Цена Великой Победы… > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Цена Великой Победы…


    Цена Великой Победы…

Цели:

  • Создать условия для формирования у учащихся многоплановых, глубоких знаний об основных периодах Великой Отечественной войны;
  • Определить значение и источники Победы СССР над фашистской Германией.

Задачи:

  • воспитание гражданско-патриотических качеств человека и достойного гражданина своей страны на примерах героических подвигов своих соотечественников;
  • развивать у учащихся умения понимать проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения на основе знания учебного материала;
  • развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой и документальным материалом;
  • способствовать развитию творческих способностей и познавательных интересов, используя межпредметные связи.

“Народ, способный на бесконечные жертвы, сможет
подняться на бесконечную высоту. И чем чище жертвы,
тем быстрее продвижение…”

(М.К.Ганди)

Основная часть конференции. Слышен звук метронома. Отсчет времени.

Голос времени. (ведущий). Внимание! Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Передаем приказ Верховного главнокомaндующего.8 Мая 1945 г. В Берлине представителями Верховного главнокомaндования подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел Советский Союз против немецко-фашистских захватчиков ПОБЕДОНОСНО ЗАВЕРШЕНА! Германия окончательно разгромлена! (звучит фрагмент песни “День Победы”, “Прощание славянки”)

Учитель (обращается к участникам): Вы помните этот день?

Группа 1941 – Нет, мы не помним…

Группа 1942 – Мы не помним, потому что родились спустя много лет после войны…

Все вместе: Мы родились в 1994 году.

Голос времени: Вы не знаете войны, но вы слышали о ней от старших. Война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.

Учитель: Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему перелистываем страницы горькой истории тех дней? Память… Это она заставляет нас обращаться к тем дням, неделям, месяцам, годам… (Звуки метронома)

Голос. 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА.

Выступление 1 группы. Хроника событий.

1-й участник. 4 часа 15 мин. Начался обстрел из пулеметов с румынской стороны 5-й заставы 24-го пограничного отряда. 4 ч. 30 мин. В бой с противником вступили все линейные заставы. 6 ч. 40 мин. Минск. На границе Белоруссии противник перешел границу на всех участках фронта. В некоторых местах углубился до 4 км. 10 ч. Идут бои по всему фронту. 24 июня началась оборона Брестской крепости, где больше месяца защитники под комaндованием майора Гаврилова сражались с противником. 10 июля после захвата Минска развернулось ожесточенное Смоленское сражение.

2-й ученик. 29 июля город был взят, но сражение продолжалось еще до 10 октября. 26 июня погиб в бою, направив подбитый самолет в скопление танков противника, летчик Николай Гастелло. Список воинов, повторивших этот подвиг, насчитывает свыше 300 чел. 22 июня в 5 ч. утра был совершен младшим лейтенантом Д. Кокоревым в районе Замбров. Этот список продолжили более 450 летчиков. Летчики Здоровцев С. (26 июня), Харитонов П.(29 июня), Жуков М.(30 июня), Талалихин В.(6 августа) первыми были удостоены звания Героя Советского Союза. 24 августа младший политрук А.Панкратов одним из первых совершил свой подвиг, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. Позднее этот подвиг совершил А.Матросов и еще 400 мужественных воинов. 8 сентября был блокирован город Ленинград. Началась героическая борьба города в условиях блокады.

3-й ученик. Фашисты намеревались стереть Ленинград с лица земли, истребить его население. Сначала противник вышел к Неве, перерезал связь со страной. Город оказался отрезан от суши. Никто не думал сдаваться. Город жил и боролся. Приходилось преодолевать неимоверные трудности. Сплошной фронт обороны Красной Армии отсутствовал. Противник полностью овладел инициативой и упреждал удары советских войск. Средняя скорость наступления в сутки составляла 50 км. 19 сентября после 70-ти дней кровопролитных сражений противник захватил Киев. 4 армии Юго - Западного фронта оказались в окружении.

