История мировых цивилизаций
Тема урока: «История мировых цивилизаций».
Цель урока: формирование представлений об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций.
Внутрипредметные связи: взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.). Каждая из них помогает историкам осмыслить и понять единство и многообразие мирового цивилизационного процесса, как в историческом, так и в социокультурном развитии человечества.
План урока:
- Человек как объект исторической науки.
- Варианты моделей исторического процесса.
- Цивилизационный и формационный подходы как методы изучения исторического познания развития общества.
- Теории развития цивилизаций.
- Два типа мировой цивилизации и Россия.
Рекомендуемая организация урока
I. Вступительное слово преподавателя.
Попытайтесь сформулировать определение: История - это...
Заслушав варианты ответов студентов, представить несколько своих вариантов, например:
- «История - цепь событий, имеющих причинно-следственные связи»;
- «История - путь, пройденный человеком от первобытности до наших дней»;
- «История — комплекс общественных наук, изучающих прошлое во всей его конкретности и многообразии» и т. д.
1. Какие исторические (сопутствующие, вспомогательные дисциплины) вы можете назвать?
Студенты называют такие науки, как археология, этнография, дипломатия, геральдика, нумизматика, сфрагистика и т. д. (на доске рисуют схему).
- -
- -
(Самостоятельная работа стр.6-7)
Таким образом:
Суть каждой категории:
Вывод.
-Теории являются стержнем всех исторических трудов независимо от времени их написания. Оглянитесь вокруг, и вы увидите стены комнаты, мебель, другие предметы, а из окна различите дома, распаханное поле, дорогу,… Что общего между тем, что вы увидели в комнате и за ее окнами? Что объединяет эти предметы? Ответ очевиден: все это творение рук человека.
2. Назовите главный объект исторических наук.
Продолжите фразу: «Человек-это... »
Организовать обсуждение вопросов определения сущности человека, его отличий от остального населения планеты, показать сложность задач, процитировав высказывания разных философов:
- «Это двуногое без перьев» (Платон);
- «Политическое животное» (Аристотель);
- «Мера всех вещей» (Протагор);
- «Мыслящий тростник» (Блез Паскаль);
- «Вольноотпущенник природы» (П. Гуревич).
Преподавательтель. Прошли века, но точного, четкого, всеобъемлющего ответа на этот вопрос философы так и не нашли. Как и тысячи лет назад, определение сущности человека (не с физиологической, а с философской точки зрения) вызывает споры.
Еще больше дискуссий разворачивается вокруг вопроса о роли человека в истории планеты Земля, о цене исторического прогресса.
Многие философы считали человека вершиной эволюции (венцом Божьего творения), например:
- «Из всех существ человек наиболее совершенен» Платон;
Но, кроме философов-оптимистов, были и есть и другие, настроенные пессимистично, так, например:
- «Человек - аномалия, причуда Вселенной... » (Эрих Фромм);
«Человек есть нечто, что должно превзойти... многое в вас еще осталось от червя» (Ницше).
Есть и еще более решительно настроенные философы, например, Кестлер утверждал, что «человек - болезнь природы», что «земля больна paком человечества». «Человек - тупиковая ветвь эволюции, результат космической мутации, безумное существо. До него все в природе было уравновешенно, а человек все расстроил. Земля спасется тем, что победит человека... »
Для иллюстрации этого положения можно зачитать отрывок из романа Ивана Ефремова «Час быка»:
«...реальные события неумолимо разрушают легенды о мудрых правителях, безупречных полководцах, доблестных борцах за веру. Они оборачиваются чередой кровавых убийств, жестокого фанатизма и зверского изуверства... то озверелые людоеды пожирали более цивилизованное племя перед его заботливо украшенными жилищами, то на фоне горящих городов ассирийские завоеватели насиловали женщин перед толпой зверски скрученных мужчин, привязанных к колесницам за ремни, продетые сквозь нижние челюсти. Нескончаемой вереницей проходили горящие селения, разграбленные города, вытоптанные поля, толпы истощенных людей, гонимых, как стадо, нет, никакой скотовод не обращался так со своими животными. Человек ценился куда меньше скота... освежеванные мясные туши.
Техника массовых истрeблений постоянно совершенствовалась, XX век увеличил не только население планеты, но и могучую технику истрeбления. Громадные концентрационные лагеря, фабрики cмepти, горы человеческого пепла, груды трупов и костей - такое не снилось древним истребителям рода человеческого... а атомное оружие? Сплошной шквал воющего железа и гремящего огня...»
- И все это человек - человеку!
- Вспомните взаимоотношения человека и природы.
(Идет рассказ студентов об исчезновении лесов, пересыхании рек, уничтожении плодородных почв, о залитых нефтью морях, о горах битого стекла и ржавого железа, об отравлении воздуха, истрeблении животных и т. д.)
