Урок в 6-м классе "Культура и быт России в XIV–XVI веках
Подготовительный этап:
- за две недели до урока класс делится на 5
комaнд и каждая получает индивидуальное задание.
- 1 комaнда: подготовить пресс-конференцию по теме
“Образование в России в XIV-XVIвв.”
- 2 комaнда: подготовить встречу с читателями и
познакомить их с новинками в литературе XIV-XVIвв.
- 3 комaнда: подготовить и провести экскурсию в
картинной галереи.
- 4 комaнда: подготовить и провести экскурсию по
знаменитым архитектурным памятникам XIV-XVIвв.
- 5 комaнда: подготовить отчет о своем путешествии
по городам и деревням XIV-XVIвв.
- с каждой комaндой в течение двух недель учитель
проводит консультации.
Литература для подготовки учащихся:
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. М. Просвещение, 2005., § 26-28
- Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVIIвв.: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIII вв. М.: МИРОС, издательство “ЧеРо”, 1998.
- А также учащиеся могут использовать любые энциклопедии или книги.
Цели:
- Показать роль Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания.
- Ознакомить учащихся с развитием просвещения, книгопечатания.
- Охаpaктеризовать основные жанры и идеи русской литературы XIV-XVI вв.
- Ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры и живописи.
- Способствовать формированию понимания учащимися целостности русской культуры.
- Дать общее представление о русском быте XV-XVI вв.
- Продолжить формирование у учащихся умения работы с различными источниками.
Оборудование: фотографии:
- церкви Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде;
- церкви Федора Стратилата на ручье в Новгороде;
- соборов Московского Кремля: Успенского,
Архангельского, Благовещенского;
- церкви Вознесения в селе Коломенском под
Москвой;
- Собора Василия Блаженного в Москве;
- Икона “Троица” А.Рублева; иконы Феофана Грека.
Мультимедийные презентации;
Рисунки учащихся.
Ход первого урока
Учитель раскрывает основные особенности исторического развития, которые повлияли на русскую культуру периода XIV-XVI вв.:
- Объединение северо-восточных земель вокруг Москвы.
- Создание единого Российского государства.
- Развитие ремесла, сельского хозяйства и торговли.
- Местные культурные традиции сменяются общерусскими.
- Превращение Москвы в центр складывающейся единой русской культуры.
- Проявляется интерес образованных людей России к другим странам, в частности устанавливаются культурные контакты.
- Решительно освобождается русская культура от византийского влияния.
Учитель: На сегодняшнем уроке, изучая русскую культуру XIV-XVI вв., нам предстоит побывать на нескольких мероприятиях. Во время урока вам необходимо заполнять путевой лист всех мероприятий:
Направления развития культуры | Достижения |
Просвещение и книгопечатание | |
Литература | |
Архитектура | |
Живопись | |
Быт |
Выступление 1 комaнды.
Комaнда заранее придумывает вопросы, которые бы полностью раскрывали тему их пресс-конференции, и раздают ребятам из класса, которые будут представлять различные печатные издания, а члeны комaнды на них отвечают.
Примерные вопросы:
- Как развивалось в этот период книжное дело?
- Когда в России появились печатные книги? Какое это имело значение?
- Какова судьба первопечатника Ивана Федорова?
- Кто мог быть учителем в это время в школе?
- Что общего и в чем различие современной школы и школы того далекого времени?
Выступление 2 комaнды.
При знакомстве с “новинками” литературы, читателям представляют макет книг или обложку.
Примерный текст выступления:
1 ученик: Сегодня мы познакомим вас с “новинками” литературы XIV-XVI вв., которые поступили в нашу библиотеку.
Для любителей такого жанра как воинская повесть мы можем предложить “Повесть о разорении Рязани Батыем”. В ней вы узнаете о том как был захвачен этот город, какова судьба княжеской семьи. В повесть также включен рассказ о герое-богатыре Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем ужас на врага. Основная мысль этого произведения может быть выражена в словах: “Лучше нам cмepтию живота купити, нежели в поганой воли быти”
2 ученик: Мы с вами знаем, что победа на поле Куликовом в 1380 году, привела к необычайному подъему в настроениях русских людей, придала им уверенность в своих силах. Этому событию посвящен целый цикл произведений.
