"Русская культура Серебряного века" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Русская культура Серебряного века"


    "Русская культура Серебряного века"

Источник:

Цель:  

  • показать  Серебряный  век  как  явление  русской  культуры, основанное на глубинном  единстве  всех  его творцов - поэтов, философов,  художников, композиторов.
  • Эстетическое воспитание.

Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства".

Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова.
2. "Концерт для фортепиано с  оркестром" А.Н.Скрябина

Эпиграфы:                                     

Это была эпоха пробуждения в России  самостоятельной философской  мысли,  расцвет  поэзии  и  обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий... 

Н.Бердяев

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

В.Брюсов

Ход урока.

I. Слово учителя.

(Звучит "Вокализ" Рахманинова)

Образное выражение "Серебряный  век", ставшее почти  терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX-XXвв., впервые  возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в  русской  поэзии. Имелся в виду второй после "золотого" пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия  "Серебряный   век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре.

Временные рамки  Серебряного  века  можно обозначить  лишь  условно, но  в  целом - это  период,  охватывающий  годы  с  начала 1890-х, когда в печати появляются  стихи  Вл.Соловьева  и  первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи  утверждается  мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и  до  начала  Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и  установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония  Серебряного  века  продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов (cмepть  Н.Гумилева и А.Блока).

Культура  Серебряного  века  поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти  полувековое  царствование реализма, прославленное именами Пушкина,  Гоголя,  Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова,  Крамского,  Сурикова, Перова,  Репина,  Саврасова, Чайковского,  Мусоргского,  Римского-Корсакова и других, сменилось эпохой безудержного  творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой проявляются новые эстетические направления, течения, школы. При  этом  художественные прозрения  и  открытия  интенсивно  осмысливаются  самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов  и  эстетических манифестов.

Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными  наукообразными  самоназваниями:  "символизм", "акмеизм", "адамизм", "кларизм", "футуризм", "будетляне",  "кубофутуризм", "эго-футуризм",  "кубизм",  "имажинизм",  "экспрессионизм", "лучизм",  "супернатурализм",  "супрематизм",  "лимитизм", "сциентизм" и т.д. Некоторые из них впоследствии утведились в качестве терминов, многие канули в Лету.

Все эти "измы" не были какими-то строго  определенными,  замкнутыми системами, очень часто творчество одного художника  включало в себя произведения, созданные в разных  стилях.  Целый  ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего  пути  выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей  индивидуальности и таланта, попросту "переросли" эти направления  и создали свои неповторимые художественные системы.

II. Культура Серебряного века.

- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы  слышите слова "Серебряный век"? Какие ассоциации вызывает  звучание этих слов?

Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость,  капель,  металл,  оружие,  мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство,  тайна,  шепот,  голоса,  уста, глаза, колокольчики, бубенцы.

Звуковой облик слов "Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то  возвышенном и прекрасном.

- Итак, попробуем перенестись на сто лет назад,  окунуться в атмосферу эпохи Серебряного века.

1. Историческая справка.

На смену некоторому застою  в  экономической  и  политической жизни  России  последних  десятилетий  XIX в.  пришел  период  социальных, политических потрясений.

Хроника ключевых событий эпохи:

1890-е - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894   - начало царствования Николая II.
С 1902 - массовое создание политических  партий:  социалистических, либеральных,  консервативных,  националистических.
1903   - второй съезд РСДРП.
1904-1905 - русско-японская война.
1905-1907 - первая русская революция.
1906 - создание I Государственной Думы.
1914 - начало Первой мировой войны.
1917 - Февральская революция; свержение самодержавия;  Октябрьская революция.

Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал  надвигающуюся  катастрофу,  находился  в  состоянии  растерянности,  беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.

Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление  в  культуре конца XIX-начала XXвв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в  сферу  индивидуальных переживаний.

Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система,  сложившаяся  в  начале XXв., воплотившаяся в системе  относительно  самостоятельных художественных  направлений  и  течений, хаpaктеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в прострaнcтве своих  фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.

2. Поэзия Серебряного века

Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль,  безумство, апатия... И всегда потрясение.
Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и  потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто.  Только  поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха.  Стих был ярко индивидуален...

Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспopно  одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый  стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому  подобное стремление других поэтов  воспринимается  как  посягательство  на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить  свой  поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.

Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в  литературные группировки.

Символизм.

В  1909г. И.Анненский  в  программной  для  Серебряного  века статье "О современном лиризме" наметил задачи своего  поэтического окружения:

"Современная поэзия чужда крупных замыслов,  и  в  ней  редко чувствуется задушевность  и  очарование лирики поэтов  пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение..."

Новое мировоззрение требовало  нового  приема,  таковым  стал символ - многозначное иносказание.

Символ - предмет или слово,  условно  выражающий  суть  какого-либо явления (буря - символ революции, меч - символ войны). Литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и  литературные направления, к  которым  он  принадлежит  (например, символ Прекрасной Дамы у Блока).

Символизм (греч.symbolon - знак, символ) - направление в  искусстве 1870-1910-х годов; универсальная  философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.

Символ для символистов - это не общепонятный знак. От  реалистического образа он отличается тем, что  передает  не  объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о  мире,  чаще всего смутное и неопределенное. Символ преобразует "грубую и бедную жизнь" в "сладостную легенду". (Бальмонт)

Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф.Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично.
Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века  кипела и  концентрировалась  на  "Башне"  В.Иванова  и  в  салоне Гиппиус-Мережковского: индивидуальности  развивались,  переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях,  философских  диспутах, импровизированных уроках и лекциях. Именно в процессе этих  живых взаимопересечений от символизма отошли новые течения  и  школы - акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в первую очередь словотворцем И.Северяниным.

Акмеисты (греч.acme - высшая степень чего-либо, цветущая  сила) противопоставляли себя символизму, подвергали критике  туманность и зыбкость символистского языка  и  образа.  Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко  называли бы предметы, а не  обращались  бы,  как  в  символизме,  к "таинственным  мирам".
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам,  недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты - новаторы  (Н.Гумилев,  С.Городецкий,  А.Ахматова,    О.Maндельштам, В.Нарбут, М.Кузмин) ощущали себя создателями  свежих  слов  и  не столько пророками, сколько мастерами в "рабочей  комнате  поэзии" (выражение И.Анненского). Недаром объединившаяся  вокруг  акмеистов общность назвала себя именно цехом поэтов: указание  на  земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.

Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок.

Футуристы (лат.futurum - будущее)  занимались  поиском  новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их  творчестве  были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.
Футуристы были одержимы идеей разрушения  старого  мира. Недаром одно из важнейших  футуристических  изданий  самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится  указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.

3. Живопись.

Настроения Серебряного века русской культуры нашли  глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки  музыки композиторов этой эпохи. (Звучит "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина).

Бесспopно, одним  из лидеров в русском искусстве  конца  XIX - начала XXвв. был Валентин Александрович Серов (1856 - 1911) - выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и  пейзажист, театральный художник и иллюстратор. Именно  ему  суждено было пpaктически осуществить переход от принципов искусства  критического реализма конца XIXв. к иным творческим  принципам,  что легли в основу искусства XXв.  Программной  работой  Серова  стала картина "Дeвoчка с персиками" 1887 г. - портрет  Веруши  Мамонтовой, написанный в Абрамцеве. В картине явно присутствуют  элементы имрессионизма.

Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX - начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный  мир  в  его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления, импрессионисты-живописцы  разработали систему пленэра (воздух, дыхание ветра, солнечный свет); они писали  раздельными мазками "чистого цвета" (то есть не применяли  смешанных красок), точно воссоздавали оттенки цвета и цветные тени.)

Дeвoчка в розовой кофточке с черным бантом сидит  за  столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно  льется  хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени,  отбрасываемые предметами,  прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом. Световые блики  придают  лицу нежность и одухотворенность.
Картина "Дeвoчка с персиками" стала проявлением взволнованного, поэтического отношения к миру самого художника.

