Разработка факультативного занятия по истории по теме "Формирование правовых норм Русского государства в X–XI вв."
Цели и задачи:
- Развивать способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
- Развивать способности учащихся теоретически применять исторические знания.
- Изучить пути складывания правовых норм и показать, как по мере развития феодальных отношений и становления российской государственности развиваются правовые нормы.
- Доказать, что государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, а право не может существовать без государства, так как государство санкционирует правовые нормы.
Основные понятия: государство, признаки государства, право, правовые нормы, обычай, обычное право, прецедент, правотворчество государства, закон.
Оборудование: карты «Киевская Русь IX–XII вв.», «Образование централизованного государства XIV–XV в.», таблица «Пути формирования правовых норм», исторические источники: Устав Владимира I, Краткая «Русская правда», ст. 1–21 Псковской судной грамоты, ст. 1–11 Судебника 1497 г.
Вид урока: Пpaктическое занятие на основе исследовательской деятельности. Этап тематического блока (конкретизация и углубление знаний и умений).
Эпиграф:
«Исследовать –
1. Подвергнуть научному изучению.
2. Осмотреть для выяснения, изучения
чего-нибудь»
С. Ожегов «Словарь русского языка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Право как социальный институт возникает
пpaктически вместе с государством, ибо во многом
они призваны обеспечивать эффективность друг
друга. Возникновение права – следствие
усложнения социальных связей. Выделение
личности, интересы которой мало совпадают с
интересами рода приводит к тому, что обычаи и
традиции самодостаточные для разрешения
конфликтов в эпоху родовую с усложнением
общественной жизни уже не могли выступать
всеобъемлющими регуляторами общественной жизни.
Подобную функцию берет на себя публичная
власть, постепенно обособившаяся, поднявшаяся
над обществом.
Нам необходимо, проанализировав исторические
источники, выяснить каким путем шло
становление данной правовой нормы, показать,что
нормативные акты имеют временные,
прострaнcтвенные и субъективные пределы своего
функционирования.
Задание всем учащимся: нарисуйте линию развития русского законодательства. Над линией времени помещайте название юридического памятника, а под линией указывайте год, век или хронологический промежуток, когда он был создан.
Работа в группах с источниками
1 группа: Анализ Устава князя
Владимира Святославовича «О десятинах, судах и
людях церковных».
2 группа: Анализ статей Краткой «Русской
правды».
3 группа: Анализ статей Псковской
судной грамоты.
4 группа:. Анализ статей Судебника 1497 г.
(ст. 1–11)
Пути формирования правовых норм
Источники права |
Обычное право |
Правотворчество государства |
Прецедентное право |
Устав Владимира I «Русская правда» Псковская судная грамота Судебник 1497 г. |
Опережающее задание: подготовить историческую справку об Уставе Владимира I, «Русской правде», Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 г.(см. Приложение 1).
Задача: Проанализировав документ, показать пути формирования правовых норм. (Заполнить таблицу)Доказать, что существенные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства требовали дополнительных актов, регулирующих правовые отношения.В каких статьях документа мы видим, что
- Происходит перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства.
- Правотворчество государства выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов и т.п.)
- Прецедентное право состоит из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретает хаpaктер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел.
Рабочий лист 1. Текст. Устав князя Владимира Святославича «О десятинах и церковных людях»
1. Во имя отца, и сына, и святаго духа.
2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи
Володимер, сын Святославль, внук Игорев (и)
блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от
греческых цареи Констянтина и Василия и Фотея
патриарха, взях первого митрополита Михаила на
Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.
3. И по том летом минувшим, создах церковь святую
богородицю и дах десятину к ней во всей земли
Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с
торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е
всякаго стада и всякаго живота чюднои матери
божий и чудному Спасу.
4. И по том возрех в греческий номоканун и обретох
в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити
князю, ни бояром, ни судьям его.
5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими
детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту
и всем епископом.
6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род
мои в люди церковныя и во все суды.
7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по
свободам, где крестьяне суть.
8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред
богом, а митрополиту проклинати его сбором.
9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание,
умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о
животе, или о племени, или о сватовстве поимутся,
ведство, урекание узлы, зелье, еретичество,
зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи
бьетася, иже истяжются о задници.
10. Митрополнчи люди церковныи: игумен, игумениа,
(поп, попадья), поповичеве, чернец, черница,
дьякон, дьяконовая, проскурнии, а, пономарь,
вдовица, калика, стороник, задушныи человек,
прикладник, хромец, слепец , дьяк, и ви причетници
церковный.
11. Аще их кто внидет в вину, судити тех
митрополиту и епископом опрочи мирян.
