Гражданское общество
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в правовое государство. Возникающее новое российское общество требует установки на взаимодействие, сотрудничество, открытость, защиту собственных прав и уважение прав других. Наступает время, когда необходимо создать общество, позволяющее реализовать индивидуальные потребности и способности отдельно взятого человека. Всё это возможно только в условиях гражданского общества. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становления правового государства - иначе говоря с глобальным социальном переустройством. Возрождение интереса к гражданскому обществу как социальному феномену связано с теми социально-политическими потрясениями, которые совершенно изменили лицо Восточной Европы и России за последнее десятилетие. Раскрыть сущность, структуру и принципы функционирования гражданского общества позволяет данный урок. Урок разделен на несколько блоков: лекционная часть, работа по парам, в группах, мини-дискуссия. Работа рассчитана на 2 учебных часа.
Лекционная часть предназначена для того, чтобы ввести учащихся в предмет обсуждения, дать основные хаpaктеристики предмета обсуждения, его особенностей для формирования образа предмета разговора.
Дискуссионная часть урока предназначена для того, чтобы выявить мнения учащихся по спopным вопросам, которые касаются предмета обсуждения.
Работа по парам и в группах предназначена для того, чтобы, обсуждая друг с другом и выполняя задания, учащиеся смогли увидеть реализацию теоретических понятий на пpaктике, понять функционирование и самим проанализировать гражданское общество в России.
- Дидактическая цель: Способствовать формированию знаний учащихся о гражданском обществе, его структуре и особенностях функционирования в современной России. Получение новых знаний путем рассмотрения проблемы с различных точек зрения, выбора оптимальных путей её решения.
- Воспитательная цель: Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны, уважения к государственной власти, законам, Конституции РФ как основному закону государства.
- Развивающая цель: Развитие умения вести дискуссию, иметь своё независимое суждение, аргументировать его, умение выслушать оппонента.
Форма урока: Лекция с элементами дискуссии.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Используемые методы:
- метод свободных ассоциаций;
- частично-поисковый;
- проблемное изложение;
- исследовательский;
- словесный.
Средства обучения: тетради, доска, карточки, Конституция РФ.
Межпредметные связи: право, история.
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация учебной деятельности.
- Изучение нового материала:
- Гражданское общество.
- Предпосылки функционирования гражданского общества.
- Структура гражданского общества.
- Дискуссия на тему "Есть ли, на ваш взгляд, гражданское общество в России сегодня?"
- Заключение и первичный контроль усвоения.
- Подведение итогов, оценки.
- Домашнее задание.
1. Учащиеся садятся полукругом.
2. Преподаватель подводит учащихся к пониманию личной значимости изучаемой темы.
3А. Гражданское общество.
Ученикам выдается тест, в котором им предложено ответить 10 раз на вопрос "Кто я?" [Приложение №1], желательно одним словом. Выслушиваются варианты ответов. Достаточно редко среди ответов встречается понятие "гражданин", немногим чаще "личность", "индивид". По результатам теста делается вывод, кем себя ощущают дети, и вводится понятие "гражданин".
Гражданин - это человек, ответственный, способный к самостоятельным решениям и действиям, к объединению в организации гражданского общества.[4]
Работа с карточками. Класс делится на 4 группы.
Задание: Расположите карточки с терминами так, как вы представляете себе устройство современного государства с наличием в нем гражданского общества. [Приложение №2]
Каждая группа презентует свою работу у доски. Подводятся итоги данного обсуждения, дается определение гражданского общества.
Гражданское общество - это система или совокупность граждан, не зависимых от государства и представляющих свои интересы.[3]
3Б. Предпосылки функционирования гражданского общества:
В экономической сфере: частная собственность, свободный рынок и конкуренция.
В социальной сфере: большой удельный вес среднего класса.
В политической сфере: юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека, децентрализация власти и политический плюрализм.
В духовной сфере: обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения.
3В. Структура гражданского общества:
Основополагающая доминанта гражданского общества - отдельно взятая личность, и его несущими конструкциями являются негосударственные институты, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее потенций, интересов, целей, устремлений. Потребности населения можно условно разделить на три уровня: политико-культурные, социо-культурные, базовые.
Работа с таблицей. Дети получают не законченную таблицу. [Приложение №3]
Задание: Исходя из потребностей населения, определите: через какие институты их можно реализовать.
Дети устно отвечают на вопрос и фиксируют в тетради структуру гражданского общества:
1. Производственный уровень.
2. Социо-культурный уровень.
3. Политический уровень.
Работа в парах. Учащиеся получают карточки [Приложения №4]
Задание: Разделите элементы гражданского общества по уровням функционирования.
4. Дискуссия.
Работа в группах. Класс делится на две группы. Работа ведется с использованием текста Конституции РФ.
Задание: Первая группа доказывает тезис: "В современной России нет гражданского общества".
Вторая группа доказывает тезис: "В современной России есть гражданское общество".
Ребята обсуждают и делают вывод.
Вывод: Причины отсутствия в чистом виде гражданского общества в России:
Значительная часть норм, прописанных, закрепленных Конституцией, действуют лишь формально.
Часть населения лишена возможности иметь работу или получать достойное вознаграждение за свой труд.
Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки и социального обеспечения.
5.Для закрепления материала учащимся предлагается выполнить тест. [Приложение №5]
6. Подводится итог занятия. Делается вывод.
