Внеклассное мероприятие по истории "Великие русские полководцы"
За неделю до проведения викторины учитель знакомит участников с правилами игры и темами вопросов, дает список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки.
Правила игры
1. В игре принимают участие девять лучших учеников, из которых формируются игровые тройки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить треть-финальные тройки из учеников одного и того же класса. В каком именно треть-финале примет участие каждая из троек, решает жребий.
2. Игра проводится по правилам, установленным в телепередаче умники и умницы”.
3. Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (предварительное задание).
- Красная дорожка является самой короткой. Для выхода в финал игроку на красной дорожке необходимо правильно ответить на два вопроса, неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры.
- Желтая дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком.
- Зеленая дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно.
4. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша (таким образом, верные ответы учеников на желтой или зеленой дорожке не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на красной дорожке).
5. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется один балл, в конце игры подводится итог с вручением приза самому эрудированному зрителю. К участию в зрительском конкурсе допускаются и игроки, не принимающие участия в данном треть-финале.
6. Победители каждой из троек встречаются в финале. Если один из треть-финалов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов.
7. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.
Схема Викторины
СТАРТ
ФИНИШ
ПЕРВЫЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ
Предварительное задание:
Киевский правитель, совершивший в 911 году поход на Константинополь:
А) Аскольд
Б) Святослав
В) Олег
Зеленая дорожка – Юрий Долгорукий (1125 – 1157)
Вопросы:
- Какие города основаны Юрием (Ге opгием) Долгоруким в Северо-восточной Руси?
- Почему этот князь получил прозвище Долгорукий?
- В связи с чем и когда в летописи впервые упоминается Москва?
- Кто из сыновей Юрия Долгорукого отличались как храбрые и удачливые войны?
- О каком сыне Юрия Долгорукого автор “Слова о полку Игореве” писал, что его полки могли “Волгу веслами раскропити, а Дон шеломами выльяти”. (Всеволод Большое Гнездо)
(Москва, Юрьев Польский, Переяславль Залесский, Дмитров – именем его сына)
(Длинные руки от Суздаля протягивал в разные концы русской земли, активно участвовал в междоусобицах – Новгород, Галицко-Волын. земля, два раза захватывал Киев – 1149, 1155г.)
(1147 г. как место встречи со своим троюродным братом и временным союзником в феодальной войне чернигово-северским князем Святославом Олеговичем). 1156 г. – в летописи о заложении града Московского.
(Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо)
Желтая дорожка – Святослав Игоревич (945 – 972)
Вопросы:
- Куда Святослав хотел перенести столицу из Киева и почему?
- “Святослав первый ввел обыкновение давать сыновьям особенные уделы: пример несчастный, бывший виною всех бедствий России” _ пишет Карамзин. Почему он так оценивает закрепление уделов за своими сыновьями?
- Как погиб “сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с врагами, и с бедствиями, равнялся суровою воинскою жизнью с героями Гомера” (Карамзин).
- “Но Святослав, образец великих полководцев, не есть пример государя великого” (Карамзин) Почему?
(Болгария, г. Переяславец – теплый климат, плодородная земля, торговля с Константинополем, гр. Образования)
(Это причина междоусобиц и позднее феодальное раздробл.)
(Нападение печенегов на дружину Святослава на Днепровских порогах в 972г.)
(Слава побед для него важнее государственного блага).
Красная дорожка – Владимир Мономах
( правление 1113 – 1125)
Вопросы:
- Что вы знаете о корнях Владимира Мономаха?
- За что киевляне питали особую любовь к Владимиру Мономаху?
- “Всех походов моих было 83, других маловажных не упомню… Больше всего имейте страх Божий, не поддавайтесь лени; на войне не полагайтесь на воевод, а за всем смотрите сами; старого человека почитайте как отца, а молодого как брата…” Как называется произведение В. Мономаха, откуда эти слова? (“Поучение детям”).
- Он продолжает “Я заключил с половцами 19 мирных договоров, взял в плен более ста лучших их князей и выпустил из неволи, а более двухсот казнил и потопил в реках”. В каком году был осуществлен “Крестовый поход” Мономаха против половцев?
