Формирование ключевых компетенций в рамках проектной деятельности в урочной и внеурочной работе
Формирование ключевых компетенций в рамках проектной деятельности в урочной и внеурочной работе.
В настоящее время много говорят о компетентностном подходе в образовательном процессе. Данный подход предусматривает не только получение фундаментальных знаний, но и успешное применение их на пpaктике. Компетентностный подход способствует также самообучению в дальнейшем. Информационное общество подразумевает, что человек не должен стоять на месте, научные разработки будут подталкивать его к постоянному совершенствованию , а получать новые знания легче, имея образовательную базу.
Один из методов, который развивает ключевые компетенции:
- информационную,
- коммуникативную,
- кооперативную,
- проблемную-метод учебного проекта(МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.Таким образом, учится ценить свое время, отвечать за группу, за свою работу в данной группе. А успешное выступление формирует радость успеха, прибавляет уверенности в своих силах.Сталкиваясь во время работы с различными ситуациями, с мнением других людей, он готовит себя к к выходу во взрослую жизнь.
В ходе работы над проектом ученик применяет свои знания и умения ( например, оформление результатов в форме эссе, составление планов, написание аннотаций) на пpaктике. А самое главное, работая над темой, в качестве исходной точки он будет брать те знания, которые он получает на уроке.
Конечно, надо учитывать,что не все учащиеся будут работать над проектом ,поэтому учителю надо проводить уроки , наглядно объясняющие, что такое МУП.
Довольно успешно прошли уроки по методу мини проекта , которые освещали такие проблемы:
1. Как появился титул « король»?. (6 кл.)
Проблема была озвучена заранее.В ходе 7 уроков ребята собирали материал, а на заключительном уроке по теме «Империя Карла Великого. Образование и причины распада» они представили свои презентации в виде сценок, эссе, плаката, рисунка.
2.Что дало рыцарство современному обществу? (6 кл.).
На освещение данной проблемы потребовалось 2 урока.В ходе обсуждения были затронуты не только вопросы об оружии,присяге,учениях, обучении, карьере,но и вопросы офицерской чести,отношении к женщине, поведении мужчины-воина по отношению к мирному населению, защита Родины
3.Законодательная деятельность Наполеона.(8 кл.).
Основной вопрос на обсуждении-роль Наполеона в разработке законов.
4. Как взаимосвязаны межу собой сферы общества? (8 кл.).
На разработку данной проблемы потребовался 1 урок. Конечный результат был определен заранее: нарисовать дом и определить в нем место каждой сферы общества.
Такие уроки требуют подготовки и учеников, и учителя. Этапы подготовки включают в себя следующие моменты:
1 этап:
Погружение в проект
2 этап:
Организация работы над проектом.
3 этап:
Работа над проектом.
4 этап:
Презентация проекта.
5 этап:
Самооценка.
1 этап:
Работаем над таблицей:
Учебный проект | ||
Проблема |
Почему это важно? |
Актуальность. |
Проблематизация |
Разбиваем проблему на ряд подпроблем |
|
Цель |
Зачем мы делаем этот проект? |
Целеполагание |
Задачи |
Что мы будем делать |
Постановка задач. |
Методы и способы решения проблемы |
Как мы будем это делать. |
Выбор методов и способов. |
Результат |
Что получится |
Ожидаемый результат. |
2 – 3 этапы:
Для дальнейшей работы класс делится на группы произвольно или каждая группа формируется учителем по 5 человек или по 4 человека ( работают, повернувшись к друг другу). На обсуждение вопроса дается время. Группа обсуждает, назначает выступающего.
4 этап:
Презентация работ.
5 этап:
Самооценка работы в группе.
Раздается таблица:
Что оценивается | Фамилии |
5 (всегда работал) |
4 (часто) |
3 (иногда) |
2 (никогда) |
Ответы на вопросы |
|
|
|
|
|
Выступление от группы |
|
|
|
|
|
Идеи |
|
|
|
|
|
Если останется время, обсуждается лучшая презентация.
Во внеурочное время выполнены проекты:
«История страны в денежных знаках».Основная проблема: возможно ли по изображениям на денежных знаках проследить историческое и культурное развитие страны. Автор проекта-Дворянкова Анастасия , ученица 9 класса.
В ходе работы над проектом затрагиваются вопросы, как значение денег для человека,
культурное значение денежных единиц.Основная цель- показать,что изображение на денежных знаках несут определенную смысловую и культурную нагрузку.Основной метод : работа с литературой по данному вопросу.Презентация-создание пособия для кабинета истории, которое включает в себя рассказ о денежных знаках и изображении на данном денежном знаке.
