Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"
Цель: Исследование жизни Петра Первого, его внешней и внутренней политики.
Задачи:
- Повторить и обобщить изученный материал по теме, на основе развития креативных навыков.
- Закрепить теоретический блок вопросов:(детство и юность Петра, реформы Петра Первого, Северная война.)
- Развивать умения:
- отбирать необходимый материал по заданной теме;
- самостоятельно вести рассказ от имени своего героя и выступать перед товарищами;
- анализировать документы и давать оценку прошедшим событиям;
- синтезировать знания предметов: истории, литературы,изобразительного искусства.
- Способствовать развитию творчества во времявыполнения задания.
- Расширять кругозор учащихся и прививать интерес к предмету.
- Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство гордости за дела наших предков.
Тип урока:
Урок – ролевая игра (смотр самодеятельной выставки учащихся)
Оборудование:
- портрет Петра Первого,
- карта “Россия с конца ХVII-60е гг.ХVIIIвв.”,
- для оживления карты: компас из бумаги, стрелки для обозначения походов 2х цветов, фигурки солдат, крепость, кораблики, белый флаг с датой заключенного мира, условные значки, обозначающие на карте битвы,
- материалы и иллюстрации, собранные учащимися (экспонаты для музея).
- рефераты, газеты по теме,
- дополнительная литература.
Дополнительная подготовка к уроку:
- Познакомиться с дополнительной литературой о деятельности Петра Первого.
- Прочитать работы историков, отзывы о Петре Алексеевиче.
Ход урока
I. Вводный этап.
Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с одной из самых ярких личностей нашей истории – Петром Великим. Это выдающийся человек, реформатор, в корне изменивший судьбу России на рубеже 17 – 18 веков. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде экскурсии в музей Петра Первого, человека надолго поразившего воображение современников и потомков.
Соотношение научного и художественного методов в русской истории необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Петра Алексеевича, узнать интересные факты из его биографии и дать им свою оценку.
На памятнике Петру Первому в Санкт -Петербурге написано:
О, Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?!
И эти слова мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, так как в результате экскурсии мы должны дать собственную оценку деятельности Петра Первого.
Итак, в мае 2008 года , в г. Москве по адресу :Проезд Шокальского, д.11, открылся новый музей – Музей эпохи Петра Первого.
Ученикам 7 “а” класса и вам, уважаемые гости выпала честь первыми увидеть экспозиции нашего музея.
II.Игровой этап.
Выступление 1 группы с творческим заданием.
Представление своей экспозиции “Детство и юность Петра”. Остальные учащиеся класса по ходу экскурсии могут задавать интересующие вопросы по теме.
На стенде можно представить фото юного Петра, игрушки, перья, книги ( по которым он, якобы, занимался), фото учителей и прочее, из чего учащиеся составят экспозицию и расскажут о ней классу ( проведут экскурсию).
Учитель: Мы продолжаем исследовать деятельность Петра Первого и сейчас мы познакомимся с историей Северной войны.
Выступление 2 группы
Представление проекта на основе “оживления карты”. Два учащихся группы ведут повествование о ходе войны. В это время 2 других ученика на карту наносят условные значки, стрелки по ходу событий.
Один учащийся читает строки из поэмы “Полтава” в тот момент, когда это будет необходимо.
По ходу выступления демонстрируются слайды с музыкой (Приложение 1).
Творческое выступление 3 группы.
Экспозиция “Реформы Петра Первого”.
Рассказ по схеме “Государственные реформы”. Так же рассматриваются реформы в области культуры. Для представления экспозиции можно использовать все новшества, завезенные в Россию Петром.
Примечание: Большинство экспонатов музея не может быть оригиналами(получается очень интересно и весело если современные вещи играют роль старинных, а учащиеся могут обыграть эти моменты), но текст экскурсии, подготовленный учащимися должен быть в полном соответствии с исторической наукой.
Учитель: 28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.
“Закатилось солнце Земли русской…” - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра. “Солнце земли русской” - высочайшая оценка деятельности; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра Великого и его деятельности, которые продолжаются и по сей день.
Одни восхищаются Петром: “…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” (А.С.Пушкин)
А для других он - “злодей”, “деспот”, “тиран”.
А сколько книг написано о Петре первом? У каждого автора свои представления о царе – реформаторе. Давайте и мы попробуем поучаствовать в спорах.
Выступление 4 группы( аналитики)
“Плюсы и минусы политики Петра I ” - выступление аналитиков, которые подводят итоги. По ходу заполняется таблица в тетрадях остальными учащимися.
Помимо этого приводятся высказывания историков о деятельности и личности Петра Первого (в виде цитат, либо театр одного актера).
Учитель обращается ко всем учащимся:
- Какая точка зрения вам ближе и почему?
- Что осталось в вашей памяти об этом человеке?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
- Какой вы увидели личность Петра?
Заключительное слово учителя:
Личность Петра Первого и его реформы стали предметом острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития.
Так было и в ХIХ веке, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, в начале ХХ века, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.