Рабочий лист 2. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ
ЗАКОН РУССКИЙ
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за
(убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат,
или племянник со стороны сестры; если не будет
никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за
убитого; если (убитый) будет русин, гридин,
купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин,
то положить за него 40 гривен.
2. Если кто-либо будет избит до крови или до
синяков, то не искать этому человеку свидетелей;
если же на нем не будет никаких следов (побоев), то
пусть придут свидетели; если же не может
(привести свидетелей), то делу конец; если же за
себя не может мстить, то пусть возьмет себе с
виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему
да еще плату лекарю.
3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью,
чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12
гривен; если его не настигнут, то он платит, и на
этом дело кончается.
4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из
ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен
вознаграждения потерпевшему.
6. Если нога останется цела, (но) если начнет
хромать, тогда пусть смиряют (виноватого)
домочадцы (раненого).
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь
палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения
потерпевшему.
9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он
положит гривну.
10. Если же человек пихнет человека от себя или к
себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух
свидетелей; но если (побитый) будет варяг или
колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.
11. Если же челядин скроется у варяга или у
колбяга, а его в течение трех дней не вернут
(прежнему господину), то опознав его на третий
день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего
челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то
платить 3 гривны.
13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или
одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то
пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то
нельзя ему ее взять, говоря (при этом) "мое";
но пусть скажет: "Пойди на свод (выясним), где
взял ее"; если (тот) не пойдет, то пусть
(выставит) поручника, (что явится на свод) не
позднее пяти дней.
15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо
остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с
ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если
окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет
иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему
(т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3
гривны вознаграждения потерпевшему.
16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина,
захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого
он был куплен, а тот отправляется ко второму
(перекупщику), и когда дойдут до третьего, то
пусть скажет ему: "Ты мне отдай своего
челядина, а своих денег ищи при свидетеле".
18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит)
одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину)
получить (за это компенсацию) деньгами; если же,
что-нибудь сломав, попытается (сломанное)
возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько
(хозяин) дал при покупке этой вещи.
Рабочий лист 3. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА
ЭТА ГРАМОТА ВЫПИСАНА ИЗ ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА, И ИЗ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА, И ИЗО ВСЕХ ПРИПИСОК ПСКОВСКИХ ИСКОННЫХ ОБЫЧАЕВ, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ОТЦОВ СВОИХ ПОПОВ ВСЕХ ПЯТИ СОБОРОВ, И ИЕРОМОНАХОВ, И ДЬЯКОНОВ, И СВЯЩЕННИКОВ, И ВСЕГО БОЖЬЕГО ДУХОВЕНСТВА, ВСЕМ ПСКОВОМ НА ВЕЧЕ, В 1397 (1467?) ГОДУ.
Ст. 1. Вот дела, подлежащие княжескому суду.
Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани,
крытые войлоком, или воз, увязанный веревками,
или лодью, заделанную лубом, или если украдут
[хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или
сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи
подлежат княжескому суду, а пени [за каждый
указанный случай] взыскивается 9 денег. А за
разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города
Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и
в пользу князя и посадника – 4 деньги.Ст. 2 А
[псковскому] наместнику [новгородского]
архиепископа ведать свой суд, и дел, подлежащих
его суду, не разбирать [ни князю], ни городским
судьям; равным образом, наместник владыки не
должен вмешиваться в дела, подлежащие княжескому
суду.
Ст. 3.Посадник при возведении на свою должность
должен присягнуть в том, что судить ему
справедливо, по присяге, не пользоваться
городскими доходами, не мстить никому по вражде
своим судом, не потакать на суде, дружа по
родству, не наказывать правого, не миловать
виноватого, а без разбора никого не осудить ни на
суде [ни?] на вече.
Ст. 4. Князь и посадник не должны производить
суда на вече; судить им у князя в палатах,
справляясь с законом, согласно присяге. Если же
они не будут судить по закону, то да будет им бог
судьею на втором пришествии христове. А тайных
поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни
посаднику.
Ст. 5. Если кому-либо из княжеских слуг будет
назначено ехать в пригород в качестве
наместника, то он должен [перед отъездом]
присягнуть в том, что будет желать Пскову добра, а
судит пусть справедливо, по присяге. Если же ему,
ехать на какое-нибудь...
Ст. 6. Посадник, оставивший свою должность,
обязан сам закончить разбор [начатых им] судебных
и других дел, а его [239] преемнику, не
пересматривать вынесенных им судебных решений.
Ст. 7. Вора, совершившего кражу в Крому, конокрада,
изменника и поджигателя лишать жизни.
Ст. 8. Eсли будет совершена кража на посаде, то
дважды помиловать (не лишать жизни) виновного, а,
доказав преступление, наказать сообразно со
степенью вины; уличив же в третий раз, предать его
cмepтной казни, подобно вору, совершившему кражу
в Крому.
