Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"
Тип урока: интегрированный.
Время урока: 1 учебный час.
Цель урока: охаpaктеризовать личность и дать оценку политике первого избранного царя России.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представления об историческом портрете Бориса Годунова, проблемах его царствования, связанных с периодом Смутного времени.
- Выработка мнения о противоречивости личности Годунова, а также особенностях художественного образа царя Бориса, созданного Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и А.С. Пушкиным в драме «Борис Годунов».
Воспитательные:
- Развитие чувства уважения к историческому и культурному прошлому своего государства.
- Формирование у учащихся представлений о положительных и отрицательных качествах человека.
Развивающие:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения.
- Формирование ключевых компетенций: способности работать в группе, способность к коммуникации, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Виды работ учащихся на уроке:
- Работа в группе и индивидуально.
- Опережающее домашнее задание.
- Работа с понятиями.
- Работа с учебником и дополнительной литературой.
- Беседы с учащимися.
- Работа с тетрадью.
- Развитие речи, мышления, памяти.
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей.
- Повторение и закрепление понятий.
- Изучение нового материала.
1) Личность Бориса Годунова;
2) Особенности внешней и внутренней политики царя;
3) Отношение к Борису общества. - Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
Методическое обеспечение и оборудование урока:
- Н.М. Карамзин «История государства Российского» (главы «Правление Федора Иоанновича» и «Правление Бориса Годунова»).
- Раздаточный материал: «Свидетельства историков о Борисе Годунове».
- Раздаточный материал: монолог Бориса «Достиг я высшей власти...».
- Мусоргский: опера «Борис Годунов», ария царя Бориса «Достиг я высшей власти...» в исполнении Ф.И. Шаляпина (фрагмент).
- Презентация «Галерея исторических образов Смутного времени» (приложение 2).
Опережающее задание учащимся:
- прочитать драму А.С. Пушкина «Борис Годунов» и выписать хаpaктеристику Бориса;
- прочитать главы «История государства Российского» Н.М. Карамзина, посвящённые периоду правления Б. Годунова, выписать особенности внутренней и внешней политики Годунова, определить отношение к царю общества.
- 1-й ученик – готовит биографическую справку о Борисе Годунове;
- 2-й ученик – готовит особенности внутренней политики;
- 3-й ученик – готовит своеобразие внешней политики;
- 4-й ученик – определяет особенности отношения к Борису общества;
- 5-й ученик – готовит материал – краткая биография Н.М. Карамзина;
Основные понятия: Смутное время, гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, патриаршество.
Даты:
- 1598–1613 гг. – период Смутного времени.
- 1584–1598 гг. – правление Федора Иоанновича.
- 1591 г. – гибель царевича Дмитрия в Угличе.
- 1594 г. – Борис Годунов становится официальным регентом при царе Федоре Иоанновиче.
- 1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.
- 1602 г. – самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) заявил о своих правах на престол.
Ход урока
Слайд № 1 – Тема урока: «Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец».
Учитель: Тема нашего урока: «Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец» (записываем). И вы уже видите, что мы продолжаем тему: «Россия в период Смутного времени». Сегодня мы должны с вами проследить жизненный путь Бориса Годунова (на примере произведения Н.М. Карамзина «История государства Российского» и драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина).
Карамзин Н.М., как видный историограф своего времени попытался раскрыть образ Бориса Годунова. В личности историка удачно слились крупнейший мастер художественного слова и талантливый историк, что позволило ему, как никому другому ярко и образно описать портрет Бориса Годунова.
Слайд № 2 – «Последний русский летописец – Н.М. Карамзин».
Рассказ ученика: Доклад: «Последний русский летописец – Н.М. Карамзин».
Вопросы классу: Какие качества личности, по мнению Карамзина – моралиста, неприемлемы для русского царя? Почему Н.М. Карамзин оценил деятельность Бориса Годунова с отрицательной стороны? Что повлияло на его оценку?
Учитель: Личность Бориса Годунова, представленная Н.М. Карамзиным, в отличие от многих историков, обладает противоречивыми качествами.
Историк оценивает деятельность Годунова, его политику с мopaльной стороны. Для него важно проследить жизнь Годунова и показать, как повлияло правление Годунова на судьбу страны.
Слайд № 3 – Эпиграф урока: «Да ведают потомки православных...»
Учитель: Под впечатлением образа Годунова, созданного Карамзиным Н.М. в «Истории государства Российского», великий русский поэт А.С. Пушкин написал драму «Борис Годунов». В эпиграфе к драме А.С. Пушкин пишет: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящаю». В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем цитату из этого произведения.
