Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)
Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к культурным традициям России, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей Родине, милосердия.
Задачи:
- способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения роли исторической личности в отечественной культуре;
- воспитывать высокие нравственные качества у детей, последовательно формировать у них эстетическое чувство любви к прекрасному в жизни;
- целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к истории своей Родины.
Эпиграф: «Это чудная, святая женщина достойна тяжелого креста, поднимающего её всё выше и выше!» Греческая королева Ольга
Оформление: красочные плакаты с названиями страниц журнала, презентация.
Действующие лица: Ведущий, помощники (без слов), историки, научный сотрудник, чтецы.
Ведущий. Елизавета Федоровна – одна из самых почитаемых новомучеников российских. Внучка английской королевы Виктории, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, она была женой последнего московского генерал-губернатора Сергея Романова, который погиб от бомбы революционера. Приняв православие, великая княгиня посвятила себя религии и благотворительности. Она была основателем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. После революции англичане не раз пытались вывезти Елизавету в Лондон, но она отказывалась покидать страну. В апреле 1918 года ее арестовали и вывезли в Алапаевск. 18 июля она приняла мученическую cмepть – живой ее сбросили в заброшенную шахту. Тело княгини захоронили в Троицком соборе Алапаевска. Это единственные останки члeна царской семьи, подлинность которых не вызывает сомнений. 10 марта 1920 года гроб с телом отправили в Пекин, затем в Шанхай, потом в Египет и оттуда в Иерусалим. В 1981 году в Нью-Йорке Елизавета Федоровна была прославлена Русской православной церковью за границей в чине священномученицы. В 1992 году состоялось ее прославление в лике святых Русской православной церковью в Москве.
Чтец (1):
Всем, положившим жизнь святую
За Русь, за веру, за Христа,
Господь воздаст. Мы ж песнь простую
Им воспоём у их креста.
Мы царских мучеников имя
Достойно в должный час почтим;
А ныне честь, Христа во имя,
Елизавете воздадим...
Татьяна Солозобова
(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).
Страница 1. «Детство и юность Елизаветы Федоровны»
(Выходят историки)
Ведущий. Жизнь и cмepть великой
княгини Елизаветы Федоровны похожи на поэму. Ее
образ как будто окутан романтическим флером. Еще
бы: во-первых, она, по свидетельству многих
современников, была потрясающе хороша собой.
Во-вторых, ее головокружительный взлет: 19-летняя
принцесса из крохотного немецкого герцогства
становится одной из влиятельнейших дам в
огромной империи. Кроме того, страшная cмepть ее
мужа, а затем и ее собственная гибель накладывают
на ее служение некий трагический отпечаток, тоже
зачастую с поэтическим оттенком.
Жизнь и cмepть Великой матушки (так ее называли
сестры созданной ею обители и их подопечные) были
куда более реальны. Но в этой реальности, именно в
том, что Елизавета была живым человеком,
принадлежала своей эпохе, страдала и радовалась
не отстраненно, не романтически, а по-настоящему,
и заключено истинное величие подвига.
(Помощники выставляют портрет Елизаветы Федоровны и её семьи)
Историк (1): Святая преподобномученица
Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым
ребенком в семье Великого герцога
Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы
Алисы, дочери королевы английской Виктории.
Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался
в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать
Эллы умерла, когда дeвoчке было 12 лет, она
заронила в юное сердце зерна чистой веры,
глубокого сострадания к плачущим, страдающим,
обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались
воспоминания посещения больниц, приютов, домов
инвалидов.
В детстве Елизавета любила играть в больницу. Она
рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и
начинала прием. Младшие сестры послушно
выполняли ее поручения: накладывали повязки,
давали лекарства. Елизавета относилась к делу со
всей серьезностью. Ее мать – принцесса Алиса –
часто навещала больных в домах инвалидов и
всегда брала детей с собой. “Господь благословил
труд и бедность, – говорила она, – но более всего
любовь и сострадание к ближним”.
Елизавета была второй дочерью в семье великого
герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и
принцессы Алисы, но с детства привыкла все делать
сама. Мать приучила детей (а их было семеро!)
убирать постели и топить камин, наводить порядок
в комнатах и складывать одежду. Она знала об
увлечениях своих детей и старалась развивать их
таланты.
Елизавета очень любила цветы. Она привозила
больным огромные букеты и, поставив их в воду,
говорила: “Теперь вы обязательно поправитесь!”.
