Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"


    Урок — заочная экскурсия "Индустриализация в Кузбассе"

Цели:

1. Образовательные:

  • дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК;
  • уяснить, с какими усилиями были выполнены планы первой пятилетки;
  • обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации;
  • познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка.

2. Развивающие:

  • формировать умение работать с картой города изучаемого периода;
  • устанавливать причинно-следственные связи (подвести к мысли о истоках нeблагополучной экологической обстановки города);
  • развивать речь, память, умение обобщать.

3. Воспитательные:

  • воспитание интереса к истории родного города.

Задача: установление связи теории с жизнью.

Анализ урока.

1-ый урок в разделе “Сталинская модернизация России”.

Тип урока: усвоение новых знаний, нетрадиционный (заочная экскурсия), с учетом регионального компонента.

Для реализации целей использованы принципы научности, наглядности, связи обучения с жизнью. В работе применяется фронтальная форма и социоигровой прием. В начале урока перед учащимися ставится цель – задание, которое должно мобилизовать их внимание, чтобы избежать пассивного восприятия информации.

С целью актуализации знаний по истории города учащимся предлагается блиц-опрос. В ходе фронтальной работы развивается речь, исправляются речевые ошибки, учащиеся побуждаются к полному ответу. Цель данного этапа: вызвать интерес к теме урока.

В качестве активизирующего средства применяются межпредметные связи - чтение стихотворения Маяковского.

Вступительное слово позволяет мотивировать учащихся на получение новых знаний, объявляет цели урока, что способствует усвоению знаний.

В ходе урока используются следующие средства обучения:

  • предметные – наглядность;
  • интеллектуальные – логичность, воображение;
  • эмоциональные – интерес, переживание, гордость, огорчение.

Подача нового материала опирается на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках.

Сообщения учащихся и комментарии учителя, являющиеся смысловым ядром урока, позволяют акцентировать внимание на особенностях индустриализации в Кузбассе, что потом даст возможность самостоятельно обобщить и сделать вывод об индустриализации во всем СССР. Сообщения сопровождаются демонстрацией фотографий города в 30-е годы и в наше время. Использование карт дает возможность оценить масштаб строительства.

Для смысловой обработки материала целесообразно применение привычной для учащихся записи главного (имена, даты), а в конце урока рефлексивные вопросы. Изучение нового материала проводится с помощью исследовательского метода с опорой на наглядность и связью с жизнью.

На этапе закрепления был применяется социоигровой прием, который пробуждает интерес учащихся друг к другу, обеспечивает интерес к материалу, повышение внимательности и работоспособности, рассеивает нежелание некоторых учеников работать и намечает связь со следующим уроком.

Таким образом, предусматривается комплексный учет знаний: вопросы репродуктивного хаpaктера на понимание учебного материала и вопросы, на которые будет сделан акцент на следующем уроке (возможно, что учащиеся сами смогут ответить на них после выполнения домашнего задания).

Поучительным моментом урока является упоминание об отношении строителей КМК к природе и, соответственно, истоках нeблагоприятной экологической обстановки в городе.

Ход урока

Опережающее задание ко всему уроку (запись на доске):

В конце разбора новой темы написать на листочках два вопроса:

  1. Вопрос, проверяющий понимание темы.
  2. Вопрос, на который ответ вы хотели бы узнать.

За лучший вопрос будет поставлена оценка “5”.

В конце урока мы попробуем ответить на вопросы первой группы. А ответы на вопросы второй группы мы проработаем на следующем уроке.

I. 1. Блиц-опрос. (выяснение уровня знаний по истории города до 1929 года)

- Как назывался наш город до 1917 года?

- В каком году он был основан?

- Что изображено на гербе города? Почему?

- Сколько названий было у нашего города?

- На территории какого района современного Новокузнецка располагался Кузнецк?

2. Работа с картами города.

- Показать на карте Кузнецкий район.

- Показать на карте Центральный район.

- Какие улицы центрального района вы знаете?

