Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"
Французская армия расшиблась о русскую армию.
М.П.Ермолов
Цели урока:
- рассказать о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813–1814 гг., памятниках архитектуры, посвященных Отечественной войне 1812 года;
- развивать речь и навыки работы с картой, дополнительной литературой, умение тезисного конспектирования;
- способствовать воспитанию таких качеств, как целеустремленность, смелость, патриотизм.
Тип урока: урок истории, интегрированный с МХК, русской литературой.
Подготовительная работа: дети готовят сообщения по темам “Партизанское движение”, “Родной край во время Отечественной войны 1812 г.”, “Памятники архитектуры, посвященные Отечественной войне”.
Оборудование: карта “Российская империя с начала XIX в. по 1861 г. (европейская часть), таблицы по Отечественной войне и заграничному походу русской армии, выставка картин и литературы, выставка “Музей – панорама “Бородинская битва”.
Основные понятия: партизанская война, Тарутинский маневр, “Битва народов”, реставрация, Священный союз.
Важнейшие даты:
- 12 (24) октября 1812 г. – сражение под Малоярославцем.
- 25 декабря (6 января) 1812 г. – манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
- Март 1813 г. – взятие союзниками Берлина.
- Октябрь 1813 г. – “Битва народов” под Лейпцигом.
- 16 марта 1814 г. – капитуляция Парижа.
- Май 1814 г. – Парижский мир.
- Сентябрь 1814 – июнь 1815 гг. – Венский конгресс.
- Сентябрь 1815 г. – Священный союз.
Выдающиеся личности: Д.В.Давыдов, А.С.Фигнер, А.Н.Сеславин, И.С.Дорохов, Герасим Курин, Василиса Кожина.
План урока:
I. Повторение
II. Изучение новой темы:
- Противостояние двух армий. Партизанская война.
- Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии.
- Историческое значение победы в Отечественной войне 1812 г.
- Заграничный поход русской армии.
- Венский конгресс.
- Отечественная война 1812 г. в литературе и архитектуре.
IV. Задание на дом.
Ход урока
Звучат два куплета из старинной песни на стихи М.Ю.Лермонтова “Бородино”, записанной еще в начале XX века.
I. Повторение прошедшей темы, через чтение, комментарии стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино” и ответы на вопросы.
II. Изучение новой темы:
1. Противостояние двух армий. Партизанская война.
Наполеон полагал, что кампания окончена, и ждал предложений о мире. Но никто не слал к нему послов. Завоевателю самому пришлось обращаться с запросами к Кутузову и Александру I. Кутузов отвечал уклончиво, ссылаясь на отсутствие полномочий. Баснописец Крылов в произведении “Волк на псарне” так описывает эту ситуацию:
“Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой!”
Между тем при дворе шла закулисная борьба. Вдовствующая императрица Мария Федоровна, брат царя Константин, царский любимец Аpaкчеев, канцлер Н.П.Румянцев требовали мира с Наполеоном. Но Александр был неумолим.
Отказ Александра I вступать в мирные переговоры в условиях, когда, казалось бы, он потерпел полное поражение, тактика русского военного комaндования, напрочь разбившая стратегические планы Наполеона дезориентировали французов, поставили их в положение, когда все их победы оказались бесперспективными. Между тем, падение дисциплины и мародерство среди французских солдат в Москве достигло катастрофических масштабов. В тылу ширилось партизанское движение, которому большое значение придавало русское комaндование. (Сообщение ученика). Из регулярной армии для партизанской войны были выделены 36 казачьих, 7 кавалерийских и 5 пехотных полков, артиллерия, кадровые офицеры (Д.В.Давыдов, А.Н.Сеславин, А.С.Фигнер и т.д.), сражавшиеся бок о бок с крестьянскими отрядами Федора Потапова, Герасима Курина, старостихи Василисы Кожиной, солдата Четвертакова и т.д.
2. Отступление Наполеона из Москвы и гибель его армии.
