"Русская культура Серебряного века"
Источник:
|
Цель:
- показать Серебряный век как явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов - поэтов, философов,
художников, композиторов.
- Эстетическое воспитание.
Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства".
Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова.
2. "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина
Эпиграфы:
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...
Н.Бердяев
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В.Брюсов
Ход урока.
I. Слово учителя.
(Звучит "Вокализ" Рахманинова)
Образное выражение "Серебряный век", ставшее почти терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX-XXвв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Имелся в виду второй после "золотого" пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия "Серебряный век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре.
Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом - это период, охватывающий годы с начала 1890-х, когда в печати появляются стихи Вл.Соловьева и первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов (cмepть Н.Гумилева и А.Блока).
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и других, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой проявляются новые эстетические направления, течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысливаются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов.
Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: "символизм", "акмеизм", "адамизм", "кларизм", "футуризм", "будетляне", "кубофутуризм", "эго-футуризм", "кубизм", "имажинизм", "экспрессионизм", "лучизм", "супернатурализм", "супрематизм", "лимитизм", "сциентизм" и т.д. Некоторые из них впоследствии утведились в качестве терминов, многие канули в Лету.
Все эти "измы" не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами, очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту "переросли" эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.
II. Культура Серебряного века.
- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите слова "Серебряный век"? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза, колокольчики, бубенцы.
Звуковой облик слов "Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
- Итак, попробуем перенестись на сто лет назад, окунуться в атмосферу эпохи Серебряного века.
1. Историческая справка.
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. пришел период социальных, политических потрясений.
Хроника ключевых событий эпохи:
1890-е - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894 - начало царствования Николая II.
С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.
1903 - второй съезд РСДРП.
1904-1905 - русско-японская война.
1905-1907 - первая русская революция.
1906 - создание I Государственной Думы.
1914 - начало Первой мировой войны.
1917 - Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление в культуре конца XIX-начала XXвв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XXв., воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, хаpaктеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в прострaнcтве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
2. Поэзия Серебряного века
Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... И всегда потрясение.
Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален...
Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспopно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки.
Символизм.
В 1909г. И.Анненский в программной для Серебряного века статье "О современном лиризме" наметил задачи своего поэтического окружения:
"Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение..."
Новое мировоззрение требовало нового приема, таковым стал символ - многозначное иносказание.
Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления (буря - символ революции, меч - символ войны). Литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературные направления, к которым он принадлежит (например, символ Прекрасной Дамы у Блока).
Символизм (греч.symbolon - знак, символ) - направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.
Символ для символистов - это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Символ преобразует "грубую и бедную жизнь" в "сладостную легенду". (Бальмонт)
Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф.Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично.
Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века кипела и концентрировалась на "Башне" В.Иванова и в салоне Гиппиус-Мережковского: индивидуальности развивались, переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях, философских диспутах, импровизированных уроках и лекциях. Именно в процессе этих живых взаимопересечений от символизма отошли новые течения и школы - акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в первую очередь словотворцем И.Северяниным.
Акмеисты (греч.acme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам".
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты - новаторы (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Maндельштам, В.Нарбут, М.Кузмин) ощущали себя создателями свежих слов и не столько пророками, сколько мастерами в "рабочей комнате поэзии" (выражение И.Анненского). Недаром объединившаяся вокруг акмеистов общность назвала себя именно цехом поэтов: указание на земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.
Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок.
Футуристы (лат.futurum - будущее) занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
3. Живопись.
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи. (Звучит "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина).
Бесспopно, одним из лидеров в русском искусстве конца XIX - начала XXвв. был Валентин Александрович Серов (1856 - 1911) - выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и пейзажист, театральный художник и иллюстратор. Именно ему суждено было пpaктически осуществить переход от принципов искусства критического реализма конца XIXв. к иным творческим принципам, что легли в основу искусства XXв. Программной работой Серова стала картина "Дeвoчка с персиками" 1887 г. - портрет Веруши Мамонтовой, написанный в Абрамцеве. В картине явно присутствуют элементы имрессионизма.
Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX - начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра (воздух, дыхание ветра, солнечный свет); они писали раздельными мазками "чистого цвета" (то есть не применяли смешанных красок), точно воссоздавали оттенки цвета и цветные тени.)
Дeвoчка в розовой кофточке с черным бантом сидит за столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно льется хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени, отбрасываемые предметами, прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом. Световые блики придают лицу нежность и одухотворенность.
Картина "Дeвoчка с персиками" стала проявлением взволнованного, поэтического отношения к миру самого художника.
Серов работал во многих жанрах, но ведущим в его творчестве стал портрет. Серов - один из крупнейших мастеров психологического портрета конца XIX- начала XXвв., его кисти принадлежат больше 200 портретов. В основе каждого - глубокий замысел, для каждого он искал свое, особое колористическое решение, более того - даже особую технику исполнения. Он охотно прибегал к заострению образа, к выявлению ведущей черты хаpaктера. Примером тому - портрет его друга, художника Константина Коровина. Серов показал его как человека открытого, влюбленного в жизнь, чуточку богемного.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был первым художником в России, который последовательно развивал живописные принципы импрессионизма. То открытие чувственной красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни, неисчерпаемой пластической выразительности окружающей нас пейзажной и предметной сферы, которое совершил Коровин, буквально промыло глаза живописцам России, обогатило и просветило их палитру.
Он записывал в своем дневнике:
"Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа... нужен свет - больше отрадного, светлого..."
И он писал женщин, излучавших обаяние юности, приморские кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты, серебристое свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. Пейзажи, натюрморты и интерьеры у Коровина 10-х годов - истинные шедевры. Эти три жанра как бы сливаются, составляя некий новый видовой сплав. Взять, к примеру, натюрморт "Розы и фиалки" (1912 г.). Натюрморт плавно переходит в морской пейзаж за окном террасы, где на столе стоит букет роз, - зрелище становится единым и слитным.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников рубежа веков. Талант Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в станковой, и в скульптуре, и в книжной графике, и в создании театральных композиций - везде Врубель был гениален.
Врубель - великий революционер русской живописи. Он утвердил в ней символизм в 80-х годах еще до того, как это мощное направление мировой культуры нашло свое выражение в русской поэзии. Не случайно поэты-символисты - Блок, Брюсов, Белый - почитали Врубеля своим предтечей. В его творчестве символизм обрел собственный язык, свой мир образов, свой стиль.
Одно из самых чарующих произведений Врубеля - картина "Царевна-Лебедь" (1900), созданная под впечатлением удивительного исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", которую композитор написал специально для нее (Н.И.Забела - жена и муза художника Врубеля.) В картине "Царевна-Лебедь" (1900) сказочно-символический образ возникает из стихии моря, из плеснувшейся волны и вот-вот уплывет во тьму. Оглянувшись, она в последний раз смотрит на нас. Грусть и любовь в ее глазах, больших и печальных. Чем-то тревожным веет от ее сазочно-прекрасного образа.
Есть образ, к которому Врубель возвращался на протяжении всей своей жизни, - это Демон, символизирующий для него вечно мятущийся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону. Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот образ, созданный художником, стал классическим для всех искусств. Так, Шаляпин признавался: "От Врубеля мой Демон". Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом его тайна и залог долговечности.
"Мир искусства" - так назывался журнал, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904гг. Но это не только журнал, это новое художественное течение, объединение художников, просуществовавшее вплоть до 1924г. с перерывом с 1904 по 1910гг. Ядро объединения составили художники А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, Н.Рерих, И.Билибин. Примыкали к "Миру искусства" и участвовали в его выставках Серов, Левитан, Врубель, Коровин. Как писала М.К.Тенишева,
"задачей "Мира искусства" было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников, заговорить о них в журнале и обратить внимание на них посредством выставки, которая бы воочию показала публике, что в России есть свежие и молодые силы кроме передвижников..."
