Познавательная игра по истории "Семь ступеней в прошлое Золотой Орды"
Цели и задачи игры:
- Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы.
- Повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории Татарстана.
Оборудование:
- Вопросы для игры;
- Листы-задания для 2, 4 и 6-й ступеней;
- Магнитофон для музыкального оформления;
- Таблица подсчета итогов игры.
Правила игры: игра проводится по семи ступеням. В начале игры комaнды разыгрывают между собой право первого хода с помощью задания. По ходу игры комaнды перемещаются по ступеням и набирают баллы. Победители определяются не только в комaндном, но и в личном зачете.
Ход игры
1 ступень. Аукцион.
Задание: комaндам-участникам в течение 3–4 мин. на отдельных листах нужно записать как можно больше дат, исторических имен, событий, терминов, относящихся к теме “Золотая Орда”. 1 понятие – 1 балл.
(Например, 1243 – образование Золотой Орды; 1312–1342 – правление Узбек хана.; ярлык; диван и др.)
2 ступень. Конкурс поэтов.
Задание: назвать автора поэмы и рассказать о чем это произведение.
- “Хосров и Ширин (автор: Кутби Хосров – историческая личность, персидский шах Хосрой II . Эта поэма о любви Хосрова и Ширин, особенно безответной любви Фархада к Ширин).
- Поэма “Гульстан” (автор: Саиф ас – Сараи. Она является своего рода поэтической энциклопедией Золотой Орды. Здесь воспитываются такие человеческие качества, как справедливость, скромность).
- Поэма “Джумджума – султан” ( автор: Хисам Кятиб. Рассказывается о честной справедливой жизни людей, осуждается многие порочные явления на Земле).
- Поэма “Киса – и Рабгузи” (автор: Рабгузи. Описывается жизнь и деятельность пророков от Адама до Мухаммеда – основателя ислама).
3 ступень. “Кто больше”
В течение 3 мин каждая комaнда должна ответить на как можно большее число вопросов. Если ответ не известен комaнде, то один из участников говорит: “Дальше”. Жюри подчитывает количество набранных баллов. (1 ответ – 1 балл)
Вопросы для комaнд:
– В каком году образовалась Золотая Орда? (1243.)
– Как назывался государственный совет в Золотой Орде? (Диван.)
– Кто является основателем Золотой Орды? (Бату.)
– При правлении какого хана Орда достигла своего могущества и расцвета? (Узбек хан.)
– Как называется ханская грамота? (Ярлык.)
– Явилась ли феодальная междоусобица причиной распада Орды? (Да.)
– Как называлась столица Золотой Орды? (Сарай Бату.)
– Какие золотоордынские города вам известны?
– Что такое “улус”? (Государство, территориально-административное образование.)
– Что такое Падуанская пшеница? (Пшеница, тогда в Северной Италии.)
– Занимались ли татары рыбной ловлей? (Да.)
– Назовите основные виды хозяйства в Золотой Орде? (Скотоводство, земледелие.)
– Что такое пайцза? (Это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная или просто деревянная дощечка, выдаваемая от имени хана в качестве своеобразного мaндата.)
– Что означает титул “беклери-бек”? (Великий князь – кто сел на золотоордынский трон после cмepти Бату хана. Его сын Сартак.)
– Какие два крупнейшие события произошли во время правления Берке хана? (Принятие ислама, выход из состава Монгольской империи.)
– Что означает слово “темник”? (Крупный феодал, державший такое количество кочевых хозяйств, которое могло выставить 10-тысячное войско.)
– Кто такие мамлюки? (Выходцы из Поволжья.)
– Мамай темник или хан? (Темник.)
– Когда распалась Золотая Орда? (1430–1440 гг.)
4 ступень. Криптограмма.
Комaндам раздаются листы с зашифрованным текстом – высказывание арабского географа и историка ал – Айни о Узбек хане. (Победа приносит 5 баллов.)
14 3 22 14 1 2 12 1 18 3 |
10 23 20 11 6 20 23 5. |
5 8 6 10 8 23 9, 22 8 6 16 14 16 18 15 |
8 18 20 2 4 2 14 17 3 23 9, 14 16, 20 21 10 2 20 |
Шифр криптограммы
- Как звали вождя монголов? (1.2.3.4.2.5.6.3.)
- Столица Золотой Орды. (7.6.8.6.9. 10.6.11.12)
- Основные виды хозяйства Золотой Орды. (7.13.14.11.14.16.14.15.7.11.16.14 * 17.18.19.20.18.15.18.20.2.18)
- Как называли выходцев из Поволжья? (19.6.19.20.21.13.2)
- Как называлась обрамленная часть стены или потолка, которая заполнялась каким – либо изображением или орнаментом? ( 22.6.3.3.14)
- Ханская грамота. (24.27.28.23.26)
Ответы: Чингисхан, Сарай Бату, скотоводство, земледелие, мамлюки, панно, ярлык.
“Он был храбрый, религиозный, почитал правоведов, любил ученых”.
5 ступень. “Верите ли вы, что…”
В течение 2 мин. ведущий задает комaндам вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов: “да” или “нет”.
Оценка результатов: 1 ответ – 1 балл.
Вопрос начинается со слов “Верите ли вы, что…”
- …. Бату является сыном Чингисхана?
- …. государство Золотая Орда возникла в XV веке?
- …. Ногай был ханом Золотой Орды?
- …. своего могущества и расцвета Золотая Орда достигла при Узбек хане?
- …. Куликовская битва произошла между войсками Тохтамыша и Дмитрия Донского?
- ….. Идегeй являлся могущественным темником Золотой Орды?
- …. Каpaкорум являлся столицей Золотой Орды?