7(19) октября 1812 г. Наполеон отдает приказ об отступлении по не разоренной Калужской дороге.
Однако к этому моменту ситуация на театре военных действий изменилась. Осуществленный М.И. Кутузовым Тарутинский маневр (переброска русской армии при отступлении из Москвы с Рязанской на Калужскую), позволил избежать преследования французских войск, выиграть время, закрыть дорогу на юг, к Калуге и Тульским оружейным заводам. Помимо этого, обеспечил связь армии Кутузова с 3-й армией Тормасова и Дунайской армией Чичагова. Прибытие в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником.
6(18) октября 1812 г. русские войска одержали первую победу, - был отброшен корпус Мюрата, направленный к р.Чернышке для наблюдения. 12(24) октября 1812 г. состоялось сражение под Малоярославцем, главным результатом которого стало вынужденное решение Наполеона об отступлении по разоренной Смоленской дороге. Инициатива в войне перешла к России.
Недостаток продовольствия и фуража, болезни, рано ударившие морозы, кровопролитные арьергардные бои (например, под Красным 3–6 (15–18) ноября 1812 г., где потери французов составили 6 тыс. убитыми и 26 тыс. – взятыми в плен – из общего числа отступающих в 57 тыс. человек!) окончательно подорвали боеспособность французских войск, превратив их отступление в беспорядочное бегство.
14(26) – 16(28) ноября 1812 г. при переправе через р. Березину, Наполеон смог разрушить планы русского комaндования об окружении (Чичагов – с юга, Витгенштейн – с севера и Главная армия – из центра), прибегнув к ложной демонстрации переправы южнее Борисова, который занимала армия Чичагова; однако у Березины было убито и взято в плен 30 тыс. французов, и лишь 9–10 тыс. удалось переправиться на другой берег.
6(18) декабря 1812 г. Наполеон тайно отправился во Францию, оставив комaндование маршалу Мюрату. Границу перешло только 30 тыс. французов из 678 тыс., вступивших на территорию России.
25 декабря (6 января) 1812 г. был обнародован манифест Александра I об окончании Отечественной войны.
3. Историческое значение победы в Отечественной войне 1812 г.
Термин Отечественная война появился в XX веке. Он очень точно раскрывает суть этой войны, когда все жители России поднимаются на борьбу с захватчиком.
Последствия войны:
– опустошение и большой урон промышленности и сельскому хозяйству Центральной и западной части России;
– сплочение населения центральных губерний и консолидация русской нации;
– сближение с русским народом других народов России;
– жертвенная роль Москвы и возвышение ее значения как духовного центра России. (По словам Л.Н.Толстого, всякий русский человек, глядя на Москву, чувствует, что она мать.);
– рост гуманистического отношения к крестьянам и солдатам среди некоторой части дворянства (особенно офицерской), которые увидели в крестьянах таких же пламенных патриотов, готовых пожертвовать жизнью ради спасения Отечества. Отечественная война подготовила будущих декабристов.
4. Заграничный поход русской армии.
1(13) января 1813 г. русские войска форсировали Неман и вступили в герцогство Варшавское. Начались заграничные походы русской армии.
Его цели:
- окончательно покончить с захватническими планами Наполеона;
- освобождение стран Западной Европы от французского владычества;
- усиление влияния России в Европе.
Поражение Наполеона в России способствовало мощному подъему национально-освободительного движения в Европе. Европейские страны, находившиеся в зависимости от Наполеона, в любой момент готовы были примкнуть к новой антифранцузской коалиции. 15(27) февраля 1813 г. между Россией и Пруссией был заключен наступательный и оборонительный союз.
Однако сбрасывать со счетов французскую армию было рано. 20 апреля (4 мая) 1813 г. русско-прусские войска потерпели поражение в битве при Люцене. Французы взяли Дрезден и Бреславль. Союзники были вынуждены пойти на перемирие с Наполеоном.
28 августа (9 сентября) 1813 г. в состав антинаполеоновской коалиции вошла Австрия, а затем Швеция и государства рейнского союза.