(его деды – Ярослав Мудрый (по отцу), Константин Мономах - единоборец (по матери)
(личные качества и заслуги в объединении Руси и борьбы с половцами. Половцы присмирели, ликвидированы междоусобицы)
(1111г. Он не сокрушал чужих государств, но был защитой, славою своего).
ВТОРОЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ
Предварительное задание:
Русское княжество, первое принявшее на себя удар монголов в 1237 году:
А) Киевское
Б) Рязанское
В) Владимиро-Суздальское
Зеленая дорожка – Александр Невский
Вопросы:
- “Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю”. Кто, кому и когда это сказал?
- Почему у Александра Ярославовича было прозвище Невского? (за победу на реке Неве в 1240 году над шведами)
- Как вы думаете ответил А. Невский на следующее послание хана Золотой Орды? “Князь Новгородский! Известно ли тебе, что бог покорил мне множество народов? Ты ли один будешь независимым? Но если хочешь властвовать спокойно, то явись немедленно в шатре моем, да познаешь славу и величие монголов”.
- Кто, когда и где был противником Александра Невского в знаменитом ледовом побоище?
- Кто изображен на ордене А. Невского, учрежденного в 1942 г. для награждения комaндиров за хорошо разработанную и осуществленную военную операцию?
(Рук. шведов Биргер Александру Ярославовичу в 1240г.)
(Александр не только талантливый полководец, но и дальновидящий политик и дипломат. Бил захватчиков с Запада и жил мирно с монголами)
(1242 г., Чудское озеро, немецкие рыцари Ливонского ордена)
(Советский актер Черкасов, сыгравший А. Невского в одноименном фильме)
Желтая дорожка – Дмитрий Донской
Вопросы:
- Где и когда русское войско под предводительством князя московского Дмитрия Ивановича впервые одержало победу над монголо-татарами?
- В результате какого события Дмитрий Иванович получил прозвище Донской?
- “Долг князя – смотреть на битву, видеть подвиги воевод и награждать достойных. Мы все готовы на cмepть: а ты, государь любимый, живи и передай нашу память временам будущим. Без тебя нет победы” – так говорили соратники Дмитрия, когда зашел разговор об участии князя в Куликовской битве. Каково было решение и действия самого князя в этом сражении?
- Почему со времен Дмитрия Донского нашу столицу называют “белокаменной”?
(1378 г., река Вожа, Рязанское княжество, над мурзой Бегичем)
(1380 г., Куликовская битва, где река Непрядва впадает в реку Дон)
(Переодевшись в одежду боярина, он сражался впереди, был оглушен сильным ударом, упал с коня и был без сознания некоторое время)
(1367 г. – строительство кремлевское стены из белого камня, добываемого в Подмосковье – первой каменной крепости Московского княжества)
Красная дорожка – М. В. Скопин-Шуйский
Вопросы:
- В боях с кем и когда отличился Михаил Скопин-Шуйский?
- Какое отношение имеет эта народная песня к судьбе этого полководца?
- Каковы последствия кончины 23 летнего талантливого полководца? (Дмитрий Шуйский терпит разгром под с. Клушиным, открыта дорога на Москву, царь Василий Шуйский лишился престола, пострижен в монахи в Чудове монастыре)
- Где погребен М. В. Скопин-Шуйский?
(Вместе со шведами освобождал от осады поляками Троице-Сергиев монастырь, Москву от Лжедмитрия II 1609-1610 гг. Поход от Новгорода до Москвы)
“Ох ты, гой еси, матушка родимая,
Сколько я по пирам не езжал,
А таково пьян еще не бывал.
Съела меня кума крестовая,
Дочь Малюты Скурлатова!”
(Он был отравлен на пиру, а чащу с ядом в вине поднесла жена Дмитрия Шуйского дочь Малюты Скуратова, - перед походом на Смоленск, т. к. в нем видели приемника царя В. Шуйского)
(Архангельский собор Московского Кремля)
ТРЕТИЙ ТРЕТЬ-ФИНАЛ
Предварительное задание:
С каким государством воевала Россия в 1806 – 1812 гг.?
