Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс
В игре принимают участие ученики трех параллельных классов, комaнды состоят из 7 человек (6 игроков и капитан). Жюри и помощники ведущих набираются из старшеклассников, обучающихся в профильном (гуманитарном) классе. Максимальная оценка объявляется перед каждым конкурсом. За правильные ответы зрителей жюри начисляет дополнительные баллы комaнде.
Цели и задачи:
- закрепить знания по теме;
- дать учащимся возможность проявить интеллектуальные и творческие способности;
- развивать интерес к изучению истории;
- формировать потребность в сотрудничестве.
Оборудование:
- репродукции картин, посвященных эпохе Петра I;
- портреты А.Д. Меншикова, Б.П. Шереметева, Ф.Я. Лефорта;
- раздаточный материал (конверты с хаpaктеристиками к конкурсу капитанов, иллюстрации к конкурсу “Всякая всячина”).
Продолжительность игры: 1 час.
Ход игры
Звучит музыка Петровской эпохи.
Первый ведущий: 1718 года. Именной указ “Об учреждении ассамблей”.
Второй ведущий: Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать, вольное в котором доме собрание или съезд делается, не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде говорить, переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава.
Первый ведущий: А каким образом оные ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктами, покамест в обычай не войдет.
Второй ведущий: В котором дому ассамблея имеет быть, то надлежит письмом или иным знаком объяснить, куда вольно всякому прийти, как мужскому полу, так и женскому.
Первый ведущий: Ранее 5 или 4 часов не начинается, а далее 10 пополудни не продолжается.
Второй ведущий: Хозяин не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать; но токмо повинен несколько покоев очистить, столы, свечи, питье, употрeбляемое в жажду, кто просит, игры, на столах употрeбляемые.
Первый ведущий: Часы не определяются, в котором быть, но кто в котором хочет, лишь бы не ранее и не позже положенного времени, также тут быть, сколько кто похочет, и отъезжать волен, когда хочет.
Второй ведущий: Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть; также церемонии делать вставанием, провожанием и прочим отнюдь не дерзает под штрафом великого орла [большой кубок с вином], но только по приезде и отъезде почтить поклоном должно.
Первый ведущий: За исполнением правил следил специально выбранный Маршал ассамблеи. На нашей ассамблее тоже есть свои Маршалы (называются имена члeнов жюри и помощников ведущих).
Второй ведущий: Так предписывалось проводить ассамблеи в Петровское время. Мы предлагаем нашим игрокам немного отвлечься от строгих правил и пофантазировать на тему:
Если бы ассамблею проводил я…
Второй ведущий: За неделю до игры комaнды получили задание придумать и кратко, за 3-4 минуты, защитить свой проект ассамблеи, подчеркнув, что бы они изменили или добавили в петровской ассамблее. Максимальное число баллов за этот конкурс – 5.
Комaнды представляют свои проекты ассамблеи.
Первый ведущий: Можно согласиться, а можно и не согласиться с представленными нам проектами ассамблеи. Соглашаться или нет можно с каким угодно утверждением, главное, обосновать, почему вы не согласны. Итак:
Согласны ли вы?
Первый ведущий: Все вопросы этого конкурса начинаются одинаково: “Согласны ли вы с тем, что…” Комaндам нужно выразить свое согласие или несогласие и, по возможности, доказать свой ответ. За каждый правильный ответ – 1 балл. (Ведущие по очереди задают вопросы).
Согласны ли вы с тем, что…
… сенат при Петре I был высшим законодательным,
распорядительным и исполнительным органом
власти? (Да).
… союзником России в Северной войне была
Франция? (Нет, союзниками России были Дания и
Польша).
… военные действия против Швеции начал датский
король Фредерик IV? (Да).
… Турция оказала военную помощь Карлу ХII в ходе
Полтавской битвы? (Нет).
… в сражении под Нарвой особую стойкость
проявила дворянская конница? (Нет, особую
стойкость проявили Семеновский, Преображенский
и солдатский Лефортовский полки).
… для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря
была построена Петропавловская крепость? (Нет,
с этой целью был построен Кронштадт).
… главнокомaндующий русской армии под Нарвой в
начале сражения перешел на сторону шведов? (Да).
