Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)
Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к культурным традициям России, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей Родине, милосердия.
Задачи:
- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения роли исторической личности в отечественной культуре;
- воспитывать высокие нравственные качества у детей, последовательно формировать у них эстетическое чувство любви к прекрасному в жизни;
- целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к истории своей Родины.
Эпиграф: «Это чудная, святая женщина достойна тяжелого креста, поднимающего её всё выше и выше!» Греческая королева Ольга
Оформление: красочные плакаты с названиями страниц журнала, презентация.
Действующие лица: Ведущий, помощники (без слов), историки, научный сотрудник, чтецы.
Ведущий. Елизавета Федоровна – одна из самых почитаемых новомучеников российских. Внучка английской королевы Виктории, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, она была женой последнего московского генерал-губернатора Сергея Романова, который погиб от бомбы революционера. Приняв православие, великая княгиня посвятила себя религии и благотворительности. Она была основателем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. После революции англичане не раз пытались вывезти Елизавету в Лондон, но она отказывалась покидать страну. В апреле 1918 года ее арестовали и вывезли в Алапаевск. 18 июля она приняла мученическую cмepть – живой ее сбросили в заброшенную шахту. Тело княгини захоронили в Троицком соборе Алапаевска. Это единственные останки члeна царской семьи, подлинность которых не вызывает сомнений. 10 марта 1920 года гроб с телом отправили в Пекин, затем в Шанхай, потом в Египет и оттуда в Иерусалим. В 1981 году в Нью-Йорке Елизавета Федоровна была прославлена Русской православной церковью за границей в чине священномученицы. В 1992 году состоялось ее прославление в лике святых Русской православной церковью в Москве.
Чтец (1):
Всем, положившим жизнь святую
За Русь, за веру, за Христа,
Господь воздаст. Мы ж песнь простую
Им воспоём у их креста.
Мы царских мучеников имя
Достойно в должный час почтим;
А ныне честь, Христа во имя,
Елизавете воздадим...
Татьяна Солозобова
(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).
Страница 1. «Детство и юность Елизаветы Федоровны»
(Выходят историки)
Ведущий. Жизнь и cмepть великой
княгини Елизаветы Федоровны похожи на поэму. Ее
образ как будто окутан романтическим флером. Еще
бы: во-первых, она, по свидетельству многих
современников, была потрясающе хороша собой.
Во-вторых, ее головокружительный взлет: 19-летняя
принцесса из крохотного немецкого герцогства
становится одной из влиятельнейших дам в
огромной империи. Кроме того, страшная cмepть ее
мужа, а затем и ее собственная гибель накладывают
на ее служение некий трагический отпечаток, тоже
зачастую с поэтическим оттенком.
Жизнь и cмepть Великой матушки (так ее называли
сестры созданной ею обители и их подопечные) были
куда более реальны. Но в этой реальности, именно в
том, что Елизавета была живым человеком,
принадлежала своей эпохе, страдала и радовалась
не отстраненно, не романтически, а по-настоящему,
и заключено истинное величие подвига.
(Помощники выставляют портрет Елизаветы Федоровны и её семьи)
Историк (1): Святая преподобномученица
Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым
ребенком в семье Великого герцога
Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы
Алисы, дочери королевы английской Виктории.
Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался
в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать
Эллы умерла, когда дeвoчке было 12 лет, она
заронила в юное сердце зерна чистой веры,
глубокого сострадания к плачущим, страдающим,
обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались
воспоминания посещения больниц, приютов, домов
инвалидов.
В детстве Елизавета любила играть в больницу. Она
рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и
начинала прием. Младшие сестры послушно
выполняли ее поручения: накладывали повязки,
давали лекарства. Елизавета относилась к делу со
всей серьезностью. Ее мать – принцесса Алиса –
часто навещала больных в домах инвалидов и
всегда брала детей с собой. “Господь благословил
труд и бедность, – говорила она, – но более всего
любовь и сострадание к ближним”.
