Урок – турнир знатоков жизни и деятельности Александра Невского
На доске – девиз: «Не в силе Бог, а в правде…», портреты А. Невского, стенгазеты, посвященные его подвигам.
В турнире принимают участие 4 комaнды. Они заранее готовят название, эмблему и девиз комaнды. Домашней работой было: нарисовать портрет Александра Невского по сохранившимся словесным описаниям полководца. Все вопросы конкурсов были подготовлены с использованием следующих источников:
- Ратная слава Отечества, М., 2006, С. 19-39
- В гостях у истории, Русич, 2000, С. 106-113
- Русские полководцы, С-Петербург, 1999, С. 18-22
- Иллюстрированная история России, Русич, 2002, С. 84-88
Этот турнир можно проводить ко Дню победы русского войска под предводительством А. Невского на Чудском озере 18 апреля 1242 г.
I конкурс – «Визитка» (представление комaнд).
II конкурс – «Из области общих знаний по истории Руси XIII века».
- Дополните недостающее слово: «В 13 веке на Руси существовала политическая …» (раздробленность)
- Назовите и покажите на карте самые сильные политические центры Руси к началу 13 века (Новгородская республика, Галицко-Волынское княжество, Владимиро-Суздальское княжество)
- От каких сил исходила угроза Руси в начале 13 века? (шведы, немецкие крестоносцы, монголо-татары)
- Назовите историческую личность, сыгравшую исключительную роль в борьбе за независимость Руси в 13 веке и две его главные победы (А. Я. Невский; победа на Неве и Чудском озере)
- Чьим сыном был А. Невский и кто были его дед и прадед? (Ярослав – отец, Всеволод – дед, Владимир Мономах – прадед)
- Кто такие немецкие крестоносцы и как образовался Ливонский орден? (в 1237 г.; путем объединения рыцарей Тевтонского ордена и ордена меченосцев)
- В 1239 г. серьезная опасность нависла над Новгородом. Какая? (немецкие рыцари и шведские феодалы договорились о совместном одновременном походе)
- Почему поход немецких рыцарей и шведских феодалов на Русь благословил Папа Римский? (цель – окатоличить Русь)
III конкурс - «Поля сражений».
- В 1239 г. немецкие рыцари и шведские феодалы решили пойти на Новгород. Через какие пункты? (показать на карте и назвать) (шведы – через Финский залив, немцы – через Изборск и Псков)
- 1240 г. Раскройте замысел шведского военачальника Биргера. (от устья Ижоры – к Ладоге, на Новгород, чтобы никто не успел оказать Новгороду помощь)
- 1240 г. Расскажите о тактике Александра Ярославовича в борьбе со шведами (внезапный и сокрушительный удар конницей по берегу, пешей частью – по судам, чтобы не дать им соединиться; бить противника внезапно и по частям)
- В 1240 г. немецкие крестоносцы захватили эту русскую крепость и подошли к городу … (Изборск и Псков)
- Назовите приоритетное направление в борьбе с ливонскими рыцарями в 1241 г. Когда осуществился замысел Александра Ярославовича? (Копорское, т. к. – открывало дорогу на Новгород. Лето 1241 г. – Копорье взят)
- Вместе с кем боролся А. Невский зимой 1241 – 1242 гг.? (со своим младшим братом Андреем и его владимирскими полками)
- Прежде чем штурмом овладеть этим городом, Александр окружил его и блокировал дороги к нему (Псков)
- Угадайте замысел князя Александра на 1242 г., после взятия Копорья и Пскова. (зимой разгромить силы ордена до прибытия летнего подкрепления, навязав бой в открытом поле)
- Что выяснила разведка Александра в 1242 г.? (на Изборск идет вспомогательное войско, а основные силы ордена – к Чудскому озеру)
- Полководец Невский решил тактическую задачу 1242 г.: как навязать войску ордена сражение в невыгодных для него же условиях. Поясните смысл этого решения (прием – вариант ложного отступления)
- Назовите ключевое положение общего замысла А. Невского по отношению к войску орден. (встречное сражение с противником)
- Расскажите о действиях Александра перед Ледовым побоищем (умышленно отступил к озеру на мелководье)
IV конкурс – «Тактики» (работа по составлению схем).
От каждой комaнды работают по одному человеку, а в это время идет пятый конкурс.
