Диалог как педагогическая категория
“Не судить, а понимать”.
М. Блок
“Идет” диалог. Да, да, уважаемый коллега, “идет” диалог. Начавшись однажды, 4 года назад, он “идет”, то ускоряя, то замедляя шаг, но, не останавливаясь ни на минуту.
Почти забыты, когда-то привычные фразы “начнем урок”, “урок окончен”, потому что их нельзя отнести к диалогу, имеющему удивительное свойство – никогда не заканчиваться, а продолжаться, может быть, всю жизнь.
В отличие от урока (в традиционном понимании этого слова) диалог, порождая проблему, ставит вас в ситуацию поиска. Но не надейтесь получить “правильный” ответ. То, что на какое-то мгновенье казалось истиной через минуту, другую окажется иллюзией. И вы вновь втянуты в мучительный процесс поиска истины: - “О чем можно вести диалог в истории?” - спрашиваю своих старшеклассников.
“Если это война или бунт, - отвечает Паша Рявкин, - то можно вести диалог о возможностях мирного решения вопроса или о предотвращении конфликта. Если это историческая находка, то можно вести диалог – опровержение. Если это историческая книга, написанная несколько веков назад, то можно вести диалог – расследование”.
Предложенный вниманию участников конференции диалог предполагает работу над проблемой “афинское демократическое государство”.
“Возникнув в V в. до н.э., эта схема государственного устройства была взята на вооружение современными демократиями”, - говорит директор музея античности Картер Браун.
Дети не спорят с тем, что явление само по себе гениально уже потому, что появилось на свет. Но можно ли назвать афинское государство идеальным. И вот здесь главным и основным условием понимания данной проблемы является изучение исторических текстов античных авторов. История изучается не так, как она видится авторам школьных учебников, а как она видится “отцами” античной истории.
Скрупулезная работа с текстами (Фукидид об афинской демократии, Псевдо-Ксенофонт об афинской демократии) способствует проникновению в умонастроение античной эпохи. Я, современный ребенок 21 века, соотношу свое представление об афинском феномене с представлением тех, кто является творцом афинской демократии, и её современником.
Вот некоторые эпизоды урока “ Диалог – как постижение смысла через слово”. Учащимся предлагается историческая ситуация, сложившаяся в связи с великим переселением народов. В 455 году флот вандалов, которым комaндовал король Гeйзерих подошел к берегам Италии и неожиданно для римлян оказался у стен Рима.
Рим был совершенно не готов к обороне. Навстречу варварам отправился римский папа Лев I, чтобы уговорить пощадить город. После переговоров Гeйзерих согласился оставить в живых жителей, не сжигать и не разорять главные храмы Рима, а разграбление Рима ограничить “всего лишь” четырнадцатидневным сроком. На память о тех двух неделях осталось навеки слово “вандализм”, означающее бессмысленное уничтожение культурных ценностей. О поведении вандалов в Риме рассказывает историк Прокопий Кесарийский, предлагается сюжет о снятии половины крыши с храма Юпитера Капитолийского, которая была сделана “из лучшей меди и густо позолоченная”.
Вопрос: почему германцы вообще грабили и разрушали?
Диалог детей:
Илья (5 класс): Может, у них не хватило места на корабле?
Никита (5 класс): Но ведь можно было освободить место от других вещей – крыша-то из золота?
Учитель: А было ли для варваров золото ценностью?
Маша (8в класс): Я помню, что варвары презирали римлян за роскошь, за страсть к деньгам. Тогда понятно, почему они не взяли всю крышу.
Никита (5в класс): Зачем тогда они вообще её снимали?
Маша (8в класс): Должны же были они как-то показать, что сильнее римлян.
Юля (8в класс): Мне кажется, что нужно исходить из особенностей мышления варваров. Если варвары находились на уровне развития первобытно-общинного строя, то возможно доминирующим являлось наглядно-действенное мышление, значит другого способа, показать свою силу и превосходства, кроме как разрушить культурные ценности римлян у них не было.
Учитель: Ты хочешь сказать, что, если Илья, например, хочет показать, что сильнее других, то необязательно всех убивать – положил на лопатки и всё.
Маша (8в класс): Следовательно, сняв половину крышу, варвары показали римлянам, что они победили?
Марк (8в класс): И тогда для вандалов разрушение и разорение Рима не было актом вандализма, то есть оно не было бессмысленным для них.
Илья (5в класс): Я не согласен с Марком. При чём здесь здание-храм?
Аня (5в класс): Я хочу ответить Илье. Храм – это жилище богов. И если римские боги позволили вандалам разрушить храм, хоть и не совсем, значит, они слабее германских, а слабые боги – слабый народ, сильные боги – сильный народ!
В диалог вступают различные мнения, позиции. Они несут в себе культурный смысл, а, значит, имеют право на существование.
Каждый диалог порождает в свою очередь огромный круг проблем и вопросов, заставляя ребенка определить уровень своего незнания, а, значит, естественное желание заполнить образовавшийся вакуум. Таковы условия игры. Иначе я не смогу идти дальше, я не смогу расти и развиваться.
Используемая литература.
- М.Бойцов и Р.Шукуров. История средних веков, учебник для 6 класса. – М.: МИРОС, 2006 г.
- Я иду на урок истории: Материалы по истории Средних веков: книга для учителя. М., “Первое сентября”, 2005;
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
23 09 2023 1:58:28
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
22 09 2023 7:27:24
Рассмотрены причины, хаpaктер, движущие силы Февральской революции. Обозначена деятельность Временного правительства. Определены суть и причины двоевластия....
21 09 2023 1:33:35

