"Власть и общество: сто лет спустя"
Тема урока: Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900-1917гг.) 11 класс.
Цель урока:
- Выявление закономерностей развития общества: «Все течет – все изменяется», « Общество развивается по спирали».
- Развитие творческого мышления, познавательного интереса. Развитие умения анализировать исторические документы и закреплять навыки сравнения.
- Воспитание мировоззрения гражданина, взаимоподдержки, ответственности, патриотизма.
Оборудование:
- Дидактические раздаточные материалы: изложение текстов исторических и современных документов – политические программы «РСДРП», «Конституционно-демократическая партия», «Союз русского народа», «Единая Россия», «КПРФ», «Справедливая Россия» (смотри приложение №1).
- Компьютер и проектор (смотри приложение №2).
- Наглядность (название партий, анализ документов).
Тип урока: Урок-закрепление (Раздел «Россия 1900-1917 гг. 1 час)
Форма урока: Деловая игра.
Методы обучения:
Анализ, сравнение, синтез (работа учащихся с историческими документами, данными статистики), метод наглядности. Самостоятельная, творческая работа учащихся. Обучение через ИКТ.
Ход урока
Класс делится на шесть групп-партий. На столах каждой группы название их партии («РСДРП», «Единая Россия» и т. д.), чистые листы для работы на уроке, политические платформы партий в оригинале («Единая Россия» 2007 год, «КПРФ» 2007 год, «Справедливая Россия» 2007год). На экране слайд №1.
На первом этапе урока учащиеся определяют цели урока. Учитель в ходе обсуждения подводит учащихся к проблеме, которая будет лейтмотивом всего урока: «Все течет, все изменяется» или «Исторический процесс развивается по спирали».
Слова учителя:
- Приветствую участников нашего необыкновенного съезда.
Тема съезда: «Власть и общество: сто лет спустя». Сегодня на нашем съезде встретились представители партий, существовавшие в 1907 году: «Российская социал-демократическая рабочая партия», «Конституционно-демократическая партия», «Союз русского народа». А также партии, которые существуют сейчас: «Единая Россия», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Справедливая Россия». Итак: давайте огласим повестку съезда. Зачем мы сегодня все собрались? Какие проблемы будем решать? О чем будем говорить?
У учащихся было опережающее домашнее задание: анализ программных материалов партий, которые распределялись соответственно (группа, представляющая партию «РСДРП» анализировала программу этой партии), выделение трех главных (по мнению детей) проблем, стоящих перед властью и обществом в начале XX века, а также в начале XXI века. Учащиеся оформляют эти три проблемы в виде плакатов, слайдов (следует эти слайды вставить в презентацию учителя заранее) и т. д. А также задание-повторение темы « Россия в 1900-1917гг». Как показывает пpaктика, дети успешно ставят цели урока самостоятельно. Учитель подводит итоги выступлений учащихся. На экране слайд №2.
Слова учителя:
- Повестка сегодняшнего съезда - вопрос о движении исторического процесса. Нам нужно решить изменились ли за сто лет проблемы, стоящие перед обществом России, или, сделав виток, история снова ставит нас перед теми же проблемами, но уже в новых исторических реалиях. У вас на столах лежат протоколы, которые вы должны заполнять по ходу съезда, записывая проблемы, выдвинутые представителями партий. Слово предоставляется партии «РСДРП» (на экране слайд №3, выступает лидер, выдвинутый самой группой, озвучивая вкратце всю программу, выделяя только три проблемы, которые оформлены в виде наглядности). Слово предоставляется «кадетам» ( на экране слайд №4), далее «Союз русского народа» ( на экране слайд №5), далее «КПРФ» (на экране слайд №6), далее «Единая Россия» (на экране слайд №7), далее «Справедливая Россия» ( на экране слайд №8).
По ходу выступлений представителей партий учитель интересуется, есть ли у делегатов съезда вопросы к ним, что осталось непонятным. На экране слайд №9.
Слова учителя:
- Давайте перейдем к повестке съезда. На основании выступлений лидеров партий, сделайте вывод, какой тезис об историческом движении верен. Изменились ли проблемы за сто лет или остались прежними.
Работая в группах, сравнивая и обсуждая общественные проблемы России 1907 и 2007гг., учащиеся приходят к выводу – «Все течет – все изменяется». На экране слайд №10.
Слова учителя:
- Теперь вашему вниманию предоставляются следующие статистические данные. Проанализируйте их и сделайте вывод: изменилось или нет социально – экономическое положение в России за сто лет?
Учащиеся с помощью учителя анализируют данные статистики, сравнивая социально – экономическое положение России начала XX века, начала XXI века. На экране слайды №№11-14. В ходе обсуждения учащиеся снова возвращаются к заданию – проблеме (на экране слайд №15), и приходят к выводу – «Исторический процесс развивается по спирали» (на экране слайд №16).
Слова учителя:
- Возвращаясь к повестке съезда, мы приходим к выводу о верности тезиса «Исторический процесс развивается по спирали». Так какой же из тезисов верен?
Учащиеся в ходе обсуждения приходят к выводу, что верны оба тезиса (на экране слайд №17). Далее учитель подводит итог.
Слова учителя:
- На основании нашей дискуссии мы пришли к выводу, что исторический процесс развивается, исторические реалии изменяются, но изменяются спиралевидно.
