Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы"


    Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы"

За неделю до проведения викторины учитель знакомит участников с правилами игры и темами вопросов, дает список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.

Правила игры

1. В игре принимают участие девять лучших учеников, из которых формируются игровые тройки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить треть-финальные тройки из учеников одного и того же класса. В каком именно треть-финале примет участие каждая из троек, решает жребий.

2. Игра проводится по правилам, установленным в телепередаче умники и умницы”.

3. Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (предварительное задание).

  • Красная дорожка является самой короткой. Для выхода в финал игроку на красной дорожке необходимо правильно ответить на два вопроса, неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры.
  • Желтая дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком.
  • Зеленая дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно.

4. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша (таким образом, верные ответы учеников на желтой или зеленой дорожке не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на красной дорожке).

5. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется один балл, в конце игры подводится итог с вручением приза самому эрудированному зрителю. К участию в зрительском конкурсе допускаются и игроки, не принимающие участия в данном треть-финале.

6. Победители каждой из троек встречаются в финале. Если один из треть-финалов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов.

7. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.

Схема Викторины

СТАРТ

ФИНИШ

ПЕРВЫЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ

Предварительное задание:

Киевский правитель, совершивший в 911 году поход на Константинополь:

А) Аскольд

Б) Святослав

В) Олег

Зеленая дорожка – Юрий Долгорукий (1125 – 1157)

Вопросы:

  1. Какие города основаны Юрием (Ге opгием) Долгоруким в Северо-восточной Руси?
  2. (Москва, Юрьев Польский, Переяславль Залесский, Дмитров – именем его сына)

  3. Почему этот князь получил прозвище Долгорукий?
  4. (Длинные руки от Суздаля протягивал в разные концы русской земли, активно участвовал в междоусобицах – Новгород, Галицко-Волын. земля, два раза захватывал Киев – 1149, 1155г.)

  5. В связи с чем и когда в летописи впервые упоминается Москва?
  6. (1147 г. как место встречи со своим троюродным братом и временным союзником в феодальной войне чернигово-северским князем Святославом Олеговичем). 1156 г. – в летописи о заложении града Московского.

  7. Кто из сыновей Юрия Долгорукого отличались как храбрые и удачливые войны?
  8. (Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо)

  9. О каком сыне Юрия Долгорукого автор “Слова о полку Игореве” писал, что его полки могли “Волгу веслами раскропити, а Дон шеломами выльяти”. (Всеволод Большое Гнездо)

Желтая дорожка – Святослав Игоревич (945 – 972)

Вопросы:

  1. Куда Святослав хотел перенести столицу из Киева и почему?
  2. (Болгария, г. Переяславец – теплый климат, плодородная земля, торговля с Константинополем, гр. Образования)

  3. “Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы: пример несчастный, бывший виною всех бедствий России” _ пишет Карамзин. Почему он так оценивает закрепление уделов за своими сыновьями?
  4. (Это причина междоусобиц и позднее феодальное раздробл.)

  5. Как погиб “сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, равнялся суровою воинскою жизнью с героями Гомера” (Карамзин).
  6. (Нападение печенегов на дружину Святослава на Днепровских порогах в 972г.)

  7. “Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого” (Карамзин) Почему?

(Слава побед для него важнее государственного блага).

Красная дорожка – Владимир Мономах

( правление 1113 – 1125)

Вопросы:

  1. Что вы знаете о корнях Владимира Мономаха?
  2. (его деды – Ярослав Мудрый (по отцу), Константин Мономах - единоборец (по матери)

  3. За что киевляне питали особую любовь к Владимиру Мономаху?
  4. (личные качества и заслуги в объединении Руси и борьбы с половцами. Половцы присмирели, ликвидированы междоусобицы)

  5. “Всех походов моих было 83, других маловажных не упомню… Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; старого человека почитайте как отца, а молодого как брата…” Как называется произведение В. Мономаха, откуда эти слова? (“Поучение детям”).
  6. Он продолжает “Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках”. В каком году был осуществлен “Крестовый поход” Мономаха против половцев?

