Литературно-музыкальная композиция "Час мужества пробил на наших часах" (Курская битва)
Участники: Ведущая 1, ведущий 2, трое чтецов, юноша, исполняющий роль сына солдата;.
Оборудование:
- Аудиозаписи “Последний бой” сл. и муз. М. Ножкина;
- “Письмо отца” сл.А.Дементьева, муз. Е. Мартынова;
- Вступление к песне “Журавли” сл.Р. Гамзатова, муз. Я.Френкеля;
- “Второй концерт” С.Рахманинова;
- Песня “Салюты” сл.В. Дюкова, муз. О. Фельцман;
- Звуковые эффекты: взрыв гранат, салюта;
- Песня “День победы” сл.В.Харитонова, муз. Д. Тухманова;
- Музыкальный центр.
Предварительная подготовка:
- разучивание и инсценирование песни “Бьётся в тесной печурке огонь” на сл. А. Суркова.;
- подготовка выступления “сына солдата”.
Оформление зала: символика Российской Федерации, портретов К.К. Рокоссовского, Н.Ф.Ватутина, М.М. Попова, И.С. Конева.
В.1: Девятого мая наш народ отмечает великий
праздник – день победы над фашистской Германией.
В.2: Всё дальше уходят вглубь истории её
грозные героические годы. Но время не властно
предать их забвению, выветрить из народной
памяти.
В.1: Мы не забыли тяжкие военные
испытания, жуткую цену, заплаченную за Победу –
миллионы человеческих жизней.
В.2: Мы храним благодарную память о тех,
кто защитил и спас нашу Родину от фашистского
порабощения.
Ч.1:
Мы здесь с тобой не потому, что дата,
Как злой осколок жжёт в гpyди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.
В.1: Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Советские люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной..
Ч.2:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
И здесь нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь до cмepти мы нашли
Ту горсть, земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на cмepть … Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать..
Ч.3:
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски,
В ноги,
И скажи ей:
“Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою – жить!
С тобою – умирать!”
В.2: 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашистской Германией. Наша страна вступила в cмepтный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
В.1: Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали поработить и истребить миллионы людей. В первую очередь предполагалось ликвидировать славянские народы – русских, украинцев, белорусов, уничтожить их интеллигенцию, искусственно сократить рождаемость.
В.2: Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог её спасти. Навеки останется в народной памяти подвиг защитников Брестской крепости под комaндованием майора П. Гаврилова. Большинство из них погибло, лишь немногим удалось уцелеть.
В.1: Велик вклад в Победу и тех, кто самоотверженно трудился в тылу, - женщин, стариков, детей. Они заменили ушедших на фронт мужей и сыновей, отцов и братьев, трудясь на полях, заводах, на трaнcпорте.
В.2: В ходе войны было множество битв, которые определили её исход. Под Москвой сражалась знаменитая Панфиловская дивизия из 28 человек, которая в деревне Дубосеково не пропустила к Москве немецкие танки.
В.1: История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находящийся в блокаде.
В.2: Окончательный перелом в войне – Сталинградская битва, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого времени началось её отступление из нашей страны. “За Родину! Ни шагу назад!” - с этими словами шли в бой славные защитники Сталинграда.
В.1: Летом 1943 года было предпринято крупное наступление фашистских войск в районе Курска и Белгорода. Курская битва продолжалась с 5 по 23 июля 1943 г., и победа в ней советских войск имела огромное военно-политическое значение. Однако буржуазные историки серьёзно фальсифицируют Курскую битву.
В.2: Одни из них стараются реабилитировать германское военное комaндование за его ошибки и промахи, всю вину переложить на Гитлера; другие считают Курскую битву незначительным эпизодом войны; третьи умалчивают о ней в своих исторических сочинениях. Абсурдность фальсификации очевидна.
В.1: Зимнее сражение 1943 г. Сменилось относительным затишьем, продолжавшимся до начала июля. Шла подготовка к решающим боям. Гитлеровское комaндование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по- прежнему располагала большой мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжёлыми танками “тигр” и “пантера”, самоходными орудиями “Фердинанд”, новыми самолётами.
В.2: Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название “Цитадель”, фашисты избрали курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность массированных танковых ударов на узких участках фронта.
В.1: Разpaбатывая план летней кампании1943 г., советское комaндование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне. К началу июля Ставка сосредоточила на Курском направлении крупные силы и средства, обеспечившие перевес в пользу советских войск. Теперь они были способны не только отразить мощное наступление, но и перейти в решительное контрнаступление.
В.2: Войска центрального, Воронежского, Брянского Степного фронтов, которым комaндовали генералы К.К. Рокоссовский, Н.Ф.Ватутин, М.М. Попов и И.С. Конев, создали глубоко эшелонированную оборону. В строительстве траншей и ходов сообщений бойцам Красной армии помогали тысячи жителей Орловской, Курской, Воронежской и Харьковской областей.
