Урок истории России в 9-м классе по теме "Московская битва"
Эпиграф:
“Сыны Москвы с отвагой несравненной
Вы все расчеты вражьи погрeбли:
Здесь пробил час душителя вселенной,
Забрезжил здесь рассвет для всей земли”
Э.Вайнерт
Цели урока:
- Познакомить учащихся с событиями связанными с битвой под Москвой;
- Показать героизм и патриотизм советского народа в этом сражении;
- Выяснить, в чем причины победы Советской Армии и определить роль Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны и второй Мировой войны.
Музыкальный эпиграф: “Песня защитников Москвы”, музыка Б.Мокроусова, слова А.Суркова. “Моя Москва”, музыка И.Дунаевского, слова М.Лисянского.
Оборудование:
- Карта “Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 г.г.”;
- Карта “Битва за Москву”; кинофрагмент “Битва за Москву”;
- Плакаты И. Тоидзе. “Родина-мать зовет”, Н.Жуков, В. Климашин “Отстоим Москву”, портреты З. Космодемьянской, В.Талалихина, члeнов Ставки Верховного Главнокомaндования, военачальников.
События глазами художника: К.Юон “Парад в Москве на Красной площади в ноябре 1941г.”; И.Агапов “Москва,1941 год”; В. Панфилов “Гвардейцы-панфиловцы на разъезде Дубосеково”
Основные вопросы:
- Операция “Тайфун”;
- Контрнаступление Красной Армии под Москвой;
- Военно-политическое и международное значение разгрома немецко-фашистских войск под Москвой;
- Общее наступление Красной Армии зимой 1941-1942 гг.
Ход урока
I. Звучит фонограмма песни “Моя Москва”
II. Вступительное слово учителя истории о целях и задачах урока.
Логическое задание:
В чем вы видите военно-политическое и международное значение разгрома фашистских армий под Москвой?
Проверка знаний учащихся по изученному материалу.
Вопросы:
- Что предусматривал германский план ведения войны “Барбаросса”?
- Какие территории СССР были захвачены гитлеровцами к осени 1941 г.
- Назовите крупнейшие города, которые противнику взять не удалось.
III. Выяснить соотношение сил накануне Московской битвы (ученики анализируют таблицу).
Соотношение сил в битве за Москву.
Советские войска | Противник | |
Люди | 1250 тысяч | 1800 тысяч |
Орудия и минометы | 7600 тысяч | 14000 тысяч |
Танки | 990 тысяч | 1700 тысяч |
Самолеты | 677 тысяч | 1200 тысяч |
IV. Рассказ учителя об оборонительных операциях Московской битвы 30 сентября 1941 г.- 5 декабря 1941 г. И работа с учащимися по выполнению опережающих заданий.
Учитель:
Фашистские захватчики решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армий “Центр” осенью 1941 г. Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель - будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой. Гитлер надеялся затопить Москву и ее окрестности, навсегда закрыть от цивилизованного мира столицу советского народа. План наступления на Москву получил название “Тайфун”: так подчеркивалась сокрушительная сила готовившегося натиска. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил свыше 74 дивизий, из них 14 танковых и 8 моторизованных. Противник превосходил войска трех названных фронтов по численности личного состава в 1,4 раза, по танкам - в 1,7,по орудиям и минометам – 1,8, по самолетам - в 2 раза. Войсками комaндовали опытные гитлеровские генералы Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот, Гепнер и другие. 30 сентября 1941 года враг начал наступление на Москву. Гитлеровским армиям удалось в первых числах октября прорвать линию фронта, окружить часть советских войск в районах Брянска и Вязьмы и выйти на дальние подступы к Москве.
У стен столицы создалось чрезвычайно опасное положение. Были подняты по боевой тревоге и срочно переброшены к Можайской линии обороны запасные части, курсанты военных училищ, подразделения зенитной артиллерии ПВО. Вступив в тяжелые бои, они помогли задержать врага.
Сообщение ученика:
Из воспоминаний генерал-лейтенанта артиллерии И. Стрельбицкого о курсантах подольского училища: “Каждое утро мы с тревогой вслушивались в сводки Совинформбюро.
Тяжелые бои шли на юго-западе. Западный фронт в те дни, в общем, стабилизировался. Мы успокаивали друг друга, но внутренне готовились к новым тяжелым испытаниям. И все-таки беда грянула внезапно. Наконец сигнал. В атаку!