4-й ученик. 30 сентября началось генеральное наступление на Москву. План “Тайфун” предусматривал охватить Москву с севера и юга. Основным рубежом сопротивления стала Можайская линия обороны. На строительство оборонительных сооружений вышли 450 тыс. жителей. Врагу казалось, что победа близка. Особенно упopно дрались воины стрелковых дивизий Панфилова, А.П.Белобородова, кавалеристы Доватора, Катукова. 5-6 декабря началось контрнаступление советских войск, которое переросло в общее наступление. Враг был отброшен от столицы за 3 дня на 40 км. Гитлер был вынужден свалить неудачи наступления на военное комaндование, отстранив их от занимаемых должностей. Он принял комaндование на себя.

Учитель. Можете ли вы назвать данные о потерях в 1941 году?

Члeны 1-й группы приводят статистические данные. Все эти примеры говорят о том, что первые победы войны достались очень дорогой ценой:

  • 1200 самолетов уничтожены в первые дни войны;
  • 28 дивизий Красной Армии разгромлены, 70 – потеряли 50% боевой техники и людей;

2-й:

  • Уничтожены 66 советских аэродромов;
  • 600 тыс. чел взяты в плен под Киевом;
  • Путь на Москву был открыт уже в конце августа;

3-й:

  • 125 налетов было совершено на Москву, разрушено 1465 жилых домов;
  • 7708 чел. пострадало за период битвы под Москвой, 2196 человек – погибли.

Учитель. Давайте подведем итоги первого года войны.

Выступления члeнов президиума конференции.

1-й. Несмотря на тяжелые потери, гибель людей, первые дни показали, что советские люди готовы, не щадя жизни, биться за свободу Отечества. Правда о героях Бреста стала известна лишь много лет спустя. Большинство защитников границы погибли в первые дни войны, но они выполнили свой долг, остановили врага.

2-й. За бои под Смоленском 4 дивизии получили звание гвардейских. Первые поражения были горькими, но это вынуждало агрессоров признать, что хаpaктер войны с СССР иной, чем на Западе. Длительная и упopная борьба защитников Киева сыграла важную роль в срыве плана “молниеносной войны” противника, затруднила наступление на Москву. В ходе оборонительных боев выросло мастерство советских военачальников, таких как: Г.Жуков, К.Рокоссовский, Говоров, Лелюшенко, Катуков.

3-й. Разгром фашистских войск под Москвой (5 декабря 1941 г.) был первой наступательной операцией Красной Армии. Под Москвой для немцев впервые начались дни величайших испытаний. Оказалось утраченным боевое и тактическое преимущество. После разгрома немцев под Москвой Япония приняла решение не нападать на Россию.

Голос времени. Переломный 1942 год…

  • 125 – мне цифра эта снилась…
  • 125 – кусочек хлеба, на который все молились…
  • 125 – тебя мы молча ждали…
  • 125 – вы в Ленинграде нас спасали…

Учитель. Переломный 1942 год… –   Хроника событий.

Выступление 2-й группы.

1-й. (1 учащийся показывает на карте) К началу 1942 г. соотношение сил на советско-германском фронте находилось в состоянии равновесия. В январе началось наступление 9 фронтов в полосе около 2000км. В конце марта принято решение ГКО о проведении наступательных операций на Украине и в Крыму. Сосредоточив значительные силы под Москвой, Юго-Западное направление оказалось незащищенным. 9 апреля после того, как все попытки прорвать блокаду Ленинграда закончились неудачей, было принято постановление о перевозке грузов через Ладожское озеро. Город продолжал сражаться и жить. В конце апреля закончилось неудачей наступление в Крыму, Крымский фронт был разгромлен. 29 мая закончилось тяжелым поражением наступление под Харьковом. Противник захватил Донбасс, Ростов-на-Дону. 28 июня немецкие части начали наступление на Волгу и Северный Кавказ. В середине июля они приблизились к Дону. Над страной нависла cмepтельная опасность.17 июля началась битва на Волге – одна из грандиознейших битв 2-й мировой войны. 23 августа гитлеровцам удалось прорваться к Волге севернее Сталинграда. Было введено осадное положение. Город горел, но защищался. Телефонная связь с Москвой была прервана.

