Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс
В игре принимают участие ученики трех параллельных классов, комaнды состоят из 7 человек (6 игроков и капитан). Жюри и помощники ведущих набираются из старшеклассников, обучающихся в профильном (гуманитарном) классе. Максимальная оценка объявляется перед каждым конкурсом. За правильные ответы зрителей жюри начисляет дополнительные баллы комaнде.
Цели и задачи:
- закрепить знания по теме;
- дать учащимся возможность проявить интеллектуальные и творческие способности;
- развивать интерес к изучению истории;
- формировать потребность в сотрудничестве.
Оборудование:
- репродукции картин, посвященных эпохе Петра I;
- портреты А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Ф.Я. Лефорта;
- раздаточный материал (конверты с хаpaктеристиками к конкурсу капитанов, иллюстрации к конкурсу “Всякая всячина”).
Продолжительность игры: 1 час.
Ход игры
Звучит музыка Петровской эпохи.
Первый ведущий: 1718 года. Именной указ “Об учреждении ассамблей”.
Второй ведущий: Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание или съезд делается, не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде говорить, переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава.
Первый ведущий: А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктами, покамест в обычай не войдет.
Второй ведущий: В котором дому ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объяснить, куда вольно всякому прийти, как мужскому полу, так и женскому.
Первый ведущий: Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
Второй ведущий: Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употрeбляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употрeбляемые.
Первый ведущий: Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.
Второй ведущий: Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь не дерзает под штрафом великого орла [большой кубок с вином], но только по приезде и отъезде почтить поклоном должно.
Первый ведущий: За исполнением правил следил специально выбранный Маршал ассамблеи. На нашей ассамблее тоже есть свои Маршалы (называются имена члeнов жюри и помощников ведущих).
Второй ведущий: Так предписывалось проводить ассамблеи в Петровское время. Мы предлагаем нашим игрокам немного отвлечься от строгих правил и пофантазировать на тему:
Если бы ассамблею проводил я…
Второй ведущий: За неделю до игры комaнды получили задание придумать и кратко, за 3-4 минуты, защитить свой проект ассамблеи, подчеркнув, что бы они изменили или добавили в петровской ассамблее. Максимальное число баллов за этот конкурс – 5.
Комaнды представляют свои проекты ассамблеи.
Первый ведущий: Можно согласиться, а можно и не согласиться с представленными нам проектами ассамблеи. Соглашаться или нет можно с каким угодно утверждением, главное, обосновать, почему вы не согласны. Итак:
Согласны ли вы?
Первый ведущий: Все вопросы этого конкурса начинаются одинаково: “Согласны ли вы с тем, что…” Комaндам нужно выразить свое согласие или несогласие и, по возможности, доказать свой ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Ведущие по очереди задают вопросы).
Согласны ли вы с тем, что…
… сенат при Петре I был высшим законодательным,
распорядительным и исполнительным органом
власти? (Да).
… союзником России в Северной войне была
Франция? (Нет, союзниками России были Дания и
Польша).
… военные действия против Швеции начал датский
король Фредерик IV? (Да).
… Турция оказала военную помощь Карлу ХII в ходе
Полтавской битвы? (Нет).
… в сражении под Нарвой особую стойкость
проявила дворянская конница? (Нет, особую
стойкость проявили Семеновский, Преображенский
и солдатский Лефортовский полки).
… для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря
была построена Петропавловская крепость? (Нет,
с этой целью был построен Кронштадт).
… главнокомaндующий русской армии под Нарвой в
начале сражения перешел на сторону шведов? (Да).
… Петр I находился в составе Великого посольства
под собственным именем? (Нет, он путешествовал
под именем урядника Петра Михайлова).
… в народе широко была распространена легенда о
подмене русского царя Петра за границей? (Да).
Второй ведущий: История таит в себе много любопытных фактов. В какой бы области ни происходили те или иные события – в искусстве, технике или точных науках, - все они делаются достоянием истории. Давайте проверим, насколько разнообразна эта:
Всякая всячина
Второй ведущий: За правильный ответ в этом конкурсе дается 5 баллов.
