Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"
Цель урока:
- Добиться понимания учащимися этапов развития письменности, в том числе процесса формирования современного алфавита;
- Развивать устную монологическую речь при доказательстве собственной точки зрения;
- Создать условия для формирования умения самостоятельной работы с таблицей.
Оборудование:
- учебник «История Древнего мира» Г.И.Годера параграфы 20-22;
- учебник «Русский язык» М.Т.Бapaнова и др. параграфы 56-57;
- карта «Древний Восток», «Индия и Китай в древности»;
- ксерокопии кириллического и глаголического алфавитов;
- выставка книг, рассказывающих об истории возникновения письменности;
- схемы и таблицы на доске.
Ход урока
Приветствие учащихся. Урок начинает учитель истории.
Обратимся к теме сегодняшнего урока (тема записана на доске). Назовите ключевые слова в теме урока? (письменность и цивилизация)
Что такое цивилизация?
Каковы причины возникновения письменности? (накопление значительного количества знаний, необходимость подсчёта доходов, счёт рабов, развитие торговли)
Сделайте вывод о том, для чего нужна письменность?
(письменность необходима для развития торговли, управления обществом,
развития государства, цивилизации)
С особенностями письменности каких стран мы знакомы? (Египет, Древнее Междуречье)
Покажите на карте Египет, Древнее Междуречье (работа по карте).
Как называлась письменность Египта, Древнего Двуречья?
Для того чтобы обобщить наши знания о развитии письменности, составим таблицу в тетради по истории «Развитие письменности» (таблица заполняется по ходу урока).
III тысячелетие до н.э. | I тысячелетие до н.э. | I тысячелетие н.э. |
Скажите, где появилась письменность 5 тысяч лет назад? (Египет, Вавилон). Учащиеся записывают в первую колонку.
В тетради изобразите особенности письма этих цивилизаций. Один из учеников по желанию выходит к доске и пишет иероглифы. Учащиеся записывают иероглифы в таблицу (на доске и в тетради).
Где появилась письменность 3 тысячи лет назад? (Финикия).
Запишите данные в таблицу, используя финикийский алфавит. Один из учеников по желанию записывает на доске.
Чем отличается финикийский алфавит от письменности стран Востока? В чём особенности финикийского письма?
Сегодня мы знакомимся с новыми цивилизациями Евразии. Обратимся к карте «Индия и Китай в древности». О каких цивилизациях пойдёт речь?
Наша задача – определить особенности письменности. Мы работаем с параграфами 20-22. Учащимся даётся задание по рядам: 1 ряд работает с п.20, 2 ряд - с п.21, 3 ряд – с п.22.Читают, выделяют ключевые слова для раскрытия темы. (3-5 мин.)
Обобщение прочитанного: о письменности какой цивилизации
говорится в учебнике? В какую графу таблицы запишем? Почему?
(Речь идёт о Китае, запишем в первую графу, так как
письменность в Китае зародилась 5 тысяч лет назад).
С письменностью какой цивилизации схоже письмо Китая? (Египта)
Работа с учебником. Обратимся к учебнику стр.102, пункт 3. Читаем вслух по цепочке.
Какие особенности письма можно выделить?
Но в учебнике мы не смогли найти ничего о письменности Индии. Поэтому учащиеся внимательно слушают учителя.
Индийцы выработали письмо на основе финикийского алфавита. Писали они на листьях пальмы. Срезанные листья сушили и выглаживали, затем из них вырезали прямоугольные листы размером с тетрадку. В краях листов пробивали отверстия, протягивали через шнур и связывали листья в пачки. Индийцы писали чернилами, изготовленными из сока сахарного тростника и сажи.
Учащиеся записывают во 2 графу – Индия.
Физкультминутка.
После физкультминутки урок продолжает учитель русского языка.
Продолжая ваши размышления, замечу, что язык древней индийской культуры назывался САНСКРИТОМ. Вот такие значки использовали индийцы в своих документах: V H S I B.
Посмотрите внимательно на слово (на доске заранее записано слово plavikas, которое обозначает «паромщик») и скажите, в какую бы колонку таблицы вы поместили это слово? Почему? (учащиеся быстро догадываются о значении слова и помещают его во вторую колонку).
Вы правы, так как сейчас прикоснулись к тому открытию, которое сделал английский путешественник Уильям Джонс в 1786 году: санскрит похож на европейские языки: древнегреческий, латинский, древнегерманский, которые составляют индоевропейскую группу языков. Обратимся к схеме на доске, перечертите её в тетрадь.
Глядя на схему, скажите, почему нам, жителям 21 века, легче прочитать записи древних индийцев, чем китайские или египетские иероглифы? (Ученики размышляют о том, что знаки русского алфавита напоминают знаки санскрита, древнегреческого языка, и приходят к выводу, что русский язык принадлежит семье индоевропейских языков. После ответов учащихся обращаемся к схеме и вместо знака вопроса вписываем «русский»).
У вас было опережающее задание: собрать материал о Кирилле и Мефодии. Расскажите, что вы узнали о них?
Как вы думаете, что приобрела Русь с появлением письменности?
Процесс появления знаков не так-то прост. Перед вами 2 азбуки:
кириллическая и глаголическая.
Сравните их и сделайте вывод, какая из них возникла раньше? Почему?
(Учащиеся верно определяют, что глаголическая азбука возникла раньше,
так как знаки, изображенные в ней, напоминают иероглифы, а
кириллические знаки – современные буквы).
