Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)


    Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)


Цели:

  • показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
  • проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
  • развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование:

  • роман Л. Толстого “Война и мир” (3 том), иллюстрации к роману;
  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
  • схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
  • карта и схема сражения “Бородинская битва”;
  • таблицы.

Опережающее задание: викторина “Бородино”.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опopных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.

Ход 1-го урока (история)

1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу

2. Работа с эпиграфом урока

Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?

3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)

– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.

М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.

– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.

– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?

– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?

М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?

Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.

Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.

1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).

П л а н

  1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
  2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
  3. Викторина “Бородино”.
  4. Л.Н.Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения (по роману “Война и мир”).
  5. Описание Бородинской битвы (по историческим материалам и роману “Война и мир”).
  6. Проверка составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
  Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”
1. Цели, преследуемые русской армией    
2. Подготовка к сражению    
3. Соотношение сил накануне сражения    
4. Ход сражения    
5. Итоги сражения, значение.    

1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.

Презентации о Наполеоне и Кутузове.

11 августа Кутузов, назначенный главнокомaндующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.

Сообщения учащихся.

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.

2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение

Класс работает с таблицей.

Проверка таблицы:

  Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”
1. Цели, преследуемые русской армией Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве. В случае победы – преследовать французов.  
2.Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. Наполеон не сможет применить излюбленную тактику: прорыв на флангах(р.Москва, лес, болота, Р.Колоча).  
3. Соотношение сил накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

 
4. Ход сражения Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями.

 
5. Итоги сражения, значение. Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %).

Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км.

Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

 

Беседа по вопросам:

Вопрос об итогах битвы является спopным. Почему историки до сих пор спорят?

– Как вы считаете, кто одержал победу?

– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?

Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.

Викторина “Бородино”

  1. В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)
  2. Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)
  3. Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)
  4. Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)
  5. Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)
  6. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)
  7. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)
  8. Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)
  9. Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)

 Ход 2-го урока (литература)

4. Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.

1. Вступительное слово учителя литературы (слайд):

Л.Н.Толстой писал: “Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит своё представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка. … Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомaндующего. … Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

Итак, задача художника и историка совершенно различна и разноголосие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя”.

Л.Н.Толстой был не удовлетворён тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

О целях, подготовке Бородинского сражения прочитайте в 3 томе (гл.19, ч. 2): “Для чего было дано Бородинское сражение?..”

2. Составляем таблицу “Спор Толстого с историками о ходе Бородинского сражения и его значении”:

  Мнение Толстого Мнение историков
Было ли продумано Бородинское сражение? Бородинское сражение не было продумано, более того, Кутузов не хотел принимать его. Бородинское сражение было заранее продумано.
Какую роль играло Бородинское поле? Бородинское поле не имело никаких стратегических достоинств. Бородинское поле- лучшее место для сражения. Наполеон не смог применить прорыв на флангах: не позволял рельеф местности.
Проходило ли сражение там, где было запланировано? Сделал важное военно-историческое открытие: сражение происходило не там, где должно было состояться Сражение проходило там, где было запланировано.
Бородинское сражение: победа или поражение? Утверждал, что это была победа, т.к. французы понесли не только большие потери, но и проиграли психологически, стратегически Бородинское сражение было проиграно, это было тактическое поражение русской армии. Наполеон вошёл в Москву.
Роль военачальников От действий полководцев мало что зависело Превозносили роль военачальников.

Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы: “Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным”; “Прямым следствием Бородинского сражения было…” (т.3 ч.2 гл.39, заключительные строки).

3. Беседа по вопросам (фронтальная):

– Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман?

– Как вы понимаете слова Толстого: “Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”? (3 том, ч. 2, гл. 19)

– Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили “непроизвольно и бессмысленно”? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие – неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом?

4. Работа в группах по вопросам (проекты, презентации, сообщения):

  1. Образ Кутузова и его роль в романе. ОСК “Кутузов”.
  2. Образ Наполеона и его роль в романе. ОСК “Наполеон”.