И поэтому сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес и неоднозначную оценку.
Нам же, живущим в 21 веке не стоит осуждать реформатора, а стоит вынести уроки из событий прошлого.
Уроки петровской эпохи:
- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед. Нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.
“Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.
III.Оценочный этап.
В конце урока каждому учащемуся дается карточка для оценки других члeнов группы, степени их участия в подготовке и оформлении материалов музея.
Учитель оценивает степень подготовленности отдельных групп и учеников, умения владеть материалом, вживания в роль, делает необходимые замечания и дополнения.
Оценка выставляется совместно.
Бланк для самооценки учащихся
Фамилия, имя учащегося | оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
... |
Речи учащихся здесь не представляются , так как информацию учащиеся подбирают самостоятельно и готовят свое выступление обособленно, но учитель редактирует и помогает выделить наиболее интересную и пригодную информацию для экскурсии.
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
28 03 2024 4:44:36
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
27 03 2024 5:17:37
Бинарный урок выдвигает версию притчи Феликса Кривина "Два камня". Цель: научить фиксировать смысловые версии каждого ребенка, обогащать их за счет ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации....
26 03 2024 13:58:49
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
25 03 2024 11:54:40
Нетрадиционные уроки развивают познавательный интерес и являются залогом успешного овладения историческими знаниями. Уход от обычных форм обучения, привлечение дополнительных знаний и проявление разнообразных умений, которые широко используются в повседневной жизнедеятельности (но не находят места на обычном уроке), дают возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, служат началом для самовыражения личности школьника. Театрализованная игра на уроке позволяет выработать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, научить их деловому общению, сформировать коммуникативные умения. ...
24 03 2024 11:15:54
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника. ...
23 03 2024 13:24:13
Данная тема – одна из сложных и проблемных тем в курсе истории России, многие вопросы темы являются дискуссионными. Целесообразно проводить изучение нового материала, используя технологию развивающего обучения с элементами дискуссии. Обозначение проблемы и совместный поиск её решения увлекает всех учащихся независимо от способностей и позволяет прочнее усвоить материал. ...
22 03 2024 1:45:42
Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
21 03 2024 12:33:19
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
20 03 2024 0:24:42
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
19 03 2024 8:33:59
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
18 03 2024 15:33:46
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...
17 03 2024 12:59:13
Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...
16 03 2024 17:26:22
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
15 03 2024 10:52:30
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
14 03 2024 1:34:14
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
13 03 2024 4:13:56
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
12 03 2024 20:14:49
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
11 03 2024 10:49:25
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
10 03 2024 20:34:59
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
09 03 2024 5:24:33
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
08 03 2024 14:25:32
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
07 03 2024 22:34:17
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 03 2024 21:17:57
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
05 03 2024 5:33:41
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
04 03 2024 5:20:23
Разработка направлена на повышение мотивации учащихся к изучению предмета «История» и поможет вовлечь их в учебный процесс. Автор работы надеется, что путем нестандартного подхода к учебе, ему удастся заинтересовать ученика в дополнительных знаниях. В викторине присутствует несколько творческих конкурсов, что поможет учащимся реализовать полностью свой потенциал. Также новым здесь будет и видеоконкурс, состоящий из отрывков мультфильмов на тему «Мифы Древней Греции»....
03 03 2024 13:14:35
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку. В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
02 03 2024 3:37:48
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина». Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
01 03 2024 8:19:43
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии. ...
29 02 2024 12:15:13
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
28 02 2024 22:50:24
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
27 02 2024 11:50:11
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
26 02 2024 9:38:27
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
25 02 2024 19:20:53
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
24 02 2024 18:17:38
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
23 02 2024 7:35:11
Комбинированный урок с использованием слайд-презентации, позволяющей преподавателю максимально сосредоточить внимание на ходе урока и проиллюстрировать свой рассказ при создании исторических портретов, образов эпох, событий, исторической обстановки. Целью данного урока является показать доблесть русских солдат и полководческое искусство Александра Васильевича Суворова....
22 02 2024 18:59:36
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
21 02 2024 18:53:19
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
20 02 2024 17:37:48
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
19 02 2024 2:12:31
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
18 02 2024 7:36:37
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
17 02 2024 4:50:44
Урок проводится в форме ролевой игры. Ученикам предоставляется возможность на уроке через игровую деятельность побывать в роли учителя и учеников и ощутить особенности обучения в школах Древней Греции. ...
16 02 2024 22:13:55
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
15 02 2024 3:20:59
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
14 02 2024 9:18:57
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
13 02 2024 23:58:53
В представленной работе предпринята попытка определить возможные причины того, что на протяжении многих лет текст Домостроя считался свидетельством косности нравов и главенства патриархального уклада жизни в то время. Также необходимо объективно оценить важность этого культурного наследия для современного общества....
12 02 2024 15:20:42
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...
11 02 2024 2:19:47
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал. ...
10 02 2024 19:26:36
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
09 02 2024 18:50:47
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
08 02 2024 10:25:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::