Цена Великой Победы…
Цели:
- Создать условия для формирования у учащихся многоплановых, глубоких знаний об основных периодах Великой Отечественной войны;
- Определить значение и источники Победы СССР над фашистской Германией.
Задачи:
- воспитание гражданско-патриотических качеств человека и достойного гражданина своей страны на примерах героических подвигов своих соотечественников;
- развивать у учащихся умения понимать проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения на основе знания учебного материала;
- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальным материалом;
- способствовать развитию творческих способностей и познавательных интересов, используя межпредметные связи.
“Народ, способный на бесконечные жертвы, сможет
подняться на бесконечную высоту. И чем чище жертвы,
тем быстрее продвижение…”
(М.К.Ганди)
Основная часть конференции. Слышен звук метронома. Отсчет времени.
Голос времени. (ведущий). Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем приказ Верховного главнокомaндующего.8 Мая 1945 г. В Берлине представителями Верховного главнокомaндования подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел Советский Союз против немецко-фашистских захватчиков ПОБЕДОНОСНО ЗАВЕРШЕНА! Германия окончательно разгромлена! (звучит фрагмент песни “День Победы”, “Прощание славянки”)
Учитель (обращается к участникам): Вы помните этот день?
Группа 1941 – Нет, мы не помним…
Группа 1942 – Мы не помним, потому что родились спустя много лет после войны…
Все вместе: Мы родились в 1994 году.
Голос времени: Вы не знаете войны, но вы слышали о ней от старших. Война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.
Учитель: Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему перелистываем страницы горькой истории тех дней? Память… Это она заставляет нас обращаться к тем дням, неделям, месяцам, годам… (Звуки метронома)
Голос. 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.
Выступление 1 группы. Хроника событий.
1-й участник. 4 часа 15 мин. Начался обстрел из пулеметов с румынской стороны 5-й заставы 24-го пограничного отряда. 4 ч. 30 мин. В бой с противником вступили все линейные заставы. 6 ч. 40 мин. Минск. На границе Белоруссии противник перешел границу на всех участках фронта. В некоторых местах углубился до 4 км. 10 ч. Идут бои по всему фронту. 24 июня началась оборона Брестской крепости, где больше месяца защитники под комaндованием майора Гаврилова сражались с противником. 10 июля после захвата Минска развернулось ожесточенное Смоленское сражение.
2-й ученик. 29 июля город был взят, но сражение продолжалось еще до 10 октября. 26 июня погиб в бою, направив подбитый самолет в скопление танков противника, летчик Николай Гастелло. Список воинов, повторивших этот подвиг, насчитывает свыше 300 чел. 22 июня в 5 ч. утра был совершен младшим лейтенантом Д. Кокоревым в районе Замбров. Этот список продолжили более 450 летчиков. Летчики Здоровцев С. (26 июня), Харитонов П.(29 июня), Жуков М.(30 июня), Талалихин В.(6 августа) первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. 24 августа младший политрук А.Панкратов одним из первых совершил свой подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. Позднее этот подвиг совершил А.Матросов и еще 400 мужественных воинов. 8 сентября был блокирован город Ленинград. Началась героическая борьба города в условиях блокады.
3-й ученик. Фашисты намеревались стереть Ленинград с лица земли, истребить его население. Сначала противник вышел к Неве, перерезал связь со страной. Город оказался отрезан от суши. Никто не думал сдаваться. Город жил и боролся. Приходилось преодолевать неимоверные трудности. Сплошной фронт обороны Красной Армии отсутствовал. Противник полностью овладел инициативой и упреждал удары советских войск. Средняя скорость наступления в сутки составляла 50 км. 19 сентября после 70-ти дней кровопролитных сражений противник захватил Киев. 4 армии Юго - Западного фронта оказались в окружении.