Серов работал во многих жанрах, но ведущим в  его  творчестве стал портрет. Серов - один из крупнейших мастеров психологического портрета конца XIX- начала XXвв., его кисти принадлежат больше 200 портретов. В основе каждого - глубокий замысел, для каждого он искал свое, особое колористическое решение, более того - даже  особую технику исполнения. Он охотно прибегал к заострению образа, к выявлению ведущей черты хаpaктера. Примером тому  -  портрет  его друга, художника Константина Коровина. Серов показал его как  человека открытого, влюбленного в жизнь, чуточку богемного.

Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был первым художником в России, который последовательно развивал живописные принципы импрессионизма. То открытие чувственной красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни, неисчерпаемой пластической  выразительности окружающей нас пейзажной и предметной  сферы, которое совершил Коровин, буквально промыло глаза живописцам России, обогатило и просветило их палитру.

Он записывал в своем дневнике:

"Нужны картины, которые близки сердцу, на которые  отзывается душа... нужен свет - больше отрадного, светлого..."

И он писал женщин, излучавших обаяние юности, приморские  кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты,  серебристое  свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. Пейзажи, натюрморты и интерьеры у Коровина 10-х годов - истинные шедевры. Эти  три жанра как бы сливаются,  составляя  некий  новый  видовой  сплав. Взять, к примеру, натюрморт "Розы и фиалки" (1912 г.).  Натюрморт плавно переходит в морской пейзаж за окном террасы, где на  столе стоит букет роз, - зрелище становится единым и слитным.

Михаил Александрович Врубель (1856-1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников  рубежа  веков.  Талант  Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в  станковой, и в скульптуре, и в книжной  графике,  и  в  создании  театральных композиций - везде Врубель был гениален.

Врубель - великий революционер русской живописи. Он  утвердил в ней символизм в 80-х годах еще до того, как это мощное  направление мировой культуры нашло свое выражение в русской  поэзии. Не случайно поэты-символисты - Блок, Брюсов, Белый - почитали Врубеля своим предтечей. В его творчестве символизм обрел  собственный язык, свой мир образов, свой стиль.
Одно из самых чарующих произведений Врубеля - картина "Царевна-Лебедь" (1900), созданная под впечатлением  удивительного  исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны-Лебедь в  опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане",  которую  композитор написал специально для нее (Н.И.Забела - жена и муза художника Врубеля.) В картине "Царевна-Лебедь" (1900) сказочно-символический образ возникает из стихии моря, из  плеснувшейся  волны  и вот-вот уплывет во тьму. Оглянувшись, она в последний  раз  смотрит на нас. Грусть и любовь в ее  глазах,  больших  и  печальных. Чем-то тревожным веет от ее сазочно-прекрасного образа. 

Есть образ, к которому Врубель возвращался на протяжении всей своей жизни, - это Демон, символизирующий для него вечно мятущийся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону.  Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот образ,  созданный  художником, стал классическим для всех искусств. Так, Шаляпин  признавался: "От Врубеля мой Демон". Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом его тайна и  залог  долговечности.

"Мир искусства" - так назывался журнал, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904гг. Но это не только журнал, это новое  художественное течение, объединение художников, просуществовавшее вплоть до 1924г. с перерывом с 1904 по 1910гг. Ядро объединения составили художники А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, Н.Рерих, И.Билибин. Примыкали к "Миру  искусства"  и  участвовали в его выставках Серов, Левитан,  Врубель,  Коровин.  Как писала М.К.Тенишева,

"задачей "Мира искусства" было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников,  заговорить  о  них  в журнале и обратить внимание на них посредством выставки,  которая бы воочию показала публике, что в России есть  свежие  и  молодые силы кроме передвижников..."

В художественном творчестве мирискусников есть  нечто  общее. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность  в динамике времени, в масштабе всего мира. Это породило жанр  исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в  России - XIX век, во Франции - XVIII. Этим эпохам посвящены,  например, картины "Прогулка" А.Бенуа, "Императрица Елизавета  Петровна в Царском Селе" Е.Лансере. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм. И в то же время  в  них явственно ощущается ирония по отношению к своим героям.  Особенно заметна она в картине Сомова "Арлекин и дама".