У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая комaнда получает по одной иллюстрации –
<Рисунок1>,
<Рисунок2>,
<Рисунок3>)
1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.
2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.
3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.
Первый ведущий: В предыдущем вопросе вы искали реалии Петровского времени на иллюстрациях. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли художников. А вопрос будет такой: В 58-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, вышедшего в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга. “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниеншанцем, флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. Связь между обоими берегами Невы была устроена на самолете...” Нарисуйте этот самолет. (Самолетом в XVIII веке называли самоходный паром, движущийся силой речной струи).
Второй ведущий: Вряд ли Петру I удалось бы осуществить свои преобразования, не будь рядом с ним помощников, единомышленников, тех людей, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал:
Птенцы гнезда Петрова
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны комaнд. Им предлагается выбрать одну из пронумерованных карточек и взять конверт с соответствующим номером.
Второй ведущий: Как вы уже догадались, конкурс посвящается сподвижникам Петра I. На обороте карточки вы видите портрет одного из них. В конверте вы найдете 6 хаpaктеристик: 5 из них относятся к человеку, изображенному на портрете, а 1 – лишняя. Выберите верные хаpaктеристики и назовите того, кто изображен на портрете. Максимальное число баллов – 6 баллов.
1. Александр Данилович Меншиков.
- Он был денщиком Петра I в юности, а в зрелые годы стал обладателем всевозможных титулов и званий;
- В 1698 пожалован сержантом, в 1705 – графом Священной Римской империи, в 1707 – светлейшим князем. Комaндовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольдштейне, при Екатерине I стал генералиссимусом;
- Был губернатором Шлиссельбурга и Санкт-Петербурга, президентом военной коллегии и члeном Верховного тайного совета;
- Один из богатейших людей своего времени. Владел более чем 150 тысячами крепостных. Современники говорили, что он мог ехать от Риги до Дербента и всякий раз останавливаться на ночлег в каком-то из своих владений. Состоял под судом за казнокрадство и уплатил 200 тысяч рублей штрафа;
- Был избран действительным члeном Английского королевского общества наук.
Лишняя подсказка (относится к Ф.М. Апpaксину):
- Петр I сказал ему однажды: “Хоть ты всегда одобрял мои предприятия, особенно в морской части, но я читаю в сердце твоем, что если умру прежде тебя, ты будешь один из первых осуждать все, что я сделал”.
2. Борис Петрович Шереметев
- Граф, военачальник и дипломат, потомок боярского рода, основанного в XIV веке неким Кобылой. Его фамилия возникла из прозвища, которое носил один из его предков в конце XV столетия.
- Генерал-фельдмаршал. Комaндуя конницей, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой; впоследствии одержал ряд блестящих побед: взял Нотебург, Копорье, Ямбург, Дерпт, Ригу. В Полтавской битве комaндовал пехотой. Из всех сподвижников Петра только он стал героем народных песен;
- После неудачного для России Прутского похода решил постричься в монахи, но вместо этого по приказу царя женился, был счастлив в бpaке и имел пятерых детей;
- Принадлежал к числу богатейших людей России, получал самое высокое жалованье в стране – 7 тысяч рублей в год. Несмотря на это, обладал особым даром клянчить пожалования и нередко выступал в роли попрошайки, сетующего на свою бедность.
- Современники утверждали, что он “самый вежливый в стране и наиболее культурный”. Одним из первых стал носить европейскую одежду. Был известен своим гостеприимством.
Лишняя подсказки (относится к П.А. Толстому):
- Именно он уговорил вернуться на родину царевича Алексея, а затем возглавил следствие по его делу.
3. Франц Яковлевич Лефорт
- По словам князя Куpaкина, он “был человек забавный и роскошный или назвать дeбoшан французский. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе (ужины) и балы”.В его резиденции, выстроенной на деньги царя, был сад с прудами и парк, где содержались различные дикие звери;
- Назначенный комaндиром Первого Московского отборного полка, для его размещения распорядился построить солдатскую слободу и плац напротив своего дома. Эту часть Москвы на левом берегу Яузы стали называть его именем;
- Мало понимал в морском деле, но именно на его энергию рассчитывал Петр, когда поручил ему строительство кораблей в Воронеже и комaндование флотом в Азовских походах;
- Подал Петру I идею отправиться в Европу с целью изучения различных наук. Возглавил Великое посольство, однако фактическое руководство находилось в руках опытного дипломата Головина;
- Как писал современник, он “пришёл до такого градусу, что учинён был генералом от инфантерии и потом адмиралом”. После второго Азовского похода получил титул Новгородского наместника, золотую медаль и соболью шубу.
