Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года"


    Урок истории в 9-м и 11-м классах по теме "Культура и искусство после Октября 1917 года"

Цель урока: показать учащимся, как осуществлялось становление новой советской архитектуры, каковы были первые шаги советской власти, какие архитекторы творили в то время в Нижнем Новгороде и какие первые дома были построены.

Задачи урока:

  • Образовательные - сформировать у учащихся представление о первых шагах советской власти в жилищной политике, о проблемах строительства после гражданской войны.
  • Воспитательные - формировать у учащихся патриотические качества, воспитывать чувство гордости и уважения к нижегородскому культурному наследию советского периода.
  • Развивающие - привлечь учащихся к анализу и синтезу изучаемого материала, развивать умение делать промежуточные выводы и заключение из бесед с учителем.

Литература, использованная при подготовке.

  1. Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького. - Горький. 1986. - с. 36 - 37, 78 - 79.
  2. Виноградова Т. Из истории одного памятника // Голос ветерана. 2004. - № 36 (сент.) - с. 12.
  3. ГУ ЦАНО, Ф. 6192. 366 ед. хр. 1905 - 1951 г.г., 1 оп. Д. 241, 242 а, 271 - 286.
  4. Нифонтов Л.А. От купеческого Нижнего к социалистическому городу Горькому // Записки краеведов. - Горький, 1979. - с. 35 - 46.
  5. Нифонтов Л.А. Мастерство зодчего. К столетию со дня рождения архитектора А.А.Яковлева. // Горьковский рабочий.1979. - 12(февраля) - с.6.
  6. Нифонтов Л.А. Старейшина нижегородских архитекторов. К 90-летию со дня рождения А.А.Яковлева // Горьковский рабочий. 1969. - №43.
  7. Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород. 2005. - с. 53, 56, 59, 67, 85, 113 - 139.
  8. Софронов И. Градостроитель // В большом городе. - 2004. - 4 (март) - с. 10 - 12.
  9. И.М.Яковлева Капризы памяти. http: // baza.vgd.ru / 18/ 72277/

Оборудование урока:

  • компьютерная презентация об архитекторе.
  • фотографии общественных и гражданских зданий и сооружений, построенных Яковлевым в этот период.
  • книги по архитектуре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

Презентация.

1. Оргмомент и целеустановка на урок. Приветствие. Постановка перед учащимися задачи: сформулировать тему и план урока, ответить на вопросы учителя, сделать промежуточные выводы.

Здравствуйте ребята! Мне хотелось бы начать урок с анализа одного документа. Прочитав его, объясните мне, о чём здесь идёт речь? А потом давайте вместе сформулируем тему и план нашего сегодняшнего урока.

Газета "Нижегородская коммуна", 1927, 11 ноября: "...205 человек (больших и маленьких) получили возможность дышать чистым воздухом....Тут нет керосинового чада ламп, угара печей. В сумерки под потолком начинает отдаваться биение балахнинского "большого сердца" - вспыхивает современная "жар-птица" - электрическая лампочка. Под подоконниками излучает тепло железная гармошка, дышащая паром котлов, клокочущих где-то в подвалах дома.

...Против комнаты через коридорчик большая светлая кухня, могущая породить зависть в сердце любой хозяйки. К стене большим черным или белым жуком прижалась плита. Хозяйке не нужно ходить куда-то на перекресток к тумбочке за водой, водопровод под рукой.

...Рядом с кухней комната с белой ванной. 33 семьи рабочих могут всерьез подтвердить пословицу древних: "Культура измеряется количеством вылитой на себя воды".

...Чтобы не пахло по комнатам грязной мыльной пеной стираного белья, в подвальном этаже оборудована общая прачечная".

Предполагаемый ответ учащихся:

В этом отрывке описываются новые условия жизни рабочих, новые квартиры и передаётся радость, и гордость рабочих за своё новое жильё. Мы можем предположить, что тема урока будет связана с развитием новой советской архитектуры и с этапами её развития: до гражданской войны и в период восстановления народного хозяйства.

Деятельность учителя:

Да, действительно, здесь описываются новые квартиры рабочих "Чернопрудского небоскрёба", радость которых будет понятна, если знать, в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил в теплушке, а другой под соборной колокольней в кремле. И тема нашего сегодняшнего урока: "Становление новой советской архитектуры 1917 - 1932 г.г." Мы познакомимся с первыми шагами советской власти в Нижнем Новгороде по вопросу жилищной политики, с тем, какие архитекторы работали в то время и какие здания они создали.

