Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)
Цели:
- показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
- проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
- развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.
Оборудование:
- роман Л. Толстого “Война и мир” (3 том), иллюстрации к роману;
- мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
- схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
- карта и схема сражения “Бородинская битва”;
- таблицы.
Опережающее задание: викторина “Бородино”.
Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опopных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.
Ход 1-го урока (история)
1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу
2. Работа с эпиграфом урока
Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?
3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)
– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.
М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.
– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.
– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?
– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?
М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?
Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.
Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.
1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).
П л а н
- Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
- Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
- Викторина “Бородино”.
- Л.Н.Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения (по роману “Война и мир”).
- Описание Бородинской битвы (по историческим материалам и роману “Война и мир”).
- Проверка составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | ||
2. Подготовка к сражению | ||
3. Соотношение сил накануне сражения | ||
4. Ход сражения | ||
5. Итоги сражения, значение. |
1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.
Презентации о Наполеоне и Кутузове.
11 августа Кутузов, назначенный главнокомaндующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.
Сообщения учащихся.
1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.
2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение
Класс работает с таблицей.
Проверка таблицы:
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве. В случае победы – преследовать французов. | |
2.Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. Наполеон не сможет применить излюбленную тактику: прорыв на флангах(р.Москва, лес, болота, Р.Колоча). | |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона |
|
4. Ход сражения | Схема сражения навязана Наполеону
Кутузовым. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями. |
|
5. Итоги сражения, значение. | Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %),
французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…” Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. |
Беседа по вопросам:
Вопрос об итогах битвы является спopным. Почему историки до сих пор спорят?
– Как вы считаете, кто одержал победу?
– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?
Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.
Викторина “Бородино”
- В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)
- Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)
- Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)
- Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)
- Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)
- Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)
- Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)
- Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)
- Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)
Ход 2-го урока (литература)
4. Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.
1. Вступительное слово учителя литературы (слайд):
Л.Н.Толстой писал: “Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит своё представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка. … Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомaндующего. … Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.
Итак, задача художника и историка совершенно различна и разноголосие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя”.
Л.Н.Толстой был не удовлетворён тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.
О целях, подготовке Бородинского сражения прочитайте в 3 томе (гл.19, ч. 2): “Для чего было дано Бородинское сражение?..”
2. Составляем таблицу “Спор Толстого с историками о ходе Бородинского сражения и его значении”:
Мнение Толстого | Мнение историков | |
Было ли продумано Бородинское сражение? | Бородинское сражение не было продумано, более того, Кутузов не хотел принимать его. | Бородинское сражение было заранее продумано. |
Какую роль играло Бородинское поле? | Бородинское поле не имело никаких стратегических достоинств. | Бородинское поле- лучшее место для сражения. Наполеон не смог применить прорыв на флангах: не позволял рельеф местности. |
Проходило ли сражение там, где было запланировано? | Сделал важное военно-историческое открытие: сражение происходило не там, где должно было состояться | Сражение проходило там, где было запланировано. |
Бородинское сражение: победа или поражение? | Утверждал, что это была победа, т.к. французы понесли не только большие потери, но и проиграли психологически, стратегически | Бородинское сражение было проиграно, это было тактическое поражение русской армии. Наполеон вошёл в Москву. |
Роль военачальников | От действий полководцев мало что зависело | Превозносили роль военачальников. |
Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы: “Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным”; “Прямым следствием Бородинского сражения было…” (т.3 ч.2 гл.39, заключительные строки).
3. Беседа по вопросам (фронтальная):
– Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман?
– Как вы понимаете слова Толстого: “Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”? (3 том, ч. 2, гл. 19)
– Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили “непроизвольно и бессмысленно”? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие – неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом?
4. Работа в группах по вопросам (проекты, презентации, сообщения):
- Образ Кутузова и его роль в романе. ОСК “Кутузов”.
- Образ Наполеона и его роль в романе. ОСК “Наполеон”.
Сравнительная хаpaктеристика полководцев. Составление таблицы:
Кутузов | Наполеон |
|
|
|
|
|
|
Вывод: Одно из важнейших мест в романе отводится изображению полководца народной войны – М.Кутузова. “Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории – писал А.Пушкин. – Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. ибо Кутузов один обречён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!”
Подвиг русского полководца нашёл отражение в стихах Державина, Жуковского, Рылеева, Пушкина…
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!..
В. Жуковский
Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был…
Г. Державин
- Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
- Какой увидел битву П.Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (т.3 ч.2 гл.31-32). Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: “Нет, теперь они оставят это. Теперь они ужаснутся того, что они сделали!”
- Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (т.3 ч.2 гл.36,37)
- Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39). Таблица.
