Исторический вечер в лицах
Цель: Формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
Задачи:
- Воспитывать мужество, чувство локтя, любовь к Отчизне, а так же давать специальные знания, навыки, позволяющие адаптироваться в обстоятельствах аварийной жизнедеятельности и военной службы.
- Содействовать военно-профессиональной ориентации молодёжи, готовящейся служить в армии, МВД, в силах МЧС и ГО, войсках специального назначения.
Оборудование:
аудитория оформляется портретами А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Г.К.Жукова, Василевского и т.д. Картины со сценами боёв. Музыкальное сопровождение: Гимн России. А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война», К. Листов «Огонёк», «Землянка». Презентация сопровождение фото – альбом.
План вечера:
- Орг. момент.
- Вступление учителя.
- Выступление учащихся. (Сообщения о своих родственника, односельчанах участников Великой Отечественной войны)
- Выступление приглашённых на вечер офицеров Российской армии. Капитан второго ранга Ирдинкин Виктор Васильевич. Майора ГРУ Тукмаков Олег Ге opгиевич.
- Заключение. Выступление учителя.
1. Орг. момент.
Встреча и приветствие приглашённых гостей. (Звучит гимн России)
В ходе вечера включается музыкальное сопровождение согласно теме выступления учащихся. (Песни и музыка времён Великой Отечественной войны)
2. Вступление учителя.
Однажды, когда мне было 9 лет, мой дед Тихонов Степан Афанасьевич рассказал мне про свою молодость. Это были трудные годы, детям приходилось трудиться с 8 – 9 лет. Это была трудная школа жизни, но он никогда не унывал, по своему хаpaктеру был оптимистом, всегда верил в человека.
В 1987 году его не стало, но рассказы о жизни до сих пор затрагивают меня до глубины души.
Жили они тогда в селе Шибаши. Как все крестьянские семьи семья их была большой. В одной семье жило несколько поколений. Благодаря трудолюбию у деда была своя мельница, обдирка, две выездные и две рабочие лошади. В период раскулачивания, это были 30-годы, моего деда посадили в тюрьму, так как его признали кулаком. После раскулачивания семья кое-как перебиралась скудным пропитанием. Через шесть лет вернулся дед, семья вздохнула свободно, жить то стало легче. Дед был мастером на все руки, прекрасным бондарем, делал все своими руками не только для себя, но и для односельчан.
Неожиданно началась война. С первых дней войны деда призвали в армию, попал в самое пекло, на Ленинградский фронт, в штрафной батальон. Был ранен, лечился в госпиталях. После войны дед вернулся домой, но вскоре ослеп от полученных на войне ран.
Детьми мы часто приходили к деду, каждому нашему приходу он радовался, выходил с нами в сад, рассказывал как о человеке, о каждой яблоне, кусте смородины, а мы, затаив дыхание, слушали рассказы деда.
Наш вечер посвящён любви к Родине, патриотизму. Макиавелли был сторонником активного патриотизма, Фихте считал, что любовь к Родине является безусловным требованием самопожертвованию, а Монтескье отождествлял любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству.
Л.Н. Толстой придерживался рационально-критических взглядов, отождествлял патриотизм и национализм, а в отдельных его высказываниях даже прослеживалось противопоставление любви к Отечеству и любви к богу. Сегодня мы попытаемся «разглядеть» смысл патриотизма сквозь призму исторического прошлого нашего села, истории своей семьи, а также всё это свяжем с людьми, живущими рядом с нами и являющимися истинными патриотами своей Родины.
3. Предварительное задание учащимся. Подготовить сообщение о выдающихся людях села или родословной своей семьи.
- Выступление Лычникова Михаила ученика 9-го класса.
Я побеседовал с Матрёной Ивановной Смородиновой, и вот что она мне рассказала:
«Страшное слово …война услышала Смородинова Матрена Ивановна, когда ей едва исполнилось 16 лет. В этот день они работали в поле, вечером приехал уполномоченный с района и сообщил страшную весть, о начале войны. В одночасье все изменилось: мужчин и парней мобилизовали на войну.
