Познавательная игра по истории "Семь ступеней в прошлое Золотой Орды"
Цели и задачи игры:
- Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы.
- Повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории Татарстана.
Оборудование:
- Вопросы для игры;
- Листы-задания для 2, 4 и 6-й ступеней;
- Магнитофон для музыкального оформления;
- Таблица подсчета итогов игры.
Правила игры: игра проводится по семи ступеням. В начале игры комaнды разыгрывают между собой право первого хода с помощью задания. По ходу игры комaнды перемещаются по ступеням и набирают баллы. Победители определяются не только в комaндном, но и в личном зачете.
Ход игры
1 ступень. Аукцион.
Задание: комaндам-участникам в течение 3–4 мин. на отдельных листах нужно записать как можно больше дат, исторических имен, событий, терминов, относящихся к теме “Золотая Орда”. 1 понятие – 1 балл.
(Например, 1243 – образование Золотой Орды; 1312–1342 – правление Узбек хана.; ярлык; диван и др.)
2 ступень. Конкурс поэтов.
Задание: назвать автора поэмы и рассказать о чем это произведение.
- “Хосров и Ширин (автор: Кутби Хосров – историческая личность, персидский шах Хосрой II . Эта поэма о любви Хосрова и Ширин, особенно безответной любви Фархада к Ширин).
- Поэма “Гульстан” (автор: Саиф ас – Сараи. Она является своего рода поэтической энциклопедией Золотой Орды. Здесь воспитываются такие человеческие качества, как справедливость, скромность).
- Поэма “Джумджума – султан” ( автор: Хисам Кятиб. Рассказывается о честной справедливой жизни людей, осуждается многие порочные явления на Земле).
- Поэма “Киса – и Рабгузи” (автор: Рабгузи. Описывается жизнь и деятельность пророков от Адама до Мухаммеда – основателя ислама).
3 ступень. “Кто больше”
В течение 3 мин каждая комaнда должна ответить на как можно большее число вопросов. Если ответ не известен комaнде, то один из участников говорит: “Дальше”. Жюри подчитывает количество набранных баллов. (1 ответ – 1 балл)
Вопросы для комaнд:
– В каком году образовалась Золотая Орда? (1243.)
– Как назывался государственный совет в Золотой Орде? (Диван.)
– Кто является основателем Золотой Орды? (Бату.)
– При правлении какого хана Орда достигла своего могущества и расцвета? (Узбек хан.)
– Как называется ханская грамота? (Ярлык.)
– Явилась ли феодальная междоусобица причиной распада Орды? (Да.)
– Как называлась столица Золотой Орды? (Сарай Бату.)
– Какие золотоордынские города вам известны?
– Что такое “улус”? (Государство, территориально-административное образование.)
– Что такое Падуанская пшеница? (Пшеница, тогда в Северной Италии.)
– Занимались ли татары рыбной ловлей? (Да.)
– Назовите основные виды хозяйства в Золотой Орде? (Скотоводство, земледелие.)
– Что такое пайцза? (Это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная или просто деревянная дощечка, выдаваемая от имени хана в качестве своеобразного мaндата.)
– Что означает титул “беклери-бек”? (Великий князь – кто сел на золотоордынский трон после cмepти Бату хана. Его сын Сартак.)
– Какие два крупнейшие события произошли во время правления Берке хана? (Принятие ислама, выход из состава Монгольской империи.)
– Что означает слово “темник”? (Крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско.)
– Кто такие мамлюки? (Выходцы из Поволжья.)
– Мамай темник или хан? (Темник.)
– Когда распалась Золотая Орда? (1430–1440 гг.)
4 ступень. Криптограмма.
Комaндам раздаются листы с зашифрованным текстом – высказывание арабского географа и историка ал – Айни о Узбек хане. (Победа приносит 5 баллов.)
14 3 22 14 1 2 12 1 18 3 |
10 23 20 11 6 20 23 5. |
5 8 6 10 8 23 9, 22 8 6 16 14 16 18 15 |
8 18 20 2 4 2 14 17 3 23 9, 14 16, 20 21 10 2 20 |
Шифр криптограммы
- Как звали вождя монголов? (1.2.3.4.2.5.6.3.)
- Столица Золотой Орды. (7.6.8.6.9. 10.6.11.12)
- Основные виды хозяйства Золотой Орды. (7.13.14.11.14.16.14.15.7.11.16.14 * 17.18.19.20.18.15.18.20.2.18)
- Как называли выходцев из Поволжья? (19.6.19.20.21.13.2)
- Как называлась обрамленная часть стены или потолка, которая заполнялась каким – либо изображением или орнаментом? ( 22.6.3.3.14)
- Ханская грамота. (24.27.28.23.26)
Ответы: Чингисхан, Сарай Бату, скотоводство, земледелие, мамлюки, панно, ярлык.
“Он был храбрый, религиозный, почитал правоведов, любил ученых”.
5 ступень. “Верите ли вы, что…”
В течение 2 мин. ведущий задает комaндам вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: “да” или “нет”.
Оценка результатов: 1 ответ – 1 балл.
Вопрос начинается со слов “Верите ли вы, что…”
- …. Бату является сыном Чингисхана?
- …. государство Золотая Орда возникла в XV веке?
- …. Ногай был ханом Золотой Орды?
- …. своего могущества и расцвета Золотая Орда достигла при Узбек хане?
- …. Куликовская битва произошла между войсками Тохтамыша и Дмитрия Донского?
- ….. Идегeй являлся могущественным темником Золотой Орды?
- …. Каpaкорум являлся столицей Золотой Орды?
- …. Чингисхан завоевал Волжскую Булгарию?
- ….Золотая Орда распалась на Большую и Малую Орду?
- …Последним ханом Золотой Орды был Джанибек?
6 ступень. Конкурс “Современники”
Комaндам предлагаются задания с выбором ответа. Нужно назвать современников следующих исторических деятелей. (1 ответ – 1 балл)
ЧИНГИЗХАН | БАТУ ХАН |
– Угэдэ – Сартак – Ногай |
– Ярослав Всеволодович – Всеволод Большое Гнездо – Мамай |
УЗБЕК ХАН – Иван III – Ильбасар – Улу Мухаммед |
ИДЕГЕЙ – Сююмбике – Махмутек – Тохтамыш |
7 ступень. Загадки истории
Комaнды заранее самостоятельно готовят по 3 вопроса для своих соперников. Жюри оценивает вопросы (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 ответ – 1 ответ)
Подведение итогов.
Подчитываются набранные комaндами баллы и объявляются победители.
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
23 09 2023 8:19:45
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
22 09 2023 4:10:36
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
21 09 2023 6:48:27
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
20 09 2023 1:24:24
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
19 09 2023 12:42:34
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
18 09 2023 11:51:44
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
17 09 2023 5:46:25
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
16 09 2023 17:11:21
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
15 09 2023 22:51:16
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
14 09 2023 1:34:58
Обеспечение военной безопасности Российской Федерации – одно из важнейших направлений в деятельности государства. Целям обеспечения военной безопасности РФ служит военная организация государства. Она включает в себя Вооруженные Силы РФ, а также другие войска, воинские формирования и органы, обеспечивающие военную безопасность. Развитие и становление Вооруженных сил России тесно связаны с историей государства, ее общественным строем, экономикой и политикой....
13 09 2023 0:11:47
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
12 09 2023 4:12:12
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
11 09 2023 0:20:24
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны.
...
10 09 2023 7:20:42
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
09 09 2023 20:52:43
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
08 09 2023 22:17:58
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
07 09 2023 18:36:33
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
06 09 2023 18:59:35
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
05 09 2023 2:20:30

