Урок по теме "Экономическое развитие России в начале ХХ века"
Цели урока:
- Сформировать представление об особенностях развития Российской империи в начале XX века, связанных со спецификой российской модернизации;
- Продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы, работать по карте.
Тип урока: урок анализа и синтеза.
Форма организации работы: фронтальная работа с классом, работа в группах
Метод (приём) урока: пpaктическое занятие: работа с текстами, диаграммами, картами
Педагогическая технология: педагогическая мастерская, мультимедийная технология.
Оборудование урока: в кабинете с одним компьютеризированным рабочим местом (АРМ Учителя + проектор), АРМ учащихся.
Учебное оборудование:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Пыжиков А.В.. История России. XX - начало XXI века. – М.: Издательство Просвещение, 2003.
Ход урока
I. Актуализация опopных знаний
учащихся по теме “Особенности геополитического положения России”, выполнение тестов каждым учащимся со своего АРМ учащегося.
II. Опережающее задание на урок:
- какие были успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства?
- какие были проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства?
III. Индуктор.
Учащимся предлагается посмотреть свои записи о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию и “проголосовать” со своего АРМ учащегося как проходила российская модернизация:
- “успешно”
- “неуспешно”
- “не проходила совсем”
- “была не завершена”
IV. Создание творческого продукта. Формирование 5 групп. Каждой группе предлагается выполнить отдельное задание.
1 группа
- Творческое задание: Сопоставляя карты, самостоятельно проанализировать изменения, произошедшие в экономике России с 1861 года до начала XX века.
- Работа с картами: “Экономическое развитие России к 1861 году” <Рисунок 1>, “Экономическое развитие России в начале XX века” <Рисунок 2>. Любые карты, в том числе историко – экономические, содержат большое количество информации. Преимущество работы с картой по сравнению с учебным текстом состоит в том, что она отражает ту же информацию, но наглядно, предельно сжато, целостно.
- Вопросы к заданию.
- какие отрасли промышленности активно развивались в России в начале XX века?
- какие города были центрами развития металлообpaбатывающей промышленности?
- какие города были центрами развития пищевой промышленности.
- какие города были центрами развития текстильной промышленности?
- какие полезные ископаемые добывались в России?
- о каких новых явлениях в развитии промышленности свидетельствуют данные карты?
2 группа
1. Творческое задание: В чём особенности процесса монополизации в России?
2. Работа терминами.
“Первые монополистические объединения, в основном в лёгкой промышленности, сложились в России в 1880-1890-е гг. В 1890г. примерно 70% всего капитала, вложенного в промышленность. Было акционировано и принадлежало различным монополистическим объединениям, в основном в форме картелей. В начале XX века возникла новая форма монополистических объединений – синдикаты. Они развивались в капиталоёмких отраслях промышленности, которые успешно начали осваиваться российскими предпринимателями: “Продвагон”, “Гвоздь”, “Продуголь”, “Продамет”. Развивался процесс концентрации банковского капитала. В 1905г. 10 петербургских коммерческих банков контролировали 64,4 %всех частных вкладов. Банки скупали акции промышленных предприятий, вывозили капиталы в менее развитые страны (Китай, Монголию, Персию)”.
Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками “Российский монополистический капитализм”, “Виды монополистических союзов” <Рисунок 3>. Данная информация расширяет представление учащихся о процессе монополизации в России.
3.Вопросы к заданию.
- что такое монополистические объединения (монополии)?
- каковы причины образования монополий?
- какие виды монополий хаpaктерны для России? Чем различаются эти виды монополий?
- что означает на пpaктике концентрация банковского капитала и слияние банковского и промышленного капитала?
3 группа
1. Творческое задание: Выяснить роль государства в экономике России.
2. Работа с текстом учебника.
“Развивая индустриализацию, правительство Витте руководствовалось, прежде всего, стратегическим интересами государства: ликвидировать разрыв между Россией и индустриально развитыми странами, укрепить обороноспособность и целостность страны. В основу экономической политики было положено преимущественное развитие государственного сектора экономики. Государству принадлежали государственные, кабинетские и удельные земли, составлявшие более трети земельного фонда страны, железные дороги, Государственный банк, военные заводы, винная монополия. Делом огромной важности Витте считал строительство Tрaнcсибирской железной дороги. Государство являлось главным заказчиком продукции металлургических и машиностроительных заводов, планируя её количество, качество и стоимость. Ни государственные, ни частные предприятия, связанные с госзаказами, не были подвержены рыночной стихии, т.к. имели гарантированный сбыт продукции”.
Учащимся предлагается ознакомиться с рисунками “Государственный сектор в экономике” <Рисунок 4>, “Вмешательство государства в экономику” <Рисунок 5>, что позволяет представить механизмы влияния государства на экономику.
3. Вопросы к заданию.
- чем отличались государственные предприятия от частных?
- какие предприятия находились в собственности государства?
- какими способами государство влияло на деятельность частных предприятий?
- какова роль государства в экономике России начала XX века?
4 группа
1. Творческое задание: Какова была роль иностранного капитала в экономике России?
2. Работа с текстом “Из доклада министра финансов Витте”
“В последнее время раздаются голоса против прилива капиталов из-за границы, настаивающие на том, что он причиняет ущерб основным народным интересам, что он стремится поглотить все доходы растущей русской промышленности, что он, в сущности, приводит к распродаже наших производительных богатств. Машина, привезённая в Россию и здесь изготавливающая изделия, хотя она и принадлежит иностранцу, работать будет всё-таки в русской среде. И работать она будет не одна. Она потребует сырья, топлива, осветительных и прочих вспомогательных материалов, она потребует на помощь себе человеческого труда, и всё это владелец должен будет купить в России. Из рубля, уплачиваемого за изделия предприятия, учрежденного хотя бы при посредстве иностранного капитала. Приблизительно от 25 до 40 коп. должны достаться русскому рабочему, затем значительн6ая часть пойдёт на оплату сырья и вспомогательных материалов, и только от 3 до 10 коп. придутся на прибыль самого предпринимателя”.