А) с Турцией
Б) с Францией
В) со Швецией
Зеленая дорожка – А. В. Суворов
Вопросы:
- Французский полководец Массена как-то сказал: “Я отдал бы все свои победы за один переход Суворова…” О каком походе Суворова идет речь? (1799г. Переход через Альпы)
- Можете ли назвать основные победы Суворова в русско-турецкой войне 1787-91 гг. (Кинбурн – ранен в руку, у Фокшан, р. Рымник – Рымникский, Измаил)
- Перед каким сражением Суворов отправил коменданту крепости следующий ультиматум: “24 часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – неволя. Штурм – cмepть”? (1790г. Измаил)
- Какое военное звание было присвоено Александру Суворову? (Генералиссимус. За Итальянский и Швейцарский походы)
- Как называется книга А. Суворова, где он обобщил свой военный опыт “нападательная тактика”? (“Наука побеждать”)
Желтая дорожка – М. И Кутузов (1745 – 1813)
Вопросы:
- Кто и когда сказал о Кутузове: “Он сражался на левом фланге, но был моей правой рукой”? (А. Суворов, 1790 г., взятие Измаила)
- Александр I: “Общество желало его назначения, и я его назначил, - сам же я умываю руки”. Когда и по какому поводу прозвучала его фраза? (О назначении Кутузова в августе 1812 г. главнокомaндующим русской армией после вторжения наполеона в Россию)
- После какого неудачного сражения и с кем Кутузов спас русскую армию и вывел ее из болот? (Под Аустерлицем, 1805 г., битва русско-австрийской армии с Наполеоном)
- Кутузов: “Пока будет еще существовать армия, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна”. Где, при каких событиях это сказал полководец? (1 сентября 1812 г., Совет в Филях, вопрос о сдаче Москвы Наполеону)
Красная дорожка – П. А. Румянцев (1725 – 1796 гг.)
Вопросы:
- В какой войне в годы правления Елизаветы Петровны уже проявился полководческий талант Петра Александровича Румянцева? (Семилетняя война 1756 – 62 гг., сражения при Гросс-Егерсдорфе, Кунерсдорфе, Кольберге, в Восточной Пруссии и Померании)
- За победу в каком сражении он получил звание генерал фельдмаршала и добавление к своей фамилии “граф Задунайский”? (При Кагуле на Дунае в русско-турецкой войне в 1770 г.)
- Умер П. Румянцев после тяжелой болезни 8 декабря 1796 г. Где он похоронен? (Александро-Невская лавра в Петербурге)
- Какой впоследствии знаменитый русский полководец служил под комaндованием П. А. Румянцева? (А. В. Суворов)
ФИНАЛ
Предварительное задание:
Немецкая операция по взятию Москвы носила название:
А) Барбаросса
Б) Тайфун
В) Цитадель
Зеленая дорожка – Г. К. Жуков
Вопросы:
- Где накануне Великой Отечественной войны проявился полководческий талант Г. К. Жукова? ( Лето 1939 г., р. Халхин-Гол, разгром японцев)
- Какой пост занимал Г. К. Жуков в годы Великой Отечественной войны? (Члeн ставки с августа 1942 г. – первый заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомaндующего, одновременно комaндующий многими фронтами)
- Какова роль Г. К. Жукова была 8 мая 1945 г.? (Он принимал безоговорочную капитуляцию Германии и подписывал об этом акт)
- Какова послевоенная его судьба? (Подвергался опале в 1946-53, 1957-65 гг., в 1955-57 гг. – министр обороны СССР)
- Какое военное звание Г. К. Жукова? (Маршал Советского Союза с 1943 г., четырежды Герой Советского Союза – 1939, 1944, 1945, 1956 гг.)
Желтая дорожка – М. Тухачевский
Вопросы:
- На каком фронте гражданской войны проявил свой талант молодой полководец М. Тухачевский? (Против белополяков в 1920 г.)