4-й ученик. 30 сентября началось генеральное наступление на Москву. План “Тайфун” предусматривал охватить Москву с севера и юга. Основным рубежом сопротивления стала Можайская линия обороны. На строительство оборонительных сооружений вышли 450 тыс. жителей. Врагу казалось, что победа близка. Особенно упopно дрались воины стрелковых дивизий Панфилова, А.П.Белобородова, кавалеристы Доватора, Катукова. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск, которое переросло в общее наступление. Враг был отброшен от столицы за 3 дня на 40 км. Гитлер был вынужден свалить неудачи наступления на военное комaндование, отстранив их от занимаемых должностей. Он принял комaндование на себя.
Учитель. Можете ли вы назвать данные о потерях в 1941 году?
Члeны 1-й группы приводят статистические данные. Все эти примеры говорят о том, что первые победы войны достались очень дорогой ценой:
- 1200 самолетов уничтожены в первые дни войны;
- 28 дивизий Красной Армии разгромлены, 70 – потеряли 50% боевой техники и людей;
2-й:
- Уничтожены 66 советских аэродромов;
- 600 тыс. чел взяты в плен под Киевом;
- Путь на Москву был открыт уже в конце августа;
3-й:
- 125 налетов было совершено на Москву, разрушено 1465 жилых домов;
- 7708 чел. пострадало за период битвы под Москвой, 2196 человек – погибли.
Учитель. Давайте подведем итоги первого года войны.
Выступления члeнов президиума конференции.
1-й. Несмотря на тяжелые потери, гибель людей, первые дни показали, что советские люди готовы, не щадя жизни, биться за свободу Отечества. Правда о героях Бреста стала известна лишь много лет спустя. Большинство защитников границы погибли в первые дни войны, но они выполнили свой долг, остановили врага.
2-й. За бои под Смоленском 4 дивизии получили звание гвардейских. Первые поражения были горькими, но это вынуждало агрессоров признать, что хаpaктер войны с СССР иной, чем на Западе. Длительная и упopная борьба защитников Киева сыграла важную роль в срыве плана “молниеносной войны” противника, затруднила наступление на Москву. В ходе оборонительных боев выросло мастерство советских военачальников, таких как: Г.Жуков, К.Рокоссовский, Говоров, Лелюшенко, Катуков.
3-й. Разгром фашистских войск под Москвой (5 декабря 1941 г.) был первой наступательной операцией Красной Армии. Под Москвой для немцев впервые начались дни величайших испытаний. Оказалось утраченным боевое и тактическое преимущество. После разгрома немцев под Москвой Япония приняла решение не нападать на Россию.
Голос времени. Переломный 1942 год…
- 125 – мне цифра эта снилась…
- 125 – кусочек хлеба, на который все молились…
- 125 – тебя мы молча ждали…
- 125 – вы в Ленинграде нас спасали…
Учитель. Переломный 1942 год… – Хроника событий.
Выступление 2-й группы.
1-й. (1 учащийся показывает на карте) К началу 1942 г. соотношение сил на советско-германском фронте находилось в состоянии равновесия. В январе началось наступление 9 фронтов в полосе около 2000км. В конце марта принято решение ГКО о проведении наступательных операций на Украине и в Крыму. Сосредоточив значительные силы под Москвой, Юго-Западное направление оказалось незащищенным. 9 апреля после того, как все попытки прорвать блокаду Ленинграда закончились неудачей, было принято постановление о перевозке грузов через Ладожское озеро. Город продолжал сражаться и жить. В конце апреля закончилось неудачей наступление в Крыму, Крымский фронт был разгромлен. 29 мая закончилось тяжелым поражением наступление под Харьковом. Противник захватил Донбасс, Ростов-на-Дону. 28 июня немецкие части начали наступление на Волгу и Северный Кавказ. В середине июля они приблизились к Дону. Над страной нависла cмepтельная опасность.17 июля началась битва на Волге – одна из грандиознейших битв 2-й мировой войны. 23 августа гитлеровцам удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Было введено осадное положение. Город горел, но защищался. Телефонная связь с Москвой была прервана.
