Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)


    Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:

  • показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
  • проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
  • развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.

Оборудование:

  • роман Л. Толстого “Война и мир” (3 том), иллюстрации к роману;
  • мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
  • схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
  • карта и схема сражения “Бородинская битва”;
  • таблицы.

Опережающее задание: викторина “Бородино”.

Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опopных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.

Эпиграф:

Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.

Ход 1-го урока (история)

1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу

2. Работа с эпиграфом урока

Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?

3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)

– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.

М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.

– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.

– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?

– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?

М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?

Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.

Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.

1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).

П л а н

  1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
  2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
  3. Викторина “Бородино”.
  4. Л.Н.Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения (по роману “Война и мир”).
  5. Описание Бородинской битвы (по историческим материалам и роману “Война и мир”).
  6. Проверка составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
  Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”
1. Цели, преследуемые русской армией    
2. Подготовка к сражению    
3. Соотношение сил накануне сражения    
4. Ход сражения    
5. Итоги сражения, значение.    

1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.

Презентации о Наполеоне и Кутузове.

11 августа Кутузов, назначенный главнокомaндующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.

Сообщения учащихся.

1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.

2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение

Класс работает с таблицей.

Проверка таблицы:

  Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”
1. Цели, преследуемые русской армией Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве. В случае победы – преследовать французов.  
2.Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. Наполеон не сможет применить излюбленную тактику: прорыв на флангах(р.Москва, лес, болота, Р.Колоча).  
3. Соотношение сил накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

 
4. Ход сражения Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями.

 
5. Итоги сражения, значение. Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %).

Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км.

Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

 

Беседа по вопросам:

Вопрос об итогах битвы является спopным. Почему историки до сих пор спорят?

– Как вы считаете, кто одержал победу?

– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?

Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.

Викторина “Бородино”

  1. В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)
  2. Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)
  3. Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)
  4. Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)
  5. Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)
  6. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)
  7. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)
  8. Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)
  9. Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)

 Ход 2-го урока (литература)

4. Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.

1. Вступительное слово учителя литературы (слайд):

Л.Н.Толстой писал: “Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит своё представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка. … Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомaндующего. … Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.

Итак, задача художника и историка совершенно различна и разноголосие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя”.

Л.Н.Толстой был не удовлетворён тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.

О целях, подготовке Бородинского сражения прочитайте в 3 томе (гл.19, ч. 2): “Для чего было дано Бородинское сражение?..”

2. Составляем таблицу “Спор Толстого с историками о ходе Бородинского сражения и его значении”:

  Мнение Толстого Мнение историков
Было ли продумано Бородинское сражение? Бородинское сражение не было продумано, более того, Кутузов не хотел принимать его. Бородинское сражение было заранее продумано.
Какую роль играло Бородинское поле? Бородинское поле не имело никаких стратегических достоинств. Бородинское поле- лучшее место для сражения. Наполеон не смог применить прорыв на флангах: не позволял рельеф местности.
Проходило ли сражение там, где было запланировано? Сделал важное военно-историческое открытие: сражение происходило не там, где должно было состояться Сражение проходило там, где было запланировано.
Бородинское сражение: победа или поражение? Утверждал, что это была победа, т.к. французы понесли не только большие потери, но и проиграли психологически, стратегически Бородинское сражение было проиграно, это было тактическое поражение русской армии. Наполеон вошёл в Москву.
Роль военачальников От действий полководцев мало что зависело Превозносили роль военачальников.

Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы: “Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным”; “Прямым следствием Бородинского сражения было…” (т.3 ч.2 гл.39, заключительные строки).

3. Беседа по вопросам (фронтальная):

– Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман?

– Как вы понимаете слова Толстого: “Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”? (3 том, ч. 2, гл. 19)

– Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили “непроизвольно и бессмысленно”? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие – неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом?

