Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"


    Тема урока: "Итальянское Возрождение". ГУК "Московский театр под руководством О.Табакова"

Итальянское Возрождение

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришёлся в основном на XIV– XVI столетия, а в Италии начался ещё в XIII в., принято называть эпохой Возрождения. Термин «возрождение» (перевод французского термина «ренессанс») указывает на связь новой культуры с античностью. Используя античную идеологию, созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и наиболее демократических по своему политическому строю городах древности, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, но переpaбатывала её по-своему, формулируя своё новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. Второе название новой итальянской культуры — гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus — человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии.

Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Этапы истории искусства Италии — родины Ренессанса — долгое время служили главной точкой отсчета. Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в.), а также треченто (14 в.), кватроченто (15 в.) и чинквеченто (16 в.). Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее; а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм.

Проторенессанс

В итальянской культуре XIII – XIV вв. на фоне еще сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т.е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» –«первый»).

В изобразительном искусстве безличное цеховое ремесло уступает место индивидуальному творчеству. В архитектуре, скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, ставшие гордостью эпохи, - Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Джотто ди Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления.

Треченто

Со второй половины XIII - в начале XIV в. в борьбе с местными феодалами крепнет флорентийское бюргерство. Флоренция одной из первых превращается в богатую республику с конституцией, принятой в 1293 г., с быстро формирующимся буржуазным бытом и складывающейся буржуазной культурой. Почти сто пятьдесят лет просуществовала Флорентийская республика, нажившая богатства в торговле шерстью и шелком и прославившаяся своими мануфактурами.

Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре. Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (1220–1278/84). В его работах прослеживается явное влияние античности. Он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не ее дальнейшее формирование. Многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует прострaнcтво, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы. Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства. Новые веяния проникают и в живопись Италии. В течение некоторого времени значительная роль в этой области принадлежала художникам Рима. Римская школа выдвинула одного из крупнейших мастеров Проторенессанса - Пьетро Каваллини (1240/1250–1330).

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим. Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере; 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Траствере; около 1293). Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи "византийской" или "греческой" манере. Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.

Рождение проторенессансного искусства Флоренции связывают с именем Ченни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-ок.1302).

Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Тpaктуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда прострaнcтвенны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.

Джотто заложил основу искусства Возрождения. Хотя он не был единственным художником своего времени, ставшим на путь реформ, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с существенными принципами средневековой традиции делают его родоначальником нового искусства.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века - первой половины XIV века была Сиена. Формирование его художественной школы происходило в одно время с флорентийской, но искусство этих двух крупнейших тосканских городов различно, как различны были их жизненный уклад и их культура.

Сиена была давней соперницей Флоренции. Это привело к ряду военных столкновений, оканчивавшихся с переменным успехом, однако к концу XIII столетия перевес оказался на стороне Флоренции, пользовавшейся поддержкой Папы.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел. В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284/97 годах Джованни Пизано.

Высокое возрождение

Первые три десятилетия культурного развития Италии в XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, а разных видов искусства – на основе новой, ставшей единой для всего их ансамбля стилистики. Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание в итальянском обществе, активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны. В немалой степени этому способствовали успехи гуманизма, достигнутые к концу XV в. Гуманистический идеал свободной и гармонической личности, обладающей безграничными возможностями познания мира и созидательной деятельности, в пору Высокого Возрождения был с особой наглядностью воплощен в изобразительном искусстве и литературе, нашел новое осмысление в философской и политической мысли. Тогда же обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Эстетика обогащалась новыми идеями, рождавшимися в творчестве великих мастеров —Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских тpaктатах о любви. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали хаpaктерной приметой эпохи. Близость эстетических подходов и художественного стиля, достигшего классических черт и выразительности, создавала определенное единство искусства и литературы, игравших ведущую роль в культуре Высокого Возрождения.

К ценностям Ренессанса активно приобщались не только придворно-аристократические круги, но и часть духовенства католической церкви. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных заказов и частного покровительства деятелям культуры. В то же время система меценатства, ставшая для многих из них основным источником средств существования, налагала определенную печать на их творчество, заставляя учитывать интересы и вкусы заказчика.

