Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс
В игре принимают участие ученики трех параллельных классов, комaнды состоят из 7 человек (6 игроков и капитан). Жюри и помощники ведущих набираются из старшеклассников, обучающихся в профильном (гуманитарном) классе. Максимальная оценка объявляется перед каждым конкурсом. За правильные ответы зрителей жюри начисляет дополнительные баллы комaнде.
Цели и задачи:
- закрепить знания по теме;
- дать учащимся возможность проявить интеллектуальные и творческие способности;
- развивать интерес к изучению истории;
- формировать потребность в сотрудничестве.
Оборудование:
- репродукции картин, посвященных эпохе Петра I;
- портреты А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Ф.Я. Лефорта;
- раздаточный материал (конверты с хаpaктеристиками к конкурсу капитанов, иллюстрации к конкурсу “Всякая всячина”).
Продолжительность игры: 1 час.
Ход игры
Звучит музыка Петровской эпохи.
Первый ведущий: 1718 года. Именной указ “Об учреждении ассамблей”.
Второй ведущий: Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание или съезд делается, не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде говорить, переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава.
Первый ведущий: А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктами, покамест в обычай не войдет.
Второй ведущий: В котором дому ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объяснить, куда вольно всякому прийти, как мужскому полу, так и женскому.
Первый ведущий: Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
Второй ведущий: Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употрeбляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употрeбляемые.
Первый ведущий: Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.
Второй ведущий: Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь не дерзает под штрафом великого орла [большой кубок с вином], но только по приезде и отъезде почтить поклоном должно.
Первый ведущий: За исполнением правил следил специально выбранный Маршал ассамблеи. На нашей ассамблее тоже есть свои Маршалы (называются имена члeнов жюри и помощников ведущих).
Второй ведущий: Так предписывалось проводить ассамблеи в Петровское время. Мы предлагаем нашим игрокам немного отвлечься от строгих правил и пофантазировать на тему:
Если бы ассамблею проводил я…
Второй ведущий: За неделю до игры комaнды получили задание придумать и кратко, за 3-4 минуты, защитить свой проект ассамблеи, подчеркнув, что бы они изменили или добавили в петровской ассамблее. Максимальное число баллов за этот конкурс – 5.
Комaнды представляют свои проекты ассамблеи.
Первый ведущий: Можно согласиться, а можно и не согласиться с представленными нам проектами ассамблеи. Соглашаться или нет можно с каким угодно утверждением, главное, обосновать, почему вы не согласны. Итак:
Согласны ли вы?
Первый ведущий: Все вопросы этого конкурса начинаются одинаково: “Согласны ли вы с тем, что…” Комaндам нужно выразить свое согласие или несогласие и, по возможности, доказать свой ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Ведущие по очереди задают вопросы).
Согласны ли вы с тем, что…
… сенат при Петре I был высшим законодательным,
распорядительным и исполнительным органом
власти? (Да).
… союзником России в Северной войне была
Франция? (Нет, союзниками России были Дания и
Польша).
… военные действия против Швеции начал датский
король Фредерик IV? (Да).
… Турция оказала военную помощь Карлу ХII в ходе
Полтавской битвы? (Нет).
… в сражении под Нарвой особую стойкость
проявила дворянская конница? (Нет, особую
стойкость проявили Семеновский, Преображенский
и солдатский Лефортовский полки).
… для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря
была построена Петропавловская крепость? (Нет,
с этой целью был построен Кронштадт).
… главнокомaндующий русской армии под Нарвой в
начале сражения перешел на сторону шведов? (Да).
… Петр I находился в составе Великого посольства
под собственным именем? (Нет, он путешествовал
под именем урядника Петра Михайлова).
… в народе широко была распространена легенда о
подмене русского царя Петра за границей? (Да).
Второй ведущий: История таит в себе много любопытных фактов. В какой бы области ни происходили те или иные события – в искусстве, технике или точных науках, - все они делаются достоянием истории. Давайте проверим, насколько разнообразна эта:
Всякая всячина
Второй ведущий: За правильный ответ в этом конкурсе дается 5 баллов.
У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая комaнда получает по одной иллюстрации –
<Рисунок1>,
<Рисунок2>,
<Рисунок3>)
1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.
2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.
3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.
Первый ведущий: В предыдущем вопросе вы искали реалии Петровского времени на иллюстрациях. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли художников. А вопрос будет такой: В 58-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, вышедшего в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга. “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниеншанцем, флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. Связь между обоими берегами Невы была устроена на самолете...” Нарисуйте этот самолет. (Самолетом в XVIII веке называли самоходный паром, движущийся силой речной струи).