Ей казалось, что красота и благоухание цветов
помогает переносить боль. Вскоре у Елизаветы
появились мольберт, кисти и краски. Свой первый
рисунок – фиалки в вазе – она подарила матери. У
дeвoчки оказался отменный живописный дар, а
любовь к цветам она сохранила на всю жизнь.
Историк (2): Когда ей исполнилось
четырнадцать лет, от дифтерита умерла ее младшая
сестра – четырехлетняя Мария, вслед за ней
скончалась и мать, принцесса Алиса. Пред cмepтью
она завещала дочери всегда и во всем брать пример
со святой Елизаветы Тюрингенской,
родоначальницы Гессенского дома.
— Ты носишь имя этой святой. Она избрала путь
самоотречения и любви к ближнему...
Внезапно, словно что-то прочитав в глазах дочери,
она прижала ее к себе и произнесла: “Помни, в
какое бы время ты ни жила, это самый верный путь к
Богу!”.
Для Елизаветы главными словами стали Опека и
Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее
всю жизнь. Елизавета сразу почувствовала себя
взрослой: в ее поддержке нуждался сломленный
горем отец, младшие сестры и брат. Забытые куклы,
опустив кудрявые головки, скучали на диване; в
стороне лежали мольберт и кисти.
После cмepти матери Елизавету отправили к
бабушке, королеве Виктории. Дeвoчка очень
тосковала по матери, и отец решил, что ей надо
сменить обстановку. Воспитание и образование
Елизаветы завершилось в Англии, и английский
язык она знала лучше родного немецкого.
В душе Елизаветы жила любовь к Господу. Утро
начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как
ей лучше прожить этот день, какие дела сделать в
первую очередь, как быть терпеливой с младшими
сестрами? Ясные и точные ответы звучали в ее
сердце, словно музыка, и она радостно спешила
переделать все дела, чтобы вечером снова
встретиться с Ним. Она благодарила Бога за
прожитый день и обещала завтра стать лучше и
совершеннее, чем сегодня. Когда это удавалось, ей
казалось, что в сердце распустился прекрасный,
благоухающий цветок...
Ведущий: Елизавета была очень хороша
собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все
получали отказ. Когда ей исполнилось
девятнадцать лет, из России приехал великий
князь Сергeй Александрович, сын императора
Александра II и императрицы Марии Александровны.
Елизавета познакомилась с ним еще в детстве,
когда императрица, также происходившая из
Гессенского дома, приезжала в Германию.
Юная принцесса и будущий великий князь быстро
подружились. Она показывала ему свой сад, а он
рассказывал о загадочной заснеженной России.
Букетик, который подарила ему Елизавета, Сергeй
Александрович хранил в Евангелии. Каждый раз,
открывая эту Книгу, он вспоминал прекрасные
глаза и улыбку далекой принцессы.
Теперь он приехал просить руки и сердца
Елизаветы, и она приняла его предложение.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
Страница 2. «Великая княгиня»
Ведущий. Давайте откроем следующую
страницу журнала, рассказывающую о Великой
княгине Елизавете Фёдоровне.
“В Петергофе недолго пришлось ждать на станции,
скоро подошел поезд невесты. Она показалась
рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем
ослепило. Давно я не видывал подобной красоты.
Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта”
(Из дневников великого князя Константина Константиновича).
Историк (1): 3 июня 1884 года принцесса
Гессенская Елизавета обвенчалась в
Санкт-Петербурге с великим князем Сергеем
Александровичем и стала великой княгиней
Елизаветой Федоровной.
Для великой княгини все было новым: и язык, и быт,
и особенности православной веры. В
протестантской кирхе кроме кафедры и креста с
надписью “Бог есть любовь” не было ничего. Когда
Елизавета Федоровна жила в Германии, ей это
нравилось: казалось, ничто не отвлекает от
размышлений о Боге. Но здесь, в православном
храме, она ощутила живое присутствие Христа. Она
видела, какими люди входили в храм и с какими
лицами выходили после причастия. Словно что-то
важное и таинственное коснулось их душ. Как
хотелось Елизавете Федоровне стать причастной
этой тайне!
Великая княгиня стала изучать православный
катехизис, толкование Библии, и с каждой минутой
в ней зрело желание перейти в православную веру.
Великая Княгиня Елизавета была ослепительно
красива. В те времена говорили, что в Европе есть
только две красавицы, и обе – Елизаветы:
Елизавета Австрийская, супруга императора
Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Великий
князь Константин Константинович Романов
посвятил Елизавете Федоровне стихотворение. Оно
написано в 1884 году.