4–6 (16–18) октября 1813 г. состоялось Лейпцигское сражение – “битва народов”, французская армия потерпела сокрушительное поражение.
16 марта 1814 г. Париж капитулировал.
К нам в гости пришел бравый гусар, участник тех событий. Послушаем его рассказ.
Повсюду около нас бегали и глазели парижане: возгласам их удивления конца не было. Многие осторожно подходили к офицерам, спрашивая, действительно ли это русское войско, и надобно было видеть их изумление, когда им утвердительно отвечали… Веря прокламациям Наполеона, они ожидали встретить только малые остатки наших солдат, и то оборванных. Все принимали нас за пруссаков или других немцев, а их за нас, судя по неловкости, с которою сидит на них одежда… немало также удивлялись они, получая от стоящих в передних рядах гвардейских офицеров ответы на чистом французском языке.
Один высокий мужчина… взяв за руку, сказал: – Мы очень рады, сударь вашему прибытию…– Вы нас должны были ожидать, господа, отвечал я: – Мы не хотели оставаться в долгу у французов за визит их в нашу Москву.
(Учебник В.И.Буганова, П.Н.Зырянова, стр. 145–146)
Сообщение ученика “Марийский край и Отечественная война 1812 года”. (См. Приложение)
18(30) марта 1814 г. был подписан Парижский мир:
- отречение Наполеона, реставрация Бурбонов;
- возврат Франции к границам 1792 г.;
- отправка Наполеона в ссылку на о. Эльба в Средиземном море.
5. Венский конгресс.
С сентября 1814 г. по 28 мая (9 июня) 1815 г. проходил Венский конгресс европейских держав, где решались вопросы установления нового порядка в Европе. Наибольшие споры вызвали Саксонский и Польский вопросы, наглядно выявившие противоречия: австро-прусские из-за Саксонии и русско-австро-прусские – из-за герцогства Варшавского. Разногласия на конгрессе привели даже к тому, что в январе 1815 г. между Австрией, Англией, Баварией и Францией был заключен оборонительный союз, направленный против России. Ситуация разрядилась в конце марта 1815 г. в связи с приходом к власти во Франции бежавшего из ссылки Наполеона (знаменитые 100 дней). В срочном порядке была создана новая антинаполеоновская коалиция и 13(25) марта 1815 г. принята декларация, объявлявшая Наполеона вне закона.
28 мая (9 июня) 1815 г. состоялся заключительный этап Венского конгресса, который окончательно определил “лицо” послевоенной Европы – все спopные моменты были улажены:
- Пруссия получала часть Саксонии, (другая часть сохраняла самостоятельность).
- Россия – герцогство Варшавское (за исключением Торна и Познани, отошедших Пруссии).
- Австрия получала Восточную Галицию, присоединила Иллирийские области, Ломбардию, Венецию.
- 6(18) июня 1815 г. Наполеон потерпел сокрушительное поражение в битве при Ватерлоо (Бельгия), был низложен и сослан на о.Св. Елены в Атлантическом океане.
- В сентябре 1815 г. Австрия, Пруссия, Россия образовали “Священный союз”, который преследовал следующие цели.
- Сохранение границ согласно Венскому конгрессу.
- Укрепление прежних феодальных династий.
- Подавление революционного движения в Европе.
III. Память о войне 1812 года.
В Отечественной войне 1812 года со всей силой проявилось глубокое чувство патриотизма русского народа. Сбылись слова М.И.Кутузова, написавшего в приказе по армии: “Не пройдут и не умолкнут содеянные громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровью своею спасли Отечество”.
Сразу после войны народ начинает собирать деньги на строительство храма в Москве в честь погибших. Эта идея впервые прозвучала в особом манифесте императора Александра I 25 декабря 1812 года: “В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…”. Храм Христа Спасителя был освящен 26 мая 1883 г. Композиционным открытием архитектора К.А.Тона стало создание вокруг храмового прострaнcтва круговой галереи, где был открыт первый музей Отечественной войны 1812 г. В ее стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов Александра I, с описанием сражений, с перечислением отличившихся комaндующих и полков, с именами убитых и награжденных. Храм был взорван в эпоху воинствующего атеизма 5 декабря 1931 г. В 1994 году правительство Москвы приняло решение о воссоздании храма, главным архитектором был назначен Михаил Посохин. Восстановленный храм Христа Спасителя освятили 31 декабря 1999 г.
Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении “Бородино” написал: “Недаром помнит вся Россия про день Бородина!”. Поистине так. 18 октября 1962 года, в дни празднования 150-летия Отечественной войны, в Москве на Кутузовском проспекте был открыт музей-панорама “Бородинская битва”. Здание музея построено на историческом месте. Здесь находилась деревня Фили, где 1(13) сентября 1812 года на Военном совете под председательством М.И.Кутузова решалась судьба Москвы, судьба России. Автором панорамы является выдающийся художник баталист Франц Алексеевич Рубо (1856–1928 гг.). В панораме живописное полотно сочетается с предметным планом – макетом местности и реальными предметами. Перед зданием панорамы установлен памятник М.И.Кутузову.
Недалеко от музея, у Поклонной горы, там, где, по словам Пушкина
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
находится еще один памятник в честь Отечественной войны 1812 года – Триумфальная арка (архитектор Осип Иванович Бове). Поверх арки – колесница Славы с шестеркой коней. В колеснице стоит крылатая богиня Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком.
На Поклонной горе создан мемориал Победы в Великой Отечественной войне. Слились воедино две эпохи, судьбы разных поколений обрели бесcмepтие.
А в Петербурге на Невском проспекте в канун наполеоновского нашествия вырос Казанский собор (архитектор Андрей Никифорович Воронихин), ставший памятником Отечественной войне 1812 г. Отсюда, из собора, после церковной службы отправился в действующую армию М.И.Кутузов.
Во время заграничного похода русской армии в апреле 1813 года в городе Бунцлау главнокомaндующий, простудившись, скончался. Тело его повезли домой, в Россию. На всем пути траурную процессию встречало множество людей и молча прощалось с полководцем. При въезде в Петербург жители города в знак признания заслуг Кутузова выпрягли коней из траурной повозки и сами повезли ее через город к Казанскому собору. Здесь он и был похоронен. Перед собором установили памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.
На Дворцовой площади Петербурга в честь победы русского оружия возведена 47-метровая Александровская колонна (проект Огюста Монферрана).
Прошло много лет с тех трагических и героических событий, но память людская никогда не угаснет.
IV. Домашнее задание: параграф 58, подготовиться к тестам.
Литература
- Айплатов Г.Н. История Марийской АССР. Йошкар-Ола, Марийское книжное издательство, 1985.
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII – XIX век. М, “Просвещение”, 2003.
- Ворожейкина Н.И., Соловьев В.М., Студеникин М.Т. Рассказы по родной истории. М.: Просвещение, 1993.
- Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах). М, “Лист”, 1997.
- Картины по русской истории (из издания И.Н.Кнебеля). М., “Изобразительное искусство”, 1989.
- Крылов И.А. Басни. Любое издание.
- М.Кудряшов. Знаешь ли ты родной край? Йошкар-Ола, Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997г., стр126.
- Лермонтов М.Ю. Бородино. Любое издание.
- Лубченков Ю. Война 1812 г. М., “Белый город”, 2001.
- Ляшенко Л.М. История России XIX век. Дидактические материалы. М., “Дрофа”, 2001.
- Приложение к газете “Первое сентября” “История”. № 2, 1995 г., № 17–18, 30–31, 2003 г.
- Жукова Л.В. История. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. М., “Экзамен”, 2005.
- Фотопутеводитель Музей-панорама “Бородинская битва”. М., “Планета”, 1989.