5. Проверка таблицы, составленной в течение урока:
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве | “…не имело ни малейшего смысла…” |
2.Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления | “Русские не отыскивали лучшей
позиции…”; “…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…” |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона |
100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов |
4. Ход сражения | Схема сражения навязана Наполеону
Кутузовым. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями |
Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова |
5. Итоги сражения, значение | Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %),
французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл
войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не
превозмогла твёрдость духа российского
солдата…” Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. |
“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”. |
5. Подведение итогов
Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Толстого “Война и мир”. Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и. несмотря на разногласия Толстого с учёными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к “богатырям русским”, защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман “Война и мир”, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что “…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью”, “…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”.
Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос: Кто тут нам помог? Классик даёт ответ на этот вопрос.
Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)
Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и роман Толстого написать эссе “Гроза двенадцатого года…”.
Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....
27 03 2023 5:15:56
На уроке прослеживается формирование антидемократического режима в России в 30-е годы XX века и превращение советского госсударства в тоталитарное.
...
26 03 2023 23:41:35
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
25 03 2023 23:36:54
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов.
...
24 03 2023 14:59:40
Урок рассказывает о выращивании, применении и пользе льна. Автор статьи обобщает исторический опыт по применению крестьянских промыслов в наше время, усиливает интерес обучающихся к предметам технологии и краеведения, воспитывает чувство патриотизма, гордости за Малую Родину....
23 03 2023 0:29:50
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет.
...
22 03 2023 5:28:57
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
21 03 2023 2:48:51
Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников.
...
20 03 2023 8:20:34
Уроки в форме деловой игры требуют от учителя творческого подхода и активизируют познавательную деятельность учащихся. История как наука чаще всего затрагивает социально-экономический спектр вопросов, изучая культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, учащиеся знакомятся с внутренним миром этих людей, их образом жизни. ...
19 03 2023 18:46:36
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
18 03 2023 17:41:44
Данный урок проводится в 8-м классе, является интегрированным: обществознание и психология.
Задачи урока: определить понятия семья, любовь; познакомить с к классификациями чувства любви и любви как отношения к другому; выявить перспективность мотивов вступления в бpaк; подвести учащихся к осознанию своего опыта и своих взаимоотношений.
...
17 03 2023 6:15:33
Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.
...
16 03 2023 7:44:47
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
15 03 2023 14:34:26
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
14 03 2023 14:22:22
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
13 03 2023 8:51:58
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
12 03 2023 4:10:12
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
11 03 2023 10:12:39
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
10 03 2023 17:38:14
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
09 03 2023 8:48:33
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
08 03 2023 3:10:42
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
07 03 2023 18:24:51
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
06 03 2023 21:33:54
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
05 03 2023 2:15:33
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
04 03 2023 1:19:33
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
03 03 2023 8:34:10
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
02 03 2023 13:56:35
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
01 03 2023 15:33:38
Урок предназначен для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля или 11-х классов социально-экономического профиля. Целью урока является обобщение и систематизация знаний о государстве, его признаках, функциях, формах, полученные в процессе изучения курса обществознания; использование материала о государственном устройстве стран мира, полученного на других уроках; отработка умений выделять существенные признаки, ранжировать полученные сведения, использовать знания, полученные на других уроках; воспитание активной гражданской позиции, умения ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира....
28 02 2023 23:14:12
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию.
...
27 02 2023 19:13:11
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
26 02 2023 13:16:32
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
25 02 2023 6:54:52
Урок посвящен изучению войны в Афганистане. Урок в форме пресс-конференции позволяет как осмыслить уже знакомый материал, так и подумать о возможных вариантах развития событий.
...
24 02 2023 7:44:31
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
23 02 2023 8:17:59
В статье обобщается опыт работы по изучению и применению метода учебного проекта в преподавании права. Доказывается значимость этого метода в формировании компетенций учащихся, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию.
...
22 02 2023 6:25:41
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
21 02 2023 23:37:45
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
20 02 2023 15:21:38
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
19 02 2023 17:27:27
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
18 02 2023 14:57:12
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
17 02 2023 12:49:16
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
16 02 2023 16:32:13
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
15 02 2023 3:16:16
Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....
14 02 2023 22:23:11
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
13 02 2023 4:20:17
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
12 02 2023 0:31:42
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
11 02 2023 3:19:46
Цель урока: рассмотреть сущность конфликтов, их разнообразие и стратегии поведения в конфликтной ситуации....
10 02 2023 9:33:12
Урок проведен по технологии творческих мастерских. Основные идеи мастерских состоят в том, чтобы создать условия учащимся для индивидуального выдвижения идеи и ее развития как в индивидуальной, так и групповой работе. В процессе совместного обдумывания проблемы возможен переход на новый качественный уровень, что ведет к новому видению проблемы....
09 02 2023 10:40:38
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
08 02 2023 23:38:26

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
07 02 2023 23:40:19
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
06 02 2023 13:23:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::