Разработка факультативного занятия по истории по теме "Формирование правовых норм Русского государства в X–XI вв."
Цели и задачи:
- Развивать способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа.
- Развивать способности учащихся теоретически применять исторические знания.
- Изучить пути складывания правовых норм и показать, как по мере развития феодальных отношений и становления российской государственности развиваются правовые нормы.
- Доказать, что государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, а право не может существовать без государства, так как государство санкционирует правовые нормы.
Основные понятия: государство, признаки государства, право, правовые нормы, обычай, обычное право, прецедент, правотворчество государства, закон.
Оборудование: карты «Киевская Русь IX–XII вв.», «Образование централизованного государства XIV–XV в.», таблица «Пути формирования правовых норм», исторические источники: Устав Владимира I, Краткая «Русская правда», ст. 1–21 Псковской судной грамоты, ст. 1–11 Судебника 1497 г.
Вид урока: Пpaктическое занятие на основе исследовательской деятельности. Этап тематического блока (конкретизация и углубление знаний и умений).
Эпиграф:
«Исследовать –
1. Подвергнуть научному изучению.
2. Осмотреть для выяснения, изучения
чего-нибудь»
С. Ожегов «Словарь русского языка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Право как социальный институт возникает
пpaктически вместе с государством, ибо во многом
они призваны обеспечивать эффективность друг
друга. Возникновение права – следствие
усложнения социальных связей. Выделение
личности, интересы которой мало совпадают с
интересами рода приводит к тому, что обычаи и
традиции самодостаточные для разрешения
конфликтов в эпоху родовую с усложнением
общественной жизни уже не могли выступать
всеобъемлющими регуляторами общественной жизни.
Подобную функцию берет на себя публичная
власть, постепенно обособившаяся, поднявшаяся
над обществом.
Нам необходимо, проанализировав исторические
источники, выяснить каким путем шло
становление данной правовой нормы, показать,что
нормативные акты имеют временные,
прострaнcтвенные и субъективные пределы своего
функционирования.
Задание всем учащимся: нарисуйте линию развития русского законодательства. Над линией времени помещайте название юридического памятника, а под линией указывайте год, век или хронологический промежуток, когда он был создан.
Работа в группах с источниками
1 группа: Анализ Устава князя
Владимира Святославовича «О десятинах, судах и
людях церковных».
2 группа: Анализ статей Краткой «Русской
правды».
3 группа: Анализ статей Псковской
судной грамоты.
4 группа:. Анализ статей Судебника 1497 г.
(ст. 1–11)
Пути формирования правовых норм
Источники права |
Обычное право |
Правотворчество государства |
Прецедентное право |
Устав Владимира I «Русская правда» Псковская судная грамота Судебник 1497 г. |
Опережающее задание: подготовить историческую справку об Уставе Владимира I, «Русской правде», Псковской судной грамоте, Судебнике 1497 г.(см. Приложение 1).
Задача: Проанализировав документ, показать пути формирования правовых норм. (Заполнить таблицу)Доказать, что существенные изменения в общественно-политической и экономической жизни государства требовали дополнительных актов, регулирующих правовые отношения.В каких статьях документа мы видим, что
- Происходит перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства.
- Правотворчество государства выражается в издании специальных документов – нормативных актов (законов, указов и т.п.)
- Прецедентное право состоит из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретает хаpaктер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел.
Рабочий лист 1. Текст. Устав князя Владимира Святославича «О десятинах и церковных людях»
1. Во имя отца, и сына, и святаго духа.
2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи
Володимер, сын Святославль, внук Игорев (и)
блаженыя Ольгы, усприал есмь крещение святое от
греческых цареи Констянтина и Василия и Фотея
патриарха, взях первого митрополита Михаила на
Киев и на всю Русь, иже крести всю землю Рускую.
3. И по том летом минувшим, создах церковь святую
богородицю и дах десятину к ней во всей земли
Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с
торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10-е
всякаго стада и всякаго живота чюднои матери
божий и чудному Спасу.
4. И по том возрех в греческий номоканун и обретох
в нем, юже не подобает сих тяжь и судов судити
князю, ни бояром, ни судьям его.