Елизавета была второй дочерью в семье великого
герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и
принцессы Алисы, но с детства привыкла все делать
сама. Мать приучила детей (а их было семеро!)
убирать постели и топить камин, наводить порядок
в комнатах и складывать одежду. Она знала об
увлечениях своих детей и старалась развивать их
таланты.
Елизавета очень любила цветы. Она привозила
больным огромные букеты и, поставив их в воду,
говорила: “Теперь вы обязательно поправитесь!”.
Ей казалось, что красота и благоухание цветов
помогает переносить боль. Вскоре у Елизаветы
появились мольберт, кисти и краски. Свой первый
рисунок – фиалки в вазе – она подарила матери. У
дeвoчки оказался отменный живописный дар, а
любовь к цветам она сохранила на всю жизнь.
Историк (2): Когда ей исполнилось
четырнадцать лет, от дифтерита умерла ее младшая
сестра – четырехлетняя Мария, вслед за ней
скончалась и мать, принцесса Алиса. Пред cмepтью
она завещала дочери всегда и во всем брать пример
со святой Елизаветы Тюрингенской,
родоначальницы Гессенского дома.
— Ты носишь имя этой святой. Она избрала путь
самоотречения и любви к ближнему...
Внезапно, словно что-то прочитав в глазах дочери,
она прижала ее к себе и произнесла: “Помни, в
какое бы время ты ни жила, это самый верный путь к
Богу!”.
Для Елизаветы главными словами стали Опека и
Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее
всю жизнь. Елизавета сразу почувствовала себя
взрослой: в ее поддержке нуждался сломленный
горем отец, младшие сестры и брат. Забытые куклы,
опустив кудрявые головки, скучали на диване; в
стороне лежали мольберт и кисти.
После cмepти матери Елизавету отправили к
бабушке, королеве Виктории. Дeвoчка очень
тосковала по матери, и отец решил, что ей надо
сменить обстановку. Воспитание и образование
Елизаветы завершилось в Англии, и английский
язык она знала лучше родного немецкого.
В душе Елизаветы жила любовь к Господу. Утро
начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как
ей лучше прожить этот день, какие дела сделать в
первую очередь, как быть терпеливой с младшими
сестрами? Ясные и точные ответы звучали в ее
сердце, словно музыка, и она радостно спешила
переделать все дела, чтобы вечером снова
встретиться с Ним. Она благодарила Бога за
прожитый день и обещала завтра стать лучше и
совершеннее, чем сегодня. Когда это удавалось, ей
казалось, что в сердце распустился прекрасный,
благоухающий цветок...
Ведущий: Елизавета была очень хороша
собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все
получали отказ. Когда ей исполнилось
девятнадцать лет, из России приехал великий
князь Сергeй Александрович, сын императора
Александра II и императрицы Марии Александровны.
Елизавета познакомилась с ним еще в детстве,
когда императрица, также происходившая из
Гессенского дома, приезжала в Германию.
Юная принцесса и будущий великий князь быстро
подружились. Она показывала ему свой сад, а он
рассказывал о загадочной заснеженной России.
Букетик, который подарила ему Елизавета, Сергeй
Александрович хранил в Евангелии. Каждый раз,
открывая эту Книгу, он вспоминал прекрасные
глаза и улыбку далекой принцессы.
Теперь он приехал просить руки и сердца
Елизаветы, и она приняла его предложение.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
Страница 2. «Великая княгиня»
Ведущий. Давайте откроем следующую
страницу журнала, рассказывающую о Великой
княгине Елизавете Фёдоровне.
“В Петергофе недолго пришлось ждать на станции,
скоро подошел поезд невесты. Она показалась
рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем
ослепило. Давно я не видывал подобной красоты.
Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта”
(Из дневников великого князя Константина Константиновича).
