"Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра


    "Виват, Россия!" Сценарий спектакля для дидактического театра

«Виват Россия!»

Сценарий спектакля для дидактического тетра.

Действующие лица:

  • Голиков Иван Иванович  
  • Охранник
  • Алексей Михайлович  
  • Федор Алексеевич
  • Иоанн (маленький)
  • Марфа (маленькая)
  • Софья (маленькая)    
  • Петр (маленький)
  • Петр (взрослый)    
  • Екатерина I
  • Наталья Кирилловна  
  • Франц Лефорт
  • Писарь    
  • Демидов
  • Прокопий Возницын     
  • Исаак Ньютон
  • Крестьянки    
  • Дамы
  • Кавалеры на ассамблее

Сцена I.  В тюрьме.

В камере сидит арестант. К нему входят охранники и читают указ.

Охранник: «Ее императорское величество, Екатерина II, по случаю открытия в столице нашей, Санкт Петербурге  памятника государю, первому императору, Петру Алексеевичу, повелевают: Курского купца Ивана Ивановича Голикова, виноторговца, арестованного за злоупотрeбления… (Пауза. Купец волнуется, крестится, вытирает пот со лба.) по амнистии отпустить на волю».

Купец падает на колени, благодарит охрану, плачет. Затем выходит на свободу.

Голиков: (Потягиваясь, а затем крестясь) Благодарю тя, господи! И тебя, царь-батюшка, Петр Алексеевич, за великое чудо, за избавление от неволи. Вижу, что и на небе ты заступник наш, и на небе ты - Велик. Хочу я дать обет: за столь чудесное избавление от неволи обещаю написать историю деяний Петра Великого, и посвятить труду этому всю свою жизнь, сколько мне на роду написано, без остатка.

Сцена II.  Рождение Петра.

Музыка. М. Мусоргский «Рассвет на Москва – реке» 

(слайды 2-12) (Приложение 1) .

За столом сидит Голиков И.И. и пишет.

Голос за кадром (Голиков):

Многосемейный царь Алексей Михайлович в 1669 году испытал ряд семейных несчастий. Вслед за кончиной жены – царицы Марьи Ильиничны последовало новое испытание – cмepть двух сыновей: Симеона и Алексея.

В тяжелое время семейных огорчений царь близко сошелся с Артамоном Сергеевичем Матвеевым, занимавшим тогда пост Головы московских стрельцов. Стараясь развлечься от семейного горя, царь часто заходил в дом  Матвеева, где не раз встречал племянницу хозяина, Наталью Кирилловну Нарышкину.

Скоро она так понравилась царю, что от разговоров с Матвеевым о приискании его бедной племяннице богатого жениха, он прямо перешел к признанию, что сам желает быть ея женихом, и просит благословить ее на венчание…

Алексей Михайлович ходит взад-вперед по сцене. Пытается кого-то позвать, потом резко передумывает. За сценой слышны женские крики. Затем все смолкает… и раздается плач младенца.

Вбегает дочь Марфа, кланяется царю.

Марфа: Царь-батюшка, государь Алексей Михайлович, хвала богу, царица Наталья Кирилловна разрешилась сыном. Осмелюсь сообщить: мальчик родился таким богатырем, что Симеон Полоцкий предсказывает, будто он наследует ваш престол и будет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

Ой, заболталась я, а ведь меня по делу послали. Нужна отцовская рубаха, чтобы младенца завернуть. Прошу, царь-батюшка, пожалуйте наследнику царскую рубаху.

Оба уходят.

Голос Голикова:

30 мая 1672 года у молодой царицы родился первенец – будущий император и преобразователь России Петр Великий. Но престол едва ли мог достаться новорожденному, ведь у него были два старших брата из рода Милославских.

Музыка. В. Ярушин  «Праздник в современной деревне». 

Сцена III.  Игры царевичей и царевен.

Играют Федор, Иоанн, Марфа, Софья, Петр.

Марфа играет куклами-оберегами. Софья читает книгу. Мальчики сидят в кругу, играя в ножички. Петр вскакивает.

Петр: Братцы-царевичи, давайте устроим потешную баталию, возьмем саблицы, да пойдем войной на турка, разобьем ворога!

Федор: Не могу я, братец, на ножки встать, больно тяжко мне, болят мои ноженьки. Какой из меня вояка!

Иван: И я не буду воевать, больно шумно пушки палят! А еще, вдруг меня ранят… или убьют. Страшно мне! Я лучше пойду к царевнам, там спокойней.