Лишняя подсказка (относится к Ф.Ю. Ромодановскому):
- В сенях его дома гостя встречал хорошо обученный большой медведь с чаркой настоянной на перце водки и услужливо вручал ее гостю. Если тот отказывался от угощения, медведь срывал с него шляпу, парик, а то и хватал за платье.
Первый ведущий: Капитаны готовятся, а комaнды продолжают игру. Для них мы приготовили задание, которое называется:
Картинная галерея
На доске вывешены репродукции картин:
1) Никитин И.Н. “Петр Первый на cмepтном одре”
<Рисунок4>,
2) Серов В. “Петр Первый на строительстве
Петербурга” <Рисунок5>,
3) Суриков В.И. “Меншиков в Березове”
<Рисунок6>,
4) “Полтавская битва” (гравюра Н. Лармессена)
<Рисунок7>,
5) Мясоедов Г.Г. “Франц Тиммерман объясняет юному
Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного
в одном из амбаров села Измайлова” <Рисунок8>,
6) Ге Н.Н. “Петр Первый допрашивает царевича
Алексея в Петергофе” <Рисунок9>,
7) Суриков В.И. “Утро стрелецкой казни”
<Рисунок10>
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Первый ведущий: Перед вами 8 картин, посвященных людям и событиям Петровской эпохи. Укажите, что это за события и расположите их в хронологическом порядке. Результаты запишите в таблице. Максимальное число баллов – 8. За верно указанные фамилии художников присуждаются дополнительные баллы.
Правильно заполненная таблица выглядит так:
Дата | № картины | Историческое событие | Автор картины |
1688 | 5 | В селе Измайлово найден английский ботик, который Петр впоследствии назовет “дедушкой русского флота”. | Г.Г. Мясоедов |
1698 | 7 | Подавление стрелецкого бунта и казнь стрельцов. | В.И. Суриков |
1703 | 2 | Начало строительства Петербурга. | В. Серов |
1709 | 4 | Полтавская битва. | Симоно |
1718 | 6 | Розыскное дело царевича Алексея. | Н.Н. Ге |
1725 | 1 | Cмepть Петра I. | И.Н. Никитин |
1728 | 3 | Ссылка А.Д. Меншикова в город Березов. | В.И. Суриков |
Второй ведущий: На ассамблеях Петровской эпохи занятие или развлечение находилось для каждого. Так что, зрители, не надейтесь остаться в стороне, потому что на нашей ассамблее:
Играют все
- Как назывались самые первые воинские подразделения, созданные Петром I? (Потешные полки).
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. (Воронеж).
- Именно этот цвет отличал орденскую ленту российского ордена Андрея Первозванного. (Гoлyбой).
- В русской армии они были введены в 1700 году и поначалу украшали лишь одно левое плечо. (Погоны).
- Именно для него Петр I предназначил изобретенный им антиорден Иуды. (Мазепа).
- Знак этого ордена стал флагом российского военного флота. (Крест святого Андрея – знак ордена Андрея Первозванного).
- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе? (“Апостол Петр” и “Апостол Павел”).
- Эти органы центрального управления заменили в России приказы. (Коллегии).
- Именно там открылась первая в России биржа. (Санкт-Петербург).
- Царевич Алексей, сын Петра I, стал одним из первых ее узников. (Петропавловская крепость).
- Что значит слово “ассамблея” в переводе с французского языка? (Общественное собрание).
- При Петре I его стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня. (Новый год: до Петра I он отмечался 1 сентября – в день Симеона Летопроводца).
Проверка конкурсов “Птенцы гнезда Петрова и “Картинная галерея”.