Сравнительная хаpaктеристика полководцев. Составление таблицы:

Кутузов Наполеон
  1. Полководец народной войны, вместе с армией и народом защищает Россию. Воплощение народной мудрости и патриотического чувства (т.3, ч.2, гл. 15-16, 35, назначение Кутузова в армию)
  1. Армия, вдохновлённая идеей грабежа, возглавляема человеком, одержимым идеей мирового господства, культом своей личности и манией величия (т.3 ч.1, гл.2, 26, 34, 38; т. 3, ч.3, гл.19)
  1. Полное подчинение интересам России и армии: скромность, простота, искренность, близость к простым людям, знание и понимание их чувств. Поддержка “нравственного духа” русского войска (на Бородинском поле: т.3, ч.2, гл. 35). Единение Кутузова и армии во время молебна (т.3, ч.2, гл.21). Гуманное отношение к пленным (т.4, ч.4, гл.6)
  1. Высокомерие, тщеславие, фальшь и позёрство императора (Наполеон перед портретом сына и на Поклонной горе – т.3 ч.2 гл.26; т.3 ч.3 гл.19). Глубокое равнодушие к судьбам окружающих его людей (переправа –т.3 ч.1 гл.2, Бородинское сражение – т.3 ч. 2 гл.34, 38). Предательство по отношению к армии (т.4 ч.3 гл.18)
  1. “Простота, добро и правда” во внешнем облике Кутузова
  1. Сатирические краски в изображении Наполеона.

Вывод: Одно из важнейших мест в романе отводится изображению полководца народной войны – М.Кутузова. “Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории – писал А.Пушкин. – Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. ибо Кутузов один обречён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!”

Подвиг русского полководца нашёл отражение в стихах Державина, Жуковского, Рылеева, Пушкина…

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!..
В. Жуковский

Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был…
Г. Державин

  1. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
  2. Какой увидел битву П.Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (т.3 ч.2 гл.31-32). Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: “Нет, теперь они оставят это. Теперь они ужаснутся того, что они сделали!”
  3. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (т.3 ч.2 гл.36,37)
  4. Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39). Таблица.

5. Проверка таблицы, составленной в течение урока:

  Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”
1. Цели, преследуемые русской армией Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве “…не имело ни малейшего смысла…”
2.Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления “Русские не отыскивали лучшей позиции…”;

“…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…”

3. Соотношение сил накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов
4. Ход сражения Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова
5. Итоги сражения, значение Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”.

5. Подведение итогов

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Толстого “Война и мир”. Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и. несмотря на разногласия Толстого с учёными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к “богатырям русским”, защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман “Война и мир”, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что “…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью”, “…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”.

Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос: Кто тут нам помог? Классик даёт ответ на этот вопрос.

Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)

Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и роман Толстого написать эссе “Гроза двенадцатого года…”.

Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок по обществознанию в 5-м классе "Поколение вещей"


    Урок по обществознанию в 5-м классе "Поколение вещей"

      Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....

05 12 2021 17:32:34

Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"


    Итоговый урок по истории в 9-м классе по теме "Гражданская война в России"

      Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....

04 12 2021 14:51:49

Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"


    Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"

      Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....

03 12 2021 22:36:26

Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) по теме "Репрессии на Севере". 11-й класс

      Цель урока: создать условия для расширения знаний учащихся по истории политических репрессий в СССР....

02 12 2021 1:23:39

Конкурс знатоков-пушкинистов


    Конкурс знатоков-пушкинистов

      Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса. ...

01 12 2021 14:19:28

Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.


    Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

      Конспект урока по истории России для 11-го класса....

30 11 2021 16:34:18

Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс


    Урок: "Роль ополчения в событиях Смутного времени в России XVII века". 10-й класс

      Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия». ...

29 11 2021 16:36:49

Авторская разработка "Урок-суд над П.А. Столыпиным". 11-й класс


    Авторская разработка "Урок-суд над П.А. Столыпиным". 11-й класс

      В центре данного урока - рассмотрение деятельности П.А. Столыпина, которая неоднозначно оценивается в исторической науке. Одновременно с процессом закрепления изученного материала ученики знакомятся с основными элементами судебного процесса....

28 11 2021 6:41:51

Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"


    Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"

      Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....

27 11 2021 17:58:42

История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов


    История Красноярского края через использование ИКТ в программе 5-х классов

      Целью урока является рассказ о значение Красноярского края для России, его роли в экономическом развитии страны; знакомство с историей освоения территории края; воспитание патриотизма, через ознакомление с краевой символикой....