Учащимся предлагается ознакомиться с рисунком “Иностранный капитал в России” <Рисунок 6>, что позволяет выяснить причины привлечения иностранного капитала в Россию и сферы его приложения.
3. Вопросы к заданию.
- чем обосновывает С.Ю.Витте необходимость притока иностранного капитала в Россию?
- в какие районы страны иностранцы вкладывали свой капитал (работа с картой)?
- почему производить продукцию на деньги зарубежных предпринимателей выгоднее было в России, нежели продавать эту же продукцию в готовом виде?
5 группа.
1. Творческое задание: Как развивалось сельское хозяйство в России в начале XX века?
2. Работа с текстом учебника.
“К началу XX века Россия занимала первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции. На её долю приходилось 50% мирового сбора ржи, 20% - пшеницы и 255 морового экспорта зерна. Весь прирост приходился на незначительную часть крестьянских хозяйств. Помещичьи хозяйства давали 12% валового сбора зерна и 22% товарного хлеба. Зажиточные хозяйства давали 30-405 валового сбора зерна и 50% товарной продукции. В центральных районах таких хозяйств насчитывалось 15-20%, остальные были полусередняцкие и бедняцкие хозяйства. Всего насчитывалось 20 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений. На каждое крестьянское хозяйство приходилось 6 десятин земли, на помещичье – 370. При этом обpaбатывалось 10 % помещичьих земель. В деревне сохранялась крестьянская община. Община производила регулярный передел земли между своими члeнами, что бы всем досталось поровну. Т.к. население России увеличивалось ежегодно на 2,5 млн.человек, то при очередном переделе в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось всё меньше”.
Учащимся предлагается ознакомиться с диаграммами: “Валовые сборы хлебов в1909 – 1913гг.” <Рисунок 7>, “Экономическое обоснование крестьянского требования передачи им части помещичьих земли” <Рисунок8>, “Положительные и отрицательные стороны общинного пользования землёй”. Знакомство с диаграммами позволит учащимся лучше представить те проблемы, которые существовали в российской деревне, определить главную проблему деревни - вопрос о владении землёй.
3. Вопросы к заданию.
- какие хозяйства являлись главными поставщиками хлеба на мировой рынок? Предположите, почему?
- какова взаимосвязь между развитием промышленности и сельского хозяйства?
- назвать причины, которые тормозили развитие сельского хозяйства России в начале XX века.
V. Социализация
Каждая из групп устно представляет результаты работы по вопросам. В это время остальные учащиеся письменно отвечают на опережающее задание:
- Какие были успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства?
- Какие были проблемы в развитии промышленности и сельского хозяйства?
VI. Общая рефлексия.
Проведение повторного голосования о влиянии геополитических факторов на российскую модернизацию со своего АРМ учащегося как проходила российская модернизация:
- “успешно”
- “неуспешно”
- “не проходила совсем”
- “была не завершена”
Вопросы к проведённому “голосованию”:
- Изменились ли итоги “голосования”?
- Почему изменилась (осталась прежней) точка зрения по вопросу о проведении модернизации в России?
- Есть ли общие черты в проведении экономических преобразований в России на рубеже XIX-XX вв. и XX-XXI вв.?
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
05 12 2023 8:34:59
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
04 12 2023 1:47:27

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
03 12 2023 1:10:43

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
02 12 2023 9:33:41
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
01 12 2023 16:54:31
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
30 11 2023 11:32:29
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
29 11 2023 12:33:20
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение.
...
28 11 2023 17:10:15
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
27 11 2023 22:41:48
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
26 11 2023 4:23:17
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
25 11 2023 15:36:17
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
24 11 2023 10:21:37
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
23 11 2023 1:26:51
Данная разработка может быть использована на уроках истории, уроках мировой художественной культуры, как внеклассное мероприятие....
22 11 2023 21:28:38
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
21 11 2023 18:24:12
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
20 11 2023 11:15:52
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
19 11 2023 13:25:12
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
18 11 2023 11:54:47
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
17 11 2023 16:21:19
Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...
16 11 2023 9:33:16
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии.
...
15 11 2023 2:38:51
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
...
14 11 2023 9:38:43
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
13 11 2023 20:46:44
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
12 11 2023 1:26:45
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
11 11 2023 13:47:55
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
10 11 2023 13:11:24
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
09 11 2023 11:29:43
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
08 11 2023 20:16:16
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время.
...
07 11 2023 9:32:12
На уроке использованы технологические приёмы: концептуальная таблица, инсерт, акростих. Наряду с технологическими использованы традиционные приёмы: актуализационная беседа, работа с исторической картой....
06 11 2023 23:18:54
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
05 11 2023 16:12:35
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства.
...
04 11 2023 19:22:19
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
03 11 2023 2:35:45
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
02 11 2023 12:35:15
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
01 11 2023 12:37:53
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
31 10 2023 18:37:32
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
30 10 2023 16:36:49
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
29 10 2023 18:40:45
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
28 10 2023 15:23:19
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
27 10 2023 12:52:53
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2.
...
26 10 2023 19:31:37
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
25 10 2023 14:17:58
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
24 10 2023 13:47:40
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
23 10 2023 5:52:44
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
22 10 2023 3:21:54
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
21 10 2023 10:35:17
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение хаpaктеризовать героев литературного произведения....
20 10 2023 1:31:11
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
19 10 2023 11:48:51
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
18 10 2023 12:41:38
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
17 10 2023 4:38:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::