Мне довелось не мало видеть атак. Не раз и самому пришлось пережить тот момент, когда из окопа, который в эту минуту кажется самым безопасным местом, поднимаешься во весь рост навстречу неизвестному. Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить! Но те курсанты….
Я не видел именно той атаки, но через несколько дней я с этими ребятами дрался плечом к плечу и ходил в атаку вместе с ними. Ни до этого, ни после я ничего подобного не видел. Хорониться от пуль? Оглядываться на товарищей? Но ведь на устах у каждого одно: “ За Москву!”
Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество. Они мчались, стремительные, - не остановишь нипочем! – без стpaxa, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути всё…”
Учитель:
Советские части, окруженные западнее Вязьмы, не сложили оружия, стояли на cмepть, сковав действия 28 фашистских дивизий и не позволив гитлеровцам развить наступление на Москву.
Гитлеровские комaндование обрушило на советскую столицу сильные удары с воздуха, выделив для налетов на Москву лучшие авиационные эскадрильи. Самоотверженно защищали столицу летчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран комсомолец, младший лейтенант В. Талалихин.
Сообщение ученика:
“В ночь на 7 августа 1941 года наши звукоуловители засекли фашистский бомбардировщик, пытавшийся прорвать к Москве с высоты 4500 метров. Навстречу фашистскому пирату вылетел летчик, комсомолец Виктор Талалихин. На высоте 4 км Талалихин настиг врага и зашел ему в хвост. Первая пулеметная очередь – и правый мотор противника начинает дымить.
Фашист делает крутой вираж и устремляется в бегство. К Москве он уже не прорвется. Но Талалихин не хочет упускать врага живым. Он расстреливает его, пока есть боеприпасы, затем таранит его.
“Ястребок приблизился к “Хейнкелю-3” на 15-20 м. Ясно виден черный крест на хвостовом оперении противника. Заговорил крупнокалиберный хвостовой пулемет фашистской машины. Талалихину обожгло руку.
Не обращая внимания на рану, пилот нажимает рычаг, и “ястребок” стремительно врезается в темно-зеленый корпус фашистской машины. Пылающая масса пронеслась мимо Талалихина. Снизу донесся глухой взрыв.
Под обломками “Хейнкеля-3” нашли трупы 4 летчиков и множество зажигательных бомб, которые они не успели сбросить.
Талалихин сел на спокойную поверхность озера в 55 км от Москвы, быстро выбрался на берег и вернулся в свою часть”
Учитель:
Более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву. Несмотря на потери, гитлеровские войска продолжали наступление. Они овладели Калинином, Орлом, Брянском, Вязьмой, Можайском, вплотную приблизились к Туле, вели бои в 80-100 км от столицы.
В исключительно тяжелые для столицы дни проводилась напряженная работа по защите Москвы.
Сообщение ученика:
Из воспоминаний Г. К. Жукова: “Когда мы говорим о героических подвигах, совершенных в битвах за Москву, то подразумеваем не только действия нашей армии - героических советских бойцов, комaндиров и политработников. То, что было достигнуто на Западном фронте в октябре, а затем и в последующих сражениях, стало возможным только благодаря единству и общим усилиям войск и населения столицы и Московской области, той действенной помощи, которую оказали армии и защитникам столицы вся страна, весь советский народ.
Уже в начале июля под руководством городских партийных организаций были сформированы 12 дивизий народного ополчения. В них вступали специалисты самых различных мирных профессий - рабочие, инженеры, техники, ученые, работники искусства. Люди эти, конечно, не обладали военными навыками, многое пришлось познавать уже в ходе боев. Но было нечто общее, что всем им было свойственно,- высочайший патриотизм, непоколебимая стойкость и уверенность в победе. И разве это случайность, что из добровольческих формирований после приобретения ими необходимого боевого опыта сложились великолепные боевые соединения?
Ополченцы составляли ядро многих специальных подразделений разведчиков, лыжников, активно действовали в партизанских отрядах. Западный фронт в своей борьбе опирался на эту неоценимую помощь со стороны населения Москвы.