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
20 09 2023 10:42:24
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
19 09 2023 5:52:39
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
18 09 2023 13:34:20
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
17 09 2023 19:33:18
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов.
...
16 09 2023 5:32:38
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
15 09 2023 22:19:33
Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся.
...
14 09 2023 1:15:40
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
13 09 2023 15:26:15

Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
12 09 2023 18:44:35
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности.
...
11 09 2023 11:53:42
Цель внеклассного мероприятия: показать особое значение традиций празднования главного православного праздника – Пасхи, дать представление о Страстной и Светлой седмицах....
10 09 2023 6:32:25
Игра проводится по типу телеигры "Умники и умницы" и рассчитана на учащихся 7–10-х классов. Игра разработана в качестве внеклассного мероприятия в рамках Декады общественных наук, но вполне применима и на уроке при наличии достаточного времени. Цели игры: способствовать расширению исторической эрудиции учащихся, развитию интереса к предмету; способствовать развитию логического мышления и речи учащихся; способствовать формированию чувства гордости за историю России.
...
09 09 2023 10:16:58
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
08 09 2023 5:17:32
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
07 09 2023 23:42:22
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
06 09 2023 5:10:15
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
05 09 2023 6:45:14
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
04 09 2023 17:27:56
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
03 09 2023 5:55:28
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
02 09 2023 21:10:47
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
01 09 2023 21:40:49
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
31 08 2023 7:11:42
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
30 08 2023 18:55:45
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
29 08 2023 9:35:21
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
28 08 2023 6:21:23
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа.
Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
27 08 2023 0:31:29
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
26 08 2023 4:26:23
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
25 08 2023 21:17:40
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II".
...
24 08 2023 14:55:30
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
23 08 2023 14:14:33
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
22 08 2023 4:25:45
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
21 08 2023 18:48:31
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.
...
20 08 2023 14:46:46
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
19 08 2023 18:19:38
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
18 08 2023 17:19:14
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
17 08 2023 21:14:44
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
16 08 2023 11:29:30
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
15 08 2023 17:36:31
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
14 08 2023 21:46:58
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
13 08 2023 0:40:36
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
12 08 2023 4:34:26
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
11 08 2023 16:13:24
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
10 08 2023 3:16:45

Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
09 08 2023 23:16:17

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
08 08 2023 22:28:23
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
07 08 2023 12:11:39
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси.
...
06 08 2023 19:56:10
Предложенная разработка урока помогает создать на уроке условия для усвоения учащимися 9-го класса сложной темы истоков и начала «холодной войны». Мультимедийное приложение к уроку, использование приёмов технологии критического мышления и возможностей интеpaктивной доски помогает реализовать на уроке деятельностный подход и способствует развитию ключевых компетенций учащихся....
05 08 2023 8:48:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::