Урок истории по теме "Политические партии в России в условиях двоевластия. Борьба за влияние на массы" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме "Политические партии в России в условиях двоевластия. Борьба за влияние на массы"


    Урок истории по теме "Политические партии в России в условиях двоевластия. Борьба за влияние на массы"

ЭТАПЫ УРОКА

  1. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
  2. Входной контроль.
  3. Расстановка политических сил после Февральской революции.
  4. Политические партии в условиях демократии:

а) послефевральская политика партии конституционных демократов;
б) активизация деятельности партии социалистов-революционеров;
в) деятельность меньшевистской фpaкции в послефевральский период;
г) партия большевиков после победы Февральской революции.

  1. Завершающий контроль.
  2. Рефлексия.

1. МОТИВАЦИОННАЯ БЕСЕДА. ФОРМУЛИРОВКА ИНТЕГРИРУЮЩЕЙ ЦЕЛИ

Воплощены сны вековые
Всех лучших, всех живых сердец:
Преображенная Россия
Свободной стала, наконец!

Так писал В.Я. Брюсов, передавая охватившие его чувства в первые дни после Февральской революции. И эти эмоциональные слова известного поэта были созвучны настроениям десятков миллионов россиян. Рухнул царизм. Россия стала самой свободной из всех воевавших держав. Народ ликовал. Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади.

Но Февральская революция знаменовала собой лишь начальный этап в демократическом преобразовании страны. Каковы были перспективы революции? Каким мог быть ход её развития в условиях двоевластия? Выбор пути общественного развития страны во многом зависел от расстановки политических сил.

Нам предстоит узнать, каким был расклад политических сил, что предлагали различные партии в конкретно-исторических условиях нашей страны, чьи интересы выражали, как воздействовали на массы.

Вам предстоит развивать имеющиеся у вас навыки и научиться:

  • делать сообщения;
  • работать в группе;
  • правильно распределять время работы над заданиями;
  • оценивать свою работу и работу товарищей;
  • самостоятельно определять свою позицию, точку зрения по изучаемой проблеме;
  • обобщать и делать выводы;
  • самостоятельно работать с учебными пособиями и дополнительной литературой.

2. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Цель. Вспомнить, какой была расстановка политических сил накануне революции.

Вывод. Накануне Февральской революции усилилось противостояние правительственного лагеря и либерально-буржуазной оппозиции, в стране развивалось революционное движение. Сторонники конституционных преобразований и приверженцы радикального изменения общества действовали бок о бок. У либералов и революционеров был общий противник, но частичное совпадение интересов двух оппозиционных сил было явлением временным.

3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Цель. К моменту крушения царизма эсеры, большевики, меньшевики переживали, пожалуй, свои худшие времена: их пропагандистская деятельность в масштабах огромной страны была ограниченной, а лучшие руководящие силы находились в ссылке или эмиграции. Наибольшую активность проявляла либеральная оппозиция.

Сегодня нам предстоит узнать, как изменилась расстановка политических сил после Февральской революции.

Задание

Используя учебное пособие и ранее полученные знания, докажите, что после Февральской революции произошла перегруппировка политических сил.

Вывод. Февральская революция привела к заметной перегруппировке политических сил. Крайне правые черносотенно-монархические объединения были сметены революцией. Острый кризис переживали праволиберальные партии (октябристы и прогрессисты). Кадеты из главной оппозиционной силы превратились в основную правящую партию. Резко возросла численность и влияние умеренных социалистических партий (эсеры и меньшевики). Они преобладали в советах. Левыми были большевики.

4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИИ

Цель. Революция поставила перед политическими партиями следующие задачи:

  • определение отношения к войне;
  • создание стабильной государственности;
  • разрешение аграрного вопроса;
  • решение обострившейся национальной проблемы;
  • стабилизация социально-экономического положения.

Выбор дальнейшего пути зависел от того, как поведут себя основные политическое силы, каким будет их противостояние.

Нам предстоит узнать о деятельности различных политических партий России в условиях демократии. Как изменились их стратегия и тактика в новых условиях. Какова была позиция различных партий по вопросу о перспективах революции.

Задание

Используя учебное пособие, дополнительную литературу и алгоритм действия, подготовить сообщение о деятельности партии после Февральской революции.