Урок является ключевым в изучении событий, происходивших в России в 1917 году. Семинарская форма организации изучения нового материала позволяет рассмотреть различные варианты развития России, что способствует осмыслению учащимися сложности исторического процесса. Урок способствует формированию следующих компетенций учащихся: исследовательской – работа с историческими источниками и дополнительной литературой, коммуникативной – ведение дискуссии, аргументирование своей точки зрения. ...
18 03 2024 23:34:20
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
17 03 2024 16:37:12
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
16 03 2024 6:43:45
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
15 03 2024 23:19:57
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
14 03 2024 13:41:35
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
13 03 2024 19:30:53
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
12 03 2024 4:29:32
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
11 03 2024 20:42:31
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
10 03 2024 15:32:21
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
09 03 2024 8:28:26
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
08 03 2024 18:56:27
Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
07 03 2024 20:21:56
Представленный урок позволяет обратить внимание учащихся на анализ деятельности исторической личности с позиции современного гражданина, не только изучить исторический материал, но и попытаться поучиться на нем, найти личностный смысл в истории. Многообразие используемых приемов позволяют учителю построить урок с учетом современных требований к нему. ...
06 03 2024 16:50:18
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
05 03 2024 6:39:53
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения. ...
04 03 2024 16:37:35
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
03 03 2024 22:45:50
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
02 03 2024 15:18:16
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк. ...
01 03 2024 19:56:34
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
29 02 2024 22:46:57
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...
28 02 2024 19:19:23
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
27 02 2024 15:43:31
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...
26 02 2024 17:37:40
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
25 02 2024 13:27:42
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
24 02 2024 10:43:53
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
23 02 2024 20:59:42
Программа курса по выбору "По следам древних людей" предназначена для учащихся 5-го класса. Цель курса является пробудить у учащихся 5-го класса интерес к истории посредством различных видов проектной деятельности. Основной задачей курса является освоить с пятиклассниками основы проектной деятельности, научиться разpaбатывать различные виды проектов по истории, развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся. ...
22 02 2024 12:35:27
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
21 02 2024 0:59:42
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
20 02 2024 18:48:40
В статье описывается опыт работы по технологии создания системы учебных задач в условиях сельской школы в классах с малой наполняемостью. Используемая технология нацелена не на создание новых форм обучения, а на более качественное использование уже существующих на основе всем известных психолого-возрастных особенностей учащихся. ...
19 02 2024 6:47:42
Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....
18 02 2024 19:30:38
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
17 02 2024 7:20:30
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
16 02 2024 0:31:26
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...
15 02 2024 20:50:37
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
14 02 2024 9:11:54
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...
13 02 2024 15:59:31
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
12 02 2024 2:27:56
Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, пpaктические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям. ...
11 02 2024 11:48:19
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
10 02 2024 7:30:35
Подготовлен урок к встрече Дня Победы, поэтому рекомендуется проводить 6 мая, в день памяти святого Ге opгия. Рассказывает о святом Ге opгии Победоносце и его роли в истории России, о наградах и людях, связанных с ним. Может служить началом беседы с ветераном Великой Отечественной войны, началом краеведческой конференции, посвященной землякам – кавалерам ордена Славы....
09 02 2024 20:25:49
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
08 02 2024 22:13:56
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
07 02 2024 18:51:55
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
06 02 2024 10:48:19
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
05 02 2024 22:59:17
Урок дан в форме французской творческой мастерской, т.е. это личностно-орентированное образование, нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, при которой вовлекается каждый ученик в творческий поиск. Учитель помогает осознать учащимся, кто может считаться личностью. Дается возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком. Создаются условия для понятия, что человек ‒ существо, призванное творить самого себя....
04 02 2024 4:23:28
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
03 02 2024 12:42:26
Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....
02 02 2024 14:57:22
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся. ...
01 02 2024 17:56:56
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
31 01 2024 18:34:35
В настоящее время в современной школе уделяется большое внимание научно-исследовательской деятельности учащихся. Настоящая статья предлагается в помощь учителям истории для правильной организации научно-исследовательской деятельности своих учеников....
30 01 2024 8:53:29
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
29 01 2024 5:12:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::