Чтец (2):
Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!
К. Р.
Историк (2): В 1880-х годах Сергeй
Александрович и Елизавета Федоровна побывали в
Иерусалиме. Они посетили храм Марии Магдалины,
который расположен на склоне Елеонской горы.
Красота и благодать этого места настолько
поразили княгиню, что она сказал мужу: “Как бы я
хотела быть похороненной здесь!” Она и не
подозревала, что ее слова станут пророческими.
Елизавета Федоровна написала отцу, что долго
молилась Богу указать ей правильный путь и
поняла, что только в православии она найдет
сильную веру и подлинную радость. Она просила
отца благословить ее на этот шаг. “Прошу, прошу
по получении этих строк простить Вашу дочь, если
она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и
вероисповедание не являются одним из главнейших
утешений этого мира?” – писала она. Отец ответил,
что ее решение приносит ему страдание и он не
может дать ей благословение. Елизавета Федоровна
считала грехом оставаться в старой вере, когда ее
душа полностью принадлежала новой. “Разве стану
я худшей дочерью, если поступлю по совести, так,
как велит мне сердце?”– размышляла она.
25 апреля, в Лазареву субботу, она перешла в
православную веру с прежним именем Елизавета, но
уже в честь святой праведной Елизаветы, матери
Иоанна Предтечи.
В 1891 году великого князя Сергея Александровича
назначили генерал-губернатором Москвы. С этого
момента жизнь великой княгини резко изменилась.
У супруги генерал-губернатора появились новые
обязанности. По вечерам она устраивала приемы,
танцевала на балах, а днем много занималась
благотворительностью – посещала больницы для
бедных и приюты для беспризорных детей. Она
помнила завет матери: самый близкий путь к Богу –
самоотречение и служение ближним.
Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не
вызывали в ней брезгливости. Каждый день она
привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких
брала на руки, целовала им пальчики и называла
“мой ангел”.
Когда началась русско-японская война, Елизавета
Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки,
молитвенники.
Она знала силу молитв и ощутила помощь святых.
Огромное впечатление произвело на нее, когда в
Сарове на ее глазах исцелилась немая дeвoчка.
Елизавета Федоровна видела, как после
прославления преподобного Серафима Саровского
мать дeвoчки отерла своим платком paку с его
мощами, а потом—лицо своей дочери. В тот же миг
дeвoчка заговорила.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
3 страница. Гибель великого князя
Ведущий: Год 1905-й стал для Елизаветы Федоровны самым страшным. Эсеры приговорили ее мужа, великого князя Сергея Александровича, к cмepти, потому что он считал, что к революционерам надо применять самые жесткие меры. Княгиню, зная, о ее добром сердце и милосердных делах, террористы решили не трогать, опасаясь возмущения простых людей. Елизавета Федоровна стала получать анонимные письма, в которых ей советовали не сопровождать своего мужа, если она хочет остаться в живых. Но террористы плохо знали княгиню. С этой минуты она почти не разлучалась с мужем, став для него настоящим ангелом-хранителем.
Историк (1): 18 февраля 1905 года Елизаветы Федоровны не оказалось рядом. В тот день и случилось страшное: в карету, где находился великий князь, бросили бомбу. Мужество, с которым Елизавета Федоровна встретила cмepть мужа, поразило многих. Раненная в самое сердце, она не думала о себе, ее мысли были о тех, кто мог пострадать еще. Первым делом она написала письмо сестре, императрице Александре Федоровне, чтобы та ни в коем случае не приезжала на похороны: террористы могли воспользоваться моментом и совершить покушение на ее супруга – императора Николая П. Вечером она приехала к раненому кучеру великого князя Андрею со словами: “Он послал меня к вам!” Преданный кучер, успокоенный, что Сергeй Александрович жив, скончался в ту же ночь.
Историк (2): На третий день после cмepти
мужа она отправилась в тюрьму, где содержался
убийца-террорист Иван Каляев.
Она приехала с единственной целью: облегчить его
душу. “Я привезла вам прощение от Сергея
Александровича и умоляю об одном: покаяться в
содеянном!” Однако Каляев от покаяния отказался.
Уходя, Елизавета Федоровна оставила в камере
Евангелие и иконку – говорят, что перед казнью он
все-таки взял ее в руки. Княгиня была столь
великодушна, что просила императора Николая II о
помиловании преступника, но прошение было
отклонено, и Каляев казнен.
