Традиции, культура, быт народов Астpaxaнского края
Цель:
- дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева;
- развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов;
- воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области.
Наглядность: портрет Курмангазы Сагырбаева, презентация “Экскурсия в музей с. Алтынжар”, музыкальные казахские мелодии, домбра - национальный музыкальный инструмент, сочинения детей.
На доске написан эпиграф к уроку (прочитать):
Курмангазы – гений музыки,
сумевший привить неистовую музыкальность целому
народу,
воодушевить его, снабдить душу крыльями степного
беркута,
сделать музыку искусством пророков,
довести гордых кочевников до самого края
вечности,
а могучие звуки “Сары-Арка” превратить во
всеобщую человеческую речь.
Т.Мансуров.
Слово учителя:
1. В истории каждого народа есть имена одно упоминание которых рождает у человека необъяснимый трепет сердца, полет мысли к возвышенному.
Мы, астpaxaнцы, гордимся тем, что на нашей земле родился, жил и нашел вечный покой великий сын казахского народа, композитор и музыкант Курмангазы Сагырбаев, чье имя известно всему миру.
Еще при жизни великого кюйше его творческий и человеческий образ приобрел черты легендарности.
Он прожил жизнь, насыщенную яркими впечатлениями и событиями.
2. Посол республики Казахстан в РФ так писал о Курмангазы: см. Эпиграф урока.
3. Звучит музыка “Сары-Арка” композитора Курмангазы Сагырбаева;
4. А.П.Гужвин говорил: “Великий композитор, бунтарь и мечтатель Курмангазы позволил нашим двум братским народам еще раз ощутить общее родство, почувствовать крепкие узы, что связывают Казахстан и Россию.
Ведь Курмангазы, не только национальная гордость казахов. Как и всякий великий мастер, он не может принадлежать одному народу, он – мировое достояние”.
5. Учитель рассказывает поэму Х.Ергалиева, народного писателя Казахстана, лауреата Государственной премии:
“Курмангазы”
Воскресни, седовласый исполин,
Певец степей казахских и долин,
И пусть увидят нынешние люди.
Твое лицо и свет твоих седин.
И сколько современников твоих,
Несчастных соплеменников родных.
Твоей “Сары-Аркою” упиваясь,
Грозою проникал ты в души их.
И перед cмepтью, перед вечным сном
Они жалели только об одном –
Что расстаются с кюями твоими,
Что не услышат их на свете том,
Но вечный мне не надобен покой,
Живой душой, трепещущей строкой
Сливаюсь я с напевами твоими
В один поток, чтоб стать одной рекой.
В твоем потоке каждая волна
Мне дорога, значения полна.
Чтоб воссоздать немеркнущий твой образ
Как сквозь поток, иду сквозь времена…
Чтоб продолжать биение сердец
Таких, как ты, бесcмepтный наш певец,
Кто светочем был в темную эпоху,
Кто светом был и солнцем для сердец.
В порыве преклонения и любви,
С твоею степною музыкой в крови,
С надеждой и волнением приступаю
К поэме о тебе.
Благослави…
6. Слово предоставляется нашим маленьким исследователям-биографам.
1 ученик: Родился великий композитор в 1823г. в нынешней Атырауской области, в семье бедного пастуха.
Музыкальные способности проявились у него чрезвычайно рано.
Домброй он овладел профессионально уже в отроческие годы.
2 ученик: Его жизнь полна лишений и невзгод.
Он постоянно подвергался гонениям со стороны местных властей.
За сочувствие восставшим он был посажен в оренбургскую тюрьму.
Звучит музыка – “Кишкантай” композитора Курмангазы Сагырбаева.
3 ученик:
Бежав из тюрьмы, Курмангазы вынужден уехать в Мангышлак, жил на склонах Алатау, позже возвратился на родину.
Вскоре Курмангазы становится известным домбристом, лучшим исполнителем народной музыки и желанным гостем на народных празднествах.
Он ездит по аулам, встречаясь с популярными исполнителями, совершенствует свое мастерство.
Звучит запись – “Воспоминания Савищева” композитора Курмангазы Сагырбаева.
4 ученик:
Но гонения властей, удары судьбы не смогли сломить гордого непокорного композитора.
Он никогда не расставался со своей домброй и не переставал творить свою чудесную музыку.
Великая степь стала особою любовью музыканта-виртуоза.
Звучит казахская мелодия на домбре в исполнении учащихся музыкальной школы.
5 ученик:
Древняя культура народа – кочевника, быт, обычай, природа, песни, легенды, эпос, искусство умельцев, ювелиров стали для него источником творческого вдохновения.
Казахский танец в исполнении детей.
6 ученик:
Слова французского писателя музыковеда Ромена Роллана:
Познакомившись с творчеством Курмангазы, сказал: “Я был поражен … этим цветением прекрасных и здоровых мелодий, которые украшают степь.
Я был удивлен тем, что они мне не показались чуждыми. Я чувствую их родственными.. нашему музыкальному фольклору Европы…”.
7 ученик:
Стихотворение Владимира Ерофеева, астpaxaнского поэта.
“Чародей из Алтынжара”
Курмангазы в моей судьбе,
В судьбе простых людей.
Здесь, на холме Ата-тюбе,
Вознесся Мавзолей.
Он белым лебедем летит
Над степью, над рекой.
Народы наши он роднит,
Мир бережет, покой.
Наш композитор- чародей
С аула Алтынжар,
Оставил жар души своей,
Тепло и песни в дар.
И песни те нашли приют
В святых людских сердцах,
Их ныне с гордостью поют:
И русский, и казах.
Край Астpaxaнский – дружбы стан,
Согласия исток.
Поют Россия, Казахстан,
И Запад, и Восток.