Петр: Тогда я один войной пойду, буду сам себе царь-государь! Виват, виктория!

Софья (вскакивая, отшвыривая книгу, сведя брови и подбоченясь): Да что ты мелешь, ты, простолюдина! Не бывать тебе царем!!! Ни в игре, ни в жизни!!! Это мы, Милославские, рождены править! А вы Нарышкины обязаны подчиняться, да раболепствовать! Убирайся!

Федор: Полно тебе, Софья. Чего нападаешь на мальца! Он брат нам, а стало быть, такой же царской крови, как и мы с тобой. А кому на роду царствовать написано, про то нам не ведомо. На то воля божья. Вон старший брат наш, царевич Алексей, наследник престола так и не дождался, помер раньше батюшки. Прости меня, господи. (Крестится). Вдруг и Петруша царем станет?

Софья: (Сквозь зубы): Ну, это мы еще посмотрим. А если братья робки, так ведь сестры есть. Чем я не княгиня Ольга?

Голиков: Много позже, после подавления стрелецкого мятежа, побывав в Новодевичьем монастыре, где под именем сестры Сусанны будет заточена Софья, Петр скажет: «Сколь умна, столь и злобна. А жаль, могла быть моей правой рукой!».

Музыка. С. Рахманинов «Рапсодия на тему  Паганини».

Сцена IV.  Учение Петра.

Голиков: (сидя за столом, пишет) Счастливому отцу было отказано в удовольствии видеть, как чудесно развивались великие силы сына. Прежде, нежели исполнилось Петру четыре года, Алексей Михайлович скончался, и осиротевшее сердце печальной царицы всю любовь и нежность обратило на детей своих Петрушу, Наталию и Феодору.

Так в 1676 году от Рождества Христова царем стал девятнадцатилетний Федор. И хоть  был он от рождения слаб здоровьем, не смотря на телесные страдания, душевные силы его были достойны знаменитого отца его.

Исполняя с величайшей точностью царские обязанности, Федор точно так же исполнял и семейственные. Горестная вдова царица Наталия Кирилловна часто была тронута до слез той нежной привязанностью, которую он оказывал к ней и к сыну ея.

Федор Алексеевич: (Входя к Наталье Кирилловне):Нижайший поклон вам, царица!

Наталья Кирилловна: Мое почтение, Ваше величество! Какими хлопотами пожаловали?

Федор Алексеевич: Заботами о крестнике нашем, царевиче Петре. Царевичу пятый год пошел, пора его к наукам определять.

Вбегает Петр, машет палкой..

Петр: Матушка, матушка, мы с войском неприятельскую крепостицу взяли!

Наталья Кирилловна (Прижимая к себе сына): Пощади, царь-батюшка! Малец еще Петруша! Ему мамки-няньки нужны, а не учителя!

Федор Алексеевич: Полно, матушка! Петруше на роду написано царствовать. А стало быть, надобно ему грамоту разуметь, для величия нашего царствия!

Наталья Кирилловна: Ну что ж, не вольна я перечить государю. Прошу лишь, прикажите отыскать человека кроткого и смиренного, божественное писание ведущаго.

Федор Алексеевич: Нашел я такого человека. Это Никита Зотов, подьячий из приказа Большой Казны.

Наталья Кирилловна: Знаю, что он доброй жизни и в божественном писании искусен.

Федор Алексеевич: Пусть патриарх благословит и ученика и учителя. Такова моя царская воля!

Голос за кадром (Голиков): Маленький Петр прошел Никитой Зотовым полагавшийся тогда курс наук – азбуку, т.е. чтение и письмо, выучил назубок часослов и псалтырь, евангелие и апостол.

Пристрастился любознательный царевич и к книжкам с «кунштами». Зотов сам показывал ему картинки, давал пояснения о событиях времен Владимира Святого, Александра Невского, Дмитрия Донского. Так в сознание юного и восприимчивого царевича входили сведения о прошлом Отечества, славных деяниях предков.

Музыка. А. Цфасман «Быстрое движение».

Голос за кадром (Голиков): Однако, уроки Зотова продолжались недолго, а вскоре прекратились совсем…Начались тревожные и волнующие события. В 1682 году скончался царь Федор Алексеевич. Наследниками были объявлены его братья: 16-летний Иван и 10-летний Петр. Однако не все согласились с идеей провозгласить царем Петра. Царевна Софья подбила на бунт стрельцов. В итоге объявили сразу двух царей – Петра и Ивана. Единственный случай в нашей истории. Правительницей при юных царях стала Софья.