В названии объединения "Мир искусства" проявилась  его  главная черта - стремление к синтезу искусства. С именами мирискусников связан расцвет книжной иллюстрации - синтез литературы и графики. Теперь даже невозможно себе представить сказки Пушкина  без иллюстраций Билибина, "Медного всадника" без иллюстраций Бенуа, а "Хаджи-Мурата" без иллюстраций Лансере.
(Просмотр фрагмента видеофильма "Мир искусства" - 10 минут)

III. Заключительное слово учителя.

Важнейшее свойство эпохи Серебряного века - лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XXв. принципиально  изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIXв.  изобразительное искусство служило аналогией  прозы:  жанровые  полотна  и психологические портреты передвижников были  отражением  реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники  новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и  окружили  метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись,  подобно поэзии, проникалась лирическим, религиозным  и  философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке:  после  тяготевших  к исторической достоверности  и  социальной  содержательности  опер  М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила  эпоха  А.Скрябина  и С.Рахманинова.
Первые 15 лет XX в. - время, когда наиболее  верным  и  полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии  и  музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого  духа.  Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они,  представители  разных  поэтических  направлений,  ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.

Литература к уроку:

  1. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии., ч.I., М., 1999.
  2. История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова), М., 1979.
  3. Н.Дмитриева. Михаил Врубель., М., 1988.
  4. Газ. “Литература” (ПС), № 21-96.
  5. Газета “Искусство” (ПС), № 35-97.


Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс


    Урок изучения нового материала по истории России XIX века по теме: "Внутренняя политика Николая I". 8-й класс

      Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся. ...

25 09 2022 12:16:18

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

24 09 2022 22:24:53

Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"


    Интегрированный урок-игра по истории. Тема: "Мифы Древней Греции"

      В игре участвуют четыре комaнды, на которые класс делится заранее. Театрализация мифов Древней Греции создаёт атмосферу реальности происходящего. В качестве ведущих – учителя истории и литературы. Все сценки и конкурсы проводят учащиеся 8–го класса, которые готовятся заранее. В ходе урока учащимся предстоит не только вспомнить мифы Древней Греции и их героев, но и проявить смекалку, показать умение работать в комaнде, проявить творческие способности. ...

23 09 2022 18:43:41

Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс


    Обобщение по теме "Россия в ХХ веке". 9-й класс

      Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...

22 09 2022 21:50:26

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"


    Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

      Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

21 09 2022 16:52:24

Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"


    Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"

      Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...

20 09 2022 14:36:39

Мифы Древней Греции


    Мифы Древней Греции

      Урок «Мифы Древней Греции» является заключительным уроком темы «Боги Олимпа». Он тесно связан с предыдущими уроками, на которых учащиеся постепенно знакомятся с греческими богами и героями, и работает на последующие, так как позволит учащимся различать греческих и римских богов....

19 09 2022 3:15:49

Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"


    Интегрированный урок (литература + история) "Историческая основа повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»"

      Интегрированный урок-лекция литературы и истории открывает серию уроков по изучению повести Пушкина. Урок проведён в 9-м классе слабослышащих II отделения, обучающихся по программе 8-го класса общеобразовательной школы (учебник "Литература" под ред. Г.И. Беленького. – М.: Просвещение, 1993). Разработан с целью знакомства учащихся с исторической правдой и художественным вымыслом Пушкина в работе над темой пугачёвского восстания. ...

18 09 2022 20:41:42

Авторская историко-краеведческая программа "Начало"


    Авторская историко-краеведческая программа "Начало"

      Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....

17 09 2022 4:12:23

Разработка урока по истории России "Политическая раздробленность русских земель в XII—XIII веках" в 10-м классе


    Разработка урока по истории России "Политическая раздробленность русских земель в XII—XIII веках" в 10-м классе

      Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие. Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....

16 09 2022 1:44:41

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие


    "Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

      Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

15 09 2022 22:38:10

Игра "Страницы истории"


    Игра "Страницы истории"

      Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....

14 09 2022 18:31:49

Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....

13 09 2022 20:31:33

Новая экономическая политика


    Новая экономическая политика

      Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....

12 09 2022 7:14:57

Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"


    Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"

      Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...

11 09 2022 12:16:44

Изучение закона о защите прав потребителей


    Изучение закона о защите прав потребителей

      Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....

10 09 2022 8:36:27

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы


    Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы

      Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....

09 09 2022 5:48:45

Наши предки древние славяне


    Наши предки древние славяне

      Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....

