Разработка факультативного занятия по истории по теме "Формирование правовых норм Русского государства в X–XI вв."
Цели и задачи:
- Развивать способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
- Развивать способности учащихся теоретически применять исторические знания.
- Изучить пути складывания правовых норм и показать, как по мере развития феодальных отношений и становления российской государственности развиваются правовые нормы.
- Доказать, что государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, а право не может существовать без государства, так как государство санкционирует правовые нормы.
Основные понятия: государство, признаки государства, право, правовые нормы, обычай, обычное право, прецедент, правотворчество государства, закон.
Оборудование: карты «Киевская Русь IX–XII вв.», «Образование централизованного государства XIV–XV в.», таблица «Пути формирования правовых норм», исторические источники: Устав Владимира I, Краткая «Русская правда», ст. 1–21 Псковской судной грамоты, ст. 1–11 Судебника 1497 г.
Вид урока: Пpaктическое занятие на основе исследовательской деятельности. Этап тематического блока (конкретизация и углубление знаний и умений).
Эпиграф:
«Исследовать –
1. Подвергнуть научному изучению.
2. Осмотреть для выяснения, изучения
чего-нибудь»
С. Ожегов «Словарь русского языка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Право как социальный институт возникает
пpaктически вместе с государством, ибо во многом
они призваны обеспечивать эффективность друг
друга. Возникновение права – следствие
усложнения социальных связей. Выделение
личности, интересы которой мало совпадают с
интересами рода приводит к тому, что обычаи и
традиции самодостаточные для разрешения
конфликтов в эпоху родовую с усложнением
общественной жизни уже не могли выступать
всеобъемлющими регуляторами общественной жизни.
Подобную функцию берет на себя публичная
власть, постепенно обособившаяся, поднявшаяся
над обществом.
Нам необходимо, проанализировав исторические
источники, выяснить каким путем шло
становление данной правовой нормы, показать,что
нормативные акты имеют временные,
прострaнcтвенные и субъективные пределы своего
функционирования.
Задание всем учащимся: нарисуйте линию развития русского законодательства. Над линией времени помещайте название юридического памятника, а под линией указывайте год, век или хронологический промежуток, когда он был создан.
Работа в группах с источниками
1 группа: Анализ Устава князя
Владимира Святославовича «О десятинах, судах и
людях церковных».
2 группа: Анализ статей Краткой «Русской
правды».
3 группа: Анализ статей Псковской
судной грамоты.
4 группа:. Анализ статей Судебника 1497 г.
(ст. 1–11)
Пути формирования правовых норм
Источники права |
Обычное право |
Правотворчество государства |
Прецедентное право |
Устав Владимира I «Русская правда» Псковская судная грамота Судебник 1497 г. |
Опережающее задание: подготовить историческую справку об Уставе Владимира I, «Русской правде», Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 г.(см. Приложение 1).
Задача: Проанализировав документ, показать пути формирования правовых норм. (Заполнить таблицу)Доказать, что существенные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства требовали дополнительных актов, регулирующих правовые отношения.В каких статьях документа мы видим, что
- Происходит перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства.
- Правотворчество государства выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов и т.п.)
- Прецедентное право состоит из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретает хаpaктер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел.
Рабочий лист 1. Текст. Устав князя Владимира Святославича «О десятинах и церковных людях»
1. Во имя отца, и сына, и святаго духа.
2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи
Володимер, сын Святославль, внук Игорев (и)
блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от
греческых цареи Констянтина и Василия и Фотея
патриарха, взях первого митрополита Михаила на
Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.
3. И по том летом минувшим, создах церковь святую
богородицю и дах десятину к ней во всей земли
Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с
торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е
всякаго стада и всякаго живота чюднои матери
божий и чудному Спасу.
4. И по том возрех в греческий номоканун и обретох
в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити
князю, ни бояром, ни судьям его.
5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими
детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту
и всем епископом.
6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род
мои в люди церковныя и во все суды.