Первый ведущий: Петровская эпоха привлекает ученых и вызывает споры на протяжении почти трех столетий. Государственные реформы, строительство городов, войны, промышленность, наука, культура, повседневный быт – поистине неисчерпаемо:
Море деятельности Петра I
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Когда Петр I стал именоваться императором? (С 1721 года).
- Как называлась деревня, возле которой был уничтожен большой шведский обоз, шедший на помощь Карлу XII? (Лесная).
- Однажды на пиру Петр предложил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. Кого он имел в виду? (Шведов).
- В Швеции в насмешку над московитами была отчеканена медаль, изображавшая плачущего русского царя и бегущее войско. Надпись на медали гласила: “Исшед вон, плакася горько”. Что дало повод к созданию этой медали? (Поражение русского войска под Нарвой в 1700 году).
- В честь какого военного события Петр I приказал отчеканить медаль с надписью “Небываемое бывает”? (Захват в устье Невы двух шведских военных судов).
- Чем закончилась Северная война? (30.08.1721 года по Ништадтскому мирному договору Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом; Россия выплачивала Швеции контрибуцию; стороны беспрепятственно обменивались пленными).
- Историк В.О. Ключевский писал: “Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело из строя больше бойцов”. О каком событии так сказал историк? (О строительстве Петербурга).
- Именно столько классов чиновников включала в себя “табель о рангах” в России. (14).
- Их во времена Петра I называли пенсионерами. (Студентов, отправленных учиться в Европу, т.к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию).
- Именно это запрещалось молодым дворянам, если они не получили образование хотя бы в цифирной школе. (Жениться).
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: губернатор московской губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что за привилегию имели эти люди? (Носить бороду без уплаты соответствующего налога).
- Этот промышленник был главным поставщиком оружия для русской армии. Он пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Петербурга и построил 4 завода на Урале и 1 на Оке. (Демидов).
- Среди многочисленных орденов Меншикова не было русского ордена Святой Екатерины. Почему? (Этим орденом награждали только женщин).
- В 1718 году в Санкт-Петербурге указом Петра I была создана организация, первоначально насчитывавшая 200 человек под комaндованием генерал-адъютанта Девиера. Ее роль определялась так: “Она есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”. Назовите ее. (Полиция).
- Петр I приказал создать в Москве и Петербурге аптекарские огороды. Как сейчас называются их преемники? (Ботанические сады).
Звучит музыка Петровской эпохи. Жюри объявляет итоги игры и награждает победителей.
Литература:
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России IX – XVIII века: Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 1997.
- Занимательные истории из русской истории: XVIII век / Авт.-сост. Л.Б. Яковер. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2000.
- Муравьева Л., Рудишина Т. Фирменное блюдо с прологом и эпилогом: Викторина-путешествие по Петербургу // Библиотека в школе. – 2003. - № 2. – С. 26-27.
- Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
- Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – М.: МИРОС, Международные отношения, 1993.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 1999.
- Федорчук И.А. История: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления.
...
01 07 2022 19:38:35
Проведение урока-лекции по данной теме позволяет обратить внимание учащихся на новые аспекты становления и развития демократического общества, ещё раз показать влияние сильной личности на ход политических и экономических процессов, происходящих в обществе. Урок такого плана дает возможность нестандартно и интересно раскрыть изучаемую тему.
...
30 06 2022 8:29:57
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
29 06 2022 12:12:55
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
28 06 2022 16:28:44
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
27 06 2022 0:40:20
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
26 06 2022 23:56:26

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
25 06 2022 16:31:29
В работе "Древние жители Кузнецкой земли" представлены вопросы краеведческой викторины и викторины по истории Древнего мира, лекция, знакомящая с климатическими условиями и занятиями древнейших людей, живших на территории нашей области в древнекаменный, бронзовый и железный века, примерный план, который составляют учащиеся по ходу лекции, исторические источники....
24 06 2022 23:12:25
Представленный урок разработан для учащихся 10-го класса по курсу "Обществознание".
Основная цель - сформировать представление об основных чертах рыночной экономики, разъяснить ее ключевые понятия. В процессе изучения материала используются технические средства обучения....