2-й ученик. С 12 сентября бои шли в самом городе. Первыми встретили врага рабочие Тpaкторного завода. “Казалось, что в пылающем городе нет места для жизни, что там все разрушено, все сгорело…” - вспоминал генерал Чуйков. 15 октября стал одним из самых тяжелых дней обороны. Каждый дом защитники превращали в крепость. Всему миру известен Дом Павлова, гарнизон которого сражался 58 дней до конца обороны города. 19 ноября войска приступили к осуществлению операции “Уран”. В наступлении принимали участие Юго-Западный (коман. ген. Ватутин), Донской (комaндующий генерал К.Рокоссовский) и Сталинградский (коман. ген. Н.Еременко) фронты. В бой были введены танковые и моторизованные части. 23 ноября 22 отборных немецких дивизии (более 250 чел.) попали в окружение. Попытка осуществить дeблокаду силами армии ген. Манштейна закончилась неудачей. Немецкие части были деморализованы. Солдаты умирали от холода и голода. 25 июля развернулась битва за Кавказ. Противник, форсировав Дон, захватил Краснодар, Ставрополь, Майкоп. Для этого было задействовано 1130 танков, 4550 орудий и минометов, 1 тыс. самолетов, 167 тыс. человек.

3-й ученик. Вражеской группировке противостояли 112 тыс.ч., 121 танк, 130 самолетов. Советские воины в тяжелейших, неравных сражениях изматывали врага и к концу 1942 г. наступление было остановлено. 30 мая ГКО принял решение о создании в Москве Центрального штаба партизанского движения. Начальником штаба назначен Пантелеймон Пономаренко.

Учитель. Какие выводы можно сделать на основании этих фактов? Какой ценой были достигнуты эти результаты? Этот вопрос обсуждают и сейчас многие военные историки.

2 группа. Называют данные об итогах военных действий в 1942 г.

1-й ученик. 250 дней сражались, отрезанные от суши защитники Севастополя, 160 тыс. киевлян ежедневно работали на строительстве оборонительных рубежей, 5 мес. обороняли патриоты Аджимушкайские каменоломни под Керчью, 80 млн. ч. находились в немецкой оккупации к ноябрю 1942 г., 100 тыс. ч. были зверски замучены в Бабьем Яру на окраине Киева, потери Крымского фронта в 1942 г. превысили 200 тыс.ч., 20 дивизий попали в окружение в результате неудачной операции под Харьковом, с 28 июля приказ № 227 вводил жестокие наказания за отступления. Многие люди в результате неоправданных решений оказывались предателями Родины, 478 тыс. ч. погибли в Сталинградской битве.

Учитель. Предлагаем экспертам подвести итоги второго года войны. Выступления экспертов. Итоги 1942 г.

1-й. В чем причины этих тяжелых потерь? События 1942 г. показали, что опыта ведения наступательных операций было недостаточно. Отставало и техническое обеспечение танковых и воздушных армий, не хватало резервов. Многие неоправданные решения связаны с просчетами Сталина, неправильно определившего направление главного удара. Причины поражений можно объяснить ошибками высшего комaндования, недооценкой противника, незавершенной перестройкой экономики на военный лад.

2-й ученик. Несмотря на все эти ошибки, потери, неоправданные решения, народ продолжал сражаться, показывая чудеса героизма. Уже в начале 1942 г. Германия осталась без долговременного плана военных действий. Противник вынужден был провести перегруппировку сил, планы наступления постоянно менялись. Подвиг Севастополя способствовал поднятию боевого духа многих бойцов. 22 декабря была учреждена медаль “За оборону Севастополя”, которой награждены свыше 39 тыс.ч. Сталинградская битва продолжалась 200 дней, в результате которой в фашистской коалиции начался кризис. По мнению Муссолини нужно было начать переговоры о сепаратном мире с СССР, так как “Россию победить невозможно!”

3-й ученик. С этого момента Германия потеряла стратегическую инициативу, потери составляли до 1,5 млн. чел. События под Сталинградом улучшили отношения СССР с союзниками, которые осознали необходимость открытия второго фронта. Япония и Турция отказались от намерений вступить в войну с СССР. Неоценимый вклад в борьбу с фашизмом внесло партизанское движение. Это стало ярким примером патриотизма, преданности Родине.

  • 127 тыс. партизан награждены медалью “Партизану Отечественной войны” 1 и 2 степеней;
  • 269 ч. удостоены звания Героя Советского Союза, Ковпак и Федоров удостоены этого звания дважды.

Голос времени. Решающий 1943 год.