(1111г. Он не сокрушал чужих государств, но был защитой, славою своего).

ВТОРОЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ

Предварительное задание:

Русское княжество, первое принявшее на себя удар монголов в 1237 году:

А) Киевское

Б) Рязанское

В) Владимиро-Суздальское

Зеленая дорожка – Александр Невский

Вопросы:

  1. “Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю”. Кто, кому и когда это сказал?
  2. (Рук. шведов Биргер Александру Ярославовичу в 1240г.)

  3. Почему у Александра Ярославовича было прозвище Невского? (за победу на реке Неве в 1240 году над шведами)
  4. Как вы думаете ответил А. Невский на следующее послание хана Золотой Орды? “Князь Новгородский! Известно ли тебе, что бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моем, да познаешь славу и величие монголов”.
  5. (Александр не только талантливый полководец, но и дальновидящий политик и дипломат. Бил захватчиков с Запада и жил мирно с монголами)

  6. Кто, когда и где был противником Александра Невского в знаменитом ледовом побоище?
  7. (1242 г., Чудское озеро, немецкие рыцари Ливонского ордена)

  8. Кто изображен на ордене А. Невского, учрежденного в 1942 г. для награждения комaндиров за хорошо разработанную и осуществленную военную операцию?

(Советский актер Черкасов, сыгравший А. Невского в одноименном фильме)

Желтая дорожка – Дмитрий Донской

Вопросы:

  1. Где и когда русское войско под предводительством князя московского Дмитрия Ивановича впервые одержало победу над монголо-татарами?
  2. (1378 г., река Вожа, Рязанское княжество, над мурзой Бегичем)

  3. В результате какого события Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?
  4. (1380 г., Куликовская битва, где река Непрядва впадает в реку Дон)

  5. “Долг князя – смотреть на битву, видеть подвиги воевод и награждать достойных. Мы все готовы на cмepть: а ты, государь любимый, живи и передай нашу память временам будущим. Без тебя нет победы” – так говорили соратники Дмитрия, когда зашел разговор об участии князя в Куликовской битве. Каково было решение и действия самого князя в этом сражении?
  6. (Переодевшись в одежду боярина, он сражался впереди, был оглушен сильным ударом, упал с коня и был без сознания некоторое время)

  7. Почему со времен Дмитрия Донского нашу столицу называют “белокаменной”?

(1367 г. – строительство кремлевское стены из белого камня, добываемого в Подмосковье – первой каменной крепости Московского княжества)

Красная дорожка – М. В. Скопин-Шуйский

Вопросы:

  1. В боях с кем и когда отличился Михаил Скопин-Шуйский?
  2. (Вместе со шведами освобождал от осады поляками Троице-Сергиев монастырь, Москву от Лжедмитрия II 1609-1610 гг. Поход от Новгорода до Москвы)

  3. Какое отношение имеет эта народная песня к судьбе этого полководца?
  4. “Ох ты, гой еси, матушка родимая,
    Сколько я по пирам не езжал,
    А таково пьян еще не бывал.
    Съела меня кума крестовая,
    Дочь Малюты Скурлатова!”

    (Он был отравлен на пиру, а чащу с ядом в вине поднесла жена Дмитрия Шуйского дочь Малюты Скуратова, - перед походом на Смоленск, т. к. в нем видели приемника царя В. Шуйского)

  5. Каковы последствия кончины 23 летнего талантливого полководца? (Дмитрий Шуйский терпит разгром под с. Клушиным, открыта дорога на Москву, царь Василий Шуйский лишился престола, пострижен в монахи в Чудове монастыре)
  6. Где погребен М. В. Скопин-Шуйский?

(Архангельский собор Московского Кремля)

ТРЕТИЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ

Предварительное задание:

С каким государством воевала Россия в 1806 – 1812 гг.?