26 11 2021 8:37:18

Разработка урока истории в 5-м классе "Граждане, ученые, атлеты Греции"


    Разработка урока истории в 5-м классе "Граждане, ученые, атлеты Греции"

      Комбинированный урок истории древнего мира в 5-м классе по учебнику Ф.А. Михайловский «История древнего мира», Москва, «Русское слово». Цель урока: продолжить работу по понятию «культура»; охаpaктеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; показать вклад греческих ученых в развитие наук; создать представление об истории создания Олимпийских игр в древней Греции....

25 11 2021 14:33:28

Конспект урока по истории "Пути становления государственности в Московской Руси: республика или монархия?". 10-й класс


    Конспект урока по истории "Пути становления государственности в Московской Руси: республика или монархия?". 10-й класс

      Итоговый урок по разделу «Московская Русь» для учащихся 10-го класса. Используются различные методы и приемы обучения: беседа с элементами дискуссии, самостоятельная работа в группах с историческими документами. Эти методы позволяют активизировать работу учащихся на уроке и творчески осмыслить программный материал. Для лучшего восприятия материала программа сопровождается слайдами PowerPoint. ...

24 11 2021 23:57:19

Методика работы с песней на уроке истории


    Методика работы с песней на уроке истории

      В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....

23 11 2021 14:10:48

Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"


    Конспект урока истории в 4-м классе по теме "Военные награды Российской империи"

      Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса. ...

22 11 2021 12:39:34

Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"


    Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

      Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....

21 11 2021 12:12:48

Внеклассное мероприятие по истории для 7–11-х классов, посвященное 70-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы!»


    Внеклассное мероприятие по истории для 7–11-х классов, посвященное 70-летию разгрома гитлеровских войск под Москвой «Москва! Ты в солдатской шинели прошла, не склонив головы!»

      Цель занятия - формирование устойчивого интереса к истории России, в частности истории Московской битвы 1941–1942 гг. Данное мероприятие было проведено для учащихся 7–11-х классов. Для зрителей была разработана система вопросов, которая включала их знания о музеях Москвы, о памятниках и памятных местах столицы, о героях битвы, о названиях объектов города и Северного округа, связанных с Московской битвой....

20 11 2021 15:23:56

Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + литература) "Олимпийские игры в древности и современности". 5-й класс

      Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....

19 11 2021 21:36:47

Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс


    Всеобщая история. "Ассирийская держава". 5-й класс

      Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция). ...

18 11 2021 2:17:15

Технология дебатов на уроках истории


    Технология дебатов на уроках истории

      Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....

17 11 2021 17:58:44

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов


    "История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

      В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...

16 11 2021 2:14:46

Эпоха Екатерины II


    Эпоха Екатерины II

      На уроке учащиеся знакомятся с историческим портретом Екатерины II. Целью урока является знакомство с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики. Показать роль дворянских привилегий и продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками....

15 11 2021 1:57:23

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

      В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...

14 11 2021 7:10:22

Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе


    Об изучении творческого наследия А.Е. Преснякова в школе

      В статье рассматривается вопрос об изучении творческого наследия крупнейшего русского историка А.Е. Преснякова в школе, в частности, об использовании его взглядов о Киевской Руси, причинах образования единого Русского государства, о Московском государстве XVI—XVII веков, движении декабристов, даются методические рекомендации. ...

13 11 2021 15:49:20

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

12 11 2021 8:39:39

Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации


    Разработка внеклассного мероприятия "Детство, опаленное войной" с использованием электронной презентации

      К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....

11 11 2021 17:10:27

Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"


    Урок обществознания в 6-м классе "Отношение человека к природе"

      В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...

10 11 2021 21:49:57

План-конспект урока истории по изучению методики постановки проблемных вопросов к тексту


    План-конспект урока истории по изучению методики постановки проблемных вопросов к тексту

      Успешность работы учащихся с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения учителя эффективно организовать работу с текстом. Возможность организации такой деятельности рассматривается на предложенном уроке....

09 11 2021 5:37:11

Работа с текстом на уроках истории


    Работа с текстом на уроках истории

      Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....

08 11 2021 17:15:19

Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"


    Патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности. "Люди, покуда сердца стучатся, помните"

      Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....

07 11 2021 13:17:21

"Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе


    "Подготовка отмены крепостного права". План-конспект урока истории в 8-м классе

      Проблемно-проектная дискуссия урока формирует у учащихся четкое представление о борьбе за крестьянскую реформу, основных лагерях в этой борьбе, воссоздает ситуацию исторического выбора на примере различных вариантов отмены крепостного права. Форма урока позволяет сформировать важнейшие интеллектуальные умения - анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документами. ...