Задания IV конкурса:
- Показать замысел А. Невского по разгрому рыцарей Тевтонского ордена на Чудском озере
- Изобразить боевой порядок немецких рыцарей в сражении на Чудском озере
- Сделать схему Невской битвы 1240 г.
- Изобразить боевой порядок войска А. Невского в Ледовом побоище.
V конкурс – «Алфавит».
- Что такое «булла»? (благословение)
- Что такое «шнек»? (парусно-гребное судно)
- «Вече» - это… (народное собрание)
- «Ополчение» - это… (добровольцы)
- Кого называли «братьями»? (рыцарей)
- «Обет» - это… (присяга)
- Их объединяла «свинья» - какая? (построение войска немецких рыцарей)
- Кто такие «кнехты»? (пешие воины-крестоносцы)
- Чем являлось «каре» на поле сражения? (это круговая оборона от натиска русских воинов)
- Что означает «канонизирован»? (причислен к лику святых)
- Статус «святого» означал… (заступник за людей перед Богом, посредник между Богом и людьми)
- Оно есть не только у человека, но и у войска (чело – центр боевого порядка)
VI конкурс – «Историческая математика».
- 20 человек: чьи потери и в каком году? (русское войско, в 1240 г.)
- Этот город выдержал 26 осад в 1240 г. (Псков)
- Численность его войска – 5 тыс. человек: у кого и когда? (Биргер, 1240 г.)
- 1,5-2 тыс. человек – кто и когда возглавлял, и победил? (А. Невский, 1240 г.)
- В чьих руках был город, в 15 км от моря, на побережье Финского залива? (в руках крестоносцев, Копорье)
- При штурме этого города было убито 70 немецких рыцарей. Кем и когда? (А. Невским, в 1242 г. под Псковом)
- В этом войске было приблизительно 1 тыс. человек, половина – конница. Чьё это было войско и перед каким событием? (войско ордена перед Ледовым побоищем)
- «7 верст конница преследовала их вплоть до западного берега». О ком идет речь? (русская конница преследовала рыцарей в 1242 г.)
- Этому защитнику земли русской от роду было 22 года. (А. Я. Невский)
- 5 (18) апреля 1242 г. на льду показалось их войско, и завязалась битва. Чье войско и какая битва имеются в виду? (крестоносцы, Ледовое побоище)
- 14 ноября 1263 г. он умер в Городце, возвращаясь из Орды. Кто он? (А. Невский)
- В 1724 г. его останки были перенесены в Александро-Невскую лавру (А. Невского)
VII конкурс – «Ордена».
- В каком году и какой императрицей был учрежден орден Святого Благоверного Александра Невского? (1725 г., Екатерина I)
- Кем был задуман орден Святого Благоверного Александра Невского, и за что? (Петром I, за военные заслуги)
- Назовите девиз этого ордена («За труды и Отечество»)
- Сколько человек было награждено этим орденом в России? (более 2 тыс. человек)
- Назовите известные вам исторические личности, награжденные этим орденом (М. И. Кутузов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков)
- Когда и где был изготовлен значок, посвященный 700-летию Ледового побоища? (1942 г., Нью-Йорк, Комитет помощи Советской России)
- Что гласила надпись на этом значке? («Защита Родины – превыше всего»)
- Когда в советское время был учрежден Орден Александра Невского? (29 июля 1942 г.)
- Кто награждался этим орденом? (комaндный состав Красной армии)
- За что награждали в Великую Отечественную войну орденом А. Невского? (за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями)
- Кто получил орден А. Невского № 1, расскажите о его подвиге (И. Н. Рубан, август 1942 г.)
- Сколько всего было награждений этим орденом за Великую Отечественную войну? (более 42 тыс.)
Заключительное слово учителя.
Вот мы и подсчитали наши «ордена и медали» в этом конкурсе, рассказав о ратных подвигах великого полководца, имя которого увековечила сегодня благодарная Россия.
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
08 12 2023 18:29:57
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
07 12 2023 10:24:36
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
06 12 2023 1:38:23
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
05 12 2023 10:32:26
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
04 12 2023 14:32:16
Обществознание относится к циклу гуманитарных дисциплин, усвоение которых трудно диагностировать путем однозначных суждений о правильности или неправильности ответов. Автор предлагает свой подход к этой проблеме....
03 12 2023 9:20:39
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
02 12 2023 22:18:47
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
01 12 2023 16:45:40
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
30 11 2023 1:19:44
Современные ученые сходятся во мнениях, что традиционные формы уроков устарели. Цель педагога на современном этапе - завладеть вниманием ученика, удивить его, заинтриговать, заинтересовать.
