Конспект открытого урока истории в 9-м классе по теме "Огненные версты Гражданской войны…"
Форма: заседание «круглого» стола
Тип урока: закрепление изученного материала через защиту проектов.
Цели урока:
- Обобщение исторического материала по ГВ
- Развитие и совершенствование навыков ведения дискуссии
- Развитие навыков создания компьютерной презентации
- Формирование личностной оценки сложных периодов отечественной ист.
- Воспитание патриотизма через осмысление проблем ГВ
Оснащение: проектор, презентации учителя и учащихся (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), тематические картины, ист.карта «Гв и иностранная интервенция в 1918-1920»г
Ход урока
Введение в тему
Ист.
В Праге на Ольшанском кладбище возведён Успенский храм впамять о наших соотечественниках « в междоусобной брани за Россию cмepть обретших…» На российской земле пока такого памятника нет…Прошло 90 лет после ГВ, но мы только сейчас начинаем понимать, какое это было несчастье для всей России. Пришла пора понять и сказать всю правду о Гражданской . Понять и скорбно склонить голову перед миллионами погибших в братоубийственной войне. Пора отрешится от ненависти, изжить её, чтобы никогда не повторилось кровавое безумие розни. Осмыслению ГВ в нашей истории посвящаем мы сегодняшний наш урок .Форма урока нетрадиционная .Мы с вами проведем заседание « круглого» стола по важнейшим проблемам .В нашей дискуссии примут участие также и ученики 9-а Кл, которые тоже изучили тему «ГВ» Внимание на экран . Основные проблемы, которые мы обсудим. слайды № 1-2 (Приложение 1).
1. Победители и побежденные (ученики подготовили проекты, которые будут представлены для защиты)
2. Террор - как средство достижения цели
3. Составление творческого проекта памятника жертвам ГВ.
Фронтальная беседа
Прежде чем мы перейдём к обсуждению данных проблем, давайте вспомним некоторые моменты событий тех трагических лет. Общие вопросы учащимся 9-а Кл.
1. Когда началась ГВ в России?
2. Кто виновен в развязывании ГВ?
3. Согласны ли вы с утверждением « Не было бы Октябрьской революции, не было бы и ГВ»
4. Кто начал интервенцию против Советской Республики? Чью сторону в Гражданской войне они поддержали?
5. Какие политические партии начнут борьбу с большевиками?
6. Когда завершилась ГВ в центре и на местах
7. Покажите на карте основные районы (фронты) ГВ Кто возглавил движение против большевиков?
С каким утверждением о ГВ вы согласны? (слайд № 3) Дискуссия
Начавшееся весной 1918г.противостояние в обществе, поставило население бывшей царской России к выбору: чью сторону принять?. Этот выбор был очень нелегкий. Ходил по мукам не только известный герой романа А.Толстого, но и вся Россия…
Проблемная задача
В ходе представления проектов подумайте, чья позиция (программа) вам ближе и чью сторону, вы бы приняли в нарастающей стихии Гражданской войны. Сразу хочу вас всех предупредить о том, что не нужно идеализировать « красных» или только «белых». Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костёр братоубийственной войны
Переходим к защите проектов слайд № 4 (эпиграф запела ….)
Вопросы к классу
Слайд№ 5 «красное» движение 5 мин. Вопросы класса к группе
Слайд № 7«белое» движение 5 мин. Вопросы класса к группе
Стихотворение М.Волошина « А я стою …слайд № 6
Ист.
Ученикам 9 класса
Выберите вариант: Кто «красные» и кто «белые» слайд № 8
( дискуссия)
Ист.
Основную массу воюющих армий составляли крестьяне. Чью сторону поддержит русский крестьянин, в конечном итоге, и стало исходным моментом победы противоборствующих сил в ГВ. В годы ГВ активно проявило себя «зелёное» движение. У крестьянской армии и её лидера было своё видение будущего России и роли в нём русского крестьянства.
