Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года"
Цель урока: показать учащимся, как осуществлялось становление новой советской архитектуры, каковы были первые шаги советской власти, какие архитекторы творили в то время в Нижнем Новгороде и какие первые дома были построены.
Задачи урока:
- Образовательные - сформировать у учащихся представление о первых шагах советской власти в жилищной политике, о проблемах строительства после гражданской войны.
- Воспитательные - формировать у учащихся патриотические качества, воспитывать чувство гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию советского периода.
- Развивающие - привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из бесед с учителем.
Литература, использованная при подготовке.
- Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького. - Горький. 1986. - с. 36 - 37, 78 - 79.
- Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. 2004. - № 36 (сент.) - с. 12.
- ГУ ЦАНО, Ф. 6192. 366 ед. хр. 1905 - 1951 г.г., 1 оп. Д. 241, 242 а, 271 - 286.
- Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому // Записки краеведов. - Горький, 1979. - с. 35 - 46.
- Нифонтов Л.А. Мастерство зодчего. К столетию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева. // Горьковский рабочий.1979. - 12(февраля) - с.6.
- Нифонтов Л.А. Старейшина нижегородских архитекторов. К 90-летию со дня рождения А.А.Яковлева // Горьковский рабочий. 1969. - №43.
- Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород. 2005. - с. 53, 56, 59, 67, 85, 113 - 139.
- Софронов И. Градостроитель // В большом городе. - 2004. - 4 (март) - с. 10 - 12.
- И.М.Яковлева Капризы памяти. http: // baza.vgd.ru / 18/ 72277/
Оборудование урока:
- компьютерная презентация об архитекторе.
- фотографии общественных и гражданских зданий и сооружений, построенных Яковлевым в этот период.
- книги по архитектуре.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Презентация.
1. Оргмомент и целеустановка на урок. Приветствие. Постановка перед учащимися задачи: сформулировать тему и план урока, ответить на вопросы учителя, сделать промежуточные выводы.
Здравствуйте ребята! Мне хотелось бы начать урок с анализа одного документа. Прочитав его, объясните мне, о чём здесь идёт речь? А потом давайте вместе сформулируем тему и план нашего сегодняшнего урока.
Газета "Нижегородская коммуна", 1927, 11 ноября: "...205 человек (больших и маленьких) получили возможность дышать чистым воздухом....Тут нет керосинового чада ламп, угара печей. В сумерки под потолком начинает отдаваться биение балахнинского "большого сердца" - вспыхивает современная "жар-птица" - электрическая лампочка. Под подоконниками излучает тепло железная гармошка, дышащая паром котлов, клокочущих где-то в подвалах дома.
...Против комнаты через коридорчик большая светлая кухня, могущая породить зависть в сердце любой хозяйки. К стене большим черным или белым жуком прижалась плита. Хозяйке не нужно ходить куда-то на перекресток к тумбочке за водой, водопровод под рукой.
...Рядом с кухней комната с белой ванной. 33 семьи рабочих могут всерьез подтвердить пословицу древних: "Культура измеряется количеством вылитой на себя воды".
...Чтобы не пахло по комнатам грязной мыльной пеной стираного белья, в подвальном этаже оборудована общая прачечная".
Предполагаемый ответ учащихся:
В этом отрывке описываются новые условия жизни рабочих, новые квартиры и передаётся радость, и гордость рабочих за своё новое жильё. Мы можем предположить, что тема урока будет связана с развитием новой советской архитектуры и с этапами её развития: до гражданской войны и в период восстановления народного хозяйства.
Деятельность учителя:
Да, действительно, здесь описываются новые квартиры рабочих "Чернопрудского небоскрёба", радость которых будет понятна, если знать, в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил в теплушке, а другой под соборной колокольней в кремле. И тема нашего сегодняшнего урока: "Становление новой советской архитектуры 1917 - 1932 г.г." Мы познакомимся с первыми шагами советской власти в Нижнем Новгороде по вопросу жилищной политики, с тем, какие архитекторы работали в то время и какие здания они создали.
План урока:
- Конкурсные проекты и застройка Соцгорода Автозавода.
