Урок изучения нового материала по истории России в 11-м классе по теме "Начало Великой Отечественной войны. Лето–осень 1941 года. Причины неудач Красной Армии"
Цель урока:
- формирование представления о причинах поражения Красной Армии в первые месяцы войны.
Задачи урока:
- развитие когнитивных способностей учащихся (аналитичности, сообразительности), оргдеятельностных способностей (отбирать, оценивать изучаемый материал, готовить текст выступления).
- образовательная задача: определение причин отступления Красной Армии;
- воспитательная задача: воспитание чувства ответственности, взаимопомощи при работе в коллективе.
Оборудование:
- карта "Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг.";
- видеофильм "Великая Отечественная война";
- ксерокопии документов;
- оценочные листы.
Учебно-методический комплекс темы.
Программа:
- О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев "Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века". Программы для общеобразовательных учреждений 10-11 классы // М.: "Дрофа", 2006.
Учебные пособия:
- О.В.Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин "Россия и мир" // М.: "Дрофа", 2006.
Методическая литература:
- Великая отечественная война 1941-1945. Энциклопедия для школьников // М.: Олма-Пресс, 2005, стр. 78-79;
- Данилов А.А., Косулина Л.Г.. Рабочая тетрадь по истории России 1928-1953г. // М.: “Просвещение”, 2000, стр. 227-281;
- Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по Отечественной истории // М.: Просвещение, 1996г., стр. 183-193;
- Чернова М.В. Великая Отечественная война. // М: Чистые пруды, 2005, стр. 23-26.
Тип занятия: урок изучения нового материала.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Формулирование вопроса для работы в группах.
- Работа в группах по предложенным документам.
- Выступление групп учащихся.
- Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны.
- Рефлексия.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Определение образовательного объекта эвристической ситуации.
На первом этапе урока стоит задача организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся. Для этого используется метод эвристического наблюдения (способ добывания знаний из окружающей действительности). Учитель показывает картину трагического начала Великой Отечественной войны, а также приём "оживления" карты.
- Далее слово учителя. “Мы начинаем изучение темы Великая Отечественная война. Со дня окончания войны прошло много лет. Но она осталась в нашей памяти, потому что нет такой семьи, которую не затронуло бы горе войны”.
- 22 июня... учитель демонстрирует фрагмент видеофильма "Великая Отечественная война".
Далее учитель продолжает. “В первые месяцы войны Советский Союз потерял тысячи танков и самолетов, погибли и попали в плен миллионы солдат и офицеров. Наступление фашистских войск было стремительным. К осени 1941 года немецкая армия захватила Литву, Латвию, Эстонию, Украину, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Европейской России (показывает на карте). Десятки миллионов советских людей оказались на оккупированной территории”.
- Далее учитель читает отрывок из воспоминаний участника войны "...сегодня 6-ой день войны. Мы остались вдвоём: Павел Абрамов и я. Сижу в изрешеченном, изуpoдованном танке.
Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Снарядов нет, патроны на исходе".
- Далее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения К. Симонова:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как слёзы они вытирали украдкою
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как вслед нам шептали: - Господь вас спаси!
Как кринки несли нам усталые женщины,
И снова себя называли солдатками,
Притаив, как детей, от дождя их к гpyди.
Как встарь, повелось на великой Руси...
2. Формулирование вопроса для работы в группах. Формулирование открытого задания с неизвестным решением.
На этом этапе урока используется приём "восстановления" истории. Этот прием позволяет активизировать внимание учащихся, способствует осмысленному изучению и восприятию новых знаний. Формулируется задание: Почему Красная Армия отступала?
- Далее учитель задает вопрос: "Давайте попытаемся представить себя на месте тех советских людей. Какие у них, были мысли, настроение? Какой вопрос они могли задать и наверняка задавали себе?"
- Большинство учащихся отвечают: “Почему Красная Армия отступала и терпела поражение?".