II. Чтение стихотворения Маяковского “Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка”.

(Демонстрация фотографии площади Маяковского)

По небу тучи бегают,
Дождями сумpaк сжат.
Под старою телегою рабочие лежат.
И слышит шепот гордый
Вода и под, и над:
“Через четыре года
Здесь будет Город-сад!”
Темно свинцовоночие,
И дождик толст, как жгут,
Сидят в грязи рабочие,
Сидят лучину жгут.
Сливеют губы с холода.
Но губы шепчут в лад:
“Через четыре года
Здесь будет Город-сад!”
Свела промозглость корчею –
Неважный мокр уют,
Сидят впотьмах рабочие,
Подмокший хлеб жуют.
Но шепот громче голода –
Он кроет капель спад:
“Через четыре года
Здесь будет Город-сад!”
Здесь взрывы закудахтают
В разгон медвежьих банд,
И взроет недра шахтою
Стоугольный “Гигант”.
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
Воспламеним Сибирь.
Здесь дом дадут хороший нам
И ситный без пайка.
Аж за Байкал отброшенная
Попятится тайга.
Рос шепоток рабочего
Над темью тучных стад,
А дальше неразборчиво,
Лишь слышно – “город-сад”.
Я знаю – город будет,
Я знаю – саду цвесть,
Когда такие люди
В стране Советской есть!

- О строительстве какого предприятия говорится в стихотворении?

III. 1. Вступительное слово. (записать число, тему)

В газете “Сибирская жизнь” от 22 июля 1919 года написано:

“Кузнецк, лежащий в 500 верстах от Томска вверх по Томи, представляет собой самый захудалый городишко Томской губернии. Прогнившие дома, нередко с заколоченными ставнями или сплошными дырами столетних крыш, рисуют его богатство. Но зато табаком мы богаты. Здесь все буквально садят табак, ввиду огромного его спроса…”

До 1925 года на месте нынешнего КМК колосились хлеба. Там, где сегодня проспекты, улицы, были беспорядочно разбросаны домишки деревушек Бессоново и Араличево. А на месте современных улиц Кирова, Тольятти и Франкфурта было болото.

История КМК началась еще в 1912 году, когда несколько европейских банков создали акционерную компанию “КопиКуз”. (Копи Кузбасского бассейна.) Они предполагали разместить металлургический завод в районе Осинников. Для этого был приглашен лучший специалист того времени в этой области – Михаил Куpaко. Его именем назван проспект, протянувшийся от вокзала до КМК.

- Какие исторические события помешали осуществить задуманное?

В 1918 году Общество сибирских инженеров предложили разместить металлургический комбинат рядом с Байкалом около Иркутска. Проект был признан неудачны, т.к. завод расположился бы слишком близко к границе.

15 января 1929 года стало исторической датой – в этот день Совет народных комиссаров, Совет Труда и Обороны приняли окончательное решение о постройке Кузнецкого и Магнитогорского заводов. Свершился беспрецедентный факт – разрешено было приступить к строительству еще до утверждения экономического пятилетнего плана партийным съездом.

2. Разберемся, как подобное могло случиться ( задание на опережение):

Цели и задачи советской экономики в конце 1925 года (запись на доске и в тетради):

  • ликвидация технико-экономической отсталости страны;
  • достижение экономической независимости;
  • создание мощной оборонной промышленности;
  • первоочередное развитие базовых отраслей промышленности (топливной, химической, металлургии, машиностроения).

В 1927 году советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны.

- Что такое индустриализация? (первый урок в этом учебном году: процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях экономики)

Когда этот план был составлен, Сталин собственноручно скорректировал его, подняв все плановые показатели на головокружительную высоту. Но этого ему показалось недостаточным. В декабре 1929 года на съезде ударников был выдвинут лозунг: “Пятилетку за четыре года!” Обосновывая этот призыв, Сталин заявил: “ Задержать темпы – это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут”.

Масштабность задач и крайняя ограниченность заставляли усиливать централизованное планирование, жестко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы.

3. Откуда СССР, страна, ввозящая машины и оборудование, возьмет средства для превращения в мощную промышленную державу? ( записи в тетради по теме “НЭП”)

Источники индустриализации (запись в тетрадь):

  • высокий налог с частных предпринимателей;
  • система госзаймов;
  • экспорт зерна, масла, пушнины, золота и т. д.;
  • перераспределение средств бюджета в пользу индустриальных отраслей;
  • организация соцсоревнований;
  • режим строжайшей экономии в расходовании гос. средств.

4. Наш город - это детище сталинской индустриализации. Нам сегодня предстоит отправиться в путешествие в прошлое Новокузнецка, мы узнаем, с какими усилиями был построен гигант металлургической промышленности – КМК.

