"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие
Урок предназначен для 10-го класса.
Учебник.
В.И. Буганов, П.И. Зырянов. “История России с древнейших времен до конца XVII в.”.
Цель.
- Охаpaктеризовать внутреннюю политику России в конце XVI в.
- Сформировать у учащихся преставление о “смутном времени” и определить причины его возникновения.
Задачи.
- Сформировать у учеников представление об исторических фактах.
- Развить навыки работы с документом как историческим источником (оценивание, сопоставление, сравнение).
- Развить аналитические умения и навыки работы с текстом.
Средства обучения.
Источники:
- Отрывки из кратного известия о Московии в начале XVII в. “Исаака Массы о голоде и восстании И.И. Болотникова”.
- Восстание Хлопка по “Новому летописцу”.
- Из записок К. Буссова о Болотникове.
Наглядные пособия:
- Карта России в начале XVII в.
- Иллюстрации портретов Б. Годунова, И. Болотникова, Лжедмитрия I.
Форма урока: лабораторное занятие.
Основные понятия: смута, самозванчество.
Важнейшие даты: 1605-1613 г.г. Смутное время, 1606-1607 г.г. крестьянская война под предводительством И. Болотникова
Ход урока.
- Постановка учителем цели и задач урока. Учитель направляет и корректирует деятельность учащихся. Учитель задает вопрос к уроку, ответ на который нужно дать учащимся по завершению изучения нового материала.
- Вопрос к уроку: дайте определение понятию “смутное время”? Чем оно было вызвано?
Разбить класс на 2 группы (“знатоки” и “умники”).
“Знатоки” делятся еще на две подгруппы. Первой подгруппе дается отрывок из краткого известия о Московии в начале XVII в. и карточка с вопросами. Второй подгруппе дается отрывок о восстании Хлопка по “ Новому летописцу” и карточка с вопросами.
“Умники” также делятся на 2 подгруппы. Первая подгруппа разбирает по учебнику тему “голодные бунты”. Вторая подгруппа – “восстание Хлопка”. Раздаются карточки с вопросами.
Учитель сообщает:
Со cмepтью царя Федора Иоанновича прекратилась династия князей Рюриковичей. Перед государством встал вопрос о престолонаследии. По инициативе патриарха Иова, Бориса Годунова избрали на Земском соборе царем и великим князем всея Руси. Еще при Федоре Б. Годунов устранил всех своих политических соперников, бояр Бельских, Шуйских, Мстиславских.
Борису Годунову досталось не спокойное государство. Слух о причастности Б. Годунова к cмepти царевича Дмитрия плохо отражался на его авторитете. В конце 90-х годов в стране наметился экономический подъем, но он был прерван неурожаями и голодом.
“Знатоки” и “умники” преступают к работе с материалом. По итогам работы делается вывод и записывается в тетрадь.
Вывод:
Восстание Хлопка стало кульминацией “голодных бунтов” Обострение внутриполитической ситуации привело к падению авторитета нового царя
Учитель раздает следующий материал: “Лжедмитрий I” и “Крестьянская война под предводительством И. Болотникова.”.
Знатоки работаю с материалом учебника по теме “Лжедмитрий I”.
Умники работают с материалом учебника по теме “ Крестьянская война под предводительством И. Болотникова” и выдержкой из записок К.Буссова о Болотникове.
Обеим группам раздаются карточки с вопросами. Ответы заносятся в тетрадь. Вывод делает учитель.
Вывод:
Восстание И. Болотникова – наивысший этап народного движения в начале XVII в. Это была гражданская война, так как в ней участвовали все слои населения. Поражение восстания И. Болотникова не привело к окончанию гражданской войны, а породило новое движение самозванчества.
Учитель сообщает: по итогам изучения нового материала, дайте ответ на вопрос к уроку.
Ответ: Смутное время хаpaктеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванчеством, гражданской войной, и великой разрухой государства.
Причины смуты:
- Отсутствием прямого наследника
- Экономический упадок
- Обострение социальных отношений в обществе.
- Произвол власти.
Набор карточек “ Знатокам”:
Карточка с вопросами к отрывку из краткого известия о Московии в начале XVII в.:
- Как описывает Исаак Масса положение в стране в начале XVII в.?
- Каковы социальные последствия голода для страны?
Карточка с вопросами по “Новому летописцу”:
- Как описывает летописец восставших? И почему именно так?
- Кто был послан царем для подавления восставших?
- Чем закончилось восстание?
Карточка к пункту текста учебника “Первый самозванец”
- Дать биографическую справку первому самозванцу.
- Какой социальный состав войск Лжедмитрия I?
- Покажите на карте территорию движения Лжедмитрия. I.
- Чем вызваны причины перехода народа на сторону самозванца?
- Чем закончилось движение первого самозванца?
Набор карточек “Умникам”:
Карточка к тексту учебника о голодных бунтах:
- Когда и почему разразился голод?
- Каковы социальные последствия голода для страны?
Карточка к тексту учебника о восстании Хлопка:
- Назовите причины восстания Хлопка. Когда оно началось?
- Чем закончилось восстание и что оно породило?
Карточка к запискам К. Буссова о Болотникове и к пункту текста учебника “Восстание Болотникова”.
- Как описывает жизнь Болотникова К. Буссов до прихода его в Россию?
- Назовите цель, ход и покажите на карте территорию восстания.
- Каков социальный состав восставших? Назовите соратников Болотникова.
- Назовите причины поражения.
Источники.
Отрывки из краткого известия о Московии в начале XVII в “Исаака Массы о голоде и восстание Болотникова”:
“В то время (1601г.) по воле Божией, во всей московской земле наступила такая дорогозвина и голод, что подобного еще не приходилось описывать ни одному историку…