Ст. 10.В случае тяжбы о земле, неудобной для
обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся
стороны представят грамоты, по которым границы
смежных владений не сойдутся, так что одна земля
окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся
возьмут межевщиков, которые проведут им межи
владений по грамотам того и другого, а они,
явившись в суд, заявят, что этим межеванием
довольны, тогда дело решается судебным
поединком.
Ст. 11.А кто из тяжущихся одолеет своего
противника [на судебном поединке, тому присудить
спopную землю согласно его грамоте].
Ст. 12.Кто же из тяжущихся [потерпит на поединке
поражение со своими грамо]тами, тому в иске
отказать и грамоты его признать
недействительными, а выигравшему дело выдать на
спopную землю письменное определение суда
(правую грамоту); а судебных пошлин в пользу князя
и посадника и со всеми сотскими взыскать 10 денег.
Ст. 13.Если кто-либо будет требовать возврата
отчужденной земли по праву выкупа, а у ответчика
окажутся грамоты, свидетельствующие о давнем
владении, то дело решается по желанию
предъявителя таких грамот: он может вызвать
истца на судебный поединок или потребовать от
него присяги, что еще не истек срок выкупа,
установленный при отчуждении.
Ст. 15.Если после умершего останутся отец, или
мать, или сын, или брат, или сестра, или кто-нибудь
другой из близкой родни, то они могут и без
заклада или [формальной] записи искать друг на
друге, но не на чужих людях, как имущества,
отданного умершим кому-нибудь из них, так и
имущества, у него взятого кем-нибудь из них.
Ст. 16-17.О хранении. Если кто-нибудь, [уезжая в чужую
землю, или] во время пожара, или когда по грехам на
него поднимется народ, отдаст на хранение свое
имущество, а потом потребует его назад, а взявший
начнет отрицать [факт поклажи], в таком случае
истец должен заявить свой иск не позже одной
недели по риезде из чужой земли, по пожаре или
разграблении народом его дома; если ответчик
[по-прежнему] будет отказываться [от получения
имущества на хранение], то дело решается по его
желанию: хочет – сам примет присягу, или выйдет
на судебный поединок с истцом, или же положит y
креста [цену иска, предоставив присягнуть] истцу.
Ст. 18.Точно так же, если перехожий рабочий,
нанимающийся в сельской волости пахать землю или
пасти скот, возбудит иск о хранении или о хлебе,
то суд, расследовав дело, должен решить его по
желанию ответчика: хочет – сам примет присягу,
или выйдет на судебный поединок с истцом, или же
положит у креста [цену иска, предоставив
присягнуть истцу].
Ст. 19.Кто станет требовать отданного на хранение
имущества по доскам, без точного обозначения, по
старому обыкновению, искомых вещей, тот теряет
иск.
Рабочий лист 4. СУДЕБНИК 1497 ГОДА. Текст
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ
И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯ РОМ И ОКОЛНИЧИМ
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у
бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и
околничим, и диаком от суда и от печалованиа не
имати; також и всякому судне посула от суда не
имати никому. А судом не мстити, ни дружити
никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему
жалобников от себе не отсылати, а давали всемь
лсалобником управа в усемь, которымь пригоже. А
которого жалобника а непригоже управити, и то
скаэати великому князю, или к тому его послаги,
которому которые люди приказаны ведати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела
на виноватом, кто будет виноват, ищеа или
ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а
диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или
ниже, и боярину имати по тому расчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля
не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому
расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь
денег; а околничему, и диаку, и неделшиком пошлин
полевых нет.
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку
имати по тому ж расчету пошлины свои; а
околничему четверть и диаку четыре алтыны з
денгою, а неделщику четверть, да неделщ.ику ж
вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и
боярину с диакомъ взяты на убитом противень
противу исцева; а околничему полтина, а диаку
четверть, а неделшику полтина да неделщику ж
вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево
доправити; да околничему на убитом полтина да
доспех, а диаку четверть, а неделшику полтина, да
неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни
и в продажи боярину и диаку.
8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой,
или душегубство, или ябедничество, или иное какое
лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того
велети казнити cмepтною казнью, а исцево велети
доправити изь его статка, а что ся у статка
останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А
противень и продажа боярину и диаку делити:
боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет
у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и
боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а
велети его казнити cмepтною казнию тиуну
великого князя московскому да дворскому.
10. О ТАТЕХ. А которого татя поймают с какою татбою
ни буди впервые, опроче церковные татбы и
головные, а в мной тагбе в прежней довода на него
не будет, ино его казнити торговою казнию, бити
кнутием да исцево на нем доправя, да судке его
продати. А не будет у того татя статка, чем исцево
заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его
выдать въ его гибели головою на продажю, а судье
не имати ничего на нем.