Каждая микрогруппа получает задание рассказать о деятельности одной из партий в условиях демократии:

1 комaнда - о партии кадетов;
2 комaнда - о партии эсеров;
3 комaнда - о партии меньшевиков;
4 комaнда - о партии большевиков.

Алгоритм действия

  1. Корректировка стратегии и тактики партии после Февраля.
  2. Деятельность партии в новых условиях.
  3. Активные деятели партии.
  4. Модель дальнейшего развития страны.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ

1 комaнда. КАДЕТЫ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЯ

После Февральской революции кадеты оказались в очень не обычном для себя положении. Ещё месяц назад они были “самой левой” легальной партией - и вот неожиданно “оказались самой правой”. Кадеты превратились из оппозиционной в правящую партию: её лидеры заняли во Временном правительстве ключевые позиции и стали определять его политику. Лидер партии П.Н. Милюков после Февральской революции занял пост министра иностранных дел Временного правительства, А.И. Шингарёв - пост министра земледелия, Н.В. Некрасов - пост министра путей сообщения, А. А. Мануйлов - пост министра просвещения. То, чего кадеты столько лет упopно добивались, - полная свобода слова, печати, собраний и т.д. - стало фактом. Конституционным демократам приходилось теперь “догонять” требования жизни, которые уходили всё дальше и дальше. В конце марта, на VII съезде партии, они обновили свою программу. Они отказались от традиционной ориентации на конституционную монархию, высказались за демократическую республику, за создание правового государства. На съезде подчеркивалось, что важнейшими задачами партии являются обеспечение единовластия Временного правительства и создание условий для продолжения войны “до полной и окончательной победы над врагом”. В области национальной политики кадеты выступали за единство и неделимость России, против автономии и, тем более, самоопределения национальных окраин. В области аграрных отношений - за принудительный выкуп части помещичьих земель государством. Они стремились отложить проведение крупных реформ до Учредительного собрания, были против немедленного введения 8-часового рабочего дня. После Февраля кадетов в основном поддерживали офицеры. Студенты, большая часть интеллигенции. Имущие классы - промышленники, помещики - также видели в лице кадетов своих последних защитников. Численный состав конституционно- демократической партии после Февраля увеличился примерно в 3.5 - 5 раз достиг 70 тыс. человек. Кадеты превратились в единственную буржуазную массовую партию в России. Однако значительная часть населения стала относиться к кадетам враждебно. Это, прежде всего, солдаты крестьяне, рабочие.

Вывод: Фактически кадеты заняли освободившееся место на правом политическом фланге.

2 комaнда. ЭСЕРЫ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЯ

После февральской революции особенно бурно росла партия социалистов-революционеров. В неё записывались порой целыми деревнями, а в армии - ротами. Численность партии составляла по разным оценкам от 400 тыс. до 1200 тыс. человек. Эсеры привлекали широкие массы своей программой. Она предусматривала особый путь России к социализму через народную революцию, социализацию земли, всемерное развитие кооперации и самоуправление трудящихся. Эсеры первыми среди общероссийских партий выдвинули требование федеративной республики. Социалисты-революционеры вместе с меньшевиками получили депутатское большинство в Петроградском Совете. Они считали, что начавшаяся в России революция призвана завершить буржуазно-демократические преобразования в стране, что Россия не готова к социализму, поэтому они поспешили заявить о поддержке Временного правительства, - сначала условной, потом безоговорочной.

Главную задачу Советов эсеры видели в контроле за деятельностью Временного правительства и оказании на него давления в случае отклонения от демократического курса. В стремлении избежать конфликтов с Временным правительством, эсеры отложили выполнение своих программных требований кардинальных реформ в области национально-государственного строительства России, аграрных отношений, включая ликвидацию помещичьего землевладения, рабочего законодательства до созыва Учредительного собрания. Во внешней политике эсеры выступали за продолжение войны и категорически отвергали “сепаратный мир и сепаратные переговоры”. Лидерами партии оставались В.М. Чернов, Н.Д. Авксентьев. В то же время укреплялось левое крыло партии (Б.Д. Камков, П.П. Прошьян, М.А. Спиридонова, М. Натансон и др.), которое требовало решительных шагов в сторону ликвидации войны, немедленного отчуждения помещичьих земель и выступало против коалиции с буржуазией.