Один из руководителей Кузнецкстроя, Сергeй Франкфурт, в своей книге “Рождение стали и человека” вспоминал:

“В Кузнецк пришли ночью. “Вокзал” состоял из 2-3 вагонов. Шел дождь. Темно. Крики… С большим волнением ждал утра, чтобы увидеть то место, где предстоит построить гигантский завод и город возле него. Вместе с рабочими, спешившими к утренней смене, я поехал на площадку. Площадка была покрыта травой. Вдали отдельными светлыми пятнами разбросаны большие деревянные строения”.

7 ноября 1929 года была произведена закладка постоянного железнодорожного моста через Абу.

С 1 января 1931 года установлено прямое сообщение поездов Москва – Ново-Кузнецк.

5. Великая стройка требовала огромного количества рабочих и специалистов. Завод строила вся страна. Почти каждый пятый завод страны выполнял заказы Кузнецкстроя. По призыву партии на стройку ехала молодежь, инженеры, ученые.

Действительно, квартир в старом городе и близлежащих деревнях не хватало. И под Старой Гривой вырос палаточный городок. Рыли землянки, ставили баpaки, скупали деревенские дома, разбирали и перевозили поближе к стройплощадке. Там быстро вырос поселок Верхняя колония.

Предпринималось все возможное, чтобы хоть как-то укрыть под крышей рабочих. Палаток, землянок и баpaков не хватало на всех. Случалось ночевать на открытом воздухе, где защитой служил какой-нибудь навес. (фото баpaка, строчка из стихотворения)

6. В воспоминаниях главного инженера Кузнецкстроя академика Ивана Бардина написано:

“Работали круглые сутки. Ночью площадку освещали прожектора, ночные смены не хотели снижать выработку. Когда на половине котлована вдруг обнаружились плывуны, продолжали рыть, стоя по пояс в ледяной воде…

Земляные работы не прекращались и тогда, когда сильные морозы сковывали вязкую, глинистую почву площадки. Экскаваторщики задыхались на морозе, но каменную землю надо во что бы то ни стало разломать. Комсомольцы объявили субботник. Дезертиров не было. Были энтузиасты, борцы. В густом морозном тумане начали колотить землю кайлами. Коченели ноги, обмерзали пальцы, но ни один боец не покинул фронта. На освещенной прожекторами площадке работали всю ночь. И победили мороз, стужу, победили упрямую Сибирь”

(грунт, насыщенный водой и обладающий большой подвижностью)

(фото здания заводоуправления и площади побед)

Здание заводоуправления является памятником архитектуры и состоит из раздельных частей на плавающем фундаменте, чтобы во время движения почвы не давало трещин.

1 мая 1930 года заложен фундамент доменной печи.

7. В декабре 1929 года Президиум ЦК Союза строителей постановил: считать необходимым возведение при Кузнецком металлургическом заводе первого в Сибири социалистического городка. Жилищное строительство отставало. В жилом фонде Кузнецкстроя на одного человека приходилось 2 квадратных метра площади. Под застройку был отведен участок, расположенный на расстоянии 1-3 км к юго-востоку от заводоуправления, ограниченный с севера рекой Аба, с юга – склонами горы у Сад-города и с востока – моховым болотом.

(фото соцгорода, показать на карте соцгород)

8. В качестве специалиста жилищно-гражданского профиля в 1930 году в Советскую Россию был приглашен немецкий архитектор Эрнст Май. Дома, построенные по его проекту, были трех- и четырехэтажными, квартиры состояли из 2-3 комнат. Строились они в выходные дни силами энтузиастов. Ныне это улицы Энтузиастов, Хитарова, Школьная.

(фото домов соцгорода)

По проспекту Энтузиастов были проложены первые 600 метров асфальта. От желающих по нему пройти требовали или вымыть обувь, или разуться.

9. В 1932 год Кузнецкстрой с жилыми поселками и Кузнецк были объединены в одну административную единицу – Ново-Кузнецк..

3 апреля 1931 года выдан первый чугун первой доменной печи. Через три с половиной месяца первый чугун выдала вторая печь.

30 декабря 1932 года прокатаны первые рельсы. Металлургический цикл был завершен.

