Разработка урока для 9-го класса "Итоги и уроки Второй мировой войны" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Разработка урока для 9-го класса "Итоги и уроки Второй мировой войны"


    Разработка урока для 9-го класса "Итоги и уроки Второй мировой войны"

Цели:

  • Познакомить учащихся с основными вопросами повестки дня международных конференций глав государств Великобритании, СССР и США в Тегеране, Ялте, Потсдаме.
  • Сформировать понятия на конструктивном уровне.
  • Научить учащихся анализировать исторические документы.
  • Ознакомить учащихся с деятельностью международных военных трибуналов по осуждению лидеров фашистского режима в Германии и организаторов японской агрессии.
  • Выявить причины создания ООН и значение этой организации для утверждения международно-правовых норм, осуждающих агрессию.

Вид урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Основные понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация, международно-правовые нормы, международные военные трибуналы, Организация Объединенных Наций, Совет Безопасности, принцип единогласия, право «вето».

Даты:

  • 28.11-1.12.1943 г. – Тегеранская конференция.
  • 4-11.02.1945 г. – Ялтинская (Крымская) конференция.
  • 17.07-2.08.1945 г. – Потсдамская конференция.
  • Апрель-июнь 1945 г. – учредительная конференция в Сан-Франциско, создание ООН.
  • Ноябрь 1945 г.–октябрь 1946 г. – Международный военный трибунал в Нюрнберге.
  • Май 1946-ноябрь 1948 гг. - Международный военный трибунал в Токио.

Персоналии: У.Черчилль, Ф.Рузвельт, И.Сталин, К.Эттли, Г.Трумэн.

Ход урока

В-1

  1. Укажите дату начала второй мировой войны:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Укажите события, соответствующие коренному перелому в ходе войны:
    А) взятие Берлина советскими войсками.
    Б) битва на Курской дуге.
    В) битва под Москвой.
    Г) Сталинградская битва.
  3. В первый день Великой Отечественной войны патриарший местоблюститель Русской православной церкви Сергий выступил с обращением, в котором:
    А) Осудил тех, кто перестал верить в Бога;
    Б) Призывал всех встать на защиту страны;
    В) Просил власти открыть храмы.
  4. Укажите дату Потсдамской конференции:
    А) 28.11 – 1.12.1943 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.
  5. Первой жертвой второй мировой войны стала:
    А) Польша;
    Б) Чехословакия;
    В) Австрия.

В-2

  1. Укажите дату начала Великой Отечественной войны:
    А) 22.06.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    Г) 1.09.1939 г.
  2. Самое крупное в истории человечества танковое сражение состоялось:
    А) под Прохоровкой;
    Б) под Орлом;
    В) под Котельниковым.
  3. Союзники СССР по антигитлеровской коалиции открыли второй фронт:
    А) в июне 1941 г.
    Б) в июле 1942 г.
    В) в июне 1944 г.
  4. Укажите событие, произошедшее на завершающем этапе Великой Отечественной войны:
    А) взятие Берлина советскими войсками.
    Б) битва на Курской дуге.
    В) битва под Москвой.
    Г) Сталинградская битва.
  5. Отказ одной из сторон выполнять договор называется:
    А) репатриация;
    Б) денонсация;
    В) дислокация.

В-3

  1. Укажите дату вступления во вторую мировую войну США:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Японские города, оказавшиеся жертвами атомной бомбардировки авиацией США:
    А) Токио и Осака;
    Б) Саппоро и Нагоя;
    В) Хиросима и Нагасаки.
  3. Второй фронт был открыт на территории:
    А) Нормaндии;
    Б) Бельгии;
    В) Голландии.
  4. 28.07.1942 г. И.Сталин издал приказ № 227, который вошел в историю под фразой:
    А) «Только вперед!»
    Б) «Ни шагу назад!»
    В) «Не отступать!»
  5. Укажите дату Тегеранской конференции:
    А) 28.11 – 1.12.1943 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.