- Верно служа большевикам, во главе своей армии Тухачевский подавлял восстание моряков. Где и когда это было? (1921 г. март, Крондштатский мятеж)
- Что собой представляло “дело Тухачевского”? (Обвинение его и других военных сфабрикованным документом в измене Родине и расстрел в 1937 г.)
- Из приказа комaндования 12 июня 1921 г.: “Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми удушливыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая все, что в нем пряталось”. Кого здесь называют бандитами, какое отношение к Тухачевскому имеет этот приказ? (Это его приказ о подавлении восстания крестьян на Тамбовщине в 1921 г.)
Красная дорожка – К. К. Рокоссовский
Вопросы:
- В каких крупных сражениях в годы Великой Отечественной войны маршал К. К. Рокоссовский участвовал в качестве комaндующего фронта (Сталинградская, Курская, Берлинская)
- Какова послевоенная судьба маршала Рокоссовского? (Министр обороны в Польше)
- В чем проявилась Сталинская немилость к Рокоссовскому в конце войны? (Замена его Жуковым как комaндующего 1-м Белорусским фронтом в Берлинской операции, перевод во 2-ой Белорусский фронт)
- Какую опасную инициативу проявил К. К. Рокоссовский в Курской битве? (Осуществил артиллерийскую подготовку по готовым к наступлению фашистским войскам)
Литература, рекомендуемая учащимся для подготовки к игре
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
- "Повесть временных лет". Часть 2
- Карамзин Н.М. История государства Российского Глава VII. КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ. Г. 945-972
- Соловьев Сергeй Михайлович - История России с древнейших времен Том 1 глава 6
ВЛАДИМИР МОНОМАХ
- Карамзин Н.М. История государства Российского. т.2 глава 7. Владимир Мономах, названный в крещении Василием. Г. 1113-1125
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. глава 4 Князь Владимир Мономах
- Ключевский В.О. Курс русской истории Лекция XXVI (Сказание о Владимире Мономахе)
ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
- Лимонов Ю.А. Владимиро-Суздальская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1987;
- Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII - XV вв., т. 1, М., 1961;
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ
- Пашуто В.Т. Александр Невский. М., 1974.
- Житие Александа Невского (документ)
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. том 3 гл. 3 - От Батыева нашествия до борьбы между сыновьями Александа Невского (1240-1276)
- Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. том 1 гл. 8 - Князь Александр Ярославич Невский
ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ
- Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской. М., 1983.
- Журавель А.В. - Хронологические данные в "Слове о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича"
СКОПИН ШУЙСКИЙ
- Иконников B.C. Князь М.В. Скопин-Шуйский:
АЛЕКСАНДР СУВОРОВ
- Биография Александра Васильевича Суворова, им самим писанная в 1786 году // Время и судьбы: Воен. - мемуар. сб. Вып. 1. - М.: Воениздат, 1991. - С. 143 - 157.
- Григорьев С.Т. Александр Суворов: Ист. повесть. - М.: Мысль 1990. - 319 с.: ил.
- История государства Российского: Жизнеописания. XVIII в. - М.; Изд-во "Кн. палата", 1996. - С. 322 - 333.
- Ростунов И.И. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководч. деятельность. - М.: Воениздат, 1989. - 496 с.: ил.
- Суворов А.В. Наука побеждать. - М.: Воениздат, 1987. - 39 с.: ил.
М. И. КУТУЗОВ
- "Бесcмepтен тот. Отечество кто спас": Михаил Илларионович Кутузов / Б.С. Абалихин, B.C. Антонов, Л.П. Богданов и др. - М.: Мысль, 1995. - 303 с.
- Жилин П.А. Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов: Жизнь и полководческая деятельность. - 3-е изд., доп. - М.: Воениздат, 1987.-367 с.
- Спаситель Отечества: Кутузов без хрестоматийного глянца // Родина. 1995. Т. 9.
П. РУМЯНЦЕВ
- Буганов В.И., Буганов А.В. Полководцы XVIII в. - М.: Патриот, 1992. - С. 299 - 338.