- Архитектурное творчество А. А. Яковлева (старшего) 1879 - 1951. Хаpaктеристика личности архитектора и его семьи. Первые постройки архитектора Яковлева: Чернопрудный "небоскреб" 1927 г., дом студента с кинотеатром ("Рекорд"), жилой квартал на ул. Грузинская и ул. Дзержинского, жилой дом № 1 по ул. Минина.
Изучение новой темы.
Деятельность учителя:
Первые шаги Советской власти ознаменовались переселением рабочих из трущоб и подвалов в дома и особняки, конфискованные у буржуазии. В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране и в Нижнем Новгороде пpaктически не велось. В 1922 - 1923 годах, в период восстановления народного хозяйства, в стране проходила дискуссия: каким должно быть социалистическое расселение, как решить вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней. Начало первым градостроительным мероприятиям было положено в 1924 - 1925 годах. Объёмы строительства в эти годы были невелики, но при большинстве промышленных предприятий уже проектировались и возводились первые благоустроенные дома и посёлки для рабочих.
Учитель рассказывает о конкурсных проектах и застройке Соцгорода Автозавода.
Учитель знакомит учащихся с личностью архитектора А. А. Яковлева и его деятельностью в Нижнем Новгороде с 1917 по 1934 года (с использованием компьютерной презентации; либо с проведением экскурсии в школьном музее, где создана экспозиция об А. А. Яковлеве (старшем)).
С творчеством А. А. Яковлева связана одна их ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода. Здания, выстроенные в Нижнем Новгороде (г. Горьком) по его проектам в 1920-1930 г., мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, который на протяжении четверти века являлся лидером горьковских архитекторов.
Родился Александр Александрович Яковлев 11 января 1879 года в г. Санкт- Петербурге. Отец его - Александр Васильевич (1835 - 1888) - действительный статский советник, знаменитый в то время правовед и писатель по экономическим и финансовым вопросам народного хозяйства. Александр Васильевич был женат гражданским бpaком на шведке Анне Егоровне Отсолиг (1840 - 1920). Но отец умер, когда сыну исполнилось только 9 лет и Александра отдали в приют принца Петра Ге opгиевича Ольденбургского. Сохранилось свидетельство, об обучении в дополнительном классе реального отделения этого приюта, Александра Александровича Яковлева.
Рисовать мальчик начал с раннего детства. В приюте у маленького Шурика были очень хорошие педагоги, поддержавшие его страсть к рисованию. У родственников хранятся рисунки из альбома 1894г., когда юному художнику - 15 лет. В 1898 году Александр Яковлев поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Через пять лет он получает звание архитектора-художника. Напоминают об этом событии два значка, выдававшиеся окончившим Академию художеств в те времена. Они были очень красивые. Праздничный значок - позолочённый, а для повседневного ношения - серебряный.
Уже в студенческие годы Александр был замечен мэтром отечественной архитектуры - ректором Академии художеств, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего - пора его профессионального становления.
По окончании училища Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А. Н. Померанцева уехал в Болгарию, где вместе с женой провел 8 лет.
Несколько слов хочется сказать о жене Яковлева Юлии Петровне, в девичестве - Вайтенс (1881-1952). Она вышла замуж за Александра Александровича в феврале 1904 года. До замужества Юлия Петровна окончила Бестужевские курсы, увлекалась немецкой философией. Она всю жизнь хотела иметь дочку, а родила пятерых сыновей: Михаила, Александра, Владимира, Дмитрия и Кирилла.
По воспоминаниям внучки Ирины Михайловны Яковлевой, Юлия Петровна и Александр Александрович были удивительной парой: "Дед был влюблен в бабушку всю свою жизнь и рисовал ее каждую свободную минуту. На этом портрете нет никакой подписи. Я не знаю, когда он написан, но очень люблю его. Люблю рассеянно-задумчивый взгляд моей бабушки, которую я знала не такой молодой, но такой же ласковой, хлопотливо-внимательной ко всем, кто был рядом. Бабушка всегда была в курсе всех дел моего деда. Она была его главным советчиком и главным цензором его проектов".