В-4

  1. Укажите дату битвы под Москвой:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Первый Парад Победы на Красной площади в Москве состоялся:
    А) 9.05.1945 г.
    Б) 2.09.1945 г.
    В) 24.06.1945 г.
  3. Что не соответствует понятию блицкрига?
    А) быстрое продвижение войск в глубь территории противника;
    Б) роль главной ударной силы отводится танковым и механизированным соединениям, которые обходят и окружают войска противника;
    В) авиация не только оказывает непосредственную поддержку своим войскам, но и наносит удары по стратегически важным объектам в глубоком тылу противника, высаживает десанты для их захвата;
    Г) ведутся затяжные бои на истощение сил противника.
  4. Образованный 30.06.1941 г. Государственный Комитет обороны возглавил:
    А) Молотов;
    Б) Сталин;
    В) Берия.
  5. Укажите дату окончания второй мировой войны:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 2.09.1945 г.

В-5

  1. Укажите дату Сталинградской битвы:
    А) 7.12.1941 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 17.07.1942 г. – 2.02.1943 г.
  2. 5 мая 1939 г. наркомом иностранных дел СССР был назначен:
    А) Жданов;
    Б) Литвинов;
    В) Молотов.
  3. Термин «коллаборационист» подразумевает:
    А) активист фашистской партии;
    Б) лицо, участвующее в поддержании порядка на оккупированной территории, сотрудничающее с оккупантами;
    В) лицо, участвующее в движении Сопротивления оккупантам в годы второй мировой войны.
  4. Укажите дату Ялтинской конференции:
    А) 28.11 – 1.12.1943 г.
    Б) 17.07.1942 г. – 2.08.1945 г.
    В) 4 – 11.02.1945 г.
  5. Что из перечисленного не имеет отношения к провалу плана «молниеносной войны» против СССР в 1941 г., срыву плана «Барбаросса»?
    А) крупномасштабные поставки оружия и боеприпасов по ленд-лизу из США и Англии;
    Б) недооценка германским комaндованием мобилизационных возможностей СССР;
    В) партизанское движение на оккупированной территории, создание новой промышленной базы на востоке страны.

В-6

  1. Укажите дату окончания Великой Отечественной войны:
    А) 9.05.1945 г.
    Б) 5.12.1941 г.
    В) 1.09.1939 г.
  2. Укажите событие, ознаменовавшее конец мифа о непобедимости вермахта:
    А) взятие Берлина советскими войсками.
    Б) битва на Курской дуге.
    В) битва под Москвой.
    Г) Сталинградская битва.
  3. Что из перечисленного не относилось к особенностям политики германских властей на оккупированных территориях?
    А) запрещение деятельности всех партий, кроме фашистской;
    Б) массовое перемещение населения в сельскую местность, отмена денег;
    В) вывоз в Германию рабочей силы на принудительные работы;
    Г) выявление и уничтожение в лагерях cмepти еврейского населения.
  4. Кому из политических деятелей принадлежит фраза, сказанная в 1941 г.: «Если мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует помогать России, а если выигрывать будет Россия, то нам следует помогать Гитлеру, и, таким образом, пусть убивают как можно больше, хотя я не хочу победы Гитлера ни при каких обстоятельствах»?
    А) У.Черчиллю;
    Б) И.Сталину;
    В) Г.Трумэну.
  5. «Линией Маннергeйма» в 1939 г. называли:
    А) политику Финляндии;
    Б) линию компартии Финляндии;
    В) Финские оборонительные укрепления на Карельском перешейке.

2 сентября 1945 года II мировая война закончилась. Она продолжалась 6 лет и унесла более 60 млн. человеческих жизней, материальный ущерб от войны в 12 раз превысил ущерб, нанесенный в годы первой мировой войны. Каковы же были её итоги?

Давайте посмотрим, какие вопросы решались странами-союзницами антигитлеровской коалиции на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях. Для этого каждый из вас должен заполнить в тетрадях таблицу: «Международные конференции глав государств Великобритании, СССР, США». Распределите обязанности между члeнами группы.

I группа – Тегеранская конференция.

Дата

Участники

Рассматриваемые вопросы

Проблема второго фронта

Польский вопрос

Германский вопрос

Иранский вопрос

Японский вопрос

28.11-1.12.1943 г.

У.Черчиль – Великобритания
И.Сталин – СССР
Ф.Рузвельт - США

Черчилль и Рузвельт дали обещание открыть второй фронт не позднее мая 1944 г.

Сталин настаивал на расширении территории Польши за счёт германских земель, на установлении западной границы Польши по рекам Одер и Нейсе.