Многие семьи проводили отцов и братьев на войну.
В 1941 году урожай зерновых культур уpoдился на славу, но некому было убирать, убирали до поздней осени дети, женщины и старики. Наравне со всеми работала и я. Мне, как самой старшей в семье с первых же дней войны пришлось работать в родном колхозе.
Хотя в 1941 году я успела отправить свои документы в Куйбышевское педучилище, но учиться не пришлось, из-за нехватки рабочих рук.
В 1941 году закончила краткосрочные курсы тpaктористов в Базарных Матаках. До 1944 года не зная ни отдыха и покоя, работала тpaктористом. Работать приходилось круглосуточно, от тяжелой работы болели глаза, от голода опухали ноги. Но она, как и все ее сверстники преодолевала военные трудности.
Вся тяжесть военного лихолетья легла на женские и детские плечи. Труд ручной, непосильный. Питание плохое.
Пахали, боронили на коровах, а то и сами впрягались в плуг или в борону. Вот тогда и родилась горькая, как полынь, частушка:
Все одна я, все однаМатрену Ивановну никогда не покидала мечта получить образование. В 1946 году она окончила Базарно – Матакскую среднюю школу. А потом поступила в Аксубаевское педагогическое педучилище, которое успешно закончила в 1949 году.
Все сама я, все сама
Я и лошадь, я и бык
Я и баба, и мужик.
Её трудовая деятельность началась в Ургагарской семилетней школе, а с 1954 года учитель русского языка и литературы в Старо – Матакской средней школе.
Смородинова Матрена Ивановна за свою долголетнюю работу имеет много наград: значок «Победитель Социалистического соревнования», медаль «Ветеран труда», медаль материнства II степени.
В настоящее время живет с сыном, и всегда чувствует заботу детей, внуков и правнуков».
- Чванов Константин ученик 9-го класса рассказал о своем деде участнике Великой Отечественной войны
Мой дед Лычникой Николай Кузьмич родился 12 мая 1924 года в селе Старые Матаки Алькеевского района Республика Татарстан. Национальность – чувашин, христианин, беспартийный. До войны окончил начальную школу в 1935 году. Работал в селе. В семье было три брата. Старший брат Дмитрий погиб в первые дни войны, неопытным новобранцем.
Дед был призван в армию из г. Ярославля в 1942 году, где работал на торфяных разработках. Он сразу попал на Первый Украинский фронт в разведчики. Начал рядовым. Шли бои в Западной Украине, его ранило, сквозное ранение в правое плечо.
После госпиталя попал на Второй Украинский фронт. Уже шли освободительные сражения. На озере Балатон шли тяжёлые ожесточённые бои, там меня ранило во второй раз, ранение было тяжёлым в ногу и в руку. Может быть, это ранение спасло ему жизнь.
День Победы дед встретил в госпитале. После госпиталя по ранению его комиссовали, закончил войну сержантом.
На полях сражений он получил большое количество наград:
Орден Славы третьей степени
Медаль за освобождение Будапешта
Медаль за победу в Великой Отечественной войне и все юбилейные медали.
После войны работал бригадиром, конюхом, строителем. Женился, вырастил пять детей.
Сегодня он живёт один. Бабушка умерла в 2003 году. Я очень люблю и уважаю своего деда. Я стараюсь всячески скрасить его одиночество, и когда появляется свободное время, его навещаю.
- Демидова Татьяна ученица 9-го рассказала о своей бабушке Астафьевой (Леонтьевой) Марии Алексеевне.
Большая историяскладывается из маленьких судеб. Жизнь человеческую можно сравнить с лестницей, по которой идёт восхождение от детства к зрелости. Каждый взрослый помнит себя с детства. А для человечества память – это история. Для того мы и вспоминаем прошлое, чтобы заблyдиться на жизненных путях, не забыть, что с нами уже было и кто мы такие сейчас.
Героем повседневной истории для нас может быть как современник, так и представитель предшествующего поколения. Мне хочется поделиться со слушателями некоторыми эпизодами из жизни моей бабушки Астафьевой (Леонтьевой) Марии Алексеевны, жительницы села Старые Матаки. Вот что мне рассказала моя бабушка о себе.