1933 год . Построен первый звуковой кинотеатр “Коммунар”. Внешний облик кинотеатра, первых домов на проспекте Энтузиастов, Дворец Культуры и техники КМК на театральной площади и здание заводоуправления соответствовали архитектурному стилю конструктивизм. Современный вид кинотеатр приобрел после реконструкции в 50-е годы.

30 ноября 1933 года пущен первый в Сибири трамвай по проспекту Молотова (ныне проспект Металлургов). По просьбе ударников труда трамваю присвоено имя секретаря заводского райкома партии Рафаэля Хитарова.

Активное благоустройство города началось с 1936 года: построены ресторан “Москва”, гастроном, Дом Связи (главпочтамт), Центральный универмаг, фонтан в саду “Металлургов”.

(фото фонтана)

В центре фонтана скульптурная группа “Рабочие-бурильщики”, украшением стали каменные лягушки, утки, рыбы, лепные гирлянды и барельефы.

1938 год. Ново-Кузнецк переименован в Сталинск.

10. За свою вековую историю Новокузнецк-Сталинск четырежды менял план генеральной застройки, но каждый раз опаздывал. Город рос с огромной скоростью. В далекие 30-е годы строители КМК не думали о влиянии промышленности на экологию. Там, где сейчас промышленная, “мертвая” зона, в 30-е годы жили люди. Они с восторгом любовались вечерами огнями , вырывающимися из заводских труб.

- Как вы думаете, сбылось пророчество Маяковского “Здесь будет город-сад”?

IV. Подведение итогов.

1. - Какие особенности строительства КМК вы заметили ?

  • пренебрежение к решению бытовых проблем;
  • масштабность;
  • реализация планов пятилетки в рекордно короткие сроки .

2. Домашнее задание: параграф 25 “Великий перелом”. Становление экономической модели сталинизма. п.1-4,

3. Записать на листочках свои вопросы, не забыв указать свою фамилию.

4. Ответы учащихся на вопросы первой группы. (сначала желающие)

 Использованная литература:

  1. Сыроваткин А. Новокузнецк. – Кемеровское книжное издательство, 1973.
  2. Кацюба Д. В. История Кузбасса. – Кемеровское книжное издательство, 1983.
  3. Сборники “Кузнецкая старина”. – издательство “Кузнецкая крепость”, 1999-2004.
  4. Журнал “Город наш Новокузнецк”.- март, апрель, 2006.
  5. Журнал “Домино (Новокузнецк)”. – июль, ноябрь, 2005.
  6. Иностранные рабочие и специалисты на Кузнецком металлургическом комбинате. 31 Главы истории Кузнецкстроя (1913-1920); Кузнецкстрой в воспоминаниях. planetadisser.com/see/dis_61569.html 65 КБ
  7. Форум на Дидюля.ру :: Просмотр темы - Уроки истории. "...В этот чудный и лихой год, Кузнецкстрой походил не на ударную стройку, а, скорее, на Дикий Запад времен банды Джесси Джеймса.didula.ru/gbf/viewtopic.php?t=2683&start=10& · 63 КБ
  8. В.И. Исаев Кузнецкстрой в воспоминаниях.www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/2_00/10_isaev.htm  · 26 КБ
  9. Кузнецкстрой и его люди: хроника выживания (1930-1935)”. kuzbasshistory.narod.ru/Biobib/R_1/97_01.htm  · 128 КБ

Презентация к уроку. Приложение.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 1:15:28

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 19:15:19

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 16:44:26

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 2:32:35

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 8:18:13

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 9:23:22

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 7:57:20

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 15:49:51

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 1:38:30

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 6:17:29

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 5:47:35

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 19:31:47

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 22:33:17

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 3:23:17

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 19:33:24

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 6:55:10

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 12:19:21

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 11:17:26

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 7:41:55

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 15:55:55

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 1:32:52

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 3:10:13

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 12:22:57

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 0:23:47

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 19:50:58

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 12:15:28

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 11:31:56

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 18:53:51

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 9:46:42

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 19:44:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 9:51:37

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 1:50:57

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 19:12:51

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 2:16:10

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 7:16:15

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 0:20:32

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 2:12:46

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 13:15:46

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 13:13:40

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 23:34:39

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 11:11:51

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 8:43:35

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 11:12:27

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 20:47:19

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 6:59:30

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 4:51:30

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 22:22:32

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 19:22:18

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 9:20:15

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 23:39:27

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::