Теперь я приглашаю вас на съезд начала XXII века (на экране слайд №18). Исходя из всего сказанного, используя ваши протоколы, спрогнозируйте, какие проблемы в той или иной области будут стоять перед обществом и властью России еще через сто лет. Не забудьте о регламенте, на эту работу у вас 5 минут.
Работая в группах, учащиеся выполняют творческое задание, выдвигая проблемы, которые могут стоять перед обществом в начале XXII века, руководствуясь программами партий, которые они представляли, а также данными статистики. У каждой группы своя область проблем, всего их шесть: экономическая, политическая, культурная, социальная, экологическая, международная области. По окончании выступлений групп, учитель задает вопрос и подводит итог.
Слова учителя:
- Можно ли применить нам вывод о движении исторического процесса к предполагаемым проблемам 2107 года.
- Молодцы! А теперь оцените вашу степень желания участвовать в политической жизни России (на экране слайд №19).
В заключение урока, учитель проводит рефлексию, определяя уровень гражданской позиции учащихся. Дети голосуют в ходе озвучивания каждой позиции слайда №20.
Слова учителя:
1 – «Побывав на сегодняшнем уроке, вы считаете возможным быть лидером и попытаться решить проблемы, имеющие место быть в современной России».
2 – «Вы хотите участвовать в политической жизни России в роли избирателя».
3 – «Если вы остаетесь пассивным к тем социальным, политическим проблемам, существующим в России, проголосуйте, пожалуйста».
Далее учитель делает вывод о работе на уроке в целом и оценивает работу учащихся.
Слова учителя:
- Считаю наш съезд состоявшимся. Все партии работали продуктивно, но особенно отличились …
Спасибо всем присутствующим, бурные аплодисменты.
Приложение 1
Приложение 2
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
27 03 2023 9:27:51
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
26 03 2023 2:51:24
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
25 03 2023 1:40:59

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
24 03 2023 19:30:35

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
23 03 2023 17:57:42
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
22 03 2023 21:46:38
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
21 03 2023 6:43:41
Урок по истории России для 9-го класса.
Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы.
Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме.
...
20 03 2023 21:17:16
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
19 03 2023 2:21:49
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
18 03 2023 15:13:23
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
17 03 2023 9:42:20
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
16 03 2023 12:28:59
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
15 03 2023 1:35:53
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян.
...
14 03 2023 11:20:32
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
13 03 2023 23:13:56
Развивающий, комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИТ и работу учеников. В качестве оборудования используется мультимедийный проектор. Вся наглядная информация об уроке представлена на диске в виде слайдов. Урок проходит в форме беседы с сочетанием самостоятельной работы учащихся. В конце урока – презентация чайной церемонии. Проводит ученик. Предлагается попробовать два сорта зеленого чая. По ходу чаепития ученик и учитель рассказывают об особенностях чайной церемонии в Китае и Японии.
...
12 03 2023 1:19:21
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
11 03 2023 20:36:46
Одной из главных целей современного образования является воспитание творческой и всесторонне развитой личности, которая будет не только правильно и аналитически мыслить, но и проявлять своё эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу. Это залог творческого мышления, в основе которого лежат эмоции и чувства, позволяющие нам более правильно и продуктивно создать образ изучаемого объекта. При этом важен процесс соединения образно-эмоционального восприятия и рационально-логического познания. И именно преподавание истории позволяет нам добиться желаемых результатов.
...
10 03 2023 17:53:15
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
09 03 2023 4:43:10
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
08 03 2023 21:38:35
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
07 03 2023 13:41:35
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
06 03 2023 1:35:30
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
05 03 2023 5:20:26
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне.
Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения.
...
04 03 2023 17:32:31
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
03 03 2023 11:59:53
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
02 03 2023 3:39:54
В статье рассказывается о сталинской дороге cмepти....
01 03 2023 15:31:16
Цели урока: сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли свое отражение массовый героизм, готовность к самопожертвованию русских солдат, офицеров и генералов; акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого....
28 02 2023 3:23:37
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
27 02 2023 19:19:38
Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.
...
26 02 2023 3:15:49
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
25 02 2023 6:39:52
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
24 02 2023 5:45:33
Занятие завершает блок вопросов по темам: «Мировая война и революционные потрясения» и «Социалистический эксперимент в СССР» по учебнику Волобуева О.В., Клокова В.А. и рассчитано на два урока. Цель занятия — углубить и систематизировать знания о развитии сельского хозяйства России в первой половине XX века; раскрыть основные аграрные реформы и их сущность; оценить результаты и определить необходимые условия для перспективного развития сельского хозяйства современной России.
...
23 02 2023 6:22:33
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
22 02 2023 17:45:49
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
21 02 2023 3:20:20
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
20 02 2023 17:48:51
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
19 02 2023 6:33:10
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
18 02 2023 6:45:45
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
17 02 2023 19:26:46
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
16 02 2023 13:47:25
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
15 02 2023 8:34:30
Историческая реконструкция московских балов XIX в. является одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией. В сочетании с тематически связанными с ними экскурсиями и интеллектуальными играми, они помогают школьникам более полно представлять себе картину той или иной исторической эпохи, расширить знания об истории и культурной жизни Москвы....
14 02 2023 14:58:32
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
13 02 2023 15:56:19
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
12 02 2023 14:31:41
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии.
...
11 02 2023 12:18:58
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками.
...
10 02 2023 16:37:23
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
09 02 2023 2:10:38
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
08 02 2023 9:51:37
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
07 02 2023 14:37:15
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
06 02 2023 8:55:32
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::