Урок по истории "Аграрная реформа П.А. Столыпина"
Цель урока – помочь учащимся уяснить, с какой целью проводилась аграрная реформа, каково её содержание, а также увидеть связь между проблемами, которые стояли перед Россией в начале ХХ века и в настоящее время; продолжить формирование навыков и умений работы с историческими документами.
Подвести уч-ся к пониманию причин, по которым реформы П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать своё мнениё, работать с картой, статистикой, делать самостоятельно вывод.
Учебное оборудование: Демонстрационная карта “Российская империя в 1907 –1914 гг.”, индивидуальные атласы карт, учебник “А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История государства и народов России. ХХ век. М., изд.дом “Новый учебник”2001”, отпечатанные документы на каждую парту и задания для закрепления материала, карточки для анализа отношения к реформам всех социальных слоёв; фрагменты из документальных фильмов “Российская империя – Николай Второй”, “Реформы по-русски – Столыпин П.А.”, “Столыпин должен быть убит”.
Оформление доски: Тема урока; план изучения новой темы; новые слова (реформа, отруб, хутор, община, артель, кооперация), домашнее задание, схемы: “Основные мероприятия агр. реформы”, “Цели и итоги реформы Столыпина”, эпиграф:
“Вам, господа, нужны великие потрясения, нам – великая Россия!”
(П.А.Столыпин)
План изучения нового материала
- Аграрная реформа П.А.Столыпина (1906 – 1911гг.): её цели, суть, направления.
- Методы проведения реформы.
- Итоги и значение деятельности Столыпина в реформировании России.
План работы на уроке
- Беседа с уч-ся по опережающему заданию.
- Вступительное слово учителя.
- Пётр Аркадьевич Столыпин (сообщение ученика).
- Столыпинская аграрная реформа (беседа, пояснения учителя, работа с документами, по фильму, заполнение таблицы).
- Результаты реформы (ролевая игра об отношении к реформе и Столыпину его современников).
- Закрепление (тестирование).
- Задание на дом.
Опережающее задание
1.Какие изменения произошли в русской деревне в начале ХХ века?
2. Какие пережитки крепостнической системы сохранялись в аграрном секторе экономики?
3.Какие решения аграрного вопроса были предложены в начале ХХ в. различными политическими партиями России?
Задание №1
Приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими проекты решения аграрного вопроса. В чём сущность предложенных аграрных проектов?
Политические силы | Проекты решения агр. Вопроса | ||
1 | Большевики | А | Муниципализация земли. |
2 | Меньшевики | Б | Национализация земли после конфискации её у помещиков. |
3 | Эсеры | В | Использование госуд., удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих за выкуп. |
4 | Кадеты | Г | Продажа крестьянам государственных и удельных земель. |
5 | Октябристы | Д | Социализация земли. |
Вопросы к беседе с уч-ся.
- Назовите одну из главных причин первой российской революции?
- Был ли решён аграрный вопрос в ходе революции?
- Каких изменений добились крестьяне в ходе революции?
Вводное слово учителя.
Все эти проекты будут отвергнуты государством. 1906 год. Россия на распутье. Продолжается революция. Какие могли быть пути развития страны в этих условиях?
(-дальнейшее продолжение революции;
-бескомпромиссное подавление революционного движения;
-реформирование страны).
Вот здесь большую роль сыграл П.А.Столыпин. Даже сейчас –100 лет спустя – растёт интерес к жизни и деятельности этого человека на благо родины и своего народа.
Сообщение ученика о Столыпине П.А.
(Задание классу: выписать в тетрадь из сообщения и видеофильма основные этапы деятельности Столыпина и главные черты его хаpaктера).
(Примерное сообщение учащегося)
СТОЛЫПИН ПЁТР АРКАДЬЕВИЧ (1862 – 1911) – представитель старинного дворянского рода. Окончил физико-математический факультет Петербургского университета, затем служил в Министерстве государственных имуществ.
Важным этапом в карьере Столыпина П.А. оказалось губернаторства в Саратове. В 1905 году Столыпин лично принял участие в подавлении крестьянских бунтов. В сопровождении казаков он разъезжал по мятежным деревням, производя повальные обыски, аресты, порки зачинщиков, выступая перед сельскими сходами, хотя такие выступления были небезопасными.
26 апреля 1906 года он был назначен на пост министра внутренних дел, а 8 июля, после роспуска 1 Государственной Думы, стал председателем Совета Министров.