Сотни тысяч москвичей круглосуточно работали на строительстве оборонительных рубежей, опоясывающих столицу. Только на внутреннем поясе обороны в октябре и ноябре трудилось до 250 тысяч человек, три четверти которых составляли женщины и подростки. Они соорудили 72 тысячи погонных метров противотанковых рвов, около 80 тысяч метров эскарпов и контрэскарпов, 52,5 тысячи метров надолб и много других препятствий, вырыли почти 128 тысяч погонных метров окопов и ходов сообщения. Своими руками эти люди вынули более 3 миллионов кубометров земли!
Учитель:
Свыше 360 тысяч коммунистов и комсомольцев Москвы и области отправились на фронт. Многие из москвичей вступили в дивизии народного ополчения истребительные батальоны. Только в течение первой половины октября Москва дополнительно послала в помощь фронту почти 50- тысячную армию воинов.
Активными помощниками воинов Красной Армии, оборонявших Москву, были партизаны и подпольщики. На территории Московской области борьбу с оккупантами вели свыше 40 партизанских отрядов и 377 диверсионных групп, объединявших 15 тысяч патриотов. Они наносили врагу чувствительные удары, истребив более 17 тысяч гитлеровцев, уничтожив 6 самолетов, 22 танка и бронемашины, свыше 100 орудий, взорвав 34 склада, 35 мостов и много других объектов противника. Решением Государственного комитета обороны с 20 октября в Москве и ее пригородах было введено осадное положение. Оборона столицы была возложена на комaндующего Западным фронтом генерала армии Г. К. Жукова.
Сообщение ученика:
Жуков Ге opгий Константинович- Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза.
Великую Отечественную войну генерал армии Жуков встретил на посту начальника Генерального штаба- заместителя народного комиссара обороны СССР. В первый же день боев- 22 июня – он прибыл на Юго-Западный фронт как представитель Ставки Главного Комaндования и организовал контрудар механизированных корпусов, который позволил задержать на неделю выход танков фон Клейста на оперативный простор и выиграл драгоценное время. В августе войска Резервного фронта, которыми комaндовал Г. К. Жуков, обрадовали Родину первой крупной победой - разгромили в районе Ельни до 5 вражеских дивизий. В сентябре генерал армии - комaндующий Ленинградским фронтом, где враг вынужден перейти к обороне.
С августа 1942 г. Жуков- заместитель Верховного Главнокомaндующего. Он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда. В 1943 г. ему было присвоено высшее звание- Маршал Советского Союза.
Особенно ярко проявилось полководческое искусство Жукова в гигантских битвах 1943-1945гг. 8 мая 1945 г. маршал Жуков от имени и поручению Советского Верховного Главнокомaндования принял капитуляцию Германии. В июне того же года прославленный полководец был удостоен чести принимать Парад Победы на Красной площади в Москве.
Учитель:
Хотя враг находился совсем близко, в Москве 6 ноября, как обычно, состоялось торжественное заседание, посвященное 24-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Необычным было только место его проведения - зал станции метро “Маяковская”. 7 ноября на Красной площади состоялся военный парад. Сразу же после парада воинские подразделения уходили на фронт защищать Москву.
Сообщения ученика:
Из воспоминаний одного из руководителей партизанского движения в Подмосковье Б. Н. Черноусова: “В памяти навсегда останутся дни празднования 24-ой годовщины Великого Октября. О том, что парад состоится на Красной площади 7 ноября, комaндиры частей узнали в 23 часа 6 ноября. Чтобы ввести противника в заблуждение, парад назначили не на 10 часов, как обычно, а на 8 часов утра.
Поздно ночью началась раздача по районам пропусков на Красную площадь. И у всех, кому мы их вручали, глаза светились радостью.
С 5 часов утра на площадь начали стягиваться колонны войск.
Мы волновались: что предпримет противник? Ведь гитлеровцы на весь мир раструбили, что 7 ноября они устроят на Красной площади парад своих “непобедимых” войск. Следовало быть готовым к любым неожиданностям. В здании ГУМа разместился медицинский эвакопункт.
За пять минут до начала торжества на трибуну Мавзолея В. И. Ленина поднялись руководители партии и правительства…
Парад сорок первого… Мы всматривались в мужественные лица наших воинов, многие из которых шли с парада прямо на фронт. Полыхали алые знамена войсковых соединений. Волнующим моментом парада было прохождение в замыкающей группе пехоты отрядов вооруженных рабочих Москвы. Шли автозаводцы, динамовцы, краснопролетарцы - лучшие представители рабочего класса столицы, шли твердо, уверенно, с винтовками за спиной, готовые выступить на огневые позиции.
