Откуда есть пошла Русская земля
Цели: сохранение исторической памяти, дать представление о жизни древних славян по различным источникам.
Задачи:
- Определить территорию расселения восточнославянских племен, выяснить уровень их развития, систему управления; познакомить с образом жизни и чертами хаpaктера.
- Продолжить развивать у учащихся навыки работы с историческими источниками и исторической картой.
- Воспитывать патриотические чувства учащихся на примерах исторического прошлого нашего народа.
Оборудование: карта "Русь в IX - X вв.", картина В.М.Васнецова "Летописец Нестор", презентация (Приложение 3).
Основные понятия: быт, вервь, вече, народное ополчение, язычество.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся в ходе устного опроса:
- Откуда мы узнаем о жизни людей в прошлые времена?
- Что такое исторические источники?
- Какие науки занимаются изучением прошлого нашего народа?
- О чем рассказывают летописи?
2. Изучение нового материала начинается с вводного слова учителя.
Вопросы происхождения нашего народа, его истоков интересовали наших предков еще в глубокой древности. В начале XII в. в Киеве в Печерском монастыре писал историю Руси монах Нестор. О том, сколь значим был труд летописца Нестора говорит факт обращения к его личности в последующие века поэтов, художников, скульпторов. (слайды 2 - 3).
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом
Он писал из года в год
Про великий наш народ!
Так писала русская поэтесса Н. Кончаловская. На картине художника В.М.Васнецова мы видим выразительную фигуру монаха, занятого великим трудом, который он создает для потомков. Большой труд Нестора называется "Повесть временных лет". Это выдающееся историческое произведение, в котором история нашего народа рассматривается на фоне истории всех славянских и соседних народов. Для нас и сейчас это главный источник подробных сведений о событиях и людях за целых три столетия.
Начнем и мы с вами знакомиться с летописью Нестора и прочтем его рассказ о расселении славян. (Приложение 1.) Но мы будем не просто читать источник, но и по ориентирам летописца определим на карте расселение славян. (слайды 4 - 5).
Закрепление знаний учащихся о расселении восточных славян происходит при выполнении задания по заполнению таблицы "Расселение восточнославянских племен" (используем текст 1)
Ориентиры | Племена |
По реке Днепр | Поляне |
В лесах между Днепром и Припятью | Древляне |
По реке Припять | Дреговичи (болотные люди) |
По реке Сож | Радимичи |
По реке Волхов и озеру Ильмень | Ильменские словене |
По реке Ока | Вятичи |
У истоков рек Волга, Днепр, Зап.Двина | Кривичи |
По реке Полота | Полочане |
По реке Десна | Северяне |
По рекам Юж.Буг и Днестр | Уличи, тиверцы |
Заполняя таблицу, обратите внимание на связь названий племен с названием тех мест, где они селились. Могла ли территория поселения определить род занятий восточных славян? (слайд 6)
Констатируя ответы учащихся, учитель обращает их внимание на различные системы земледелия у славянских племен: на севере - подсечно-огневая, когда вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и использовали два - три года, а затем расчищали новый участок, на юге - переложная: участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. Ребята фиксируют новые термины в тетрадях. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. По рисункам в учебнике учащиеся знакомятся с орудиями труда славян: они использовали топор, мотыгу, борону, серп, цепы, зернотерки, рало.
Разводили славяне скот: коров, коз, овец, свиней, лошадей. Занимались охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Славяне были искусными кузнецами, ювелирами, гончарами.
О восточных славянах есть сведения не только в русских летописях. О наших предках оставили свидетельства византийские, германские, арабские путешественники и писатели. В их рассказах мы находим описание внешнего облика наших предков, устройства их быта, их нравов и обычаев. Какими же виделись им наши предки? Класс делится на три группы, каждая из которых получает текст исторического источника (Приложение 2) с вопросами к нему:
- Совпадал ли образ жизни и борьбы славян с их местом жительства? (Слайд 7).
- Какими предстают славяне в этих отрывках?
- Как управлялись славянские племена?
- О наличии каких верований рассказывают источники, отразились ли в этих верованиях занятия, быт славян?
Каждая группа представляет свой документ и дает ответы на вопросы.
Итак, сегодня мы узнали, что славяне жили общинами: сначала родовой, затем соседской - вервью. Важнейшим органом управления было вече - народное собрание, сообща решавшее важнейшие вопросы. (Слайд 8). Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями и были искусными, храбрыми воинами. Славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам, олицетворявшим различные силы природы: солнце, ветер, гром. Они чтили духов: берегинь и русалок, леших и домовых. (Слайд 9). У них были свои праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. Большое внимание уделялось свадебным и погрeбaльным обрядам. Славяне верили в бесcмepтие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной. Умерших сжигали, пепел складывали в сосуд и зарывали в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания - военные состязания в память умершего и поминальные пиры - тризы.
Домашнее задания: 1, контурная карта "Русь в IX - X вв.".
В сегодняшней жизни найти следы древних обычаев, обрядов, верований.
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
02 10 2023 18:21:18
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
01 10 2023 23:18:45
Комбинированный урок в игровой форме изучает события русской истории XVI века, деятельность Ивана Грозного, понятия «крепостное право», «опричнина», «опала», «всполье». Учащиеся овладевают исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками, учатся применять знания, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию. Форма обучения – групповая....
30 09 2023 15:18:19
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду.
...
29 09 2023 4:45:22
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
28 09 2023 3:52:57
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
27 09 2023 5:43:22
В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....
26 09 2023 16:37:42
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений об истории и культуре Древней Ассирии и об изменениях в деятельности людей, связанных с освоением железа....
25 09 2023 21:22:50
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
24 09 2023 8:43:36
Проверочная работа обобщает, углубляет исследовательские навыки, умения. Работа также позволяет увидеть изученный материал с новой, оценочной точки зрения, способствует развитию творческих способностей учащихся....
23 09 2023 6:24:41
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь....
22 09 2023 4:49:58
Урок-путешествие проводится в 6-м классе как урок обобщения материала и помогает ребятам окунуться в эпоху Средневековья. Различные задания и формы работы дают возможность не только вспомнить пройденный материал, но и повысить интерес к истории Средневековья.
...
21 09 2023 23:48:52
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
20 09 2023 6:46:23
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
19 09 2023 21:39:25
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
18 09 2023 22:41:32
Урок в 5-м классе проводится в форме игры-турнира по знанию истории, религии и культуры древневосточных цивилизаций Египта и Азии.
Урок построен на повторении и закреплении у учащихся знаний исторических фактов и имен, их сопоставлении и обобщении; позволяет развивать умение работы с исторической картой и источниками, дает возможность учащимся проявить находчивость и юмор.
...
17 09 2023 0:24:20
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
16 09 2023 18:57:17
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
15 09 2023 5:16:14
Использование мультимедийных средств повышает качество и эффективность обучения истории, развивает учебную деятельность. Дает возможность организовать самообразование учащихся, возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиасредств.
...
14 09 2023 15:54:38
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
13 09 2023 21:32:28
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся.
...
12 09 2023 3:50:11
На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....
11 09 2023 7:16:29
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
10 09 2023 21:46:33
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
09 09 2023 2:31:11
Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....
08 09 2023 19:49:15
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
07 09 2023 19:40:25
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
06 09 2023 2:59:39
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе.
...
05 09 2023 0:11:33
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
04 09 2023 19:43:13
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
03 09 2023 4:53:39
Учащиеся обсуждают причины установления определенного прожиточного минимума в России, его особенности для каждого региона, а также формируют представление об уровне жизни в Российской Федерации по сравнению с другими странами....
02 09 2023 20:57:28
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
01 09 2023 2:37:45
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
31 08 2023 4:39:21