И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…

(А.Межиров)

Учитель. Хроника 1943 г.

1-й ученик. (показывает ход сражения на карте) 10 января советские войска под комaндованием К. Рокоссовского приступили к ликвидации окруженной под Сталинградом группировки. Немецкие части были деморализованы. Началось общее стратегическое наступление, противник был отброшен на 600 км. Самой впечатляющей победой после Сталинграда был прорыв блокады Ленинграда. Город выстоял, работал на фронт. Ленинградцы дали фронту 1700 снарядов, 1260 тысяч ручных гранат. 18 января произошла встреча войск Ленинградского (генерал Говоров) и Волховского фронтов, все побережье Ладоги было освобождено. В апреле советское комaндование начало разработку стратегического наступления в районе Курского выступа. Оно включало в себя 3 стратегические операции: Курскую оборонительную, Орловскую и Белгородско - Харьковскую наступательные.

2-й ученик. 5 июля началась битва под Курском. Незадолго до наступления по противнику был открыт огонь советской артиллерии. Внезапного удара у немцев не получилось. На линии в 500 км сражались - 4 млн. человек, 13 тыс. танков, 69 тыс. орудий и 12 тыс. самолетов. Немецким армиям противостояли Центральный и Воронежский фронты. 12 июля под деревней Прохоровка произошло крупнейшее танковое сражение времен Второй Мировой войны. Боевые порядки перемешались. С этого момента начали наступление советские войска, противник перешел к обороне. 5 августа был освобожден Орел и Белгород, 23 августа- Харьков, на этот раз окончательно. Курская битва завершилась победой советских войск. К концу сентября наши войска захватили 23 плацдарма и вышли к Днепру. Здесь германское комaндование создало систему укреплений “Восточный вал”. Оно надеялось остановить продвижение Красной армии и подготовиться к следующему наступлению.

Победы на Днепре позволили: освободить Киев 6 ноября, начать форсирование Керченского пролива, освободить восточные области Белоруссии.

3-й ученик. 28ноября – 1 декабря состоялась Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав: Сталина, Рузвельта, Черчилля. Открытие второго фронта было намечено на май 1944 г. 7 месяцев с 15 февраля по 16 сентября проходили сражения в районе Новороссийска, на Малой земле – участки размером в 4 км. Победа под Новороссийском послужила началом изгнания противника с Таманского полуострова и победоносное завершение битвы за Кавказ.

Учитель. Мы выслушали хронику самых главных событий. Какие же были итоги 1943 года?

Президиум. Эксперты. 1943. Подведение итогов.

1-й ученик. Курская битва отличалась небывалым в истории прострaнcтвенным размахом и исключительной ожесточенностью сражений. Потери советских войск в этом сражении были огромны: 254 тыс. погибших солдат, что в 3, 5 раза больше чем у противника, 6 тыс. танков и 1600 самолетов.

Цена победы была очень высока: можно сказать, что причины таких потерь вызваны:

  • неудачным применением танковых соединений;
  • в недостаточно согласованном руководстве;
  • в неполном использовании возможностей обороны;
  • противнику чаще, чем нашим войскам удавалось провести умелое маневрирование войсками. Можно утверждать, что если бы были учтены все эти факторы, то удалось бы сохранить жизни многих тысяч советских бойцов.

2-й: Во время блокады Ленинграда, погибли от холода, голода и бомбежек около 850 тыс. человек. Эти жертвы могли быть меньшими, если бы в начале войны своевременно позаботились об эвакуации жителей и сохранению запасов продовольствия. Война оставила без крова миллионы людей, потрeбление снизилось на 40%.

3-й: В этом году получила крах наступательная стратегия Германии:

  • Советские вооруженные силы нанесли существенный удар по группировкам противника: 30 дивизий были разгромлены.
  • Курская битва успешно завершила коренной перелом в ходе войны.
  • Соотношение сил изменилось в пользу Советского Союза.
  • Германия вынуждена была перейти к обороне на всех театрах второй Мировой войны
  • Под влиянием побед на Восточном фронте активизировалось движение сопротивления в оккупированных странах.
  • В 1943 г. заметно выросло мастерство солдат и комaндиров, высокий мopaльный дух.
  • Более 100 тыс. воинов были награждены орденами и медалями.
  • Более 180 человек удостоены звания Герои Советского Союза за участие в Курской битве.
  • Высочайший пример мужества и героизма показали участники форсирования Днепра – 2438 человек удостоены звания Герои Советского Союза.
  • 8 ноября 1943 года был учрежден Высший военный орден “Победа” и орден Славы трех степеней. Так страна благодарила своих героев. Первый победный салют в Москве был произведен 5 августа в честь освобождения Орла и Белграда.