Слайд № 9 «зелёное» движение 5 мин. Вопросы класса к группе..
Ист.
Давайте подведём итог по 1 проблеме.
Почему « красные» одержали победу, а «белые» проиграли (ученики отмечают)
1. Большевики мобилизовали все ресурсы на победу, показали единство и сплочённость
2. Оснавная часть населения почувствовала, что Советская власть – это их власть
3. На стороне большевиков выступила большая часть крестьянства, это позволило создать массовую армию, обеспечить прочный тыл.
4. «Белое» движение не нашло общего языка с народом и дискредитировало себя сотрудничеством с интервентами.
Победили в схватке за будущее России – большевики. Заплатили они за это очень высокую цену: (Слайд № 10)
В 1917-1922 потери
1. 2,1 млн.(из них 1.3 млн жертвы террора, бандитизм)
2. 5.1 млн умерли от эпидемий.
3. до 2 млн. жертвы изгнаний (эмиграция)
4. 5 млн голодная cмepть в 1921-1922г.
5. 1млн не берут на свой счёт ни белые ни красные
По данным Урланиса Россия потеряла до 10% населения ( для сравнения в США-1.6%, Испания -1.8)
Ист.
Вопрос к 9-а и 11-а классу
Чью позицию вы поддержали бы в те годы ( дискуссия)
Переходим к обсуждению 2 проблемы
Особое ожесточение ГВ выразилось в репрессиях (карательных мерах), терроре, направленном против невиновных, часто случайных людей. Террор как политика устрашения, подавления и запугивания политических противников проводился всеми сторонами конфликта.
Л.Троцкий сказал о терроре . Ваше отношение к его т.з.(слайд № 11 )
Работа с документами
Насилие стало главным фоном жизни, оно вошло в повседневность, даже в речь. Об этом писал в 1921 г. М.Волошин в стих « Терминология (слайд № 12)
Работа с историческими документами.
Вывод по 2 проблеме:
ГВ актуализировала самые дикие, архаические пласты человеческого сознания. Черно - белое мышление, признающее лишь « своих» и «чужих», «наших» и «не наших». В известном романе М.Булгакова есть очень яркая фраза о трагедии ГВ. « Все мы в крови повинны. Но ты не карай» Она звучит оценка ГВ как трагедии не «белых» или «красных» а всего народа, каждого человека. слайд «итоги войны»(слайд № 13)
Дискуссия на слова писателя Васильева «ГВ – это..»
Творческий проект
Ист.
Я начала наше заседание с сообщения об Успенском храме в Праге. Сейчас я предлагаю объединится ученикам 2-х Кл. в 3 группы и представить себя специалистами- историками, исследующих тему ГВ. Вас пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам ГВ. Каким бы вы хотели его видеть? Предложите свой вариант памятника.
Работа в группах по проекту создания памятника всем участникам ГВ
Презентация групп
Ист.
Я считаю ваши варианты очень интересными и заслуживающими внимания На ваш такой творческий порыв, хочется верить, повлиял наш « круглый» стол. Тема ГВ не неисчерпаема. Ваши суждения показали мне, что вам небезразличен этот период отечественной истории, боль и скорбь тех дней. Вы все не только теперь ориентируетесь в этом периоде истории, но и через свое сердце пропустили эту трагедию. Я благодарю всех за активную дискуссию и считаю, что заседание «круглого» стола прошло успешно.
Рефлексия
1. Как оцениваете новую форму проведения урока истории?
2. Есть ли целесообразность проведения разно уровневых уроков по общей теме?
3. Как оцениваете свое участие в « круглом» столе.
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
24 09 2023 19:35:10
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
23 09 2023 5:22:48
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
22 09 2023 10:38:28
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления.
...
