Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"
Тип урока: интегрированный.
Время урока: 1 учебный час.
Цель урока: охаpaктеризовать личность и дать оценку политике первого избранного царя России.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представления об историческом портрете Бориса Годунова, проблемах его царствования, связанных с периодом Смутного времени.
- Выработка мнения о противоречивости личности Годунова, а также особенностях художественного образа царя Бориса, созданного Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского» и А.С. Пушкиным в драме «Борис Годунов».
Воспитательные:
- Развитие чувства уважения к историческому и культурному прошлому своего государства.
- Формирование у учащихся представлений о положительных и отрицательных качествах человека.
Развивающие:
- Способствовать развитию коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа и анализа художественного произведения.
- Формирование ключевых компетенций: способности работать в группе, способность к коммуникации, умение вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважать мнение одноклассников.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Виды работ учащихся на уроке:
- Работа в группе и индивидуально.
- Опережающее домашнее задание.
- Работа с понятиями.
- Работа с учебником и дополнительной литературой.
- Беседы с учащимися.
- Работа с тетрадью.
- Развитие речи, мышления, памяти.
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей.
- Повторение и закрепление понятий.
- Изучение нового материала.
1) Личность Бориса Годунова;
2) Особенности внешней и внутренней политики царя;
3) Отношение к Борису общества. - Подведение итогов урока.
- Домашнее задание
Методическое обеспечение и оборудование урока:
- Н.М. Карамзин «История государства Российского» (главы «Правление Федора Иоанновича» и «Правление Бориса Годунова»).
- Раздаточный материал: «Свидетельства историков о Борисе Годунове».
- Раздаточный материал: монолог Бориса «Достиг я высшей власти...».
- Мусоргский: опера «Борис Годунов», ария царя Бориса «Достиг я высшей власти...» в исполнении Ф.И. Шаляпина (фрагмент).
- Презентация «Галерея исторических образов Смутного времени» (приложение 2).
Опережающее задание учащимся:
- прочитать драму А.С. Пушкина «Борис Годунов» и выписать хаpaктеристику Бориса;
- прочитать главы «История государства Российского» Н.М. Карамзина, посвящённые периоду правления Б. Годунова, выписать особенности внутренней и внешней политики Годунова, определить отношение к царю общества.
- 1-й ученик – готовит биографическую справку о Борисе Годунове;
- 2-й ученик – готовит особенности внутренней политики;
- 3-й ученик – готовит своеобразие внешней политики;
- 4-й ученик – определяет особенности отношения к Борису общества;
- 5-й ученик – готовит материал – краткая биография Н.М. Карамзина;
Основные понятия: Смутное время, гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, патриаршество.
Даты:
- 1598–1613 гг. – период Смутного времени.
- 1584–1598 гг. – правление Федора Иоанновича.
- 1591 г. – гибель царевича Дмитрия в Угличе.
- 1594 г. – Борис Годунов становится официальным регентом при царе Федоре Иоанновиче.
- 1598–1605 гг. – правление Бориса Годунова.
- 1602 г. – самозванец Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) заявил о своих правах на престол.
Ход урока
Слайд № 1 – Тема урока: «Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец».
Учитель: Тема нашего урока: «Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец» (записываем). И вы уже видите, что мы продолжаем тему: «Россия в период Смутного времени». Сегодня мы должны с вами проследить жизненный путь Бориса Годунова (на примере произведения Н.М. Карамзина «История государства Российского» и драмы «Борис Годунов» А.С. Пушкина).
Карамзин Н.М., как видный историограф своего времени попытался раскрыть образ Бориса Годунова. В личности историка удачно слились крупнейший мастер художественного слова и талантливый историк, что позволило ему, как никому другому ярко и образно описать портрет Бориса Годунова.
Слайд № 2 – «Последний русский летописец – Н.М. Карамзин».
Рассказ ученика: Доклад: «Последний русский летописец – Н.М. Карамзин».