Достигшая в пору Высокого Возрождения вершин своего развития, ренессансная культура не избежала кризисных явлений. Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных образов, позже дошедшей до трагизма, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами, противостоящими ему. Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли: рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками идеального земного града. Внутренние противоречия развития ренессансной культуры были вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, суровыми, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления. С этим связано появление маньеризма — нового художественного направления в литературе и искусстве, хаpaктерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, мистицизм, прихотливая фантазия. Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или холодного великолепия образов, он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде, где оно решало главным образом декоративные задачи. С ним связано развитие парадно-аристократического портрета, росписи палаццо и вилл, садово-парковая архитектура, разработка костюмов, скульптурные произведения, а в литературе – прежде всего творчество поэтов. К концу столетия, когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из наиболее хаpaктерных ее примет.

Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль

Пожалуй, одной из самых ярких фигур Ренессанса можно без преувеличения назвать художника, скульптора, архитектора и учёного Леонардо да Винчи.

В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. В те годы Флоренцией правил потомок банкиров, щедрый покровитель искусства, Лоренцо Медичи Великолепный. Ему больше всего нравились картины Боттичелли. И всё-таки в истории человечества он остался в первую очередь как художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная вечеря» – вершина философской живописи. В позах, жестах, лицах двенадцати человек великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей. «Тайная вечеря» Леонардо так содержательна и глубока, что, глядя на неё, можно написать исследование по психологии или тpaктат по философии. Другая всемирно известная работа великого мастера – портрет Моны Лизы – «Джаконда». Её улыбке приписывают колдовскую силу, слава картины так велика, что многие считают целью жизни увидеть её. Другой гигант Возрождения – Микеланджело Буонарроти – не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки, подобно Леонардо. Но как скульптор и живописец он, может быть, даже превзошёл своего великого современника. В Риме он изваял одну из своих самых знаменитых скульптур – «Пьета», то есть «Оплакивание Христа». Скульптура вызвала восхищение. Вернувшись во Флоренцию, молодой скульптор создал статую Давида. Согласно библейской легенде, Давид победил великана Голиафа. Эта победа считалась символом победы с божественной помощью над грубой силой. Обычно художники и скульпторы изображали Давида слабым юношей, попирающим поверженного могучего врага. Микеланджело создал Давида сильным, атлетически сложенным как бы подчёркивая, что он достиг победы благодаря самому себе. Гимном человеку и его возрождению стала и главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. За четыре года работы Микеланджело один расписал потолок площадью пятьсот квадратных метров, он изобразил и сотворение мира, и Страшный суд, и библейских пророков. По сравнению с величественными Леонардо и неистовым Микеланджело Рафаэль Санти кажется скромным юношей. Мягкость и нежность хаpaктера Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. Он написал множество картин, фресок, ещё больше по его эскизам завершили его ученики. В Ватиканском дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов.

Особенно знамениты две фрески – «Парнас» и «Афинская школа». На фреске «Парнас» бог искусства Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности – Гомера, Сапфо, Вергилия, Горация. Здесь же и Данте, Петрарка, Боккаччо. Фреска «Афинская школа» посвящена философам. В центре – Платон и Аристотель. Они продолжают спор об идеальном и материальном: Платон указывает вверх, на небо Аристотель – вниз, на землю. Рафаэль всех знаменитых философов древности – Сократа, Демокрита, Диогена, математика Евклида. Платону он придал сходство с Леонардо да Винчи, Демокриту с Микеланджело.

Самая знаменитая картина Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Её называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи итальянского Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворённости.