Сергея Александровича погрeбли в маленькой
церкви кремлевского Чудова монастыря. Сорок дней
совершались заупокойные молитвы, и на каждой
присутствовала великая княгиня. В одну из таких
ночей, находясь у мощей святителя Алексия, она
почувствовала удивительную благодать. В глубине
души она уже решила посвятить всю оставшуюся
жизнь Богу, но теперь ее желание укрепилось:
благодать Духа Святого как-то по особому
коснулась ее сердца и уже не покидала его.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).
4 страница. Обитель милосердия
Ведущий: Мы не знаем, как и когда у
великой княгини зародилась мысль создать
обитель милосердия, но в 1908 году работа над
проектом шла полным ходом. Елизавета Федоровна
приобрела на Большой Ордынке в Москве усадьбу с
четырьмя домами и садом. В одном из них была
устроена столовая для сестер, в другом—церковь и
больница, рядом – амбулатория для приходящих
больных. Больничный храм был освящен во имя
святых евангельских сестер Марфы и Марии.
Впоследствии на территории усадьбы был построен
собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы,
освященный в 1912 году.
10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила
свой кремлевский дворец и поселилась с
несколькими сестрами на Большой Ордынке. Она
вошла в мир, который считала более великим – мир
бедных и страдающих.
Историк (1): Она решила посвятить
обитель Марфе и Марии. Елизавете Федоровне были
близки обе: Марфа со своей заботливостью и Мария
с тишиной в сердце и умением слушать Бога. Она
мечтала, чтобы обитель милосердия стала
настоящим домом Лазаря, в котором мирно
уживались две сестры – Марфа и Мария, Помощь и
Молитва.
День в Марфо-Мариинской обители был расписан по
часам: в 7.30 утра читалось молитвенное правило,
затем— служение в больнице для бедных,
днем—трапеза с чтением житий святых, в пять
часов вечера в храме служили вечерню с утреней. В
девять часов вечера читалось вечернее правило,
после чего сестры, получив благословение
настоятельницы, расходились по своим кельям.
Историк (2): В Марфо-Мариинской обители
Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела
подвижническую жизнь: спала на деревянной
кровати без матраса, часто не более трех часов;
пищу употрeбляла весьма умеренно и строго
соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а
потом обходила все палаты больницы, нередко до
рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она
говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что
мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких
страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление.
Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее
приготовили их к христианскому переходу в
вечность". Без благословения духовника
обители протоиерея Митрофана
Серебрянского и без советов старцев
Оптиной Введенской пустыни, других монастырей
она ничего не предпринимала. За полное
послушание старцу она получила от Бога
внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня
организовала помощь фронту. Под ее руководством
формировались санитарные поезда, устраивались
склады лекарств и снаряжения, отправлялись на
фронт походные церкви. Отречение Императора
Николая II от престола явилось большим ударом для
Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она
не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна
видела, в какую пропасть летела Россия, и горько
плакала о русском народе, о дорогой ей царской
семье.
Историк (1): В ее письмах того времени есть следующие слова:
«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"».
Ведущий: Настоятельницу называли не иначе как Великая матушка. Для больных, которых бесплатно лечили в больнице обители, она была просто Матушкой. Так же звали ее и обитатели Хитрова рынка, где она собирала сирот и устраивала их в приюты. Великая княгиня, ставшая Матушкой, никогда не забывала слова Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12). Она помогала больным паломникам, устраивала дома призрения дня инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в ее помощи, она почитала «как бы богом после Бога», в каждом находила что-то хорошее. Матушка стала духовной опорой для многих, при этом сама отличалась крайним смирение – без благословения своих духовных отцов из Зосимовой пустыни она не начинала ни одного важного дела.
«Время летит так незаметно, что уже не различаешь ни дней, ни лет, все сливается в один миг молитвы и милосердия... Сегодня двадцать пять лет, как я присоединилась к нашей возлюбленной Церкви... Все сливается в глубочайшей благодарности Богу, нашей Церкви и тем благородным примерам, которые я могла видеть в истинно православных людях. И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освящены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я могу сказать одно: “Слава Богу за все, за все.”».
(Из письма Елизаветы Федоровны императору Николаю II 13 апреля 1916 года).
(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).
5 страница. Путь к святости
Ведущий: Первое время после Октябрьского переворота обитель не трогали. Но в апреле 1918 года к воротам подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Они приказали Елизавете Федоровне ехать с ними. Матушка собрала сестер в церкви и дала им последнее благословение. Сестры плакали, чувствуя, что видят свою настоятельницу в последний раз. Все знали об аресте Царской семьи и понимали, что та же участь ожидает и великую княгиню: Елизавета Федоровна принадлежала к Императорской фамилии и была родной сестрой супруги Николая II.