Одним из первых восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме “Задонщина”. Произведение начинается с описания природы, как бы предчувствующей кровавую битву. Автор повествует о душевных переживаниях своих героев, он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В поэме подчеркивается особая роль Москвы в достижении победы, а князь Дмитрий Иванович представляется как подлинный организатор всех русских сил. Если вы знакомы с произведением “Слово о полку Игореве”, то вы увидите сходство некоторых художественных приемов, которыми пользуется автор. (Ученикам предлагается познакомиться с отрывком из произведения и ответить на вопрос к документу (Д.К. стр.231))
1 ученик: Еще одно произведение, посвященное этой теме, повесть “Сказание о Мамаевом побоище”. Автор неизвестен. В “Сказании…” проклинается Мамай, который отправился на Русь, “сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна ”. Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в “скудности ума в голове”, в предательстве, в том, что “сатана ухищрение вложил в сердце его”. Как и в “Задонщине” здесь воспевается великий князь Дмитрий Иванович и подвиг русских воинов.
3 ученик: Если какого-то из читателей интересует такой жанр как хождения, т.е. путевые заметки, то мы советуем почитать “Хождение за три моря” Афанасия Никитина. В ней вы не только познакомитесь с такими странами, как Иран и Индия, узнаете быт, культуру, религию местных народов, но и интересными будут вам размышления автора о судьбе Руси.
Для любителей истории мы предлагаем познакомиться с возрожденным в XV веке жанром – общерусское летописание. Первая такая летопись была составлена в Москве и получила название – Троицкая. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением в целях политического объединения Руси. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.
Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводят идею о том, что Москва является наследницей политических традиций Киева и Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинаются с “Повести временных лет”.
4 ученик: В XVI веке появляется такой новый жанр как публицистика. Одним из интересных публицистов этого времени является Иван Семенович Пересветов. В его сборнике вы можете познакомиться с челобитными, адресованными Ивану Грозному; проектами реформ, укрепляющих самодержавную власть царя.
К этому же жанру относится переписка Ивана Грозного с князем А.М.Курбским.
2 ученик: Если вам интересна история не только своей страны, то вам будет интересен сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории – “Хронограф”. Автор этого сборника не известен. Но это был очень образованный человек, имевший свое представление о ходе мировой истории.
3 ученик: Для любителей духовной литературы мы можем предложить знаменитые “Четьи минеи”, созданные людьми близкими к митрополиту Макарию. Это церковно-литературная энциклопедия, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Здесь вы найдете и жития, и поучения, а также произведения стоявшие вне круга церковной литературы.
4 ученик: И наконец нам хотелось бы представить знаменитый “Домострой”, написанный в XVI веке. Составил его или, во всяком случае, отредактировал Сильвестр. В нем вы найдете и наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. (Можно привести несколько отрывков для иллюстрации (Ю. стр.89-90)).
Заключение: 1 вариант: проверить записи достижений, внесенные в путевой лист.
2 вариант: предложить учащимся ответить на вопросы:
- Когда и кем в России были созданы первые печатные книги?
- Каково значение начала книгопечатания?
- Какие жанры и идеи были хаpaктерны для литературы XIV-XVI вв.?
Д/З: §26
Ход второго урока
Выступление 3 группы.
Во время выступления ребята обращаются к фотографиям или к иллюстрациям учебника.
1 ученик: Сегодня нам предстоит познакомиться с творчеством знаменитых иконописцев XIV-XVI вв.: Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Дионисием.
Начнем нашу экскурсию со знакомства с работами Феофана Грека.
Ход экскурсии:
- Биография Феофана Грека.
- Фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице.
- Икона “Успение Богоматери”.
- Икона “Донская Богоматерь”.
2 ученик знакомит учащихся с творчеством Андрея Рублева.
- Биография Андрея Рублева.
- Роспись стен Благовещенского собора.