2-й ученик. С 12 сентября бои шли в самом городе. Первыми встретили врага рабочие Тpaкторного завода. “Казалось, что в пылающем городе нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело…” - вспоминал генерал Чуйков. 15 октября стал одним из самых тяжелых дней обороны. Каждый дом защитники превращали в крепость. Всему миру известен Дом Павлова, гарнизон которого сражался 58 дней до конца обороны города. 19 ноября войска приступили к осуществлению операции “Уран”. В наступлении принимали участие Юго-Западный (коман. ген. Ватутин), Донской (комaндующий генерал К.Рокоссовский) и Сталинградский (коман. ген. Н.Еременко) фронты. В бой были введены танковые и моторизованные части. 23 ноября 22 отборных немецких дивизии (более 250 чел.) попали в окружение. Попытка осуществить дeблокаду силами армии ген. Манштейна закончилась неудачей. Немецкие части были деморализованы. Солдаты умирали от холода и голода. 25 июля развернулась битва за Кавказ. Противник, форсировав Дон, захватил Краснодар, Ставрополь, Майкоп. Для этого было задействовано 1130 танков, 4550 орудий и минометов, 1 тыс. самолетов, 167 тыс. человек.
3-й ученик. Вражеской группировке противостояли 112 тыс.ч., 121 танк, 130 самолетов. Советские воины в тяжелейших, неравных сражениях изматывали врага и к концу 1942 г. наступление было остановлено. 30 мая ГКО принял решение о создании в Москве Центрального штаба партизанского движения. Начальником штаба назначен Пантелеймон Пономаренко.
Учитель. Какие выводы можно сделать на основании этих фактов? Какой ценой были достигнуты эти результаты? Этот вопрос обсуждают и сейчас многие военные историки.
2 группа. Называют данные об итогах военных действий в 1942 г.
1-й ученик. 250 дней сражались, отрезанные от суши защитники Севастополя, 160 тыс. киевлян ежедневно работали на строительстве оборонительных рубежей, 5 мес. обороняли патриоты Аджимушкайские каменоломни под Керчью, 80 млн. ч. находились в немецкой оккупации к ноябрю 1942 г., 100 тыс. ч. были зверски замучены в Бабьем Яру на окраине Киева, потери Крымского фронта в 1942 г. превысили 200 тыс.ч., 20 дивизий попали в окружение в результате неудачной операции под Харьковом, с 28 июля приказ № 227 вводил жестокие наказания за отступления. Многие люди в результате неоправданных решений оказывались предателями Родины, 478 тыс. ч. погибли в Сталинградской битве.
Учитель. Предлагаем экспертам подвести итоги второго года войны. Выступления экспертов. Итоги 1942 г.
1-й. В чем причины этих тяжелых потерь? События 1942 г. показали, что опыта ведения наступательных операций было недостаточно. Отставало и техническое обеспечение танковых и воздушных армий, не хватало резервов. Многие неоправданные решения связаны с просчетами Сталина, неправильно определившего направление главного удара. Причины поражений можно объяснить ошибками высшего комaндования, недооценкой противника, незавершенной перестройкой экономики на военный лад.
2-й ученик. Несмотря на все эти ошибки, потери, неоправданные решения, народ продолжал сражаться, показывая чудеса героизма. Уже в начале 1942 г. Германия осталась без долговременного плана военных действий. Противник вынужден был провести перегруппировку сил, планы наступления постоянно менялись. Подвиг Севастополя способствовал поднятию боевого духа многих бойцов. 22 декабря была учреждена медаль “За оборону Севастополя”, которой награждены свыше 39 тыс.ч. Сталинградская битва продолжалась 200 дней, в результате которой в фашистской коалиции начался кризис. По мнению Муссолини нужно было начать переговоры о сепаратном мире с СССР, так как “Россию победить невозможно!”