Историк (1): 3 июня 1884 года принцесса
Гессенская Елизавета обвенчалась в
Санкт-Петербурге с великим князем Сергеем
Александровичем и стала великой княгиней
Елизаветой Федоровной.
Для великой княгини все было новым: и язык, и быт,
и особенности православной веры. В
протестантской кирхе кроме кафедры и креста с
надписью “Бог есть любовь” не было ничего. Когда
Елизавета Федоровна жила в Германии, ей это
нравилось: казалось, ничто не отвлекает от
размышлений о Боге. Но здесь, в православном
храме, она ощутила живое присутствие Христа. Она
видела, какими люди входили в храм и с какими
лицами выходили после причастия. Словно что-то
важное и таинственное коснулось их душ. Как
хотелось Елизавете Федоровне стать причастной
этой тайне!
Великая княгиня стала изучать православный
катехизис, толкование Библии, и с каждой минутой
в ней зрело желание перейти в православную веру.
Великая Княгиня Елизавета была ослепительно
красива. В те времена говорили, что в Европе есть
только две красавицы, и обе – Елизаветы:
Елизавета Австрийская, супруга императора
Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Великий
князь Константин Константинович Романов
посвятил Елизавете Федоровне стихотворение. Оно
написано в 1884 году.
Чтец (2):
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
К. Р.
Историк (2): В 1880-х годах Сергeй
Александрович и Елизавета Федоровна побывали в
Иерусалиме. Они посетили храм Марии Магдалины,
который расположен на склоне Елеонской горы.
Красота и благодать этого места настолько
поразили княгиню, что она сказал мужу: “Как бы я
хотела быть похороненной здесь!” Она и не
подозревала, что ее слова станут пророческими.
Елизавета Федоровна написала отцу, что долго
молилась Богу указать ей правильный путь и
поняла, что только в православии она найдет
сильную веру и подлинную радость. Она просила
отца благословить ее на этот шаг. “Прошу, прошу
по получении этих строк простить Вашу дочь, если
она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и
вероисповедание не являются одним из главнейших
утешений этого мира?” – писала она. Отец ответил,
что ее решение приносит ему страдание и он не
может дать ей благословение. Елизавета Федоровна
считала грехом оставаться в старой вере, когда ее
душа полностью принадлежала новой. “Разве стану
я худшей дочерью, если поступлю по совести, так,
как велит мне сердце?”– размышляла она.
25 апреля, в Лазареву субботу, она перешла в
православную веру с прежним именем Елизавета, но
уже в честь святой праведной Елизаветы, матери
Иоанна Предтечи.
В 1891 году великого князя Сергея Александровича
назначили генерал-губернатором Москвы. С этого
момента жизнь великой княгини резко изменилась.
У супруги генерал-губернатора появились новые
обязанности. По вечерам она устраивала приемы,
танцевала на балах, а днем много занималась
благотворительностью – посещала больницы для
бедных и приюты для беспризорных детей. Она
помнила завет матери: самый близкий путь к Богу –
самоотречение и служение ближним.
Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не
вызывали в ней брезгливости. Каждый день она
привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких
брала на руки, целовала им пальчики и называла
“мой ангел”.
Когда началась русско-японская война, Елизавета
Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки,
молитвенники.
Она знала силу молитв и ощутила помощь святых.
Огромное впечатление произвело на нее, когда в
Сарове на ее глазах исцелилась немая дeвoчка.
Елизавета Федоровна видела, как после
прославления преподобного Серафима Саровского
мать дeвoчки отерла своим платком paку с его
мощами, а потом—лицо своей дочери. В тот же миг
дeвoчка заговорила.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
3 страница. Гибель великого князя
Ведущий: Год 1905-й стал для Елизаветы Федоровны самым страшным. Эсеры приговорили ее мужа, великого князя Сергея Александровича, к cмepти, потому что он считал, что к революционерам надо применять самые жесткие меры. Княгиню, зная, о ее добром сердце и милосердных делах, террористы решили не трогать, опасаясь возмущения простых людей. Елизавета Федоровна стала получать анонимные письма, в которых ей советовали не сопровождать своего мужа, если она хочет остаться в живых. Но террористы плохо знали княгиню. С этой минуты она почти не разлучалась с мужем, став для него настоящим ангелом-хранителем.