Запишем в нашу таблицу КИРИЛЛИЦА и некоторые значки из этой азбуки.
Пройдёт много времени, чтобы кириллические значки превратились в современные буквы. Как это было? Вы можете об этом прочитать в книгах, представленных на выставке.
Вспомним, какой раздел науки о языке изучает написание букв? (графика)
Назовите правильно все буквы современного алфавита. Если затрудняетесь, обратитесь к учебнику с. 113.
Сколько всего букв в русском алфавите? Сколько гласных? согласных? Какие 2 буквы не обозначают звука?
Запишите слова в алфавитном порядке: иероглифы, клинопись, алфавит, буква, азбука, цивилизация. Проверка написанного.
Обратимся к заполненной таблице:
III тысячелетие до н.э. | I тысячелетие до н.э. | I тысячелетие н.э. |
Египет (написаны иероглифы) | Финикия (написаны буквы алфавита) | Россия (написаны кириллические значки) |
Вавилон (написаны значки клинописи) | Индия (написаны буквы санскрита) | |
Китай (написаны иероглифы) |
Какой вывод мы можем сделать, обратившись к таблице? (Ученики предполагают, что чем древнее цивилизация, тем сложнее письменность; чем цивилизация моложе, тем письмо совершенней; русские самые умные, так как взяли и обобщили уже существующее письмо и создали на основе имеющегося свой алфавит).
Таким образом, с совершенствованием знаний о мире и установлением тесных связей между цивилизациями письменность становится более совершенной и, следовательно, развивается сама цивилизация.
Спасибо за урок.
Д\З: параграфы 56-57, №289; параграфы 20-22 читать.
Урок проводится как театрализованное представление в форме судебного заседания. Требует от участников активной познавательной деятельности, способствует сотрудничеству учителя и учащегося. Проведение урока поможет формированию творческого мышления учащихся, их самостоятельности. Неформальная обстановка дает возможность учащимся свободно мыслить, делать высказывания, дополнять, задавать вопросы....
24 09 2023 11:51:45
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
23 09 2023 13:33:33
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
22 09 2023 16:35:24
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....
21 09 2023 9:29:40
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
20 09 2023 22:55:40
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
19 09 2023 21:11:16
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
18 09 2023 10:11:52
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
17 09 2023 5:58:28
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
16 09 2023 19:29:27
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
15 09 2023 8:28:57
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
14 09 2023 0:56:49
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал.
...
13 09 2023 6:14:33
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
12 09 2023 7:34:43
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
11 09 2023 9:27:15
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
10 09 2023 12:40:44
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
09 09 2023 16:31:26

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
08 09 2023 19:54:32
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
07 09 2023 3:37:52
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
06 09 2023 8:39:26
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
05 09 2023 20:16:47
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
04 09 2023 0:11:32
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
03 09 2023 4:36:42

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
02 09 2023 15:50:39
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
01 09 2023 8:55:21
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
31 08 2023 15:28:56
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме.
...
30 08 2023 11:19:19
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
29 08 2023 12:40:21
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
28 08 2023 9:10:17
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
27 08 2023 2:37:55
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
26 08 2023 2:45:35
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется
анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий,
формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются
учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные
утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
25 08 2023 2:49:43
В статье представлен урок в форме интеллектуальной игры "Брейн-ринг". Он позволяет углубить представление о Великой Отечественной войне, возбудить интерес к боевому прошлому своей страны. Актуален в связи с приближающейся юбилейной датой — 65-летием со дня Победы. Материал может использоваться и во внеклассной работе....
24 08 2023 7:55:18
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
23 08 2023 1:57:25
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
22 08 2023 14:46:27
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
21 08 2023 10:13:28
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
20 08 2023 14:56:12
Урок-взаимодействие двух предметов: истории казачества и информатики помогает глубже усвоить исторический материал ИКТ-средствами. Пробуждает интерес к истории казачества, делает ее доступнее и понятнее....
19 08 2023 11:40:28
В данной статье учитель предлагает собственный вариант календарно-тематического планирования уроков по истории России в 9-м классе с применением регионального компонента. Представлена результативность применения данного опыта. В Приложениях размещены: исторические задачи по теме "Счёт лет в истории", тест "Знаешь ли ты край, в котором живёшь?", исторический диктант по теме "Западная Сибирь в XVI веке", кроссворд "Декабристы в Тобольске", классный час "Памяти павших будем достойны", сценарий внеклассного занятия "Письма с фронта".
...
18 08 2023 19:39:58
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
17 08 2023 6:53:58
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
16 08 2023 13:27:10
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
15 08 2023 6:45:56
Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....
14 08 2023 13:27:35
Урок посвящен изучению периода эпохи дворцовых переворотов в истории России. На основе самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой учащиеся раскрывают причины череды дворцовых переворотов после cмepти Петра Великого, дают хаpaктеристику правителей Российской Империи, хаpaктеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и делают вывод о влиянии смены власти на развитее страны. Результатом учебного проекта является создание публикаций, сравнительных таблиц, дидактического материала....
13 08 2023 12:10:55
Автор рассматривает особенности применения презентаций в своей каждодневной профессиональной деятельности, т.е. преподавании истории и английского языка....
12 08 2023 17:21:28
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
11 08 2023 11:58:44
В статье содержится описание организации педагогического взаимодействия при изучении нового материала....
10 08 2023 14:34:13
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
09 08 2023 7:40:16
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
08 08 2023 18:54:33
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
07 08 2023 13:54:54
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
06 08 2023 6:59:12
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::