3-й ученик. С этого момента Германия потеряла стратегическую инициативу, потери составляли до 1,5 млн. чел. События под Сталинградом улучшили отношения СССР с союзниками, которые осознали необходимость открытия второго фронта. Япония и Турция отказались от намерений вступить в войну с СССР. Неоценимый вклад в борьбу с фашизмом внесло партизанское движение. Это стало ярким примером патриотизма, преданности Родине.
- 127 тыс. партизан награждены медалью “Партизану Отечественной войны” 1 и 2 степеней;
- 269 ч. удостоены звания Героя Советского Союза, Ковпак и Федоров удостоены этого звания дважды.
Голос времени. Решающий 1943 год.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…
(А.Межиров)
Учитель. Хроника 1943 г.
1-й ученик. (показывает ход сражения на карте) 10 января советские войска под комaндованием К. Рокоссовского приступили к ликвидации окруженной под Сталинградом группировки. Немецкие части были деморализованы. Началось общее стратегическое наступление, противник был отброшен на 600 км. Самой впечатляющей победой после Сталинграда был прорыв блокады Ленинграда. Город выстоял, работал на фронт. Ленинградцы дали фронту 1700 снарядов, 1260 тысяч ручных гранат. 18 января произошла встреча войск Ленинградского (генерал Говоров) и Волховского фронтов, все побережье Ладоги было освобождено. В апреле советское комaндование начало разработку стратегического наступления в районе Курского выступа. Оно включало в себя 3 стратегические операции: Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско - Харьковскую наступательные.
2-й ученик. 5 июля началась битва под Курском. Незадолго до наступления по противнику был открыт огонь советской артиллерии. Внезапного удара у немцев не получилось. На линии в 500 км сражались - 4 млн. человек, 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и 12 тыс. самолетов. Немецким армиям противостояли Центральный и Воронежский фронты. 12 июля под деревней Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение времен Второй Мировой войны. Боевые порядки перемешались. С этого момента начали наступление советские войска, противник перешел к обороне. 5 августа был освобожден Орел и Белгород, 23 августа- Харьков, на этот раз окончательно. Курская битва завершилась победой советских войск. К концу сентября наши войска захватили 23 плацдарма и вышли к Днепру. Здесь германское комaндование создало систему укреплений “Восточный вал”. Оно надеялось остановить продвижение Красной армии и подготовиться к следующему наступлению.
Победы на Днепре позволили: освободить Киев 6 ноября, начать форсирование Керченского пролива, освободить восточные области Белоруссии.
3-й ученик. 28ноября – 1 декабря состоялась Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: Сталина, Рузвельта, Черчилля. Открытие второго фронта было намечено на май 1944 г. 7 месяцев с 15 февраля по 16 сентября проходили сражения в районе Новороссийска, на Малой земле – участки размером в 4 км. Победа под Новороссийском послужила началом изгнания противника с Таманского полуострова и победоносное завершение битвы за Кавказ.
Учитель. Мы выслушали хронику самых главных событий. Какие же были итоги 1943 года?
Президиум. Эксперты. 1943. Подведение итогов.
1-й ученик. Курская битва отличалась небывалым в истории прострaнcтвенным размахом и исключительной ожесточенностью сражений. Потери советских войск в этом сражении были огромны: 254 тыс. погибших солдат, что в 3, 5 раза больше чем у противника, 6 тыс. танков и 1600 самолетов.
Цена победы была очень высока: можно сказать, что причины таких потерь вызваны:
- неудачным применением танковых соединений;
- в недостаточно согласованном руководстве;
- в неполном использовании возможностей обороны;
- противнику чаще, чем нашим войскам удавалось провести умелое маневрирование войсками. Можно утверждать, что если бы были учтены все эти факторы, то удалось бы сохранить жизни многих тысяч советских бойцов.