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
04 09 2023 13:33:16
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
03 09 2023 12:17:35
Праздник, посвященный Дню народного единства, проводится в учебном заведении в рамках
реализации гражданско-патриотического направления в воспитательной деятельности.
Материалы к проведению праздника самостоятельно готовят студенты....
02 09 2023 7:42:55
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
01 09 2023 6:10:12
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций.
...
31 08 2023 3:27:42
Урок-турнир знатоков геральдики по историческому краеведению в 5-м классе завершающий по теме "Символы моей Родины". Задачи урока - закрепление знаний учащихся по теме "Гербы моей Родины", активизация интереса учащихся к исследовательской работе, работе в группе, формирование умения понимать значение герба, популяризация знаний о символах страны через привлечение к уроку родителей и старшеклассников.
...
30 08 2023 23:43:42

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
29 08 2023 3:54:38
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
28 08 2023 13:47:33
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
27 08 2023 16:23:17
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
26 08 2023 2:51:33
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
25 08 2023 7:59:56
Цели урока: закрепить ранее изученный материал; обобщить знания учащихся о зарубежной истории 1800-1913 гг.; проверить уровень усвоения материала по новой истории 1800-1913 гг.; вспомнить основные факты, имена, даты, понятия; используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся....
24 08 2023 17:34:14
Курс построен на содержательном материале отечественной истории, так как казаки представляли одно из сословий России, обладавшее определенными правами и привилегиями. Изучение курса позволит учащимся глубже погрузиться в изучение предмета. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России.
...
23 08 2023 7:57:50
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
22 08 2023 7:22:15
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
21 08 2023 14:16:16
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
20 08 2023 15:48:11
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
19 08 2023 6:52:38

Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
18 08 2023 6:56:10
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
17 08 2023 1:20:51
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
16 08 2023 12:45:29
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
15 08 2023 7:28:15
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
14 08 2023 7:16:12
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
13 08 2023 22:25:40
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
12 08 2023 18:30:26
Предлагается игра по истории Древнего мира....
11 08 2023 18:14:38
Урок в рамках элективного курса «Основы кулинарии» в 11-м классе профильной группы является интегрированным (история и обществознание). Цели урока: познакомить с историей кулинарного ремесла; показать тесную связь кулинарии с историей, химией, биологией, физикой, и др. науками; показать влияние оформления блюд на аппетит человека; научить готовить изысканное блюдо из заварного теста....
10 08 2023 19:29:41
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
09 08 2023 16:22:51
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
08 08 2023 13:25:29
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
07 08 2023 7:26:11

Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
06 08 2023 6:57:14
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
05 08 2023 13:38:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::