За свои преступления перед природой человечество расплачивается разнообразными болезнями (каждый век имеет свою «чуму»), число которых все увеличивается, дефектами наследственности, ростом психической неполноценности, мopaльным уpoдством (алкоголизмом, садизмом, жестокостью).
Заключить эту часть урока можно словами:
«Человек и очень ограничен, и бесконечен, и мало вместителен, и может вместить Вселенную... живое противоречие, совмещает высоту и низость... самый таинственный и сбивающий с толку объект науки... » (Тейяр Шарден)
Преподаватель. Впрочем, как можно говорить о будущем и человека, и Земли, когда до сих пор является открытым вопрос о происхождении человека.
Беседа:
- Какие гипотезы вы знаете?
(Студенты рассказывают о теории эволюционного происхождения Дарвина, о космической версии, можно дополнить их рассказ изложением гипотезы об урановом облучении обезьянолюдей.)
Преподаватель.
Итак, вы видите, что в вопросах о человеческой сущности, о будущем и прошлом человека нет сегодня единого мнения, и каждый из нас волен выбрать любую изложенную.
II. Варианты моделей исторического развития.
Другой проблемой для обсуждения на данном уроке может стать следующее размышление вслух.
Преподаватель.
Сегодня мы привычно говорим «историческая наука», «ученые историки...», «исторические научные открытия...» Но вот, например, древние греки историю наукой не считали. Они видели в ней особый вид искусства, была даже Муза истории - Клио, покровительствующая ей. Греков можно понять, ведь в любой науке существуют свои строгие правила, свои закономерности, свои «дважды два».
А история - иррациональна!
Беседа:
- Ваши примеры?
- «Народы появляются и исчезают, а некоторые почему-то существуют тысячелетиями,
- Слабые государства сохраняются, а сильные рушатся,
- Гениальные полководцы терпят поражения, посредственные - побеждают... »
Преподаватель.
В многообразии стран, эпох, народов, кажется, невозможно не запутаться - величественные египетские пирамиды, греческие полисы, древнерусские города, средневековые замки и т. д. и т. п. Сколько своеобразного, уникального, неповторимого в историческом пути, пройденном отдельными народами...
Но если история - это наука, она должна иметь свои законы, закономерности, методы изучения и подходы... И здесь тоже у ученых нет единого мнения.
Работа с таблицей « Модели исторического развития».
I. |
Первобытное общество |
Рабовладение |
Феодализм |
Капитализм |
Коммунизм |
II. Цивилизационная |
Дикость и варварство |
Земледельческие |
Индустриальная цивилизация |
Компьютерно-информационная цивилизация |
Компьютерно-информационная цивилизация |
Формы |
Натуральное хозяйство |
Натурально-рыночное |
Рыночно- |
Планомерное |
Формы |
Род, племя |
Народность |
Нации |
Сохранение |
III. Теория модернизации |
Её сторонники, отрицая цивилизационный подход, считают подход формационный лишь частным аспектом модернизационного (аграрного) общества |
Преподаватель. Показать основные, существующие на сегодняшний день, подходы к историческому развитию, выделить общие, не противоречащие друг другу черты.
Беседа:
- Вспомните, какие недостатки имеет каждый из этих подходов.
- В чем вы видите их сильные стороны?
- Возможен ли на сегодняшний день какой-либо единый, универсальный подход к историческому процессу?
В заключение этой части урока обобщить ответы студентов, подчеркнув неоднозначность, дискуссионность данной проблемы.
Альтернативные подходы в изучении мировых цивилизаций:
Первый подход - формационный (марксистский).
В основе этого подхода находятся объективно существующие, не зависимые от воли человека социально-экономические отношения.
Марксистско-ленинская теория о классах и классовой борьбе:
а) человек создал труд;
б) материальное производство - основа существования общества;
в) развитие общества - это развитие производства;
г) закон соответствия материального производства и производственных отношений.
Второй подход - цивилизационный (городской, гражданский, государственный):
а) Теория стадиального развития цивилизации.
Одним из наиболее последовательных сторонников стадиальной концепции цивилизационного развития является американский социолог О. Тоффлер. Общий ход исторических событий ему представлялся следующим. 10 тыс. лет назад некий доисторический Эйнштейн (возможно, женщина) преобразовал племенных кочевников в оседлых крестьян. Это связано с аграрной революцией, которая проходила очень медленно. Затем, приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленная революция. Она охватила более 20 стран, которые теперь можно назвать - индустриальными. Промышленная революция преобразовала человеческое общество из аграрного в индустриальное, превратила большинство крестьян в рабочих. То, что происходит сейчас, есть следующая волна изменений, связанных с промышленной революцией, с той лишь разницей, что они протекают намного быстрее.