Рузвельт за расчлeнение Германии; Черчилль – за создание Дунайской федерации с включением части германских земель; Сталин – за сохранение единой Германии.

Принято решение об оказании помощи Ирану и выводе войск союзников с его территории после окончания войны.

Предполагалось лишить Японию её колониальных владений, передать Китаю Маньчжурию и Тайвань, предоставит независимость Корее.

II группа – Ялтинская (Крымская) конференция.

Дата

Участники

Рассматриваемые вопросы

Польский вопрос

Германский вопрос

Японский вопрос

4-11.02.1945 г.

У.Черчиль – Великобритания
И.Сталин – СССР
Ф.Рузвельт - США

1. Западную границу Польши определили по рекам Нейсе и Одеру. Западная Украина и Западная Белоруссия оставались в составе СССР.
2. Сталин согласился признать польское Временное правительство национального единства, которое должно было провести в Польше свободные выборы.

1. Определены зоны будущей оккупации Германии войсками СССР, Великобритании, США, Франции. Берлин выделялся в особый район, который должен быть оккупирован войсками 4-х держав (хотя входил в зону оккупации СССР).
2. Управление Германией должно осуществляться Контрольным Советом союзников, включающим главнокомaндующих оккупационных войск.
3. Определена сумма репараций с Германии в размере 20 млрд. долларов.
4. Достигнута договоренность о разоружении и роспуске германских вооруженных сил, контроле над военной промышленностью, запрете нацистской партии и наказании военных преступников.

СССР обязался вступить в войну с Японией не позднее трех месяцев после разгрома фашистской Грмании на условиях присоединения к СССР Курильских островов, Южного Сахалина, права на аренду Порт-Артура и совместную с Китаем эксплуатацию железных дорог в Манчжурии.

III группа – Потсдамская конференция.

Дата

Участники

Рассматриваемые вопросы

Польский вопрос

Германский вопрос

Японский вопрос

17.07-20.08.1945 г.

У.Черчиль \ К.Эттли – Великобритания
И.Сталин – СССР
Г.Трумэн - США

Границы Польши определены в соответствии с достигнутыми на Ялтинской конференции договоренностями.

1. Согласованы общие принципы политики:

  • демилитаризация;
  • денацификация;
  • демократизация.

2. Советскому Союзу передавалась территория бывшей Восточной Пруссии с г.Кенигсбергом.

Подтверждены условия вступления СССР в войну с Японией.

Учитель показывает на карте зоны оккупации Германии и Австрии по решениям Крымской и Потсдамской конференций.

П Репарации – возмещение побежденным государством ущерба государству-победителю.

Демилитаризация – разоружение, запрещение какому-либо государству иметь военную промышленность и содержать вооруженные силы свыше установленного количества.

Денацификация – искоренение нацизма, уничтожение национал-социалистической партии в Германии, предотвращение всякой нацистской милитаристской деятельности или пропаганды.

Принятые после завершения II мировой войны международно-правовые документы имели огромное значение для последующего мирового развития.

С одной стороны, это Устав ООН, содержащий основные принципы международных отношений. Учредительное собрание по созданию Организации Объединенных Наций проходило в Сан-Франциско в апреле-июне 1945 г.

С другой стороны, это Нюрнбергский и Токийский трибуналы, установившие принцип личной ответственности лидеров за пренебрежение к международным обязательствам, за попрание норм гуманности. Международный трибунал над фашистскими лидерами проходил в любимом городе Гитлера – Нюрнберге, где в свое время проходили съезды нацистской партии, он длился почти год – с ноября 1945 по октябрь 1946 г. Международный трибунал над японскими военными преступниками проходил в городе Токио в мае-1946 – ноябре 1948 гг.

1 слайд: Фото подсудимых в Нюрнберге.

Какие же обвинения были предъявлены преступникам? Прочтите выдержки из исторических документов, лежащих у вас на столах. Проанализируйте их и сделайте выводы о хаpaктере обвинений.

2 слайд: Приговоры

Посмотрите на экран и проанализируйте данные документа о вынесенных приговорах.

Какие меры наказания были вынесены преступникам?

В результате геноцида фашистов были уничтожены миллионы людей различных национальностей! Но больше всего пострадали евреи.

3 слайд: Геноцид фашистов

Вопрос классу:

  • Какой вывод мы можем сделать, гладя на эти данные?
  • Можем ли мы сказать, что нацисты намеренно истрeбляли отдельно взятый народ?
  • Что такое геноцид?