Вопросы классу: Какие качества личности, по мнению Карамзина – моралиста, неприемлемы для русского царя? Почему Н.М. Карамзин оценил деятельность Бориса Годунова с отрицательной стороны? Что повлияло на его оценку?
Учитель: Личность Бориса Годунова, представленная Н.М. Карамзиным, в отличие от многих историков, обладает противоречивыми качествами.
Историк оценивает деятельность Годунова, его политику с мopaльной стороны. Для него важно проследить жизнь Годунова и показать, как повлияло правление Годунова на судьбу страны.
Слайд № 3 – Эпиграф урока: «Да ведают потомки православных...»
Учитель: Под впечатлением образа Годунова, созданного Карамзиным Н.М. в «Истории государства Российского», великий русский поэт А.С. Пушкин написал драму «Борис Годунов». В эпиграфе к драме А.С. Пушкин пишет: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд, гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящаю». В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем цитату из этого произведения.
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют...»
Слайд № 4 – План урока:
- Роль А.С. Пушкина и Н.М. Карамзина в создании образа Бориса Годунова.
- Личность Бориса Годунова.
- Особенности внешней и внутренней политики царя.
- Отношение к Борису Годунову общества.
Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит охаpaктеризовать начальный период Смуты. И ответить на вопрос: «Каково влияние Годунова на дальнейшее развитие Смуты?».
Вопросы классу: Чем же так привлекла великих русских поэтов и писателей эпоха Смутного времени? В чем Карамзин и Пушкин увидели трагедию Бориса Годунова и как через трагедию правителя они показали трагедию народа и государства? Ваши ассоциации при слове «Смута»?
Учитель: Смутное время – один из самых тяжелейших периодов российской истории. (Понятие).
Вопрос классу: Почему? (Ответы учащихся.). Что означает понятие «гражданская война»? (Ответы учащихся).
Учитель: Именно в такое время человеку все чаще приходится делать мучительный выбор между добром и злом.
Слайд № 5 – Галерея образов Смутного времени.
Учитель: Галерея образов Смутного времени обширна: здесь мы видим Ивана Грозного и его сына Федора Иоанновича, Царевича Дмитрия и Бориса Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского.
Образ Годунова привлекал не только историков Карамзина, но и других историков (Ключевского, Платонова, Скрынникова), а так же и поэтов, и композиторов. Мусоргский, например, посвятил Борису Годунову одноименную оперу.
Слайд № 6 – Биография Бориса Годунова. (Изображение Бориса, затем высвечивается хаpaктеристика царя после обсуждения его биографии учащимися).
Рассказ ученика: Биографическая справка о Борисе Годунове.
Вопрос классу: Что свидетельствуют историки о Борисе Годунове?
- Каково происхождение Годунова? Положение, которое он занимал при дворе Ивана Грозного и Федора Иоанновича? (Биографическая справка).
- Н.М. Карамзин отзывается о Борисе: «Возникнув из ничтожества рабского до высоты самодержавца…» С чем связано это выражение?
- У А.С. Пушкина Есть такая хаpaктеристика Годунова: «Вчерашний раб, татарин...» Что имел в виду поэт?
- Какие черты хаpaктера Годунова отмечают историки? (Работа с текстами, маркировка).
- Единодушны ли историки во мнениях? Нет. Образ противоречив.
Слайд № 7 – Хаpaктеристика царя Бориса (Карамзин и Пушкин).
Эту противоречивость показали Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин.
См. Приложение 1.
Слайд № 8 – «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты...»
Учитель: На протяжении всего произведения, мы встречаем хаpaктеристики Годунова, которые ему дают бояре, народ, самозванец и он сам.
Рассказ ученика: Особенности отношения к Борису общества.
Вопросы классу: Как хаpaктеризуют? Образ карамзинский? Как народ относился к Борису в начале его царствования? И как изменилось это отношение через несколько лет? (Ответы учащихся по текстам произведений).
Учитель: Правление в начале было успешным, но в «этом ли добродетель»? Это ли волнует в период его правления? Нет. Волнуют проблемы страны, которые привели к Смуте. А какие проблемы? (Ответ учащихся).