Вывод. Таким образом, после Февральской революции эсеры перешли из революционного лагеря в политический центр, считая главной своей задачей “оказание давления” на поддерживаемое ими Временное правительство в интересах проведения реформ.

3 комaнда. МЕНЬШЕВИКИ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЯ

В первые месяцы после революции численность меньшевиков стремительно росла. Она увеличилась в 10-15 раз и к осени достигла 200 тыс. человек. Можно сказать, что в эти месяцы партия меньшевиков переживала расцвет своей деятельности. Именно представители меньшевиков 25 февраля 1917 г. выдвинули идею образования Совета, которая была горячо подхвачена массами. Подавляющее большинство депутатов Петроградского Совета составляли меньшевики и эсеры. Меньшевик Н.С. Чхеидзе стал председателем исполкома, меньшевик М.И. Скобелев - его заместителем. Среди меньшевиков по-прежнему существовало несколько течений. Попытки объединения не имели успеха. Партия была раздробленной на две относительно самостоятельные фpaкции: меньшевики-интернационалисты во главе с Ю.О. Мартовым и оборонцы (“правые” - во главе с А.Н. Потресовым и “революционные” - во главе с Церетели, Данам, Либером). Крайне правый фланг заняли Г.В. Плеханов и его группа “Единство”. В основе политической доктрины меньшевиков в 1917 г. лежало убеждение, что Россия не готова к социализму, к диктатуре пролетариата. Меньшевики выступали за сотрудничество с буржуазией, оказывали условную поддержку Временному правительству. Меньшевики соглашались с отсрочкой преобразований до Учредительного собрания, но пытались осуществить частные, компромиссные реформы. К компромиссу меньшевики прибегали и при решении вопроса об отношении к войне. Не видя реальных путей выхода из войны, большинство меньшевиков объявило себя “революционными оборонцами”. Меньшевики-интернационалисты выступали против коалиции с кадетами и продолжения войны. Выход из войны и осуществление реформ они связывали с организацией давления революционных масс на Временное правительство.

Вывод. На политической арене России после Февраля 1917 г. меньшевики заняли среднюю позицию.

4 комaнда. БОЛЬШЕВИКИ ПОСЛЕ ФЕВРАЛЯ

Февральская революция произошла неожиданно для партии большевиков и её лидеров, находившихся за границей или в ссылке. Партия в тот момент насчитывала менее 24 тыс. человек - ничтожную горстку в масштабах огромной страны. Находившиеся в России руководители большевиков считали, что революция буржуазная, поэтому можно и нужно поддерживать Временное правительство. 15 марта в “Правде” Л. Каменев изложил взгляды большевиков на войну. Он призывал продолжать сражаться. Таким образом, в первые недели революции большевики почти ни чем не выделялись в ряду других социалистических партий. Перелом в этом отношении наступил в апреле, с возвращением Ленина.

Ленин мог попасть в Россию из Швейцарии лишь с согласия властей Германии, которые рассчитывали на то, что лидер большевиков, выступавший “за превращение войны империалистической в войну гражданскую”, будет способствовать выходу России из войны. Результатом закулисных переговоров с участием немецких политиков и представителей армии стало решение на проезд Ленина и группы большевиков в пломбированном вагоне через Германию в Швецию. 3 апреля Ленин прибыл в Петроград. Выступая перед встречавшими его демонстрантами, Ленин провозгласил: “Да здравствует всемирная социалистическая революция!” Через несколько дней Ленин обнародовал так называемые Апрельские тезисы. Почти каждый из этих тезисов опрокидывал какое-либо прочно устоявшееся у социалистов мнение. Ленин утверждал, что России нужна не парламентская республика, а республика Советов. Такое понимание обстоятельства позволило В.И. Ленину выдвинуть лозунги: “Вся власть Советам!” и “Никакой поддержки Временному правительству!”, которые стали важнейшими элементами курса на захват политической власти. Ленин предлагал выход из войны, немедленное решение аграрного, рабочего и национального вопросов через смену власти.