Петр тем временем рос, учился, создавал «потешные» полки, которые учились брать крепостицы, палили из настоящих пушек. Он восстанавливал старый английский бот – «дедушку русского флота», заболев при этом морем. Однако, пока все это было игрой.

А Россия застыла в ожидании перемен…

Перемены наступили в 1689 году, когда Софья попыталась поднять новый мятеж. Но, оставшись без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. В 1696 году умирает Иван V, Петр становится единодержавным царем. А вскоре последовали и долгожданные перемены…

Прекрасная мысль сделать Россию похожею на просвещенные государства европейские светлела в гениальном уме Петра и ранее. Но только в 1697 году было решено снарядить большую дипломатическую миссию за границу. Возглавили ее три полномочных посла: генерал и адмирал Франц Лефорт, глава Посольского приказа Федор Головнин и думный дьяк Прокопий Возницын. Среди многочисленной свиты под именем Петра Михайлова укрылся и русский царь.

Сцена V. Великое посольство.

Петр: Ну что ж, господа, подведем итоги нашего путешествия. В столицу шведской Лифляндии нас даже не пустили. Позже мы им это припомним. Зато в Голландском городке Саардаме я поработал плотником, посмотрел заводы, верфи, мастерские.

Прокопий Возницын: Прошу прощения, государь. Но, смею заметить, что много зевак Вы собрали вокруг себя. Слухи о том, что русский царь сам машет топором и запросто ходит по улицам города, была воспринята, как диковинка.

Франц Лефорт: Зато пришлось перебраться в Амстердам, о чем Питер, я думаю, не жалеет. Ведь так, Питер?

Петр: Да, там я поработал на верфи Ост-Индской компании над сооружением корабля «Петр и Павел». А вечерами побродил по городу, научился чинить одежду, тачать башмаки, а еще… научился ловко дергать зубы! Правда, Франц?!

Франц Лефорт: Да уж, никогда не забуду доброту твою, Питер! Ну, если тебе так хорошо было в Амстердаме, почему же мы приехали сюда, на сырой, туманный Альбион? Чего ты ждешь здесь? И вообще, куда мы идем?

Петр: Не слишком много вопросов? Подожди, все узнаешь... В Амстердаме я научился топором махать, а я хочу по чертежам корабли строить. А такой премудрости только в Англии научиться можно. Вот поэтому мы и здесь. А сейчас мы прогулялись до Лондонского Монетного двора, где трудится великий ум нашего времени… Исаак Ньютон. Слыхали про такого?

Прокопий Возницын: Кто таков, за что такое звание великое?

Петр: Эх ты, темнота! Учиться тебе надобно! Про ньютоново яблоко слыхал? Ну да ладно, сейчас сам все увидишь.

Далее сцена идет на английском языке.

I N: Much respect to you. I was warned that the Russian tzar himself wants to see me. Glad to meet you, your majester.

Peter: Do not bow to my majester, it is me who bows before your wisdom. Heard about your great discovery.

I N: Many thanks for such close attention to my person. How did you like England?

Peter: It is great. I have been to Portmouth, the main foundation of the English fleet, leasned the theory of shipheilding, attendeed exercises of military ships. The life of the English admiral is merrier than the life of the Russian tzar.

I N: What do you, the monarch, think of our parliament?

Peter: It is funny to listen to subjects telling their crown the truth; there is what we should learn English men.

I N: I have heard how you, the tsar, spied on the meeting of the parliament on the roof from the acoustic room.

Peter: Yes, I did not want to bother the members of the parliament, did not want to confuse them. But now Huy can declare that they have seen the rariest thing in the world – the king on the throne, and the tzar on the roof.

Well, then. Thanks a lot for finding the time to come down to the sinful earth, and meet us, common mortals.

I N: Well, your magester. I will retell about this meeting to my grandchildren in my old age. I am proud that. I was honoured to speak to the Great Russian tzar.

Peter: Let’s think that your words will become prophecy. 

Голос за кадром (Голиков): таким ли, а может другим был этот разговор… История умалчивает.18 апреля Петр и Головин нанесли визит английскому королю Вильгельму III. Царь подарил ему алмаз огромной величины. Пребывание его в гостеприимной Англии заканчивалось. Кажется, он посмотрел и узнал все, что его здесь интересовало.

На обратном пути Петр побывал в Дрездене, где встретился с курфюрстом саксонским Августом I, в Вене, где побеседовал с «величайшим государем христианского мира» Леопольдом I.