В Болгарии, вместе с А. Н. Померанцевым, Яковлев работал на cтроительстве мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Александр Александрович в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и контролировал строительство. В память об этой работе в семье сохранился бронзовый с эмалью образок. Сотни таких образков были украшением фриза этого храма-памятника.
В 1912 году Александр Яковлев возвращается в Петербург и на протяжении ближайших двух лет занимается проектированием и строительством детских учреждений (комплекса земледельческой колонии на 200 воспитанников близ г.Гатчины и здания приюта для детей в г. Петербурге). До нашего времени из этих построек сохранилось немногое.
Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война.
Молодой архитектор был призван на военную службу и отправлен на Охтинский военный завод (под Петербургом), а с 1917 года работает сначала на Кулебакском , а затем на Выксунском заводах.
С этого времени и до конца своей жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем.
1924 год: Александр Александрович получает приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. Несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение благодаря прекрасному академическому образованию, широкой эрудиции и высокому профессиональному мастерству.
Первой его работой в Нижнем Новгороде стало проектирование и строительство четырехэтажного жилого дома на углу улиц Дзержинского и Осыпной. Его называли - "Чернопрудный небоскреб". Это был первый капитальный дом, построенный в Нижнем Новгороде после революции. Он знаменовал переход к качественно новой архитектуре. Архитекторы стремились сконструировать и организовать новый быт, новую жизнь, новые типы жилых и общественных зданий, носивших многофункциональный и рациональный хаpaктер.
Александр Александрович трудился, не покладая рук. Он не только был автором проекта, но сам выполнял рабочие чертежи и сам их копировал, ежедневно контролировал строительные работы, ездил по заводам, добиваясь своевременного обеспечения стройки материалами. И его усилия дали свои плоды. Несмотря на трудности, дом был сдан к 10-й годовщине Октября. Радость рабочих семей, получивших благоустроенные квартиры, была вполне понятна, если представить в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил до этого в Кремле под соборной колокольней, а другой в теплушке.
Вслед за постройкой первого капитального дома по проектам А. А. Яковлева были сооружены пять жилых домов на углу улиц Алексеевской и Грузинской.
Одновременно строилась школа им. Рылеева на Верхне-Волжской набережной (ныне Научно-исследовательский институт Травматологии и ортопедии). В дальнейшем были построены общежитие Горьковского института инженеров водного трaнcпорта с кинотеатром "Рекорд", комплекс жилых домов на Сормовском шоссе, жилой дом №1 на ул. Минина, станция "Родина" Детской железной дороги, Школа советского строительства на проспекте Гагарина дом № 10 и большое количество жилых домов.
Он работал в годы, когда в советской архитектуре происходили изменения творческих направлений, стал господствовать конструктивизм. Представители этого направления часто делали здания внешне излишне упрощенными.
А. А. Яковлев не шел на крайние решения и, даже в этот период, какими-то минимальными средствами находил пути сделать здания более выразительными (например, жилой дом на ул. Грузинской, школа на Верхне-Волжской набережной). Дом №1 на ул. Минина стоит на одной из главных площадей города и имеет этажность большую, чем все остальные здания. Архитектор мог превратить этот дом в композиционный центр северной части площади, но Яковлев поступает наоборот: он делает отступ от красной линии и тем самым зрительно снижает высоту дома.
С 1934 года в советской архитектуре постепенно укрепляется направление, ставящее своей задачей "освоение классического наследия". Архитекторы оснащают здания таким большим количеством деталей, что эти приемы иногда переходят уже в явное украшательство. Александр Александрович Яковлев и здесь никогда не доходил до крайностей. Хотя он и применял классические приемы и детали, они были значительно упрощены и строги.
Неприятие крайних решений того или иного направления - это первая хаpaктерная черта архитектора.
Второй хаpaктерной особенностью творчества А. А. Яковлева является внимание к вопросам образа, отражение функционального назначения здания в его внешних формах. Так, например, станция "Родина" рассчитана была на детское восприятие своим интересным общим объемом и мелкими деталями.
И, наконец, третья черта в творчестве Яковлева, которую необходимо особо отметить, - это правильный учет в каждом отдельном случае общей градостроительной обстановки по отношению к соседним зданиям. Например, дом №1 на ул. Минина.