Историк (1): 18 февраля 1905 года Елизаветы Федоровны не оказалось рядом. В тот день и случилось страшное: в карету, где находился великий князь, бросили бомбу. Мужество, с которым Елизавета Федоровна встретила cмepть мужа, поразило многих. Раненная в самое сердце, она не думала о себе, ее мысли были о тех, кто мог пострадать еще. Первым делом она написала письмо сестре, императрице Александре Федоровне, чтобы та ни в коем случае не приезжала на похороны: террористы могли воспользоваться моментом и совершить покушение на ее супруга – императора Николая П. Вечером она приехала к раненому кучеру великого князя Андрею со словами: “Он послал меня к вам!” Преданный кучер, успокоенный, что Сергeй Александрович жив, скончался в ту же ночь.
Историк (2): На третий день после cмepти
мужа она отправилась в тюрьму, где содержался
убийца-террорист Иван Каляев.
Она приехала с единственной целью: облегчить его
душу. “Я привезла вам прощение от Сергея
Александровича и умоляю об одном: покаяться в
содеянном!” Однако Каляев от покаяния отказался.
Уходя, Елизавета Федоровна оставила в камере
Евангелие и иконку – говорят, что перед казнью он
все-таки взял ее в руки. Княгиня была столь
великодушна, что просила императора Николая II о
помиловании преступника, но прошение было
отклонено, и Каляев казнен.
Сергея Александровича погрeбли в маленькой
церкви кремлевского Чудова монастыря. Сорок дней
совершались заупокойные молитвы, и на каждой
присутствовала великая княгиня. В одну из таких
ночей, находясь у мощей святителя Алексия, она
почувствовала удивительную благодать. В глубине
души она уже решила посвятить всю оставшуюся
жизнь Богу, но теперь ее желание укрепилось:
благодать Духа Святого как-то по особому
коснулась ее сердца и уже не покидала его.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
4 страница. Обитель милосердия
Ведущий: Мы не знаем, как и когда у
великой княгини зародилась мысль создать
обитель милосердия, но в 1908 году работа над
проектом шла полным ходом. Елизавета Федоровна
приобрела на Большой Ордынке в Москве усадьбу с
четырьмя домами и садом. В одном из них была
устроена столовая для сестер, в другом—церковь и
больница, рядом – амбулатория для приходящих
больных. Больничный храм был освящен во имя
святых евангельских сестер Марфы и Марии.
Впоследствии на территории усадьбы был построен
собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы,
освященный в 1912 году.
10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила
свой кремлевский дворец и поселилась с
несколькими сестрами на Большой Ордынке. Она
вошла в мир, который считала более великим – мир
бедных и страдающих.
Историк (1): Она решила посвятить
обитель Марфе и Марии. Елизавете Федоровне были
близки обе: Марфа со своей заботливостью и Мария
с тишиной в сердце и умением слушать Бога. Она
мечтала, чтобы обитель милосердия стала
настоящим домом Лазаря, в котором мирно
уживались две сестры – Марфа и Мария, Помощь и
Молитва.
День в Марфо-Мариинской обители был расписан по
часам: в 7.30 утра читалось молитвенное правило,
затем— служение в больнице для бедных,
днем—трапеза с чтением житий святых, в пять
часов вечера в храме служили вечерню с утреней. В
девять часов вечера читалось вечернее правило,
после чего сестры, получив благословение
настоятельницы, расходились по своим кельям.