«Мои самые ранние воспоминания о детстве связаны с тем, как нашу семью раскулачивали. У нас был новый деревянный пятистенный дом, две избы. Нас из дома выгнали, дом сломали. Я тех людей немного помню. Запомнилось то, что у меня был бардовый платок, и я спрятала его за пазуху, чтобы не отобрали», - вспоминает Мария Алексеевна. Их семья стала жить на квартире в маленьком доме. До раскулачивания семья содержала живность: лошадей, корову, телят, овец, кур, гусей, уток. Еще у них была веялка, видимо, послужившая еще одним поводом считать их кулаками. Их не захотели принимать в колхоз. «Отец несколько раз писал заявление, но ему отказывали. Лишь в третий раз было дано согласие. Женщины почему-то боялись вступать в колхоз, - продолжает Мария Алексеевна. Мама была в их числе. Отец уговаривал её: «Всякая власть дана от бога и ей нужно подчиняться». Может быть, эти слова повлияли, а может быть, она просто устала сопротивляться, и они вступили, в колхоз. В колхозе отец стал работать конюхом.
В семье было трое детей. Скоропостижно скончался отец. А через месяц после его cмepти мама родила ещё одну дeвoчку.
«Жизнь в колхозе была очень тяжёлой. Урожаи хлеба выращивали высокие, но сельчанам он не доставался. Нас никогда не оставляла мысль о еде. Взять что-то было невозможно – поля охранялись, даже за килограмм украденного зерна сажали в тюрьму. Женщины, стремясь накормить детей, попадали за решётку», - тяжело вздыхая говорит Мария Алексеевна.
В школу она пошла в 7 лет, окончила начальную и год проучилась в 5 классе Сихтерминской школы. В 6 класс пошла в Базарно-Матакскую среднюю школу, закончив 8 классов, из-за трудного материального положения школу пришлось бросить. Весной 1941 года уехала в Ярославль на торфоразработки.
«Я работала в основном на погрузке вагонов. Приходилось очень тяжело. Целый год не отпускали домой. А ведь среди нас были и женщины, оставившие дома малолетних детей. Все наши планы поломала война, и мы начали работать для фронта».
Трудились по 12 часов в сутки, были полуголодными. Конечно, не все выдерживали в таких условиях. Некоторые пробовали бежать. Сделала такую попытку и Мария с подругами, но их поймали. Вторая попытка закончилась 4 месяцами тюрьмы. Мария отбывала «срок» в Болгарах, на лесоповале, в сплавке брёвен. Потом их снова отправили в Ярославль. Взяла с собой сваренную и засушенную на дорогу картошку и пошла с подругами на станцию «Бряндино». Очень долго ехали в телячьих вагонах, доехали до города только на 33-й день. Через год тяжёлого изнурительного труда их отпустили домой.
«По дому очень соскучилась. В селе я стала работать на тpaкторе: пахала, сама ремонтировала. Судьба закалила нас смолоду. Такие трудные времена выпали на нашу долю», - заканчивает свой рассказ ветеран.
Мы не должны забывать простой истины: чем ярче, значительнее заслуги предшествующего поколения, тем необходимее помнить нам об этом. Всё, что мы делаем сегодня, всё , что произойдёт с нами завтра, будет историей. И какой она будет. Зависит от нас самих.
Мифтахов Ильмир ученик 8 –го класса рассказал о своём односельчанине участнике Великой Отечественной войны Сатарове Рауфе Нурутдиновиче.
Мне удалось побеседовать с Рауфом Нуртдиновичем, и вот что он мне рассказал о той страшной войне.
Ранним утром 22 июня 1941года фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война. Мужчин стали отправлять на фронт. Отправляли на войну даже молодых девочек и мальчишек, которым ещё не исполнилось даже 17 лет.
Вот и наш односельчанин Саттаров Рауф Нуртдинович попал в их число.