Учащиеся записывают в тетрадях важные вехи жизни и деятельности Яковлева (старшего), хаpaктерные черты его творчества, главные архитектурные направления того времени.
И закончить урок мне хотелось бы следующими словами:
Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества. Не важно много ли они или мало создали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела профессиональная и общественная жизнь, что вся современная им история преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время и заглядывали далеко вперед. Эти слова как нельзя точно подходят к жизни и творчеству архитектора А. А. Яковлева (старшего).
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
26 03 2023 13:44:41
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе....
25 03 2023 17:35:30
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
24 03 2023 4:16:17
Предлагаю вашему вниманию авторскую историко-краеведческую программу «Начало», которая может быть использована для краеведческой и внеурочной деятельности. Содержит материал по истории родного края села Сергиевск Самарской области Сергиевского района. Программа имеет рецензию Самарского Областного центра детско-юношеского туризма и краеведения. (ОЦДЮТК ЦСМ). В программе содержится теоретический и пpaктический материал....
23 03 2023 9:39:34
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
22 03 2023 21:45:46
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
21 03 2023 21:43:46
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
20 03 2023 16:22:34
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
19 03 2023 8:51:37
Цели и задачи урока: используя интеpaктивные видеоматериалы и иллюстрации, отобразить основные моменты в первый период войны; сформировать представление об основных периодах войны; показать причины и итоги неудач Красной армии в начальный период войны....
18 03 2023 5:54:50
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
17 03 2023 21:21:59
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
16 03 2023 6:55:43
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
15 03 2023 23:35:16
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
14 03 2023 10:54:37
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным.
...
13 03 2023 21:11:45
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
12 03 2023 9:54:20
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
11 03 2023 11:20:22
В созданном специально для обучения спортсменов подросткового и юношеского возраста Техникуме олимпийского резерва № 1 существуют проблемы и сложности, хаpaктерные только для этого типа образовательных учреждений. Поэтому учителю обществознания приходится ставить несколько иной акцент в решении задач для успешного достижения целей современного образования....
10 03 2023 1:52:18
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
09 03 2023 3:33:39
Интеpaктивное обучение – это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, выpaбатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спopных вопросах и отстаивать его....
08 03 2023 10:34:21
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
07 03 2023 5:39:55
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
06 03 2023 10:54:34
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
05 03 2023 20:36:19
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
04 03 2023 17:50:13
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
03 03 2023 4:36:43
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
02 03 2023 0:59:48
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале.
...
01 03 2023 10:11:19
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
28 02 2023 8:48:47
В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе.
...
27 02 2023 10:12:24
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
26 02 2023 3:12:47
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
25 02 2023 6:51:58
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
24 02 2023 6:41:57
Урок по истории с использованием компьютерных технологий, на котором ставится цель: охаpaктеризовать национально-освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля, показать патриотизм многонационального народа в борьбе за свободу....
23 02 2023 2:46:53
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
22 02 2023 13:45:22
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков.
...
21 02 2023 22:43:54
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
20 02 2023 5:23:23
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
19 02 2023 19:19:24
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
18 02 2023 2:16:44
Цели урока: используя знания учащихся, продолжить работу над формированием понятий: гражданин, гражданство, патриотизм. Ознакомиться с правами и обязанностями граждан России. Проследить взаимосвязь понятий "гражданин" и "государство"....
17 02 2023 4:44:31
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
16 02 2023 23:27:11
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
15 02 2023 11:19:31
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
14 02 2023 6:40:37
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
13 02 2023 5:12:34
Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....
12 02 2023 21:19:55
Урок создает условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с царствованием императора Павла I, выяснением причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране и мотивами его убийства....
11 02 2023 23:55:35
В статье представлен видеоурок, наглядный и справочный материал которого направлен на формирование у школьников яркого и целостного образа культуры Византии. Кроме того, в урок входит проверочный тест, позволяющий оценить объем усвоенных знаний....
10 02 2023 8:21:10
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
09 02 2023 10:51:30
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории.
...
08 02 2023 22:57:33
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
07 02 2023 11:40:59
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
06 02 2023 16:49:21
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
05 02 2023 4:42:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::