Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"
Цель урока – помочь учащимся уяснить, с какой целью проводилась аграрная реформа, каково её содержание, а также увидеть связь между проблемами, которые стояли перед Россией в начале ХХ века и в настоящее время; продолжить формирование навыков и умений работы с историческими документами.
Подвести уч-ся к пониманию причин, по которым реформы П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать своё мнениё, работать с картой, статистикой, делать самостоятельно вывод.
Учебное оборудование: Демонстрационная карта “Российская империя в 1907 –1914 гг.”, индивидуальные атласы карт, учебник “А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. ХХ век. М., изд.дом “Новый учебник”2001”, отпечатанные документы на каждую парту и задания для закрепления материала, карточки для анализа отношения к реформам всех социальных слоёв; фрагменты из документальных фильмов “Российская империя – Николай Второй”, “Реформы по-русски – Столыпин П.А.”, “Столыпин должен быть убит”.
Оформление доски: Тема урока; план изучения новой темы; новые слова (реформа, отруб, хутор, община, артель, кооперация), домашнее задание, схемы: “Основные мероприятия агр. реформы”, “Цели и итоги реформы Столыпина”, эпиграф:
“Вам, господа, нужны великие потрясения, нам – великая Россия!”
(П.А.Столыпин)
План изучения нового материала
- Аграрная реформа П.А.Столыпина (1906 – 1911гг.): её цели, суть, направления.
- Методы проведения реформы.
- Итоги и значение деятельности Столыпина в реформировании России.
План работы на уроке
- Беседа с уч-ся по опережающему заданию.
- Вступительное слово учителя.
- Пётр Аркадьевич Столыпин (сообщение ученика).
- Столыпинская аграрная реформа (беседа, пояснения учителя, работа с документами, по фильму, заполнение таблицы).
- Результаты реформы (ролевая игра об отношении к реформе и Столыпину его современников).
- Закрепление (тестирование).
- Задание на дом.
Опережающее задание
1.Какие изменения произошли в русской деревне в начале ХХ века?
2. Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономики?
3.Какие решения аграрного вопроса были предложены в начале ХХ в. различными политическими партиями России?
Задание №1
Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чём сущность предложенных аграрных проектов?
Политические силы | Проекты решения агр. Вопроса | ||
1 | Большевики | А | Муниципализация земли. |
2 | Меньшевики | Б | Национализация земли после конфискации её у помещиков. |
3 | Эсеры | В | Использование госуд., удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих за выкуп. |
4 | Кадеты | Г | Продажа крестьянам государственных и удельных земель. |
5 | Октябристы | Д | Социализация земли. |
Вопросы к беседе с уч-ся.
- Назовите одну из главных причин первой российской революции?
- Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?
- Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?
Вводное слово учителя.
Все эти проекты будут отвергнуты государством. 1906 год. Россия на распутье. Продолжается революция. Какие могли быть пути развития страны в этих условиях?
(-дальнейшее продолжение революции;
-бескомпромиссное подавление революционного движения;
-реформирование страны).
Вот здесь большую роль сыграл П.А.Столыпин. Даже сейчас –100 лет спустя – растёт интерес к жизни и деятельности этого человека на благо родины и своего народа.
Сообщение ученика о Столыпине П.А.
(Задание классу: выписать в тетрадь из сообщения и видеофильма основные этапы деятельности Столыпина и главные черты его хаpaктера).
(Примерное сообщение учащегося)
СТОЛЫПИН ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ (1862 – 1911) – представитель старинного дворянского рода. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил в Министерстве государственных имуществ.
Важным этапом в карьере Столыпина П.А. оказалось губернаторства в Саратове. В 1905 году Столыпин лично принял участие в подавлении крестьянских бунтов. В сопровождении казаков он разъезжал по мятежным деревням, производя повальные обыски, аресты, порки зачинщиков, выступая перед сельскими сходами, хотя такие выступления были небезопасными.
26 апреля 1906 года он был назначен на пост министра внутренних дел, а 8 июля, после роспуска 1 Государственной Думы, стал председателем Совета Министров.
Выступая на заседаниях Думы, Столыпин говорил твёрдо, но достаточно корректно, хладнокровно отвечая на выпады в адрес правительства, уверенно чувствуя себя в условиях ожесточённой полемики. Его образные выражения, чеканные фразы становились известны всей стране. Столыпина уважали даже политические противники.