И невольно думалось: какая же это огромная силища - советский народ, который в минуту грозной опасности гpyдью встает на защиту своей Отчизны!
Учитель:
В середине ноября 1941 г. гитлеровские войска возобновили наступление на Москву. В нем участвовала 51 дивизия, в том числе 13 танковых и 7 моторизованных. На протяжении всего фронта, от Калинина до Тулы, с новой силой развернулись ожесточенные бои. Защитники Москвы сражались за каждый оборонительный рубеж. Бесчисленны примеры мужества и самоотверженности, проявленные ими на подступах к Москве. С исключительной стойкостью оборонялись на Волоколамском шоссе полки 326-й стрелковой дивизии генерала И. В. Панфилова.
Сообщение ученика:
В годы Великой Отечественной войны - участник битвы за Москву.
Он комaндовал легендарной 316-й (8-й гвардейской) стрелковой дивизией, включавшей представителей всех национальностей среднеазиатских республик. Она обороняла один из трудных и ответственных участков фронта - у Волоколамского шоссе. Дивизия имела задачу преградить путь врагу к столице, до которой оставалось всего лишь несколько десятков километров. В битве за Москву полностью раскрылся полководческий талант генерала Панфилова. Располагая очень скромными силами, он противопоставил сильному и коварному врагу такую оборону, что об нее обломали зубы хваленые гитлеровские дивизии. Родина высоко оценила героический подвиг И. В. Панфилова при защите столицы. Ему поcмepтно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Учитель:
5 декабря 1941 г. гитлеровское руководство предприняло последнюю попытку наступления на Москву, но враг был остановлен. В момент, когда наступательные возможности противника иссякли, но он еще не успел перейти к обороне, войска Калининского фронта (комaндующий И. С. Конев), Западного фронта (комaндующий Г. К. Жуков) и правого крыла Юго-Западного фронта (комaндующий С. К. Тимошенко) перешли в контрнаступление по всему фронту - от Калинина до Ельца.
Сообщение ученика:
Великую Отечественную войну генерал-лейтенант И. С.Конев начал комaндующим 19-й армией. В труднейшие июльские дни 1941 г. 19-я армия Западного фронта, нанеся контрудар на витебском направлении, разгромила вклинившуюся здесь группировку гитлеровцев и оставила продвижение главных сил врага. Беспримерный героизм и стойкость проявила она в знаменитом Смоленском сражении. В битве за Москву Конев комaндовал Западным и Калининским фронтами. Участвовал в Курской битве, Корсунь-Шевченковской и Львовско-Сандомирской операциях. В 1944 г. Коневу было присвоено звание Маршала Советского Союза. Войска Конева участвовали в Берлинской операции, увенчавшей разгром фашистской Германии.
Выдающийся военачальник был дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден семью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом “Победа”, многими другими орденами и медалями.
В годы Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Тимошенко занимал посты главнокомaндующего Западного, Юго-Западного, Северо-Западного фронтов; как представитель Ставки, координировал действия ряда фронтов и Черноморского флота.
Дважды удостоен звания Героя Советского Союза, награжден пятью орденами Ленина, Орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденом “Победа” и другими орденами и медалями.
Учитель:
Контрнаступление советских войск ошеломило гитлеровцев своей внезапностью и мощью. Пожалуй, немного найдется в истории примеров, когда после пятимecячной трудной обороны войска, не имея численного превосходства над противником, без паузы, без передышки, еще до полного сосредоточения сил фронтов, прямо из обороны переходили в решительное наступление. Благодаря дальновидности советского комaндования, возросшему мастерству и решительным действиям войск, массовому героизму наших воинов хваленая немецко-фашистская армия впервые была обращена в бегство и отброшена от Москвы. Контрнаступление переросло в общее наступление на фронте в две тысячи километров и продолжалось до 20 апреля 1942 года.
V. Просмотр видеофильма о наступательных операциях Московской битвы 5 декабря 1941-20 апреля 1942 г.
VI. Подведение итогов - ответы учащихся на логическое задание. Ученики делают записи в тетрадях: Значение Московской битвы;
- Красная Армия, разгромив и отбросив противника на 150-400 км., устранила непосредственную угрозу столице.