Историк (2): В Марфо-Мариинской обители
Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела
подвижническую жизнь: спала на деревянной
кровати без матраса, часто не более трех часов;
пищу употрeбляла весьма умеренно и строго
соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а
потом обходила все палаты больницы, нередко до
рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она
говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что
мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких
страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление.
Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее
приготовили их к христианскому переходу в
вечность". Без благословения духовника
обители протоиерея Митрофана
Серебрянского и без советов старцев
Оптиной Введенской пустыни, других монастырей
она ничего не предпринимала. За полное
послушание старцу она получила от Бога
внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня
организовала помощь фронту. Под ее руководством
формировались санитарные поезда, устраивались
склады лекарств и снаряжения, отправлялись на
фронт походные церкви. Отречение Императора
Николая II от престола явилось большим ударом для
Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она
не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна
видела, в какую пропасть летела Россия, и горько
плакала о русском народе, о дорогой ей царской
семье.
Историк (1): В ее письмах того времени есть следующие слова:
«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"».
Ведущий: Настоятельницу называли не иначе как Великая матушка. Для больных, которых бесплатно лечили в больнице обители, она была просто Матушкой. Так же звали ее и обитатели Хитрова рынка, где она собирала сирот и устраивала их в приюты. Великая княгиня, ставшая Матушкой, никогда не забывала слова Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12). Она помогала больным паломникам, устраивала дома призрения дня инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в ее помощи, она почитала «как бы богом после Бога», в каждом находила что-то хорошее. Матушка стала духовной опорой для многих, при этом сама отличалась крайним смирение – без благословения своих духовных отцов из Зосимовой пустыни она не начинала ни одного важного дела.
«Время летит так незаметно, что уже не различаешь ни дней, ни лет, все сливается в один миг молитвы и милосердия... Сегодня двадцать пять лет, как я присоединилась к нашей возлюбленной Церкви... Все сливается в глубочайшей благодарности Богу, нашей Церкви и тем благородным примерам, которые я могла видеть в истинно православных людях. И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освящены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я могу сказать одно: “Слава Богу за все, за все.”».
(Из письма Елизаветы Федоровны императору Николаю II 13 апреля 1916 года).
(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).
5 страница. Путь к святости
Ведущий: Первое время после Октябрьского переворота обитель не трогали. Но в апреле 1918 года к воротам подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Они приказали Елизавете Федоровне ехать с ними. Матушка собрала сестер в церкви и дала им последнее благословение. Сестры плакали, чувствуя, что видят свою настоятельницу в последний раз. Все знали об аресте Царской семьи и понимали, что та же участь ожидает и великую княгиню: Елизавета Федоровна принадлежала к Императорской фамилии и была родной сестрой супруги Николая II.
Научный сотрудник: С великой княгиней
поехали две сестры: Варвара Яковлева и Екатерина
Янышева. По дороге в ссылку Матушка написала в
обитель письмо—в этот страшный для нее час она
думалаоних, своих “цыплягочках”. “Сплотгитесьи
будьте как одна душа, вся для Бога, и скажите, как
Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”. Она писала,
чтобы они не падали духом ради Бога, Который один
их укрепит. “Вы помните, как я боялась, что вы
слишком в моей поддержке находите крепость для
жизни, иявам говорила: “Надо больше прилепиться
к Богу”.
Последние месяцы своего земного пути великая
княгиня провела под арестом в помещении школы на
окраине уральского города Алапаевска. Она
понимала, что конец близок и поэтому все время
посвящала молитве: в ней она находила терпение и
силу перенести грядущие страдания. Сестер,
сопровождавших ее, чекисты хотели отпустить на
свободу. Они пугали их пыткам и мучениями,
которые ожидают узников. Однако Варвара осталась
непреклонной и разделила судьбу своей сестры и
настоятельницы.
Историк (2): Ночью 18 июля, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню и сестру Варвару с другими узниками—члeнами Императорского дома – сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: “Господи, прости им, ибо не ведают, что творят”.