5. И сгадав аз со своею княгиною Анною и со своими
детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту
и всем епископом.
6. А ты не ступають ни дети мои, ни внуци мои, ни род
мои в люди церковныя и во все суды.
7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по
свободам, где крестьяне суть.
8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред
богом, а митрополиту проклинати его сбором.
9. Дал есмь: роспусты, смильное, заставание,
умыкание, пошибание, промежи мужем и женою о
животе, или о племени, или о сватовстве поимутся,
ведство, урекание узлы, зелье, еретичество,
зубоядение, иже отца и матерь бьют, или сын и дочи
бьетася, иже истяжются о задници.
10. Митрополнчи люди церковныи: игумен, игумениа,
(поп, попадья), поповичеве, чернец, черница,
дьякон, дьяконовая, проскурнии, а, пономарь,
вдовица, калика, стороник, задушныи человек,
прикладник, хромец, слепец , дьяк, и ви причетници
церковный.
11. Аще их кто внидет в вину, судити тех
митрополиту и епископом опрочи мирян.
Рабочий лист 2. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ
ЗАКОН РУССКИЙ
1. Если человек убьет человека, то мстит брат за
(убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат,
или племянник со стороны сестры; если не будет
никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за
убитого; если (убитый) будет русин, гридин,
купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин,
то положить за него 40 гривен.
2. Если кто-либо будет избит до крови или до
синяков, то не искать этому человеку свидетелей;
если же на нем не будет никаких следов (побоев), то
пусть придут свидетели; если же не может
(привести свидетелей), то делу конец; если же за
себя не может мстить, то пусть возьмет себе с
виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему
да еще плату лекарю.
3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью,
чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12
гривен; если его не настигнут, то он платит, и на
этом дело кончается.
4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из
ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен
вознаграждения потерпевшему.
6. Если нога останется цела, (но) если начнет
хромать, тогда пусть смиряют (виноватого)
домочадцы (раненого).
7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь
палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения
потерпевшему.
9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он
положит гривну.
10. Если же человек пихнет человека от себя или к
себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух
свидетелей; но если (побитый) будет варяг или
колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.
11. Если же челядин скроется у варяга или у
колбяга, а его в течение трех дней не вернут
(прежнему господину), то опознав его на третий
день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего
челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то
платить 3 гривны.
13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или
одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то
пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны
вознаграждения потерпевшему.
14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то
нельзя ему ее взять, говоря (при этом) "мое";
но пусть скажет: "Пойди на свод (выясним), где
взял ее"; если (тот) не пойдет, то пусть
(выставит) поручника, (что явится на свод) не
позднее пяти дней.
15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо
остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с
ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если
окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет
иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему
(т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3
гривны вознаграждения потерпевшему.
16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина,
захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого
он был куплен, а тот отправляется ко второму
(перекупщику), и когда дойдут до третьего, то
пусть скажет ему: "Ты мне отдай своего
челядина, а своих денег ищи при свидетеле".
18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит)
одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину)
получить (за это компенсацию) деньгами; если же,
что-нибудь сломав, попытается (сломанное)
возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько
(хозяин) дал при покупке этой вещи.
Рабочий лист 3. ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА
ЭТА ГРАМОТА ВЫПИСАНА ИЗ ГРАМОТЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА, И ИЗ ГРАМОТЫ КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА, И ИЗО ВСЕХ ПРИПИСОК ПСКОВСКИХ ИСКОННЫХ ОБЫЧАЕВ, ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ОТЦОВ СВОИХ ПОПОВ ВСЕХ ПЯТИ СОБОРОВ, И ИЕРОМОНАХОВ, И ДЬЯКОНОВ, И СВЯЩЕННИКОВ, И ВСЕГО БОЖЬЕГО ДУХОВЕНСТВА, ВСЕМ ПСКОВОМ НА ВЕЧЕ, В 1397 (1467?) ГОДУ.
Ст. 1. Вот дела, подлежащие княжескому суду.