Научный сотрудник: С великой княгиней
поехали две сестры: Варвара Яковлева и Екатерина
Янышева. По дороге в ссылку Матушка написала в
обитель письмо—в этот страшный для нее час она
думалаоних, своих “цыплягочках”. “Сплотгитесьи
будьте как одна душа, вся для Бога, и скажите, как
Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”. Она писала,
чтобы они не падали духом ради Бога, Который один
их укрепит. “Вы помните, как я боялась, что вы
слишком в моей поддержке находите крепость для
жизни, иявам говорила: “Надо больше прилепиться
к Богу”.
Последние месяцы своего земного пути великая
княгиня провела под арестом в помещении школы на
окраине уральского города Алапаевска. Она
понимала, что конец близок и поэтому все время
посвящала молитве: в ней она находила терпение и
силу перенести грядущие страдания. Сестер,
сопровождавших ее, чекисты хотели отпустить на
свободу. Они пугали их пыткам и мучениями,
которые ожидают узников. Однако Варвара осталась
непреклонной и разделила судьбу своей сестры и
настоятельницы.
Историк (2): Ночью 18 июля, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню и сестру Варвару с другими узниками—члeнами Императорского дома – сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: “Господи, прости им, ибо не ведают, что творят”.
Научный сотрудник: Забросав шахту
ручными гранатами, чекисты уехали.
Один из свидетелей зверского убийства слышал из
глубины шахты пение Херувимской песни – ее пели
новомученики российские перед вратами вечности.
О чем думала великая княгиня в эти последние
мгновения? Как Мария, она уже была с Господом – ее
пальцы оказались сложенными для кресгного
знамения. Как Марфа, она заботилась о ближнем:
рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна
Константиновича с перевязанной головой. Даже
здесь, в глубине шахты, израненная и
переломанная, она пыталась облегчить страдания
ближнего.
В октябре в Алапаевск вошли войска адмирала
Колчака. Тела великой княгини, сестры Варвары и
великих князей были извлечены из шахты и
похоронены в склепе Свято-Троицкого собора в
Алапаевске. Однако при приближении Красной армии
в 1919 году игумен Пермского скита Серафим повез их
на восток. После долгого путешествия они
оказались в Русской миссии города Пекина в Китае.
Все это время, несмотря на долгое путешествие в
жару и холод, тело святой мученицы сохранилось
нетленным и источало благовонное миро.
Наконец в 1921 году гробы Елизаветы Федоровны и
сестры Варвары перевезли в Иерусалим. Они
покоятся в усыпальнице храма святой
равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании,
как хотела сама Елизавета Федоровна.
В Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась
Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и
Марии стоит белая статуя прекрасной молодой
женщины в монашеском облачении. Рядом с ней
всегда цветут фиалки...
В 1992 году Собор Русской Православной Церкви
причислил к лику святых великую княгиню
Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их
памяти —18 июля по новому стилю.
Ведущий: Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви За Рубежом в 1981 г. и в 1992 г. Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее "Красотой Церкви Российской".
В духовном подвиге ее мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она следовала словам пророка Исаии, который на вопрос Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8), ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны – дивное соединение путей святых праведных Марфы и Марии в новое время. Первая из святых жен Руси – святая равноапостольная великая княгиня Ольга до обращения своего к вере Христовой не прощала врагов своих и жестоко отомстила за cмepть своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа, но перед мученической cмepтью помолится Богу о прощении своих убийц.
Чтец (3): В ХХI строфе поэмы К.Р. «Севастиан-Мученик» (1887) есть строки, которыми можно закончить размышления о великой княгине Елизавете Федоровне о трагической судьбе, которую она разделила с судьбой России:
«О, Господь, простивший Иудеям,
На кресте их злобою распят,
Отпусти, прости моим злодеям:
И они не знают, что творят.
Пусть Христовой веры семенами
В глубине поляжем мы земли,
Чтоб побеги веры той с годами
Мощным деревом взошли» (II, 153).
Ведущий: Наш устный журнал хочется
закончить словами Елизаветы Фёдоровны: «Счастье
состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть
богатым, – писала она своим воспитанникам, –
всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то,
которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты
его найдёшь в жизни души и отдании себя.
Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с
тобой, и ты сам будешь счастлив».
