"Власть и общество: сто лет спустя"
Тема урока: Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900-1917гг.) 11 класс.
Цель урока:
- Выявление закономерностей развития общества: «Все течет – все изменяется», « Общество развивается по спирали».
- Развитие творческого мышления, познавательного интереса. Развитие умения анализировать исторические документы и закреплять навыки сравнения.
- Воспитание мировоззрения гражданина, взаимоподдержки, ответственности, патриотизма.
Оборудование:
- Дидактические раздаточные материалы: изложение текстов исторических и современных документов – политические программы «РСДРП», «Конституционно-демократическая партия», «Союз русского народа», «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия» (смотри приложение №1).
- Компьютер и проектор (смотри приложение №2).
- Наглядность (название партий, анализ документов).
Тип урока: Урок-закрепление (Раздел «Россия 1900-1917 гг. 1 час)
Форма урока: Деловая игра.
Методы обучения:
Анализ, сравнение, синтез (работа учащихся с историческими документами, данными статистики), метод наглядности. Самостоятельная, творческая работа учащихся. Обучение через ИКТ.
Ход урока
Класс делится на шесть групп-партий. На столах каждой группы название их партии («РСДРП», «Единая Россия» и т. д.), чистые листы для работы на уроке, политические платформы партий в оригинале («Единая Россия» 2007 год, «КПРФ» 2007 год, «Справедливая Россия» 2007год). На экране слайд №1.
На первом этапе урока учащиеся определяют цели урока. Учитель в ходе обсуждения подводит учащихся к проблеме, которая будет лейтмотивом всего урока: «Все течет, все изменяется» или «Исторический процесс развивается по спирали».
Слова учителя:
- Приветствую участников нашего необыкновенного съезда.
Тема съезда: «Власть и общество: сто лет спустя». Сегодня на нашем съезде встретились представители партий, существовавшие в 1907 году: «Российская социал-демократическая рабочая партия», «Конституционно-демократическая партия», «Союз русского народа». А также партии, которые существуют сейчас: «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия». Итак: давайте огласим повестку съезда. Зачем мы сегодня все собрались? Какие проблемы будем решать? О чем будем говорить?
У учащихся было опережающее домашнее задание: анализ программных материалов партий, которые распределялись соответственно (группа, представляющая партию «РСДРП» анализировала программу этой партии), выделение трех главных (по мнению детей) проблем, стоящих перед властью и обществом в начале XX века, а также в начале XXI века. Учащиеся оформляют эти три проблемы в виде плакатов, слайдов (следует эти слайды вставить в презентацию учителя заранее) и т. д. А также задание-повторение темы « Россия в 1900-1917гг». Как показывает пpaктика, дети успешно ставят цели урока самостоятельно. Учитель подводит итоги выступлений учащихся. На экране слайд №2.
Слова учителя:
- Повестка сегодняшнего съезда - вопрос о движении исторического процесса. Нам нужно решить изменились ли за сто лет проблемы, стоящие перед обществом России, или, сделав виток, история снова ставит нас перед теми же проблемами, но уже в новых исторических реалиях. У вас на столах лежат протоколы, которые вы должны заполнять по ходу съезда, записывая проблемы, выдвинутые представителями партий. Слово предоставляется партии «РСДРП» (на экране слайд №3, выступает лидер, выдвинутый самой группой, озвучивая вкратце всю программу, выделяя только три проблемы, которые оформлены в виде наглядности). Слово предоставляется «кадетам» ( на экране слайд №4), далее «Союз русского народа» ( на экране слайд №5), далее «КПРФ» (на экране слайд №6), далее «Единая Россия» (на экране слайд №7), далее «Справедливая Россия» ( на экране слайд №8).
По ходу выступлений представителей партий учитель интересуется, есть ли у делегатов съезда вопросы к ним, что осталось непонятным. На экране слайд №9.
Слова учителя:
- Давайте перейдем к повестке съезда. На основании выступлений лидеров партий, сделайте вывод, какой тезис об историческом движении верен. Изменились ли проблемы за сто лет или остались прежними.
Работая в группах, сравнивая и обсуждая общественные проблемы России 1907 и 2007гг., учащиеся приходят к выводу – «Все течет – все изменяется». На экране слайд №10.
Слова учителя:
- Теперь вашему вниманию предоставляются следующие статистические данные. Проанализируйте их и сделайте вывод: изменилось или нет социально – экономическое положение в России за сто лет?
Учащиеся с помощью учителя анализируют данные статистики, сравнивая социально – экономическое положение России начала XX века, начала XXI века. На экране слайды №№11-14. В ходе обсуждения учащиеся снова возвращаются к заданию – проблеме (на экране слайд №15), и приходят к выводу – «Исторический процесс развивается по спирали» (на экране слайд №16).