б) Теория локальной цивилизации.
Иную картину общественно-исторического развития представляют сторонники теории локальных цивилизаций. Каждая цивилизация, по А. Тойнби, — это единый орга- низм, имеющий свою систему ценностей, высшими из кото--рых являются религиозные ценности. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования: они «возникают», «растут» за счет энергии «жизненного порыва». Затем происходит «надлом», который может привести к «упадку» и «разложению». На внешних границах цивилизации угрожают «варварские народы», под напором которых она, ослабленная внутренними трудностями, может пасть.
Третий подход: религиозно-монархический.
Четвертый подход: космический.
Пятый подход: теория Тоффлера. По данной теории три революции в мире: до XVII века - аграрная, до XIX века - промышленная, XX век - информационная.
Шестой подход: бихевиаристский - с позиции поведения отдельной личности и группы. XX век: М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Бродель, К. Яспер - западная историография. Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Строен - русская историография.
Задания:
1) Дайте обоснование существования каждого подхода. 2) Считаете ли вы формационный и цивилизационный подходы — взаимоисключающими?
1. В ходе урока преподаватель предлагает студентам сравнить определения понятия «цивилизация».
Цивилизация — совокупность материальных и духовных достижений человека, хаpaктеризующаяся определенными закономерностями социально-политического, экономического, духовного и культурного развития.
Цивилизация- это социокультурная общность людей, основанная на единстве духовных ценностей.
Обобщив ответы студентов, преподавателю нужно обратить их внимание на то, что в данных определениях назван признак цивилизационной общности — ценностно-мировоззренческая составляющая (представления людей о мире и себе). Расхождения во взглядах и позициях исследователей на цивилизационный процесс отражают фундаментальную проблему соотношения субъективного и объективного факторов в познании общественно-исторических явлений.
Цивилизационный подход позволяет полнее, глубже понять процесс формирования и развития нации, народа и самого человека, который, независимо от конкретной исторической ситуации, всегда остается связанным с обществом, его языком, культурными традициями, географической средой своего социума. В теориях развития цивилизаций усматривается «универсальное» [начало мирового развития человеческого сообщества, которое включает в себя географическое, историческое и духовное единство]. Понятие «цивилизация» включает в себя непрерывность исторического процесса, раскрывает материальные и духовные ценности, концентрирует внимание на особенном, своеобразном, неповторимом.
Формационный подход позволяет вывести общий закон исторического развития человеческого общества, отметить общие черты общественных укладов разных стран и народов, находящихся на одной исторической ступени развития и живущих при одном общественном строе. Но он не раскрывает особенностей культур и исторических путей развития народов, не укладываясь в одномерный коридор смены формаций. Понятие «формация» включает в себя прерывность, дискретность (ограниченность во времени) исторического процесса, вскрывает природу общественного строя (способ производства материальных благ), концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, устойчивом, конкретном.
Преподаватель предлагает учащимся заполнить таблицу. Этот вид работы они также могут выполнить в качестве самостоятельной работы.
Линии |
Цивилизационный подход. |
Формационный подход. |
Предмет изучения |
Объективные, независимые от человека закономерности развития |
Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и др. видов деятельности. |
Решающая роль в истории общества. |
Материальные факторы |
Мировоззрение, ценностные ориентиры общества. |
Общество. |
Движение от более низкой ступени развития к более высокой. |
Совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен. |
Тип цивилизации – методологическое понятие, используемое для наиболее крупного члeнения культурно – исторического развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, хаpaктерные для многих обществ. В основу типологии положены четыре основных критерия:
- Общие фундаментальные черты духовной жизни;
- Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
- Взаимопереплетение культур;
- Наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. На основе этих критериев вычлeняются четыре основных типа цивилизаций:
(меловая схема)
Студенты самостоятельно, работая с учебником, дают хаpaктеристику каждому виду цивилизации.
Вопросы для подведения итога урока:
- Определите предмет истории. Раскройте понятия « историческое движение», «исторический факт», «теория исторического процесса».
- В чем отличие западного и восточного типов цивилизации?
- Укажите хаpaктерные черты глобальной и техногенной цивилизации.
Домашнее задание: Раздел 1. Стр.3-10. На вопрос № 4 ответить письменно.
Дополнительный материал для учителя
Широкое использование термина «цивилизация» в исторических исследованиях и тpaктатах началось в эпоху Просвещения. Первое употрeбление понятия «цивилизация» связывают с именем французского историка Мирабо Старшего. Затем свое определение ей дал шотландский просветитель А. Фергюссон в «Очерке истории гражданского общества» (1767): «Общественное развитие есть изменение способа существования людей. Первый из них сложился в эпоху дикости, которой была свойственна общинная собственность. На смену этой эпохе приходит новая — варварство, утверждается частная собственность. Последняя ведет к возникновению острых социальных конфликтов, грозящих обществу распадом. Избежать краха помогает создание государства, переход общества в гражданское состояние. Начинается эпоха цивилизаций — новый, более высокий этап развития человечества».
