Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского


    Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского

На доске – девиз: «Не в силе Бог, а в правде…», портреты А. Невского, стенгазеты, посвященные его подвигам.
В турнире принимают участие 4 комaнды. Они заранее готовят название, эмблему и девиз комaнды. Домашней работой было: нарисовать портрет Александра Невского по сохранившимся словесным описаниям полководца. Все вопросы конкурсов были подготовлены с использованием следующих источников:

  1. Ратная слава Отечества, М., 2006, С. 19-39
  2. В гостях у истории, Русич, 2000, С. 106-113
  3. Русские полководцы, С-Петербург, 1999, С. 18-22
  4. Иллюстрированная история России, Русич, 2002, С. 84-88

Этот турнир можно проводить ко Дню победы русского войска под предводительством А. Невского на Чудском озере 18 апреля 1242 г.

I конкурс – «Визитка» (представление комaнд).

II конкурс – «Из области общих знаний по истории Руси XIII века».

  1. Дополните недостающее слово: «В 13 веке на Руси существовала политическая …» (раздробленность)
  2. Назовите и покажите на карте самые сильные политические центры Руси к началу 13 века (Новгородская республика, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество)
  3. От каких сил исходила угроза Руси в начале 13 века? (шведы, немецкие крестоносцы, монголо-татары)
  4. Назовите историческую личность, сыгравшую исключительную роль в борьбе за независимость Руси в 13 веке и две его главные победы (А. Я. Невский; победа на Неве и Чудском озере)
  5. Чьим сыном был А. Невский и кто были его дед и прадед? (Ярослав – отец, Всеволод – дед, Владимир Мономах – прадед)
  6. Кто такие немецкие крестоносцы и как образовался Ливонский орден? (в 1237 г.; путем объединения рыцарей Тевтонского ордена и ордена меченосцев)
  7. В 1239 г. серьезная опасность нависла над Новгородом. Какая? (немецкие рыцари и шведские феодалы договорились о совместном одновременном походе)
  8. Почему поход немецких рыцарей и шведских феодалов на Русь благословил Папа Римский? (цель – окатоличить Русь)

III конкурс - «Поля сражений».

  1. В 1239 г. немецкие рыцари и шведские феодалы решили пойти на Новгород. Через какие пункты? (показать на карте и назвать) (шведы – через Финский залив, немцы – через Изборск и Псков)
  2. 1240 г. Раскройте замысел шведского военачальника Биргера. (от устья Ижоры – к Ладоге, на Новгород, чтобы никто не успел оказать Новгороду помощь)
  3. 1240 г. Расскажите о тактике Александра Ярославовича в борьбе со шведами (внезапный и сокрушительный удар конницей по берегу, пешей частью – по судам, чтобы не дать им соединиться; бить противника внезапно и по частям)
  4. В 1240 г. немецкие крестоносцы захватили эту русскую крепость и подошли к городу … (Изборск и Псков)
  5. Назовите приоритетное направление в борьбе с ливонскими рыцарями в 1241 г. Когда осуществился замысел Александра Ярославовича? (Копорское, т. к. – открывало дорогу на Новгород. Лето 1241 г. – Копорье взят)
  6. Вместе с кем боролся А. Невский зимой 1241 – 1242 гг.? (со своим младшим братом Андреем и его владимирскими полками)
  7. Прежде чем штурмом овладеть этим городом, Александр окружил его и блокировал дороги к нему (Псков)
  8. Угадайте замысел князя Александра на 1242 г., после взятия Копорья и Пскова. (зимой разгромить силы ордена до прибытия летнего подкрепления, навязав бой в открытом поле)
  9. Что выяснила разведка Александра в 1242 г.? (на Изборск идет вспомогательное войско, а основные силы ордена – к Чудскому озеру)
  10. Полководец Невский решил тактическую задачу 1242 г.: как навязать войску ордена сражение в невыгодных для него же условиях. Поясните смысл этого решения (прием – вариант ложного отступления)
  11. Назовите ключевое положение общего замысла А. Невского по отношению к войску орден. (встречное сражение с противником)
  12. Расскажите о действиях Александра перед Ледовым побоищем (умышленно отступил к озеру на мелководье)

IV конкурс – «Тактики» (работа по составлению схем).