- Фрески Успенского собора и Троице-Сергиева монастыря.
- Икона “Троица”.
3 ученик знакомит с творчеством Дионисия.
- Биография Дионисия.
- Икона “Распятие”.
- Житийные иконы – “Митрополит Петр” и “Митрополит Алексий”.
(Материал для экскурсии взят в учебном пособии Ю.С. Рябцова “История русской культуры XI-XVII вв.”)
Выступление 4 группы.
Во время выступления ребята обращаются к фотографиям или к иллюстрациям учебника.
1 ученик: В конце XIII века на Руси возобновляется каменное строительство. В XIV веке центрами каменного строительства становятся Новгород, Псков и конечно же Москва. Мы предлагаем вам совершить мысленное путешествие по этим городам и познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками этого времени.
Начнем мы нашу экскурсию с Новгорода. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля. Обратите внимание на церковь Спаса Преображения, которая находится на Ильине улице или на церковь Федора Стратилата на Ручье. Эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады их украшены декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.
В отличии от новгородской, псковская архитектура имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны. Это вы можете увидеть на примере Изборской крепости. Объясняется же это тем, что Псковская земля находилась на окраине Руси, поэтому здесь и преобладает оборонное зодчество.
2 ученик: А теперь мы предлагаем совершить прогулку по территории Кремля и познакомиться с его знаменитыми соборами. Начнем мы свою экскурсию с Успенского собора:
- История создания собора.
- Отличие Успенского собора от своего владимирского “прототипа”.
- Предназначение собора.
3 ученик: Через площадь, напротив Успенского собора, вы можете увидеть Архангельский собор:
- Описание внешнего и внутреннего убранства собора.
- Предназначение собора.
4 ученик: К западу от Соборной площади в древности размещался государев двор. До наших дней сохранились лишь отдельные его части, среди которых наиболее известна Грановитая палата:
- Внешний и внутренний вид строения.
- Назначение палаты.
5 ученик: А теперь обратите внимание на Благовещенский собор, который считался главным в комплексе царского дворца:
- Строительство храма.
- Внутреннее убранство.
- Предназначение храма.
6 ученик: Одно из самых знаменитых сооружений Кремля – колокольня Ивана Великого:
- Происхождение названия.
- Строительство колокольни.
- Описание колокольни.
- Происхождение выражения: “кричать во всю Ивановскую”.
7 ученик: И завершим мы нашу экскурсию на Красной площади у Собора Василия Блаженного:
- Строительство собора.
- Внешний и внутренний вид.
(Материал для экскурсии взят в учебном пособии Ю.С. Рябцова “История русской культуры XI-XVII вв.”).
Выступление 5 группы.
Во время выступления учащиеся сопровождают свой рассказ мультимедийной презентацией или рисунками, на которых изображены предметы быта.
1 ученик: По мере расширения Русского государства возводились новые города. В одном из них нам удалось побывать.
Ещё издали мы увидели крепостные стены, окружающие город. В те времена их возводили из камня или кирпича. Подъезжая ближе, мы обратили внимание на земляные укрепления, также как и стены, они были построены для защиты.
Самым красивым сооружением в городе была церковь. Недалеко от нее находились приказная изба, двор воеводы. Воевода приветствовал нас, он показал нам пушечный амбар, где хранилось оружие, а также погреб для хранения пороха. Была в городе и государева житница, откуда служивым людям раздавалось хлебное государево жалованье. Все эти строения были окружены ещё и внутренними стенами.
За ними была тюрьма, а недалеко располагались жилища стрельцов.
Мы решили прогуляться по городским улицам, которые имели названия или связанные с занятиями проживающих здесь людей, или по именам церквей. Самыми красивыми были жилища землевладельцев. Были здесь ещё осадные избы, построенные для окрестного простого люда на случай военного времени.
Погуляв по городу и отобедав в харчевне, мы отправились дальше.
2 ученик: Неподалеку от города находилась деревня, в которой мы решили заночевать.