Большевики не сразу поняли и приняли Апрельские тезисы. В течение апреля Б.И. Ленин настойчиво и упopно убеждал своих соратников поддержать его программу. Окончательную победу Ленин одержал на Всероссийской конференции партии, проходившей 24 - 29 апреля 1917 г. Апрельская конференция одобрила все основные положения Ленина. С этого момента большевики окончательно превратились в особую, отдельную от меньшевиков партию. Партия значительно выросла до 80 тыс. человек.

Вывод, После короткого этапа борьбы в руководстве Ленин захватил лидерство в партии большевиков. Партия взяла курс на захват политической власти.

Контрольное задание 1

Слушая выступления товарищей, заполните сводную таблицу “Политические партии в условиях двоевластия”. В таблице отразите отношение партий к войне, к решению аграрного, рабочего, национального вопросов, к форме правления и определите тактику партий.

Контрольное задание №2

Работа в парах, проверьте по эталону правильность заполнения таблицы.

Эталон

Вопросы Кадеты Меньшевики и эсеры Большевики
1. О войне До победы Революционное оборончество Немедленные переговоры о мире
2. О форме правления Парламентская республика Парламентская республика Республика Советов
3. Рабочий, аграрный и национальный вопросы Решать после Победы Решать после победы Немедленное решение
4. Тактика партии Единовластие Временного правительства до созыва Учредительного собрания. Буржуазно-демократическое развитие страны Условная поддержка Временного правительства в осуществлении буржуазных преобразований Проведение особой линии. “Никакой поддержки Временному правительству!” Социалистическое развитие России

5. ЗАВЕРШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ

Цель: Определить удалось ли достичь поставленных целей. Учащиеся выполняют задания по своему выбору.

Задание № 1

(максимальная оценка 1 балл) Представители какой партии заняли ключевые позиции во Временном правительстве:

а) большевики;
б) меньшевики;
в) кадеты;
г) эсеры.

Задание №2

(максимальная оценка 1 балл) Определите основные политические лозунги, выдвинутые В.И. Лениным в Апрельских тезисах:

а) “Никакой поддержки Временному правительству!”;
б) Долой Временное правительство!”;
в) “Вся власть Учредительному собранию!”;
г) “Вся власть Советам!”.

Задание №3

(максимальная оценка 1 балл) Первым председателем исполкома Петроградского Совета стал:

а) В.И. Ленин;
б) Л.Д. Троцкий;
в) А.Н. Потресов;
г) Н.С. Чхеидзе.

Задание №4

(Максимальная оценка 2 балла) Охаpaктеризуйте взгляды меньшевистской части российской социал-демократии на перспективы развития революции в России.

Задание №5 (максимальная оценка 2 балла) Почему именно партия социалистов-революционеров стала наиболее массовой политической партией России после Февральской революции?

Задание №6

(максимальная оценка 2 балла) В чем состоит принципиальное отличие лозунгов давления на Временное правительство и контроля за его деятельностью от лозунга “Никакой поддержки Временном правительству!”?

6. РЕФЛЕКСИЯ

Выскажите свое мнение об уроке.


Потребительский экстремизм


    Потребительский экстремизм

      Списывать проблемы на несовершенный, как некоторые считают, закон не совсем правильно. Виноваты люди, которые по своему усмотрению тpaктуют его в свою пользу. Как в любых договорных отношениях, стороны имеют права и обязанности. Однако распределить их хотят крайне несправедливо: права – потребителям, обязанности – продавцам. Показаны способы противодействия неправомочным действиям потребителей....

03 12 2022 1:45:40

Интегрированный интеpaктивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"


    Интегрированный интеpaктивный урок (история России + краеведениЕ + литература) "Бунт бессмысленный и беспощадный"

      Урок по истории России, краеведению и литературе «Бунт бессмысленный и беспощадный» (крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва и её отражение в произведениях А.С. Пушкина и А.С. Маркова.) проводится по итогам изучения темы: «Социально- экономическое положение России во второй половине XVIII века». ...

02 12 2022 17:43:56

Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"


    Музыкально-литературная композиция "Земля, я болен твоей болью, я ранен раною твоей!"