7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по
свободам, где крестьяне суть.
8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред
богом, а митрополиту проклинати его сбором.
9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание,
умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о
животе, или о племени, или о сватовстве поимутся,
ведство, урекание узлы, зелье, еретичество,
зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи
бьетася, иже истяжются о задници.
10. Митрополнчи люди церковныи: игумен, игумениа,
(поп, попадья), поповичеве, чернец, черница,
дьякон, дьяконовая, проскурнии, а, пономарь,
вдовица, калика, стороник, задушныи человек,
прикладник, хромец, слепец , дьяк, и ви причетници
церковный.
11. Аще их кто внидет в вину, судити тех
митрополиту и епископом опрочи мирян.
Рабочий лист 2. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ
ЗАКОН РУССКИЙ
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за
(убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат,
или племянник со стороны сестры; если не будет
никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за
убитого; если (убитый) будет русин, гридин,
купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин,
то положить за него 40 гривен.
2. Если кто-либо будет избит до крови или до
синяков, то не искать этому человеку свидетелей;
если же на нем не будет никаких следов (побоев), то
пусть придут свидетели; если же не может
(привести свидетелей), то делу конец; если же за
себя не может мстить, то пусть возьмет себе с
виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему
да еще плату лекарю.
3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью,
чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12
гривен; если его не настигнут, то он платит, и на
этом дело кончается.
4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из
ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен
вознаграждения потерпевшему.
6. Если нога останется цела, (но) если начнет
хромать, тогда пусть смиряют (виноватого)
домочадцы (раненого).
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь
палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения
потерпевшему.
9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он
положит гривну.
10. Если же человек пихнет человека от себя или к
себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух
свидетелей; но если (побитый) будет варяг или
колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.
11. Если же челядин скроется у варяга или у
колбяга, а его в течение трех дней не вернут
(прежнему господину), то опознав его на третий
день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего
челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то
платить 3 гривны.
13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или
одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то
пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то
нельзя ему ее взять, говоря (при этом) "мое";
но пусть скажет: "Пойди на свод (выясним), где
взял ее"; если (тот) не пойдет, то пусть
(выставит) поручника, (что явится на свод) не
позднее пяти дней.
15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо
остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с
ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если
окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет
иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему
(т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3
гривны вознаграждения потерпевшему.
16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина,
захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого
он был куплен, а тот отправляется ко второму
(перекупщику), и когда дойдут до третьего, то
пусть скажет ему: "Ты мне отдай своего
челядина, а своих денег ищи при свидетеле".
18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит)
одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину)
получить (за это компенсацию) деньгами; если же,
что-нибудь сломав, попытается (сломанное)
возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько
(хозяин) дал при покупке этой вещи.
Рабочий лист 3. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА
ЭТА ГРАМОТА ВЫПИСАНА ИЗ ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА, И ИЗ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА, И ИЗО ВСЕХ ПРИПИСОК ПСКОВСКИХ ИСКОННЫХ ОБЫЧАЕВ, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ОТЦОВ СВОИХ ПОПОВ ВСЕХ ПЯТИ СОБОРОВ, И ИЕРОМОНАХОВ, И ДЬЯКОНОВ, И СВЯЩЕННИКОВ, И ВСЕГО БОЖЬЕГО ДУХОВЕНСТВА, ВСЕМ ПСКОВОМ НА ВЕЧЕ, В 1397 (1467?) ГОДУ.
Ст. 1. Вот дела, подлежащие княжескому суду.
Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани,
крытые войлоком, или воз, увязанный веревками,
или лодью, заделанную лубом, или если украдут
[хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или
сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи
подлежат княжескому суду, а пени [за каждый
указанный случай] взыскивается 9 денег. А за
разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города
Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и
в пользу князя и посадника – 4 деньги.Ст. 2 А
[псковскому] наместнику [новгородского]
архиепископа ведать свой суд, и дел, подлежащих
его суду, не разбирать [ни князю], ни городским
судьям; равным образом, наместник владыки не
должен вмешиваться в дела, подлежащие княжескому
суду.