11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его
казнити cмepтною казнию, а исцево заплатити изь
его статка, а досталъ его статка судье. А не будет
у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в
гибели не выдати, казнити его cмepтною казнью.
На доске. Проверка заполнения таблицы и линии времени.
Подводя итог занятия показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве (см. Приложение 1). Таким образом государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
Список источников:
- http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1708
- http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010973/1010973a1.htm
- http://www.exlege.ru/rlaw/history/detail.php?ID=922
- http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm
- Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
- Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984.
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии.
...
09 08 2022 9:16:12
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
08 08 2022 21:34:51
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
07 08 2022 15:34:40
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
06 08 2022 3:46:27
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
05 08 2022 2:10:28
Представлен конспект модульного урока истории в 11-м классе по теме: "Российская революция 1917 год. Октябрь".
Модульный урок дает возможность учащимся усвоить новые знания на доступном для них уровне, когда сам ученик выбирает те задания, которые он выполняет. Обязательным условием проведения модульного урока предоставление каждому ученику отпечатанного материала и учебных пособий. Модульное обучение является одним из способов активизации деятельности учащихся....
04 08 2022 8:41:36
Урок знакомит учащихся с историей наших далеких предков – восточных славян. На уроке идет активная работа с историческими источниками, опережающим заданием, игрой, закреплением материала в форме тестов....
03 08 2022 17:15:18
В статье предложен сценарий викторины, проводившейся в рамках предметной декады по истории. Предложены различные виды заданий и вопросов.
После проведения викторины подводятся итоги мероприятия, объявляются победители, награждаются поощрительными призами участники.
...
02 08 2022 23:18:49
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию.
...
01 08 2022 13:35:49
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
31 07 2022 13:46:10
Урок граждановедения для 5-го класса. Курс "Основы граждановедения" - социально ориентирован, подготавливает ребенка к жизни в обществе. Поэтому основная задача урока граждановедения - формирование гражданского сознания и поведения ученика. На уроке использовано сочетание традиционной, игровой, компьютерной технологий. Ученики при помощи работы с документами, инсценировок, дополнительной литературы узнают функции правоохранительных органов, историю судов и делают выводы о справедливости современного суда.
...
30 07 2022 5:35:23
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
29 07 2022 11:21:25
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме.
...
28 07 2022 15:42:48
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
27 07 2022 8:14:48
Мероприятие способствует обобщению и углублению знаний учащихся, полученных на уроках истории, ОБЖ; развитию спортивного азapта, творчества. На занятии реализуется идея самоуправления, расширяется кругозор учащихся....
26 07 2022 17:35:28
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
25 07 2022 10:46:19
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
24 07 2022 19:11:56
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
23 07 2022 5:34:42
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
22 07 2022 23:13:32
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
21 07 2022 13:55:33
Автор обсуждает с учащимися высказывание А.Сент-Экзюпери "Единственная роскошь в мире ‒ это роскошь человеческого общения". Учащиеся формулируют тему урока и составляют план урока. Рассматривают понятие "общение" в составлении кластера и работе со словарями. Знакомятся со способами общения по учебнику и на пpaктике применяют вербальное и невербальное общение. Формулируют по группам правила общения с разными социальными группами. В конце урока подводятся итоги....
20 07 2022 3:36:58
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
19 07 2022 9:27:37
Вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план.
На уроке идёт творческий процесс осознания роли и значимости формирования гражданского общества в нашем государстве....
18 07 2022 9:47:13
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
17 07 2022 21:46:53
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
16 07 2022 23:29:59
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
15 07 2022 9:40:43
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
14 07 2022 7:22:54
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
13 07 2022 9:14:19
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
12 07 2022 7:24:39
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
11 07 2022 6:50:47
Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....
10 07 2022 2:57:29
В работе главный акцент делается на такие понятия, как "разделение властей" и "система выборов" в РФ по Конституции 1993 г. Занятия (или уроки) проводятся в интеpaктивном режиме, с применением новейших методов активного обучения, способствующих взаимопониманию, демократизации и самоутверждению учащихся....
09 07 2022 4:44:54
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
08 07 2022 20:19:36
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
07 07 2022 23:31:53
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
06 07 2022 20:15:55
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
05 07 2022 1:19:45
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
04 07 2022 17:54:26
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
03 07 2022 5:54:27
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
02 07 2022 7:54:26
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
01 07 2022 11:45:43
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
30 06 2022 23:37:33
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
29 06 2022 22:44:13

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
28 06 2022 14:54:43
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
27 06 2022 15:26:39

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
26 06 2022 2:20:16
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
25 06 2022 9:55:51
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
24 06 2022 9:19:24
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
23 06 2022 10:57:46
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
22 06 2022 17:50:20
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
21 06 2022 16:48:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::