Музыка. С. Рахманинов «Рапсодия на тему  Паганини».

Но неотложные дела, а именно новое выступление стрельцов заставили его спешно вернуться в Россию. Восстание было подавлено. А далее последовали такие перемены, о которых даже думать не могли…

Сцена VI.  В деревне.

Беседуют три крестьянки.

- Ой, бабоньки, что же это на Руси святой делается? Говорят, царь Петр, как простой работник сам топором машет, у немцев, прости господи, учится, мечтает корабль построить.

- Да не корабль, а корабли! Целую флотилию! Не зря он к нам под Воронеж пожаловал! А зачем ему это, не пойму. Сидел бы как батюшка его Тишайший в Москве, да правил народом.

- Ой, глупы вы, бабы! Ведь его батюшка, Алексей Михайлович тоже корабль строил. Вот сынок и старается по отцовым стопам идти. А старается для того, чтобы турка побить, да к морю Черному выйти.

- Да, уж ты, Авдотья, больно умна! А откуда, не пойму. Школы церковно-приходской не заканчивала, у бар в усадьбе не бывала. Ну-ка, говори, откуда тебе сие ведомо?

- И то, правда ваша, бабоньки. Отец мой с поморами долго жил, умеет ладьи строить. Вот его царь-батюшка и заприметил. К себе звал, расспрашивал, да просил пособить с кораблями-то.

- Ох! Насмешила! Где же видано, чтобы царь у paба своего что просить стал. Ведь все на Руси его. Что захочет, то и возьмет.

- Нет, бабоньки, не похож царь на прежних-то. И росту небывалого, и косая сажень в плечах, и взгляд, что у орла, насквозь пронизывает. А ежели кто много знает, да не тушуется перед ним, больно он доволен - как с барином разговаривает.

- Может то и правда, да нам то от этого не легче. Ходят слухи, что будут мужиков по деревням собирать, да в какие-то рекруты записывать. А как же нам без мужиков. Нам без мужиков никак нельзя! Дом подновить, в поле вспахать, опять же какая, никакая. А защита!

Музыка. Р.Н.П. «Винят меня в народе» в обр. А. Шалова.

Крестьянки сидят,  вздыхают.

- Ну, да ладно, расскажу вам, что от отца даве слышала. Царь решил брать от каждой деревни по 2-3 рекрута для армии, да для флоту царского. Далеко ли до войны с турком окаянным, басурманом неправоверным. А этих рекрутов обучат делу военному, вот они и разобьют ворога!

- Да нам-то что за польза от той войны? Мужиков позабирают, да поубивают, вот вся и польза! Беда одна!

- Да не нам про то судить! Царь выше сидит, дальше глядит! Все, что грядет, ведает!

- И то, правда твоя, Авдотья. Пошли-ка за околицу, скот с пасева встречать, а то прозеваем. Вот тут нам война-то и будет!

Сцена VI.  Петр и Демидов.

Голос за кадром (Голиков): Война с Османской империей была отодвинута на время. А вот война со Швецией стояла на пороге. Война за Балтийское море, война  северная, война, длившаяся двадцать один год. Уже случился «конфуз под Нарвой», когда 34-тысячная русская армия была разбита 12-тысячным отрядом Карла XII. Уже шведы решили, что участь России известна, принялись за Речь Посполитую…

Тем временем Петр развернул лихорадочную деятельность.

Петр (диктует писарю, сидящему за столом): Первое: повелеваю все старые пешие и конные части распустить, на их основе создать полки новые: солдатские, рейтарские и драгунские. Второе: Полки Преображенский и Семеновский, как самые надежные и не дрогнувшие в бою преобразовать в гвардейские. Третье: увеличить производство ружей, пушек, сабель и различного солдатского снаряжения …

Писарь: Осмелюсь заметить, Ваше Величество, чтобы ружей больше выпускать, мало одного слова, даже Вашего.

Петр (в гневе): Молчи, собака! (Успокаиваясь): Да неужто я сам не ведаю того?! Да только, что прикажешь делать, мастеров у нас толковых нет, как в Англии-то.

Писарь: Ой ли, царь-батюшка? А помнишь ли ты, как в Туле месяц назад был? Да как аглицкие сломанные пистолеты отремонтировать велел?

Петр: Как не помнить, мастер там один дюже сильный был, рубль серебряный пополам сгибал. Как бишь, его зовут? Никита Демидов?

Писарь: Никита Демидович Антуфьев – мастер-оружейник. Да он сегодня прибыл, аудиенции просил, говорит, пистолеты-то отремонтировал.