(Ребята в солдатской одежде инсценируя
привал, исполняют под гитару песню “Бьётся в
тесной печурке огонь…”.)
(На сцену выходит юноша, исполняющий роль сына
солдата. В руках у него письмо, сложенное
треугольником.)
Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 43-м отец написал моей маме,
Перед тем, как уйти в свой последний решительный бой…
(Звучит в записи песня “Письмо отца” сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова)
Сын солдата:
Дорогая моя, на переднем у нас передышка.
Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу,
Дорогая моя, поцелуй ты покрепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда берегу,
Я читаю письмо и как будто всё ближе и ближе
Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.
Я читаю письмо и сквозь годы отчётливо слышу
И сейчас те слова, что сказал перед боем отец…
(Запись: Взрыв гранат…Пауза…Звучит музыкальное вступление к песне “Журавли” сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля.)
Сын Солдата:
Здравствуй, папа,
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернёшься невредимый,
Ведь война когда – нибудь пройдёт.
Миленький, гoлyбчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придёт.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить
Чтоб над всем таким огромным миром
Днём и ночью был весёлый свет…
Поклонись бойцам и комaндирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…От радости…Твой сын.
В.2: Фашистское наступление началось 5 июля 1943 г. Советское комaндование, которому был известен этот срок, ещё до начала наступления провело мощную артиллерийскую подготовку, в результате которой враг понёс потери уже на исходных позициях. Противник бросил в бой большое количество танков, пехоты, самолётов. Число вражеских танков на километр фронта достигало 100 машин. Начавшееся сражение сразу приняло грандиозный размах.
В.1: Героизм был массовым. Только одна третья истребительная бригада за четыре дня боёв отразила 20 атак и уничтожила 146 вражеских танков. Героически защищали свои боевые позиции у села Самодурковка батарея капитана Г. И. Игишева, на которую устремилось до 60 фашистских танков. Уничтожив 19 танков и 2 батальона пехоты, почти все батарейцы погибли, но не пропустили врага. Село, у которого проходил бой, носит имя героя Советского Союза Игишева.
В.2: Лётчик гвардии лейтенант А.К. Горовец на самолёте – истребителе, фюзеляж которого украшала надпись “От колхозников и колхозниц Горьковской области, один вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков и сбил 9 из них. Поcмepтно ему было присвоено звание героя Советского Союза. В боях под Орлом образец доблести и мужества показал лётчик А.П. Маресьев, вернувшийся в строй после тяжёлого ранения и ампутации голеней обеих ног и сбивший 3 вражеских самолёта. В воздушных боях принимал так же участие и французский авиаполк “Нормaндия”.
В.1: Генерал К.К.Рокоссовский вспоминает: “Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины. Так иль иначе, но каждый думает об одном: победить или выжить!...
Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Они мчались стремительно – не остановишь ничем! – без стpaxa, без оглядки.
Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести на своём пути всё”.
Ч.1:
Мы поднимались и в атаку шли,
Рвались навстречу пламени и ветру,
Чтобы пройти хоть метр своей земли,
Но падали, не сделав и полметра.
И пятый раз с комaндою “вперёд!”,
Блестя штыками, поднималась рота,
Но бил упрямо вражий пулемёт
Из амбразуры маленького дота.
И вдруг, за дымным валом человек
Навстречу доту яростно метнулся,
И пулемёт, придушенный навек,
Струёй последней захлебнулся.
Морской прибой за нами грохотал.
Мы подошли к замолкнувшему доту,
А тот, безвестный, недвижим лежал,
Прикрывши телом дуло пулемёта.
Никто из нас тогда ещё не знал.
Кто он такой и из какого края,
Отдавший жизнь за маленький квартал,
Свою большую землю защищая.
(Звучит песня “Последний бой” сл. и муз. М. Ножкина)
Ч.2:
Когда от бомб, казалось, мир оглох
И друг мой пал из нашей роты первым…Я знал:
нужны не слёзы
и не вздохи,
а мой свинец,
мой шаг вперёд
и нервы!Мне cмepть страшна,
Но в битвах не робел,
В атаку шёл –
других не гнулся ниже.
Шёл смело в бой
Не потому, что смел,
А потому, что трусость ненавижу!
В.2: 12 июля враг был остановлен по всему фронту и советские войска перешли в контрнаступление. В этот день в районе Прохоровки произошло самое крупное в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Основная роль в нанесении контрудара по наступающему врагу принадлежала 5-й гвардейской танковой армии под комaндованием генерала П.А. Ротмистрова. Контрнаступление Красной Армии успешно развивалось, 5 августа 1943г. Советские войска освободили Орёл и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведён первый торжественный артиллерийский салют.
