Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"
Урок-пpaктикум проводится в 9 классе. Продолжительность урока 45 минут. Опережающее домашнее задание: прочитать биографии государственных и политических деятелей Н.С.Хрущёва, Д.Ф.Кеннеди.
Цели урока:
-
показать развитие внешней политики в мире в постсталинский период,
-
поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем,
-
воспитывать интерес к истории Отечества, толерантность,
-
развивать творческое мышление учащихся (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой).
Оборудование:
-
карта “Политическая карта мира XX в.”,
-
портреты Н.С.Хрущёва, Д.Ф.Кеннеди.
Ход урока:
I. Учитель делит учащихся на группы и доводит цели и задачи урока. Учащимся предлагаются документы для анализа. Каждая группа, работая с документами и учебником А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России XX - начало XXI века” Москва “Просвещение” 2004, отвечает на вопрос “ В чём успехи и противоречия внешней политики СССР в 1953-середине 60-х годов XX века?”. Работа по группам (4 группы). Учащиеся выполняют задание 20 минут.
Первая группа отвечает на вопрос: “В поисках новой стратегии”. Учащиеся
работают с учебником § 42 (1-2 п.), документом
“Из заявления правительства СССР по вопросу о разоружении
14 мая 1956 г.”
Сложившееся положение требует от народов и от правительств, несущих ответственность за судьбы своих государств, принятие действенных мер к прекращению гонки вооружений, к предотвращению возникновения новой войны. Дальнейшее улучшение международного положения может и должно быть достигнуто прежде всего на путях сокращения вооружений, на путях проведения эффективных мер, направленных к разоружению. Что касается Советского Союза, то он сразу же после окончания второй мировой войны провёл ряд мероприятий по решительному сокращению своих вооружённых сил военного времени, демобилизовав из Советской Армии 33 призывных возраста.
Учитывая, что в нынешних условиях особую опасность для народов представляет атомная война, Советское правительство придаёт важнейшее значение запрещению атомного и водородного оружия. Именно поэтому мы предлагали и предлагаем безотлагательно принять решение о полном запрещении атомного и водородного оружия, о прекращении его производства и об уничтожении имеющихся запасов этого оружия с тем, чтобы великое открытие человечества - атомная энергия -служила исключительно мирным целям.
Желая внести новый вклад в дело разоружения и обеспечения мира и стремясь к созданию ещё более благоприятных условий для мирного хозяйственного и культурного строительства в Советском Союзе, правительство СССР приняло следующее постановление:
- Провести в течение одного года, в срок до 1 мая 1957г., новое, ещё более значительное сокращение численности Вооруженных Сил Советского Союза, а именно на 1200 тыс. человек.
- В соответствии с этим расформировать 63 дивизии и отдельные бригады, в том числе расформировать находящиеся на территории Германской Демократической Республики 3 авиационных дивизии и другие боевые части численностью более 30 тыс. человек. Расформировать также часть военных училищ Советской Армии. Поставить на консервацию 375 боевых кораблей военно-морского флота.
- Соответственно сказанному выше сократить вооружения и боевую технику Вооруженных Сил СССР, а также расходы Советского Союза на военные нужды по государственному бюджету СССР.
- Уволенным из состава Вооружённых Сил военнослужащим предоставить возможность устройства на работу в промышленности и сельском хозяйстве. Советское правительство готово будет рассмотреть вопрос о дальнейшем сокращении Вооружённых Сил СССР, если западные державы - Соединённые Штаты Америки, Англии, Франции - со своей стороны проведут соответствующее сокращение своих вооружённых сил и вооружений.
Вторая группа отвечает на вопрос: “Отношения с Западом. Проблемы разоружения”. Учащиеся используют материал учебника § 42 (2 п.) и документ “Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом прострaнcтве и под водой 5 августа 1963г.”
Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединённых Штатов Америки, ниже именуемые как “Первоначальные Участники”, провозглашая своей главной целью скорейшее достижение о всеобщем и полном разоружении под строгим международным контролем в соответствии с целями Организации Объединённых Наций, которое положило бы конец гонке вооружений и устранило бы стимул к производству и испытаниям всех видов оружия, в том числе ядерного, стремясь достичь навсегда прекращения испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем: Статья I
-
Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвратить и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:
- в атмосфере; за её пределами, включая космическое прострaнcтво; под водой, включая территориальные воды и открытое море, и
- в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государств, под юрисдикцией или контролем которого производится такой взрыв.
Статья II
- Настоящий договор будет открыт для подписания его всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет настоящий Договор до вступления его в силу в соответствии с пунктом 3 данной Статьи, может присоединиться к нему в любое время.
- Третья группа отвечает на вопрос: “СССР и социалистический лагерь”. Учащиеся отвечают на вопрос , используя материалы учебника § 42 (Зп.) и документ “Из воспоминаний военного историка В.Фомина о венгерских событиях 1956 г.
В октябре 1956 г. венгерская общественность, и особенно молодёжь, были взбудоражены событиями в Польше, где после расстрела летом демонстрации в Гданьске не прекращались забастовки. 23 октября венгерские студенты собирались провести демонстрацию под лозунгом солидарности с польской молодёжью. У демонстрантов был также список требований из 14 пунктов. Молодёжь не ставила перед собой целей ниспровержения социалистического строя. Речь шла о его улучшении, чему , по их мнению, мешало одиннадцатилетнее пребывание на венгерской земле советских войск.