П Геноцид – это меры, направленные на истрeбление целого народа.

Следующей жертвой геноцида должны были стать русские!

4 слайд: Цена победы

И сегодня эта цифра продолжает расти, т.к. обнаруживаются все новые и новые захоронения периода II мировой войны.

В настоящее время уже начитывается 27 млн погибших людей из числа русского населения.

5 слайд: Потери во второй мировой войне по странам.

В настоящее время, к сожалению, человечество стало забывать о последствиях II мировой войны и о вкладе советского народа в победу над фашизмом. Не уважительно относиться к прошлому и людям, которым мы должны быть благодарны за то, что живём сейчас! Ярким примером тому могут служить события, произошедшие в январе 2007 года в Эстонии. Где на государственном уровне решался вопрос о сносе всех памятников Советской эпохи, символизирующих тоталитаризм. К числу оных был отнесён памятник Солдату-освободителю!

В заключении я предлагаю вам посмотреть фото-ряд по событиям второй мировой войны.

6–8 слайды. Звучит песня «Мы за ценой не постоим» в исполнении Ольги Аросьевой. (приложение 3)

Домашнее задание: заполнить таблицу «Итоги II мировой войны».

Страна

Территориальные решения

Военно-политические решения

Германия

 

 

Япония

 

 

Италия

 

 

Румыния

 

 

Венгрия

 

 

Финляндия

 

 

Австрия

 

 

Приложение 1. Презентация

Приложение 2

Приложение 3


Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

20 02 2024 2:42:12

Урок по истории "Восстановление экономики"


    Урок по истории "Восстановление экономики"

      На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....

19 02 2024 14:33:18

Создание Красной Армии


    Создание Красной Армии

      Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....

18 02 2024 15:27:29

Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"


    Урок истории по теме: "Был ли СССР готов к войне?"

      Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....

17 02 2024 5:51:44

Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков


    Становление этикетных норм в России XVI–XVII веков

      Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....

16 02 2024 9:47:23

Тамерлан: разрушитель или созидатель?


    Тамерлан: разрушитель или созидатель?

      Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....

15 02 2024 0:42:40

Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"


    Обобщающий урок "Преобразования Петра Великого"

      Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....

14 02 2024 5:46:35

Правовое воспитание учащихся


    Правовое воспитание учащихся

      Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....

13 02 2024 22:47:50

Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории


    Реализация этнокультурной составляющей с учетом компетентностного подхода на уроках истории

      В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....

12 02 2024 20:16:49

Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"


    Урок–презентация в 11-м классе по теме "Российский парламент. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

      Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации. ...

11 02 2024 10:48:46

Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс


    Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс

      Занятия по истории строятся на основе современных требований к школьному образованию, имеют своей целью подготовку учащихся школ к вузовским методам и принципам обучения. Поэтому возникает потребность в формировании навыков обработки научного материала при помощи современных компьютерных установок, умение оформления материала с использованием принципа презентации....

10 02 2024 8:10:22

Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"


    Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"

      Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...

09 02 2024 6:10:29

Сценарий агитбригады на тему: "Выборы и избирательное право" (Союз свобоодной молодежи)


    Сценарий агитбригады на тему: "Выборы и избирательное право" (Союз свобоодной молодежи)

      Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей. ...

08 02 2024 5:56:31

Урок по обществознанию


    Урок по обществознанию

      Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....

07 02 2024 7:51:28

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

06 02 2024 12:14:32

Социалистическая индустриализация


    Социалистическая индустриализация

      Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....

05 02 2024 0:30:18

Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"


    Урок по истории или внеклассная работа по теме "Национализм и конфликт"

      Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....

04 02 2024 22:54:25

Февральская революция 1917 года и возникновение ситуации двоевластия


    Февральская революция 1917 года и возникновение ситуации двоевластия

      В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....

03 02 2024 10:53:51

Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)


    Задания по типу ЕГЭ по теме: "Политическая раздробленность на Руси" (6-й класс)

      Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох. ...

02 02 2024 21:47:21

Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"


    Урок-викторина "Эпоха Петра Великого"

      Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....

01 02 2024 15:48:49

Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"


    Разработка урока в 6-м классе в курсе истории Средних веков "Начало столетней войны"

      Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....