Если обокрадут кладовую из-под замка, или сани,
крытые войлоком, или воз, увязанный веревками,
или лодью, заделанную лубом, или если украдут
[хлеб?] из ямы, или скот [из запертого хлева?], или
сено из непочатого стога, то все эти случаи кражи
подлежат княжескому суду, а пени [за каждый
указанный случай] взыскивается 9 денег. А за
разбой, нападение, грабеж [пени в пользу города
Пскова?] – 70 (9?) гривен, в пользу князя – 19 денег и
в пользу князя и посадника – 4 деньги.Ст. 2 А
[псковскому] наместнику [новгородского]
архиепископа ведать свой суд, и дел, подлежащих
его суду, не разбирать [ни князю], ни городским
судьям; равным образом, наместник владыки не
должен вмешиваться в дела, подлежащие княжескому
суду.
Ст. 3.Посадник при возведении на свою должность
должен присягнуть в том, что судить ему
справедливо, по присяге, не пользоваться
городскими доходами, не мстить никому по вражде
своим судом, не потакать на суде, дружа по
родству, не наказывать правого, не миловать
виноватого, а без разбора никого не осудить ни на
суде [ни?] на вече.
Ст. 4. Князь и посадник не должны производить
суда на вече; судить им у князя в палатах,
справляясь с законом, согласно присяге. Если же
они не будут судить по закону, то да будет им бог
судьею на втором пришествии христове. А тайных
поборов [с тяжущихся] не брать ни князю, ни
посаднику.
Ст. 5. Если кому-либо из княжеских слуг будет
назначено ехать в пригород в качестве
наместника, то он должен [перед отъездом]
присягнуть в том, что будет желать Пскову добра, а
судит пусть справедливо, по присяге. Если же ему,
ехать на какое-нибудь...
Ст. 6. Посадник, оставивший свою должность,
обязан сам закончить разбор [начатых им] судебных
и других дел, а его [239] преемнику, не
пересматривать вынесенных им судебных решений.
Ст. 7. Вора, совершившего кражу в Крому, конокрада,
изменника и поджигателя лишать жизни.
Ст. 8. Eсли будет совершена кража на посаде, то
дважды помиловать (не лишать жизни) виновного, а,
доказав преступление, наказать сообразно со
степенью вины; уличив же в третий раз, предать его
cмepтной казни, подобно вору, совершившему кражу
в Крому.
Ст. 10.В случае тяжбы о земле, неудобной для
обработки (земле под лесом), если обе тяжущиеся
стороны представят грамоты, по которым границы
смежных владений не сойдутся, так что одна земля
окажется в межах обоих владельцев, и тяжущиеся
возьмут межевщиков, которые проведут им межи
владений по грамотам того и другого, а они,
явившись в суд, заявят, что этим межеванием
довольны, тогда дело решается судебным
поединком.
Ст. 11.А кто из тяжущихся одолеет своего
противника [на судебном поединке, тому присудить
спopную землю согласно его грамоте].
Ст. 12.Кто же из тяжущихся [потерпит на поединке
поражение со своими грамо]тами, тому в иске
отказать и грамоты его признать
недействительными, а выигравшему дело выдать на
спopную землю письменное определение суда
(правую грамоту); а судебных пошлин в пользу князя
и посадника и со всеми сотскими взыскать 10 денег.
Ст. 13.Если кто-либо будет требовать возврата
отчужденной земли по праву выкупа, а у ответчика
окажутся грамоты, свидетельствующие о давнем
владении, то дело решается по желанию
предъявителя таких грамот: он может вызвать
истца на судебный поединок или потребовать от
него присяги, что еще не истек срок выкупа,
установленный при отчуждении.
Ст. 15.Если после умершего останутся отец, или
мать, или сын, или брат, или сестра, или кто-нибудь
другой из близкой родни, то они могут и без
заклада или [формальной] записи искать друг на
друге, но не на чужих людях, как имущества,
отданного умершим кому-нибудь из них, так и
имущества, у него взятого кем-нибудь из них.