Слайд № 9 – Особенности внутренней и внешней политики царя.
Рассказ ученика: Своеобразие внешней и внутренней политики.
Вопросы классу: В чём отличие внутренней и внешней политики Годунова от царей предшественников? В чём проявляется её своеобразие?
Слайд № 10 – Почему не осуществилась альтернатива Смутного времени?
Учитель: Почему не осуществилась эта альтернатива Смутного времени?
Примерные ответы учащихся:
– Не царского рода, не знатен (не по Божьему велению, а по земскому собранию получил власть... Всяк считал себя достойным мономахова венца).
– Не выполнил обещание, данное при коронации (не будет несчастных).
– «Угличская драма», сыгравшая роковую роль в его судьбе.
Слайд № 11 – «Угличская драма».
Вопрос классу: Что произошло в Угличе? Что говорят историки о причинах гибели Дмитрия? (Нет однозначного ответа). Но, красной нитью, через все произведение Пушкина и Карамзина проходит идея душевных мук и cмepтного греха, совершенного Годуновым «Я, может быть, прогневал небеса?» Смута в душе Годунова, смута и в государстве...
Музыкальный фрагмент.
Звучит музыкальный фрагмент арии Бориса Годунова из оперы Мусоргского «Борис Годунов» до слов «...но счастья нет душе моей».
Задание классу: Перед вами текст этого монолога. Давайте мы его прочитаем. По ходу чтения вы цветным фломастером будете выделять в тексте причины трагедии Бориса Годунова, которые он называет сам. (После чтения – обсуждение: учащиеся называют проблемы, которые выделили в монологе).
Учитель обобщает: В чем трагедия Годунова? Карамзин показал муки совести человека, совершившего cмepтный грех, который ядом отравляет душу. Эти муки усиливаются несчастьями, обрушившимися на семью Годунова, а затем и гибелью семьи.
Несчастья обрушиваются и на государство – после Годунова на престоле самозванец. Смута в душе правителя, смута и в государстве.
Заключение.
Н.М. Карамзин даёт Борису Годунову яркую, но двойственную хаpaктеристику.
Борис Годунов узурпировал власть, убив последнего члeна царской династии, поэтому обречён на гибель.
Карамзин подчёркивает блистательную внешнюю политику Годунова, что способствовало возвышению авторитета России на мировой арене. Борис представлен автором как великий политик, бесстрашно противостоящий Европейским державам, в интересах страны.
Но Карамзин осуждает деятельность Бориса внутри страны, которая приводит Россию к смуте. Годунов способствовал распространению в стране системы доносов, коварства, гнусной мзды, обманов и лицемерия.
Имя Годунова в течение столетий будет произноситься с омерзением во славу нравственного правосудия: «Потомство видит лобное место, обагренное кровию невинных, Св. Димитрия издыхающего под ножом убийц, Героя Псковского в петле, столь многих Вельмож в мрачных темницах и келиях».
Дурная слава пережила все добрые дела Годунова.
Именно со времён Н.М. Карамзина Бориса Годунова стали хаpaктеризовать с отрицательной стороны. На протяжении веков менялись подходы к изучению личности Годунова, но некоторые черты оценки Карамзиным Бориса Годунова прослеживаются в работах историков – последователей.
А.С. Пушкин понимал хаpaктер Годунова глубже, чем Н.М. Карамзин. Трагедия Бориса – это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ. В этом смысл знаменитого монолога Годунова «Достиг я высшей власти...». Но многие черты личности пушкинского Годунова совпадают с особенностями карамзинского Бориса Годунова. Особенность манеры письма А.С. Пушкина в том, что он в собственных произведениях создает, моделирует мир, населяет его героями. Хаpaктеры его персонажей достоверны. И мы верим, что Моцарта отравил Сальери, а Борис Годунов убил несчастного царевича-младенца Дмитрия. Пушкинский гений сумел показать нам главные нравственные причины успеха или трагедии, неудач правителя, причины тех страшных событий Смутного времени, которые обрушились на Российское государство на рубеже ХVI–ХVII вв.