Велик был голод и нужда во всей Московии. Все крестьяне и поселяне, у которых были коровы, лошади, овцы и куры, съели их, невзирая на пост, собирали в лесах различные коренья, грибы и многие другие и ели их с большой жадностью, ели также мякину, кошек и собак; и от такой пищи животы у них становились толстыми, как у коров, и постигла их жалкая cмepть; зимою случались с ними странные обмороки, и они в беспамятстве падали на землю.
В самой Москве было не лучше: привозить хлеб на рынок надо было тайком, чтобы его не отняли силой…
…Московиты, у которых был достаточный запас хлеба, пренебрегали этим бедствием и ставили его ни во что. Иные, имея запасы года на три или четыре, желали продление голода, чтобы выручить большое денег, не помышляя о том, что их тоже может постичь голод.
…Люди становились, чем дальше, тем хуже, вдавались в разбой и грабили все более, ожесточились и впали в такое коснение, какого еще никогда не было на свете; и такая дороговизна хлеба продолжалась четыре года, почти до 1605 года”.
Восстание Хлопка по “Новому летописцу” (о разбойниках и посылке на разбойников):
“Бысть в то время, умножишась разбойство в земле русской, не токмо что по пустым местом поезду не быть, ино и под Москвою быша разбои велись. Царь Борис, видя такое в земле настроение и кровопролитие, посылал многожда на них. Они же разбойники, аки звери зубы своими скрежутаху на человека…Они же воры и достали православных христиан посещали и грабили. У них же воровских людей старейшина в разбойниках именем Хлопка. Царь послал на них околничество своего Ивана Федоровича Басманова, а с ним многую рать. Они же подошли и сошлись в близ Москвы. Разбойники ж с ними биющемися, не щадя голов своих, и воеводу Ивана Федоровича убиша до смерьи. Ратные же, видя такую о них над собой погибель, что убиша у них разбойники воеводу, и начали с ними битися, не жалеюще живота своего, и едва возмогоша их окаянных осилить, многих их побиша. Хлопка едва возмогоша жива взяти, что изнемог от многих ран, а иные уйдоша на Украину и там их всех воров поимаша и всех повелеша перевешать. Воеводу ж Ивана Басманова повелел царь Борис погрести честно у Троицы в Сергиеве монастыре”.
Из записок К. Буссова о Болотникове:
Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову прибыл опытный витязь Иван Исаевич Болотников, пройдя со своими силами через комарицкую волость, Калугу и далее к Москве до Котлов. Всю область привел к присяге к Дмитрию и усилил значительно свое войско. По рождению Болотников был московитом, но в юности был взят в плен татарам и продан в Турцию. Там он был прикован к Галере и несколько лет должен был исполнять тяжелую работу и, наконец, был освобожден немецким судном, которое перехватило турок на море, и привезен в Венецию. Оттуда через Германию он пришел в Польшу и узнал об удивительных изменениях, происшедших всего отечестве время его отсутствия когда он узнал, что его государь царь Дмитрий ускользнул от московских убийц пробрался в Польшу и теперь находиться у воеводы Сандомирского, он представился ему. После того как тот, который выдавал себя за Дмитрия, его проэкзаменовал и порасспрашивал: кто он такой, откуда пришел, куда направляется, и увидел из его ответов, что он опытный войн, тогда спросил он его, не хочет ли он служить ему против соотечественников-убийц и клятвопреступников. Когда Болотников ответил что готов биться за своего наследного государя, тогда Лжедмитрий сказал ему: “Я не имею пока возможности много дать, возьми 30 дукатов, саблю, и шубу и отправляйся с этим письмом в Путивль к князю Григорию Шаховскому, который из моих сокровищ даст достаточно золота и назначит тебя воеводой и комaндующим над несколькими тысячами войск, с которым ты начнешь наступать вместо меня и с помощью Божией попытаешься счастья против моих неверных подданных. Скажи там, что ты меня здесь в Польше видел и говорил со мной, получил из моих рук это послание” С этим письмом и подобным известием Болотников кратчайшим путем прошел в Путивль и был принят здесь с большой радостью.
(Кондрат Буссов - немец, находившейся в Туле вместе с Болотниковым. Оставил наиболее подробное описание предводителя восстания. Григорий Шаховский изменил В. Шуйскому, находился в отряде Болотникова, после взятия Тулы царскими войсками оставлен на свободе и бежал в лагерь Лжедмитрия II.).
Список литературы
- История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник для 10 кл./Под ред. А.Н. Сахарова, В.И. Буганова – М.:Просвещение, 2008 г.
- История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов./ Под ред. А.С. Орлова, В.А. Ге opгиева, Н.Г. Ге opгиевой, Т.А. Сивохиной - М.: “ПБОЮЛ Л.В. Рожников”, 2000 г.
- Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие- М.:ПБОЮЛ Л.В. Рожникова, 2000 г.
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся.
...
27 05 2023 10:42:44
Урок Мужества посвящен войне в Афганистане. Основная цель урока – показать события той войны, погрузить обучающихся в атмосферу того времени, дать возможность сопереживать. Урок способствует воспитанию патриотизма и гражданственности, углублению знаний по истории.
Этот материал может быть использован на уроках истории в 9-м классе, на классном часе, посвященном Дню защитников Отечества, Дню Героев России....
26 05 2023 18:59:50
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
25 05 2023 6:40:30
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
24 05 2023 19:54:42
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
23 05 2023 20:34:36