Стадиально-цивилизационная модель всемирной истории современного японского историка Ш. Ито выделяет пять стадий глобальных трaнcформаций: антропную революцию, аграрную революцию, городскую революцию, революцию Осевого времени и научную революцию. Антропную революцию Ито связывает с Эфиопией, аграрную — с центрами возникновения земледелия в Северной Сирии, Юго-Восточной Азии, Южном Китае, Западной Африке. Центрами городской революции стали Шумер, Египет, Индия и Китай. Революция Осевого времени, создавшая мировые религии и классическую философию, охватила в первую очередь Палестину, Грецию, Китай, Индию, Персию. Родиной научной революции стала Западная Европа. Сейчас, по мнению историка, в развитых странах мира разворачивается новая глобальная трaнcформация — экологическая революция.
Карл Ясперс (1883—1969) — немецкий философ, психолог. Сформулировал теорию Осевого времени — эпохи создания мировых религий, считая, что переход к ней положил конец периоду древности: на смену древним цивилизациям пришли новые, культурное ядро которых стали определять религиозно-этические ценности.
Арнольд Тойнби (1889—1975) — английский историк, социолог. Существенную роль в создании неповторимого облика каждой цивилизации играет, по его мнению, ряд факторов, среди которых особое значение имеет географическая среда. Возникновение и дальнейшее развитие цивилизации определяется способностью людей дать «ответ» на «вызов» времени — на изменение природно-исторических условий существования данной общности.
Николай Данилевский (1822—1885) — русский историк, социолог. Утверждал, что всемирная история, распадаясь на локальные цивилизации, не образует реального целого, а человек — лишь отвлеченное понятие.
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
23 09 2023 16:16:53
Урок по теме "Рождение Американского государства". Данный материал позволяет показать способы колонизации Северной Америки, проблемы первых переселенцев. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы....
22 09 2023 11:14:37
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
21 09 2023 19:50:34
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
20 09 2023 5:14:10
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
19 09 2023 0:49:38
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
18 09 2023 8:45:20
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему.
...
17 09 2023 2:33:50
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
16 09 2023 14:10:24
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте.
...
15 09 2023 4:18:53
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
14 09 2023 13:51:37
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
13 09 2023 16:41:32
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
12 09 2023 8:32:49
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
11 09 2023 22:37:50
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
10 09 2023 7:55:50
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
09 09 2023 9:44:29
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
08 09 2023 1:42:55
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
07 09 2023 14:38:36
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
06 09 2023 13:48:12
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
05 09 2023 5:18:51
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
04 09 2023 17:43:16
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
03 09 2023 0:39:17
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны.
...
02 09 2023 16:15:37
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
01 09 2023 13:53:22
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
31 08 2023 12:27:18
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
30 08 2023 10:53:32
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
29 08 2023 4:51:43
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
28 08 2023 23:41:35
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
27 08 2023 15:37:42
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
26 08 2023 16:46:59
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
25 08 2023 12:19:37

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
24 08 2023 7:17:56

Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
23 08 2023 5:39:20
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
22 08 2023 4:14:37
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
21 08 2023 4:20:22
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
20 08 2023 18:26:52
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
19 08 2023 15:40:12
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
18 08 2023 2:16:36
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
17 08 2023 12:16:56
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
16 08 2023 7:50:58
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО.
...
15 08 2023 20:40:42
В ходе урока обучающиеся узнают о жителях родного края, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, функционировании секретной авиатрассы «Аляска–Сибирь», героической обороне Диксона, вкладе красноярцев-тружеников тыла в дело Победы. На основании изученного материала обучающиеся самостоятельно подводят итоги....
14 08 2023 7:17:40
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
13 08 2023 23:28:29
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам.
...
12 08 2023 2:45:25
Данная работа – взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа – один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее.
...
11 08 2023 17:22:42
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
10 08 2023 11:17:39
Предлагаемая структура тематического планирования, формы пpaктических работ и тексты промежуточного контроля дают возможность самореализации учащихся на уроках, ориентированы на активизацию личности, то есть создают условия, когда обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии школьников: формирует мировоззренческую самостоятельность....
09 08 2023 1:16:32
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
08 08 2023 19:19:47
30 октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. Кровавый террор, смерчем пронесшийся над страной, обрушился страшной трагедией и на марийский народ, уничтожив его цвет, богатство и достояние нации. Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий, целостное представление о сущности политических репрессий в Республике Марий Эл....
07 08 2023 8:10:44
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
06 08 2023 2:18:40
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
05 08 2023 23:38:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::