Урок обществознания в 8-м классе "Малая группа"
Без меня народ неполный. А. Платонов. |
Тот, кто воображает, что может обойтись без
других людей, очень ошибается, но тот, кто
воображает, что без него не могут обойтись люди,
ошибается еще больше. Ф. Ларошфуко. |
Если гайка не вывинчивается, ее сворачивают. Совет сантехника. |
1) Оформление доски:
- Тема урока.
- План урока.
- Эпиграфы.
- Словарные слова.
- Таблица.
2) Оборудование:
- Конверты (мультифоры) с заданиями.
- Распечатки документов.
- Тест.
- Книжная выставка:
- А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”;
- Братья Гримм “Белоснежка и семь гномов”;
- Г.Х. Андерсен “Гадкий утенок”;
- Г.Х. Андерсен “Дюймовочка”;
- Джером К. Джером “Трое в лодке, не считая собаки”.
- Чистые листы бумаги.
- Учебник “Обществознание 8-9 кл.” Н.Л. Боголюбов. - М: “Просвещение”, 2008.
3) План урока:
- Что такое малая группа.
- Виды малых групп.
- Поведение в группе.
- Положение человека в группе.
Словарные слова:
Группа малая
Групповые нормы
Групповые санкции
Групповой эгоизм
Конформизм
Таблица “Многообразие малых групп”:
Виды малых групп | Признаки малых групп | Роль члeна группы |
Временные | ||
Постоянные | ||
Формальные | ||
Неформальные |
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
(На каждую парту 1 лист с тестом, время выполнения – 5 минут) Приложение 1.
3. Изучение нового материала
3.1. Работа в группах.
3.1.1. Создание групп.
3.1.2. Выдача группе задания.
(В конверте помещаются разрезанные квадраты из цветной бумаги по количеству члeнов группы. Каждый члeн группы должен собрать квадрат. Нельзя помогать, разговаривать, брать друг у друга детали.)
3.1.3. Беседа:
– Что вы делали?
– Что у вас получилось?
– Что не получилось?
– Кто какую роль играл?
– Как к этому относились остальные?
3.2. Определение целей урока. Мотивация.
3.2.1 Вы работали в группах. Они были большие или маленькие?
3.2.2. Объявление темы урока.
3.2.3. Давайте подумаем и решим, как будем работать на уроке и что должны будем узнать.
3.2.4. Варианты предложений записываем на доске, проговариваем, определяя цели урока и способы изучения нового материала.
3.3. Работа в тетради и с учебником.
3.3.1. Записываем число и тему урока.
3.3.2. Вспоминаем такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего?
3.3.3. А теперь нарисуем солнышко с лучами. Но лучи должны быть разной длины, их длина зависит от того, кому вы его посвящаете. Каждый из 7 лучей нужно подписать. Это твои друзья и классный руководитель.
Солнышко – круг твоего общения, т.е. группа людей.
3.3.4. Запишем в тетрадь план урока и словарные слова, которые вы должны знать и понимать.
3.3.5. Те, кто записал, открывают учебник на с. 76-77, находят их объяснения.
3.3.6. Зачитываем вслух объяснения словарных слов.
3.4. Работа в группах, заполнение таблицы на доске.
3.4.1. Каждая группа получает копии документов и вопросы к ним. Необходимо подготовить ответ, оформив его крупно на предложенных листах бумаги. Приложение 2.
3.4.2. Как только работа выполнена, то ответ закрепляем на доске.
3.4.3. Проверка таблицы.
3.5. Сделаем выводы.
3.5.1. Человек + Человек + (7 +/- 2) = Малая группа.
3.5.2.Важны роль и позиция Человека, т.е. положение (status).
3.5.3. Положение:
– Авторитет (влияние);
– Престиж (уважение).
Выбор за вами!
3.6. Закрепление.
3.6.1. Перед вами выставка книг, знакомых вам с детства. Вы их читали, смотрели мультфильмы, снятые по этим книгам:
а) Как названия и сюжеты предложенных книг связаны с темой урока?
( Варианты ответов: “Малыш и Карлсон”, “Белоснежка и семь гномов”, “Трое в лодке, не считая собаки” - малая группа);
б) В какой книге, сказке речь идет о групповой санкции?
(“Гадкий утенок”);
в) В какой книге, сказке герой проявляет конформизм?
(“Дюймовочка”).
3.6.2. Какой эпиграф вам кажется подходит к теме урока, почему?