Мы попросились на ночлег в одну из крестьянских изб. Хозяин радушно пригласил нас в дом. Пройдя через холодные сени, мы попали в жилое помещение. Большую часть его занимала печь. Она завершалась плоской поверхностью – лежанкой, на которой сидели дети. Потолка в избе не было, поэтому двускатную крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. На бревна накладывали широкие полосы вываренной бересты, а сверху покрывали соломой. Стены в избе были закопченными, т.к. печь топилась по-черному. Окна были затянуты бычьим пузырем. В переднем углу висела икона, перед которой была зажжена лампада.
Нас усадили за длинный стол. Хозяйка нарезала ржаного хлеба, в деревянные чашки налила щей из кислой капусты, а также в глиняных плошках подала кашу. Хозяин извинился за скудный ужин, но ведь это были будние дни. Вот если бы мы попали в гости на праздник, то нас угостили бы мясными щами, селянками из овощей, яичницей.
Отужинав, семья занялась своими делами. Мужчины принялись плести лапти, ведь в год крестьянин изнашивал до 60 пар лаптей. Одни женщины перебирали одежду и ставили заплаты. Другие делали вышивки на рубахах и сарафанах.
Через час, вся семья, помолившись, стала укладываться спать. Нас положили на широкие лавки. Взрослы легли на полати – деревянные настилы, которые сооружались под потолком возле печи. Ребятишки полезли па лежанку. Вместо подушек нам дали по охапке соломы, прикрыв её дерюгой, а укрылись мы тулупами – овчинными шубами.
Рано утром, ещё до рассвета, хозяйка затопила печь, и дым заставил нас встать. Попрощавшись с хозяевами, мы продолжили путь.
Заключение. Подводятся итоги выступления групп. Учащимся предлагается сдать путевые листы. На следующий урок проводится тестовая проверочная работа.
Д/З:§ 27-28
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
24 03 2023 5:13:43
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
23 03 2023 17:28:34
Повторительно-обобщающий урок на тему "Древний Египет и Западная Азия в древности"....
22 03 2023 19:41:46
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
21 03 2023 7:11:36
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
20 03 2023 7:35:33
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
19 03 2023 11:39:25
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
18 03 2023 7:21:49
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
17 03 2023 22:58:43
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
16 03 2023 17:45:23
Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США.
...
15 03 2023 4:19:18
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
14 03 2023 11:25:40
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
13 03 2023 3:38:11
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
12 03 2023 11:48:29
Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....
11 03 2023 21:35:51
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
10 03 2023 15:43:36
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
09 03 2023 13:10:22
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить
портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
08 03 2023 0:49:17
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
...
07 03 2023 12:51:22
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
06 03 2023 11:10:49
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
05 03 2023 14:33:43
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
04 03 2023 18:26:41
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
03 03 2023 20:47:40

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
02 03 2023 15:44:49
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
01 03 2023 9:14:54
Цель: патриотическое воспитание учащихся. Задачи: воспитание уважения к историческому прошлому своего народа; познакомить ребят с жизнью в блокадном Ленинграде; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии....
28 02 2023 14:27:19
На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....
27 02 2023 1:16:55
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
26 02 2023 4:12:36
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
25 02 2023 0:47:37
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
24 02 2023 19:46:32
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
23 02 2023 5:33:25
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
22 02 2023 1:12:49
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
21 02 2023 13:54:22
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
20 02 2023 14:48:48
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
19 02 2023 13:48:54
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
18 02 2023 9:35:31
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
17 02 2023 7:38:25
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
16 02 2023 13:40:51
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
15 02 2023 21:40:19
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
14 02 2023 13:29:39
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
13 02 2023 3:52:20
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
12 02 2023 3:13:47
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
11 02 2023 19:20:55
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
10 02 2023 20:17:52
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
09 02 2023 19:35:28
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
08 02 2023 19:51:24
Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова.
Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села.
Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест.
Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу.
Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь.
...
07 02 2023 9:12:43
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
06 02 2023 21:54:21
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
05 02 2023 11:26:58
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
04 02 2023 21:11:42
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
03 02 2023 7:51:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::