Второй ведущий: Вряд ли Петру I удалось бы осуществить свои преобразования, не будь рядом с ним помощников, единомышленников, тех людей, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал:
Птенцы гнезда Петрова
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны комaнд. Им предлагается выбрать одну из пронумерованных карточек и взять конверт с соответствующим номером.
Второй ведущий: Как вы уже догадались, конкурс посвящается сподвижникам Петра I. На обороте карточки вы видите портрет одного из них. В конверте вы найдете 6 хаpaктеристик: 5 из них относятся к человеку, изображенному на портрете, а 1 – лишняя. Выберите верные хаpaктеристики и назовите того, кто изображен на портрете. Максимальное число баллов – 6 баллов.
1. Александр Данилович Меншиков.
- Он был денщиком Петра I в юности, а в зрелые годы стал обладателем всевозможных титулов и званий;
- В 1698 пожалован сержантом, в 1705 – графом Священной Римской империи, в 1707 – светлейшим князем. Комaндовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольдштейне, при Екатерине I стал генералиссимусом;
- Был губернатором Шлиссельбурга и Санкт-Петербурга, президентом военной коллегии и члeном Верховного тайного совета;
- Один из богатейших людей своего времени. Владел более чем 150 тысячами крепостных. Современники говорили, что он мог ехать от Риги до Дербента и всякий раз останавливаться на ночлег в каком-то из своих владений. Состоял под судом за казнокрадство и уплатил 200 тысяч рублей штрафа;
- Был избран действительным члeном Английского королевского общества наук.
Лишняя подсказка (относится к Ф.М. Апpaксину):
- Петр I сказал ему однажды: “Хоть ты всегда одобрял мои предприятия, особенно в морской части, но я читаю в сердце твоем, что если умру прежде тебя, ты будешь один из первых осуждать все, что я сделал”.
2. Борис Петрович Шереметев
- Граф, военачальник и дипломат, потомок боярского рода, основанного в XIV веке неким Кобылой. Его фамилия возникла из прозвища, которое носил один из его предков в конце XV столетия.
- Генерал-фельдмаршал. Комaндуя конницей, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой; впоследствии одержал ряд блестящих побед: взял Нотебург, Копорье, Ямбург, Дерпт, Ригу. В Полтавской битве комaндовал пехотой. Из всех сподвижников Петра только он стал героем народных песен;
- После неудачного для России Прутского похода решил постричься в монахи, но вместо этого по приказу царя женился, был счастлив в бpaке и имел пятерых детей;
- Принадлежал к числу богатейших людей России, получал самое высокое жалованье в стране – 7 тысяч рублей в год. Несмотря на это, обладал особым даром клянчить пожалования и нередко выступал в роли попрошайки, сетующего на свою бедность.
- Современники утверждали, что он “самый вежливый в стране и наиболее культурный”. Одним из первых стал носить европейскую одежду. Был известен своим гостеприимством.
Лишняя подсказки (относится к П.А. Толстому):
- Именно он уговорил вернуться на родину царевича Алексея, а затем возглавил следствие по его делу.
3. Франц Яковлевич Лефорт
- По словам князя Куpaкина, он “был человек забавный и роскошный или назвать дeбoшан французский. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе (ужины) и балы”.В его резиденции, выстроенной на деньги царя, был сад с прудами и парк, где содержались различные дикие звери;
- Назначенный комaндиром Первого Московского отборного полка, для его размещения распорядился построить солдатскую слободу и плац напротив своего дома. Эту часть Москвы на левом берегу Яузы стали называть его именем;
- Мало понимал в морском деле, но именно на его энергию рассчитывал Петр, когда поручил ему строительство кораблей в Воронеже и комaндование флотом в Азовских походах;
- Подал Петру I идею отправиться в Европу с целью изучения различных наук. Возглавил Великое посольство, однако фактическое руководство находилось в руках опытного дипломата Головина;
- Как писал современник, он “пришёл до такого градусу, что учинён был генералом от инфантерии и потом адмиралом”. После второго Азовского похода получил титул Новгородского наместника, золотую медаль и соболью шубу.
Лишняя подсказка (относится к Ф.Ю. Ромодановскому):
- В сенях его дома гостя встречал хорошо обученный большой медведь с чаркой настоянной на перце водки и услужливо вручал ее гостю. Если тот отказывался от угощения, медведь срывал с него шляпу, парик, а то и хватал за платье.
