Информационные технологии на уроках истории. Тема: "Религия в современом мире"
Одна из задач школы на современном этапе – заложить фундамент подготовки члeна общества к жизни в новом информационном мире. Информатизация образования стала одним из приоритетных направлений, в частности и в деятельности учителей истории и обществознания. К сожалению, приходиться признать, что пока еще на наших уроках преобладают два основных источника информации – учитель и учебник, что представляется явно недостаточным в условиях современного быстро меняющегося мира. Поэтому идет поиск новых технологий, расширяющих кругозор школьника. Необходимо рассматривать обучение общественным дисциплинам не только как процесс овладения необходимым объемом специфической информации, но и как средство развития способностей к дальнейшему самостоятельному получению и овладению все большими объемами сведений, и возможностями их применения в меняющейся в течение жизни активной деятельности. Именно поэтому внедрение в образовательный процесс информационных технологий можно назвать одним из основных инновационных процессов в современном образовании.
ИКТ в обучении истории ни в коей мере нельзя считать данью моде. Для нас это, прежде всего возможность улучшить качество образования. С помощью ИКТ успешно решаются образовательные задачи, как в урочной, так и в неурочной деятельности. С помощью ИКТ мы наконец-то действительно получили возможность индивидуализировать обучение. Теперь учитель может подготовить разнообразные задания, гипертексты, интеpaктивные карточки для опроса и систематизации знаний. Большую помощь в подготовке и проведении уроков оказывают различные презентации, видеоматериалы, анимированные карты. В итоге ребенок получает возможность индивидуального продвижения по пути приобретения и расширения исторических знаний. По темам, которые связаны с культурой или религией применение на уроках ИКТ наиболее ценно, так как повышается мотивация у учеников, лучше происходит формирование представления и складывание образа какого-либо явления или предмета, а так же высокий уровень результативности.
Эта подтема входит в состав основной темы “Духовные ценности современной цивилизации” по обществознанию за курс 10 – 11 классов.
Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого “дирижирования” ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость, т. к.:
- отношение к религии, религиозные взгляды – сугубо личное дело человека и они влияют на внутренний мир человека;
- в условиях российской многонациональности и многоконфессиональности, значительного числа смешанных бpaков, наличия в семьях людей с неодинаковыми взглядами на религию крайне важна благожелательная по тональности, достоверная информация о различных религиях.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- тематическая презентация “Мировые религии” (автор Свинцова Л.В.)(Приложение 1);
- компьютеры.
Цель урока:
- Подвести к пониманию важности религии в современном обществе, как одного из источников нравственного развития человека и общества в целом.
Развивать умения:
- организовать и упорядочить свои знания;
- создавать свои приемы обучения;
- отpaбатывать навыки работы с компьютером;
- отстаивать свое мнение.
Воспитывать:
- толерантность по отношению к другому мнению;
- быть ответственным за свои слова и действия.
Основные понятия.
Религия, разновидности мировых религий.
Основные этапы урока.
- Организационный этап. Слово учителя. Знакомство с ходом урока.
- Постановка цели. ( определяют дети )
- Фронтальная беседа с постановкой проблемы.
- Пpaктическая работа с использованием презентации по группам.
- Беседа по разрешению проблемы. Итоги урока.
- Рефлексия в форме синквейна. (групповая работа на компьютере)
Ход урока
Подготовительный этап:
- учащиеся подбирают материал в сети Интернет о различных религиях, используя следующие сайты:
- www.svitlo.net;
- www.cnt.ru;
- members.tripod.com;
- www.invictory. ru.
Это задание можно дать на дом или при наличии дополнительного времени, что бывает крайне редко, провести его на уроке. Сама тема рассчитана на два урока.
1. Организационный.
Создаются 6 групп внутри, которых выбирается свой лидер.
2. Целеполагание.
Обращаем внимание на тему.
- Какова актуальность темы?
- Актуален ли этот вопрос для вас? Почему?
- Есть ли проблемы, которые касаются этой темы?
3. Беседа с классом.
- Что вам известно о религии? Почему она появилась?
- Какие религии за время существования человечества вы знаете? (пантеизм, политеизм, монотеизм, атеизм).
- Какие мировые религии существуют на планете?
- Что такое “священные книги”?
После полученных ответов ставится проблема:
Могут ли возникнуть различного рода конфликты на религиозной почве?
4. Пpaктическое занятие по группам.
Выполняется с применением презентации “Мировые религии” (автор Свинцова Л.В). За компьютерами работает шесть групп по три человека. Каждая группа получает задание:
- Составить таблицу для сравнения мировых религий.
- Высказать свое мнение по статье, предложенной учителем.
- Дать хаpaктеристику одной из религий
- Подготовить суждение по поставленной проблеме
После выполнения задания группы представляют свою работу всему классу. В результате все ребята познакомятся с мировыми религиями, и выскажут свое мнение о роли религии в современном мире.
Сравнительная таблица по мировым религиям может выглядеть следующим образом.
Название религии |
Время появления |
География распространения |
Численность приверженцев | Название священной книги | Нравственные нормы |
5. Беседа по проблеме.
Работа в предыдущей части позволит выйти на разрешение проблемы. Учителю необходимо нацелить ребят на нравственные нормы любой религии, сравнить их и сделать определенные выводы.
6. Рефлексия.
Обратная связь может быть в форме синквейна или любой другой, которой чаще всего пользуются учащиеся на уроке. Выполняется на компьютере.
Напишите:
- строка: существительное, обозначающее тему.
- строка: прилагательные, раскрывающие признаки данного явления.
- строка: глаголы, раскрывающие действия явления.
- строка: фразу, раскрывающую суть явления.
- строка: существительное, которое выразит общее впечатление от урока.
Презентации “Мировые религии”. (Приложение 1)
Приложение 2.
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
19 05 2022 4:36:57
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
18 05 2022 22:38:28
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
17 05 2022 21:13:52
Для повышения интереса к предмету и стимулирования познавательной деятельности учащихся, начиная с пятого класса, я предлагаю учащимся проект изготовления моделей. Модель может представлять собой: предметы быта, орудия труда, одежду, архитектурный объект и т.д. В результате творческой деятельности рождаются очень интересные модели, которые можно использовать и в дальнейшей работе в качестве объемной наглядности по предмету....
16 05 2022 0:15:35
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
15 05 2022 3:14:33