Я задал несколько вопросов ветерану Великой Отечественной войны Сатарову Рауфу Нуртдиновичу.
Как и когда пришла весть о войне? Где вы в это время работали, чем занимались, каков был состав семьи?
В 1940 г. меня отправили в Тумбу в ФЗУ. Мы там рубили лес. В ФЗУ я и услышал о войне в 1941. В нашей семье было 6 человек.
Как отправляли на фронт? Как это происходило?
Отец отвёз меня в Спасский район, откуда нас повезли на пароходе.
Всех призывников сажали и увозили. Нас провожали с гармошкой и песнями. Все плакали, и говорили, что мы их защитники должны сражаться за Родину и чего бы нам это не стоило завоевать победу и вернуться целыми и невредимыми.
Кто из родственников воевал на фронтах ВОВ?
Из моей семьи воевал на войне только я. Откуда и когда были призваны? Каков был возраст на этот момент?
Как я уже говорил раннее, в это время я находился в ФЗУ оттуда и был призван на войну. В 1941году мне было лишь 17лет.
В каком сражении участвовали?
Я воевал под Украиной и Румынией.ы
Если есть награды, раны опишите их.
Где я служил, там не давали награды. Я был ранен в обе руки, после чего меня положили в госпиталь. Последний госпиталь, где я лежал 6 месяцев находился в Украине и назывался «Смелый». Больных перевозили с одного места на другое. Я очень долго лечился.
Какими были условия жизни бойцов?
Условия были очень плохие. Нас сразу отправили на учение, но мы там не учились, а копали окопы. Куда нас привезли, там была ровная земля. Мы там копали окопы. Сделали столовую из брёвен. По близости леса не было. За брёвнами ходили в лес, который находился за три километра от того места, где мы находились. Таскали вручную, тpaкторов и лошадей не было. На одно бревно выделяли по 25 человек. Иногда нас водили на учения, мы замерзали потому стояли трескучие морозы. Некоторые даже не могли возвращаться обратно с учения, мы их несли на себе. Условия жизни бойцов были очень трудными, но мы стойко переносили все тяжести военного времени, потому что верили в победу.
Где и как вы узнали о победе?
Как происходило возвращение домой?
Как вас встречали? Какие песни пели на фронте?
После госпиталя в 1944году 1 апреля меня отправили домой. О победе я уже узнал дома в деревне. Я приехал домой неожиданно для всех. Когда они узнали о том, что я был ранен, они заплакали, проклинали войну, но потом успокоились, что это может ещё к счастью, потому что я остался в живых. Песни петь, не было времени, но по ночам иногда играли на гармошке и пели песни о войне, о победе, о доме.
Ярославлев Сергeй ученик 11 класса рассказал о выдающейся личности нашего села генерале полковнике Иван Васильевиче Смородинове.
Блестящую плеяду талантливых полководцев и крупных военачальников, времён Великой Отечественной войны знает весь советский народ. Глубоким знанием военного дела, смелостью и ясностью оперативностью мысли, широтой стратегического кругозора советские генералы намного превзошли генералитет фашистского вермахта.
Среди тех, кто внёс весомый вклад в разгром гитлеровской Германии, был один из ответственных работников Генерального штаба, чуваш, генерал-полковник Иван Васильевич Смородинов. Его сослуживец во время Великой Отечественной войны, начальник Оперативного управления Генерального штаба С.М.Штеменко называл И.В. Смородинова крупнейшим специалистом в области формирования и комплектования войск Советской Армии.
Детство И.В. Смородинова прошло в чувашском селе Матаки Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алькеевского района), где он родился 31 августа 1894 года в семье крестьянина.
После начальной школы Иван Смородинов окончил в 1909 году в Спасске сельскохозяйственную школу и стал специалистом по рыболовству.
Судьбу И.В. Смородинова круто изменила первая мировая война. В январе 1915 года его призвали в царскую армию, а в мае уже отправили на Северный фронт в 1-ю пехотную Кавказскую дивизию. За храбрость и отвагу ему было присвоено звание фельдфебеля.
