"Русская культура Серебряного века"
Источник:
|
Цель:
- показать Серебряный век как явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов - поэтов, философов,
художников, композиторов.
- Эстетическое воспитание.
Зрительный ряд: репродукции полотен В.Серова, М.Врубеля, В.Борисова-Мусатова, К.Коровина, К.Сомова, А.Бенуа и других художников. Фрагменты видеофильма "Мир искусства".
Музыкальный ряд: 1. "Вокализ" С.В.Рахманинова.
2. "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина
Эпиграфы:
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий...
Н.Бердяев
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
В.Брюсов
Ход урока.
I. Слово учителя.
(Звучит "Вокализ" Рахманинова)
Образное выражение "Серебряный век", ставшее почти терминoлогическим определением эпохи рубежа XIX-XXвв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Имелся в виду второй после "золотого" пушкинского века подъем лирического искусства. Но сегодня объем понятия "Серебряный век" значительно шире. Речь идет уже не только о поэзии и вообще литературе, но и о философии, живописи, музыке, театре.
Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом - это период, охватывающий годы с начала 1890-х, когда в печати появляются стихи Вл.Соловьева и первые поэтические опыты В.Я.Брюсова, а в живописи утверждается мистический реализм В.М.Васнецова и М.В.Врубеля, и до начала Первой мировой войны, приведшей к краху Российской империи и установлению диктатуры большевиков в 1917г., хотя агония Серебряного века продолжалась еще вплоть до начала 1920-х годов (cмepть Н.Гумилева и А.Блока).
Культура Серебряного века поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Гоголя, Гончарова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова, Крамского, Сурикова, Перова, Репина, Саврасова, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и других, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой проявляются новые эстетические направления, течения, школы. При этом художественные прозрения и открытия интенсивно осмысливаются самими творцами и оформляются в виде теоретических трудов и эстетических манифестов.
Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными наукообразными самоназваниями: "символизм", "акмеизм", "адамизм", "кларизм", "футуризм", "будетляне", "кубофутуризм", "эго-футуризм", "кубизм", "имажинизм", "экспрессионизм", "лучизм", "супернатурализм", "супрематизм", "лимитизм", "сциентизм" и т.д. Некоторые из них впоследствии утведились в качестве терминов, многие канули в Лету.
Все эти "измы" не были какими-то строго определенными, замкнутыми системами, очень часто творчество одного художника включало в себя произведения, созданные в разных стилях. Целый ряд поэтов, писателей, живописцев, в начале своего пути выступивших под знаменем того или иного направления, позже, в силу своей индивидуальности и таланта, попросту "переросли" эти направления и создали свои неповторимые художественные системы.
II. Культура Серебряного века.
- Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите слова "Серебряный век"? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
Серебряный век - блеск, яркость, звон, утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса, уста, глаза, колокольчики, бубенцы.
Звуковой облик слов "Серебряный век" создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
- Итак, попробуем перенестись на сто лет назад, окунуться в атмосферу эпохи Серебряного века.
1. Историческая справка.
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. пришел период социальных, политических потрясений.
Хроника ключевых событий эпохи:
1890-е - начало эпохи экономического роста, реформы Витте.
1894 - начало царствования Николая II.
С 1902 - массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических.
1903 - второй съезд РСДРП.
1904-1905 - русско-японская война.
1905-1907 - первая русская революция.
1906 - создание I Государственной Думы.
1914 - начало Первой мировой войны.
1917 - Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.
Человек этой тревожной, противоречивой, кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство, мотивы которого стали достоянием ряда художественных течений модернизма.
Декаденство (лат. decadentia - упадок) - явление в культуре конца XIX-начала XXвв., отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.
Модернизм (фр. moderne - новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале XXв., воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, хаpaктеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в прострaнcтве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
2. Поэзия Серебряного века
Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия... И всегда потрясение.
Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, обретения и потери... А что ждало человека впереди? Этого не знал никто. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален...
Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспopно одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Чтобы отразить нападки противников, поэты объединялись в литературные группировки.
Символизм.
В 1909г. И.Анненский в программной для Серебряного века статье "О современном лиризме" наметил задачи своего поэтического окружения:
"Современная поэзия чужда крупных замыслов, и в ней редко чувствуется задушевность и очарование лирики поэтов пушкинской школы. Но зато она более точно и разнообразно, чем наша классическая, умеет передавать настроение..."
Новое мировоззрение требовало нового приема, таковым стал символ - многозначное иносказание.
Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления (буря - символ революции, меч - символ войны). Литература богата индивидуальными символами, созданными поэтами. Смысл их раскрывается, если вникнуть в поэтический мир автора и литературные направления, к которым он принадлежит (например, символ Прекрасной Дамы у Блока).
Символизм (греч.symbolon - знак, символ) - направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени.
Символ для символистов - это не общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передает не объективную суть явления, а индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределенное. Символ преобразует "грубую и бедную жизнь" в "сладостную легенду". (Бальмонт)
Русский символизм возник как цельное направление, но преломился в ярких, независимых, непохожих индивидуальностях. Если колорит поэзии Ф.Сологуба мрачен и трагичен, то мировосприятие раннего Бальмонта, напротив, пронизано солнцем, оптимистично.
Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века кипела и концентрировалась на "Башне" В.Иванова и в салоне Гиппиус-Мережковского: индивидуальности развивались, переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях, философских диспутах, импровизированных уроках и лекциях. Именно в процессе этих живых взаимопересечений от символизма отошли новые течения и школы - акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в первую очередь словотворцем И.Северяниным.
Акмеисты (греч.acme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) противопоставляли себя символизму, подвергали критике туманность и зыбкость символистского языка и образа. Проповедовали ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращались бы, как в символизме, к "таинственным мирам".
На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам, недосказанности и недовыраженности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, резкие, вещные знаки мира. Поэты - новаторы (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Maндельштам, В.Нарбут, М.Кузмин) ощущали себя создателями свежих слов и не столько пророками, сколько мастерами в "рабочей комнате поэзии" (выражение И.Анненского). Недаром объединившаяся вокруг акмеистов общность назвала себя именно цехом поэтов: указание на земную подоплеку творчества, на возможность коллективного вдохновенного усилия в поэтическом искусстве.
Одновременно возникло другое модернистское течение - футуризм, распадавшийся на несколько группировок.
Футуристы (лат.futurum - будущее) занимались поиском новых языковых форм, отрицали культуру прошлого. В их творчестве были заметны черты социального протеста, отхода от буржуазной культуры.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу - в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.
3. Живопись.
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое, проникновенное отражение в творчестве музыкантов и художников.
Всмотритесь в полотна живописцев, вслушайтесь в звуки музыки композиторов этой эпохи. (Звучит "Концерт для фортепиано с оркестром" А.Н.Скрябина).
Бесспopно, одним из лидеров в русском искусстве конца XIX - начала XXвв. был Валентин Александрович Серов (1856 - 1911) - выдающийся живописец и рисовальщик, превосходный портретист и пейзажист, театральный художник и иллюстратор. Именно ему суждено было пpaктически осуществить переход от принципов искусства критического реализма конца XIXв. к иным творческим принципам, что легли в основу искусства XXв. Программной работой Серова стала картина "Дeвoчка с персиками" 1887 г. - портрет Веруши Мамонтовой, написанный в Абрамцеве. В картине явно присутствуют элементы имрессионизма.
Импрессионизм (франц. impression - впечатление) - направление в искусстве (музыка, живопись, литература) последней трети XIX - начала XXвв. Стремясь непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать непосредственно как бы мимолетные впечатления, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра (воздух, дыхание ветра, солнечный свет); они писали раздельными мазками "чистого цвета" (то есть не применяли смешанных красок), точно воссоздавали оттенки цвета и цветные тени.)