А) с Турцией

Б) с Францией

В) со Швецией

Зеленая дорожка – А. В. Суворов

Вопросы:

  1. Французский полководец Массена как-то сказал: “Я отдал бы все свои победы за один переход Суворова…” О каком походе Суворова идет речь? (1799г. Переход через Альпы)
  2. Можете ли назвать основные победы Суворова в русско-турецкой войне 1787-91 гг. (Кинбурн – ранен в руку, у Фокшан, р. Рымник – Рымникский, Измаил)
  3. Перед каким сражением Суворов отправил коменданту крепости следующий ультиматум: “24 часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – неволя. Штурм – cмepть”? (1790г. Измаил)
  4. Какое военное звание было присвоено Александру Суворову? (Генералиссимус. За Итальянский и Швейцарский походы)
  5. Как называется книга А. Суворова, где он обобщил свой военный опыт “нападательная тактика”? (“Наука побеждать”)

Желтая дорожка – М. И Кутузов (1745 – 1813)

Вопросы:

  1. Кто и когда сказал о Кутузове: “Он сражался на левом фланге, но был моей правой рукой”? (А. Суворов, 1790 г., взятие Измаила)
  2. Александр I: “Общество желало его назначения, и я его назначил, - сам же я умываю руки”. Когда и по какому поводу прозвучала его фраза? (О назначении Кутузова в августе 1812 г. главнокомaндующим русской армией после вторжения наполеона в Россию)
  3. После какого неудачного сражения и с кем Кутузов спас русскую армию и вывел ее из болот? (Под Аустерлицем, 1805 г., битва русско-австрийской армии с Наполеоном)
  4. Кутузов: “Пока будет еще существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна”. Где, при каких событиях это сказал полководец? (1 сентября 1812 г., Совет в Филях, вопрос о сдаче Москвы Наполеону)

Красная дорожка – П. А. Румянцев (1725 – 1796 гг.)

Вопросы:

  1. В какой войне в годы правления Елизаветы Петровны уже проявился полководческий талант Петра Александровича Румянцева? (Семилетняя война 1756 – 62 гг., сражения при Гросс-Егерсдорфе, Кунерсдорфе, Кольберге, в Восточной Пруссии и Померании)
  2. За победу в каком сражении он получил звание генерал фельдмаршала и добавление к своей фамилии “граф Задунайский”? (При Кагуле на Дунае в русско-турецкой войне в 1770 г.)
  3. Умер П. Румянцев после тяжелой болезни 8 декабря 1796 г. Где он похоронен? (Александро-Невская лавра в Петербурге)
  4. Какой впоследствии знаменитый русский полководец служил под комaндованием П. А. Румянцева? (А. В. Суворов)

ФИНАЛ

Предварительное задание:

Немецкая операция по взятию Москвы носила название:

А) Барбаросса

Б) Тайфун

В) Цитадель

Зеленая дорожка – Г. К. Жуков

Вопросы:

  1. Где накануне Великой Отечественной войны проявился полководческий талант Г. К. Жукова? ( Лето 1939 г., р. Халхин-Гол, разгром японцев)
  2. Какой пост занимал Г. К. Жуков в годы Великой Отечественной войны? (Члeн ставки с августа 1942 г. – первый заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомaндующего, одновременно комaндующий многими фронтами)
  3. Какова роль Г. К. Жукова была 8 мая 1945 г.? (Он принимал безоговорочную капитуляцию Германии и подписывал об этом акт)
  4. Какова послевоенная его судьба? (Подвергался опале в 1946-53, 1957-65 гг., в 1955-57 гг. – министр обороны СССР)
  5. Какое военное звание Г. К. Жукова? (Маршал Советского Союза с 1943 г., четырежды Герой Советского Союза – 1939, 1944, 1945, 1956 гг.)