План урока:

  1. Конкурсные проекты и застройка Соцгорода Автозавода.
  2. Архитектурное творчество А. А. Яковлева (старшего) 1879 - 1951. Хаpaктеристика личности архитектора и его семьи. Первые постройки архитектора Яковлева: Чернопрудный "небоскреб" 1927 г., дом студента с кинотеатром ("Рекорд"), жилой квартал на ул. Грузинская и ул. Дзержинского, жилой дом № 1 по ул. Минина.

Изучение новой темы.

Деятельность учителя:

Первые шаги Советской власти ознаменовались переселением рабочих из трущоб и подвалов в дома и особняки, конфискованные у буржуазии. В годы гражданской войны и интервенции строительство в стране и в Нижнем Новгороде пpaктически не велось. В 1922 - 1923 годах, в период восстановления народного хозяйства, в стране проходила дискуссия: каким должно быть социалистическое расселение, как решить вопрос об уничтожении противоположности между городом и деревней. Начало первым градостроительным мероприятиям было положено в 1924 - 1925 годах. Объёмы строительства в эти годы были невелики, но при большинстве промышленных предприятий уже проектировались и возводились первые благоустроенные дома и посёлки для рабочих.

Учитель рассказывает о конкурсных проектах и застройке Соцгорода Автозавода.

Учитель знакомит учащихся с личностью архитектора А. А. Яковлева и его деятельностью в Нижнем Новгороде с 1917 по 1934 года (с использованием компьютерной презентации; либо с проведением экскурсии в школьном музее, где создана экспозиция об А. А. Яковлеве (старшем)).

С творчеством А. А. Яковлева связана одна их ярчайших страниц истории нижегородской архитектуры советского периода. Здания, выстроенные в Нижнем Новгороде (г. Горьком) по его проектам в 1920-1930 г., мы можем увидеть не только в историческом центре города, но и на бывших окраинах. Все они свидетельствуют о яркой творческой индивидуальности мастера, который на протяжении четверти века являлся лидером горьковских архитекторов.

Родился Александр Александрович Яковлев 11 января 1879 года в г. Санкт- Петербурге. Отец его - Александр Васильевич (1835 - 1888) - действительный статский советник, знаменитый в то время правовед и писатель по экономическим и финансовым вопросам народного хозяйства. Александр Васильевич был женат гражданским бpaком на шведке Анне Егоровне Отсолиг (1840 - 1920). Но отец умер, когда сыну исполнилось только 9 лет и Александра отдали в приют принца Петра Ге opгиевича Ольденбургского. Сохранилось свидетельство, об обучении в дополнительном классе реального отделения этого приюта, Александра Александровича Яковлева.

Рисовать мальчик начал с раннего детства. В приюте у маленького Шурика были очень хорошие педагоги, поддержавшие его страсть к рисованию. У родственников хранятся рисунки из альбома 1894г., когда юному художнику - 15 лет. В 1898 году Александр Яковлев поступает на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Академии художеств. Через пять лет он получает звание архитектора-художника. Напоминают об этом событии два значка, выдававшиеся окончившим Академию художеств в те времена. Они были очень красивые. Праздничный значок - позолочённый, а для повседневного ношения - серебряный.

Уже в студенческие годы Александр был замечен мэтром отечественной архитектуры - ректором Академии художеств, профессором Александром Никаноровичем Померанцевым, с которым связана самая значительная полоса в жизни молодого зодчего - пора его профессионального становления.

По окончании училища Яковлев в течение года служил в действующей армии в инженерных войсках, а затем по приглашению А. Н. Померанцева уехал в Болгарию, где вместе с женой провел 8 лет.

Несколько слов хочется сказать о жене Яковлева Юлии Петровне, в девичестве - Вайтенс (1881-1952). Она вышла замуж за Александра Александровича в феврале 1904 года. До замужества Юлия Петровна окончила Бестужевские курсы, увлекалась немецкой философией. Она всю жизнь хотела иметь дочку, а родила пятерых сыновей: Михаила, Александра, Владимира, Дмитрия и Кирилла.

По воспоминаниям внучки Ирины Михайловны Яковлевой, Юлия Петровна и Александр Александрович были удивительной парой: "Дед был влюблен в бабушку всю свою жизнь и рисовал ее каждую свободную минуту. На этом портрете нет никакой подписи. Я не знаю, когда он написан, но очень люблю его. Люблю рассеянно-задумчивый взгляд моей бабушки, которую я знала не такой молодой, но такой же ласковой, хлопотливо-внимательной ко всем, кто был рядом. Бабушка всегда была в курсе всех дел моего деда. Она была его главным советчиком и главным цензором его проектов".