Дeвoчка в розовой кофточке с черным бантом сидит за столом, на котором желтеют бархатные персики. В окно льется хрустальный свет. Кленовые листья на столе как бы связывают пейзаж за окном с интерьером комнаты. Тени, отбрасываемые предметами, прозрачны, и фигура кажется окруженной воздухом. Световые блики придают лицу нежность и одухотворенность.
Картина "Дeвoчка с персиками" стала проявлением взволнованного, поэтического отношения к миру самого художника.
Серов работал во многих жанрах, но ведущим в его творчестве стал портрет. Серов - один из крупнейших мастеров психологического портрета конца XIX- начала XXвв., его кисти принадлежат больше 200 портретов. В основе каждого - глубокий замысел, для каждого он искал свое, особое колористическое решение, более того - даже особую технику исполнения. Он охотно прибегал к заострению образа, к выявлению ведущей черты хаpaктера. Примером тому - портрет его друга, художника Константина Коровина. Серов показал его как человека открытого, влюбленного в жизнь, чуточку богемного.
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) был первым художником в России, который последовательно развивал живописные принципы импрессионизма. То открытие чувственной красоты мира, неповторимости каждого мгновения жизни, неисчерпаемой пластической выразительности окружающей нас пейзажной и предметной сферы, которое совершил Коровин, буквально промыло глаза живописцам России, обогатило и просветило их палитру.
Он записывал в своем дневнике:
"Нужны картины, которые близки сердцу, на которые отзывается душа... нужен свет - больше отрадного, светлого..."
И он писал женщин, излучавших обаяние юности, приморские кафе на ялтинской набережной, розы и фрукты, серебристое свечение русской зимы, ночные огни парижских бульваров. Пейзажи, натюрморты и интерьеры у Коровина 10-х годов - истинные шедевры. Эти три жанра как бы сливаются, составляя некий новый видовой сплав. Взять, к примеру, натюрморт "Розы и фиалки" (1912 г.). Натюрморт плавно переходит в морской пейзаж за окном террасы, где на столе стоит букет роз, - зрелище становится единым и слитным.
Михаил Александрович Врубель (1856-1910), несомненно, один из самых крупных и ярких художников рубежа веков. Талант Врубеля необычайно многогранен: и в монументальной живописи, и в станковой, и в скульптуре, и в книжной графике, и в создании театральных композиций - везде Врубель был гениален.
Врубель - великий революционер русской живописи. Он утвердил в ней символизм в 80-х годах еще до того, как это мощное направление мировой культуры нашло свое выражение в русской поэзии. Не случайно поэты-символисты - Блок, Брюсов, Белый - почитали Врубеля своим предтечей. В его творчестве символизм обрел собственный язык, свой мир образов, свой стиль.
Одно из самых чарующих произведений Врубеля - картина "Царевна-Лебедь" (1900), созданная под впечатлением удивительного исполнения Надеждой Ивановной Забелой партии Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", которую композитор написал специально для нее (Н.И.Забела - жена и муза художника Врубеля.) В картине "Царевна-Лебедь" (1900) сказочно-символический образ возникает из стихии моря, из плеснувшейся волны и вот-вот уплывет во тьму. Оглянувшись, она в последний раз смотрит на нас. Грусть и любовь в ее глазах, больших и печальных. Чем-то тревожным веет от ее сазочно-прекрасного образа.
Есть образ, к которому Врубель возвращался на протяжении всей своей жизни, - это Демон, символизирующий для него вечно мятущийся человеческий дух. Он созвучен лермонтовскому Демону. Страдающий и скорбный, властный и величавый, этот образ, созданный художником, стал классическим для всех искусств. Так, Шаляпин признавался: "От Врубеля мой Демон". Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом его тайна и залог долговечности.