Желтая дорожка – М. Тухачевский

Вопросы:

  1. На каком фронте гражданской войны проявил свой талант молодой полководец М. Тухачевский? (Против белополяков в 1920 г.)
  2. Верно служа большевикам, во главе своей армии Тухачевский подавлял восстание моряков. Где и когда это было? (1921 г. март, Крондштатский мятеж)
  3. Что собой представляло “дело Тухачевского”? (Обвинение его и других военных сфабрикованным документом в измене Родине и расстрел в 1937 г.)
  4. Из приказа комaндования 12 июня 1921 г.: “Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми удушливыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось”. Кого здесь называют бандитами, какое отношение к Тухачевскому имеет этот приказ? (Это его приказ о подавлении восстания крестьян на Тамбовщине в 1921 г.)

Красная дорожка – К. К. Рокоссовский

Вопросы:

  1. В каких крупных сражениях в годы Великой Отечественной войны маршал К. К. Рокоссовский участвовал в качестве комaндующего фронта (Сталинградская, Курская, Берлинская)
  2. Какова послевоенная судьба маршала Рокоссовского? (Министр обороны в Польше)
  3. В чем проявилась Сталинская немилость к Рокоссовскому в конце войны? (Замена его Жуковым как комaндующего 1-м Белорусским фронтом в Берлинской операции, перевод во 2-ой Белорусский фронт)
  4. Какую опасную инициативу проявил К. К. Рокоссовский в Курской битве? (Осуществил артиллерийскую подготовку по готовым к наступлению фашистским войскам)

Литература, рекомендуемая учащимся для подготовки к игре

СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ

  • "Повесть временных лет". Часть 2
  • Карамзин Н.М. История государства Российского Глава VII. КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. Г. 945-972
  • Соловьев Сергeй Михайлович - История России с древнейших времен Том 1 глава 6

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

  • Карамзин Н.М. История государства Российского. т.2 глава 7. Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113-1125
  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. глава 4 Князь Владимир Мономах
  • Ключевский В.О. Курс русской истории Лекция XXVI (Сказание о Владимире Мономахе)

ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ

  • Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987;
  • Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв., т. 1, М., 1961;

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

  • Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1974.
  • Житие Александа Невского (документ)
  • Соловьев С.М. История России с древнейших времен. том 3 гл. 3 - От Батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александа Невского (1240-1276)
  • Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. том 1 гл. 8 - Князь Александр Ярославич Невский

ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ

  • Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. М., 1983.
  • Журавель А.В. - Хронологические данные в "Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича"

СКОПИН ШУЙСКИЙ

  • Иконников B.C. Князь М.В. Скопин-Шуйский:

АЛЕКСАНДР СУВОРОВ

  • Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году // Время и судьбы: Воен. - мемуар. сб. Вып. 1. - М.: Воениздат, 1991. - С. 143 - 157.
  • Григорьев С.Т. Александр Суворов: Ист. повесть. - М.: Мысль 1990. - 319 с.: ил.
  • История государства Российского: Жизнеописания. XVIII в. - М.; Изд-во "Кн. палата", 1996. - С. 322 - 333.
  • Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководч. деятельность. - М.: Воениздат, 1989. - 496 с.: ил.
  • Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.: ил.

М. И. КУТУЗОВ

  • "Бесcмepтен тот. Отечество кто спас": Михаил Илларионович Кутузов / Б.С. Абалихин, B.C. Антонов, Л.П. Богданов и др. - М.: Мысль, 1995. - 303 с.
  • Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов: Жизнь и полководческая деятельность. - 3-е изд., доп. - М.: Воениздат, 1987.-367 с.
  • Спаситель Отечества: Кутузов без хрестоматийного глянца // Родина. 1995. Т. 9.

П. РУМЯНЦЕВ

  • Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. - М.: Патриот, 1992. - С. 299 - 338.
  • Лубченков Ю.Н. Фельдмаршал службы российской: Ист. повествование. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 112 с.: ил.
  • П.А.Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Документы и материалы. Киев, 1974;

К. К.. РОКОССОВСКИЙ

  • Кардашов В.И. Рокоссовский. М., 1984.
  • Люди бесcмepтного подвига. Изд. 4-е. Кн. 2. М., 1975;
  • Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Сборник. Изд. 2-е. М., 1971.