В Болгарии, вместе с А. Н. Померанцевым, Яковлев работал на cтроительстве мемориального собора Александра Невского в память 200 тысяч русских воинов, погибших при освобождении Болгарии от османского ига. Этот собор возводился в Софии по проекту Померанцева, а Александр Александрович в качестве его помощника занимался деталировкой проекта и контролировал строительство. В память об этой работе в семье сохранился бронзовый с эмалью образок. Сотни таких образков были украшением фриза этого храма-памятника.

В 1912 году Александр Яковлев возвращается в Петербург и на протяжении ближайших двух лет занимается проектированием и строительством детских учреждений (комплекса земледельческой колонии на 200 воспитанников близ г.Гатчины и здания приюта для детей в г. Петербурге). До нашего времени из этих построек сохранилось немногое.

Дальнейшим творческим планам архитектора помешала начавшаяся Первая мировая война.

Молодой архитектор был призван на военную службу и отправлен на Охтинский военный завод (под Петербургом), а с 1917 года работает сначала на Кулебакском , а затем на Выксунском заводах.

С этого времени и до конца своей жизни вся его деятельность была связана с Нижегородским краем.

1924 год: Александр Александрович получает приглашение в Нижний Новгород на должность заведующего техническо-строительной частью губернского коммунального отдела. В это время архитектору было 45 лет, и он имел за плечами большой профессиональный и жизненный опыт. Несмотря на сильный состав местного архитектурного цеха, Яковлев вскоре занимает в нем лидирующее положение благодаря прекрасному академическому образованию, широкой эрудиции и высокому профессиональному мастерству.

Первой его работой в Нижнем Новгороде стало проектирование и строительство четырехэтажного жилого дома на углу улиц Дзержинского и Осыпной. Его называли - "Чернопрудный небоскреб". Это был первый капитальный дом, построенный в Нижнем Новгороде после революции. Он знаменовал переход к качественно новой архитектуре. Архитекторы стремились сконструировать и организовать новый быт, новую жизнь, новые типы жилых и общественных зданий, носивших многофункциональный и рациональный хаpaктер.

Александр Александрович трудился, не покладая рук. Он не только был автором проекта, но сам выполнял рабочие чертежи и сам их копировал, ежедневно контролировал строительные работы, ездил по заводам, добиваясь своевременного обеспечения стройки материалами. И его усилия дали свои плоды. Несмотря на трудности, дом был сдан к 10-й годовщине Октября. Радость рабочих семей, получивших благоустроенные квартиры, была вполне понятна, если представить в каких условиях они жили раньше, например, один рабочий жил до этого в Кремле под соборной колокольней, а другой в теплушке.

Вслед за постройкой первого капитального дома по проектам А. А. Яковлева были сооружены пять жилых домов на углу улиц Алексеевской и Грузинской.

Одновременно строилась школа им. Рылеева на Верхне-Волжской набережной (ныне Научно-исследовательский институт Травматологии и ортопедии). В дальнейшем были построены общежитие Горьковского института инженеров водного трaнcпорта с кинотеатром "Рекорд", комплекс жилых домов на Сормовском шоссе, жилой дом №1 на ул. Минина, станция "Родина" Детской железной дороги, Школа советского строительства на проспекте Гагарина дом № 10 и большое количество жилых домов.

Он работал в годы, когда в советской архитектуре происходили изменения творческих направлений, стал господствовать конструктивизм. Представители этого направления часто делали здания внешне излишне упрощенными.

А. А. Яковлев не шел на крайние решения и, даже в этот период, какими-то минимальными средствами находил пути сделать здания более выразительными (например, жилой дом на ул. Грузинской, школа на Верхне-Волжской набережной). Дом №1 на ул. Минина стоит на одной из главных площадей города и имеет этажность большую, чем все остальные здания. Архитектор мог превратить этот дом в композиционный центр северной части площади, но Яковлев поступает наоборот: он делает отступ от красной линии и тем самым зрительно снижает высоту дома.

С 1934 года в советской архитектуре постепенно укрепляется направление, ставящее своей задачей "освоение классического наследия". Архитекторы оснащают здания таким большим количеством деталей, что эти приемы иногда переходят уже в явное украшательство. Александр Александрович Яковлев и здесь никогда не доходил до крайностей. Хотя он и применял классические приемы и детали, они были значительно упрощены и строги.