Выступая на заседаниях Думы, Столыпин говорил твёрдо, но достаточно корректно, хладнокровно отвечая на выпады в адрес правительства, уверенно чувствуя себя в условиях ожесточённой полемики. Его образные выражения, чеканные фразы становились известны всей стране. Столыпина уважали даже политические противники.
На посту премьера он с первых дней зарекомендовал себя как жёсткий администратор и искушённый политик. На него было совершено 17 покушений. И, наконец, 1 сентября 1911 года в здании Киевского оперного театра Столыпин был cмepтельно ранен анархистом Д.Г.Богровым. Похоронен в Киево-Печерской лавре. На постаменте написаны сказанные им однажды слова: “Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия”.
Использование фрагментов из видеофильмов
Учитель: Деятельность П.А.Столыпина вызывала споры современников; по-разному она оценивается и сегодня. Какую страну получил вновь назначенный премьер-министр?
В условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 года был издан указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования”. Началась аграрная реформа П.А.Столыпина
Работа учащихся с документами:
Документ №1
На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.
“Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу…
(цель: “успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьей земли).
“Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы стали продавать Крестьянскому банку. Опора не в них, а в царе…Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий”.
(цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян)
“Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении”.
(цель: продолжение модернизации России)
Основные мероприятия реформы: (лабораторная работа с учебником и заполнение схемы)
- Что вам известно о крестьянской общине? Почему она мешала развитию капитализма?
( Можно дать небольшое сообщение об общине ученику).
В течение урока заполняются следующая таблица:
Цели реформы |
Итоги реформы |
“Успокоение” страны |
Добиться не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; началась “вторая социальная война” в деревне; озлобленность вернувшихся переселенцев, конфликты между переселенцами и местными жителями. |
Создание слоя земельных собственников - социальной и экономической опоры монархии. |
Этот процесс только начался и после cмepти Столыпина замедлился. |
Продолжение процесса модернизации |
Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорился. |
Вписать цифровые данные в диаграмму “Экономические итоги столыпинской аграрной реформы”
( Заполняется на доске с помощью учащихся или вызывается один ученик.
Учебник, стр.67 – 68).
Возможна самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 65 – из закона от 9 ноября 1906 года).
Беседа.
- Когда аграрная реформа была утверждена правительством?
- Каким образом планировалось разрушить общину?
- Дайте определение понятиям “отруб” и “хутор” (учебник, стр. 69)
- Как реформа решала вопрос с помещичьим землевладением?
Проблемы малоземелья
Переселенческая политика (учебник, стр. 67).
Работа с заданиями №1-3
Задание №1
Сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале
Задание №2
Выберите утверждения, с которыми вы согласны и с которыми не согласны.
Задание №3
Каким вам представляется политическое и социально-экономическое будущее России, если бы программы Столыпина были выполнены?
“Ещё 10 лет таких реформ и в России революция будет невозможна”.
( В.И.Ленин)
“Столыпин нанёс монархии, или, по крайней мере, династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые”.
(В.В.Вернадский – члeн ЦК КДП)
Ролевая игра.
Учащиеся по желанию выбирают карточки с надписями и отвечают на вопросы
- Какова бы была ваша реакция на реформу Столыпина?
- Чем вы могли бы быть довольны и что вызвало бы ваше недовольство?
КРЕСТЬЯНИН – ОБЩИННИК.
КРЕСТЬЯНИН – ФЕРМЕР.
УЧИТЕЛЬ – КАДЕТ
ЧИНОВНИК – ОКТЯБРИСТ
ПОМЕЩИК – ЧЕРНОСОТЕНЕЦ
НИКОЛАЙ ВТОРОЙ
РАБОЧИЙ – БОЛЬШЕВИК
РАЗНОЧИНЕЦ – ЭСЕР.
Можно провести тестирование для закрепления изученного материала (при наличии времени).
ИТОГИ УРОКА
- “Монархия смогла удержать власть, только начав решать наболевшие вопросы, главным из которых был аграрный. Но проект Столыпина, направленный на разрушение общины, не совпадал с требованиями представителей крестьян в Госдуме (трудовиков и эсеров) и в большей степени отражал программу октябристов.
- Реализация этой реформы привела к ещё большему расслоению крестьянства, началу разрушения общинных порядков и показала более высокую эффективность производительной деятельности фермерских хозяйств.