На посту премьера он с первых дней зарекомендовал себя как жёсткий администратор и искушённый политик. На него было совершено 17 покушений. И, наконец, 1 сентября 1911 года в здании Киевского оперного театра Столыпин был cмepтельно ранен анархистом Д.Г.Богровым. Похоронен в Киево-Печерской лавре. На постаменте написаны сказанные им однажды слова: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.
Использование фрагментов из видеофильмов
Учитель: Деятельность П.А.Столыпина вызывала споры современников; по-разному она оценивается и сегодня. Какую страну получил вновь назначенный премьер-министр?
В условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Началась аграрная реформа П.А.Столыпина
Работа учащихся с документами:
Документ №1
На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу…
(цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьей земли).
“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе…Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.
(цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)
“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.
(цель: продолжение модернизации России)
Основные мероприятия реформы: (лабораторная работа с учебником и заполнение схемы)
- Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?
( Можно дать небольшое сообщение об общине ученику).
В течение урока заполняются следующая таблица:
Цели реформы |
Итоги реформы |
“Успокоение” страны |
Добиться не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; началась “вторая социальная война” в деревне; озлобленность вернувшихся переселенцев, конфликты между переселенцами и местными жителями. |
Создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии. |
Этот процесс только начался и после cмepти Столыпина замедлился. |
Продолжение процесса модернизации |
Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорился. |
Вписать цифровые данные в диаграмму “Экономические итоги столыпинской аграрной реформы”
( Заполняется на доске с помощью учащихся или вызывается один ученик.
Учебник, стр.67 – 68).
Возможна самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 65 – из закона от 9 ноября 1906 года).
Беседа.
- Когда аграрная реформа была утверждена правительством?
- Каким образом планировалось разрушить общину?
- Дайте определение понятиям “отруб” и “хутор” (учебник, стр. 69)
- Как реформа решала вопрос с помещичьим землевладением?
Проблемы малоземелья
Переселенческая политика (учебник, стр. 67).
Работа с заданиями №1-3
Задание №1
Сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале
Задание №2
Выберите утверждения, с которыми вы согласны и с которыми не согласны.
Задание №3
Каким вам представляется политическое и социально-экономическое будущее России, если бы программы Столыпина были выполнены?
“Ещё 10 лет таких реформ и в России революция будет невозможна”.
( В.И.Ленин)
“Столыпин нанёс монархии, или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые”.
(В.В.Вернадский – члeн ЦК КДП)
Ролевая игра.
Учащиеся по желанию выбирают карточки с надписями и отвечают на вопросы
- Какова бы была ваша реакция на реформу Столыпина?
- Чем вы могли бы быть довольны и что вызвало бы ваше недовольство?
КРЕСТЬЯНИН – ОБЩИННИК.
КРЕСТЬЯНИН – ФЕРМЕР.
УЧИТЕЛЬ – КАДЕТ
ЧИНОВНИК – ОКТЯБРИСТ
ПОМЕЩИК – ЧЕРНОСОТЕНЕЦ
НИКОЛАЙ ВТОРОЙ
РАБОЧИЙ – БОЛЬШЕВИК
РАЗНОЧИНЕЦ – ЭСЕР.
Можно провести тестирование для закрепления изученного материала (при наличии времени).
ИТОГИ УРОКА
- “Монархия смогла удержать власть, только начав решать наболевшие вопросы, главным из которых был аграрный. Но проект Столыпина, направленный на разрушение общины, не совпадал с требованиями представителей крестьян в Госдуме (трудовиков и эсеров) и в большей степени отражал программу октябристов.
- Реализация этой реформы привела к ещё большему расслоению крестьянства, началу разрушения общинных порядков и показала более высокую эффективность производительной деятельности фермерских хозяйств.
- Краткосрочность проведения реформы не способствовала её логическому завершению, изменить коренным образом ситуацию в деревне не удалось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения.”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник: параграф № 9, стр. 73 – 74; работа с терминами и понятиями.
Список методической литературы, используемой для подготовки урока
- О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России ХХ – нач. ХХI века.9 класс. М., “ВАКО”, 2005.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Поурочные разработки к учебнику “История России. ХХ век”.9 класс. Книга для учителя.4 изд. М.,Просвещение.2003.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Грант. “История России ХХ-нач. ХХI века. Методические рекомендации”. 9 класс. Пособие для учителей.3 изд. М., Просвещение,2005.
- Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”.9класс.М.,Дрофа,2004.
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
18 03 2024 17:37:35
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
17 03 2024 13:47:58
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
16 03 2024 8:59:41
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
15 03 2024 22:57:44
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
14 03 2024 10:16:38
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
13 03 2024 21:46:15
Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....
12 03 2024 2:10:26
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
11 03 2024 4:27:15
Учитель создаёт проблемную ситуацию, обращаясь к ученикам с вопросом о целях урока. Главными целями урока ученики совместно с учителем называют повторение и обобщение пройденного материала по теме «Великая Отечественная война». Анализ, систематизация и обобщение исторических документов, обсуждение проблемных вопросов данной темы. ...
10 03 2024 10:47:50
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
09 03 2024 5:13:55
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
08 03 2024 18:21:38
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
07 03 2024 1:59:45
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
06 03 2024 11:43:39
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
05 03 2024 0:12:19
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
04 03 2024 3:22:50
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
03 03 2024 9:53:19
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
02 03 2024 14:26:39
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...
01 03 2024 16:52:47
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде. ...
29 02 2024 14:51:38
Современный урок истории и обществознания немыслим без документов, первоисточников. Я часто использую в своей системе работы уроки-пpaктикумы, пpaктические занятия, построенные на изучении документов. Ведущей дидактической целью пpaктических занятий является формирование пpaктических умений. В своей работе я поделилась опытом организации самостоятельной работы с документами, с применением информационных технологий. ...
28 02 2024 3:42:31
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
27 02 2024 19:53:51
В работе определены функции гражданского политического образования....
26 02 2024 9:47:12
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
25 02 2024 21:50:11
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
24 02 2024 0:32:39
Тестовый контроль может оценить уровень учебных достижений: качество и уровень усвоенных знаний, развитие определенных навыков и приобретение требуемых умений. В настоящей работе представлены различные виды тестовых заданий по курсу истории России с конца XVI до конца XVIII в. Разработано несколько вариантов каждого из видов тестовых заданий, что позволяет организовать эффективную работу учеников. Тестовые задания могут быть использованы учителем для текущего, тематического и итогового контроля....
23 02 2024 14:53:36
Работа посвящена проведению урока, на котором учащиеся подводят итоги изучения Великой Отечественной войны. Причем особое место отведено тому, какой вклад в Победу внесла малая родина учащихся (г. Новокузнецк). ...
22 02 2024 19:43:41
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
21 02 2024 8:57:26
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
20 02 2024 0:40:15
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
19 02 2024 14:13:49
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
18 02 2024 12:56:30
Урок в 7-м классе по Новой истории построен на основе вопросно-ответной деятельности учеников с выдвижением ими гипотез, формулированием выводов и самостоятельной работы; позволяет изучить теоретически сложный материал курса. ...
17 02 2024 16:43:45
Для формирования личности ребенка очень важна культурологическая составляющая его развития. Рационально увеличение времени изучения культурного наследия за счет внеурочной деятельности. Предлагаемый ресурс знакомит с Эрмитажем – не только музеем, но и удивительным миром, полным чудес; развивает ключевые компетентности учащихся....
16 02 2024 21:10:24
Краеведческий материал позволяет решать одну из главнейших задач уроков истории: воспитание в детях чувства патриотизма не на абстpaктных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего города, села, района. Тема предлагается как самостоятельный урок после прохождения темы "Политическая жизнь в России в 1920–1930 гг.". ...
15 02 2024 9:27:24
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
14 02 2024 15:10:20
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе. ...
13 02 2024 0:13:32
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий. ...
12 02 2024 12:28:42
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...
11 02 2024 0:23:33
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
10 02 2024 7:39:57
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
09 02 2024 5:55:59
Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....
08 02 2024 1:37:55
Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....
07 02 2024 20:54:46
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
06 02 2024 23:57:41
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
05 02 2024 0:19:53
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
04 02 2024 16:35:22
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
03 02 2024 6:55:35
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
02 02 2024 6:34:38
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
01 02 2024 5:11:30
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
31 01 2024 16:31:33
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
30 01 2024 4:22:25
Для раскрытия данной темы учитель использовал работу в парах, проблемный вопрос, предварительное индивидуальное задание. Мотивация учебной деятельности ведется на всех этапах урока. Работоспособность учащихся обеспечивается за счет частой смены деятельности, проблемного вопроса, заинтересованности в начале урока....
29 01 2024 17:40:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::