Домашнее задание: написать эссе на тему «В чем заключается трагедия Бориса Годунова? (По Произведению Н.М. Карамзина «История государства Российского» и драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»).
Учитель объявляет оценки за урок и знакомит учащихся с дополнительной литературой по теме.
Дополнительная литература по теме:
- Электронная библиотека: Татищев В.Н. «История Российская в 5 частях», «Дискавери».
- «Интеpaктивный мир: Энциклопедия истории России 862–1917 гг.».
- Скрынников Р.Г. «Борис Годунов» – серия «Знание», № 3, 1992.
- Скрынников Р.Г. «Россия накануне Смутного времени» – М.: «Мысль», 1985.
- «Смута в Московском государстве. Россия начала XVII столетия в записках современников». – М.: «Современник», 1989.
- Пушкин А.С. Борис Годунов. Драма.
- Эйдельман Ю.М. Последний летописец.
- Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина.
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
...
31 03 2023 20:46:19
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
30 03 2023 7:48:44
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
29 03 2023 21:32:43
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
28 03 2023 10:42:38
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
27 03 2023 13:16:19
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
26 03 2023 8:10:25
Представлен конспект урока, на котором учитель делится своими наработками в использовании системы ИОСО на уроках истории. Он представляет ИОУПы, оценочные листы и рефлексивные таблички, которыми пользуется в своей педагогической деятельности....
25 03 2023 1:46:15
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
24 03 2023 21:17:17
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
23 03 2023 0:35:11
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
22 03 2023 9:30:24
Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....
21 03 2023 20:24:57
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
20 03 2023 10:59:24
Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....
19 03 2023 6:22:42
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
18 03 2023 7:47:28
Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....
17 03 2023 17:49:59

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
16 03 2023 11:59:31
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
15 03 2023 9:28:20
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
14 03 2023 15:22:24
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
13 03 2023 22:32:23
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
12 03 2023 4:24:47
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
11 03 2023 5:11:50
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
10 03 2023 1:50:16
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
09 03 2023 21:36:47

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
08 03 2023 1:43:43
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
07 03 2023 13:30:54
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
06 03 2023 7:45:40
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
05 03 2023 2:23:34
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
04 03 2023 1:28:26
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
03 03 2023 19:57:43
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
02 03 2023 11:26:25
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
01 03 2023 14:11:49
Основная цель представленной работы: дать представление о становлении и развитии светских жанров русской литературы; показать особенности культуры барокко и классицизма в русской живописи, архитектуре и скульптуре....
28 02 2023 14:42:47
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
27 02 2023 3:43:33
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
26 02 2023 9:13:40
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
25 02 2023 14:27:29
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
24 02 2023 20:52:53
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
23 02 2023 23:40:59
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
22 02 2023 12:12:59
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
21 02 2023 5:52:45
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
20 02 2023 20:30:52
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
19 02 2023 23:35:24
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей....
18 02 2023 17:37:34
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
17 02 2023 8:21:42
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков.
...
16 02 2023 17:50:12
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
15 02 2023 23:43:46
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа.
...
14 02 2023 12:40:46
Урок «Мир русской деревни» – универсален. Его можно проводить в районном музее, школьном краеведческом уголке или в обычном классе с использованием видеотехники. Наибольший эффект достигается при проведении урока в музее, атмосфера которого создаёт очень хороший эмоциональный фон для восприятия сказанного. Учитель берёт себе в помощники несколько учеников, которые готовят сообщения об отдельных занятиях крестьян и орудиях их труда. Остальным ученикам необходимо по ходу объяснения заполнить таблицу, ответить на вопрос «для чего необходимо орудие труда?», название которого напечатано на карточке, отгадать загадки....
13 02 2023 1:26:24
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
12 02 2023 10:13:42
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
11 02 2023 13:22:59
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
10 02 2023 21:19:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::