06 11 2021 0:14:17

Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"


    Урок "Волжская Булгария в X – начале XIII вв.: особенности булгарской цивилизации"

      Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....

05 11 2021 8:52:59

Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс


    Интегрированный урок (история + МХК) по теме "Спасенные шедевры". 11-й класс

      Урок знакомит учащихся с историей создания Дрезденской картинной галереи, с историей поисков и спасением Советской армией шедевров картинной галереи. Сражаясь за города европейских стран, наши солдаты сражались за культуру этих народов, за ее спасение. Восставшие из пепла города, сохраненные для будущих поколений музеи стоят ныне как памятники нашей Победы. Для проведения данного урока учащимся дается задание подготовить сообщение о шедеврах Дрезденской галереи и о спасении картин в 1945 году....

04 11 2021 5:41:48

"Восточнославянские племена в VIII–IX вв." 10-й класс


    "Восточнославянские племена в VIII–IX вв." 10-й класс

      Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....

03 11 2021 19:19:54

Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"


    Урок-презентация по истории в 5-м классе по теме "Обобщающее повторение по Древнему Китаю"

      Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история. ...

02 11 2021 13:55:20

"Золотые ворота" в Древнюю Русь


    "Золотые ворота" в Древнюю Русь

      Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....

01 11 2021 5:32:53

Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота


    Интеграция обучения истории и деятельности школьного музея – условие формирования гражданина и патриота

      В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины. ...

31 10 2021 14:46:27

Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности


    Лекторий "Конституция РФ" с элементами игровой деятельности

      Методическая разработка может быть использована на уроках обществознания при изучении данной темы, проведении внеклассных мероприятий, предметных недель. Предлагаемые для проведения после прослушивания лекции конкурсы концентрируют внимание, развивают память, формируют активность учащихся....

30 10 2021 0:18:24

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

29 10 2021 18:30:28

Открытый урок по истории по теме "Становление Отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства" в 6-м классе


    Открытый урок по истории по теме "Становление Отечественной истории, развитие культуры через познание идей христианства" в 6-м классе

      Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства. ...

28 10 2021 23:46:43

Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"


    Открытый урок по истории России на тему "Правление Ивана Грозного"

      Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....

27 10 2021 12:43:16

Схемно-графическая наглядность для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории в учреждениях НиСПО


    Схемно-графическая наглядность для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории в учреждениях НиСПО

      Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....

26 10 2021 21:56:26

Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс


    Урок обществознания на тему "Труд и творчество". 6-й класс

      Глава «Труд» призвана раскрыть учащимся роль и значение труда в жизни человека, хаpaктеризовать результаты труда, правила его организации, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему....

25 10 2021 11:16:37

Методическая разработка викторины "Мой город Ревда на карте Свердловской области"


    Методическая разработка викторины "Мой город Ревда на карте Свердловской области"

      Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....

24 10 2021 19:33:16

Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)


    Независимое расследование "Что увидел Леонардо" (Человек в контексте эпохи Возрождения)

      Урок приглашает к исследованию проблемы, которую учащиеся решают самостоятельно, опираясь на знания. Это дает возможность понять, как в недрах прошлого вызревают ростки новой культуры, что позволяет представить развитие мировой культуры как единый и целостный процесс....

23 10 2021 11:25:59

Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России


    Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права в России

      Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....

22 10 2021 6:36:35

Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"


    Урок по технологии развития критического мышления в форме дебатов "Советско-германский пакт о ненападении — успех советской внешней политики"

      Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...

21 10 2021 4:41:45

Открытый урок "Нет фашизму!"


    Открытый урок "Нет фашизму!"

      Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....

20 10 2021 14:40:16

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории


    Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

      <p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

19 10 2021 15:17:46

Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"


    Урок истории по теме "Начало возвышения русских земель. Куликовская битва"

      Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....

18 10 2021 5:30:57

Урок в 11-м классе "Нравственный подвиг русского человека"


    Урок в 11-м классе "Нравственный подвиг русского человека"

      Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Урок интегрированный - совмещает исторический и литературный материал, построен по принципам развивающего обучения, носит ярко выраженный воспитательный хаpaктер. Данный урок - нравственный урок и по целям и по содержанию материала. Цель урока - показать, в чем состоит нравственный подвиг русского человека....

17 10 2021 7:54:13

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::