"Мир искусства" - так назывался журнал, выходивший в Петербурге с 1898 по 1904гг. Но это не только журнал, это новое художественное течение, объединение художников, просуществовавшее вплоть до 1924г. с перерывом с 1904 по 1910гг. Ядро объединения составили художники А.Бенуа, К.Сомов, М.Добужинский, Е.Лансере, Б.Кустодиев, Н.Рерих, И.Билибин. Примыкали к "Миру искусства" и участвовали в его выставках Серов, Левитан, Врубель, Коровин. Как писала М.К.Тенишева,
"задачей "Мира искусства" было выдвинуть молодых, способных и талантливых художников, заговорить о них в журнале и обратить внимание на них посредством выставки, которая бы воочию показала публике, что в России есть свежие и молодые силы кроме передвижников..."
В художественном творчестве мирискусников есть нечто общее. Они стремились увидеть свою страну, ее историю и современность в динамике времени, в масштабе всего мира. Это породило жанр исторического пейзажа, своего рода фантазии на темы разных эпох. Особенно их привлекали периоды расцвета дворянской культуры: в России - XIX век, во Франции - XVIII. Этим эпохам посвящены, например, картины "Прогулка" А.Бенуа, "Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе" Е.Лансере. Важнейшая их черта - эстетизм, любование классической строгостью линий и форм. И в то же время в них явственно ощущается ирония по отношению к своим героям. Особенно заметна она в картине Сомова "Арлекин и дама".
В названии объединения "Мир искусства" проявилась его главная черта - стремление к синтезу искусства. С именами мирискусников связан расцвет книжной иллюстрации - синтез литературы и графики. Теперь даже невозможно себе представить сказки Пушкина без иллюстраций Билибина, "Медного всадника" без иллюстраций Бенуа, а "Хаджи-Мурата" без иллюстраций Лансере.
(Просмотр фрагмента видеофильма "Мир искусства" - 10 минут)
III. Заключительное слово учителя.
Важнейшее свойство эпохи Серебряного века - лирическое преображение всех видов искусства.
В начале XXв. принципиально изменились способы воспроизведения действительности в произведениях живописи. В XIXв. изобразительное искусство служило аналогией прозы: жанровые полотна и психологические портреты передвижников были отражением реальных эпизодов социальной жизни или биографий. Художники новой, поэтической, эпохи отошли от материального быта и окружили метафизического героя вечными образами природы и мифологии. Живопись, подобно поэзии, проникалась лирическим, религиозным и философским началами.
Нечто похожее можно сказать и о музыке: после тяготевших к исторической достоверности и социальной содержательности опер М.П.Мусоргского и П.И.Чайковского наступила эпоха А.Скрябина и С.Рахманинова.
Первые 15 лет XX в. - время, когда наиболее верным и полным выражением эмоционального мира человека, стоящего лицом к лицу со Вселенной и Бытием, оказывается искусство танца, поэзии и музыкального исполнения.
Для символистов первым из искусств, выражающим подлинные чувства человека, была музыка. Многие акмеисты воспевали зодчих и их творения как наивысшие достижения человеческого духа. Футуристы считали высшим искусством живопись; почти все они были художниками. Но все они, представители разных поэтических направлений, ощущали непреодолимое влечение к богатому миру искусства.
Литература к уроку:
- Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии., ч.I., М., 1999.
- История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова), М., 1979.
- Н.Дмитриева. Михаил Врубель., М., 1988.
- Газ. “Литература” (ПС), № 21-96.
- Газета “Искусство” (ПС), № 35-97.
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
28 03 2024 20:17:22
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
27 03 2024 6:52:38
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
26 03 2024 9:25:24
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...
25 03 2024 10:34:44
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей". ...
24 03 2024 7:53:28
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
23 03 2024 0:42:42
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
22 03 2024 7:52:13
История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....