21 09 2023 1:18:38
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
20 09 2023 3:55:44
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
19 09 2023 15:39:40
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
18 09 2023 17:42:47
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
17 09 2023 19:16:50
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
16 09 2023 19:55:11
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
15 09 2023 22:30:57
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
14 09 2023 15:29:19

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
13 09 2023 16:36:38
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
12 09 2023 1:39:50
Урок предполагает самостоятельное изучение эпохи Н.С. Хрущева с последующим изучением документов на уроке. За 1–2 недели до предполагаемого занятия учитель предлагает школьникам список литературы для подготовки к уроку и перечень вопросов, которые будут обсуждаться....
11 09 2023 4:28:32
Изучение истории в 10-м классе при концентрической системе обучения хаpaктеризуется проблемно-тематическим подходом, что включает обязательное формирование собственной точки зрения при анализе исторического материала, изучение исторических фактов в контексте мировой истории, понимание причин, последствий, альтернативных вариантов развития изучаемого события. Занятие развивает критическое мышление, коммуникативные навыки учащихся, умения работать в группе, развивает активную жизненную позицию....
10 09 2023 23:56:53
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
09 09 2023 23:20:16
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
08 09 2023 22:54:55
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
07 09 2023 0:24:57
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
06 09 2023 17:54:53
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
05 09 2023 18:32:17
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов.
...
04 09 2023 5:49:24
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
03 09 2023 2:28:24
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
02 09 2023 18:11:48
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
01 09 2023 23:37:17
Урок истории разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
31 08 2023 14:17:40
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
30 08 2023 9:51:48
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
29 08 2023 9:30:40
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
28 08 2023 17:31:21
На уроке использованы методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Показать наличие в послевоенном СССР двух альтернатив общественно-политического развития: демократической и тоталитарной, определить причины возрождения первой и победы второй; раскрыть причины и хаpaктер изменений в структурах власти после окончания войны, нового витка репрессий....
27 08 2023 13:30:33
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
26 08 2023 11:38:10
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России.
...
25 08 2023 9:25:18
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
24 08 2023 23:13:21
На основе документов эпохи и описаний историков ученики формируют самостоятельное представление о роли предков - жителей Поморья в Северной войне, их вкладе в борьбу с врагом. Документальные и иллюстративные материалы урока создают прочную доказательную базу для укрепления гражданской идентичности детей и иллюстрируют действия Петра I в годы Северной войны 1700–1721 гг: строительство флота, укрепление обороны, создание мануфактур....
23 08 2023 20:40:37
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
22 08 2023 8:39:29
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
21 08 2023 11:57:43
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
20 08 2023 11:38:19
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции.
...
19 08 2023 22:36:27
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
18 08 2023 5:51:40

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
17 08 2023 22:43:58
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
16 08 2023 9:14:28
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
15 08 2023 3:24:21
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
14 08 2023 11:39:43
Учебное занятие проводится в форме комaндной интеллектуальной игры. В игре принимают участие три комaнды. Задания предполагают повторение, систематизацию и обобщение полученных знаний. А урок-игра способствует активизации познавательного интереса к истории, развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся. Данные материалы могут быть использованы в качестве внеклассного мероприятия во время школьной декады истории.
...
13 08 2023 4:19:10
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
12 08 2023 20:47:34
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
11 08 2023 0:29:54
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
10 08 2023 8:30:56
На конкретном примере из рабочей программы по истории для 11-го класса на тему «Культура Руси XV–XVI веков» представлено пpaктическое использование коллективно-распределительной деятельности учащихся для формирования коммуникативных действий на уроке. Дается обоснование необходимости применения коллективно-распределительной формы сотрудничества учащихся на уроке как важном подготовительном этапе к индивидуальной познавательной деятельности школьника под руководством учителя....
09 08 2023 15:40:38
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
08 08 2023 18:37:39
Автор знакомит учащихся с подъемом русской промышленности и торговли во второй половине XVIII в. Хаpaктеризует демографическое положение в стране, успехи и трудности в развитии сельского хозяйства. Дает представление о положении дворянства и крестьянства в России....
07 08 2023 2:58:44
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
06 08 2023 17:48:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::