Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)
Цели:
- показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
- проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
- развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.
Оборудование:
- роман Л. Толстого “Война и мир” (3 том), иллюстрации к роману;
- мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
- схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
- карта и схема сражения “Бородинская битва”;
- таблицы.
Опережающее задание: викторина “Бородино”.
Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опopных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.
Ход 1-го урока (история)
1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу
2. Работа с эпиграфом урока
Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?
3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)
– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.
М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.
– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.
– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?
– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?
М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?
Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.
Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.
1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).
П л а н
- Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
- Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
- Викторина “Бородино”.
- Л.Н.Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения (по роману “Война и мир”).
- Описание Бородинской битвы (по историческим материалам и роману “Война и мир”).
- Проверка составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | ||
2. Подготовка к сражению | ||
3. Соотношение сил накануне сражения | ||
4. Ход сражения | ||
5. Итоги сражения, значение. |
1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.
Презентации о Наполеоне и Кутузове.
11 августа Кутузов, назначенный главнокомaндующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.
Сообщения учащихся.
1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.
2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение
Класс работает с таблицей.
Проверка таблицы:
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве. В случае победы – преследовать французов. | |
2.Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. Наполеон не сможет применить излюбленную тактику: прорыв на флангах(р.Москва, лес, болота, Р.Колоча). | |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона |
|
4. Ход сражения | Схема сражения навязана Наполеону
Кутузовым. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями. |
|
5. Итоги сражения, значение. | Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %),
французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…” Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. |
Беседа по вопросам:
Вопрос об итогах битвы является спopным. Почему историки до сих пор спорят?
– Как вы считаете, кто одержал победу?
– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?
Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.
Викторина “Бородино”
- В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)
- Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)
- Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)
- Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)
- Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)
- Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)
- Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)
- Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)
- Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)
Ход 2-го урока (литература)
4. Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.
1. Вступительное слово учителя литературы (слайд):
Л.Н.Толстой писал: “Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит своё представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка. … Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомaндующего. … Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.
Итак, задача художника и историка совершенно различна и разноголосие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя”.
Л.Н.Толстой был не удовлетворён тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.
О целях, подготовке Бородинского сражения прочитайте в 3 томе (гл.19, ч. 2): “Для чего было дано Бородинское сражение?..”
2. Составляем таблицу “Спор Толстого с историками о ходе Бородинского сражения и его значении”:
Мнение Толстого | Мнение историков | |
Было ли продумано Бородинское сражение? | Бородинское сражение не было продумано, более того, Кутузов не хотел принимать его. | Бородинское сражение было заранее продумано. |
Какую роль играло Бородинское поле? | Бородинское поле не имело никаких стратегических достоинств. | Бородинское поле- лучшее место для сражения. Наполеон не смог применить прорыв на флангах: не позволял рельеф местности. |
Проходило ли сражение там, где было запланировано? | Сделал важное военно-историческое открытие: сражение происходило не там, где должно было состояться | Сражение проходило там, где было запланировано. |
Бородинское сражение: победа или поражение? | Утверждал, что это была победа, т.к. французы понесли не только большие потери, но и проиграли психологически, стратегически | Бородинское сражение было проиграно, это было тактическое поражение русской армии. Наполеон вошёл в Москву. |
Роль военачальников | От действий полководцев мало что зависело | Превозносили роль военачальников. |
Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы: “Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным”; “Прямым следствием Бородинского сражения было…” (т.3 ч.2 гл.39, заключительные строки).
3. Беседа по вопросам (фронтальная):
– Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман?
– Как вы понимаете слова Толстого: “Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”? (3 том, ч. 2, гл. 19)
– Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили “непроизвольно и бессмысленно”? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие – неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом?
4. Работа в группах по вопросам (проекты, презентации, сообщения):
- Образ Кутузова и его роль в романе. ОСК “Кутузов”.
- Образ Наполеона и его роль в романе. ОСК “Наполеон”.
Сравнительная хаpaктеристика полководцев. Составление таблицы:
Кутузов | Наполеон |
|
|
|
|
|
|
Вывод: Одно из важнейших мест в романе отводится изображению полководца народной войны – М.Кутузова. “Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории – писал А.Пушкин. – Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. ибо Кутузов один обречён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!”
Подвиг русского полководца нашёл отражение в стихах Державина, Жуковского, Рылеева, Пушкина…
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!..
В. Жуковский
Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был…
Г. Державин
- Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
- Какой увидел битву П.Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (т.3 ч.2 гл.31-32). Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: “Нет, теперь они оставят это. Теперь они ужаснутся того, что они сделали!”
- Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (т.3 ч.2 гл.36,37)
- Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39). Таблица.
5. Проверка таблицы, составленной в течение урока:
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве | “…не имело ни малейшего смысла…” |
2.Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления | “Русские не отыскивали лучшей
позиции…”; “…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…” |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона |
100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов |
4. Ход сражения | Схема сражения навязана Наполеону
Кутузовым. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями |
Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова |
5. Итоги сражения, значение | Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %),
французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл
войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не
превозмогла твёрдость духа российского
солдата…” Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. |
“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”. |
5. Подведение итогов
Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Толстого “Война и мир”. Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и. несмотря на разногласия Толстого с учёными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к “богатырям русским”, защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман “Война и мир”, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что “…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью”, “…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”.
Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос: Кто тут нам помог? Классик даёт ответ на этот вопрос.
Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)
Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и роман Толстого написать эссе “Гроза двенадцатого года…”.
Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
02 10 2023 8:10:26
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
01 10 2023 1:21:53
Один из способов развития одаренности детей – урок-турнир. Турниры – это не только состязания духа, силы и интеллекта, но и увлекательное романтическое приключение, погружение в исторические или фантастические реалии той или иной культуры. На таких уроках дети имеют возможность раскрыть свои способности, таланты, проявить самостоятельность и создать что-то свое. Такие занятия требуют тщательной подготовки, продумывания заданий с учетом возможностей учащихся....
30 09 2023 8:50:19
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
29 09 2023 17:10:20
Данный материал представляет собой сценарий историко-литературной игры "Колесо истории" для учащихся 8-9-х классов по теме: "Исторические произведения А.С. Пушкина". Мероприятие проводилось в рамках предметной недели гуманитарной направленности. Этапы внеклассного мероприятия соответствуют телевизионной версии. Проведению мероприятия предшествует большая творческая подготовка участников.
...
28 09 2023 2:44:55
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
27 09 2023 4:18:48
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
26 09 2023 15:41:26
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
25 09 2023 17:41:41
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
24 09 2023 15:29:51
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
23 09 2023 12:58:26
Цель урока – обеспечение качества усвоения знаний по истории и обществознанию; развитие общеучебных умений и навыков; содействие развитию ИКТ-компетентности; организация деятельности учащихся, направленная на самореализацию их личности....
22 09 2023 9:19:59
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
21 09 2023 16:12:48
Урок представляет материал из раздела «Древний Рим» по истории Древнего мира. Сравнивая Древний Рим с Грецией, в проблемном диалоге учащиеся учатся делать выводы о схожести или различии этих двух государств, выявлять общее и различное в формах правления у древних римлян и греков, сравнивать римскую республику и греческий полис....
20 09 2023 2:21:12
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
19 09 2023 7:14:28
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
18 09 2023 7:37:27
Сложные вопросы политической жизни страны, история становления и развития демократии в России становятся доступными и понятными учащимся. Особенность подготовки к такому уроку предусматривает самостоятельную работу старшеклассников под руководством педагога, работу с документами, составление плана ответа. Форма проведения урока позволяет детям представить подготовленный материал, доказывать свою точку зрения в ходе политических дебатов. Урок предполагает участие приглашенных на урок представителей власти, затрагивает проблемы жизнедеятельности села....
17 09 2023 6:47:53
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках.
...
16 09 2023 9:20:26
Цели классного часа: дать информацию о войне, выяснить какое участие в ней принимали жители Карелии; сформировать у учащихся чувство гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу Отечества, готовности к ее защите....
15 09 2023 18:35:34
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
14 09 2023 21:17:23
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
13 09 2023 10:27:39
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ.
...
12 09 2023 2:49:41
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы".
В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе.
...
11 09 2023 13:28:25
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
10 09 2023 8:39:43

Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
09 09 2023 16:13:17
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
08 09 2023 16:14:13
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
07 09 2023 0:47:58
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании.
...
06 09 2023 11:24:29
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
05 09 2023 15:42:51
Автор показывает учащимся взаимосвязь двух школьных предметов на примере повторения и закрепления пройденного материала по истории и введение на его основе новой лексики на английском языке....
04 09 2023 11:11:45
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
03 09 2023 10:21:58
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
02 09 2023 18:32:23
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
01 09 2023 1:19:16
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
31 08 2023 1:10:35
Факультативное занятие по обществоведению для 10—11-х классов. Данное занятие направлено на то, чтобы, участвуя в разработке символики на местном, локальном уровне, формировать в дальнейшем неравнодушное отношение и уважение к государственным и национальным символам.
...
30 08 2023 10:21:49
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
29 08 2023 20:34:21
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
28 08 2023 4:44:31
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
27 08 2023 8:21:25
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
26 08 2023 15:51:27
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
25 08 2023 11:43:52
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
24 08 2023 2:40:59
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также.
...
23 08 2023 23:43:24
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
22 08 2023 0:35:15
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
21 08 2023 19:26:52
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
20 08 2023 5:21:42
Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.
...
19 08 2023 7:44:44
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу.
...
18 08 2023 1:16:33
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
17 08 2023 5:56:46
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
16 08 2023 8:51:54
Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....
15 08 2023 10:52:14
Урок по программе А.Н. Кравченко «Человечество как сумма поколений» позволяет реализовать принцип внутрипредметной и межпредметной интеграции (математика, литература, искусство, история, краеведение). Формирование интеллектуальных и творческих способностей школьников на основе краеведческих знаний, бережного отношения к традициям своей семьи представляет пpaктическую ценность в воспитании....
14 08 2023 11:23:28
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::