От каждой комaнды работают по одному человеку, а в это время идет пятый конкурс.
Задания IV конкурса:

  1. Показать замысел А. Невского по разгрому рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере
  2. Изобразить боевой порядок немецких рыцарей в сражении на Чудском озере
  3. Сделать схему Невской битвы 1240 г.
  4. Изобразить боевой порядок войска А. Невского в Ледовом побоище.

V конкурс – «Алфавит».

  1. Что такое «булла»? (благословение)
  2. Что такое «шнек»? (парусно-гребное судно)
  3. «Вече» - это… (народное собрание)
  4. «Ополчение» - это… (добровольцы)
  5. Кого называли «братьями»? (рыцарей)
  6. «Обет» - это… (присяга)
  7. Их объединяла «свинья» - какая? (построение войска немецких рыцарей)
  8. Кто такие «кнехты»? (пешие воины-крестоносцы)
  9. Чем являлось «каре» на поле сражения? (это круговая оборона от натиска русских воинов)
  10. Что означает «канонизирован»? (причислен к лику святых)
  11. Статус «святого» означал… (заступник за людей перед Богом, посредник между Богом и людьми)
  12. Оно есть не только у человека, но и у войска (чело – центр боевого порядка)

VI конкурс – «Историческая математика».

  1. 20 человек: чьи потери и в каком году? (русское войско, в 1240 г.)
  2. Этот город выдержал 26 осад в 1240 г. (Псков)
  3. Численность его войска – 5 тыс. человек: у кого и когда? (Биргер, 1240 г.)
  4. 1,5-2 тыс. человек – кто и когда возглавлял, и победил? (А. Невский, 1240 г.)
  5. В чьих руках был город, в 15 км от моря, на побережье Финского залива? (в руках крестоносцев, Копорье)
  6. При штурме этого города было убито 70 немецких рыцарей. Кем и когда? (А. Невским, в 1242 г. под Псковом)
  7. В этом войске было приблизительно 1 тыс. человек, половина – конница. Чьё это было войско и перед каким событием? (войско ордена перед Ледовым побоищем)
  8. «7 верст конница преследовала их вплоть до западного берега». О ком идет речь? (русская конница преследовала рыцарей в 1242 г.)
  9. Этому защитнику земли русской от роду было 22 года. (А. Я. Невский)
  10. 5 (18) апреля 1242 г. на льду показалось их войско, и завязалась битва. Чье войско и какая битва имеются в виду? (крестоносцы, Ледовое побоище)
  11. 14 ноября 1263 г. он умер в Городце, возвращаясь из Орды. Кто он? (А. Невский)
  12. В 1724 г. его останки были перенесены в Александро-Невскую лавру (А. Невского)

VII конкурс – «Ордена».

  1. В каком году и какой императрицей был учрежден орден Святого Благоверного Александра Невского? (1725 г., Екатерина I)
  2. Кем был задуман орден Святого Благоверного Александра Невского, и за что? (Петром I, за военные заслуги)
  3. Назовите девиз этого ордена («За труды и Отечество»)
  4. Сколько человек было награждено этим орденом в России? (более 2 тыс. человек)
  5. Назовите известные вам исторические личности, награжденные этим орденом (М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков)
  6. Когда и где был изготовлен значок, посвященный 700-летию Ледового побоища? (1942 г., Нью-Йорк, Комитет помощи Советской России)
  7. Что гласила надпись на этом значке? («Защита Родины – превыше всего»)
  8. Когда в советское время был учрежден Орден Александра Невского? (29 июля 1942 г.)
  9. Кто награждался этим орденом? (комaндный состав Красной армии)
  10. За что награждали в Великую Отечественную войну орденом А. Невского? (за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями)
  11. Кто получил орден А. Невского № 1, расскажите о его подвиге (И. Н. Рубан, август 1942 г.)
  12. Сколько всего было награждений этим орденом за Великую Отечественную войну? (более 42 тыс.)