Давайте же и мы следовать в своей жизни словам
матушки Елизаветы Фёдоровны. Ведь так не хватает
в современном обществе милосердия, доброты,
всепрощения друг друга.
Приложение 1
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
31 03 2023 13:19:43
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
30 03 2023 8:41:16
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей.
...
29 03 2023 7:58:42
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
28 03 2023 11:27:44
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
27 03 2023 8:54:15
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
26 03 2023 1:20:25
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
25 03 2023 6:42:20
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
24 03 2023 16:48:47

Задачи урока: охаpaктеризовать социальную и экономическую жизнь Челябинска на рубеже ХIХ–ХХ веков; соотносить изменения в жизни города с основными направлениями реформ С.Ю.Витте....
23 03 2023 4:48:56
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
22 03 2023 16:41:48
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
21 03 2023 19:34:38
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
20 03 2023 15:10:26
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
19 03 2023 2:51:26
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
18 03 2023 4:25:59
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
17 03 2023 0:42:34
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию.
...
16 03 2023 12:32:28
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
15 03 2023 11:42:12
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
14 03 2023 4:21:30
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала.
...
13 03 2023 17:47:40
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
12 03 2023 12:36:42
Урок содержит материал об Иване Сусанине, К.Ф. Рылееве, М.И. Глинке. Произведение «Иван Сусанин» рассматривается с точки зрения литературы, истории и музыки. Урок имеет важное значение для воспитания патриота своей родины. На примере урока показано, как тесно взаимосвязаны литература и история, литература и искусство (музыкальное и изобразительное)....
11 03 2023 16:54:41
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
10 03 2023 22:34:49

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
09 03 2023 6:27:47
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
08 03 2023 14:33:13
В статье представлен урок по истории для 8-х классов. Листая героические страницы войны 1812 года, работая по алгоритму, учащиеся определяют хаpaктер войны и главную причину победы....
07 03 2023 20:26:27
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
06 03 2023 21:37:44
Интегрированный урок предполагает работу в группах с заданиями разного уровня сложности. Урок позволяет учащимся глубоко понять эстетическую ценность русской культуры, воспитывать уважительное отношение к родному городу, чувство патриотизма, уважение к культурному наследию родного края....
05 03 2023 7:42:44
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
04 03 2023 3:42:46
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
03 03 2023 12:10:21
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
02 03 2023 3:56:25
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
01 03 2023 11:50:34
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
28 02 2023 10:40:15
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
27 02 2023 7:19:53
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
26 02 2023 20:19:21
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.
...
25 02 2023 18:33:39
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.
...
24 02 2023 7:17:41
Урок способствует развитию умения сопоставлять достижения цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, выделять своеобразие отдельных цивилизаций; формирует у учащихся чувства уважения к важнейшим достижениям и ценностям, вкладу, внесенными цивилизациями Древней Греции и Древнего Рима во всемирное наследие человечества.
...
23 02 2023 21:18:49
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
22 02 2023 13:35:16
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
21 02 2023 2:48:42
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
20 02 2023 4:15:27
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
19 02 2023 17:33:20
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
18 02 2023 10:28:33
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
17 02 2023 19:18:30
Последовательное выполнение заданий способствует усвоению учащимися сложной темы, содержащей большой теоретический материал, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, посредством решения задач проблемного хаpaктера.
...
16 02 2023 1:51:49
Работа на уроке проходит в учебных группах. Задействованы все учащиеся. Ученики по итогам урока пытаются определить собственное отношение к внутренней политике Ивана Грозного. В ходе урока работают с дополнительным материалом, самостоятельно находят ответы на предложенные вопросы. Построенная по данному плану работа может способствовать развитию навыков анализа исторического материала, умения делать выводы, аргументированно высказывать свое мнение. Для разработки урока был использован исторический материал, напечатанный ранее в приложении к газете "Первое сентября" - "История".
...
15 02 2023 17:20:18
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
14 02 2023 14:49:15
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
13 02 2023 6:54:15
Последнее десятилетие было отмечено повышением внимания отечественных исследователей к истории Первой мировой войны. Это обусловлено появившейся возможностью объективного всестороннего изучения указанного периода. Исследование участия детей в Первой мировой войне будет способствовать патриотическому, нравственному воспитанию суворовцев и укрепит чувство ответственности за свои деяния перед людьми старшего поколения и Отечеством....
12 02 2023 4:56:27
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
11 02 2023 5:47:55
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
10 02 2023 0:10:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::