Г. К. ЖУКОВ

  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969
  • Светлишин Н.А. Крутые ступени судьбы: Жизнь и ратные подвиги маршала Г.К. Жукова. Хабаровск, 1992,
  • Жукова Э. Маршал Победы. Вспоминая и размышляя. М., 1996.

М. ТУХАЧЕВСКИЙ

  • Дайне с В.О. Михаил Николаевич Тухачевский // Вопросы истории. 1989. N 10;
  • Иванов В.М. М.Н. Тухачевский. М., 1990.
  • Кровавый маршал, Михаил Тухачевский. 1893-1937. Сост. Г. В. Смирнов. М., 1997.


Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"


    Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

      Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

20 02 2024 7:37:38

Урок памяти "Эхо афганской войны"


    Урок памяти "Эхо афганской войны"

      15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане. ...

19 02 2024 6:18:24

Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс


    Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс

      Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....

18 02 2024 20:48:26

Александр Невский


    Александр Невский

      Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....

17 02 2024 17:30:48

Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"


    Игра-сражение по теме "Военная история России первой половины XIX века"

      Игра позволяет проверить уровень усвоения учащимися пройденного материала, привить интерес к предмету, способствует формированию чувства гордости за историю России. ...

16 02 2024 5:49:38

Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"


    Интегрированный урок (история России + информатика) по теме "В память об ушедших и во славу живущих"

      Урок составлен с учетом регионального компонента и нацелен на расширение знаний и представлений учащихся по истории Великой Отечественной войны. Важное место в содержании отводится знакомству с малоизвестными эпизодами жизни родного города, края, страны, с выдающимися людьми, чьи имена вошли в историческую память народа....

15 02 2024 11:41:10

"Смутное время – утраченные возможности"


    "Смутное время – утраченные возможности"

      В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....

14 02 2024 3:44:44

Урок-игра "Но вечный выше нас закон"


    Урок-игра "Но вечный выше нас закон"

      Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....

13 02 2024 17:16:52

Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: "Мышление – основа познавательного процесса"


    Интегрированный урок (обществознание + психология + информатика). Тема урока: "Мышление – основа познавательного процесса"

      Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить комплекс знаний по обществознанию и психологии. Значительный эффект может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств и навыков учащихся, полученных на уроках информатики и ИКТ. Урок сегодня – это не только главная составная часть учебного процесса, но и часть жизни ребенка. Данный вид урока вызывает у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формирует их творческое сознание. ...

12 02 2024 4:26:44

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"


    Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

      Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

11 02 2024 11:50:30

Распад СССР. Становление новой российской государственности


    Распад СССР. Становление новой российской государственности

      На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....

10 02 2024 21:32:40

Крымская война 1853—1856 гг.


    Крымская война 1853—1856 гг.

      Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...

09 02 2024 14:26:43

Реформы П.А. Столыпина


    Реформы П.А. Столыпина

      Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....

08 02 2024 14:25:29

Праздники США. День благодарения. 9-й класс


    Праздники США. День благодарения. 9-й класс

      На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...

07 02 2024 20:11:14

1953 год. Борьба за власть в стране


    1953 год. Борьба за власть в стране

      В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....

06 02 2024 23:23:19

Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"


    Урок в 7-м классе по теме "Восстания в царствование Алексея Михайловича"

      Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....

05 02 2024 0:53:35

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"


    Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

      В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

04 02 2024 20:11:28

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

03 02 2024 7:56:16

Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся


    Инновационные технологии в преподавании истории. Научно-исследовательская деятельность учащихся

      В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....

02 02 2024 21:27:11

Тема урока: "Куликовская битва"


    Тема урока: "Куликовская битва"

      Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...

01 02 2024 14:48:24

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

31 01 2024 7:35:32

Древняя Русь


    Древняя Русь

      Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....