Петр: Так что ж ты молчал-то, дурья твоя башка!? Зови его скорее сюда.

Писарь уходит.

Музыка. Троцюк  «Звени, звени, златая Русь!»

Писарь возвращается с Демидовым.

Демидов (кланяясь протягивает пистолет): Изволь, царь-батюшка! Выполнил я работу, как и обещал, в срок!

Петр берет, смотрит пистолет, нахваливает: Хороша работа аглицкая! Просто загляденье! Куда нашим мастерам до них! Ладно хоть отремонтировать могут. Посмотрите, какая тонкая работа!

Демидов: Не гневись, царь-батюшка, Петр Ляксеевич. Изволь-ка взглянуть вот на эту работу. (Подает другую шкатулку). Вот те пистолеты, которые ты мне ремонтировать дал. А первые я сам по аглицким образцам сделал. Вот так.

Петр (обнимая мастера, радостно): Вот так плут, вот так чертяка! Порадовал ты мое сердце! Утешил ты мою душеньку! Ну-ка расскажи о себе, кто таков, какого роду – племени.

Демидов: Я – мастер-оружейник. Пару лет назад построил свой первый завод на реке Тулице. Сам, без казенной помощи. Думаю я, что надобно больше заводов по Россее строить, так как война много металла потребует. А прознал я, что за Уральским хребтом руды найдены. Да только места там неосвоенные, дикие.

Петр: А если я передам тебе те земли, просто так, возьму, да подарю!? Сможешь ли и там, за Уралом завод построить?

Демидов: А почему нет? Сила в руках имеется, голова пока на плечах держится. Можно рискнуть!

Петр: Ай да Никита, Демидов сын. Такого не страшно и в ад отправить, все сделает, с любым заданием справится! Эй, писарь, пиши-ка скорее указ: «Передать в вечное владение Никиты Демидова и его наследников заводы, которые он построит на земле Уральской.

Рудному приказу, созданному для организации работ по сыску руд золотых и серебряных и иных, оказывать ему всяческую помощь и не чинить препятствий. Так повелел я, самодержец Российский, Петр Алексеевич».

Демидов: Благодарю за доверие, Ваше Величество, живота не пожалею, чтобы доверие ваше оправдать.

Голос за кадром (Голиков): И Петр не прогадал. К 1720 году правительство основало на Урале четыре завода, а частный капитал – пять, из которых три были пущены Никитой Демидовым и его сыном Акинфием.

Музыка. Троцюк «Звени, звени, златая Русь!»  (Слайды 60-66).

За эти годы много воды утекло, много нового в России создано. Развивается промышленность и торговля. Построена новая столица – Санкт-Петербург. Изменился образ жизни высшего сословия.

В конце 1718 года население столицы было извещено о введении ассамблей.

Сцена VII. Ассамблея.

Петр: Повелеваю устраивать в столице ассамблеи. Слово это французское. Оно означает некоторое число людей, собравшихся вместе для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи должны являться высшие офицеры, вельможи, корабельные мастера, богатые купцы вместе с женами и дочерьми на выданье. Хозяева, к которым съезжаются гости должны предоставить помещение, легкое угощение, столики для игр, свечи.

Зала, в которой собираются дамы и господа. Гости беседуют, играют в шахматы.

Группа дeвyшек.

- Вы слыхали, что на Красной площади в комедиальной храмине намедни конфуз приключился? Незадолго до первого апреля немецкие актеры объявили в афишке своей, что в этот день будет ими представлена невиданная доселе пьеса. Собрались зрители, говорят, сам государь приехал…

-Ну, и что? Не томи!

- А, ничего! Прозвучала увертюра…

- Что?

- Ну, вступление музыкальное. Поднялся занавес… А там только белая стена, на которой написано «Первое апреля!»

- Могу себе представить, как осерчала публика! Какая неуместная шутка!

- Ничего подобного. Потому, что сам государь не сердился, а смеялся, объясняя это тем, что в Европе празднуют день оДypaченных. А выходя из театра сказал: «Вот вольность комедиантов!»

- Ох, больно добр наш государь! Всех прощает, над всем посмеивается.

- (Шепотом) Не скажи. Вспомни, в июне закончилось дело опального царевича Алексея. А каков приговор? Cмepтная казнь. Сына родного не пощадил.

- Свят, свят. Да ведь он о пользе Отечества старается. Что было бы, если бы Милославские старые порядки вернули?