2-й: Во время блокады Ленинграда, погибли от холода, голода и бомбежек около 850 тыс. человек. Эти жертвы могли быть меньшими, если бы в начале войны своевременно позаботились об эвакуации жителей и сохранению запасов продовольствия. Война оставила без крова миллионы людей, потрeбление снизилось на 40%.
3-й: В этом году получила крах наступательная стратегия Германии:
- Советские вооруженные силы нанесли существенный удар по группировкам противника: 30 дивизий были разгромлены.
- Курская битва успешно завершила коренной перелом в ходе войны.
- Соотношение сил изменилось в пользу Советского Союза.
- Германия вынуждена была перейти к обороне на всех театрах второй Мировой войны
- Под влиянием побед на Восточном фронте активизировалось движение сопротивления в оккупированных странах.
- В 1943 г. заметно выросло мастерство солдат и комaндиров, высокий мopaльный дух.
- Более 100 тыс. воинов были награждены орденами и медалями.
- Более 180 человек удостоены звания Герои Советского Союза за участие в Курской битве.
- Высочайший пример мужества и героизма показали участники форсирования Днепра – 2438 человек удостоены звания Герои Советского Союза.
- 8 ноября 1943 года был учрежден Высший военный орден “Победа” и орден Славы трех степеней. Так страна благодарила своих героев. Первый победный салют в Москве был произведен 5 августа в честь освобождения Орла и Белграда.
2-й: Все эти жертвы, потери, трудности и лишения не были напрасными. Каждая человеческая жизнь приближала долгожданный день Победы, враг был жесток и силен.
1943 – по праву можно назвать переломным. Он изменил весь ход Великой Отеч. войны.
Голос времени. Освободительный 1944 год.
Сквозь кровь и пот, через огонь и воду
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу
К Победе шел, Россия, твой солдат!
Учитель. Выступление 4-й группы. Хроника – 1944 год.
1-й участник (во время выступления ученик показывает сражения на карте)
- 33 месяца советские люди ждали этого момента – 26 марта 1944 г.
- Войска второго Украинского фронта вышли на границу с Румынией. В этом году уже не применялись широкомасштабные наступления, а проводились операции на различных участках.
- 27 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов сняли блокаду Ленинграда окончательно. Одновременно 24 января – 17 февраля проходила Корсунь -Шевченковская наступательная операция 2-го и 1-го Украинских фронтов. Была освобождена вся Правобережная Украина.
- В апреле – мае были освобождены Одесса, Севастополь и Крым.
- В июне освобождена часть Карелии, что вызвало выход Финляндии из войны на стороне Германии. Важный наступательный удар в 1944г. – это Белорусская операция 23 июня – 29 августа против группы армий “Центр”. В ней участвовало 4 фронта: 1,2,3 Белорусский, 1-й Прибалтийский. В ней участвовали 168 дивизий, численность которых составляла 2, 3 млн. человек. В это время 6 июня войска союзников форсировали Ла-Манш – так был открыт 2-й фронт Северной Франции.
- В августе войска 2-го и 3-го Украинских фронтов провели Ясско-Кишиневскую операцию, Румыния и Болгария капитулировали. В сентябре-октябре Прибалтийская группировка противника – 30-девизий – была блокирована на территории Латвии.
- К середине осени 1944г. государственная граница СССР была полностью восстановлена.
- В октябре-декабре развернулись наступательные операции между Тисой и Дунаем. Германия лишилась своего последнего союзника – Венгрии. Последний, 10-й удар войска Карельского фронта нанесли в районе Петсамо (Печенги), они завершили изгнание врагов из Советского Заполярья.
Учитель. Подведем итоги 1944-го года.
Президиум. 1944 год. Итоги. (Члeны президиума выступают и формулируют выводы)
1-й: Около 3-х лет шли советские воины к этим событиям – изгнанию врага с территории своей страны. Этот год с уверенностью можно назвать освободительным. Всем было ясно, что хотя враг сдаваться не собирается и яростно защищается, исход войны неминуемо принесет победу советским воинам. Десять сокрушительных ударов нанесли советские войска противнику. Он нес большие потери, вводя в бой все новые и новые резервы. Боевой дух Германии был сломлен, вводятся военно-полевые суды для наказания изменников.