21 03 2024 4:20:44
Урок раскрывает основные причины усиления королевской власти в Европе на примере Англии и Франции. Раскрывает основное понятие абсолютизма. Рекомендуемые учащимся проблемные задания на уроке позволяют развивать историческое мышление, повышать мотивацию к предмету. ...
20 03 2024 13:49:44
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
19 03 2024 21:31:20
Урок изучения нового материала представляет собой учебное исследование с ИКТ. Цель: продемонстрировать ресурсы учебника «История. Россия в XX гг. ‒ начале XXI века» (А.А. Данилов) и дополнительной информации (диаграммы, таблицы, схемы) для подготовки к ГИА; активизировать познавательный интерес к проблеме. Учащиеся делают вывод о том, что в период 70-х ‒ начала 80-х годов XX века в СССР наблюдался социально-экономический застой....
18 03 2024 17:51:56
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
17 03 2024 2:12:21
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...
16 03 2024 13:26:47
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
15 03 2024 14:53:39
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
14 03 2024 4:18:50
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
13 03 2024 22:50:38
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
12 03 2024 8:17:54
Урок разработан в технологии развивающего обучения с использованием ИКТ. В ходе работы учащиеся знакомятся с деятельностью первых русских князей; учатся работать с материалами Интернета, давать хаpaктеристику историческому деятелю; выясняют, как деятельность первых русских князей отразилась на авторитете Древнерусского государства. План составления вывода подведет учащихся к пониманию алгоритма написания сочинений-рассуждений, эссе. Материал может быть использован для проведения дистанционных уроков....
11 03 2024 6:32:12
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
10 03 2024 18:51:42
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
09 03 2024 21:28:34
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
08 03 2024 18:36:59
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
07 03 2024 19:52:45
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
06 03 2024 15:45:10
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
05 03 2024 1:58:36
Урок с использованием ИКТ и яркого визуального ряда позволяет повысить интерес учеников к изучению истории своей Родины, а также применить свои ранее полученные знания в исследовании исторического документа, его анализе. Работа над ранее изученным материалом и новой темой, позволяют построить логическую цепочку событий, которая по аналогии может быть в дальнейшем перенесена и в настоящее время, что позволяет проследить связь между историей и современностью в развитии общества, избежать ошибок прошлого, сделать выводы....
04 03 2024 23:47:59
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
03 03 2024 20:53:42
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
02 03 2024 8:56:19
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
01 03 2024 8:53:16
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
29 02 2024 8:19:17
Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....
28 02 2024 17:13:39
При изучении курса «История государства и права» в профильной школе одна из основных форм работы – с текстом. Урок изучает права России в период образования централизованного государства на примере Судебника 1550 года. Документы, опережающие задания, эссе, ИКТ значительно обогащают урок....
27 02 2024 23:35:22
Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, пропаганда обычаев, традиций, достижений родного края. Осознание причастности истории братских народов к исторической судьбе России. Это должно стать целью данного классного часа. ...
26 02 2024 9:20:17
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество. ...
25 02 2024 1:58:47
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
24 02 2024 5:18:18
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...
23 02 2024 15:57:50
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
22 02 2024 1:56:21
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
21 02 2024 2:17:21
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
20 02 2024 2:48:20
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
19 02 2024 15:36:28
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
18 02 2024 5:31:44
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
17 02 2024 9:25:59
Урок построен на основе технологии проблемного обучения, основной целью которого является создание условий для формирования исследовательских, частично-поисковых навыков учащихся при изучении темы. В задачу урока входит раскрытие творческого потенциала учащихся через подводящие вопросы, дискуссии, оценивание исторических событий....
16 02 2024 23:22:33
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
15 02 2024 1:32:34
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
14 02 2024 12:11:11
Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
13 02 2024 5:31:27
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
12 02 2024 16:53:14
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
11 02 2024 23:35:36
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
10 02 2024 8:55:40
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито. ...
09 02 2024 22:21:22
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
08 02 2024 17:16:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::