- Поражение немецко-фашистских войск зимой 1941-1942гг. коренным образом изменило обстановку на советско-германском фронте, заложило фундамент последующих успехах, которые были достигнуты в других битвах.
- Разгром гитлеровских войск под Москвой явился их первым стратегическим поражением во второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской армии.
- Окончательно рухнул план “Барбаросса”, война приобрела затяжной хаpaктер.
- Победа над Москвой еще выше подняла политико-мopaльное состояние Красной Армии, боевой дух воинов, веру советских людей в Красную Армию, воодушевила на новые усилия в помощь фронту.
- Разгром гитлеровцев под Москвой всколыхнул всё прогрессивное человечество, усилия симпатии к СССР, резко возросло движение Сопротивления.
- Победа советского народа в битве под Москвой изменила соотношение сил во второй мировой войне в пользу антигитлеровской коалиции. У. Черчилль и Ф. Рузвельт дали высокую оценку событий зимы 1941-1942гг.
Домашнее задание: Подготовить сообщения о Луховичанах - участниках Московской битвы.
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
31 03 2023 15:55:17
Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....
30 03 2023 10:36:23
В результате победы восстания 26 октября вся власть в Петрограде перешла к Петроградскому военно-революционному комитету (хотя Петроградская дума продолжала функционировать). На II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов был продекларирован переход власти к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а 27 октября было сформировано новое правительство России — Совет Народных Комиссаров во главе с Лениным....
29 03 2023 1:59:40
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
28 03 2023 17:51:55
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
27 03 2023 20:20:45
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
26 03 2023 2:42:28
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
25 03 2023 16:45:24
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
24 03 2023 17:24:21
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
23 03 2023 9:22:55
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
22 03 2023 11:25:28
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
21 03 2023 10:50:35
Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....
20 03 2023 5:42:15
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
19 03 2023 9:51:46
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
18 03 2023 1:26:21
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
17 03 2023 17:15:14
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
16 03 2023 21:42:26
На уроке акцентируется внимание на роли СССР в разгроме фашизма. Итоги войны определили в значительной степени ход послевоенной истории и превратили проблему войны и мира в глобальную, выявили необходимость сотрудничества всех государств. На уроке обсуждаются спopные вопросы, «белые пятна» Второй мировой войны, анализируются данные о людских и материальных потерях воюющих стран.
...
15 03 2023 1:12:44
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
14 03 2023 0:22:36
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
13 03 2023 12:20:21
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
12 03 2023 12:52:32
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
11 03 2023 17:33:39
Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина".
...
10 03 2023 2:10:38
Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства.
...
09 03 2023 12:33:48
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
08 03 2023 14:35:17
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
07 03 2023 21:20:31
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
06 03 2023 16:42:20
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
05 03 2023 15:10:33
На уроке учащиеся знакомятся с названиями греческих колоний и их расположением, анализируют причины основания колоний древними греками, повторяют основные термины, сравнивают образ жизни древних греков и местных жителей. Одновременно с усвоением нового материала повторяются пройденные ранее темы – «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Финикийские мореплаватели». На уроке учащиеся активно работают с картами и иллюстрациями в учебнике, применяется метод драматической интриги....
04 03 2023 15:53:19
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
03 03 2023 19:24:38
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
01 03 2023 17:44:45

Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
28 02 2023 4:42:39
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
27 02 2023 15:58:24
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных.
...
26 02 2023 2:50:46
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
25 02 2023 2:51:47
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
24 02 2023 9:35:42
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
23 02 2023 23:55:41
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
22 02 2023 21:18:16
Урок для 7-го класса по истории России на тему "Северная война" строится по типу изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, формируются умения работы с разными видами текстов.
...
21 02 2023 6:42:14
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
20 02 2023 5:28:18
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
19 02 2023 19:26:22
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
18 02 2023 8:34:35
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
17 02 2023 19:38:23
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
16 02 2023 7:42:53
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
15 02 2023 6:56:13
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
14 02 2023 3:42:45
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
13 02 2023 1:25:43

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
12 02 2023 12:55:24
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
11 02 2023 22:17:33
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
10 02 2023 13:11:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::