В художественном творчестве мирискусников есть нечто общее. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность в динамике времени, в масштабе всего мира. Это породило жанр исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в России - XIX век, во Франции - XVIII. Этим эпохам посвящены, например, картины "Прогулка" А.Бенуа, "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" Е.Лансере. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм. И в то же время в них явственно ощущается ирония по отношению к своим героям. Особенно заметна она в картине Сомова "Арлекин и дама".
В названии объединения "Мир искусства" проявилась его главная черта - стремление к синтезу искусства. С именами мирискусников связан расцвет книжной иллюстрации - синтез литературы и графики. Теперь даже невозможно себе представить сказки Пушкина без иллюстраций Билибина, "Медного всадника" без иллюстраций Бенуа, а "Хаджи-Мурата" без иллюстраций Лансере.
(Просмотр фрагмента видеофильма "Мир искусства" - 10 минут)
III. Заключительное слово учителя.
Важнейшее свойство эпохи Серебряного века - лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XXв. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIXв. изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, проникалась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
Первые 15 лет XX в. - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
Литература к уроку:
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии., ч.I., М., 1999.
- История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова), М., 1979.
- Н.Дмитриева. Михаил Врубель., М., 1988.
- Газ. “Литература” (ПС), № 21-96.
- Газета “Искусство” (ПС), № 35-97.
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
10 12 2023 11:46:22
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
09 12 2023 1:29:12
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
...
08 12 2023 4:19:53
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
07 12 2023 16:27:25
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
06 12 2023 1:19:47
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
05 12 2023 22:11:45
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
04 12 2023 9:29:14
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
03 12 2023 1:21:56
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
02 12 2023 18:49:59
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы.
...
01 12 2023 17:23:10
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
30 11 2023 15:40:46
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
29 11 2023 12:49:33
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
28 11 2023 2:19:32
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
27 11 2023 21:27:18
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
26 11 2023 22:10:25
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
25 11 2023 22:19:32
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
24 11 2023 5:58:37
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
23 11 2023 12:36:57
Внутрипредметная интеграция позволяет связывать между собой разные темы внутри курса истории. На уроке учащиеся обучались систематизировать материал, устанавливать связи и зависимости, воссоздавать образы эпох, людей и событий, имеющих место в истории древнего мира и истории древнего Казахстана....
22 11 2023 5:41:50
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
21 11 2023 11:17:45
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
20 11 2023 22:39:20
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
19 11 2023 15:58:50
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
18 11 2023 0:40:56
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
17 11 2023 1:20:16
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
16 11 2023 16:37:40
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
15 11 2023 11:47:14
В основу изучения нового материала положен метод проблемного изложения. Учащиеся должны были дать аргументированные четкие ответы на проблемное задание, в течение урока поработать с историческими документами. Тесты, предложенные в конце урока, дают возможность быстро и непринужденно закрепить материал урока.
...
14 11 2023 19:16:47
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
13 11 2023 18:15:13
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
12 11 2023 18:31:42
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
11 11 2023 8:10:36
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
10 11 2023 21:42:26
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
09 11 2023 3:10:53
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
08 11 2023 0:53:31
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
07 11 2023 20:46:59
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
06 11 2023 4:51:53
Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....
05 11 2023 14:21:11
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей.
...
04 11 2023 20:21:41
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь".
Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
03 11 2023 14:28:48
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
02 11 2023 15:33:24
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
01 11 2023 21:31:33
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
31 10 2023 5:29:47
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
30 10 2023 1:57:56
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
29 10 2023 6:32:47
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
28 10 2023 21:50:48

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
27 10 2023 16:13:41
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
26 10 2023 2:40:58

Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
25 10 2023 4:28:24
Главная идея занятия – приобщение учащихся к культуре родной страны, расширение представлений о круге исторических источников посредством анализа произведений культуры, определения круга проблем, отраженных в них....
24 10 2023 3:53:20
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
23 10 2023 3:39:52
Цель: знакомство с отраслями права, формирование мыслящих, обладающих высокими нравственными качествами личностей, формирующих гражданскую и патриотическую направленность.
...
22 10 2023 1:12:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::