Теперь вы знаете, кто такой гражданин, что такое гражданское общество, когда оно функционирует и что мешает его функционированию. Теперь каждый из вас может ответить на вопрос "Кто я?". Каждый может ответить, что он гражданин, либо сознательно этого не делать, если таковым себя не считает. То есть решается проблема самоидентификации.
Что запомнилось, что понравилось и не понравилось в ходе урока?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Преподаватель выставляет оценки и комментирует их.
7. Домашнее задание.
- Подумать над вопросами для продолжения дискуссии на следующем уроке.
- Нужно ли России гражданское общество?
- Если да, то кому? президенту, правительству, СМИ, для мировой общественности, или оно действительно нужно людям?
- Нужно ли оно лично вам? Зачем?
Список литературы
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Жильцова Е.И., Егорова Э.Н. Политическое и духовное развитие современного общества. М., 1993.
- Мухаев Р.Т. Политология пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.:Дрофа, 1997.
- Лазебникова А.Ю. Уроки обществознания в 11 классе методическое пособие. М.:Дрофа, 2000.
- Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. Академия, 1998.
- Старобинская Г.И. Использование элементов дискуссии на уроках истории. М.:Просвещение, 1996.
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
23 09 2023 4:24:46
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I.
...
22 09 2023 5:21:18
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
21 09 2023 20:45:45
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
20 09 2023 18:33:12
Урок расширения и закрепления знаний учащихся по истории и культуре Древнего Востока с целью повышения интереса к истории Древнего мира как к части мировой культуры....
19 09 2023 6:45:33
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
18 09 2023 5:26:11
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
17 09 2023 3:46:56
Урок представляет собой занятие по всемирной истории, который дает ретроспективу времени правления Петра I и его преемников в конце XVII – начале XVIII века. Этот урок развивает критическое мышление учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их значения для дальнейшего развития Российского государства....
16 09 2023 17:41:39
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
15 09 2023 4:14:34
Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета.
...
14 09 2023 0:19:31
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
13 09 2023 8:52:55
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
12 09 2023 21:49:19
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
11 09 2023 4:29:11
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
10 09 2023 2:51:59
Мастерская «Сальвадор Дали» проводится на уроках курса всеобщей истории в 10–11-х классах при изучении темы «Культура». Цель мастерской – стремление научить детей самостоятельно познавать мир, не бояться ставить сложные вопросы и искать ответы на них; научить детей получать наслаждение от живописи, не бояться красок и почувствовать себя творцом....
09 09 2023 10:43:11
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
08 09 2023 9:33:15
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
07 09 2023 21:59:27
Урок обществознания построен на основе проектно-исследовательской, а также групповой формы работы. Такие методы работы апробированы и всегда дают хорошие результаты по мотивации учеников к теме урока. Заполнение рабочих листов позволяет закрепить изученный материал и лучше его понять. Лицевые счета на уроках побуждают ребят к максимальному участию в работе....
06 09 2023 6:53:52
Нестандартный урок "Никто не создан для войны" проводится в 9–11-х классах. Урок посвящен воинам-афганцам. Данный материал можно использовать и для внеклассных мероприятий. На уроке учащиеся учатся выpaбатывать собственную точку зрения на причины и события афганской войны; воспитание гражданственности....
05 09 2023 17:17:38
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
04 09 2023 0:33:54
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
03 09 2023 12:51:40
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
02 09 2023 4:48:59
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
01 09 2023 20:39:15
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
31 08 2023 18:56:35
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
30 08 2023 21:21:14
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
29 08 2023 2:14:20
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края.
Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности.
...
28 08 2023 22:52:29
Урок направлен на формирование представления о значимости либеральных реформ в модернизации общества, о неоднозначных последствиях для общества в случае их незавершенности, об исторических альтернативах для страны. Также у учащихся формируется умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и аргументировать свою точку зрения....
27 08 2023 6:23:17
Урок "Народническое движение" второй урок в изучении темы. На первом уроке учащиеся, работая в группах, определили основных представителей народнического движения, направления и методы их борьбы. На втором уроке звучит отчет групп и дальнейшее изучение темы. На уроке сопоставляется терроризм XIX века и современный терроризм....
26 08 2023 20:28:59
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
25 08 2023 10:47:56
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
24 08 2023 10:19:36
Мероприятие направленное на воспитание патриотизма. В качестве примера проявления истинной любви к Родине приведены жизнь и подвиг замечательного человека – Чичварина В.И. – москвича, участника Отечественной и Японской войн....
23 08 2023 1:36:56
Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Приведены примерные варианты вопросов, составленных учащимися и учителем по данной теме. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Проблемные вопросы дадут возможность учащимся обратиться к дополнительной литературе для закрепления темы....
22 08 2023 5:36:51
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
21 08 2023 7:50:54
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
20 08 2023 9:29:35
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
19 08 2023 19:31:21
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
18 08 2023 15:12:54
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
17 08 2023 18:37:22
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
16 08 2023 10:17:42
Представлен конспект мероприятия "Земляки в боях за Родину".
В ходе проведения мероприятия использовалась Книга памяти погибших и пропавших без вести в годы ВОВ по Томской области....
15 08 2023 5:24:39
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
14 08 2023 6:40:12
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
13 08 2023 15:34:47
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
12 08 2023 1:36:13
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
11 08 2023 23:32:38
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
10 08 2023 9:39:24
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
09 08 2023 1:18:56
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
08 08 2023 5:58:38
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства.
...
07 08 2023 14:39:21
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
06 08 2023 8:14:10
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
05 08 2023 0:54:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::