Внутренний мир человека в поэзии

Культура эпохи Возрождения влечет за собой не толь­ко ряд внешних открытий, её главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир чело­века и призывает его к новой жизни. В эту пору, прежде всего, индивидуализм достигает высокой степени развития, далее гума­низм ведет к разностороннему знакомству с индивиду­альностью во всех её проявлениях, и формирование лич­ности совершенствуется главным образом путем самосознания и ознакомления с различными индивидуаль­ностями вообще. В первой половине XIII века, в Италии также становится весьма распространен­ной одна из многих строго размеренных форм, возник­ших в то время на Западе, а именно — сонет. Порядок строф и даже число стихов в сонете колeблется и менял­ся еще в течение ста лет, пока Петрарка не установил для него нормальных правил. В этой форме стали выра­жать все высокие лирические и созерцательные мотивы, а затем и всякого рода содержания вообще; мадригалы, осетины и даже канцоны отошли на второй план. По­зднее сами итальянцы, то шутя, то всерьез, жаловались на этот неизбежный шаблон, на это прокрустово ложе всех чувств и мыслей. Во всей остальной Европе сценическое представление, заимствованное из легенд и священной истории, было, прежде всего, источником и началом драмы и театра вообще, но Италия до такой сте­пени увлеклась декоративной пышностью и роскошью костюмов в мистериях, что драматический элемент дол­жен был при этом непременно страдать. Напротив того, народная комедия в прозе, в том виде, как сочиня­ли ее Макиавелли, Бибиена, Аретино, могла бы иметь, будущее, если бы содержание не обрекало ее на гибель, так как она или отличалась крайней без­нравственностью или же направлена была против отдель­ных сословий, которые после 1540 года уже не могли ми­риться с таким враждебным отношением. Но как бы, то ни было, итальянские комедии были пер­вые, написанные прозой и носившие реалистический хаpaктер, и в этом смысле должны сохранить значение в истории европейской литературы. Национальным остался только один род сценичес­ких произведений, а именно комедия дель-арте, импро­визируемая перед зрителями по сценарию. В ней, однако, представляется мало простора для хаpaктеристик, так как действующие маски многочисленны и неизменны, хаpaк­тер каждой из них давно всем известен. Нечто в этом роде можно увидеть в Венеции в сценических представлениях, устраиваемых Антонио да Молино, известным под именем Буркиелла, обществом Армоньо и другими. Буркиелла умел усиливать комизм венецианским наречием с примесью греческих и славонских слов. Очень близки к комедии дель-арте были про­изведения Анджело Беолько, прозванного Руцанте (1502-1524). Вслед за тем создаются в различных местах Италии знаменитые маски, которыми итальянцы увеселяются до сих пор: Панталоне, доктор Бригелла, Пульчинелло, Арлекино и др. К сожалению, в героической поэзии Ита­лии совершенно отсутствуют цельность хаpaктеров. Нельзя отрицать некоторых преимуществ итальянс­кой эпической поэзии. Произведения, создаваемые при та­ких условиях, меньше всего представляли собой закон­ченное целое и могли бы, в сущности, быть вдвое короче или, напротив, длиннее без ущерба для содержания; все такие произведения похожи не на большую историчес­кую картину, а, скорее, на фразы или на вьющуюся великолепную гирлянду. Изобразительность Боярдо и поразительная смена создаваемых им картин идут совершенно в разрез с на­шими школьными определениями правил эпической поэзии. Для того времени эта поэзия была приятнейшим уклонением от занятий древностью и, в сущности, един­ственным средством к созданию самобытной повество­вательной поэзии.

С современной точки зрения мы вправе были бы требовать от Ариосто не только ха­paктеристик, но и еще гораздо более серьезных вещей. Столь богато одаренный поэт мог бы, кажется, не огра­ничиться одними приключениями, а мог бы изобразить в одном великом произведении глубочайшие конфликты человеческих чувств и важнейшие воззрения своего вре­мени на все божественные и чисто человеческие вопросы.

Позднее возрождение

Во второй половине XVI в в Италии нарастал упадок экономики и торгов ли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой искусство переживало глубокий кризис. В нём укреплялись антиренессансные анти- классические тенденции, воплотившиеся в маньеризме.

Маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. В русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащенное новыми формами творчества великих мастеров позднего Возрождения — Палладио, Веронезе, Тинторетто

Творчество Тинторетто завершает развитие художественной культуры Возрождения в Италии.

Искусство Марьенизма

Маньеризмом называется течение в европейском искусстве XVI в. Оно происходит от итальянского слова maniera – «манера», «прием», «художественный почерк». Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении в 20-х гг. XX в., а исследование маньеризма породило обширную научную литературу со спopными оценками и точками зрения.

Маньеризм в своем наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Первый этап итальянского маньеризма охватывает 20-40-е гг. XVI в. и представляет собой сравнительно узкое течение, наиболее ярко воплощенное в живописи. Самым крупным и одаренным мастером сложной творческой судьбы был Якопо Понтормо (1494–1556). В его известной картине «Снятие со креста» композиция неустойчива, фигуры вычурно изломаны, светлые краски резки.

Первое поколение маньеристов завершает Франческо Маццола, прозванный Пармиджанино (1503–1540), изощренный мастер и блестящий рисовальщик. Он любил поразить зрителя: например, написал автопортрет в выпуклом зеркале. Намеренная нарочитость отличает его известную «Мадонну с длинной шеей» (1438–1540 гг.).