… Петр I находился в составе Великого посольства
под собственным именем? (Нет, он путешествовал
под именем урядника Петра Михайлова).
… в народе широко была распространена легенда о
подмене русского царя Петра за границей? (Да).
Второй ведущий: История таит в себе много любопытных фактов. В какой бы области ни происходили те или иные события – в искусстве, технике или точных науках, - все они делаются достоянием истории. Давайте проверим, насколько разнообразна эта:
Всякая всячина
Второй ведущий: За правильный ответ в этом конкурсе дается 5 баллов.
У вас в руках загадочные картинки. Докажите, что они не могли появиться раньше Петровской эпохи. (Каждая комaнда получает по одной иллюстрации –
<Рисунок1>,
<Рисунок2>,
<Рисунок3>)
1. “Цирюльник стрижет раскольника” (русский лубок). На картинке нашел отражение петровский указ 1698 года о бритье бород.
2. “Укорочение кафтанов на заставе” (гравюра). В 1700 году Петр издает указ о ношении европейского платья. Нарушителей этого указа предписывалось поставить на колени и обрезать одежду наравне с землей.
3. “Мыши кота погребают” (русский лубок, фрагмент). Рядом с одной из мышей четко видна подпись: “Мышка пономаришка тянет табачишка”. Мода на курение табака была введена в России Петром I.
Первый ведущий: В предыдущем вопросе вы искали реалии Петровского времени на иллюстрациях. Сейчас вам предстоит попробовать себя в роли художников. А вопрос будет такой: В 58-м томе Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, вышедшего в 1903 году, рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга. “Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниеншанцем, флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. Связь между обоими берегами Невы была устроена на самолете...” Нарисуйте этот самолет. (Самолетом в XVIII веке называли самоходный паром, движущийся силой речной струи).
Второй ведущий: Вряд ли Петру I удалось бы осуществить свои преобразования, не будь рядом с ним помощников, единомышленников, тех людей, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал:
Птенцы гнезда Петрова
Для участия в конкурсе приглашаются капитаны комaнд. Им предлагается выбрать одну из пронумерованных карточек и взять конверт с соответствующим номером.
Второй ведущий: Как вы уже догадались, конкурс посвящается сподвижникам Петра I. На обороте карточки вы видите портрет одного из них. В конверте вы найдете 6 хаpaктеристик: 5 из них относятся к человеку, изображенному на портрете, а 1 – лишняя. Выберите верные хаpaктеристики и назовите того, кто изображен на портрете. Максимальное число баллов – 6 баллов.
1. Александр Данилович Меншиков.
- Он был денщиком Петра I в юности, а в зрелые годы стал обладателем всевозможных титулов и званий;
- В 1698 пожалован сержантом, в 1705 – графом Священной Римской империи, в 1707 – светлейшим князем. Комaндовал русскими войсками в Польше, Курляндии, Померании и Гольдштейне, при Екатерине I стал генералиссимусом;
- Был губернатором Шлиссельбурга и Санкт-Петербурга, президентом военной коллегии и члeном Верховного тайного совета;
- Один из богатейших людей своего времени. Владел более чем 150 тысячами крепостных. Современники говорили, что он мог ехать от Риги до Дербента и всякий раз останавливаться на ночлег в каком-то из своих владений. Состоял под судом за казнокрадство и уплатил 200 тысяч рублей штрафа;
- Был избран действительным члeном Английского королевского общества наук.
Лишняя подсказка (относится к Ф.М. Апpaксину):
- Петр I сказал ему однажды: “Хоть ты всегда одобрял мои предприятия, особенно в морской части, но я читаю в сердце твоем, что если умру прежде тебя, ты будешь один из первых осуждать все, что я сделал”.
2. Борис Петрович Шереметев
- Граф, военачальник и дипломат, потомок боярского рода, основанного в XIV веке неким Кобылой. Его фамилия возникла из прозвища, которое носил один из его предков в конце XV столетия.