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют...»
Слайд № 4 – План урока:
- Роль А.С. Пушкина и Н.М. Карамзина в создании образа Бориса Годунова.
- Личность Бориса Годунова.
- Особенности внешней и внутренней политики царя.
- Отношение к Борису Годунову общества.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит охаpaктеризовать начальный период Смуты. И ответить на вопрос: «Каково влияние Годунова на дальнейшее развитие Смуты?».
Вопросы классу: Чем же так привлекла великих русских поэтов и писателей эпоха Смутного времени? В чем Карамзин и Пушкин увидели трагедию Бориса Годунова и как через трагедию правителя они показали трагедию народа и государства? Ваши ассоциации при слове «Смута»?
Учитель: Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. (Понятие).
Вопрос классу: Почему? (Ответы учащихся.). Что означает понятие «гражданская война»? (Ответы учащихся).
Учитель: Именно в такое время человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом.
Слайд № 5 – Галерея образов Смутного времени.
Учитель: Галерея образов Смутного времени обширна: здесь мы видим Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича, Царевича Дмитрия и Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского.
Образ Годунова привлекал не только историков Карамзина, но и других историков (Ключевского, Платонова, Скрынникова), а так же и поэтов, и композиторов. Мусоргский, например, посвятил Борису Годунову одноименную оперу.
Слайд № 6 – Биография Бориса Годунова. (Изображение Бориса, затем высвечивается хаpaктеристика царя после обсуждения его биографии учащимися).
Рассказ ученика: Биографическая справка о Борисе Годунове.
Вопрос классу: Что свидетельствуют историки о Борисе Годунове?
- Каково происхождение Годунова? Положение, которое он занимал при дворе Ивана Грозного и Федора Иоанновича? (Биографическая справка).
- Н.М. Карамзин отзывается о Борисе: «Возникнув из ничтожества рабского до высоты самодержавца…» С чем связано это выражение?
- У А.С. Пушкина Есть такая хаpaктеристика Годунова: «Вчерашний раб, татарин...» Что имел в виду поэт?
- Какие черты хаpaктера Годунова отмечают историки? (Работа с текстами, маркировка).
- Единодушны ли историки во мнениях? Нет. Образ противоречив.
Слайд № 7 – Хаpaктеристика царя Бориса (Карамзин и Пушкин).
Эту противоречивость показали Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин.
См. Приложение 1.
Слайд № 8 – «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»
Учитель: На протяжении всего произведения, мы встречаем хаpaктеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам.
Рассказ ученика: Особенности отношения к Борису общества.
Вопросы классу: Как хаpaктеризуют? Образ карамзинский? Как народ относился к Борису в начале его царствования? И как изменилось это отношение через несколько лет? (Ответы учащихся по текстам произведений).
Учитель: Правление в начале было успешным, но в «этом ли добродетель»? Это ли волнует в период его правления? Нет. Волнуют проблемы страны, которые привели к Смуте. А какие проблемы? (Ответ учащихся).
Слайд № 9 – Особенности внутренней и внешней политики царя.
Рассказ ученика: Своеобразие внешней и внутренней политики.
Вопросы классу: В чём отличие внутренней и внешней политики Годунова от царей предшественников? В чём проявляется её своеобразие?
Слайд № 10 – Почему не осуществилась альтернатива Смутного времени?
Учитель: Почему не осуществилась эта альтернатива Смутного времени?
Примерные ответы учащихся:
– Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть... Всяк считал себя достойным мономахова венца).
– Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).
– «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.
Слайд № 11 – «Угличская драма».
Вопрос классу: Что произошло в Угличе? Что говорят историки о причинах гибели Дмитрия? (Нет однозначного ответа). Но, красной нитью, через все произведение Пушкина и Карамзина проходит идея душевных мук и cмepтного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть, прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве...
Музыкальный фрагмент.
Звучит музыкальный фрагмент арии Бориса Годунова из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до слов «...но счастья нет душе моей».
Задание классу: Перед вами текст этого монолога. Давайте мы его прочитаем. По ходу чтения вы цветным фломастером будете выделять в тексте причины трагедии Бориса Годунова, которые он называет сам. (После чтения – обсуждение: учащиеся называют проблемы, которые выделили в монологе).
Учитель обобщает: В чем трагедия Годунова? Карамзин показал муки совести человека, совершившего cмepтный грех, который ядом отравляет душу. Эти муки усиливаются несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи.