Другими словами речь шла о продолжении реформ, начатых правительственной программой ещё в 1953 году. Группа демонстрантов двинулась к зданию радио, которое защищало войска. Начался штурм здания, в ходе которого прозвучали первые выстрелы. Здание, в конце концов, было захвачено... Жертвы были с обеих сторон.
Примерно в это же время начался захват оружия и боеприпасов в полицейских участках, в том числе и на патронном заводе. После восьми часов вечера посол СССР в Венгрии Ю.В.Андропов передал военным просьбу венгерского правительства ввести в Будапешт часть войск Особого корпуса для “поддержания порядка”.И Особый корпус двинулся в Будапешт.
После 28 октября, когда правительство Имре Надя объявило события “народным движением”, нахождение наших войск в Будапеште стало ненужным. Одновременно венгерское правительство поставило вопрос о выводе советских войск из Венгрии вообще. Наше правительство дало согласие на переговоры по этому поводу. Решение о “народном движении” стало настоящей трагедией для венгерских защитников существующей власти, которые честно выполняли свой долг. 30 октября экстремисты разгромили горком партии в Будапеште, расстреляв без суда и следствия его защитников. Как раз в тот момент наши войска из Будапешта выходили.
2 ноября 1956 года главнокомaндующий Объединёнными силами Варшавского Договора Маршал Советского Союза И.С.Конев...поставил боевую задачу: “ликвидировать контрреволюционный мятеж в Будапеште”. Для этого корпус усилился танками, артиллерией и воздушно-десантными войсками. Боевая операция проводилась по указанию нашего высшего партийного и государственного руководства во главе с Н.С.Хрущёвым. Своё решение они приняли...по просьбе венгерских коммунистов, руководства Китая, Югославии и стран-участниц Варшавского Договора.
Четвёртая группа составляет терминологический словарь “Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.”, включая в него такие термины: мирное сосуществование, разрядка, многообразие путей и форм перехода к социализму, “третий мир”, движение неприсоединения, развивающиеся страны, Карибский кризис, некапиталистический путь развития, мировая система социализма, Организация Варшавского Договора, НАТО, мораторий. Термины учащиеся записывают на доске.
III. Группы учащихся отвечают на поставленные им вопросы и заполняют таблицу “Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия”. Учащиеся выполняют задание 20 минут.
Страна |
Дата |
События |
Значение |
Вывод:
IV. Учитель оценивает работу учащихся.V. Домашнее задание: §42 , закончить работу с таблицей.
Литература:
-
А.С.Орлов. История России с древнейших времён до наших дней. Москва “Проспект” 2000
-
А.С.Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Москва “Проспект” 2000
-
А.А.Громов. Новейшая история России в вопросах и ответах. Москва “Проспект” 2008
Н.С.Хрущёва | Д.Ф.Кеннеди |
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
22 03 2023 23:18:24
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
21 03 2023 20:27:30
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
20 03 2023 19:43:39
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
19 03 2023 13:23:58
Создание на занятиях спецкурса ситуаций, когда учащиеся могут применить свои знания для решения пpaктических задач, - верный путь достижения высокого качества образования. Именно такую возможность дает проведение на занятиях спецкурса "Основы государства и права" в 11-м классе пpaктикума по теме "Трудовое право" в форме "Юридической консультации".
...
18 03 2023 3:52:43
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
17 03 2023 10:50:18
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
16 03 2023 22:16:22
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
15 03 2023 19:43:35
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
14 03 2023 9:39:58
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
13 03 2023 12:49:48
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
12 03 2023 16:26:17
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян.
Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности.
Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией.
...
11 03 2023 13:50:58
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой.
...
10 03 2023 4:41:26
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
09 03 2023 3:35:51
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
08 03 2023 7:47:29
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
07 03 2023 8:35:41
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
06 03 2023 15:58:28
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
05 03 2023 15:41:26
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
04 03 2023 17:46:19
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
03 03 2023 19:29:24
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
02 03 2023 8:38:28
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
01 03 2023 18:54:30
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
28 02 2023 2:16:33
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
27 02 2023 7:37:39
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
26 02 2023 20:33:47
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
25 02 2023 23:56:52
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
24 02 2023 9:12:35
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
23 02 2023 9:23:20
Занятие основано на презентации, построенной как брейн-ринг, на котором оценивается схожесть и разница упомянутых личностей....
22 02 2023 0:16:24
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
21 02 2023 14:54:14
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
20 02 2023 20:26:47
Это мероприятие может проходить как линейка или классный час, как встреча с ветеранами или урок истории. Данный материал может быть использован любым учителем для своего мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне....
19 02 2023 18:46:32
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
18 02 2023 16:56:25
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
17 02 2023 6:39:49
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
16 02 2023 19:48:24
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
15 02 2023 10:17:51
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
14 02 2023 6:39:54
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
13 02 2023 8:57:12

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
12 02 2023 2:53:56
Урок разработан в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС. В Приложении представлена технологическая карта урока....
11 02 2023 0:20:54
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей".
...
10 02 2023 20:31:57
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
09 02 2023 11:14:37
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
08 02 2023 2:27:35
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
07 02 2023 15:33:22
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
06 02 2023 12:19:23
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
05 02 2023 22:29:12
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
04 02 2023 2:56:33
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
03 02 2023 8:18:25
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
02 02 2023 19:19:17
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
01 02 2023 2:11:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::