После февральской буржуазно-демократической революции И.В.Смородинов втянулся в активную политическую жизнь, его выдвинули в состав комитета солдатских депутатов при штабе дивизии. Смородинову стали близки лозунги большевиков.
Солдаты требовали мира. После провала наступления на фронте и ликвидации Корнилова всё более широкие массы солдаты начали отказываться от поддержки политики. Временного правительства. Во всех этих событиях активно участвовали и И.В. Смородинов. Осенью 1917 года, когда началось бегство реакционно-настроенных офицеров из армии; Иван Васильевич был назначен старшим адъютантом начальника штаба дивизии. Затем он был избран начальником штаба 184-й пехотной дивизии. К этому времени он уже имел большой опыт штабной работы, который ему впоследствии весьма пригодился.
В помощь местным формированиям, Красной Армии были срочно посланы на Восточный фронт тысячи коммунистов из промышленных городов, рабочие и коммунистические отряды, Московский и революционный, Витебский, Тверской, Новгородский, Курские и другие полки. В августе 1918 года в район Казани прибыл 3-й Ржевский отряд, где помощником комaндира служил бывший фельдфебель И.В. Смородинов. Военные действия шли как раз неподалёку от тех мест, где прошло детство Ивана Васильевича.
Вскоре И.В. Смородинову доверили новые комaндные посты, в сентябре 1918 года его назначили порученцем при комaндующем Правобережном группой войск. У армии, в октябре – начальником штаба отдельной Симбирской бригады, которой комaндовал Н.И.Вахрамеев. В начале ноября 1918 года до закрытия навигации, бригада была переброшена по Волге и Каме в устье реки Белой, откуда двинулась в направлении на Бирск, способствуя успешному наступлению основных сил V армии на Уфу.
В трудные дни марта 1919 года, когда началась наступление Колчака, И.В. Смородинов стал помощником начальника оперативного отдела штаба V армии. Она тогда снова перешла в наступление. В двадцатых числах июля части 27-й дивизии стремительным ударом заняли Челябинск. В результате этой операции V армии, разбила последний стратегический резерв Колчака, захватил 3 тысяч пленных, 100 пулемётов, 32 паровоза, свыше 3500 вагонов и многие другие трофеи.
И.В. Смородинов вернулся в оперативный отдел штаба, работал в должности его начальника до февраля 1920 года, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет наградил его золотыми часами.
С февраля по июнь 1920 года И.В. Смородинов – начальник штаба 35-й стрелковой дивизии. С осени 1921 года он стал начальником мобилизационного управления штаба V и Восточно-Сибирского военного округа. Избирался члeном Иркутского городского Совета. Это был период разгрома белогвардейского атамана Семёнова в Забайкалье и барона Унгерна в Монголии. В это время Иван Васильевич являлся помощником начальника штаба V армии.
Приближались дни полно освобождения Дальнего Востока от белогвардейщины. В течение лета 1922 года правительство Дальневосточной республики проделало большую работу по укреплению и перестройке своей Народно-революционной армии (НРА). Начальником штаба армии был рекомендован И.В. Смородинов. Вот как аттестовало его комaндование V армии: «Товарищ Смородинов – выдающийся пролетарский самородок без специального военного образования, но прошедший суровую школу гражданской войны. Со всеми поручениями заданиями справляются хорошо. Особенно ценным является в области организационной и мобилизационной работы. Энергичной, исполнительной трудоспособный». «Достоин на выдвижение на должность начальника управления, начальника штаба округа и начальника управления центрального аппарата» - таково было заключение военных специалистов.
В 1924-1927 годах И.В. Смородинов находился на ответственных должностях в управлениях по комплектованию и войсковой мобилизации Красной Армии, затем - снова учёба. После соответствующей стажировки – начальник штаба стрелкового корпуса, далее – заместитель начальник штаба военного округа, вскоре – заместитель начальника одного из управлений штаба РККА. 1933 – 37-ых годах И.В. Смородинов находился в аппарате народного Комиссариата по военным и морским делам СССР, в должности заместителя начальника Управления делами и начальника административно-хозяйственного отдела.