- …. Чингисхан завоевал Волжскую Булгарию?
- ….Золотая Орда распалась на Большую и Малую Орду?
- …Последним ханом Золотой Орды был Джанибек?
6 ступень. Конкурс “Современники”
Комaндам предлагаются задания с выбором ответа. Нужно назвать современников следующих исторических деятелей. (1 ответ – 1 балл)
ЧИНГИЗХАН | БАТУ ХАН |
– Угэдэ – Сартак – Ногай |
– Ярослав Всеволодович – Всеволод Большое Гнездо – Мамай |
УЗБЕК ХАН – Иван III – Ильбасар – Улу Мухаммед |
ИДЕГЕЙ – Сююмбике – Махмутек – Тохтамыш |
7 ступень. Загадки истории
Комaнды заранее самостоятельно готовят по 3 вопроса для своих соперников. Жюри оценивает вопросы (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 ответ – 1 ответ)
Подведение итогов.
Подчитываются набранные комaндами баллы и объявляются победители.
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
01 07 2022 20:28:48
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
30 06 2022 17:32:40
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
29 06 2022 17:55:32
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
28 06 2022 23:41:57
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
27 06 2022 13:46:11
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
26 06 2022 22:49:37
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
25 06 2022 13:14:34

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
24 06 2022 2:53:32
Урок является завершающим в изучении блока «XIX век в истории России» в 10-м классе средней школы. Тип урока – повторительно-обобщающий, форма занятия – групповая работа, главный метод – проектная деятельность. В ходе подготовки к уроку ребята консультировались у учителей ИЗО, музыки, поэтому урок носит интегрированную направленность....
23 06 2022 17:39:20
Урок является одним из способов организации исследовательской деятельности учащихся, способствует выработке активной гражданской позиции и оценке исторических событий с позиций конкретно-исторического подхода. Помогает раскрыть индивидуальные способности каждого учащегося и развить коммуникативную компетенцию....
22 06 2022 3:37:41
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
21 06 2022 5:31:51
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
20 06 2022 9:42:10
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
19 06 2022 0:24:12
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
18 06 2022 16:44:25
Урок способствует формированию представлений учащихся о выдающихся произведениях средневекового искусства, раскрывает содержание понятий "романский стиль", "готический стиль". Обратить внимание учащихся на процесс возникновения новых черт в архитектуре и живописи.
...
17 06 2022 2:59:59
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
16 06 2022 3:48:34
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
15 06 2022 0:40:22
Урок изучает причины создания Красной Армии, обеспечивает повторение изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны....
14 06 2022 21:29:21
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
13 06 2022 14:40:47
Дебаты - форма проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития аналитико-синтетических и коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога. Дебаты воспитывают толерантность, целеустремленность, эрудированность, умение делать осознанный выбор и отвечать за него перед собой и обществом....
12 06 2022 15:25:24
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
11 06 2022 18:57:37
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
...
10 06 2022 13:58:14
Под информационно-коммуникативным сопровождением понимается владение навыками поиска и систематизации информации, ее электронной обработки, умение публично презентовать результаты своей работы. В статье идет речь об этих формах работы на уроках истории и во внеурочное время....
09 06 2022 3:41:15
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
08 06 2022 3:15:28
Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия.
...
07 06 2022 12:21:30
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
06 06 2022 13:31:45
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
05 06 2022 20:57:58
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
04 06 2022 12:47:20
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
03 06 2022 9:25:23
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
02 06 2022 10:44:37
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
01 06 2022 9:10:22
Урок призван познакомить учащихся с ролью Церкви в становлении государства, развивать мышление (умение обобщать, систематизировать изученный материал, развитие речи учащихся, попытка формулирование выводов, расширение словарного запаса речи)....
31 05 2022 22:38:39
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
30 05 2022 2:10:39
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
29 05 2022 23:40:20
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
28 05 2022 22:57:43
Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....
27 05 2022 14:20:18
Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....
26 05 2022 8:28:39
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
25 05 2022 16:24:44
Урок с целью укрепления представлений о сущности крестьянской реформы 1861 года. Разбор основных положений реформы, уяснение значения отмены крепостного права....
24 05 2022 5:22:48
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
23 05 2022 17:37:38
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
22 05 2022 12:55:32
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
21 05 2022 23:46:10
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
20 05 2022 1:29:24
День Победы – самый дорогой памятник нашей памяти, совести и чести. Единственный праздник, который отмечают со слезами на глазах, с огромной гордостью за нашу страну, нашу Родину, нашу армию. Праздник, который вселяет надежду на жизнь, заставляет сердце учащенно биться, вспоминая историю нашей Победы....
19 05 2022 19:43:46
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
18 05 2022 9:17:49
Объяснение нового материала на данном уроке сопровождается мультимедийной презентацией, выполненной в программе Microsoft Office PowerPoint. В ходе урока учащиеся определят причины, способствующие превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
...
17 05 2022 11:17:31
Игра может проводиться в связи с датами принятия Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ для учащихся 9–10-х классов. Расширяет правовой кругозор учащихся и осознание того, что РФ является частью мирового сообщества, доступна для ученика любого уровня подготовленности....
16 05 2022 7:44:27
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
15 05 2022 5:11:47
Урок разработан на основе блочно-модульной технологии. Является логическим продолжением темы "Свержение самодержавия" — рассматривается вопрос о политической ситуации в стране после Февральской революции 1917 г. Модульный урок включает в себя следующие учебные элементы: мотивационную беседу, входной контроль, работу с новым материалом, завершающий контроль и рефлексию.
...
14 05 2022 12:24:30
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
13 05 2022 14:58:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::