30 01 2024 17:34:21

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"


    Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

      Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

29 01 2024 6:32:24

"Клио — муза истории". Программа дополнительного образования учащихся 5-х классов основной школы


    "Клио — муза истории". Программа дополнительного образования учащихся 5-х классов основной школы

      Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...

28 01 2024 1:25:40

Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"


    Всеобщая история, 9-й класс. "Зарождение нацизма и фашизма"

      Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...

27 01 2024 1:49:27

Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников


    Проведение урока истории в 6-м классе в форме викторины между комaндами учеников

      В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...

26 01 2024 8:15:38

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"


    Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

      На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

25 01 2024 7:56:13

Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс

      Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....

24 01 2024 2:10:28

Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"


    Урок истории России в 8-м классе "Реформы М.М. Сперанского"

      На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...

23 01 2024 19:51:51

Интегрированный урок английский язык + обществознание (10-й класс)


    Интегрированный урок английский язык + обществознание (10-й класс)

      Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....

22 01 2024 5:24:59

Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"


    Разработка урока для 5-го класса по теме "Местоположение и природные условия Древнего Египта"

      Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....

21 01 2024 22:53:26

Интеpaктивное изучение истории


    Интеpaктивное изучение истории

      Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...

20 01 2024 18:31:23

Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"


    Япония на пути модернизации: "Восточная мораль – западная техника"

      Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...

19 01 2024 5:34:32

Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"


    Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

      Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...

18 01 2024 4:40:55

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"


    Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

      Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

17 01 2024 22:12:51

Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"


    Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"

      Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....

16 01 2024 17:30:31

Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс


    Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс

      Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

15 01 2024 3:18:54

Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"


    Интегрированный урок обществознания, географии и информатики в 11-м классе по теме "Религия и ее роль в жизни общества"

      Интегрированный урок обществознания, географии, информатики в 11-м классе. Целью данного урока является хаpaктеристика мировых и национальных религий. На уроке учащиеся расширят и углубят знания, полученные ранее, смогут высказать своё отношение к тому, какую роль религия играет в современном обществе. ...

14 01 2024 1:17:21

Методическая разработка урока по теме "Особый возраст: отрочество"


    Методическая разработка урока по теме "Особый возраст: отрочество"

      В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....

13 01 2024 20:47:10

Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"


    Интеллектуальная игра по военной истории "Во славу русского оружия"

      Игра по военной истории рассчитана на учащихся 8—11-х классов. К участию в ней можно привлечь комaнды педагогов и родителей. Интеллектуальная игра способствует формированию осознанного отношения к Отечеству, развивает интерес учащихся к военной истории, воспитывает гордость за свою Родину и народных героев. ...

12 01 2024 21:24:37

Урок истории по теме "Афинская демократия при Перикле" (5-й класс)


    Урок истории по теме "Афинская демократия при Перикле" (5-й класс)

      Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....

11 01 2024 13:26:30

Использование современных педагогических технологий на уроках истории


    Использование современных педагогических технологий на уроках истории

      В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....

10 01 2024 14:50:40

Урок "Жизнь и быт саамов" (национально-региональный компонент)


    Урок "Жизнь и быт саамов" (национально-региональный компонент)

      <p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p> ...

09 01 2024 15:39:40

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"


    Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

      Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

08 01 2024 11:43:17

Урок истории с использованием виртуальной школы "Кирилла и Мефодия" по теме "Отечественная война 1812 г."


    Урок истории с использованием виртуальной школы "Кирилла и Мефодия" по теме "Отечественная война 1812 г."

      Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...

07 01 2024 21:10:46

Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"


    Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"

      Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....

06 01 2024 20:34:59

Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"


    Внеклассное мероприятие по истории "Праздник, посвященный Дню народного единства"

      Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности. Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....

05 01 2024 14:15:48

Культура средневекового Китая


    Культура средневекового Китая

      Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....

04 01 2024 19:17:51

"Соседи Римской империи" (разработка урока истории для 5-х классов общеобразовательной школы)


    "Соседи Римской империи" (разработка урока истории для 5-х классов общеобразовательной школы)

      Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...

03 01 2024 17:36:43

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

02 01 2024 15:13:11

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::