Предвоенные годы Иван Васильевич был начальником военных округов, заместителем начальника Генерального штаба Красной Армии. Его усилия были направлены на повышение боеспособности и мобилизационной готовности Вооруженных Сил страны.
Будучи на посту заместителя начальника Генерального штаба
И.В. Смородинов непосредственно участвовал в разработке и осуществлении плана операции по освобождению Западной Украине и Западной Белоруссии, разгрому белофинской авантюры зимой 1939-40 годов, по укреплению западных рубежей Советского государства. Его заслуги в укреплении обороноспособности страны были отмечены вторым орденом Красного Знамени.
1939 году Иван Васильевич принят партийной организацией Генерального штаба РККА в члeны ВКП(б). В этом же году ему присвоено воинское звание комaндарма второго ранга, в июне 1940 года – генерал-лейтенанта, а в октябре 1941 года – генерал-полковника.
1941- 43 годах он служил начальником штаба советских войск на Дальнем Востоке. В августе 1943 года И.В. Смородинов был отозван с Дальнего Востока в распоряжение Ставки Верховного Главнокомaндующего и возглавил одно из главных управлений. С апреля 1946 года, оставаясь на этом же посту, генерал – полковник Смородинов стал помощником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
Коммунистическая партия Советского государства по заслугам оценило военную деятельность генерал – полковника И.В. Смородинова наградив его двумя орденами Ленина, орденами Кутузова и Суворова I степени, тремя орденами Красного Знамени и многими медалями. Он отмечен также польским орденом «Крест Гронвальда» II степени и югославским орденом «Заслуги народа» I степени.
Тридцать пять с половиной лет прослужил И.В. Смородинов в Советской Армии. В мае 1953 года он вышел в отставку по болезни. Умер он 8 ноября того же года.
4. Предоставление слово приглашённым.
Выступление Ирдинкина Виктора Васильевича капитана второго ранга, преподавателя института физкультуры ВМФ города С. Петербурга, кандидата педагогических наук.
Я, Ирдинкин Виктор Васильевич родился 25апреля 1965года в селе Старые Матаки Алькеевского района республика Татарстан.
В сентябре 1972 года пошел учиться Старо-Матаковскую в восьмилетнюю школу, где обучался по июнь 1980 года. Обучаясь в Старо-Матаковской школе, окончил восемь классов на оценки хорошо и отлично.
В сентябре 1980 года поступил в Чистопольский совхоз-техникум, который успешно окончил в 1984 году по специальности «техник- механик». Обучаясь в техникуме, с первого дня стал активно заниматься спортом и выполнил 1 взрослый спортивный разряд по лыжным гонкам и легкой атлетике.
С июня 1984 года по сентябрь 1984 года работал автомеханикам в селе Старые Матаки.
В октябре 1984 года был призван для прохождения срочной службы в Вооруженные силы в Ленинградскую область, поселок Красная Горка. С учебного отряда после принятия присяги был отобран для прохождения дальнейшей службы в резиденцию Главкома Военно-Морского Флота. Прослужив срочную службу по июнь 1986 год получил предложение поступить в Военный институт физической культуры за активное участие в соревнованиях на первенство Ленинградской Военно —Морской базы. Участвуя в различных соревнованиях по многим видам спорта, за время прохождения срочной службы выполнил норматив «Кандидат в мастера спорта».
В августе 1986 года, выдержав конкурс вступительных экзаменов (12 человек на 1 место), поступил в Военный институт физической культуры. Активно занимаясь спортом, за время обучения в институте выполнил норматив « Мастера спорта СССР» по военному троеборью. В июне 1990 года успешно окончил институт и был направлен для прохождения дальнейшей службы на Северный Флот.
В августе 1990 года был назначен начальником физической подготовки и спортом соединения подводных лодок Кольской флотилии в Мурманской области п. Лиинахамари, это 12 км от Норвегии.
За успехи в боевой службе по своей должности комaндованием Кольской флотилии был назначен на вышестоящую должность.