2-й: Все эти жертвы, потери, трудности и лишения не были напрасными. Каждая человеческая жизнь приближала долгожданный день Победы, враг был жесток и силен.

1943 – по праву можно назвать переломным. Он изменил весь ход Великой Отеч. войны.

Голос времени. Освободительный 1944 год.

Сквозь кровь и пот, через огонь и воду
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу
К Победе шел, Россия, твой солдат!

Учитель. Выступление 4-й группы. Хроника – 1944 год.

1-й участник (во время выступления ученик показывает сражения на карте)

  • 33 месяца советские люди ждали этого момента – 26 марта 1944 г.
  • Войска второго Украинского фронта вышли на границу с Румынией. В этом году уже не применялись широкомасштабные наступления, а проводились операции на различных участках.
  • 27 января войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов сняли блокаду Ленинграда окончательно. Одновременно 24 января – 17 февраля проходила Корсунь -Шевченковская наступательная операция 2-го и 1-го Украинских фронтов. Была освобождена вся Правобережная Украина.
  • В апреле – мае были освобождены Одесса, Севастополь и Крым.
  • В июне освобождена часть Карелии, что вызвало выход Финляндии из войны на стороне Германии. Важный наступательный удар в 1944г. – это Белорусская операция 23 июня – 29 августа против группы армий “Центр”. В ней участвовало 4 фронта: 1,2,3 Белорусский, 1-й Прибалтийский. В ней участвовали 168 дивизий, численность которых составляла 2, 3 млн. человек. В это время 6 июня войска союзников форсировали Ла-Манш – так был открыт 2-й фронт Северной Франции.
  • В августе войска 2-го и 3-го Украинских фронтов провели Ясско-Кишиневскую операцию, Румыния и Болгария капитулировали. В сентябре-октябре Прибалтийская группировка противника – 30-девизий – была блокирована на территории Латвии.
  • К середине осени 1944г. государственная граница СССР была полностью восстановлена.
  • В октябре-декабре развернулись наступательные операции между Тисой и Дунаем. Германия лишилась своего последнего союзника – Венгрии. Последний, 10-й удар войска Карельского фронта нанесли в районе Петсамо (Печенги), они завершили изгнание врагов из Советского Заполярья.

Учитель. Подведем итоги 1944-го года.

Президиум. 1944 год. Итоги. (Члeны президиума выступают и формулируют выводы)

1-й: Около 3-х лет шли советские воины к этим событиям – изгнанию врага с территории своей страны. Этот год с уверенностью можно назвать освободительным. Всем было ясно, что хотя враг сдаваться не собирается и яростно защищается, исход войны неминуемо принесет победу советским воинам. Десять сокрушительных ударов нанесли советские войска противнику. Он нес большие потери, вводя в бой все новые и новые резервы. Боевой дух Германии был сломлен, вводятся военно-полевые суды для наказания изменников.

2-й: Мы считаем, что цена победы сейчас определялась грандиозными успехами на всех участках боевых операций советских войск. Крупнейшие победы были возможны, благодаря правильному стратегическому планированию.

  • Итогом стало перемещение войны к границам Германии.
  • Германия оказалась зажатой между Западным и Восточным фронтами.
  • Были разгромлены основные силы противника: группы “Центр” и “Северная Украина”, потери составили – 70% всего личного состава;
  • Данные сравнения действий войск СССР и союзников свидетельствовали о превосходящем уровне боеспособности советских солдат
  • Блок фашистских государств был уничтожен, Германия потеряла своих союзников
  • Освобождение территории СССР сопровождалось борьбой с фашистскими режимами на территории Восточной Европы. Многие народы, не сотрудничавшие с оккупационными режимами, встречали Красную армию как армию освободителей.

Голос времени. Победоносный 1945 год.