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
22 05 2023 10:30:46
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
21 05 2023 10:44:26
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
20 05 2023 14:46:28
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
19 05 2023 20:25:40
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
18 05 2023 2:23:38
Игра по краеведению для учащихся 6-х классов представляет собой обобщение знаний по краеведению: традиций, культурных особенностей, Архангельской области, связанных с именами людей, которыми гордится северный край. Является логическим завершением курса по истории России с древнейших времен до конца XVI в....
17 05 2023 19:56:58
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией.
...
16 05 2023 22:55:51
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
15 05 2023 14:46:34
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
14 05 2023 17:27:34
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
13 05 2023 22:56:32
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
12 05 2023 4:52:44
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
11 05 2023 7:16:13
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
10 05 2023 7:18:22
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
09 05 2023 11:39:57

Урок посвящен 65-летию Победы. Цель мероприятия: показать учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа. Воспитывает патриотизм....
08 05 2023 10:29:50
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
07 05 2023 22:46:20
Цели урока: закрепить и обобщить учебный материал по истории Великой Отечественной войны; осуществить интегрированную связь информатики и истории; развивать познавательный интерес, творческую активность обучающихся, умение использовать дополнительную литературу; воспитывать культуру, уважение к собеседнику....
06 05 2023 8:57:55
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
05 05 2023 0:45:28

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
04 05 2023 17:17:29
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
03 05 2023 0:44:24
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
02 05 2023 22:11:53
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
01 05 2023 2:47:38
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
30 04 2023 3:39:47
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
29 04 2023 18:53:55
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам.
...
28 04 2023 22:57:51
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
27 04 2023 3:54:26

Презентация подходит для урока-путешествия или экскурсии. Учащие готовят сообщения и презентации о культуре Киевской Руси. Развивается речь ученика....
26 04 2023 10:24:41
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
25 04 2023 0:25:20
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
24 04 2023 4:55:51
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
23 04 2023 20:17:51
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
22 04 2023 1:27:21
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
21 04 2023 8:45:23
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
20 04 2023 22:44:32
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
19 04 2023 1:32:49
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
18 04 2023 1:20:49
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
17 04 2023 13:57:41
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер.
...
16 04 2023 13:21:44

Урок истории по теме «Древнее Двуречье» составлен с учетом требований ФГОС в свете перехода на новые стандарты. Сопровождается презентацией....
15 04 2023 23:40:22
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
14 04 2023 20:35:22
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
13 04 2023 21:33:39
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
12 04 2023 7:22:50
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
11 04 2023 15:13:44
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
10 04 2023 5:40:49
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
09 04 2023 3:41:30
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
08 04 2023 12:44:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::