      Музыкально-литературная композиция посвящена творчеству поэтов-фронтовиков, многие из которых не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Цель урока – раскрыть глубину, многогранность, своеобразие произведений поэтов разных поколений и разных национальностей, посвящённых теме Великой Отечественной войны. У учащихся на жизненном примере и произведениях поэтов воспитываются лучшие нравственные качества: порядочность, благородство, беззаветная преданность Родине, чувство долга....

01 12 2022 7:52:34

Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"


    Открытый урок "Патриотизм и героика в русской и марийской музыке"

      Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...

30 11 2022 12:29:45

Открытый урок. Обобщающее повторение по теме: "Создание державы Александра Македонского"


    Открытый урок. Обобщающее повторение по теме: "Создание державы Александра Македонского"

      В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....

29 11 2022 8:27:45

Игра как способ найти свое место в жизни


    Игра как способ найти свое место в жизни

      Цель ролевой игры в жизни человека. Классификация игр по сфере деятельности и по хаpaктеру педагогического процесса и применяемых методик....

28 11 2022 1:40:40

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

27 11 2022 4:36:39

Чему учил китайский мудрец Конфуций


    Чему учил китайский мудрец Конфуций

      Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...

26 11 2022 9:47:49

Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)


    Литературная гостиная "Прерванный полёт" (памяти Владимира Высоцкого)

      Литературная гостиная памяти Владимира Высоцкого знакомит обучающихся с традициями авторской песни, с биографией и творчеством Высоцкого; позволяет развивать навыки выразительного, эмоционального чтения, вдумчивого восприятия, умение сопереживать, сочувствовать; помогает пробудить у обучающихся интерес и любовь к поэзии, слову....

25 11 2022 21:32:55

Урок-игра на тему "Древние цивилизации"


    Урок-игра на тему "Древние цивилизации"

      Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....

24 11 2022 6:28:23

Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс


    Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс

      Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....

23 11 2022 22:51:45

Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"


    Урок истории в 10-м классе по теме "Ордынское иго"

      Урок истории преследует цель актуализировать имеющиеся знания у учащихся по этой теме и углубить представления школьников об ордынском иге. При подготовке к уроку используется дополнительная литература (сочинения Карамзина, Гумилева, Ключевского, исследования современных авторов в и другие). Форма урока позволяет создать условия для успешной деятельности учащихся, а также совершенствовать их умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, вести диалог....

22 11 2022 14:28:30

Гражданские права ребенка в литературе XIX века


    Гражданские права ребенка в литературе XIX века

      Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта. На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка. ...

21 11 2022 11:52:36

Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."


    Тема урока: "Киевская Русь в IX–XI вв."

      Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....

20 11 2022 23:12:24

Урок истории по теме "Смутное время"


    Урок истории по теме "Смутное время"

      Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...

19 11 2022 6:36:32

Настольная игра для старшеклассников "Ты - будущий избиратель"


    Настольная игра для старшеклассников "Ты - будущий избиратель"

      Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...

18 11 2022 6:51:44

Игра "Страницы истории"


    Игра "Страницы истории"

      Разработка представляет собой игру по истории России XVI – начала XVI вв. Главной целью работы "Страницы истории" является формирование интереса не только к предмету истории, но и к истории России в целом. Игра может использоваться как на уроках истории (в форме итогового урока), так и на внеклассных мероприятиях....

17 11 2022 2:43:18

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"


    Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

      Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

16 11 2022 15:19:38

Начало Северной войны


    Начало Северной войны

      Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....

15 11 2022 1:11:58

Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"


    Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

      Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

14 11 2022 18:13:47

Информационные технологии на уроках истории с применением индивидуальных маршрутов прохождения тем при обучении детей по методикам КУЗ


    Информационные технологии на уроках истории с применением индивидуальных маршрутов прохождения тем при обучении детей по методикам КУЗ

      Предлагается разработка занятия по истории России для учащихся 8-х. классов на тему "Российская империя в начале XIX века". На занятии применялись нетрадиционные формы: работа в постоянных и сводных отрядах, работа с компьютером, тест-игра, что позволило ученикам не утомиться во время двухчасового урока. В ходе занятий по теме учащиеся активно использовали материал презентации, совершенствовали навыки работы с компьютером....