Заключительное слово учителя.

Вот мы и подсчитали наши «ордена и медали» в этом конкурсе, рассказав о ратных подвигах великого полководца, имя которого увековечила сегодня благодарная Россия.


1953 год. Борьба за власть в стране


    1953 год. Борьба за власть в стране

      В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему борьбы за власть после cмepти И.В. Сталина. Самостоятельная работа в группах формирует умение работать с документами, материалами учебника, высказывать свое мнение, делать выводы....

06 12 2022 3:50:49

Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс


    Урок всеобщей истории "Обострение борьбы за передел мира в конце XIX – начала ХХ в.". 8-й класс

      Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....

05 12 2022 3:18:15

История Дона


    История Дона

      Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

04 12 2022 0:51:43

Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"


    Урок с элементами ролевой игры "Выбор веры князем Владимиром"

      В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....

03 12 2022 23:24:35

Интегрированный урок истории и обществознания по теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". 11-й класс


    Интегрированный урок истории и обществознания по теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". 11-й класс

      Презентация посвящена теме "Послевоенное развитие стран Восточной Европы". Тип урока: комбинированный, т.к. в ходе учебного процесса не только изучается новый материал, но и углубляется и расширяется такое понятие, как тип экономической системы, изученное ранее на уроках обществознания. На уроке применяется системно-деятельностный подход, реализуется метод развития критического мышления, используется приём «постановка проблемного вопроса»....

02 12 2022 2:33:20

Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"


    Интегрированный урок (история + информатика) "Царь-освободитель и его время"

      На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....

01 12 2022 17:59:36

Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"


    Внеклассное мероприятие для 9-х классов "Исторический марафон" на тему "Великая Отечественная война"

      Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....

30 11 2022 12:59:20

Гражданское общество


    Гражданское общество

      Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...

29 11 2022 18:50:13

Урок по теме "Конституция"


    Урок по теме "Конституция"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....

28 11 2022 19:12:44

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

27 11 2022 23:30:28

Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"


    Открытый урок истории на тему "Период реакции. Декабристы"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....

26 11 2022 4:21:15

Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."


    Разработка учебной темы по истории "Проблемы и противоречия стабилизации экономической и социально-политической жизни России в 1907–1914 гг."

      Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....

25 11 2022 11:21:25

Повторительно-обобщающий урок-презентация для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"


    Повторительно-обобщающий урок-презентация для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"

      Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности. ...

24 11 2022 0:10:11

Разработка урока по истории России (8-й класс) "Начало Отечественной войны 1812 года"


    Разработка урока по истории России (8-й класс) "Начало Отечественной войны 1812 года"

      Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....

23 11 2022 16:25:41

Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"


    Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе "О чем может рассказать герб?"

      Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников. ...

22 11 2022 1:19:18

"Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"


    "Смутное время в России — лихолетье, или Как едва не погибла земля Русская"

      Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с событиями Смутного времени, помочь увидеть причины Смуты и понять, что быть смуте или не быть – зависит от каждого из нас, так как сребролюбие и жажда наживы любой ценой, пренебрежение священным даром человеческой жизни, мopaльный нигилизм ведут к смуте в душе и государстве....

21 11 2022 17:54:27

Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"


    Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"

      Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...

20 11 2022 7:48:16

Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс


    Урок-композиция по истории на тему "Поля нашей славы…". 10-й класс

      Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....

19 11 2022 11:54:17

Творческий проект "Как рождается коллекция"


    Творческий проект "Как рождается коллекция"

      В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....

18 11 2022 10:43:30

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома


    Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

      На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

17 11 2022 22:31:34

Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"


    Урок по теме "Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

      Урок анализируя оперу М.П. Мусоргского "Борис Годунов" раскрывает его творчество, подчеркивая новаторские черты музыки. ...

16 11 2022 12:44:31

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

15 11 2022 15:36:40

Итоговый урок по теме "Духовные ценности культуры" (11-й класс)

Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....