- Генерал-фельдмаршал. Комaндуя конницей, потерпел сокрушительное поражение под Нарвой; впоследствии одержал ряд блестящих побед: взял Нотебург, Копорье, Ямбург, Дерпт, Ригу. В Полтавской битве комaндовал пехотой. Из всех сподвижников Петра только он стал героем народных песен;
- После неудачного для России Прутского похода решил постричься в монахи, но вместо этого по приказу царя женился, был счастлив в бpaке и имел пятерых детей;
- Принадлежал к числу богатейших людей России, получал самое высокое жалованье в стране – 7 тысяч рублей в год. Несмотря на это, обладал особым даром клянчить пожалования и нередко выступал в роли попрошайки, сетующего на свою бедность.
- Современники утверждали, что он “самый вежливый в стране и наиболее культурный”. Одним из первых стал носить европейскую одежду. Был известен своим гостеприимством.
Лишняя подсказки (относится к П.А. Толстому):
- Именно он уговорил вернуться на родину царевича Алексея, а затем возглавил следствие по его делу.
3. Франц Яковлевич Лефорт
- По словам князя Куpaкина, он “был человек забавный и роскошный или назвать дeбoшан французский. И непрестанно давал у себя в доме обеды, супе (ужины) и балы”.В его резиденции, выстроенной на деньги царя, был сад с прудами и парк, где содержались различные дикие звери;
- Назначенный комaндиром Первого Московского отборного полка, для его размещения распорядился построить солдатскую слободу и плац напротив своего дома. Эту часть Москвы на левом берегу Яузы стали называть его именем;
- Мало понимал в морском деле, но именно на его энергию рассчитывал Петр, когда поручил ему строительство кораблей в Воронеже и комaндование флотом в Азовских походах;
- Подал Петру I идею отправиться в Европу с целью изучения различных наук. Возглавил Великое посольство, однако фактическое руководство находилось в руках опытного дипломата Головина;
- Как писал современник, он “пришёл до такого градусу, что учинён был генералом от инфантерии и потом адмиралом”. После второго Азовского похода получил титул Новгородского наместника, золотую медаль и соболью шубу.
Лишняя подсказка (относится к Ф.Ю. Ромодановскому):
- В сенях его дома гостя встречал хорошо обученный большой медведь с чаркой настоянной на перце водки и услужливо вручал ее гостю. Если тот отказывался от угощения, медведь срывал с него шляпу, парик, а то и хватал за платье.
Первый ведущий: Капитаны готовятся, а комaнды продолжают игру. Для них мы приготовили задание, которое называется:
Картинная галерея
На доске вывешены репродукции картин:
1) Никитин И.Н. “Петр Первый на cмepтном одре”
<Рисунок4>,
2) Серов В. “Петр Первый на строительстве
Петербурга” <Рисунок5>,
3) Суриков В.И. “Меншиков в Березове”
<Рисунок6>,
4) “Полтавская битва” (гравюра Н. Лармессена)
<Рисунок7>,
5) Мясоедов Г.Г. “Франц Тиммерман объясняет юному
Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного
в одном из амбаров села Измайлова” <Рисунок8>,
6) Ге Н.Н. “Петр Первый допрашивает царевича
Алексея в Петергофе” <Рисунок9>,
7) Суриков В.И. “Утро стрелецкой казни”
<Рисунок10>
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Первый ведущий: Перед вами 8 картин, посвященных людям и событиям Петровской эпохи. Укажите, что это за события и расположите их в хронологическом порядке. Результаты запишите в таблице. Максимальное число баллов – 8. За верно указанные фамилии художников присуждаются дополнительные баллы.
Правильно заполненная таблица выглядит так:
Дата | № картины | Историческое событие | Автор картины |
1688 | 5 | В селе Измайлово найден английский ботик, который Петр впоследствии назовет “дедушкой русского флота”. | Г.Г. Мясоедов |
1698 | 7 | Подавление стрелецкого бунта и казнь стрельцов. | В.И. Суриков |
1703 | 2 | Начало строительства Петербурга. | В. Серов |
1709 | 4 | Полтавская битва. | Симоно |
1718 | 6 | Розыскное дело царевича Алексея. | Н.Н. Ге |
1725 | 1 | Cмepть Петра I. | И.Н. Никитин |
1728 | 3 | Ссылка А.Д. Меншикова в город Березов. | В.И. Суриков |
Второй ведущий: На ассамблеях Петровской эпохи занятие или развлечение находилось для каждого. Так что, зрители, не надейтесь остаться в стороне, потому что на нашей ассамблее:
Играют все
- Как назывались самые первые воинские подразделения, созданные Петром I? (Потешные полки).