Тема мини-проекта: «Русское оружие на картине Васнецова В. «Богатыри».
Проблема: Возможно ли , используя наглядные средства обучения
(в данном случае картину Васнецова В. «Богатыри»),рассказать об историческом явлении, искусстве, ремесле, герое?
Для того, чтобы решить данную проблему, мы изучили материалы о художнике, истории создания картины, познакомились с биографиями былинных героев.
Конечная цель нашей работы: создание стенда с данными материалами. Центральное место на данном стенде играет мозаичное панно, собранное учащимися 6 классов. Вокруг данного панно мы разместили материал о русском оружии и богатырях, также наиболее удачные эссе о защитниках земли русской.( Возможна компьютерная версия).
Метод учебного проекта - это не только обучение через делание, но и формирование основной ключевой компетенции-социальной,которая является главной и для учителя , и для ученика.
Приложение
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
25 09 2023 23:23:20
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
24 09 2023 11:11:39
Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных школьных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к информации: не обеспечен доступ к современным электронным ресурсам в Интернет или на компакт-дисках....
23 09 2023 20:37:33
Урок проводится с целью способствовать развитию правовой компетентности учащихся; обобщить знания и представления по темам: «Права человека», «Международные документы о правах человека».
...
22 09 2023 13:47:28

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
21 09 2023 1:19:12
Программа факультативного курса "Становление и развитие православия в России. Православие
и культура". Программа дает большой простор для применения
различных технологий в работе с учащимися....
20 09 2023 11:30:26
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
19 09 2023 6:19:42
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
18 09 2023 2:23:44

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
17 09 2023 16:17:21
Данный урок помогает понять детям, почему же икона «Троица» А.Рублёва считается одним из чудес России, а также позволяет познать радость творчества при изготовлении куклы-ангела по старинной русской технологии....
16 09 2023 17:41:14
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
15 09 2023 5:58:21
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
14 09 2023 15:15:14
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
13 09 2023 9:48:19
Урок через анализ исторических фактов показывает ложность обвинений России в агрессивности: объясняет причины активной территориальной экспансии, приведшей к созданию огромной по территории страны, сравнивает с методами расширения своих территорий (создание колоний) странами Запада. Документальный видеофильм о событиях августа 2008 года в Южной Осетии, проблемные вопросы к нему используются в качестве рефлексии урока-рассуждения, проводится анкетирование....
12 09 2023 3:55:20
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
11 09 2023 6:37:12
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
10 09 2023 9:21:32
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России.
...
09 09 2023 20:58:10
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
08 09 2023 2:28:29
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
07 09 2023 13:18:18
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
06 09 2023 3:34:26
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
05 09 2023 5:36:15
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
04 09 2023 7:49:56
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
03 09 2023 15:58:18
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
02 09 2023 3:30:15
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
01 09 2023 3:25:28
Курс "Политика" представляет собой кейс-технологию: учебно-методические материалы скомплектованы в специальный набор ("кейс"). Материалы курса можно использовать для дистанционного обучения, а также при изучении тем по истории, географии, обществознанию, факультативного курса "Политика и право". Учащиеся 9—11-х классов используют данный курс при подготовке к олимпиадам по праву, обществознанию, при подготовке к ИГА, ЕГЭ.
...
31 08 2023 19:27:35
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
30 08 2023 6:29:12
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты.
...
29 08 2023 11:23:42
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
28 08 2023 6:48:16
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
27 08 2023 20:12:34
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
26 08 2023 2:34:44
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
25 08 2023 15:33:56
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
24 08 2023 5:33:19
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
23 08 2023 19:26:25
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
22 08 2023 7:11:39
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
21 08 2023 20:24:42
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
20 08 2023 13:33:36
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
19 08 2023 2:31:31
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
18 08 2023 8:27:42
Задачи: углубить и систематизировать знания обучающися в области искусства; создать условия для более глубокого усвоения культурного наследия; через деятельностный и активно-познавательный компоненты обеспечить активное участие обучающихся в процессе усвоения новых знаний; уважительное отношение к культурам разных стран и народов, толерантность....
17 08 2023 23:56:31
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
16 08 2023 3:36:17
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
15 08 2023 6:11:43
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
14 08 2023 4:35:14
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
13 08 2023 13:49:29
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
12 08 2023 19:49:43
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах.
...
11 08 2023 1:25:38
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
10 08 2023 14:11:27
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
09 08 2023 3:33:41
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах.
...
08 08 2023 18:57:43
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
07 08 2023 6:27:46
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::