Неприятие крайних решений того или иного направления - это первая хаpaктерная черта архитектора.

Второй хаpaктерной особенностью творчества А. А. Яковлева является внимание к вопросам образа, отражение функционального назначения здания в его внешних формах. Так, например, станция "Родина" рассчитана была на детское восприятие своим интересным общим объемом и мелкими деталями.

И, наконец, третья черта в творчестве Яковлева, которую необходимо особо отметить, - это правильный учет в каждом отдельном случае общей градостроительной обстановки по отношению к соседним зданиям. Например, дом №1 на ул. Минина.

Учащиеся записывают в тетрадях важные вехи жизни и деятельности Яковлева (старшего), хаpaктерные черты его творчества, главные архитектурные направления того времени.

И закончить урок мне хотелось бы следующими словами:

Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества. Не важно много ли они или мало создали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела профессиональная и общественная жизнь, что вся современная им история преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время и заглядывали далеко вперед. Эти слова как нельзя точно подходят к жизни и творчеству архитектора А. А. Яковлева (старшего).


Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"


    Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения. Тема "Москва во главе объединения русских земель"

      Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...

06 12 2022 6:42:15

Русско-японская война. 1904–1905 гг.


    Русско-японская война. 1904–1905 гг.

      Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о ходе русско-японской войны 1904–1905 гг. на основе организации работы с историческими документами и фрагментами из художественной литературы....

05 12 2022 19:43:42

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

04 12 2022 17:45:29

Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс


    Урок по истории Росссии "Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва". 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....

03 12 2022 10:15:20

"Игровые технологии на уроках права и обществознания"


    "Игровые технологии на уроках права и обществознания"

      Игровые технологии на уроках представляют огромный интерес для учащихся и могут служить хорошим дополнением к основному материалу. Проверка верности решений занимает малое количество времени, и в ходе ее могут быть оценены сразу несколько человек. ...

02 12 2022 20:32:54

"Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе


    "Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе

      Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....

01 12 2022 15:40:36

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

30 11 2022 22:39:16

Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе


    Использование материалов книги "Воспоминания о войне" для патриотического воспитания школьников на уроках истории и во внеклассной работе

      Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....

29 11 2022 17:34:12

Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"


    Методическая разработка урока истории в 7-м классе на тему "Эпоха Петра Первого"

      Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска). Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....

28 11 2022 11:41:53

Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается


    Курская битва. Прохоровское сражение. Малоизвестные страницы истории. 70-летию Курской битвы посвящается

      Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....

27 11 2022 22:49:46

Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"


    Деловая игра "Мы — участники школьного референдума"

      Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....

26 11 2022 12:18:49

Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс


    Социальное партнерство и перспективы его развития в России и в Мурманской области. 10-й класс

      Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....

25 11 2022 0:59:30

Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"


    Интегрированный урок русского языка, истории, музыки для учащихся 6–7-х классов "Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки"

      Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....

24 11 2022 17:25:27

Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд


    Внеклассное занятие по истории. Культура донских казаков в XVIII–XIX вв. Казачий свадебный обряд

      Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....

23 11 2022 13:25:38

План-конспект мотивационного урока по истории с валеологическим содержанием и сопровождением


    План-конспект мотивационного урока по истории с валеологическим содержанием и сопровождением

      Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...

22 11 2022 2:31:20

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"


    Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

      Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....

21 11 2022 10:47:30

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

20 11 2022 19:38:58

Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"


    Сценарий учебного занятия "Глобализация общественного развития на рубеже XX–XXI веков"

      Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...

19 11 2022 7:55:18

Творческий проект "Как рождается коллекция"


    Творческий проект "Как рождается коллекция"

      В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

18 11 2022 0:49:18

Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке


    Сословный быт, обычаи и нравы в XVII веке

      На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...

17 11 2022 18:24:56

Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс)


    Урок по теме "Отечественная война 1812 года" (4-й класс)

      Урок направлен на формирование новых знаний по теме, закрепление и обобщение полученных знаний, умение выражать собственное мнение и оценочное суждение. Использование презентации на уроке способствует развитию интереса к изучаемому предмету, развитию исторического мышления детей. ...

16 11 2022 18:11:32

Краеведческая игра для учащихся 7–8-х классов "Знатоки родного края"


    Краеведческая игра для учащихся 7–8-х классов "Знатоки родного края"

      Любовь к Родине - важнейшее чувство для каждого человека. У взрослого это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечество до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. Это край, где родился ты и вырос, свет отчего дома, тепло родного очага. ...