Ст. 16-17.О хранении. Если кто-нибудь, [уезжая в чужую
землю, или] во время пожара, или когда по грехам на
него поднимется народ, отдаст на хранение свое
имущество, а потом потребует его назад, а взявший
начнет отрицать [факт поклажи], в таком случае
истец должен заявить свой иск не позже одной
недели по риезде из чужой земли, по пожаре или
разграблении народом его дома; если ответчик
[по-прежнему] будет отказываться [от получения
имущества на хранение], то дело решается по его
желанию: хочет – сам примет присягу, или выйдет
на судебный поединок с истцом, или же положит y
креста [цену иска, предоставив присягнуть] истцу.
Ст. 18.Точно так же, если перехожий рабочий,
нанимающийся в сельской волости пахать землю или
пасти скот, возбудит иск о хранении или о хлебе,
то суд, расследовав дело, должен решить его по
желанию ответчика: хочет – сам примет присягу,
или выйдет на судебный поединок с истцом, или же
положит у креста [цену иска, предоставив
присягнуть истцу].
Ст. 19.Кто станет требовать отданного на хранение
имущества по доскам, без точного обозначения, по
старому обыкновению, искомых вещей, тот теряет
иск.
Рабочий лист 4. СУДЕБНИК 1497 ГОДА. Текст
ЛЕТА 7006-ГО МЕСЯЦА СЕПТЕМВРИА УЛОЖИЛ КНЯЗЬ
ВЕЛИКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ВСЕЯ РУСИ С ДЕТМИ СВОИМИ
И С БОЯРЫ О СУДЕ, КАК СУДИТ И БОЯ РОМ И ОКОЛНИЧИМ
1. Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у
бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и
околничим, и диаком от суда и от печалованиа не
имати; також и всякому судне посула от суда не
имати никому. А судом не мстити, ни дружити
никому.
2. А каков жалобник к боярину приидет, и ему
жалобников от себе не отсылати, а давали всемь
лсалобником управа в усемь, которымь пригоже. А
которого жалобника а непригоже управити, и то
скаэати великому князю, или к тому его послаги,
которому которые люди приказаны ведати.
3. А имати боярину и диаку в суде от рублевого дела
на виноватом, кто будет виноват, ищеа или
ответчик, и боярину на виноватом два алтына, а
диаку осмь денег. А будеть дело выше рубля или
ниже, и боярину имати по тому расчету.
4. О ПОЛЕВЫХ ПОШЛИНАХ. А досудятся до поля, а у поля
не стояв, помиряться, и боярину и диаку по тому
расчету боярину с рубля два алтына, а диаку осмь
денег; а околничему, и диаку, и неделшиком пошлин
полевых нет.
5. А у поля стояв помирятся, и боярину и диаку
имати по тому ж расчету пошлины свои; а
околничему четверть и диаку четыре алтыны з
денгою, а неделщику четверть, да неделщ.ику ж
вязчего два алтына.
6. А побиются на поли в заемном деле или в бою, и
боярину с диакомъ взяты на убитом противень
противу исцева; а околничему полтина, а диаку
четверть, а неделшику полтина да неделщику ж
вясчего 4 алтыны.
7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве,
или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево
доправити; да околничему на убитом полтина да
доспех, а диаку четверть, а неделшику полтина, да
неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни
и в продажи боярину и диаку.
8. А ТАТБЕ. А доведуть на кого татбу, или разбой,
или душегубство, или ябедничество, или иное какое
лихое дело, и будет ведомой лихой, и боярину того
велети казнити cмepтною казнью, а исцево велети
доправити изь его статка, а что ся у статка
останеть, ино то боярину и диаку имати себе. А
противень и продажа боярину и диаку делити:
боярину два алтына, а диаку осмь денег. А не будет
у которого лихого статка, чем исцево заплатити, и
боярину лихого истцу вь его гыбели не выдати, а
велети его казнити cмepтною казнию тиуну
великого князя московскому да дворскому.
10. О ТАТЕХ. А которого татя поймают с какою татбою
ни буди впервые, опроче церковные татбы и
головные, а в мной тагбе в прежней довода на него
не будет, ино его казнити торговою казнию, бити
кнутием да исцево на нем доправя, да судке его
продати. А не будет у того татя статка, чем исцево
заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его
выдать въ его гибели головою на продажю, а судье
не имати ничего на нем.