Ст. 3.Посадник при возведении на свою должность
должен присягнуть в том, что судить ему
справедливо, по присяге, не пользоваться
городскими доходами, не мстить никому по вражде
своим судом, не потакать на суде, дружа по
родству, не наказывать правого, не миловать
виноватого, а без разбора никого не осудить ни на
суде [ни?] на вече.
Ст. 4. Князь и посадник не должны производить
суда на вече; судить им у князя в палатах,
справляясь с законом, согласно присяге. Если же
они не будут судить по закону, то да будет им бог
судьею на втором пришествии христове. А тайных
поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни
посаднику.
Ст. 5. Если кому-либо из княжеских слуг будет
назначено ехать в пригород в качестве
наместника, то он должен [перед отъездом]
присягнуть в том, что будет желать Пскову добра, а
судит пусть справедливо, по присяге. Если же ему,
ехать на какое-нибудь...
Ст. 6. Посадник, оставивший свою должность,
обязан сам закончить разбор [начатых им] судебных
и других дел, а его [239] преемнику, не
пересматривать вынесенных им судебных решений.
Ст. 7. Вора, совершившего кражу в Крому, конокрада,
изменника и поджигателя лишать жизни.
Ст. 8. Eсли будет совершена кража на посаде, то
дважды помиловать (не лишать жизни) виновного, а,
доказав преступление, наказать сообразно со
степенью вины; уличив же в третий раз, предать его
cмepтной казни, подобно вору, совершившему кражу
в Крому.
Ст. 10.В случае тяжбы о земле, неудобной для
обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся
стороны представят грамоты, по которым границы
смежных владений не сойдутся, так что одна земля
окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся
возьмут межевщиков, которые проведут им межи
владений по грамотам того и другого, а они,
явившись в суд, заявят, что этим межеванием
довольны, тогда дело решается судебным
поединком.
Ст. 11.А кто из тяжущихся одолеет своего
противника [на судебном поединке, тому присудить
спopную землю согласно его грамоте].
Ст. 12.Кто же из тяжущихся [потерпит на поединке
поражение со своими грамо]тами, тому в иске
отказать и грамоты его признать
недействительными, а выигравшему дело выдать на
спopную землю письменное определение суда
(правую грамоту); а судебных пошлин в пользу князя
и посадника и со всеми сотскими взыскать 10 денег.
Ст. 13.Если кто-либо будет требовать возврата
отчужденной земли по праву выкупа, а у ответчика
окажутся грамоты, свидетельствующие о давнем
владении, то дело решается по желанию
предъявителя таких грамот: он может вызвать
истца на судебный поединок или потребовать от
него присяги, что еще не истек срок выкупа,
установленный при отчуждении.
Ст. 15.Если после умершего останутся отец, или
мать, или сын, или брат, или сестра, или кто-нибудь
другой из близкой родни, то они могут и без
заклада или [формальной] записи искать друг на
друге, но не на чужих людях, как имущества,
отданного умершим кому-нибудь из них, так и
имущества, у него взятого кем-нибудь из них.
Ст. 16-17.О хранении. Если кто-нибудь, [уезжая в чужую
землю, или] во время пожара, или когда по грехам на
него поднимется народ, отдаст на хранение свое
имущество, а потом потребует его назад, а взявший
начнет отрицать [факт поклажи], в таком случае
истец должен заявить свой иск не позже одной
недели по риезде из чужой земли, по пожаре или
разграблении народом его дома; если ответчик
[по-прежнему] будет отказываться [от получения
имущества на хранение], то дело решается по его
желанию: хочет – сам примет присягу, или выйдет
на судебный поединок с истцом, или же положит y
креста [цену иска, предоставив присягнуть] истцу.