23 06 2022 7:42:33
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
22 06 2022 12:59:49
Познавательный интерес на уроке формируется методами интеpaктивного обучения, основанными на групповой форме работы. Широко используются: технология «Шесть шляп мышления», составление кластера, диаграммы, таблицы, «Карты событий», анализ исторического документа и отзывы современников, компьютерные технологии с применением презентации. Используется нетрадиционная форма урока, которая является творческим преломлением известных форм организации учебно-познавательной деятельности....
21 06 2022 4:39:46
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
20 06 2022 4:36:34
Обобщающий урок по граждановедению состоит из презентаций на темы "Гражданство", "Права человека", "Закон об образовании", "Труд – право или обязанность?", "Семейное право России", созданных учениками 9-го класса....
19 06 2022 23:49:18
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
18 06 2022 8:32:35
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
17 06 2022 7:32:11
Урок построен в виде групповой работы с использованием мультимедийной презентации. Обучающиеся разыгрывают сценку «Философский спор о свободе», выступают с сообщениями по вопросу «Зависит ли свобода от внешних условий», просматривают видеоролик «Философия свободы», обсуждают, анализируют, делают выводы....
16 06 2022 13:10:38
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
15 06 2022 11:51:16
В статье представлена система работы учителя, позволяющая при систематической самостоятельной деятельности учащихся на основе развивающих заданий сформировать активную позицию. Перевод обучения на субъект – субъектную основу перестраивает мышление учащихся со схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил». Меняется роль ученика и учителя. Ученик должен учиться сам, а учитель контролирует его учебу....
14 06 2022 21:48:52

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
13 06 2022 5:22:46
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
12 06 2022 14:46:13
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
11 06 2022 20:44:10
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности.
...
10 06 2022 12:26:12
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
09 06 2022 15:30:51
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
08 06 2022 0:42:49
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
07 06 2022 14:47:12
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
06 06 2022 6:10:14
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
05 06 2022 12:33:17
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
04 06 2022 1:42:31
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
03 06 2022 5:38:50
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
02 06 2022 6:42:54
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
01 06 2022 11:12:58

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
31 05 2022 19:15:17
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
30 05 2022 20:47:12
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
29 05 2022 4:16:41
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
28 05 2022 12:52:29
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
27 05 2022 0:21:24
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности.
...
26 05 2022 4:38:40
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения.
...
25 05 2022 11:59:23
Представлен конспект урока истории по программе для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев "Всеобщая история" (авторы Колпаков С.В., Пономарёв М.В.) к учебнику "История Древнего мира" для 5-го класса (авторы Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.), издательство "Просвещение", 2003. Тема урока "Быт древних греков"....
24 05 2022 9:31:12
Материал содержит описание урока-семинара «Золотой век» русской культуры» для 10-х профильных классов, дает представление о месте русской культуры 1-й половины XIX в. в истории России. При подготовке и проведении семинара большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с рекомендованной специальной литературой, умению работать с разнообразными источниками информации....
23 05 2022 1:21:22
Данный повторительно-обобщающий урок проводится в форме игры. Класс делится на комaнды и получает домашнее задание. Конкурсы: указать географические объекты и имя исторического адресата, в конкурсе "Бюро находок" накопилось много разных вещей, и раздать их надо тому, кто знает, к какому государству они принадлежат. Путем арифметический действий сложить историческое слово. Для болельщиков – разукрасить каждую касту в особый цвет. Конкурс капитанов и загадки, а также ребусы....
22 05 2022 1:54:54
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
21 05 2022 14:25:23
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
20 05 2022 13:46:30
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
19 05 2022 9:23:14
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
18 05 2022 13:55:26
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
17 05 2022 21:27:38
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
16 05 2022 5:43:54
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
15 05 2022 16:56:57
Классный час направлен на активизацию интереса детей к истории семьи, ее генеалогии; способствует развитию интереса учащихся к истории своей Родины, ее прошлому и настоящему....
14 05 2022 16:45:26
Лепка неолитической керамики - пpaктическое занятие по истории первобытного общества в 5-м классе, насыщенное, интересное, увлекательное, познавательное. Все учащиеся класса получают за урок положительные отметки....
13 05 2022 8:16:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::