4. Итоги урока
5. Домашнее задание
§13, выполнение словарной работы.
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
01 07 2022 20:32:54
Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....
30 06 2022 9:37:42
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
29 06 2022 12:19:57
Занятие "Женщина на войне" посвящено русской женщине — участнице боевых действий. Ход занятия построен по принципу исторического экскурса: от начала XIX века до наших дней. Проведение данного занятия способствует воспитанию патриотизма, развитию чувства гордости за Отечество, расширению кругозора учащихся, развитию навыков работы с дополнительной литературой. Данное занятие возможно провести в качестве урока Мужества накануне Дня Победы....
28 06 2022 9:23:49
Урок знакомит учащихся с формами культуры, причинами появления массовой культуры и особенностями молодежной субкультуры, а также закрепляется понятие «культура». Формирует навыки самостоятельной работы с текстом и работы в парах....
27 06 2022 20:31:32
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
26 06 2022 13:57:48
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
25 06 2022 18:59:38
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
24 06 2022 4:37:32
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
23 06 2022 6:12:25
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
22 06 2022 15:40:52
Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....
21 06 2022 8:51:23
Урок может помочь ученикам глубже понять эпоху 60-х годов на основе повторения изученного в теме и самостоятельного подбора фактического материала по отдельным годам периода и его творческого осмысления. Цель: сформировать у школьников многоплановый стилевой образ 60-х годов, познакомить их с веяниями моды, повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР....
20 06 2022 8:51:59
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
19 06 2022 20:51:58
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
18 06 2022 21:17:42
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
17 06 2022 1:52:58
В статье определяется сущность понятия «холодная война», выясняются причины этого явления, определяется влияние внешних факторов на внешнюю политику СССР в послевоенный период, отpaбатываются лексико-грамматические навыки и переработки информации....
16 06 2022 23:37:43
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
15 06 2022 8:38:15
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
14 06 2022 1:47:35
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
...
13 06 2022 21:32:23
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
12 06 2022 20:44:23
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
11 06 2022 16:58:20
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
10 06 2022 3:55:46
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
09 06 2022 10:34:46
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию.
...
08 06 2022 11:12:19
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
07 06 2022 11:48:41
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
06 06 2022 23:42:54
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
05 06 2022 9:56:57
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Широкое распространение получают активные методы обучения. Интеpaктивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение....
04 06 2022 20:20:35
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
03 06 2022 8:44:45
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
02 06 2022 9:56:39
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
01 06 2022 21:12:30
С помощью курса реализуются задачи формирования умений учащихся самостоятельно добывать знания, работая с историческим источником. На первый план ставятся проблемы работы с текстом, как первоисточником знания. В контексте общих представлений об историческом процессе ученик получает возможность совершить обратный путь - от частного к общему, от детали к целому....
31 05 2022 1:14:18
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
30 05 2022 1:59:17
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
29 05 2022 2:34:28
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
28 05 2022 7:10:25
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
27 05 2022 10:28:26
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
26 05 2022 2:17:31
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования.
...
25 05 2022 9:29:36
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
24 05 2022 23:59:57
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
23 05 2022 19:43:44
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы.
...
22 05 2022 7:24:23
Статья рассказывает о создании в школе "Книги памяти" и её роли в патриотическом воспитании школьников. Воспоминания людей, переживших войну, помогают детям лучше понять события Великой Отечественной войны, учат сопереживать людям, пережившим войну, гордиться подвигами своих родных и близких. Страницы Книги используются на уроках истории и во внеклассной работе....
21 05 2022 1:53:52
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
20 05 2022 15:41:48
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
19 05 2022 18:57:26
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
18 05 2022 15:55:48
Данные занятия являются частью элективного курса «История России, СССР в лицах» для учащихся 9-х классов. Цель: сравнить судьбы реформаторов начала XX века, их деятельность, выявить общее и различное; продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, историческими источниками, умений сравнивать, сопоставлять, выделять общее и различное, делать выводы, отстаивать свою точку зрения. Форма проведения: урок-презентация или пpaктическая работа....
17 05 2022 5:40:45
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
16 05 2022 1:25:18
Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки.
...
15 05 2022 0:24:56
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
14 05 2022 14:17:32

Урок по истории Древнего мира в форме игры-путешествия для обучающихся 5-го класса. Через использование мультимедийной презентации повышается познавательный интерес обучающихся. Разработка может быть использована как начинающими педагогами, так и учителями-стажистами....
13 05 2022 19:30:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::