Потомки! Вы слышите звуки набата?
То памяти нашей голос живой!
Сквозь время рвется
Год сорок пятый!

Учитель. Выступление 5 группы. 1945 год. Хроника.

1-й участник. (ученик показывает события на карте) 12 января – 3 февраля была проведена Висло - Одерская наступательная операция, целью которой являлся разгром группы армий “А” и освобождение Польши.12 января, на 8 дней раньше, по просьбе союзников началось наступление, тем самым их войска были спасены от разгрома в Арденнах. 17 января была освобождена Варшава, в феврале – форсировали Одер – крупнейшую преграду перед Берлином. В эти же дни 13 января – 23 апреля проведена операция в Восточной Пруссии. Оплот Германского рейха был ликвидирован. Кульминацией этой операции стало взятие Кенигсберга 9 апреля, который являлся неприступной крепостью.В середине апреля советские войска подошли на 60 км к Берлину, союзники вышли к Эльбе. 25 апреля состоялась историческая встреча советских войск и союзников на Эльбе в районе Торгау.

2-й ученик. В апреле началась подготовка к штурму Берлина. Эти бои были последними, но они были самыми тяжелыми и кровопролитными. 16 апреля - в 3 часа утра началась битва за Берлин, наступление шло через Зееловские высоты. В операции принимали участие 1-й Украинский фронт (Конев), 1-й Белорусский (Жуков), 2-й Белорусский (Рокоссовский).18 апреля - завязались бои на окраинах города. 22 - 25 апреля – фронты Жукова и Конева замкнули кольцо окружения.Гитлер принимает решение не бежать на юг, а лично руководить обороной города. 29 апреля - начались бои за рейхстаг, а 30 апреля в 14 часов 25 минут там развевалось Знамя Победы. Весь мир узнал имена разведчиков 150 стрелковой дивизии Егорова М. и М. Кантария. Еще до исхода падения Берлина, 30 апреля покончил собой Гитлер. 134 тыс. человек берлинского гарнизона сдались в плен. 1 мая начальник штаба Кребс попытался начать переговоры о частичной капитуляции, но его просьба была отклонена. Так закончилась битва за Берлин. Великая Отечественная Война завершилась победой Советского Союза.

3-й ученик. Сражения в Восточной Пруссии и в Польше были особенно тяжелыми. Они осложнялись отсутствием партизан, действиями вражеских диверсионных групп. Все на этой территории было приспособлено к длительной обороне, продвижение советских войск шло медленно. Были и неоправданные потери, так как наступление началось раньше запланированного срока. Людские потери в Восточной Пруссии сост. 585 тыс. человек, 126 тыс. пали cмepтью храбрых.

Учитель. Какие же были итоги победоносного 1945 года?

Выступают учащиеся. 1945 год - итоги. 1-й ученик. Битва за Берлин – это высочайший подвиг советских воинов, вершина военного мастерства советских полководцев: Жукова, Конева, Рокоссовского. Трудная задача осложнялась отсутствием времени для подготовки. Советским войскам не приходилось еще брать штурмом столь крупные города, со сложной системой обороны. Ночное плотное наступление повлекло за собой потери всех фронтов – 362 тыс. человек. Эти бои были самыми кровопролитными на заключительном этапе войны. Потери СССР при штурме Берлина были больше чем у США за все годы 2-й Мировой войны.Все эти жертвы принесены во имя разгрома фашизма, освобождения своей Родины, миллионов людей, томившихся в концлагерях.

1082 млн. воинов награждены медалью “За взятие Берлина”; 600 участников операции удостоены звания Героя Советского Союза, 13 человек стали дважды героями.

2-й участник. Мы считаем, что Победа досталась очень дорогой ценой:

разрушены 1710 городов, 70 тыс. деревень сожжены, 31.850 заводов и фабрик уничтожены, 65 тыс. км ж/д путей разрушено, 30% национального богатства были потеряны, прямые и косвенные потери составили 50 млн. человек, из них погибли – 27 млн. человек, из мужчин, кому в 1941 г. было 18 лет – осталось в живых не более 3%. Целое поколение мужчин было уничтожено.

