программы.
4-й класс
Тема урока: “День рождения моего села”.
Цели урока:
- Углубление знаний учащихся о Родине, о своем селе.
- Воспитывать патриотизм, гражданское самосознание и причастность к родным истокам.
- Развивать у учащихся коммуникативные навыки, развивать творческие и организаторские способности, развивать умение совершенствоваться в коллективе.
Подготовка к уроку:
- Посещение школьного краеведческого музея.
- Встречи со старейшими жителями села.
- Чтение рукописной книги “История села Юдиха”.
- Чтение книги о Тюменцевском районе “Мой район – моя судьба”.
- Подбор стихов и песен о родном селе и районе.
Оборудование: Музейные экспонаты, магнитофон, экран, мультимедийная приставка, аудиозапись песен, фотографии, костюмы для инсценировки, шары.
Эпиграф: “Село мое! Мой уголок России!”
Ход урока
На переднем плане класса с одной стороны оборудован уголок русской избы, с другой – разноцветные шары, на доске – фотографии.
Звучит песня “С чего начинается Родина ”
Входят в класс дети, приветствуют учителя, высказывают свои добрые пожелания друг другу и учителю. Учитель раздает детям нарисованные шары с пожеланиями.
Учитель объявляет тему, цели и задачи урока.
Урок начинается с театрализованного представлениея:
В русской избе сидят дедушка и бабушка, ведут разговор.
Дед: Ох-хо-хо, горе луково. Чо ж это тако, совсем памяти не стало. Вспоминаю, вспоминаю, а вспомнить почти ничо не могу. Когда ж это было?
Баба: Что это ты, старый, вспомнить-то не можешь?
Дед: Да вот никак не могу вспомнить, когда ж это отец мой сюда, в Юдиху, приехал.
Баба: А на что тебе это? Никак помирать собрался, что в воспоминания вдарился?
Дед: Да ты чо, стара, я и не думаю об этом, поживу пока. А тут вот намедни правнучек приходил, да все выспрашивал о моих родителях. Како-то дерево ему задали построить из родственников, а ничо вспомнить не могу. Вот ведь незадача, память подвела.
Баба: Да ничего, старый, ложись уж спать, а завтра возьмем с тобой фотокарточки, поглядим, да и вспомним что-нибудь, а чего не вспомним, то я в школу схожу, там такие следопыты растут, что хоть какие сведения для тебя раздобудут.
Дед: Это хорошо, пусть так будет. Ох-хо-хо.
Баба: (выходит из избы и подходит к детям) Детоньки, миленькие, помогите нам с дедом вспомнить о наших родителях. Вы ведь грамотные, все знаете и все можете разузнать.
Учитель: Ну что, ребята, поможем вспомнить дедушке и бабушке об их семьях?
А какой путь мы себе выберем?
Дети: Наш учебник, историю села и книгу о Тюменцевском районе.
Учитель:
- Разделимся на три группы: у кого красные шарики – за первый стол, с зелеными шариками – за второй стол, с желтыми – за третий стол.
- Читаем текст № 1, стр.6 “День рождения моего села” из нашего учебника (дети читают про себя текст).
“Средь высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село…
Насчет “высоких хлебов” все правильно – в наших местах люди исстари жили хлебопашеством. А вот “небогатое” - это, пожалуй, не про нас. Плодородные сибирские земли вдоль ленточного бора привлекали первых поселенцев именно тем, что здесь можно было не просто жить своим трудом, но и хорошо, привольно и сытно жить. В начале 18 века сюда направили свои стопы так называемые бегуны – старообрядцы, которым были ненавистны порядки, вводимые Петром I. Они уходили за “Камень”, так называли в то время Урал, и расселялись по просторам Западной Сибири. В пойме реки Оби образовались села Киприно, Быково, Бельково, Молоково. Примерно в это же время образовалось и наше село. О точной дате до сих пор идут споры”.
Учитель:
- Что мы узнали из этого текста?
- Когда образовалось наше село?
- А сейчас в каком веке мы живем?
- А теперь послушайте рассказ из книги о Тюменцевском районе “Мой район – моя судьба”, стр. 24 (читает учитель).
“Там, где в наше время находится современная плотина, была когда-то заимка, которая принадлежала крестьянину из села Быково – Иуде Мусохранову. На заимке жила бабушка, которую все называли Иудихой. Вот по этому прозвищу жители и речку стали называть Юдиха. Со временем на месте заимки образовался выселок из сел Быково и Бельково. Потом этот выселок стал называться деревней Юдихой. Как считают старики, это было приблизительно в 1678 году. Первыми поселенцами были Мусохрановы и Гореявчевы из деревни Быково и Долговы из деревни Бельково.
Обустраивались и обживались люди в этих местах основательно. Ведь люди шли, рассчитывая на вольную жизнь, их привлекали обширные просторы для земледелия, для разведения скота. А, кроме того, переселенцев – старообрядцев в этих глухих краях никто не притеснял и они могли жить по вере, заповеданной им отцами.