- Сидеть бы нам опять в терему, да вздыхать тайком. А сейчас мы на виду, с нами мудреные беседы ведут, танцы заморские танцуют.

- Да ведь оно и понятно, посмотрите-ка, как держится государыня Екатерина. Не боится мужу перечить.

- Да что там перечить, говорят, что только она может буйный нрав государя усмирить. Не слышали историю с орденом Святой Екатерины?

- Нет… Ну-ка, расскажи!

- Давненько это приключилось, еще в 1711 году, во время Прутского похода. Говорят, Екатерина отправилась в поход вместе с мужем. Около реки Прут наша армия была окружена 200-тысячной армией турок. Для переговоров с турками отправили известного дипломата Петра Павловича Шафирова. А Екатерина отдала ему все свои драгоценности для подкупа визиря. Шафиров подписал нужный договор и турки выпустили русскую армию из окружения.

- Вот это любовь! А что потом?

- А государь в 1714 году повелел создать орден Святой Екатерины: овальный медальон в алмазной оправе. И девиз «За любовь и Отечество». И первый орден возложил на Екатерину Алексеевну.

Входит слуга.

Слуга: Пожаловали государь с государыней.

Входят Петр и Екатерина. Все кланяются.

Петр: Приветствую вас, господа! Благодарю радушных хозяев, не пожалевших свечей и угощения.

Екатерина: Полно, Петр Алексеевич, все танцев заждались, пора ассамблею открывать.

Петр: И то правда. Музыканты! Начинайте!

Музыка. И.С. Бах. Менуэт.  

Присутствующие исполняют менуэт.                    

Екатерина: Как хорошо, государь, вы это придумали, с ассамблеями.

Петр: Ну, до Парижских балов  нам еще далеко. Хотя начало уже положено.

Вбегает слуга.

Слуга: Срочная депеша, ваше величество. Из самого Ништадта!

Петр: Давай скорее, не томи! (читает). Господа, радость! Шведы подписали мир! Северная война, длившаяся 21 год, закончена! Балтийское море наше! Да здравствует победа! Да здравствует Россия!

Все: Виват Россия!

Музыка. Н. Малыгин  «Колокола Ипатьевского собора»

Литература.

  1. Балязин В.Н. Тысяча занимательных сюжетов из русской истории. М.: 1995.
  2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: 1989.
  3. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала. Екатеринбург. 2005.
  4. История России. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М.: 1996.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: 1994.
  6. Мельчакова О.А. Демидовы – творцы материальной культуры Урала. Екатеринбург.: 1999.
  7. Трехсотлетие дома Романовых. М.: 1991.
  8. Черникова Т.В. История России  XVII- XVIII в.в. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.:2000.

Приложение 2.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

28 04 2024 19:26:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

27 04 2024 2:26:25

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

26 04 2024 1:48:14

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

25 04 2024 15:39:15

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

24 04 2024 20:45:30

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

23 04 2024 19:53:57

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

22 04 2024 21:17:32

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

21 04 2024 11:21:16

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

20 04 2024 4:54:28

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

19 04 2024 10:46:36

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

18 04 2024 12:40:39

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

17 04 2024 23:54:21

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

16 04 2024 19:59:28

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

15 04 2024 0:37:57

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

14 04 2024 12:21:10

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

13 04 2024 16:17:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

12 04 2024 14:54:22

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

11 04 2024 21:24:22

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

10 04 2024 5:23:53

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

09 04 2024 15:48:41

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

08 04 2024 8:28:32

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

07 04 2024 8:13:32

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

06 04 2024 15:58:44

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

05 04 2024 11:31:36

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

04 04 2024 19:27:24

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

03 04 2024 1:47:52

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

02 04 2024 5:23:27

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

01 04 2024 12:10:40

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

31 03 2024 22:29:40

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

30 03 2024 0:53:17

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

29 03 2024 23:53:57

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

28 03 2024 9:23:39

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

27 03 2024 6:38:11

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

26 03 2024 3:28:52

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

25 03 2024 9:49:10

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

24 03 2024 17:27:54

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

23 03 2024 3:35:34

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

22 03 2024 22:54:57

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

21 03 2024 11:21:52

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

20 03 2024 13:56:14

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

19 03 2024 6:21:24

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

18 03 2024 5:56:12

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

17 03 2024 1:58:23

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

16 03 2024 0:50:15

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 03 2024 4:49:45

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

14 03 2024 16:41:35

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

13 03 2024 20:46:32

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

12 03 2024 5:51:56

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

11 03 2024 13:50:40

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

10 03 2024 19:22:50

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::