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
14 05 2022 10:51:19
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
...
13 05 2022 9:17:25
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
12 05 2022 0:27:19
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
11 05 2022 1:25:21

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
10 05 2022 4:28:15
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
09 05 2022 23:25:23
Все задания, вошедшие в тетрадь, соответствуют программе МОН Республики Казахстана по курсу истории Древнего мира. Повторяется и закрепляется материала в пpaктическом применении знаний. В сборнике предлагаются различные типы заданий: работа с таблицами, схемами и картами, вопросы, тесты, – все это сделает занятия интересными и увлекательными, закрепит знания и расширит кругозор учащихся....
08 05 2022 22:50:54
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
07 05 2022 14:41:41
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
06 05 2022 0:14:48
Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....
05 05 2022 9:42:54
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
04 05 2022 5:59:58
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
03 05 2022 0:13:15
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
02 05 2022 0:50:30
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
01 05 2022 4:23:59
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
30 04 2022 6:21:40
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
29 04 2022 9:17:42
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
28 04 2022 17:52:59
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
27 04 2022 7:41:37
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
26 04 2022 12:35:13
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
25 04 2022 14:53:26
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
24 04 2022 20:34:32
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
23 04 2022 20:12:59
Урок истории России по теме «Русь между Востоком и Западом»....
22 04 2022 15:52:43
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
21 04 2022 8:12:17
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
20 04 2022 1:13:16
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем. Задача педагога – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого на своих уроках автор обучает учеников умениям передавать содержание текста в сжатом виде; проводить информационно-смысловый анализ текста; формулировать выводы. Подобранные к уроку задания требуют от обучаемых активного, вдумчивого и внимательного чтения.
...
19 04 2022 1:38:26
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
18 04 2022 19:34:54

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
17 04 2022 19:28:25
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
16 04 2022 20:44:51
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
15 04 2022 3:15:52

На уроке нам предстоит узнать, как развивалась культура России в конце ХХ - начале XXI вв., какие проблемы существовали и существуют в культурном развитии страны. Попытаемся предложить пути решения этих проблем....
14 04 2022 15:49:54
Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....
13 04 2022 0:58:28
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
12 04 2022 17:55:52
Внеклассное мероприятие ориентировано на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Игровые задания учитывают специфику и познавательную деятельность детей этого образовательного учреждения и способствуют углублению и расширению знаний, развитию умственных способностей учащихся с нарушением интеллекта. А также решается главная задача – развитие интереса учащихся к истории.
...
11 04 2022 1:40:20
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
10 04 2022 5:41:24
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
09 04 2022 8:34:50
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
08 04 2022 2:22:44
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
07 04 2022 23:29:36
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
06 04 2022 18:14:27
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
05 04 2022 6:27:11
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
04 04 2022 5:59:50
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
03 04 2022 21:35:11
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
02 04 2022 10:35:20
Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....
01 04 2022 16:12:11
Открытый интегрированный урок в 5-м классе предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Предлагаемый вниманию учителей урок сопровождается компьютерной презентацией и набором заданий (вопросов), которые направлены на развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности, воображения, коммуникативных навыков. Задания даны в игровой форме превращая урок в интересное познавательное путешествие в мир первобытного человека....
31 03 2022 14:29:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::