Второй этап маньеризма (1540–1590 гг.) превращается в Италии в широкое течение, охватывающее живопись, скульптуру и архитектуру. Маньеризм становится придворно-аристократическим искусством, которое первоначально развивается в герцогствах Пармы, Мантуи, Феррары, Модены, а затем утверждается во Флоренции и Риме.

Самый крупный мастер – художник двора Медичи Аньоло Бронзино (1503–1572), особенно известный своими парадными портретами. В них отозвалась эпоха кровавых злодеяний и нравственного падения, охватившего высшие круги итальянского общества. Созданный маньеризмом тип придворного портрета оказал влияние на портретное искусство XVI–XVII столетий в других странах, где он обычно развивался на живой, здоровой, подчас более прозаичной местной основе.

Искусство маньеризма было переходным: уходила в прошлое эпоха Возрождения, наступало время нового всеевропейского художественного стиля – барокко.

Выводы:

Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений.

Список литературы:

  1. «История средних веков: Европа и Азия». МН: «Харвест», 2000.
  2. «Всемирная история в лицах. Раннее Средневековье», Владимир Бутромеев. «Олма-пресс», Москва, 1999.
  3. «Культура Италии в эпоху Возрождения», Яков Буркгардт. «Русич», Смоленск, 2002.


Крымская война 1853—1856 гг.


    Крымская война 1853—1856 гг.

      Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...

27 11 2022 7:56:21

Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Слово и образ Отечества", 6-й класс

      В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....

26 11 2022 19:27:30

Урок мира


    Урок мира

      Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

25 11 2022 1:44:17

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

24 11 2022 2:48:48

Разработка занятия по обществознанию на тему "Отрасли российского права: основные понятия"


    Разработка занятия по обществознанию на тему "Отрасли российского права: основные понятия"

      Предложенное занятие - промежуточное в теме "Политическая жизнь современного общества". В теме занятия выделяется шесть блоков, две отрасли права были заданы в опережающем домашнем задании двум учащимся, остальные получили задание по этим же отраслям подготовить вопросы. На занятии студенты вступают в дискуссию. ...

23 11 2022 11:24:17

Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории


    Возможности историко-краеведческих материалов в изучении отечественной истории

      Актуальность темы обусловлена тем, что конфликты на национальной почве, миграционные процессы, постоянная пропаганда утилитарных ценностей потребительского общества – всё это оказывает негативное влияние на подрастающее поколение. Как изменить ситуацию? Как научить подростков и молодёжь верить в идеалы, созидать, любить Родину и быть нравственными и успешными? Как формировать терпимость людей друг к другу? Использование регионального компонента в курсе отечественной истории – моя попытка сосредоточить внимание школьников родного края на некоторых способах решения существующих в обществе проблем путём знакомства с культурой родного края, ёё традициями, нравственными ценностями. Только в этом случае история станет привлекательным для детей и творческим в своей основе учебным предметом. ...

22 11 2022 2:22:53

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории


    Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

      <p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

21 11 2022 16:49:32

Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"


    Исторический конкурс "Умники и умницы" "Поклонимся великим тем годам…"

      Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....

20 11 2022 12:16:48

Социальная структура общества. 10-й класс


    Социальная структура общества. 10-й класс

      Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....

19 11 2022 19:50:50

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"


    Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

      Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

18 11 2022 5:20:26

Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"


    Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"

      Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....

17 11 2022 12:50:59

Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий


    Образовательный проект гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему учебных и внеучебных занятий

      Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....

16 11 2022 8:29:25

Программа кружка по истории "Все тайны и загадки мира, или Тайна, о которой я хочу рассказать"


    Программа кружка по истории "Все тайны и загадки мира, или Тайна, о которой я хочу рассказать"

      На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....

15 11 2022 13:12:30

Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года"


    Урок-семинар по теме "Движение декабристов. События 14 декабря 1825 года"

      Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков. ...

14 11 2022 5:54:56

Краеведческий материал в работе учителя истории


    Краеведческий материал в работе учителя истории

      Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....

13 11 2022 9:51:11

"Театр Древней Греции"


    "Театр Древней Греции"

      Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...

12 11 2022 3:40:44

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...

11 11 2022 18:51:54

Моделирование исторических событий и процессов


    Моделирование исторических событий и процессов

      Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....