Жители деревни Юдиха занимались земледелием, разводили скот. Так было почти сто лет. Но жизнь Юдихи изменилась, когда в 1773 году был построен и пущен Павловский сереброплавильный завод, а в 1775 году – Сузунский медеплавильный завод. Тихая, спокойная жизнь крестьян кончилась.
В самом начале двадцатого века жизнь в Юдихе опять всколыхнулась. С открытием железной дороги со станции Новониколевск в деревню потянулись переселенцы из европейской части России.
Во время столыпинской реформы поток пришлых увеличился. Тогда прибыло много семей из Курской, Воронежской, Орловской, Рязанской губерний.
В 1911 году Юдиха насчитывала уже более 800 хозяйств, жило 2326 человек. Были улицы Токаревка, Заречная, Камышовка, Таборская, Каменская и другие.Тогда же была построена церковь, и Юдиха стала называться селом. В том же году была открыта школа”.
- Ребята, мы до сих пор учимся в этой школе. Наша школа – самая старая в районе, в 2011 году мы будем отмечать столетие нашей школы.
- Ребята, что еще нового мы узнали из этого рассказа?
- Каким было село в те годы?
- Сколько человек проживало в нем?
- Какие семьи жили здесь тогда?
- Можем мы уже помочь дедушке и бабушке вспомнить, когда они приехали в Юдиху, что тогда было, кто уже жил в селе?
- А про своих прапрадедушек и прапpaбабушек вы что-нибудь знаете? (дети рассказывают о своих предках)
- Если еще кто-то не знает – расспросите своих родственников.
- А какие непонятные слова вам встретились сегодня на уроке? (переселенцы, выселок, заимка, пришлые). А как вы поняли их смысл из текстов? Каждой группе дается одно слово, вам необходимо изобразить его на бумаге, затем объяснить (дети рисуют, объясняют значение слова и как его изобразили на бумаге – групповая работа).
- А еще мы сегодня проведем заочную экскурсию по нашему родному селу, посмотрим слайды, которые сделали для нас учащиеся старших классов, как и чем живет наше село сегодня (смотрят слайды о селе Юдиха) (Приложение 1).
- Каким стало наше село сегодня?
- А вы рады, что живете в нашем селе?
- А что вам особенно у нас нравится?
- Мы говорили о рождении нашего села. А когда родилась ваша семья? Как это было? (Дети рассказывают, когда и где встретились и поженились их родители)
- Дети, перед вами лента времени. Вы должны обозначить на ней с помощью флажка день рождения нашего села, день рождения вашей семьи, ваше день рождение.
- А вот время, когда приехали в Юдиху ваши прапрадедушки и прапpaбабушки, вы узнаете, и тогда мы это тоже обозначим на ленте времени.
- Итак, дорогие ребята, подведем итог нашего урока.
Что мы должны были сделать сегодня? (Помочь дедушке и бабушке вспомнить о их предках).
Помогли мы им?
Что мы узнали о селе, в котором мы живем?
Какой год и век мы считаем годом и веком рождения нашего села?
Откуда это мы узнали?
А вы считаете село Юдиху своим родным селом, почему?
- Я хочу прочитать вам стихотворение выпускницы нашей школы, заслуженной поэтессы Украины, Галины Дмитриевны Сидлецкой “Родина моя”, посвященное Юдихе. Галина Дмитриевна Сидлецкая, в девичестве Журкина, родилась в Юдихе. Здесь она окончила школу. Потом вместе с родителями уехала из села в город. Но часто вспоминает свою малую Родину, иногда пишет нам письма в школу. Вот её стихотворение о родном селе:
“Юдиха…
Ты и теперь мне снишься в теплых снах,
Где я брожу березовым околком,
Где разбрелись дома на двух верстах,
Где дед живет мой – Михаил Осколков.
Где бабушка Прасковья на заре
Корову Марту выгоняла в стадо…
Не повториться сладкой той поре
И, может, душу бередить не надо…
Но вижу домик наш на Токаревке,
Речушку, где ловили пескарей,
Тянулись в лес тропинки, как веревки –
Манили нас за тридевять морей…
И вот теперь, уж через кои годы,
Ты издали мне голос подала…
Пускай всегда твои синеют своды,
Ведь ты оттуда синь глазам дала.
Я надевала бусы из калины,
А в косы – нежный полевой цветок…
Так суть рождалась Журкиной Галины,
О, Юдиха, поэзии исток!
- Что знакомого вы увидели в строках этого стихотворения?
(Дети отвечают: улица Токаревка и др.)
Учитель: Ну что, дедушка и бабушка, помогли мы вам сегодня?
Дед: Как же, как же, очень помогли, спасибо. Аж слезу пробило!