...
29 11 2023 13:27:53
Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час.
Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело.
Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...
28 11 2023 3:44:36
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
27 11 2023 15:31:41
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами.
...
26 11 2023 15:26:58
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
25 11 2023 1:12:36
Урок носит обобщающий хаpaктер. Проводится подготовительная работа с учащимися по группам: хаpaктеристика России в начале XIX века, о личности императора, деятельности М.Сперанского и А.Аpaкчеева, реформах в странах, завоеванных французской армией, о возможном развитии России в случае поражения в войне 1812 г., роль крестьянства в Отечественной войне 1812 г., надежды на изменения жизни после войны.
...
24 11 2023 11:32:38
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
23 11 2023 4:59:33
Урок в 5-м классе с использованием презентации направлен на формирование у обучающихся опыта самостоятельной работы на уроке по постановке и решению познавательных задач. Данный урок разработан с учетом особенностей работы в классах с разным уровнем подготовки....
22 11 2023 23:25:55
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
21 11 2023 0:40:44
Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....
20 11 2023 16:12:11
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
19 11 2023 19:26:43
Цель данной работы состоит в изучении сущности международного гуманитарного права. Я рассматриваю положения международных гуманитарных конвенций, действовавших в период Второй мировой войны и действия нацистской Германии, которая нарушала нормы международного гуманитарного права. Выполнив данную работу, я сделала следующие выводы: все нормы международного гуманитарного права нарушались в ходе Второй Мировой войны....
18 11 2023 12:37:50
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
17 11 2023 6:20:52
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
16 11 2023 12:21:47

Данный урок является последним уроком в разделе «Политические системы западных демократий» по учебнику Кузовлева В.П. English 10–11. Представляет собой урок-соревнование, целью которого является повторение во всех видах речевой деятельности ранее изученные лексические единицы по теме «Политические системы России, Великобритании и США» и совершенствование умений и навыков устной и письменной речи, систематизация лексического и грамматического материала по данной теме....
15 11 2023 9:16:17
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
14 11 2023 19:25:20
Цели урока: через работу с историческими источниками познакомить учащихся с "новым" порядком, оценить его пагубность для народов, захваченных Германией; способствовать формированию умения учащихся извлекать первичную информацию о событиях; умения построения своей аргументации на основе источника....
13 11 2023 20:11:27
Цель элективных курсов профориентационной направленности – предоставить старшеклассникам возможность свободно выбрать тот дополнительный объем образования, который соответствует их интересам и потребностям. Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю, роли реформаторской деятельности.
...
12 11 2023 10:23:27
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
11 11 2023 8:12:41
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями.
...
10 11 2023 19:43:42
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
09 11 2023 1:17:27
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
08 11 2023 6:38:16
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
07 11 2023 23:41:54
Актуальность данной игры обусловлена 150-летием отмены крепостного права в России, воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. В представленном устном журнале и игре актуализируются знаний обучающихся по теме "Жизнь и быт российского крестьянства". Игра проводится с обучающимися 5–8-х классов, которые еще не изучали по истории тему "Падение крепостного права в России"....
06 11 2023 12:59:27
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
05 11 2023 0:53:40
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
04 11 2023 20:21:50
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
03 11 2023 5:17:58
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
02 11 2023 17:43:36
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
01 11 2023 3:10:10
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
31 10 2023 5:39:42
Мероприятие посвященное жителям Омска в годы Великой Отечественной войны – солдатам, труженикам тыла и детям....
30 10 2023 7:23:52
Пребывание декабристов оставило заметный след в истории города. Чиновничий Тобольск никогда не видел сразу столько блестяще образованных людей. Это не удивительно, если учесть, что "цвет всего, что было образованного в России, - как писал А.Герцен, - отправлено в Сибирь", а Пушкин, говоря о пребывании декабристов за чертой Уральских гор, назвал Сибирь "страной умных людей".
...
29 10 2023 4:55:45

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
28 10 2023 14:32:15
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
27 10 2023 2:53:13
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы.
...
26 10 2023 15:14:16
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
25 10 2023 17:36:38
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
24 10 2023 10:46:42
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
23 10 2023 12:44:20
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
22 10 2023 5:29:56
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
21 10 2023 7:53:26
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
20 10 2023 6:38:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::