2-й: Мы считаем, что цена победы сейчас определялась грандиозными успехами на всех участках боевых операций советских войск. Крупнейшие победы были возможны, благодаря правильному стратегическому планированию.
- Итогом стало перемещение войны к границам Германии.
- Германия оказалась зажатой между Западным и Восточным фронтами.
- Были разгромлены основные силы противника: группы “Центр” и “Северная Украина”, потери составили – 70% всего личного состава;
- Данные сравнения действий войск СССР и союзников свидетельствовали о превосходящем уровне боеспособности советских солдат
- Блок фашистских государств был уничтожен, Германия потеряла своих союзников
- Освобождение территории СССР сопровождалось борьбой с фашистскими режимами на территории Восточной Европы. Многие народы, не сотрудничавшие с оккупационными режимами, встречали Красную армию как армию освободителей.
Голос времени. Победоносный 1945 год.
Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой!
Сквозь время рвется
Год сорок пятый!
Учитель. Выступление 5 группы. 1945 год. Хроника.
1-й участник. (ученик показывает события на карте) 12 января – 3 февраля была проведена Висло - Одерская наступательная операция, целью которой являлся разгром группы армий “А” и освобождение Польши.12 января, на 8 дней раньше, по просьбе союзников началось наступление, тем самым их войска были спасены от разгрома в Арденнах. 17 января была освобождена Варшава, в феврале – форсировали Одер – крупнейшую преграду перед Берлином. В эти же дни 13 января – 23 апреля проведена операция в Восточной Пруссии. Оплот Германского рейха был ликвидирован. Кульминацией этой операции стало взятие Кенигсберга 9 апреля, который являлся неприступной крепостью.В середине апреля советские войска подошли на 60 км к Берлину, союзники вышли к Эльбе. 25 апреля состоялась историческая встреча советских войск и союзников на Эльбе в районе Торгау.
2-й ученик. В апреле началась подготовка к штурму Берлина. Эти бои были последними, но они были самыми тяжелыми и кровопролитными. 16 апреля - в 3 часа утра началась битва за Берлин, наступление шло через Зееловские высоты. В операции принимали участие 1-й Украинский фронт (Конев), 1-й Белорусский (Жуков), 2-й Белорусский (Рокоссовский).18 апреля - завязались бои на окраинах города. 22 - 25 апреля – фронты Жукова и Конева замкнули кольцо окружения.Гитлер принимает решение не бежать на юг, а лично руководить обороной города. 29 апреля - начались бои за рейхстаг, а 30 апреля в 14 часов 25 минут там развевалось Знамя Победы. Весь мир узнал имена разведчиков 150 стрелковой дивизии Егорова М. и М. Кантария. Еще до исхода падения Берлина, 30 апреля покончил собой Гитлер. 134 тыс. человек берлинского гарнизона сдались в плен. 1 мая начальник штаба Кребс попытался начать переговоры о частичной капитуляции, но его просьба была отклонена. Так закончилась битва за Берлин. Великая Отечественная Война завершилась победой Советского Союза.
3-й ученик. Сражения в Восточной Пруссии и в Польше были особенно тяжелыми. Они осложнялись отсутствием партизан, действиями вражеских диверсионных групп. Все на этой территории было приспособлено к длительной обороне, продвижение советских войск шло медленно. Были и неоправданные потери, так как наступление началось раньше запланированного срока. Людские потери в Восточной Пруссии сост. 585 тыс. человек, 126 тыс. пали cмepтью храбрых.
Учитель. Какие же были итоги победоносного 1945 года?