08 09 2022 16:59:58

Урок обществознания по теме "Роль партии в избирательном процессе". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Роль партии в избирательном процессе". 10-й класс

      В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....

07 09 2022 3:54:19

Разработка урока истории. 6-й класс. "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"


    Разработка урока истории. 6-й класс. "Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады"

      Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения. ...

06 09 2022 21:16:53

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"


    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Человек среди других людей"

      Урок помогает учащимся разобраться в таких вопросах, как почему люди объединяются в группы и можно ли входить в разные группы одновременно. Дети выясняют, что с момента рождения человек является члeном той или иной группы и всегда окружен другими людьми, где бы он ни находился. Интегрированный урок развивает коммуникативные навыки учащихся, учит с уважением относиться к мнению другого человека и формирует готовность строить взаимоотношения с окружающим миром на основе сотрудничества....

05 09 2022 16:36:25

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

04 09 2022 12:14:55

Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения


    Анализ восприятия понятия "свобода" учащимися средней ступени обучения

      Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...

03 09 2022 6:11:55

Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"


    Урок обществознания по теме "Политика и субъекты политической жизни"

      Цель данного урока – показать нравственную природу власти, отметить важность участия каждого субъекта в политической жизни страны. Материал этого учебного занятия дает возможность формировать нравственные убеждения, что, на наш взгляд, очень важно в работе с обучающимися. Психологическими особенностями контингента обусловлен и выбор технологии встречных усилий учителя и ученика. ...

02 09 2022 8:55:41

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

01 09 2022 15:21:26

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

31 08 2022 0:56:27

Учитель истории в сельской школе


    Учитель истории в сельской школе

      Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...

30 08 2022 15:13:56

Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"


    Программа факультативного курса для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида "Я — гражданин России"

      Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....

29 08 2022 0:54:40

Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"


    Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"

      Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др. ...

28 08 2022 1:17:53

Урок по теме: "Жизнь и быт египтян"


    Урок по теме: "Жизнь и быт египтян"

      Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...

27 08 2022 8:27:32

"Добро и зло"


    "Добро и зло"

      Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...

26 08 2022 15:51:10

Религия Древнего Египта


    Религия Древнего Египта

      Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....

25 08 2022 15:41:31

Использование учебной дискуссии при проведении занятий по истории


    Использование учебной дискуссии при проведении занятий по истории

      Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

24 08 2022 17:25:13

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

23 08 2022 17:26:36

Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе


    Искусство Древнего Египта. Урок истории в 5-м классе

      Представлен урок изучения нового материала в 5-м классе по теме "Древний Египет"....

22 08 2022 3:23:57

Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд пpaктика. Проект "Память поколений"


    Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд пpaктика. Проект "Память поколений"

      В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....

21 08 2022 15:27:21

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

20 08 2022 23:14:41

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"


    Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

      Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

19 08 2022 19:13:36

Урок-игра "Государственные символы России"


    Урок-игра "Государственные символы России"

      Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....

18 08 2022 3:20:27

Природа и люди Древней Индии


    Природа и люди Древней Индии

      На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии. ...

17 08 2022 2:37:21

Урок мужества "Поле ратной славы"


    Урок мужества "Поле ратной славы"

      Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...

16 08 2022 2:11:55

Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Российское общество XVII века"

      Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...

15 08 2022 19:31:41

Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"


    Тема урока в 8-м классе: "Петр I и его реформы"

      Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...

14 08 2022 11:45:23

"О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс


    "О, Русь моя!" Урок-турнир итогового обобщения по истории России, 6-й класс

      Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....

13 08 2022 17:23:24

Нужен ли правозащитник в школе?


    Нужен ли правозащитник в школе?

      В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....

12 08 2022 6:22:20

Могучая внешнеполитическая поступь империи


    Могучая внешнеполитическая поступь империи

      Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...

11 08 2022 5:44:37

Урок с применением ИКТ "Начало гуситского движения"


    Урок с применением ИКТ "Начало гуситского движения"

      Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....

10 08 2022 11:17:26

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"


    Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

      Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

09 08 2022 22:25:21

Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"


    Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"

      Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...

08 08 2022 15:21:34

Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов


    Исторические корни движения декабристов. Тайные общества декабристов

      Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....

07 08 2022 13:41:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.