Несчастья обрушиваются и на государство – после Годунова на престоле самозванец. Смута в душе правителя, смута и в государстве.
Заключение.
Н.М. Карамзин даёт Борису Годунову яркую, но двойственную хаpaктеристику.
Борис Годунов узурпировал власть, убив последнего члeна царской династии, поэтому обречён на гибель.
Карамзин подчёркивает блистательную внешнюю политику Годунова, что способствовало возвышению авторитета России на мировой арене. Борис представлен автором как великий политик, бесстрашно противостоящий Европейским державам, в интересах страны.
Но Карамзин осуждает деятельность Бориса внутри страны, которая приводит Россию к смуте. Годунов способствовал распространению в стране системы доносов, коварства, гнусной мзды, обманов и лицемерия.
Имя Годунова в течение столетий будет произноситься с омерзением во славу нравственного правосудия: «Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в петле, столь многих Вельмож в мрачных темницах и келиях».
Дурная слава пережила все добрые дела Годунова.
Именно со времён Н.М. Карамзина Бориса Годунова стали хаpaктеризовать с отрицательной стороны. На протяжении веков менялись подходы к изучению личности Годунова, но некоторые черты оценки Карамзиным Бориса Годунова прослеживаются в работах историков – последователей.
А.С. Пушкин понимал хаpaктер Годунова глубже, чем Н.М. Карамзин. Трагедия Бориса – это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ. В этом смысл знаменитого монолога Годунова «Достиг я высшей власти...». Но многие черты личности пушкинского Годунова совпадают с особенностями карамзинского Бориса Годунова. Особенность манеры письма А.С. Пушкина в том, что он в собственных произведениях создает, моделирует мир, населяет его героями. Хаpaктеры его персонажей достоверны. И мы верим, что Моцарта отравил Сальери, а Борис Годунов убил несчастного царевича-младенца Дмитрия. Пушкинский гений сумел показать нам главные нравственные причины успеха или трагедии, неудач правителя, причины тех страшных событий Смутного времени, которые обрушились на Российское государство на рубеже ХVI–ХVII вв.
Домашнее задание: написать эссе на тему «В чем заключается трагедия Бориса Годунова? (По Произведению Н.М. Карамзина «История государства Российского» и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»).
Учитель объявляет оценки за урок и знакомит учащихся с дополнительной литературой по теме.
Дополнительная литература по теме:
- Электронная библиотека: Татищев В.Н. «История Российская в 5 частях», «Дискавери».
- «Интеpaктивный мир: Энциклопедия истории России 862–1917 гг.».
- Скрынников Р.Г. «Борис Годунов» – серия «Знание», № 3, 1992.
- Скрынников Р.Г. «Россия накануне Смутного времени» – М.: «Мысль», 1985.
- «Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников». – М.: «Современник», 1989.
- Пушкин А.С. Борис Годунов. Драма.
- Эйдельман Ю.М. Последний летописец.
- Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина.
Урок-консультация позволит решить сразу несколько важных задач: отработка умений классифицировать, работа с текстом, схемой, составление плана и т.п....
28 03 2024 16:43:46
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...
27 03 2024 8:38:41
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
26 03 2024 11:56:33
На уроке «Восстановление экономики» дети работают самостоятельно. Выделяется время работе с историческими документами, дающими возможность отработки навыков учебно-исследовательской деятельности учащихся, способствующих формированию аналитического мышления учащихся, а также погружающих их в изучаемую эпоху....
25 03 2024 11:38:22
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
24 03 2024 2:37:34
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
23 03 2024 18:49:25
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
22 03 2024 14:53:34
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
21 03 2024 16:38:25
На основе изучения различных исторических источников подвести учащихся к пониманию того, как потеря доверия к царской власти привела её к политической изоляции, развили и углубили политический кризис, а наличие активной оппозиции создало благоприятную почву для революции. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями и терминами, закрепляют их усвоение при работе с документами, совершенствуют навыки умения анализировать исторические факты, делать выводы....
20 03 2024 13:25:48
Сценарий посвящается создателям славянской азбуки, святым братьям Кириллу и Мефодию. Учитель создает у учащихся представление об истоках славянской письменности, об особом хаpaктере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие соседних народов с византийскими культурными традициями....
19 03 2024 2:23:16
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов. ...
18 03 2024 10:51:20
Создавая урок, автор надеялся показать, насколько увлекательными и интересными могут стать сорок пять минут повторения «сухой» темы «Деятельность». Для этого в ходе урока использовались фотоматериалы из жизни и деятельности самих школьников; привлекался сложный теоретический материал: философские теории И.Канта, Н.Макиавелли, Й.Хезинга....