14 11 2022 5:43:54

Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"


    Разработка урока истории в 6-м классе по теме "Средневековое рыцарство"

      Урок-игра по теме "Средневековое рыцарство". На уроке проверяется умение учащихся работать с документами, систематизировать полученный материал, делать выводы, презентовать полученные результаты. Игровая форма урока позволяет школьникам среднего звена в более привычной для них форме усвоить новые знания, способствовать повышению интереса к урокам истории, самостоятельному развитию знаний по геральдике....

13 11 2022 10:50:55

Бинарный урок "Культура Японии"


    Бинарный урок "Культура Японии"

      На уроке автор статьи знакомит с особенностями садово-паркового дизайна и театрального искусства Японии. Раскрывает своеобразие и неповторимость японской культуры....

12 11 2022 17:13:57

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

11 11 2022 16:39:53

Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"


    Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"

      В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...

10 11 2022 18:53:21

Повторительно-обобщающий урок по главе I "Человек". 6-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по главе I "Человек". 6-й класс

      Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....

09 11 2022 14:59:33

Проект "Рисуем историю"


    Проект "Рисуем историю"

      Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....

08 11 2022 11:42:33

Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс


    Интеллектуальная ассамблея. Сценарий историко-познавательной игры по теме "Петр I и его эпоха". 7-й класс

      В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...

07 11 2022 15:20:46

Урок истории по теме "НЭП поиск оптимальной модели развития экономики"


    Урок истории по теме "НЭП поиск оптимальной модели развития экономики"

      В ходе урока учащиеся анализируют особенности хозяйственной жизни в Советской России 20–30-х годов XX века и пытаются определить оптимальную и эффективную модель развития экономики. ...

06 11 2022 23:45:49

Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"


    Вопросы для интеллектуального марафона, секция "История"

      Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....

05 11 2022 10:46:36

Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"


    Урок истории России в 8-м классе по теме "Эпоха правления Александра I, Николая I"

      Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....

04 11 2022 22:28:55

Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе


    Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе

      В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...

03 11 2022 11:58:52

Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории


    Полиперспективность в пpaктике преподавания региональной истории

      На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....

02 11 2022 21:44:17

Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"


    Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...

01 11 2022 6:59:49

Урок истории по теме: "Путь Ивана IV в управлении централизованным государством"


    Урок истории по теме: "Путь Ивана IV в управлении централизованным государством"

      Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....

31 10 2022 23:58:23

Музыкальная культура Древней Руси


    Музыкальная культура Древней Руси

      Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....

30 10 2022 19:41:53

Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты


    Урок "Можно ли считать реформы 60–70-х годов XIX века великими?" Дискуссионная игра-дебаты

      В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...

29 10 2022 0:24:12

Признаки, функции и формы государства


    Признаки, функции и формы государства

      Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....

28 10 2022 6:14:49

ИКТ на уроках истории


    ИКТ на уроках истории

      Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....

27 10 2022 23:58:48

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

26 10 2022 4:24:55

Технология проблемного обучения на уроках истории


    Технология проблемного обучения на уроках истории

      Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

25 10 2022 22:45:29

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе


    Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на историческом материале музейной комнаты в школе

      В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....

24 10 2022 6:25:21

Разработка открытого урока по теме "Гражданское право"


    Разработка открытого урока по теме "Гражданское право"

      Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....

23 10 2022 21:55:17

Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории


    Видеоматериал как средство обучения в преподавании истории

      В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....

22 10 2022 1:45:21

"Рыцарский турнир"


    "Рыцарский турнир"

      Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....

21 10 2022 11:37:28

Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"


    Урок по истории на тему "Новая экономическая игра"

      На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...

20 10 2022 3:45:21

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента


    Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

      История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...

19 10 2022 11:36:31

Урок-пpaктикум "Культура сильной власти" (Культура России конца ХV–XVI веков)


    Урок-пpaктикум "Культура сильной власти" (Культура России конца ХV–XVI веков)

      Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....

18 10 2022 3:18:10

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::