Материалы элективного курса "Вспомогательные исторические дисциплины" — "Хронология и метрология"
Цели урока: расширить представления учащихся о хронологии и метрологии; показать, что история - это движение во времени и прострaнcтве.
Ход урока.
1. Вводное слово учителя
История – это движение общества во времени. Изучать историю, не изучая её во времени, нельзя. Как вы думаете, почему?
Занимается этим наука – хронология.
Богом времени в греческой мифологии считается самый младший сын Урана (небо) и Гeи (земля) Хронос, отнявший у отца власть. Позднее его сын Зевс, спасшийся благодаря своей матери Реи отомстил Хроносу за слезы матери и гибель сестер и братьев. Слово хронология – означает последовательность исторических событий во времени, а как вспомогательная историческая дисциплина изучает системы летоисчисления и календари разных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.
2. Вспомните, как считали события в Древнем Египте?
А как считали события в Древнем Риме?
А как считали события у нас в стране до 1700г.?
От чего идет наше летоисчисление?
Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает, что христианские вероучители утверждали, что акт сотворения мира Богом состоялся за 5508 лет до Рождества Христова. И предлагает решить задачи.
Если известно, что событие было в 6621г. от сотворения мира, какой шел год нашего летоисчисления.
Ответ: 6621г.-5508г. = 1113г.
Царь Петр I провел реформу календаря в 1700г., какой год был по старому календарю
Ответ: 5508г.+1700г. = 7208г.
А вы можете сказать: «Какой год в истории России был самым коротким и почему?»
Ответ: Самым коротким был 1699г. в связи с переходом на празднование Нового года с 1 января.
А когда в России до этого перехода встречали Новый год?
Ответ: 1 сентября. Новый 1700г. на Руси встречали не по хотенью, а по государеву веленью. Потом привыкли. И елки, и потешные огни по душе пришлись.
Зная год и месяц события по счету от сотворения мира, мы должны отнимать цифру 5508 не во всех случаях, а только тогда, когда в документе говорится о событиях с января по август, а с сентября по декабрь надо вычитать уже 5509 лет, учитывая переходные месяцы. Но в документах не всегда указывают месяц, а пишут в лето 6800, в таких случаях при переводе дают двойную дату 891-892гг.. Если бы старый год сохранился, как бы обозначили 2009г.?
И это ещё не всё. В одном источнике указано: «Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года». Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине писал: «7 сентября 1912г. бой завязался в 5 часов». Как объяснить это расхождение в источниках? Кто прав?
Ответ: оба источника правы. Так как даты даются по старому и новому стилю. Дело в том, что есть два календаря: старый – юлианский и новый – григорианский. Разница в днях сейчас составляет 13.
А теперь давайте решим задачу: «На лицевой стороне медали, выпущенный в 1582 году изображен папа Григорий XIII, а на обороте – надпись: «Год исправления 1582г.» о каком исправлении говорит надпись?
Ответ: именно в 1582г. – папа Григорий XIII ввел новый календарь получивший название григорианского. В России он введен с 14 февраля 1918г. Иногда историкам приходится пользоваться письменными источниками других народов, например, арабов, а у них свое летоисчисление, которое начинается с хиджры, переселения Мухаммада в Медину. Она была в 622 году, от этой даты идет мусульманское летоисчисление.
Переведите даты с мусульманского летоисчисления в европейское: 0г., 562г., 324г., 753г.
Переведите даты с европейского летоисчисления в мусульманское: 1453г., 630г., 732г., 622г.
По поводу одной из известных битв арабов с европейцами в первой хронике было написано, что это произошло в 110г. от ___________, а в другой – в 732г. от _______________. Вставьте пропуски. Какая из хроник правильно называет дату сражения? А может в обеих хрониках названа правильная дата? О каком сражении идет речь?
Ответ: В 732г. произошло сражение при Пуатье, где Карл Мартелл разбил арабов.
История движется не только во времени, но и в прострaнcтве. Здесь историкам поможет метрология - наука о мерах веса, длины, объема, площади. Давайте обратимся к таблице и познакомимся со старой системой мер и веса.
Вывешиваю таблицу.
Старые меры длины (по указу 1835г.)
Верста – 1,0668 км
Сажень – 213,36 см
Аршин – 71,12 см
Четверть – 17,77 см
Вершок – 4,4 см
Фут – 30,48 см
Дюйм – 2,54см
Линия – 2,54мм
Меры веса
Берковец – 163,8кг
Пуд – 16,38 кг
Фунт – 409,512 г
Лот – 12,797г
Золотник – 4,2657г
Меры сыпучих тел
Четверть – 2,0991 гектолитра
Четверик – 26,239 литра
Получетверик – 13,119 литра
Меры жидких тел
Бочка – 4,9196 гектолитра
Ведро – 12,299 литра
Штоф – 1,2299 литра
Бутылка – 0,6149 литра
Сороковка – 0,3074 литра
Сотка (чарка) – 0,123 литра
Шкалик – 0,0615 литра
Мысленно перенеситесь в XVIIIв. и представьте, что для пошива кафтана вам нужно купить 4 аршина и 2 четверти сукна. Какое количество сукна вам нужно купить, если выразить приведенные выше цифры в метрическом измерении?