Выступают учащиеся. 1945 год - итоги. 1-й ученик. Битва за Берлин – это высочайший подвиг советских воинов, вершина военного мастерства советских полководцев: Жукова, Конева, Рокоссовского. Трудная задача осложнялась отсутствием времени для подготовки. Советским войскам не приходилось еще брать штурмом столь крупные города, со сложной системой обороны. Ночное плотное наступление повлекло за собой потери всех фронтов – 362 тыс. человек. Эти бои были самыми кровопролитными на заключительном этапе войны. Потери СССР при штурме Берлина были больше чем у США за все годы 2-й Мировой войны.Все эти жертвы принесены во имя разгрома фашизма, освобождения своей Родины, миллионов людей, томившихся в концлагерях.
1082 млн. воинов награждены медалью “За взятие Берлина”; 600 участников операции удостоены звания Героя Советского Союза, 13 человек стали дважды героями.
2-й участник. Мы считаем, что Победа досталась очень дорогой ценой:
разрушены 1710 городов, 70 тыс. деревень сожжены, 31.850 заводов и фабрик уничтожены, 65 тыс. км ж/д путей разрушено, 30% национального богатства были потеряны, прямые и косвенные потери составили 50 млн. человек, из них погибли – 27 млн. человек, из мужчин, кому в 1941 г. было 18 лет – осталось в живых не более 3%. Целое поколение мужчин было уничтожено.
Война принесла вдовство и сиротское детство. Соотношение потерь Красной Армии и Германии определялось как 3:1. Победил в войне именно он – Советский народ. Героями Советского союза стали представители всех наций: 7998 русских, 2021 украинцев, 299 белорусов, 161 татар. Советский воин сумел сохранить лучшие качества национального хаpaктера: доблесть, храбрость, товарищество, святую веру в победу.
Учитель (обращается к классу): Какие причины способствовали победе нашей страны в Великой Отечественной войне?
Ответы учащихся:
- создание мощного экономического потенциала: мобилизация всех ресурсов в условиях войны, СССР в короткие сроки осуществил перевод экономики на военный лад и превзошел Германию по выпуску военной техники к концу войны;
- массовый героизм и единство многонационального народа: для нашего народа война была справедливой и освободительной;
- выдвижение в годы войны талантливых полководцев: Рокоссовского, Жукова, Конева, Ватутина, Василевского, Баграмяна, Малиновского, Черняховского и др.
- единение и сплоченность всех национальностей, единство фронта и тыла;
- единение СССР и стран антигитлеровской коалиции: поставки по ленд-лизу и совместные действия после открытия второго фронта.
Голос времени. - От Бреста до Москвы
– 1000 км…
Учитель. – От Москвы до Берлина – 1600 км.
Голос. - 2600 км. Поездом – 4-ро суток.
Самолетом – 4 часа…
Учитель. - А дорогами войны … 4 года.
Голос. - 4 года!
Учитель. - 1418 дней!
Голос. - 34 тысячи часов!
Учитель. Официальное слово –
“документ” - самый беспристрастный, самый
красноречивый автор книг, рассказов, хроник,
воспоминаний о войне.
Голос. Документ! Он рассказал нам о
горьких утратах, о бедах, о времени
противостояния и о днях Великой Победы!
Учитель. А если сейчас каждый из вас
задумается на мгновение и представит себе тот
счастливый майский день – 9 мая 1945 года…
Попробуйте ответить, что вы сейчас увидели?
Учащиеся. Высказывают свои мнения.
Учитель. Сегодня среди нас есть
ветераны ВОВ.
Голос времени. Скажите, пожалуйста, как
вам запомнился день 9 мая 1945года? (выступление)
Подведение итогов конференции.