11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его
казнити cмepтною казнию, а исцево заплатити изь
его статка, а досталъ его статка судье. А не будет
у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в
гибели не выдати, казнити его cмepтною казнью.
На доске. Проверка заполнения таблицы и линии времени.
Подводя итог занятия показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве (см. Приложение 1). Таким образом государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
Список источников:
- http://www.humanities.edu.ru/db/msg/1708
- http://www.krugosvet.ru/articles/109/1010973/1010973a1.htm
- http://www.exlege.ru/rlaw/history/detail.php?ID=922
- http://www.krotov.info/acts/16/2/pravo_01.htm
- Памятники русского права. Вып. 1. М., 1952.
- Российское законодательство X–XX веков. Т. 1. М., 1984.
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
18 03 2024 16:15:58
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
17 03 2024 7:36:32
Цели урока: познакомить учащихся с полководческим талантом Александра Невского, его политикой в отношении Золотой Орды; обеспечить усвоение учащимися знаний о борьбе русских земель с западными завоевателями, особенностями отношений Руси с Золотой Ордой в этот период; выяснить причины и значение побед Александра Ярославовича над крестоносцами....
16 03 2024 19:49:13
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
15 03 2024 10:20:49
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
14 03 2024 21:55:11
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
13 03 2024 16:46:31
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
12 03 2024 12:32:14
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
11 03 2024 14:18:51
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
10 03 2024 7:33:31
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
09 03 2024 22:49:34
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
08 03 2024 13:57:18
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
07 03 2024 18:37:42
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
06 03 2024 3:30:53
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным. ...
05 03 2024 19:18:43
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
04 03 2024 8:45:59
Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....
03 03 2024 7:11:55
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
02 03 2024 9:22:27
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
01 03 2024 4:47:22
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
29 02 2024 4:20:38
Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
28 02 2024 1:25:38
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства. ...
27 02 2024 7:56:54
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
26 02 2024 23:56:39
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
25 02 2024 18:21:20
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
24 02 2024 0:11:51
Мы привыкли к стандартному подходу оценки знаний учащихся: дал задание – выставил оценку. Я предлагаю немного иной сценарий. Оценку никто не отменял, но пусть ее выставляют сами учащиеся, как себе, так и своим напарникам. Проверка со стороны учителя (на начальном этапе работы с классом) все равно останется, даже в большем объеме, чем при стандартной схеме. Но результат Вашей систематической работы – ответственные, адекватно мыслящие ученики....
23 02 2024 23:56:23
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
22 02 2024 4:26:35
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
21 02 2024 0:30:20
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения. ...
20 02 2024 13:43:27
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
19 02 2024 9:16:55
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
18 02 2024 0:27:32
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...
17 02 2024 22:27:43
На уроке изучается новый материал в группах. Полученные знания каждая группа закрепляет, выступая с резюме по своей теме и составляя определения и схемы на доске из представленных терминов, выражений, символов (изготовленных из бумаги, закрепленных на доске магнитами)....
16 02 2024 4:51:44
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
15 02 2024 12:13:27
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
14 02 2024 0:26:26
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
13 02 2024 21:50:50
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
12 02 2024 2:15:25
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
11 02 2024 9:11:11
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества. ...
10 02 2024 22:30:35
Урок представлен в форме судебного процесса одного из первых громких дел суда присяжных XIX века над В.Засулич, и дана попытка объяснить влияние и значение вердикта суда для общества. Урок разработан с использованием ИКТ. ...
09 02 2024 8:33:36
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
08 02 2024 1:41:23
При групповом обучении с использованием принципа сотрудничества происходит значительное умственное развитие детей, дети, работающие совместно, не только лучше выполняют задание, но они находят лучшую аргументацию, дают более точные ответы. Улучшается возможность поддержания более или менее постоянной обратной связи и растёт эффективность системы в целом....
07 02 2024 16:20:13
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...
06 02 2024 23:19:49
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
05 02 2024 13:24:53
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
04 02 2024 21:33:25
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
03 02 2024 16:53:57
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
02 02 2024 2:43:27
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой. ...
01 02 2024 14:34:43
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
31 01 2024 21:50:32
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
30 01 2024 20:52:33
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
29 01 2024 22:42:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::