В.1: Наступление советских войск успешно развивалось на харьковском направлении. Стремительным продвижением танковых соединений оборона противника бала прорвана. Фашистское комaндование напрасно пыталось удержать Харьков, перебросив на его защиту несколько танковых корпусов. Войска Воронежского фронта отразили контрудары врага. В это же время соединения Степного фронта начали штурм города. 23 августа 1943 г. Харьков, за годы войны четырежды переходивший из рук в руки, окончательно был освобождён. С взятием Харькова контрнаступление Красной Армии, начавшееся в ходе Курской битвы, завершилось.
В.2: За 50 дней под Курском фашистские войска потеряли более полумиллиона солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы. Победа под Курсом завершила коренной перелом, произошедший в ходе Великой Отечественной и второй мировой войны. Последняя попытка Германии провести крупное стратегическое наступление закончилось полной неудачей. Здесь были уничтожены лучшие механизированные соединения гитлеровской армии. Фашисты понесли значительные потери, восстановить которые им не удалось.
Ч.3:
Над выжженной землёю пыль клубится.
На пепелищах пляшет вороньё.
Народам мира ты, народ – убийца,
Что скажешь в оправдание своё?
Где ты прошёл – там кровь и трупов горы,
И явь страшней, чем бредовые сны.
Кто звал тебя в цветущие просторы
Свободной, мирной, солнечной страны?
Иссякла сила духа, что взрастила
Плеяду светлых гениев земли.
На смену им пришёл дикарь Аттила,
И внуки волчьей шерстью обросли.
Где ты прошёл, там слёзы, кровь и злоба.
И проклят миром твой разбойный род.
Когда б великий Гёте встал у гроба,
Он не узнал бы свой родной народ.
Подслушав сердцем жалобы и стоны
В кромешной тьме коричневых ночей,
Он проклял бы родительское лоно,
Извергшее убийц и палачей.
Ч.2: Курская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны – стала важнейшим этапом на пути к победе Советского Союза над фашистской Германией. В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия германских вооружённых сил. Германия и её союзники были вынуждении перейти к обороне на всех фронтах Второй мировой войны, что оказало огромное влияние на её дальнейший ход.
Ч.1:
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин…
К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин.Трудная радость победы
В сердце солдата жива,
Только в рассказах об этом
Память скупа на слова.Память в мундире парадном
Редко приходит с войны,
Старым осколкам и шрамам
Мирные сны не даны.Снова гранаты по танку!
Снова ни шагу назад!...
Память не выйдет в отставку,
Ей не позволит солдат.Так же, как все ветераны,
Стpaxa не зная в бою,
Память слезу вытирала,
Молодость встретив свою.К ней ничего не прибавить,
Кроме седин и морщин…
Память, солдатская память,
Строгая доля мужчин...
На фоне приглушённой мелодии “Второго концерта” С.Рахманинова чтец произносит:
Помните
Через века,
Через года.Помните
О тех,
Кто уже не придёт
Никогда.Помните!
Не плачьте.
В горле
Сдержите стоны.
Памяти павших
Будьте достойны.
Вечно достойны.
Люди, покуда
Сердца стучатся,
Помните,
Какой ценой
Завоёвано счастье.Пожалуйста, помните!
Во все времена
Бесcмepтной земли
О погибших
Помните.
Люди земли!
Убейте войну!
Прокляните войну!
Звучит песня “Салюты” сл. В.Дюкова, муз. О. Фельцмана
В.1:
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что cмepтью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней
В.2. Мы поздравляем вас с великим днём!
С днём Славы! С днём Победы!
(Звуки салюта. Участники праздника и гости исполняют песню “День победы” сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова.)
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 14:19:52
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 6:47:39
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 14:23:13
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 6:36:36
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 20:20:38
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 5:16:37
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 21:56:16
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 4:38:35
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 10:12:17
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 21:20:31
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 5:41:22
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 8:40:24
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 2:11:44
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 23:14:35
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 18:48:16
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 2:13:13
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 3:17:43
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 3:44:54
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 22:59:29
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 0:57:32
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 0:34:42
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 2:46:42
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 0:29:28
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 6:18:31
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 13:18:12
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 16:57:22
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 5:54:43
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 12:33:17
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 5:29:14
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 21:27:27
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 4:49:53
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 19:37:50
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 7:22:52
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 4:24:10
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 14:33:34
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 11:54:31
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 5:45:46
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 9:16:37
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 4:55:27
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 20:27:59
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 21:47:27
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 5:17:18
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 16:27:11
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 2:24:43
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 15:47:34
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 21:12:40
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 18:18:36
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 4:18:36
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 20:14:58
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 18:37:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::