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
30 08 2023 9:55:39
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
29 08 2023 16:19:47
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
28 08 2023 20:37:35
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
27 08 2023 19:38:57
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
26 08 2023 12:47:47

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
25 08 2023 8:53:46
Форма урока позволяет сделать урок интересным и познавательным, дает возможность научить обучаемых делать выводы, защищать свою точку зрения, работать самостоятельно, создавать компьютерную презентацию....
24 08 2023 2:14:39

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
23 08 2023 10:14:57
Урок осуществлен в рамках Всероссийского урока "Развитие демократии в России", посвященного 100-летию Государственной Думы. Он является составной частью изучения политико-правовой сферы. Задача урока – обобщить и закрепить основное понятие – "демократия", связав теоретические знания с пpaктикой на примере Московской областной думы.
...
22 08 2023 11:41:51
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
21 08 2023 4:49:29
Урок построен на основе технологи разноуровневой дифференциации, целями которого является обобщить и систематизировать знания учащихся путем создания педагогической ситуации для вовлечения каждого ученика в деятельность в соответствии с зоной его ближайшего развития. Учитель на уроке является координатором, цель которого предоставить учащимся возможности для обобщения и систематизации знаний, полученных ими на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов....
20 08 2023 6:47:17
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
19 08 2023 19:22:51
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
18 08 2023 17:58:46

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
17 08 2023 21:30:39
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
16 08 2023 4:32:18
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
15 08 2023 5:13:34
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
14 08 2023 6:19:11
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::