Научный сотрудник: Забросав шахту
ручными гранатами, чекисты уехали.
Один из свидетелей зверского убийства слышал из
глубины шахты пение Херувимской песни – ее пели
новомученики российские перед вратами вечности.
О чем думала великая княгиня в эти последние
мгновения? Как Мария, она уже была с Господом – ее
пальцы оказались сложенными для кресгного
знамения. Как Марфа, она заботилась о ближнем:
рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна
Константиновича с перевязанной головой. Даже
здесь, в глубине шахты, израненная и
переломанная, она пыталась облегчить страдания
ближнего.
В октябре в Алапаевск вошли войска адмирала
Колчака. Тела великой княгини, сестры Варвары и
великих князей были извлечены из шахты и
похоронены в склепе Свято-Троицкого собора в
Алапаевске. Однако при приближении Красной армии
в 1919 году игумен Пермского скита Серафим повез их
на восток. После долгого путешествия они
оказались в Русской миссии города Пекина в Китае.
Все это время, несмотря на долгое путешествие в
жару и холод, тело святой мученицы сохранилось
нетленным и источало благовонное миро.
Наконец в 1921 году гробы Елизаветы Федоровны и
сестры Варвары перевезли в Иерусалим. Они
покоятся в усыпальнице храма святой
равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании,
как хотела сама Елизавета Федоровна.
В Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась
Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и
Марии стоит белая статуя прекрасной молодой
женщины в монашеском облачении. Рядом с ней
всегда цветут фиалки...
В 1992 году Собор Русской Православной Церкви
причислил к лику святых великую княгиню
Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их
памяти —18 июля по новому стилю.
Ведущий: Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви За Рубежом в 1981 г. и в 1992 г. Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее "Красотой Церкви Российской".
В духовном подвиге ее мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она следовала словам пророка Исаии, который на вопрос Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8), ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны – дивное соединение путей святых праведных Марфы и Марии в новое время. Первая из святых жен Руси – святая равноапостольная великая княгиня Ольга до обращения своего к вере Христовой не прощала врагов своих и жестоко отомстила за cмepть своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа, но перед мученической cмepтью помолится Богу о прощении своих убийц.
Чтец (3): В ХХI строфе поэмы К.Р. «Севастиан-Мученик» (1887) есть строки, которыми можно закончить размышления о великой княгине Елизавете Федоровне о трагической судьбе, которую она разделила с судьбой России:
«О, Господь, простивший Иудеям,
На кресте их злобою распят,
Отпусти, прости моим злодеям:
И они не знают, что творят.
Пусть Христовой веры семенами
В глубине поляжем мы земли,
Чтоб побеги веры той с годами
Мощным деревом взошли» (II, 153).
Ведущий: Наш устный журнал хочется
закончить словами Елизаветы Фёдоровны: «Счастье
состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть
богатым, – писала она своим воспитанникам, –
всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то,
которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты
его найдёшь в жизни души и отдании себя.
Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с
тобой, и ты сам будешь счастлив».
Давайте же и мы следовать в своей жизни словам
матушки Елизаветы Фёдоровны. Ведь так не хватает
в современном обществе милосердия, доброты,
всепрощения друг друга.
Приложение 1
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
23 09 2023 0:40:19
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
22 09 2023 20:10:29
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
21 09 2023 13:22:55
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
20 09 2023 22:17:42
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
19 09 2023 22:35:24
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
18 09 2023 10:11:54
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
17 09 2023 10:24:50
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
16 09 2023 14:11:30
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
15 09 2023 1:24:43
Внеклассное мероприятие воспитываеn ответственных граждан России. Итогом занятия должно стать понимание роли человека для государства и государства в жизни гражданина, воспитывается чувство гордости за свою родину....
14 09 2023 8:50:44
Цели урока: проверить степень усвоение изученного материала; подвести учащихся к пониманию причин, хаpaктера войны Рима с Карфагеном; дать представление о пунических войнах и их результатах; продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками; совершенствование навыком самостоятельной работы....