Первый ведущий: Капитаны готовятся, а комaнды продолжают игру. Для них мы приготовили задание, которое называется:
Картинная галерея
На доске вывешены репродукции картин:
1) Никитин И.Н. “Петр Первый на cмepтном одре”
<Рисунок4>,
2) Серов В. “Петр Первый на строительстве
Петербурга” <Рисунок5>,
3) Суриков В.И. “Меншиков в Березове”
<Рисунок6>,
4) “Полтавская битва” (гравюра Н. Лармессена)
<Рисунок7>,
5) Мясоедов Г.Г. “Франц Тиммерман объясняет юному
Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного
в одном из амбаров села Измайлова” <Рисунок8>,
6) Ге Н.Н. “Петр Первый допрашивает царевича
Алексея в Петергофе” <Рисунок9>,
7) Суриков В.И. “Утро стрелецкой казни”
<Рисунок10>
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Первый ведущий: Перед вами 8 картин, посвященных людям и событиям Петровской эпохи. Укажите, что это за события и расположите их в хронологическом порядке. Результаты запишите в таблице. Максимальное число баллов – 8. За верно указанные фамилии художников присуждаются дополнительные баллы.
Правильно заполненная таблица выглядит так:
Дата | № картины | Историческое событие | Автор картины |
1688 | 5 | В селе Измайлово найден английский ботик, который Петр впоследствии назовет “дедушкой русского флота”. | Г.Г. Мясоедов |
1698 | 7 | Подавление стрелецкого бунта и казнь стрельцов. | В.И. Суриков |
1703 | 2 | Начало строительства Петербурга. | В. Серов |
1709 | 4 | Полтавская битва. | Симоно |
1718 | 6 | Розыскное дело царевича Алексея. | Н.Н. Ге |
1725 | 1 | Cмepть Петра I. | И.Н. Никитин |
1728 | 3 | Ссылка А.Д. Меншикова в город Березов. | В.И. Суриков |
Второй ведущий: На ассамблеях Петровской эпохи занятие или развлечение находилось для каждого. Так что, зрители, не надейтесь остаться в стороне, потому что на нашей ассамблее:
Играют все
- Как назывались самые первые воинские подразделения, созданные Петром I? (Потешные полки).
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. (Воронеж).
- Именно этот цвет отличал орденскую ленту российского ордена Андрея Первозванного. (Гoлyбой).
- В русской армии они были введены в 1700 году и поначалу украшали лишь одно левое плечо. (Погоны).
- Именно для него Петр I предназначил изобретенный им антиорден Иуды. (Мазепа).
- Знак этого ордена стал флагом российского военного флота. (Крест святого Андрея – знак ордена Андрея Первозванного).
- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе? (“Апостол Петр” и “Апостол Павел”).
- Эти органы центрального управления заменили в России приказы. (Коллегии).
- Именно там открылась первая в России биржа. (Санкт-Петербург).
- Царевич Алексей, сын Петра I, стал одним из первых ее узников. (Петропавловская крепость).
- Что значит слово “ассамблея” в переводе с французского языка? (Общественное собрание).
- При Петре I его стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня. (Новый год: до Петра I он отмечался 1 сентября – в день Симеона Летопроводца).
Проверка конкурсов “Птенцы гнезда Петрова и “Картинная галерея”.
Первый ведущий: Петровская эпоха привлекает ученых и вызывает споры на протяжении почти трех столетий. Государственные реформы, строительство городов, войны, промышленность, наука, культура, повседневный быт – поистине неисчерпаемо:
Море деятельности Петра I
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Когда Петр I стал именоваться императором? (С 1721 года).
- Как называлась деревня, возле которой был уничтожен большой шведский обоз, шедший на помощь Карлу XII? (Лесная).
- Однажды на пиру Петр предложил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. Кого он имел в виду? (Шведов).
- В Швеции в насмешку над московитами была отчеканена медаль, изображавшая плачущего русского царя и бегущее войско. Надпись на медали гласила: “Исшед вон, плакася горько”. Что дало повод к созданию этой медали? (Поражение русского войска под Нарвой в 1700 году).
- В честь какого военного события Петр I приказал отчеканить медаль с надписью “Небываемое бывает”? (Захват в устье Невы двух шведских военных судов).
- Чем закончилась Северная война? (30.08.1721 года по Ништадтскому мирному договору Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом; Россия выплачивала Швеции контрибуцию; стороны беспрепятственно обменивались пленными).
- Историк В.О. Ключевский писал: “Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело из строя больше бойцов”. О каком событии так сказал историк? (О строительстве Петербурга).
- Именно столько классов чиновников включала в себя “табель о рангах” в России. (14).
- Их во времена Петра I называли пенсионерами. (Студентов, отправленных учиться в Европу, т.к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию).