Далее учитель говорит: "Ответа на этот вопрос мы не знаем, я хочу предложить найти ответ. Перед вами пакет документов. Представьте себя на месте современных историков и определите причины отступления Красной армии в первые месяцы войны". Класс делится на группы. Каждая группа получает пакет документов (Приложение 1), в которых должна найти ответ на поставленный вопрос.
3. Работа в группах по предложенным документам. Решение возникшей проблемы - создание образовательного продукта.
Задача данного этапа - дать учащимся конкретные представления об изучаемом объекте методом исследования. Таким объектом явилось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Используется такая форма организационной деятельности учащихся, как групповая работа по общей теме урока. Ученики взаимодействуют внутри группы, обсуждают новый материал, готовят выступление.
В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности. Учащиеся сами ставят цели, планируют свою деятельность, распределяют работу внутри группы. Этот этап урока позволяет учащимся реализовать свои конкретные, индивидуальные способности.
Идёт работа в группах в течение 15 минут. Учащиеся должны полученный ответ записать на листе и защитить у доски перед другими группами.
4. Выступление групп учащихся. Демонстрация образовательного продукта.
На этом этапе учащиеся демонстрируют конечный продукт своей деятельности в форме версий причин поражения Красной Армии в начале войны. Для этого используется наглядный метод. Этап урока является результатом активного восприятия исследования объекта. Предполагает осмысленное слушание. Защищая свой образовательный продукт, учащиеся приобретают веру в себя.
Далее учащиеся высказывают свои версии, почему Красная Армия отступала. Версии демонстрируют у доски и защищают, обосновывают, закрепляют наглядно для дальнейшего сравнения.
5. Сравнение версий учащихся с официальными версиями причин поражения Красной армии в начале войны. Деятельность по сравнению образовательных продуктов.
На этом этапе активизируется мыслительная деятельность, и учащиеся подходят к ответу на поставленный вопрос к теме урока. Учитель применяет метод сравнения, когда ученики сравнивают свои версии с историческим аналогом. Этот метод позволяет откорректировать знания, полученные учащимися. Происходит осознание учащимися достигнутой цели.
- Далее учитель говорит: “ Ребята, вы высказывали свои предположения о причинах отступления Красной Армии в первые месяцы войны. В современной исторической науке тоже есть объяснения причин отступления Красной Армии в первые месяцы войны. Сравните полученные вами ответы с теми, которые предлагает учитель. Они висят на доске и лежат перед вами на парте”.
Причины неудач Красной Армии летом-осенью 1941 г.
Низкая боеспособность армии из-за сталинских репрессий.
- Снижение уровня военно-технической мысли.
- Ошибка в определении сроков войны.
- Игнорирование сообщений о подготовке Германии к нападению.
- Не учтен опыт военных действий Германии в 1939-1941 г. и советско-финляндской войны.
- Плохое оснащение вооруженных сил современной техникой.
- Неподготовленность западных границ к отражению удара неприятеля.
- Просчеты Сталина в оперативно-тактических вопросах.
- Специфика политической ситуации в стране.
Далее группы сравнивают свои версии с теми, которые предлагает учитель. Делают выводы, что им удалось ответить на поставленный вопрос в начале урока. Учащиеся выполнили задание и правильно определили, почему Красная Армия отступала в первые месяцы войны.
6. Рефлексия. Самооценка.
На этом этапе учащиеся оценивают свою деятельность, подводят рефлексивный итог: что сделано, как работали.
Далее учитель спрашивает: “Ребята, а как вы считаете, какая группа лучше поработала, почему?” (нашли больше версий, лучше говорила и защищала свои версии).
- А теперь оцените каждый свою работу в зависимости от того вклада, который вы сделали, чтобы найти ответ на вопрос. Заполните таблицу.
Определение задачи урока | Анализ документов | Предложение версий | Участие в обсуждении версий | Удовлетворен ли своей работой на уроке, почему? | Оценка |
7. Задание на дом. Оценка результатов обучения.
Учитель комментирует работу каждого ученика на уроке.
Далее учитель ставит задачу в виде эвристического домашнего задания.