- Лубченков Ю.Н. Фельдмаршал службы российской: Ист. повествование. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 112 с.: ил.
- П.А.Румянцев, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Документы и материалы. Киев, 1974;
К. К.. РОКОССОВСКИЙ
- Кардашов В.И. Рокоссовский. М., 1984.
- Люди бесcмepтного подвига. Изд. 4-е. Кн. 2. М., 1975;
- Полководцы и военачальники Великой Отечественной. Сборник. Изд. 2-е. М., 1971.
Г. К. ЖУКОВ
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1969
- Светлишин Н.А. Крутые ступени судьбы: Жизнь и ратные подвиги маршала Г.К. Жукова. Хабаровск, 1992,
- Жукова Э. Маршал Победы. Вспоминая и размышляя. М., 1996.
М. ТУХАЧЕВСКИЙ
- Дайне с В.О. Михаил Николаевич Тухачевский // Вопросы истории. 1989. N 10;
- Иванов В.М. М.Н. Тухачевский. М., 1990.
- Кровавый маршал, Михаил Тухачевский. 1893-1937. Сост. Г. В. Смирнов. М., 1997.
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
18 03 2024 4:13:12
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
17 03 2024 9:58:14
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
16 03 2024 16:21:59
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
15 03 2024 18:52:40
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
14 03 2024 21:20:13
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
13 03 2024 4:22:25
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
12 03 2024 17:13:16
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
11 03 2024 2:34:40
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
10 03 2024 9:41:31
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
09 03 2024 3:28:57
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
08 03 2024 23:52:16
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
07 03 2024 0:41:20
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
06 03 2024 0:59:40
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
05 03 2024 19:27:57
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
04 03 2024 1:36:27
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории. Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
03 03 2024 16:41:43
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
02 03 2024 1:45:12
Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
01 03 2024 15:30:21
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
29 02 2024 18:34:30
В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...
28 02 2024 11:22:10
Урок-дискуссия ‒ форма занятия, на которой развивается мышление и устная речь учащихся, они овладевают ораторскими умениями и умением доказательного спора, увеличивается интерес к истории. Именно такая форма урока развивает информационную, коммуникативную, а также рефлексивную компетентности для более глубокого усвоения материала....
27 02 2024 16:14:45
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
26 02 2024 11:58:25
Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
25 02 2024 8:45:56
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
24 02 2024 0:19:13
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
23 02 2024 18:58:25
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса. Цель урока – сформировать представления о динамике взаимоотношений власти, творческой интеллигенции и общества, показать противоречия в развитии художественной культуры, познакомить учащихся с основными аспектами Конституции 1977 г., дать представление о диссидентском и правозащитном движении. ...
22 02 2024 20:19:13
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
21 02 2024 12:20:24
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
20 02 2024 5:34:42
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
19 02 2024 1:24:54
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
18 02 2024 1:19:19
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
17 02 2024 0:10:36
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
16 02 2024 12:11:15
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
15 02 2024 8:30:49
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
14 02 2024 10:26:49
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
13 02 2024 9:55:33
Интегрированный урок русского языка и истории позволяет расширить уже известные знания из курса 5-го класса по истории Древнего мира, а также актуализировать знания по фразеологии русского языка, по развитию речи. Групповые задания, предлагаемые на уроке, направлены на развитие логического мышления, умения сопоставлять исторические факты с эпизодами художественного произведения, обеспечивая более полный комплексный анализ текста поэмы. ...
12 02 2024 14:57:42
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...
11 02 2024 5:49:33
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
10 02 2024 9:35:17
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...
09 02 2024 7:43:41
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
08 02 2024 13:24:45
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
07 02 2024 21:12:54
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....
06 02 2024 1:14:41
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...
05 02 2024 19:57:37
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
04 02 2024 6:13:44
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
03 02 2024 23:49:32
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
02 02 2024 11:54:15
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
01 02 2024 13:57:46
Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
31 01 2024 20:53:18
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
30 01 2024 18:56:25
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
29 01 2024 4:25:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::