13 11 2022 13:23:23

Урок-конференция по курсу "История России XX век". Тема: "Форсированная модернизация: 1928–1938 гг." (9-й класс)


    Урок-конференция по курсу "История России XX век". Тема: "Форсированная модернизация: 1928–1938 гг." (9-й класс)

      История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе. ...

12 11 2022 10:45:22

Сценарий спектакля к 250-й годовщине со дня cмepти М.В.Ломоносова на русском и английском языках. Тема: "Начало деятельности Ломоносова в Академии Наук"


    Сценарий спектакля к 250-й годовщине со дня cмepти М.В.Ломоносова на русском и английском языках. Тема: "Начало деятельности Ломоносова в Академии Наук"

      Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....

11 11 2022 5:41:53

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

10 11 2022 11:48:48

М.М. Сперанский и его реформы


    М.М. Сперанский и его реформы

      Урок проводится как лабораторно-пpaктическая работа в группах. На основе самостоятельной работы с источниками у учащихся развиваются ключевые компетенции: коммуникативная, информационная, самообразования и самооценки. Для урока привлечен редкий материал из исторических монографий, писем и работ самого Сперанского с учетом уровневой дифференциации. ...

09 11 2022 21:16:33

Внеклассное мероприятие по истории


    Внеклассное мероприятие по истории

      Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

08 11 2022 19:48:38

Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину


    Крымская война. Оборона Севастополя: борьба не за город, а за Родину

      Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....

07 11 2022 20:27:48

Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"


    Мультимедийный урок по теме "Обобщение опыта работы военно-патриотического клуба «Родина»"

      Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...

06 11 2022 22:13:44

Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"


    Интегрированный урок истории России и права "Казачий мир"

      Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума. ...

05 11 2022 10:27:42

Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс


    Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....

04 11 2022 21:44:16

Тема урока: "Олимпийские игры в древности"


    Тема урока: "Олимпийские игры в древности"

      Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....

03 11 2022 14:18:50

Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.


    Первая мировая война: причины развязывания войны и основные события 1914 г.

      Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....

02 11 2022 8:55:28

Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий


    Мероприятие ко Дню памяти жертв политических репрессий

      Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания. ...

01 11 2022 4:36:27

Повторительно-обобщающий урок по главе I "Человек". 6-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по главе I "Человек". 6-й класс

      Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....

31 10 2022 6:16:13

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

30 10 2022 15:38:15

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

29 10 2022 13:41:55

Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"


    Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"

      Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....

28 10 2022 12:52:41

Смутное время


    Смутное время

      Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....

27 10 2022 10:19:24

Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке


    Общественные дисциплины в предпрофильной подготовке

      Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...

26 10 2022 17:10:32

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"


    Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

      Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

25 10 2022 17:19:16

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

24 10 2022 13:34:43

Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"


    Урок обществознания в 6-м классе "Как победить зло на Земле?"

      Тема «Добро и зло» не является обязательной для изучения в 6-м классе. Однако я провожу такой урок, где мы еще раз возвращаемся к этим базовым проблемам этики. Цель данного урока — попытаться найти ответ на вопрос: «Как победить зло?». Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка. ...

23 10 2022 11:11:14

"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....

22 10 2022 0:39:39

Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"


    Урок истории в 4-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема: "Смутное время. Спасители земли Русской"

      Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...

21 10 2022 18:31:23

Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."


    Урок по истории Отечества в 6-м классе. Тема: "Государственные реформы середины XVI в."

      Урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению истории Московской Руси. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках – "Создание единого Русского государства", дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока "Государственные реформы середины XVI в. Опричнина". ...

20 10 2022 19:17:16

Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"


    Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"

      На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....

19 10 2022 21:46:36

Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"


    Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"

      Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....

18 10 2022 7:16:38

Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"


    Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

      Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....

17 10 2022 7:42:55

Военные походы фараонов


    Военные походы фараонов

      На уроке истории должны быть созданы условия для развития умения осмысливать исторические факты и явления; развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, выражении собственной позиции; приобщения учащихся к культурному наследию прошлого. Урок должен способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой, развитой личности, целесообразно использовать вариативные образовательные технологии, составной частью которых может стать работа с историческим документом. ...

16 10 2022 5:49:38

Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?


    Терроризм и экстремизм – проявление ненависти или глупости?

      Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....

15 10 2022 20:48:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::