Ответ: 3,3м
В 1306г. в Торжке крестьянин Влас Михалев взял в долг у землевладельца 2 кади зерна (кадь равна 4 четвертям).
Когда пришло время отдавать долг, у Власа этой емкости не оказалось, и он отмерил 9 четвертей. Хватит ли ему этого, чтобы вернуть долг? Переведите эти меры в современную метрическую систему.
У Власа останется одна четверть (3-3,5 пуда или 56кг) в кади же было приблизительно 12-14 пудов (192 – 224кг)
Домашнее задание:
- Узнайте, чему равны косая и маховая сажени?
- Подберите пословицы и поговорки, в которых упоминаются изученные на уроке меры веса и длины.
- Составьте задания по хронологии.
Литература.
Горяйнов С.Г. Задачник по Истории России М., Зевс, 1997.
Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней М., Владос, 2001.
Захарова С. Маленькие открытия истории // История 2003 №37
Лебедева И.М. Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 кл. М., Просвещение 1990
Иликовский М.А. Интеллектуальные игры для школьников Я., Академия развития 1997
Несмелова М.А. Конспекты уроков для учителя истории. История средних веков М., Владос, 2001
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
05 12 2023 23:11:10
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России.
...
04 12 2023 6:46:55
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма).
Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы.
Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса.
...
03 12 2023 3:31:39
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
02 12 2023 17:12:33
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
01 12 2023 3:21:53
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
30 11 2023 19:56:22
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
29 11 2023 10:29:29
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве.
...
28 11 2023 2:11:10
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
27 11 2023 8:26:46
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
26 11 2023 11:43:39
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
25 11 2023 2:59:50
На уроке решаются несколько задач: в работу включается весь класс, изучается дополнительная литература по теме, у детей появляется интерес к предмету. Интегрированный урок проводится в виде защиты проектов учащихся....
24 11 2023 6:55:37
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
23 11 2023 10:26:36
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
22 11 2023 1:46:11
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
21 11 2023 6:51:54
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
20 11 2023 2:20:20
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
19 11 2023 16:15:36
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
18 11 2023 17:41:42
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
17 11 2023 16:29:24
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
16 11 2023 4:28:52
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
15 11 2023 4:30:37
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
14 11 2023 0:14:49
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
13 11 2023 15:16:58
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
12 11 2023 0:44:29
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
11 11 2023 8:48:52
Урок обществознания построен на принципе обратной связи. Учитель не дает готовых знаний учащимся, активизирует в течение урока их умственную активность. Часть урока – схематизация и систематизация знаний у детей. В конце урока проводится игра "Что лишнее и почему?" Цель урока: формировать уважительное отношение к труду, раскрыть значение труда в жизни человека, воспитывать культуру труда....
10 11 2023 23:55:24

Цель урока: помочь учащимся выявить степень готовности Германии и СССР к войне; сформировать личностную оценку по вопросу внезапности нападения Германии....
09 11 2023 17:37:24
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
08 11 2023 4:37:10
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
07 11 2023 5:37:54
Целями урока являются рассмотрение социально-экономического и политического развития Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков; дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях.
...
06 11 2023 16:34:39
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
05 11 2023 15:25:48
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
03 11 2023 5:25:51
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий:
шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся.
...
02 11 2023 1:18:48

Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
01 11 2023 13:50:42
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
31 10 2023 1:48:27
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам.
...
30 10 2023 7:11:58
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
29 10 2023 8:57:55
Начиная с 8-го класса, абстpaктные обобщения современным учащимся даются с трудом, особенно когда нет конкретного фактического базиса (основы из ключевых исторических дат, связанных между собой событийной канвой). Приведенная презентация создана как самостоятельный учебно-методический комплекс: иллюстрации представляют собой фотографии изучаемого периода и являются полноценным историческим источником, также как включенный в презентацию фрагмент кинохроники....
28 10 2023 4:49:42
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
27 10 2023 8:55:33
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
26 10 2023 0:26:51
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
25 10 2023 20:41:30
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
24 10 2023 20:55:28
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
23 10 2023 20:29:52
Урок носит повторительно-обобщающий хаpaктер. Учащиеся демонстрируют исторические знания, используя на пpaктике английский язык. На протяжении урока учащиеся используют рабочий лист, в котором им предлагаются задания на русском и английском языках. Повышается мотивация учащихся к изучению истории и английского язык, такой тип урока носит пpaктико-ориентированный хаpaктер....
22 10 2023 21:46:45
Урок-игра рассчитан на развитие познавательного интереса молодых избирателей к знаниям в области избирательного права. В виде наглядности выступают документальные материалы избирательной комиссии муниципального образования. Благодаря сочетанию конкурсов и деловой информации из реальной жизни поселения, а также дифференцированному домашнему заданию имеется возможность выбора индивидуальной траектории получения образования.
...
21 10 2023 22:40:10
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
20 10 2023 5:55:57
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
19 10 2023 18:11:19
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
18 10 2023 23:37:39
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права.
...
17 10 2023 1:17:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::