13 09 2023 5:31:44
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
12 09 2023 14:24:34
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
11 09 2023 21:22:52
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
10 09 2023 22:10:53
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
09 09 2023 12:49:16
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
08 09 2023 3:23:59
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
07 09 2023 19:25:44
Урок посвящен событиям, связанным с эпохой правления И.Сталина. В ходе урока учащимся предстоит сделать вывод о том, какой ценой дались нашей стране преобразования, которые пришлись на время правления И.Сталина.
...
06 09 2023 2:19:41
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
05 09 2023 18:20:28
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
04 09 2023 8:20:32
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
03 09 2023 4:38:51
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
02 09 2023 19:19:15

Урок обобщает знания школьников по истории Отечественной войны 1812 года; акцентирует внимание на важнейших событиях, определяет их значение в ходе войны; показывает народно-освободительный хаpaктер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев; рассматривает итоги и значение победы русского народа, как для России, так и для народов Европы....
01 09 2023 11:27:20
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
31 08 2023 10:56:52
Цели урока: раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества; развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы; рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду....
30 08 2023 1:48:32
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
29 08 2023 6:21:50
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
28 08 2023 20:24:17
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
27 08 2023 16:17:34
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
26 08 2023 13:46:12
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
25 08 2023 22:24:10
Урок соответствует ФГОС, проводится в 5-м классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с географическими и природными условиями Древней Греции, населением и его основными занятиями. Развиваются умения учащихся работать с исторической картой, текстом учебника и иллюстрациями....
24 08 2023 9:26:18
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
23 08 2023 18:54:31
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
22 08 2023 17:29:32
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
21 08 2023 3:51:24
На занятии рассматривается проблема: почему именно в архитектуре соборов в большей степени проявились общеевропейские черты. Точный ответ учащиеся дают в конце урока. На уроке изучаются особенности романского и готического стилей. Также происходит знакомство с новыми словами: стрельчатые арки, витражи....
20 08 2023 0:51:15
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
19 08 2023 10:12:24
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
18 08 2023 18:58:57
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
17 08 2023 18:45:54
История – это не просто увлекательная наука. Это наша жизнь, жизнь нашей страны. В истории, как и в нашей жизни, было много ошибок, много плохого и хорошего… Мне бы хотелось, чтобы моим детям передалась моя любовь к истории. Я очень надеюсь на то, что в их сердцах будет гореть огонь любви к своей Родине, к своему народу. Верю, что они будут уважать ее историю, помнить ее традиции. А я постараюсь сделать все для того, чтобы зажечь в детских сердцах этот огонек…
На уроках я на примерах прошлого и настоящего хочу воспитывать гражданина, патриота своей Родины, обогащать душу и подготавливать ребенка к вхождению во взрослую жизнь....
16 08 2023 23:46:11
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
15 08 2023 14:51:34
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
14 08 2023 21:22:18
В плане деятельности школьного клуба «Россияне» отражены различные мероприятия, которые дают возможность оказывать большое эмоциональное воздействие на обучающихся. Наиболее эффективными являются литературные или литературно-музыкальные композиции. Сценарий заседания клуба продолжил цикл музыкально-литературных композиций, посвященных памятным датам отечественной истории....
13 08 2023 19:15:50
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
12 08 2023 6:52:25
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
11 08 2023 14:46:11
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
10 08 2023 15:34:33
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
09 08 2023 2:33:49
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
08 08 2023 4:30:10
Основной целью интегративного урока является закрепление и систематизация знаний о развитии европейской цивилизации во второй половине XX века, изменении концептов «гражданского общества» и «правового государства» в связи с глубокими технологическими и научными изменениями....
07 08 2023 4:43:15
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
06 08 2023 0:10:21
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
05 08 2023 17:17:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::