В июле 1994 года был назначен начальником физической подготовки и спорта дивизии больших противолодочных кораблей в г. Североморск Мурманской области, где проходил службу по июнь 1999 года. В июне 1999 года сдал экзамены по кандидатскому минимуму, поступил и был зачислен в очную адъюнктуру Военного института физической культуры г. Санкт- Петербург. В ноябре 2001 года после успешного окончания адъюнктуры присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.
Я был назначен старшим научным сотрудником научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, где прохожу службу по настоящее время.
Мне такому же мальчишке как вы очень хотелось добиться чего-то в своей жизни. Я ставил перед собой цель и всегда упopно шёл к ней, в этом мне помогал спорт. В конце своего выступления хочу пожелать вам учиться только на хорошо и отлично, успехов в спорте, и просто станьте настоящими людьми.
Выступление Тукмакова Олега Ге opгиевича майора ГРУ.
Я не на много старше вас, многие меня помнят по школе. Поступил я в Старо Матакскую среднюю школу в 1986 году. Учился в основном на «5», участвовал на многих районных предметных олимпиадах и занимал призовые места. Занял в 1984 году 4 место по республике на олимпиаде по физике. Учёба давалась легко но, к сожалению учась в школе, я недостаточно прилагал усилия для приобретения более основательных знаний. В будущем, мне пришлось навёрстывать упущенное уже в училище, по ночам. В 1986 году окончил школу серебряной медалью и поступил в КГПУ на факультет Физики и Математики. Отучился первый курс и принял решение поступать в Рязанское высшее Воздушно-Десантное комaндное училище. Любовь к спорту, тяга к знаниям мне в очередной раз помогли. Поступил я в училище с первого раза и оказался в первом развед-взводе, первой роты, первого отделения. Быть первым это черта хаpaктера, которая мне всегда помогает. В 2002 году окончил училище с красным дипломом. По распределению был направлен в ГРУ. Многого о моей сегодняшней службе я рассказать не могу по причине закона о не разглашении государственной тайны. Я женат, у нас растёт дочь Екатерина. Всем наверно вам известен фильм «Офицеры». В этом фильме прозвучала одна фраза, которая стала девизом или путеводной звездой всех офицеров нашей необъятной Родины «Есть такая профессия Родину защищать».
Иногда слышны разговоры о том, что молодые люди не хотят идти служить в армию. Служба в армии закаляет человека, придаёт уверенность в себе. Кроме этого на современном этапе существует такая тенденция, что молодым людям не отслужившим в армии труднее устроится на работе.
Заканчивая моё выступление, хочу пожелать всем мальчикам и юношам стать достойными защитниками своей Родины. Для этого сегодня имеются все условия.
5. Заключение. Выступление учителя.
Сегодня мы с пользой провели время. Узнали очень многое из истории села. Ближе узнали наших односельчан, которые сегодня стоят на страже нашего отечества. Каждый из вас, я надеюсь, сделает правильный вывод.
Сегодня быть первым и выигрывать конкуренцию это качества необходимые личности при достижении поставленных целей. Динамичность мира, в котором мы живём, диктует нам такую формулу успеха, которая не реализуема без нравственных позиций, без уважения старшего поколения, без знания истории своей страны, края, села. В наше сложное время каждому молодому человеку необходимо готовить себя к различным непредвиденным ситуациям, к службе в армии. И быть готовым защитить себя, родных и близких, свою Родину
В настоящее время как никогда ясно, что без позитивного отношения к своей Родине, к своему Отечеству невозможно двигаться вперёд, так как наше будущее должно иметь свою духовно – нравственную основу, свой духовно – нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. Каждый нормальный человек осознаёт себя частицей своей семьи, своей наци, своей Родины. И у каждого человека должна сформироваться ответственность за свою семью, за свою нацию, за свою Родину – Россию.
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
03 10 2023 5:35:43
Урок посвящен 15-летию Совета Федерации. Основной целью являлось на основе статей Конституции Российской Федерации, а также дополнительного материала изучить деятельность, вопросы ведения и основные полномочия Совета Федерации.
...