Учитель: Большое спасибо вам, ребята. А за хорошую работу вам премия: каждый может взять себе любой понравившийся шарик.
Задание на дом:
- Узнать у родственников откуда и когда приехали в Юдиху ваши прапрадедушки и прапpaбабушки, чем они занимались, какая была семья.
И на прощанье прослушайте песню нашего тюменцевского композитора Виктора Эрнста “Посвящение деревне” на стихи тюменцевской же поэтессы Веры Дранишниковой:
Когда заботами до слез переполняюсь,
Душой в родимые места я возвращаюсь.
Над треугольниками крыш, рекой, лугами
Плыву. А все же как давно меня нет с вами.
И солнце трогаю рукой, что на ресницах.
И подорожник над ногой опять приснится.
И очень ветхий старый дом, что по соседству,
Как верный сторож бережет мечту из детства.Припев: Ведь это родина моя.
Здесь мои друзья,
Домик над рекой
И мое детство.Друзей знакомые черты, слова простые
Волнуют душу. Все же, мы не городские…
И телефонным волшебством любые раны
Опять поможет излечить мне голос мамы.
И сколько суждено ту связь хранить – не знаю,
Когда весною птичий хор зальется дружно,
Я вдруг опять пойму, как мне все это нужно!Припев: Ведь это родина моя.
Здесь мои друзья,
Домик над рекой
И мое детство.
Используемая литература:
- “История села Юдиха” (рукописная).
- Лукьянов Л.А. “Мой район – моя судьба”, Барнаул – 2004.
- Сидлецкая Г.Д. “Родина моя”.
- Дранишникова В. “Посвящение деревне”.
- Рукописный учебник для 4-5 классов по краеведению под редакцией Муратовой Н.А. “История моего села”.
- Воспоминания односельчан.
Данный урок проводится с целью обобщения знаний по теме "Международное гуманитарное право" и привлечения внимания учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов. Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Всеобщего мира добиться в один момент трудно, и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право - одна из отраслей международного права....
25 09 2023 14:31:52
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
24 09 2023 11:58:30

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
23 09 2023 1:53:30
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
22 09 2023 9:40:41
Урок проводится в форме тренинга, диалога. Данный урок может быть проведён как внеклассное мероприятие в старших классах. Создание полюсной матрицы счастья является авторской «находкой» и основой для интеpaктивного упражнения «Выбери одну составляющую из пары». Само задание на выбор создаёт интригу диалога, обсуждения, дискуссии, во время которой ребята в одной составляющей счастья могут быть единомышленниками, а в другой оппонентами....
21 09 2023 5:14:33
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
20 09 2023 22:21:17
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
19 09 2023 5:23:44
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
18 09 2023 20:20:55
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
17 09 2023 4:59:25
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
16 09 2023 13:43:24
Урок истории по программе для общеобразовательных школ к учебнику "История древнего мира" для 5-го класса (авт. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) издательства "Просвещение", 2003 год. Изложение нового материала – основная часть этого урока.
Приёмы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, творческие задания, работа по настенной карте и атласу, виртуальная экскурсия, применение ПК, мультимедиапроектора....
15 09 2023 18:36:13
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
14 09 2023 16:20:36
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
13 09 2023 8:23:46
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
12 09 2023 10:23:30

На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
11 09 2023 17:46:21
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
10 09 2023 4:20:38
Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....
09 09 2023 4:21:10
Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....
08 09 2023 19:34:47
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
07 09 2023 23:39:58
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
06 09 2023 7:16:36
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
05 09 2023 9:36:42
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
04 09 2023 6:49:48
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
03 09 2023 21:59:55
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
02 09 2023 9:43:27
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ.
...
01 09 2023 6:28:38
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
31 08 2023 6:19:38
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
30 08 2023 7:38:13
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
29 08 2023 18:43:17
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
28 08 2023 1:53:34
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
27 08 2023 1:51:26
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
26 08 2023 21:55:52
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
25 08 2023 19:38:27
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения.
...
24 08 2023 17:38:10
На данном уроке ученики принимали активное участие в процессе познания, так как работали в творческих группах с иллюстративным материалом и текстами из дополнительной литературы. Такая форма деятельности позволяет учащимся выступить в качестве исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
23 08 2023 1:36:47
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
22 08 2023 23:33:17
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
21 08 2023 7:11:21
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
20 08 2023 5:33:19
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
19 08 2023 23:57:58
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
18 08 2023 11:27:38

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
17 08 2023 5:18:35
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
16 08 2023 19:45:58
Урок расширяет представление учащихся об эпохе Петра I.
...
15 08 2023 3:14:43
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации.
...
14 08 2023 9:39:42
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
13 08 2023 2:28:35
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
12 08 2023 22:55:26

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
11 08 2023 9:44:42
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
10 08 2023 20:58:55
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
09 08 2023 5:55:22
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
08 08 2023 15:17:36
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
07 08 2023 5:47:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::