- Краткосрочность проведения реформы не способствовала её логическому завершению, изменить коренным образом ситуацию в деревне не удалось. Крестьяне по-прежнему требовали решения аграрного вопроса путём ликвидации помещичьего землевладения.”
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник: параграф № 9, стр. 73 – 74; работа с терминами и понятиями.
Список методической литературы, используемой для подготовки урока
- О.В. Арасланова, А.В. Поздеев. Поурочные разработки по истории России ХХ – нач. ХХI века.9 класс. М., “ВАКО”, 2005.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Поурочные разработки к учебнику “История России. ХХ век”.9 класс. Книга для учителя.4 изд. М.,Просвещение.2003.
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Грант. “История России ХХ-нач. ХХI века. Методические рекомендации”. 9 класс. Пособие для учителей.3 изд. М., Просвещение,2005.
- Е.В.Симонова. Методическое пособие к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной “История государства и народов России”.9класс.М.,Дрофа,2004.
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
20 03 2023 7:36:52
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
19 03 2023 21:54:49
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
18 03 2023 12:56:54
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
17 03 2023 17:13:52
Урок является первым в блоке "Времена Российской империи. XVIII – начало XIX в.". Его главная цель – сформировать у учащихся образ преобразований Петра Великого. Реформы Петра I коснулись всех сторон общественной и экономической жизни России. Россию стали уважать, с ней стали считаться, она получила выход ("прорубила окно") в Европу. Россия стала великой державой.
...
16 03 2023 2:18:25
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
15 03 2023 16:16:43
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
14 03 2023 1:49:55
За последние годы отношение к вопросу о благотворительной деятельности в России значительно изменилось. Данное методическое пособие представляет опыт работы по проблеме воспитания благотворительности через образование и воспитание. Я предлагаю использование игровых и групповых технологий в просветительской деятельности, поскольку игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
...
13 03 2023 9:48:52
В ходе урока используются следующие методы обучения: по виду - словесные, наглядные и пpaктические; по способу осуществления - репродуктивные; по хаpaктеру - индуктивные и дедуктивные. Коллективная форма организации учебной деятельности на уроке позволяет наиболее полно реализовать учебные задачи. Разнообразные виды работ позволяют использовать изученный материал, углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
...
12 03 2023 17:11:11
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
11 03 2023 5:37:32
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
10 03 2023 5:59:59
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
09 03 2023 11:56:55
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
08 03 2023 23:42:43
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
07 03 2023 16:36:31
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
06 03 2023 20:22:24

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
05 03 2023 17:16:55
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
04 03 2023 19:49:41
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
03 03 2023 1:47:32
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
02 03 2023 17:44:19
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
01 03 2023 16:35:51
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
28 02 2023 9:23:29
Вступая в диалог с автором, учащиеся проникают в умонастроение и ментальность общества, изучаемой эпохи, чтобы понять действия и поступки людей, ушедших в прошлое.
...
27 02 2023 3:44:59
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
26 02 2023 10:12:51

Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
25 02 2023 19:26:34
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
24 02 2023 6:41:18
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
23 02 2023 23:11:15
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
22 02 2023 0:54:50
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
21 02 2023 19:58:34
Работа представлена в виде модели по формированию поликультурной личности с акцентом на этнокультурный компонент: знакомство с творчеством марийского поэта В.Колумба и русского поэта С.Есенина. Цель: формирование этнокультурного компонента во внеурочной коллективно-исследовательской деятельности....
20 02 2023 23:52:55
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
19 02 2023 12:40:32
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
18 02 2023 3:12:17
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
17 02 2023 9:42:26
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
16 02 2023 20:58:30
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество.
...
15 02 2023 2:17:12
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
14 02 2023 0:44:57
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
13 02 2023 12:55:48
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
12 02 2023 10:15:41
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
11 02 2023 22:36:35
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
10 02 2023 15:44:55
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
09 02 2023 15:32:10

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
08 02 2023 20:19:30
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
07 02 2023 16:16:28
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
06 02 2023 14:59:33
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
05 02 2023 23:25:47
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
04 02 2023 12:53:30
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
03 02 2023 17:17:39
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
02 02 2023 18:18:53
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы.
...
01 02 2023 18:26:26
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
31 01 2023 18:10:12
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
30 01 2023 20:27:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::