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. (Воронеж).
- Именно этот цвет отличал орденскую ленту российского ордена Андрея Первозванного. (Гoлyбой).
- В русской армии они были введены в 1700 году и поначалу украшали лишь одно левое плечо. (Погоны).
- Именно для него Петр I предназначил изобретенный им антиорден Иуды. (Мазепа).
- Знак этого ордена стал флагом российского военного флота. (Крест святого Андрея – знак ордена Андрея Первозванного).
- Как назывались два самых крупных корабля, участвовавших во втором Азовском походе? (“Апостол Петр” и “Апостол Павел”).
- Эти органы центрального управления заменили в России приказы. (Коллегии).
- Именно там открылась первая в России биржа. (Санкт-Петербург).
- Царевич Алексей, сын Петра I, стал одним из первых ее узников. (Петропавловская крепость).
- Что значит слово “ассамблея” в переводе с французского языка? (Общественное собрание).
- При Петре I его стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня. (Новый год: до Петра I он отмечался 1 сентября – в день Симеона Летопроводца).
Проверка конкурсов “Птенцы гнезда Петрова и “Картинная галерея”.
Первый ведущий: Петровская эпоха привлекает ученых и вызывает споры на протяжении почти трех столетий. Государственные реформы, строительство городов, войны, промышленность, наука, культура, повседневный быт – поистине неисчерпаемо:
Море деятельности Петра I
За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Когда Петр I стал именоваться императором? (С 1721 года).
- Как называлась деревня, возле которой был уничтожен большой шведский обоз, шедший на помощь Карлу XII? (Лесная).
- Однажды на пиру Петр предложил тост за здоровье учителей своих в военном искусстве. Кого он имел в виду? (Шведов).
- В Швеции в насмешку над московитами была отчеканена медаль, изображавшая плачущего русского царя и бегущее войско. Надпись на медали гласила: “Исшед вон, плакася горько”. Что дало повод к созданию этой медали? (Поражение русского войска под Нарвой в 1700 году).
- В честь какого военного события Петр I приказал отчеканить медаль с надписью “Небываемое бывает”? (Захват в устье Невы двух шведских военных судов).
- Чем закончилась Северная война? (30.08.1721 года по Ништадтскому мирному договору Швеция уступала России Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию, часть Карелии с Выборгом; Россия выплачивала Швеции контрибуцию; стороны беспрепятственно обменивались пленными).
- Историк В.О. Ключевский писал: “Едва ли найдется в истории побоище, которое вывело из строя больше бойцов”. О каком событии так сказал историк? (О строительстве Петербурга).
- Именно столько классов чиновников включала в себя “табель о рангах” в России. (14).
- Их во времена Петра I называли пенсионерами. (Студентов, отправленных учиться в Европу, т.к. они получали денежное пособие от правительства – пенсию).
- Именно это запрещалось молодым дворянам, если они не получили образование хотя бы в цифирной школе. (Жениться).
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: губернатор московской губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что за привилегию имели эти люди? (Носить бороду без уплаты соответствующего налога).
- Этот промышленник был главным поставщиком оружия для русской армии. Он пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Петербурга и построил 4 завода на Урале и 1 на Оке. (Демидов).
- Среди многочисленных орденов Меншикова не было русского ордена Святой Екатерины. Почему? (Этим орденом награждали только женщин).
- В 1718 году в Санкт-Петербурге указом Петра I была создана организация, первоначально насчитывавшая 200 человек под комaндованием генерал-адъютанта Девиера. Ее роль определялась так: “Она есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности”. Назовите ее. (Полиция).
- Петр I приказал создать в Москве и Петербурге аптекарские огороды. Как сейчас называются их преемники? (Ботанические сады).
Звучит музыка Петровской эпохи. Жюри объявляет итоги игры и награждает победителей.
Литература:
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России IX – XVIII века: Контрольные и проверочные работы. 6 – 7 кл. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
- Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2001.
- Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 1997.
- Занимательные истории из русской истории: XVIII век / Авт.-сост. Л.Б. Яковер. – М.: Творческий центр “Сфера”, 2000.
- Муравьева Л., Рудишина Т. Фирменное блюдо с прологом и эпилогом: Викторина-путешествие по Петербургу // Библиотека в школе. – 2003. - № 2. – С. 26-27.
- Павленко Н. И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990.
- Павленко Н. И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1988.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. – М.: МИРОС, Международные отношения, 1993.
- Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. – М.: Дрофа, 1999.
- Федорчук И.А. История: Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
02 10 2023 14:53:40
Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма.
...
01 10 2023 17:10:39
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
30 09 2023 22:46:39
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
29 09 2023 20:51:41
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
28 09 2023 11:36:54
Урок разработан на основе закона РФ «О защите прав потребителей». Урок представлен в форме – урок-игра. Участвуют две комaнды. Переходя от этапа к этапу, дети демонстрируют свои знания, проявляют свое творчество, делают свой выбор. Урок включает в себя разнообразные формы: от домашнего задания до театрального представления....
27 09 2023 9:25:11
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
26 09 2023 12:42:52
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....
25 09 2023 17:37:13
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
24 09 2023 19:20:20
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
23 09 2023 22:49:22
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
22 09 2023 2:17:53
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
21 09 2023 1:26:25
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
20 09 2023 1:30:58
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
19 09 2023 13:47:46
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
18 09 2023 14:56:30
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
17 09 2023 0:24:59
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
16 09 2023 15:13:31
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
15 09 2023 6:49:27
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
14 09 2023 16:10:23
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
13 09 2023 14:26:35
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
12 09 2023 10:22:50
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
11 09 2023 18:52:51
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
10 09 2023 9:21:40
Цель занятия - показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; дать элементарные сведения о родословной человека; научить составлять генеалогическое древо своей семьи....
09 09 2023 2:11:22
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике.
...
08 09 2023 22:56:49
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
07 09 2023 1:37:40
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
06 09 2023 3:55:54
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
05 09 2023 14:16:35
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты.
...
04 09 2023 4:19:57
Урок для 7-го класса построен по технологии развития критического мышления. На каждой стадии урока решались конкретные учебные задачи путем использования разных форм работы. Материалы этого урока могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования....
03 09 2023 8:49:47
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
02 09 2023 8:50:14
Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....
01 09 2023 2:37:39
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
31 08 2023 18:44:33
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
30 08 2023 1:24:34
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
29 08 2023 2:28:57
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
28 08 2023 12:10:53
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
...
27 08 2023 2:15:18
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
26 08 2023 12:16:10
Внеклассное мероприятие для старшеклассников проводится для развития интереса к истории своей Родины; расширения культурного кругозора; организации взаимодействия между советами старшеклассников разных школ. Мероприятие имеет соревновательный хаpaктер....
25 08 2023 17:13:16
Представлен урок-экскурсия по территории Московского Кремля. Он поможет учащимся побывать за Кремлевской стеной и увидеть своими глазами все великолепие архитектуры московского Кремля. А также познакомит с историей создания памятников....
24 08 2023 21:22:32
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
23 08 2023 17:59:18
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
22 08 2023 13:34:43
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
21 08 2023 16:21:10
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
20 08 2023 16:45:55
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
19 08 2023 2:35:15
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
18 08 2023 8:54:32
Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....
17 08 2023 9:23:44
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
16 08 2023 17:20:32
Интегрированный урок истории и литературы, на котором представлен взгляд историка и художника на восстание под предводительством Е.Пугачева.
Работая с историческими документами, раскрывающими причины крестьянского бунта, учащиеся узнают факты о Емельяне Пугачеве, выявляют причины несовпадения образа Е.Пугачева в официальной хронике и народной памяти.
Анализируя главы произведения "Капитанская дочка", учащиеся приходят к ответу на заключительный вопрос урока: "Согласна ли официальная историческая наука с А.С. Пушкиным в изображении Пугачева и его восстания?"
...
15 08 2023 4:31:41
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
...
14 08 2023 18:22:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::