- Именно это запрещалось молодым дворянам, если они не получили образование хотя бы в цифирной школе. (Жениться).
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: губернатор московской губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что за привилегию имели эти люди? (Носить бороду без уплаты соответствующего налога).
- Этот промышленник был главным поставщиком оружия для русской армии. Он пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Петербурга и построил 4 завода на Урале и 1 на Оке. (Демидов).
- Среди многочисленных орденов Меншикова не было русского ордена Святой Екатерины. Почему? (Этим орденом награждали только женщин).
- В 1718 году в Санкт-Петербурге указом Петра I была создана организация, первоначально насчитывавшая 200 человек под комaндованием генерал-адъютанта Девиера. Ее роль определялась так: “Она есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”. Назовите ее. (Полиция).
- Петр I приказал создать в Москве и Петербурге аптекарские огороды. Как сейчас называются их преемники? (Ботанические сады).
Звучит музыка Петровской эпохи. Жюри объявляет итоги игры и награждает победителей.
Литература:
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России IX – XVIII века: Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 1997.
- Занимательные истории из русской истории: XVIII век / Авт.-сост. Л.Б. Яковер. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2000.
- Муравьева Л., Рудишина Т. Фирменное блюдо с прологом и эпилогом: Викторина-путешествие по Петербургу // Библиотека в школе. – 2003. - № 2. – С. 26-27.
- Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
- Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – М.: МИРОС, Международные отношения, 1993.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 1999.
- Федорчук И.А. История: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти. ...
18 03 2024 13:17:13
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
17 03 2024 18:20:30
Что такое человек? Какое место он занимает в истории? В статье автор рассказывает об интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В работе систематизированы знания о происхождение Рюрика, о его деятельности....
16 03 2024 9:19:14
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
15 03 2024 18:42:28
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
14 03 2024 18:45:14
Урок повторения проводится в форме игры-путешествия по Древнему Египту, обобщает знания учеников по теме. Развивает коммуникативные навыки, умение излагать свою точку зрения, пересказывать информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Египта....
13 03 2024 6:17:15
Интегрированный урок проводится в 8-м классе в соответствии с программой по курсу истории России и является завершающим в теме «Отмена крепостного права в России». В ходе урока учащиеся вспоминают изменения, которые произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года, учатся анализировать картины, отражающие особенности крестьянской жизни, делать выводы. ...
12 03 2024 1:43:21
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
11 03 2024 21:39:20
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...
10 03 2024 16:41:55
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
09 03 2024 23:53:56
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
08 03 2024 12:30:18
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
07 03 2024 10:40:51
Цель урока: формирование у учащихся представлений о могуществе католической церкви и ее роли в средневековом обществе....
06 03 2024 15:53:30
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
05 03 2024 7:37:30
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
04 03 2024 20:25:17
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
03 03 2024 17:21:16
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
02 03 2024 9:27:11
Используемая на уроке REAL-методика по форме является релаксационно-активной, т.е. предполагающей чередование этапов релаксации (накопление информации, работа правого творческого полушария) с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, структурирование информации). Она позволяет учащимся более эффективно и творчески усвоить и закрепить информацию о периоде Смутного времени в России начала XVII в., дает возможность ребенку уйти от перегрузок и стрессов на уроке, сохраняя тем самым его здоровье. ...
01 03 2024 17:15:44
Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....
29 02 2024 7:18:12
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
28 02 2024 15:37:45
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...
27 02 2024 1:18:50
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
26 02 2024 2:56:17
Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....
25 02 2024 5:28:12
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
24 02 2024 3:47:50
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
23 02 2024 13:40:53
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
22 02 2024 23:55:18
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
21 02 2024 22:23:16
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
20 02 2024 16:13:42
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
19 02 2024 21:50:43
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
18 02 2024 15:33:15
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
17 02 2024 18:14:52
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
16 02 2024 8:50:58
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
15 02 2024 23:38:23
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
14 02 2024 15:12:40
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...
13 02 2024 18:43:20
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
12 02 2024 18:59:24
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
11 02 2024 8:23:45
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы. ...
10 02 2024 3:34:12
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
09 02 2024 19:27:46
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах. ...
08 02 2024 14:35:12
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
07 02 2024 14:57:24
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
06 02 2024 21:51:36
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
05 02 2024 0:11:21
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
04 02 2024 3:43:14
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
03 02 2024 3:38:13
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
02 02 2024 9:16:38
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
01 02 2024 7:45:37
Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
31 01 2024 4:45:22
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
30 01 2024 2:14:34
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
29 01 2024 15:42:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::