10 11 2022 0:45:25

Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)


    Крестьянский вопрос в России (с древнейших времен – середина XIX века)

      На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...

09 11 2022 22:48:24

План урока "Древнейшие люди"


    План урока "Древнейшие люди"

      Урок предусматривает использование презентации. Учитель рассказывает о наших далеких предках, их занятиях, верованиях, культуре....

08 11 2022 7:46:24

Интеллектуальная игра "За семью печатями"


    Интеллектуальная игра "За семью печатями"

      Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....

07 11 2022 18:52:53

Урок-викторина на тему "Государственная символика"


    Урок-викторина на тему "Государственная символика"

      К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....

06 11 2022 17:11:24

Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"


    Урок истории по теме "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии"

      Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция". ...

05 11 2022 10:22:31

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"


    Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

      Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

04 11 2022 21:34:19

Экологическая обстановка села Садовое


    Экологическая обстановка села Садовое

      Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

03 11 2022 17:23:25

Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"


    Внеклассное мероприятие по истории "Герои Средневековья"

      Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет. ...

02 11 2022 10:58:17

Тематический вечер "История России и российских символов"


    Тематический вечер "История России и российских символов"

      Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....

01 11 2022 22:34:59

Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"


    Разработка урока обощения в 5-м классе в курсе истории Древнего мира "Древний Египет"

      Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....

31 10 2022 21:39:45

Гражданственность на уроках истории


    Гражданственность на уроках истории

      На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....

30 10 2022 19:50:16

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

29 10 2022 12:43:39

Современные методики в преподавании экономики


    Современные методики в преподавании экономики

      В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...

28 10 2022 10:14:23

Повторительно-обобщающий урок "Крестьянская реформа 1861 года"


    Повторительно-обобщающий урок "Крестьянская реформа 1861 года"

      Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....

27 10 2022 13:12:59

Обряды народов Таймыра


    Обряды народов Таймыра

      Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....

26 10 2022 12:20:32

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов


    Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

      Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

25 10 2022 7:16:33

Мышгород, или Путешествие в город Мышкин


    Мышгород, или Путешествие в город Мышкин

      Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....

24 10 2022 7:48:54

Урок "Россия — путь возрождения"


    Урок "Россия — путь возрождения"

      Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....

23 10 2022 18:14:51

Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"


    Интегрированный урок по истории и технологии на тему: "Путешествие в Средневековье"

      Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...

22 10 2022 2:13:15

Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"


    Интегрированный урок в 11-м классе "Кровью сердца окропленные строки…"

      Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....

21 10 2022 0:41:10

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

20 10 2022 15:36:59

Общество и общественные отношения


    Общество и общественные отношения

      Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

19 10 2022 3:27:42

Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства


    Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства

      В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...

18 10 2022 3:58:41

Февральская революция на фоне традиций


    Февральская революция на фоне традиций

      История развития государства есть история борьбы за власть. Но история дореволюционной России знает и другие примеры. Данный урок позволяет обобщить и систематизировать знания о хаpaктере царской власти, ее взаимоотношениях с обществом и оппозицией, о причинах и последствиях Февральской революции 1917 года. ...

17 10 2022 4:10:43

Откуда есть пошла Русская земля


    Откуда есть пошла Русская земля

      Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян. ...

16 10 2022 12:38:18

Поход Александра Македонского на Восток


    Поход Александра Македонского на Восток

      Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....

15 10 2022 1:59:36

Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")


    Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель")

      Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....

14 10 2022 18:30:37

Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"


    Урок-путешествие "Средневековый город и его обитатели"

      Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....

13 10 2022 20:18:40

Тестирование как одна из форм контроля на уроках обществознания в 10-м классе


    Тестирование как одна из форм контроля на уроках обществознания в 10-м классе

      Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, пpaктически исключая субъективизм преподавателя. В статье представлены тесты....

12 10 2022 18:23:34

Использование музыки в работе психолога. Урок истории в 8-м классе. Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."


    Использование музыки в работе психолога. Урок истории в 8-м классе. Тема: "Наука и образование первой половины XIX в."

      Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты. ...

11 10 2022 6:16:37

Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."


    Урок в 8-м классе по теме "Либеральные реформы в России в 60–70-е гг. XIX в."

      <p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p> ...

10 10 2022 1:52:11

Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности


    Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности

      Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....

09 10 2022 20:14:24

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.