Ст. 18.Точно так же, если перехожий рабочий,
нанимающийся в сельской волости пахать землю или
пасти скот, возбудит иск о хранении или о хлебе,
то суд, расследовав дело, должен решить его по
желанию ответчика: хочет – сам примет присягу,
или выйдет на судебный поединок с истцом, или же
положит у креста [цену иска, предоставив
присягнуть истцу].
Ст. 19.Кто станет требовать отданного на хранение
имущества по доскам, без точного обозначения, по
старому обыкновению, искомых вещей, тот теряет
иск.
Рабочий лист 4. СУДЕБНИК 1497 ГОДА. Текст
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ
И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯ РОМ И ОКОЛНИЧИМ
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у
бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и
околничим, и диаком от суда и от печалованиа не
имати; також и всякому судне посула от суда не
имати никому. А судом не мстити, ни дружити
никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему
жалобников от себе не отсылати, а давали всемь
лсалобником управа в усемь, которымь пригоже. А
которого жалобника а непригоже управити, и то
скаэати великому князю, или к тому его послаги,
которому которые люди приказаны ведати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела
на виноватом, кто будет виноват, ищеа или
ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а
диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или
ниже, и боярину имати по тому расчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля
не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому
расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь
денег; а околничему, и диаку, и неделшиком пошлин
полевых нет.
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку
имати по тому ж расчету пошлины свои; а
околничему четверть и диаку четыре алтыны з
денгою, а неделщику четверть, да неделщ.ику ж
вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и
боярину с диакомъ взяты на убитом противень
противу исцева; а околничему полтина, а диаку
четверть, а неделшику полтина да неделщику ж
вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево
доправити; да околничему на убитом полтина да
доспех, а диаку четверть, а неделшику полтина, да
неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни
и в продажи боярину и диаку.
8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой,
или душегубство, или ябедничество, или иное какое
лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того
велети казнити cмepтною казнью, а исцево велети
доправити изь его статка, а что ся у статка
останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А
противень и продажа боярину и диаку делити:
боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет
у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и
боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а
велети его казнити cмepтною казнию тиуну
великого князя московскому да дворскому.
10. О ТАТЕХ. А которого татя поймают с какою татбою
ни буди впервые, опроче церковные татбы и
головные, а в мной тагбе в прежней довода на него
не будет, ино его казнити торговою казнию, бити
кнутием да исцево на нем доправя, да судке его
продати. А не будет у того татя статка, чем исцево
заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его
выдать въ его гибели головою на продажю, а судье
не имати ничего на нем.
11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его
казнити cмepтною казнию, а исцево заплатити изь
его статка, а досталъ его статка судье. А не будет
у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в
гибели не выдати, казнити его cмepтною казнью.
На доске. Проверка заполнения таблицы и линии времени.
Подводя итог занятия показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве (см. Приложение 1). Таким образом государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
Список источников:
- http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1708
- http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010973/1010973a1.htm
- http://www.exlege.ru/rlaw/history/detail.php?ID=922
- http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm
- Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
- Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 13:58:41
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 3:41:33
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 12:56:10
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 3:30:50
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 4:46:55
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 21:20:27
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 1:27:37
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 0:20:13
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 21:12:28
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 4:16:19
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 14:30:13
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 16:36:58
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 7:58:14
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 10:39:15
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 3:12:15
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 16:36:33
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 3:35:41
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 18:56:12
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 0:46:20
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 7:38:26
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 12:41:52
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 18:35:50
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 4:38:57
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 4:51:51
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 21:50:25
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 10:18:39
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 17:44:33
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 10:42:27
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 18:27:16
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 17:48:35
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 7:38:40
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 22:52:35
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 14:20:38
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 2:46:40
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 9:21:38
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 2:45:10
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 3:24:10
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 6:20:32
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 8:22:21
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 11:27:31
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 19:33:31
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 18:47:42
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 12:49:38
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 10:57:10
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 13:33:46
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 18:57:41
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 18:24:14
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 2:11:10
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 13:44:45
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 10:27:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::