31 01 2024 15:56:43

Исторический источник — карикатура


    Исторический источник — карикатура

      Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....

30 01 2024 1:25:16

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

      В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

29 01 2024 3:42:31

Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе


    Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе

      Учащиеся узнают о выдающихся людях ХХ века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуются умения работы с различными источниками информации, анализируются полученная информация, прогнозируется развитие дальнейших событий. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....

28 01 2024 9:20:57

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

27 01 2024 20:33:31

Сценарий спектакля к 250-й годовщине со дня cмepти М.В.Ломоносова на русском и английском языках. Тема: "Начало деятельности Ломоносова в Академии Наук"


    Сценарий спектакля к 250-й годовщине со дня cмepти М.В.Ломоносова на русском и английском языках. Тема: "Начало деятельности Ломоносова в Академии Наук"

      Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....

26 01 2024 15:53:13

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

25 01 2024 11:31:50

Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"


    Интегрированный урок по истории России и МХК в 6-м классе "Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром"

      Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....

24 01 2024 6:27:36

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "Троянская война и героические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"

      Урок с применением ИКТ для развития познавательных интересов учащихся через увлекательное виртуальное путешествие в Древнюю Грецию, воспитания любознательности, эмпатии, эмоционально–ценностного отношения к Древней Греции. Урок запланирован в форме виртуального путешествия с использованием презентации. ...

23 01 2024 2:22:18

Общество и общественные отношения


    Общество и общественные отношения

      Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....

22 01 2024 15:56:21

Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе


    Проектная деятельность на уроках обществознания в 9-м классе

      Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...

21 01 2024 13:52:10

Урок по теме "Шаманизм как ранняя форма религии древних жителей Алтая"


    Урок по теме "Шаманизм как ранняя форма религии древних жителей Алтая"

      Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....

20 01 2024 8:42:17

Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"


    Литературно-историческая композиция "Блокада Ленинграда. 900 дней и ночей"

      Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....

19 01 2024 19:20:19

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе"

      Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....

18 01 2024 21:25:36

Нарушение естественных прав человека в годы Шоа


    Нарушение естественных прав человека в годы Шоа

      В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....

17 01 2024 0:34:47

Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе


    Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе

      Посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса. Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. ...

16 01 2024 1:35:10

Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"


    Урок. "Монголо-татарское нашествие. Установление ордынского ига"

      Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....

15 01 2024 5:29:40

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....

14 01 2024 14:20:11

Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс


    Урок истории Донского края "Жизнь и быт донского казачества". 7-й класс

      Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....

13 01 2024 10:26:46

Урок-игра "Обожаемый солдатами, прославляемый народом"


    Урок-игра "Обожаемый солдатами, прославляемый народом"

      Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...

12 01 2024 8:33:41

Урок — ролевая игра "Выборы президента"


    Урок — ролевая игра "Выборы президента"

      Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....

11 01 2024 3:19:26

Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"


    Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

      Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

10 01 2024 15:47:46

Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"


    Нетрадиционный интегрированный урок (литература + история): "Запорожское казачество в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

      Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....

09 01 2024 2:11:11

Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли


    Присоединение Сибири. Освоение Кузнецкой земли

      На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...

08 01 2024 8:30:29

Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса


    Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса

      Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....

07 01 2024 7:43:45

"Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе


    "Свобода в деятельности человека". Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе

      Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....

06 01 2024 11:46:28

Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания


    Использование инновационных образовательных технологий на уроках обществознания

      Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....

05 01 2024 1:10:20

Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"


    Урок истории в 11-м классе по теме "Начало Второй Моровой и Великой Отечественной войн"

      Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...

04 01 2024 8:34:55

Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"


    Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"

      Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей....

03 01 2024 0:26:12

Повторительно-обобщающий урок по обществознанию для 11-х классов "Решение проблем малого и среднего бизнеса как слагаемое успешного развития экономики"


    Повторительно-обобщающий урок по обществознанию для 11-х классов "Решение проблем малого и среднего бизнеса как слагаемое успешного развития экономики"

      В ходе обсуждения учитель ставит задачу: в ходе работы небходимо исследовать деятельность правительства РФ, провести анализ проблем малого бизнеса в РФ, ЯНАО, городе Надыме, провести аналитику современного состояния данного вопроса в российской экономике , каждая группа должна предложить свои рекомендации по решению данной проблемы. ...

02 01 2024 23:23:17

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::