Слова учителя:
- Возвращаясь к повестке съезда, мы приходим к выводу о верности тезиса «Исторический процесс развивается по спирали». Так какой же из тезисов верен?
Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что верны оба тезиса (на экране слайд №17). Далее учитель подводит итог.
Слова учителя:
- На основании нашей дискуссии мы пришли к выводу, что исторический процесс развивается, исторические реалии изменяются, но изменяются спиралевидно.
Теперь я приглашаю вас на съезд начала XXII века (на экране слайд №18). Исходя из всего сказанного, используя ваши протоколы, спрогнозируйте, какие проблемы в той или иной области будут стоять перед обществом и властью России еще через сто лет. Не забудьте о регламенте, на эту работу у вас 5 минут.
Работая в группах, учащиеся выполняют творческое задание, выдвигая проблемы, которые могут стоять перед обществом в начале XXII века, руководствуясь программами партий, которые они представляли, а также данными статистики. У каждой группы своя область проблем, всего их шесть: экономическая, политическая, культурная, социальная, экологическая, международная области. По окончании выступлений групп, учитель задает вопрос и подводит итог.
Слова учителя:
- Можно ли применить нам вывод о движении исторического процесса к предполагаемым проблемам 2107 года.
- Молодцы! А теперь оцените вашу степень желания участвовать в политической жизни России (на экране слайд №19).
В заключение урока, учитель проводит рефлексию, определяя уровень гражданской позиции учащихся. Дети голосуют в ходе озвучивания каждой позиции слайда №20.
Слова учителя:
1 – «Побывав на сегодняшнем уроке, вы считаете возможным быть лидером и попытаться решить проблемы, имеющие место быть в современной России».
2 – «Вы хотите участвовать в политической жизни России в роли избирателя».
3 – «Если вы остаетесь пассивным к тем социальным, политическим проблемам, существующим в России, проголосуйте, пожалуйста».
Далее учитель делает вывод о работе на уроке в целом и оценивает работу учащихся.
Слова учителя:
- Считаю наш съезд состоявшимся. Все партии работали продуктивно, но особенно отличились …
Спасибо всем присутствующим, бурные аплодисменты.
Приложение 1
Приложение 2
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
03 10 2023 9:35:35
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
02 10 2023 20:16:57
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
01 10 2023 14:11:49
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину".
В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
30 09 2023 8:23:12
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
29 09 2023 5:55:45
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
28 09 2023 16:49:15
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
27 09 2023 9:35:24
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
26 09 2023 23:26:27
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
25 09 2023 12:11:34
Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....
24 09 2023 23:15:38
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
23 09 2023 3:45:54
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
22 09 2023 1:10:58
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
21 09 2023 14:32:37
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
20 09 2023 22:53:44
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
19 09 2023 0:18:15
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
18 09 2023 22:59:35
Урок построен по технологии проблемного обучения, в нем используются элементы компьютерной презентации, что позволяет учителю стать разработчиком программного продукта по своему предмету. Урок становится ярким, насыщенным и позволяет добиться хороших результатов.
...
17 09 2023 17:41:54

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
16 09 2023 13:34:14
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
15 09 2023 13:35:15
Комбинированный урок с элементами лабораторного занятия: анализ исторических источников, картин. Основное содержание урока: первые Романовы, усиление самодержавной власти, ослабление роли Земских соборов и Боярской думы, приказная система, местное управление, законы, Соборное уложение 1649 года....
14 09 2023 22:55:15
Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....
13 09 2023 20:46:24
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
12 09 2023 16:58:43
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
11 09 2023 16:31:26
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
10 09 2023 7:19:14
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
09 09 2023 9:52:52
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
08 09 2023 0:20:22
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
07 09 2023 2:12:23
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
06 09 2023 22:29:37
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
05 09 2023 20:46:54

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
04 09 2023 12:36:27
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
03 09 2023 0:18:58
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
02 09 2023 7:11:23
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
01 09 2023 19:51:53
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
31 08 2023 3:52:52
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
30 08 2023 16:15:33
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
29 08 2023 15:54:41
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
28 08 2023 17:57:29
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
27 08 2023 12:47:36
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
26 08 2023 10:27:20
Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения.
...
25 08 2023 1:58:52
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
24 08 2023 16:43:21
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
23 08 2023 20:49:58
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
22 08 2023 11:51:37
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
21 08 2023 5:34:21
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
20 08 2023 5:55:42
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
19 08 2023 11:12:49
Учащиеся знакомятся с историей развития Чехии в XIV веке. Ученики работают с текстовой информацией, обpaбатывая ее разными способами. На уроке формируются информационные навыки: работа с текстом, составление схем, выделение главной мысли, составление логических цепей....
18 08 2023 4:47:27
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
17 08 2023 4:33:49
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
16 08 2023 8:27:20
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания.
...
15 08 2023 3:18:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::