Война принесла вдовство и сиротское детство. Соотношение потерь Красной Армии и Германии определялось как 3:1. Победил в войне именно он – Советский народ. Героями Советского союза стали представители всех наций: 7998 русских, 2021 украинцев, 299 белорусов, 161 татар. Советский воин сумел сохранить лучшие качества национального хаpaктера: доблесть, храбрость, товарищество, святую веру в победу.

Учитель (обращается к классу): Какие причины способствовали победе нашей страны в Великой Отечественной войне?

Ответы учащихся:

  • создание мощного экономического потенциала: мобилизация всех ресурсов в условиях войны, СССР в короткие сроки осуществил перевод экономики на военный лад и превзошел Германию по выпуску военной техники к концу войны;
  • массовый героизм и единство многонационального народа: для нашего народа война была справедливой и освободительной;
  • выдвижение в годы войны талантливых полководцев: Рокоссовского, Жукова, Конева, Ватутина, Василевского, Баграмяна, Малиновского, Черняховского и др.
  • единение и сплоченность всех национальностей, единство фронта и тыла;
  • единение СССР и стран антигитлеровской коалиции: поставки по ленд-лизу и совместные действия после открытия второго фронта.

Голос времени. - От Бреста до Москвы – 1000 км…
Учитель. – От Москвы до Берлина – 1600 км.
Голос. - 2600 км. Поездом – 4-ро суток. Самолетом – 4 часа…
Учитель. - А дорогами войны … 4 года.
Голос. - 4 года!
Учитель. - 1418 дней!
Голос. - 34 тысячи часов!
Учитель. Официальное слово – “документ” - самый беспристрастный, самый красноречивый автор книг, рассказов, хроник, воспоминаний о войне.
Голос. Документ! Он рассказал нам о горьких утратах, о бедах, о времени противостояния и о днях Великой Победы!
Учитель. А если сейчас каждый из вас задумается на мгновение и представит себе тот счастливый майский день – 9 мая 1945 года… Попробуйте ответить, что вы сейчас увидели?
Учащиеся. Высказывают свои мнения.
Учитель. Сегодня среди нас есть ветераны ВОВ.
Голос времени. Скажите, пожалуйста, как вам запомнился день 9 мая 1945года? (выступление)

Подведение итогов конференции.

Учитель. Цена Победы!!! Как она измеряется? Скупыми цифрами документов? Тоннами и грудами разбитой техники? Километрами искореженной, израненной земли, плачущими, сожженными деревнями, тысячами и тысячами безглазых домов? Торчащими черными трубами среди разрушенных городов? Мы с вами сегодня перелистали страницы 4 тяжких лет Отечественной войны. Мы увидели горечь поражений, страдания, ужас потерь, грохот сражений, радость побед. Всего нельзя назвать и пересчитать. Я уверена, что теперь вы хорошо знаете, какой ценой наши деды и прадеды завоевали свободу и мир. Я думаю, что мы можем гордиться славой своих героических предков! Мы не должны это забывать! (Все встают)

Голос времени. Цена Победы – она измерена человеческими жизнями и судьбами, погибшим и невосполнимым фондом Родины-матери!

Учитель. Более 27 млн. уничтоженных жителей нашей страны. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то мы будем молчать более 40 лет.

(Звуки метронома) Минута молчания. Участники выходят из помещения.

Приложение 1

Приложение 2


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 5:49:11

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 4:44:34

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 4:49:33

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 21:37:23

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 9:37:54

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 9:45:49

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 8:36:17

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 6:43:13

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 16:10:41

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 5:20:21

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 1:59:37

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 20:20:44

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 0:59:31

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 17:30:34

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 7:47:55

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 9:48:58

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 12:13:17

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 3:35:28

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 1:50:42

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 21:55:34

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 5:23:51

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 9:20:14

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 22:43:19

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 3:15:41

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 17:37:22

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 4:26:30

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 11:22:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 4:22:58

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 12:29:34

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 15:11:10

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 12:14:39

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 10:46:44

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 17:26:54

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 22:27:44

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 21:26:14

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 2:15:31

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 15:55:10

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 6:41:50

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 21:59:35

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 11:49:57

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 13:46:32

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 23:29:27

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 20:22:22

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 13:51:57

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 8:53:57

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 16:22:51

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 23:36:23

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 16:50:50

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 18:30:39

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 3:29:13

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::