15 11 2022 7:43:52

Развитие постсоветского прострaнcтва после распада СССР


    Развитие постсоветского прострaнcтва после распада СССР

      Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....

14 11 2022 14:49:55

Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")


    Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")

      Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....

13 11 2022 9:45:43

Урок истории по теме: "Вставай, страна огромная"


    Урок истории по теме: "Вставай, страна огромная"

      В материале представлен урок истории (Образовательная система "Школа-2100") по теме "Вставай, страна огромная". В ходе урока даётся образ ВОВ как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны полвека назад; показан образ народа, который сплотился ради спасения Отечества и спас не только свою Родину, но и весь мир от ужасов фашизма; воспитывается чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял Родину, чувство гордости за свою страну и жившие в ней поколения наших предков. ...

12 11 2022 13:53:57

Рабочая программа по истории (базовый уровень) для среднего (полного) общего образования


    Рабочая программа по истории (базовый уровень) для среднего (полного) общего образования

      Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....

11 11 2022 2:48:27

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды


    Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

      Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

10 11 2022 7:45:40

Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"


    Урок-игра "Путешествие по средневековой Европе"

      Повторительно-обобщающие уроки, проводимые в форме конкурса комaнд, позволяют выявить и развить возможности каждого ученика, формируют у них умения и навыки работы в группе. Сочетание же урока-игры с театрализованными представлениями помогает учащимся "погрузиться" в атмосферу изучаемой исторической эпохи, содействует формированию у школьников развитого исторического воображения; проявлению и развитию их индивидуальных творческих способностей....

09 11 2022 0:24:49

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....

08 11 2022 15:34:42

Русь между Западом и Востоком


    Русь между Западом и Востоком

      Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....

07 11 2022 5:56:33

Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"


    Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"

      Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....

06 11 2022 1:22:41

Проект программы по предмету "История русской культуры"


    Проект программы по предмету "История русской культуры"

      Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...

05 11 2022 1:37:57

Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок истории. Тема: "Культура России в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....

04 11 2022 1:27:47

Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе


    Из опыта преподавания элективного курса "Этика" в основной школе

      В представленном материале показана возможность интеграции в преподавании курса истории Средних веков (6-й класс) на примере темы "Средневековый город и горожане" с курсом "Этики" при изучении темы "Мopaльные ценности". Материал может быть использован при подготовке тематического классного часа. ...

03 11 2022 5:26:18

Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"


    Программа элективного курса "Югра в прошлом, настоящем и будущем"

      Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....

02 11 2022 12:40:24

Восточные славяне


    Восточные славяне

      Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....

01 11 2022 18:29:35

Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси


    Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси

      В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....

31 10 2022 21:50:49

Тесты по истории родного края


    Тесты по истории родного края

      Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала. ...

30 10 2022 1:44:20

Тема урока: "Борьба Руси с западными завоевателями"


    Тема урока: "Борьба Руси с западными завоевателями"

      Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях. ...

29 10 2022 13:59:40

Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"


    Интегрированный урок-путешествие "Древний Египет: прошлое и настоящее"

      Интегрированный урок-путешествие в 5-м классе по теме: "Древний Восток: прошлое и настоящее". Урок с элементами игры погружает в эпоху Древнего мира. Используются обучающие видео- и DVD-материалы, презентации в программе Power Point. Основная цель: осознания учащимися сути развития цивилизации и заслуг предков в обеспечении нам современного уровня жизни. Урок рассчитан на 3 академических часа. ...

28 10 2022 15:17:48

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

      В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

27 10 2022 11:37:38

Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....

26 10 2022 0:32:21

Экологическая обстановка села Садовое


    Экологическая обстановка села Садовое

      Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....

25 10 2022 5:35:19

Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс


    Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

      Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....

24 10 2022 3:39:26

Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"


    Урок истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"

      В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....

23 10 2022 9:27:28

Урок-игра "Избирательное право"


    Урок-игра "Избирательное право"

      Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования. ...

22 10 2022 12:45:47

Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"


    Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"

      Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....

21 10 2022 13:54:32

Образование державы Маурьев в Индии


    Образование державы Маурьев в Индии

      Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...

20 10 2022 18:44:13

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

19 10 2022 7:18:13

Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс


    Начало раздробленности Древнерусского государства. 6-й класс

      Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....

18 10 2022 7:28:23

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::