- Задание на дом: “Ребята, есть ещё одна точка зрения о причинах поражения Красной Армии, она была опубликована в газетах 3 июля 1941г. - это речь Сталина. Сопоставьте две точки зрения и подумайте, почему одним и тем же фактам даётся разное объяснение. Ответ запишите в тетради. В помощь вам страница учебника 153-161”
Обобщающий урок по теме "Внешняя политика России"; сравнительный анализ Крымской и Русско-японской войн для учащихся 10–11-х классов. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащиеся изучают документы, справочные материалы, заполняют аналитическую таблицу. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
22 03 2023 23:23:19

В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
21 03 2023 16:35:23
Ефремовский край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них – Ге opгий Владимирович Любомудров. Учитель-энциклопедист всю свою долгую жизнь посвятил обучению детей ботанике, зоологии, химии, астрономии. Стоял у истоков создания Ефремовского общества краеведов. ...
20 03 2023 23:17:19
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
19 03 2023 0:19:43
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
18 03 2023 15:51:17
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся.
...
17 03 2023 23:37:16
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
16 03 2023 2:24:13
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
15 03 2023 10:54:58
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию.
...
14 03 2023 0:24:18
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
13 03 2023 23:49:53
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
12 03 2023 6:18:47
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи.
...
11 03 2023 5:14:36
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.
...
10 03 2023 22:35:33
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
09 03 2023 20:15:37
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
08 03 2023 0:19:35
На данном мероприятии обобщались знания детей о Лодейном Поле. Ученики, систематизировав краеведческий материал, создали книгу по истории города. Использование технологий сотрудничества и сотворчества позволило поддержать интерес ребят к истории через потребность самостоятельно получать знания из различных источников....
07 03 2023 0:44:46
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
06 03 2023 6:30:17
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
05 03 2023 16:37:59
Цели урока: активизация познавательной деятельности на уроках истории; развитие интереса к изучаемому предмету; развитие коммуникативных качеств учащихся....
04 03 2023 3:47:17
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте.
...
03 03 2023 20:34:22
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
02 03 2023 5:14:53
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
01 03 2023 13:33:33
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
28 02 2023 13:16:36
В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....
27 02 2023 23:17:52
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
26 02 2023 10:49:38
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
25 02 2023 23:10:31
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
24 02 2023 22:45:42
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок".
...
23 02 2023 22:38:33
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
22 02 2023 21:17:59
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
21 02 2023 10:12:11
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
20 02 2023 5:48:26
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
19 02 2023 19:10:17
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
18 02 2023 13:27:20
Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....
17 02 2023 3:47:45

У учащихся формируется правовая культура. Проpaбатывается глава 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России. У учащихся воспитывается осознанное уважение к Конституции как к основному закону Российской Федерации....
16 02 2023 10:33:16
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
15 02 2023 14:51:34
В настоящих условиях возрастает роль экономических знаний, связанных с реализацией профессиональных интересов. Новые формы работы с подростками должны уже сейчас предоставлять им возможность почувствовать себя экономически грамотными хозяевами и даже собственниками. Мы предлагаем свою разработку экономической игры, адаптированную для школ с программой по экономике 1 час в неделю. В статье представлены правила игры, организация и анализ итогов.
...
14 02 2023 12:53:55
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
13 02 2023 1:11:38
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
12 02 2023 10:12:52
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I....
11 02 2023 5:53:14
Данный урок истории в 9-м классе посвящен борьбе между советскими руководителями после cмepти И.В. Сталина. Разработан на основе учебника «История России. XX век» А.Т. Перевезенцева....
10 02 2023 15:36:30
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
09 02 2023 23:47:46
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
08 02 2023 17:43:42

Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
07 02 2023 5:24:49
Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности.
...
06 02 2023 21:14:49
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
05 02 2023 2:33:17
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
04 02 2023 18:41:34

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
03 02 2023 5:15:51
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
...
02 02 2023 12:49:42
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
01 02 2023 17:11:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::