Чарующие звуки струн
Мир покорить смогли.
Он жив. Он с нами. Вечно юн –
Великий сын Земли.
Цвети, мой край, в веках живи,
Не знай беды-грозы.
Пой, пой о счастье, о любви,
Домбра Курмангазы!
7. Просмотр презентации по экскурсии в Межгосударственный культурный центр имени Курмангазы Сагырбаева. ‹Приложение 1›
8. Поэтическая (прозаическая) перекличка по впечатлениям о поездке.
Дети зачитывали отрывки сочинения по впечатлениям о поездке в Музей.
9. Дети читают стихотворение Замира Дакенова:
“В гостях”.
Цветастые подушки,
Раскинут дастархан.
Все навострили уши:
Читается Коран.
Как будто бы в кавычки
Затиснут я в углу.
И ноги с непривычки
Сложить все не могу.
А старых лет и средних
Все гости в один лад
Скрутили ноги в крендель.
И ничего! – сидят.
Лишь я один отчаясь,
Не примощусь никак,
Кручусь, верчусь, качаюсь…
Какой тут бишпармак!
Измученный, усталый,
Молю я об одном:
Когда тут самый старый
Благославит подъем?
Куда там – друг за другом
Дают сурпу и чай,
А там – домбра по кругу…
Аллах мой, выручай!
Вот прокатился снова
От чьей-то шутки смех.
Я, хоть не понял слов тех,
Смеялся громче всех.
Смеялся, чтоб казаться,
Мол, тоже в доску свой!
…Как мне потом сказали,
Смеялись надо мной.
Звучит казахская музыка композитора Курмангазы Сагырбаева;
А теперь подведем итоги занятия:
Сегодня мы с вами познакомились с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева, совершили экскурсию в Межгосударственный культурный центр имени Курмангазы Сагырбаева в селе Алтынжар, приобщились к духовному наследию казахов и культуре своего края.
И в заключении читает стихотворение “В гостях у Курмангазы”.
Автор – ученица 6 “А” класса Кравцова Вера.
В гостях у Курмангазы
И мест святых у нас немало
Мы посетили лишь одно,
Там жил, творил поэт великий
Курмангазою звался он.
Он жил, творил и верил,
И в жизни многое постиг,
Лишь к музыке своей великой
Душой и нежностью проник.
И след оставил он немалый
На нашей матушке-Земле.
В музей истории ходили,
Где все о прошлом говорили,
Домбра там лихо зазвучала
Все пела, пела о былом.
И дети песни исполняли,
За душу трогая людей,
И танцем искренним и нежным
Нас покорили всей душой.
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
18 03 2024 14:37:24
Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....
17 03 2024 5:24:50
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
16 03 2024 13:39:59
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности. ...
15 03 2024 8:14:13
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ. Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека....
14 03 2024 20:52:27
Урок позволяет формировать представление об основных периодах Великой Отечественной войны, познакомить с трагическими событиями начала войны, раскрыть причины неудач Красной армии и показать, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый, освободительный хаpaктер....
13 03 2024 10:15:44
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
12 03 2024 10:49:43
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
11 03 2024 3:14:20
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
10 03 2024 17:40:35
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
09 03 2024 0:20:23
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
08 03 2024 18:17:45
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США. ...
07 03 2024 4:34:13
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности. ...
06 03 2024 14:27:23
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
05 03 2024 22:13:51
На уроке через исторические сведения об орудиях Великой Отечественной войны автор статьи показывает учащимся влияние трудового порыва и творчества на героизм народа. Воспитывает патриотизм и уважение к истории России. В ходе урока представлены как индивидуальные, так и разные модели коллективной деятельности учащихся, воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков....
04 03 2024 15:15:33
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
03 03 2024 6:43:57
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
02 03 2024 5:31:38
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
01 03 2024 9:22:15
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...
29 02 2024 14:29:36
Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
28 02 2024 23:32:20
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
27 02 2024 3:30:56
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
26 02 2024 8:11:38
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
25 02 2024 23:34:10
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
24 02 2024 1:12:35
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
23 02 2024 14:17:44
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
22 02 2024 8:23:45
Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
21 02 2024 4:57:20
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения и эмоциональное отношение на проблему путей развития стран Азии и Африки, освободившихся от колониальной зависимости в XX веке. Учащиеся усваивают такие компетенции, как анализ политической ситуации в мире, высказывание точки зрения на проблемы и умение делать выводы....
20 02 2024 13:29:10
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
19 02 2024 14:30:12
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
18 02 2024 10:45:55
В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
17 02 2024 21:17:31
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
16 02 2024 6:36:20
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
15 02 2024 20:24:46
В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....
14 02 2024 5:42:35
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
13 02 2024 4:10:43
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
12 02 2024 16:49:39
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
11 02 2024 13:39:58
Самостоятельная работа - активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию преподавателя и под его руководством решают учебную задачу. В пpaктической деятельности преподавания истории на первом концентре у меня сложилась некоторая система формирования умений учащихся работать самостоятельно. Во многом она условна, и ее прохождение зависит от индивидуальных особенностей учащихся. Главное в том, что научить учащихся работать самостоятельно можно не вдруг и не сразу, а поэтапно. Описанию такого подхода и посвящена данная статья. ...
10 02 2024 8:49:43
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
09 02 2024 8:15:54
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
08 02 2024 13:55:40
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
07 02 2024 16:17:35
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...
06 02 2024 3:38:46
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
05 02 2024 16:59:52
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
04 02 2024 13:48:21
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
03 02 2024 6:20:44
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
02 02 2024 11:23:54
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
01 02 2024 16:29:27
В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....
31 01 2024 18:28:19
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
30 01 2024 12:46:36
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
29 01 2024 12:16:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::