Учитель. Цена Победы!!! Как она измеряется? Скупыми цифрами документов? Тоннами и грудами разбитой техники? Километрами искореженной, израненной земли, плачущими, сожженными деревнями, тысячами и тысячами безглазых домов? Торчащими черными трубами среди разрушенных городов? Мы с вами сегодня перелистали страницы 4 тяжких лет Отечественной войны. Мы увидели горечь поражений, страдания, ужас потерь, грохот сражений, радость побед. Всего нельзя назвать и пересчитать. Я уверена, что теперь вы хорошо знаете, какой ценой наши деды и прадеды завоевали свободу и мир. Я думаю, что мы можем гордиться славой своих героических предков! Мы не должны это забывать! (Все встают)
Голос времени. Цена Победы – она измерена человеческими жизнями и судьбами, погибшим и невосполнимым фондом Родины-матери!
Учитель. Более 27 млн. уничтоженных жителей нашей страны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то мы будем молчать более 40 лет.
(Звуки метронома) Минута молчания. Участники выходят из помещения.
Приложение 1
Приложение 2
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
27 03 2023 3:53:50
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
26 03 2023 18:30:14
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
25 03 2023 12:36:44
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
24 03 2023 19:16:27
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
23 03 2023 5:21:29
Авторы выдвигают свои гипотезы, предположения относительно того, что же происходило в Советском Союзе в предвоенный период и почему. Учащиеся должны сами разобрать ту ситуацию, которая сложилась в Советском Союзе накануне Второй мировой войны, выяснить, каким образом политика руководства СССР способствовала развязыванию войны, как страна готовилась к войне.
...
22 03 2023 20:34:17
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
21 03 2023 1:39:51

На уроке формируются и совершенствуются знания по теме "Русь во времена Владимира Святославича", развиваются учебные компетенции обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных технологий, воспитывается интерес и уважение к истории своего и других народов....
20 03 2023 1:35:55
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
19 03 2023 19:28:19
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
18 03 2023 21:56:47
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
17 03 2023 7:11:46
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
16 03 2023 13:35:56
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
15 03 2023 20:29:46
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
14 03 2023 16:58:25
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
13 03 2023 21:45:19

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
12 03 2023 0:23:34
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
11 03 2023 23:25:30
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
10 03 2023 6:55:31
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
09 03 2023 22:26:18
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
08 03 2023 9:47:53

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
07 03 2023 13:18:11
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
06 03 2023 21:55:19
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
05 03 2023 19:54:59
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
04 03 2023 8:51:11
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
03 03 2023 15:23:19
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
02 03 2023 22:50:31
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
01 03 2023 5:53:20
Задачи урока: заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности....
28 02 2023 12:47:39
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
27 02 2023 12:34:40
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
26 02 2023 16:17:30
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
25 02 2023 23:21:48
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся.
...
24 02 2023 4:57:54
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
23 02 2023 23:27:38
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
22 02 2023 10:50:25
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в индивидуальном подходе и учете особенностей развития ребенка, его интересов, способностей. Дифференциация и разнообразные формы уроков способствуют формированию знаний, содействуют воспитанию культуры общения, помогают эффективно осуществлять интеграцию таких детей в образовательное прострaнcтво школы....
21 02 2023 2:44:54
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
20 02 2023 12:31:49
Тема «Дом, в котором мы живем» изучается в курсе обществознания в 6-м классе по А.Ф. Никитину. Некоторые элементы урока могут быть использованы при проведении классных часов. В работе раскрывается история возникновения жилища, значение жилища для человека. Разработка урока содержит презентацию, представлены пpaктические задания для обобщения и закрепления материала....
19 02 2023 6:30:59
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
18 02 2023 23:15:40
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
17 02 2023 5:46:21
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
16 02 2023 18:53:13
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
15 02 2023 12:39:57
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
14 02 2023 20:47:51
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
13 02 2023 3:11:45
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
12 02 2023 4:16:56
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
11 02 2023 1:19:45
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
10 02 2023 20:50:15
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
09 02 2023 5:42:36
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей".
...
08 02 2023 12:59:20
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
07 02 2023 12:56:53
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
06 02 2023 17:39:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::