02 10 2023 22:13:21
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
01 10 2023 10:26:47
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
30 09 2023 17:19:56
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы.
...
29 09 2023 18:22:25
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
28 09 2023 22:24:12
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
27 09 2023 15:47:54

При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Так на уроке показаны некоторые приемы активизации учебно-познавательной деятельности суворовцев на основе использования элементов информационно-коммуникационных технологий....
26 09 2023 12:17:58
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
25 09 2023 13:39:20
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
24 09 2023 11:55:58
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
23 09 2023 20:33:44
Автор формирует основные картографические знания и умения учащихся, учит узнавать и называть изображённое на карте географическое прострaнcтво: географические направления, части света. Определяет хронологический период, определяет последовательность событий и явлений. Читает легенду карты, представляет историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа, отображает личные прострaнcтвенно-исторические представления в виде ментальной карты....
22 09 2023 22:46:36
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
21 09 2023 0:44:48
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
20 09 2023 2:39:16
Данный урок краеведческий. Цель урока: формирование образного представления у обучающихся об истории и развитии родного края в XVII веке. В конце урока ребятам предлагается разгадать кроссворд, с помощью которого определяется уровень освоения материала....
19 09 2023 2:49:29
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
18 09 2023 8:23:58
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
17 09 2023 10:52:58
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
16 09 2023 6:36:21
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
15 09 2023 0:15:42
В статье приводятся образцы пpaктических заданий по истории, мировой художественной культуре и москвоведению для 5-7-х классов, которые можно использовать на уроках повторения и обобщения материала и на уроках углубления знаний учащихся. На этих занятиях идёт повторение ранее изученных исторических терминов и понятий, школьники учатся оперировать новой терминологией, запоминают правильное написание слов; работают с историческими схемами, помогающими раскрытию темы урока....
14 09 2023 17:42:41
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
13 09 2023 19:44:40
Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....
12 09 2023 16:49:36
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении.
Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий.
...
11 09 2023 14:19:46
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
10 09 2023 7:15:16
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
09 09 2023 8:42:30
Реформация - один из ключевых тем школьного курса Новой истории. Урок проводится в форме лабораторного занятия, что позволяет развивать аналитические умения работы с историческими источниками, усилить познавательный интерес к истории и самостоятельным способам ее изучения.
...
08 09 2023 7:44:16
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
07 09 2023 0:33:44
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
06 09 2023 2:14:37
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
05 09 2023 3:23:17
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
04 09 2023 0:37:56
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики.
...
03 09 2023 1:43:38
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
02 09 2023 20:22:36
Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....
01 09 2023 3:22:49
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе.
...
31 08 2023 14:11:25
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
30 08 2023 6:29:58
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
29 08 2023 4:53:12
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
28 08 2023 2:40:45
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
27 08 2023 23:54:23
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
26 08 2023 1:18:30
Урок истории в 6-м классе основан на использовании элементов технологии критического мышления. Данный урок проходит в форме групповой работы учащихся (УМК А.А. Данилова и Л.Г. Косулина «История России с древнейших времен…» издательства «Просвещение»)....
25 08 2023 13:20:12
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
24 08 2023 9:31:41
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
23 08 2023 19:15:10
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества.
...
22 08 2023 12:58:54
Методика использования урока в образовательном процессе: предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Урок строится на основе электронного учебника "История XX века". М.: Клио Софт. 2001....
21 08 2023 19:54:57
Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....
20 08 2023 17:55:28
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
19 08 2023 3:20:18
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
18 08 2023 21:26:50
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
17 08 2023 7:29:29
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
16 08 2023 5:42:43
Тема урока направлена на дальнейшее изучение духовной сферы общества. На уроке вводится понятие формы культуры (народная, элитарная, массовая). На следующем уроке изучаются понятия субкультура и контркультура. На нем применяются элементы проектной деятельности и индивидуализированного обучения. Урок построен на принципах индивидуализации и дифференциации учебного материала. Обучающиеся получают разноуровневые задания по теме урока, по мере выполнения заполняют карту достижений....
15 08 2023 23:24:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::