17 03 2024 22:39:34
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
16 03 2024 6:24:12
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...
15 03 2024 0:46:40
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
14 03 2024 19:41:45
Представляемый урок – урок повторения и обобщения пройденного материала по теме "Становление средневекового общества: христианский и исламский мир". Урок проводится в игровой форме, в форме интеллектуальной викторины. Учащиеся закрепляют пройденный материал в ходе интеллектуального соревнования, используются все виды навыков мышления, навыки работы в малых группах....
13 03 2024 12:35:47
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
12 03 2024 11:36:39
Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....
11 03 2024 10:32:52
В работе рассматриваются основные положения философского учения Ницше о «сверхчеловеке» и его влияние на взгляды русской интеллигенции начала ХХ в. На примере произведений Горького прослеживается эволюция взглядов писателя на свободу человека, показывается поиск Героя от романтических произведений до рассказов позднего периода. Показаны губительность и разрушительное воздействие идеи «сверхчеловека» на формирование личности, необходимость ответственного выбора каждым своей «концепции человека». ...
10 03 2024 13:43:39
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
09 03 2024 18:37:42
Урок позволяет расширить знания учащихся о стадиях, классификации, стратегиях разрешения социального конфликта. Промежуточная диагностика знаний, записи в рабочих листах, проблемное задание дают возможность накапливать необходимый материал для дальнейшей работы с заданиями ЕГЭ. Презентация наглядно показывает и объясняет сложную терминологию....
08 03 2024 18:52:48
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
07 03 2024 3:42:42
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
06 03 2024 13:23:18
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
05 03 2024 20:59:29
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь". Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
04 03 2024 3:45:18
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
03 03 2024 7:56:48
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
02 03 2024 19:31:43
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
01 03 2024 22:45:19
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
29 02 2024 12:19:57
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
28 02 2024 16:39:45
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
27 02 2024 21:28:43
Урок обществознания формирует правовую культуру учащихся. Развивает познавательную активность учеников, умение искать и анализировать информацию, отображать учебный материал в знаково-символической форме....
26 02 2024 15:44:37
Тема «Социализация личности в курсе обществознания» актуальна и важна для современной школы. Предложенный материал имеет большую пpaктическую значимость и может быть использован не только учителем истории, но и классным руководителем, и социальным педагогом. ...
25 02 2024 19:19:50
Цель урока: приобщение учащихся к опыту человечества, духовным ценностям предков, воплощенных в архитектуре Древней Руси; воспитывать интерес к историческому прошлому Отечества; развивать навыки анализа текста....
24 02 2024 22:10:31
Педагогическая идея урока заключается в сочетании различных организационных способов и форм проверки знаний учащихся (карточки-задания, тестовое задание, карточки по хронологии и историческим деятелям; компьютер, цветокод; устный ответ) и самостоятельной работы с текстом учебника. ...
23 02 2024 2:38:14
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
22 02 2024 6:55:42
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...
21 02 2024 21:23:33
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
20 02 2024 1:50:47
ИКТ развивают у учащихся не только память, но и мышление. Опopные конспекты выполнены по каждому модулю и применяются в учебном процессе согласно тематическому плану....
19 02 2024 12:22:47
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
18 02 2024 15:46:14
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...
17 02 2024 18:58:57
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами....
16 02 2024 23:31:11
Историческая лаборатория – это союз детей и педагогов. Целью её работы является формирование у учащихся познавательного интереса к исторической науке и к событиям российской истории, подготовка детей к олимпиадам по истории. В статье описан опыт работы учителей истории Верхнекетского района, перечислены мероприятия, проводимые в течение учебного года в рамках работы районной Исторической лаборатории. Прилагается рабочая программа с подробным тематическим планированием....
15 02 2024 16:45:43
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
14 02 2024 5:37:44
На уроках автор использует индивидуальный и дифференцированный подход, многовариантность и многоуровневый хаpaктер творческих и проверочных работ (тестовые и проблемные задания различных видов), и в результате учащиеся имеют хорошую наполняемость оценок, создается ситуация успешности, эффективно используется все время урока....
13 02 2024 21:34:54
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
12 02 2024 4:49:16
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. На базе школьного историко-краеведческого музея учащиеся знакомятся с историческими источниками по истории родного села, учатся пользоваться музейной терминологией. ...
11 02 2024 5:11:49
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
10 02 2024 16:15:41
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
09 02 2024 0:48:15
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
08 02 2024 23:35:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::