4. Работа в группах по вопросам (проекты, презентации, сообщения):

  1. Образ Кутузова и его роль в романе. ОСК “Кутузов”.
  2. Образ Наполеона и его роль в романе. ОСК “Наполеон”.

Сравнительная хаpaктеристика полководцев. Составление таблицы:

Кутузов Наполеон
  1. Полководец народной войны, вместе с армией и народом защищает Россию. Воплощение народной мудрости и патриотического чувства (т.3, ч.2, гл. 15-16, 35, назначение Кутузова в армию)
  1. Армия, вдохновлённая идеей грабежа, возглавляема человеком, одержимым идеей мирового господства, культом своей личности и манией величия (т.3 ч.1, гл.2, 26, 34, 38; т. 3, ч.3, гл.19)
  1. Полное подчинение интересам России и армии: скромность, простота, искренность, близость к простым людям, знание и понимание их чувств. Поддержка “нравственного духа” русского войска (на Бородинском поле: т.3, ч.2, гл. 35). Единение Кутузова и армии во время молебна (т.3, ч.2, гл.21). Гуманное отношение к пленным (т.4, ч.4, гл.6)
  1. Высокомерие, тщеславие, фальшь и позёрство императора (Наполеон перед портретом сына и на Поклонной горе – т.3 ч.2 гл.26; т.3 ч.3 гл.19). Глубокое равнодушие к судьбам окружающих его людей (переправа –т.3 ч.1 гл.2, Бородинское сражение – т.3 ч. 2 гл.34, 38). Предательство по отношению к армии (т.4 ч.3 гл.18)
  1. “Простота, добро и правда” во внешнем облике Кутузова
  1. Сатирические краски в изображении Наполеона.

Вывод: Одно из важнейших мест в романе отводится изображению полководца народной войны – М.Кутузова. “Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории – писал А.Пушкин. – Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. ибо Кутузов один обречён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!”

Подвиг русского полководца нашёл отражение в стихах Державина, Жуковского, Рылеева, Пушкина…

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!..
В. Жуковский

Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был…
Г. Державин

  1. Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
  2. Какой увидел битву П.Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (т.3 ч.2 гл.31-32). Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: “Нет, теперь они оставят это. Теперь они ужаснутся того, что они сделали!”
  3. Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (т.3 ч.2 гл.36,37)
  4. Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39). Таблица.

5. Проверка таблицы, составленной в течение урока:

  Исторические материалы о Бородинском сражении Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир”
1. Цели, преследуемые русской армией Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве “…не имело ни малейшего смысла…”
2.Подготовка к сражению Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления “Русские не отыскивали лучшей позиции…”;

“…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…”

3. Соотношение сил накануне сражения 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова.

135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона

100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов
4. Ход сражения Схема сражения навязана Наполеону Кутузовым.

Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями

Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова
5. Итоги сражения, значение Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %), французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…”

Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”.

5. Подведение итогов

Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Толстого “Война и мир”. Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и. несмотря на разногласия Толстого с учёными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к “богатырям русским”, защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман “Война и мир”, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что “…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью”, “…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”.

Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос: Кто тут нам помог? Классик даёт ответ на этот вопрос.

Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)

Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и роман Толстого написать эссе “Гроза двенадцатого года…”.

Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

13 12 2024 2:44:21

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

12 12 2024 4:33:23

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

11 12 2024 13:45:29

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

10 12 2024 17:43:12

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

09 12 2024 12:27:20

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

08 12 2024 23:10:17

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

07 12 2024 19:55:33

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

06 12 2024 13:25:11

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

05 12 2024 5:18:59

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

04 12 2024 0:35:44

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

03 12 2024 11:54:16

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

02 12 2024 21:36:37

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

01 12 2024 14:53:19

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

30 11 2024 9:30:13

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

29 11 2024 3:21:29

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

28 11 2024 7:30:41

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

27 11 2024 16:16:15

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

26 11 2024 15:46:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

25 11 2024 12:23:34

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

24 11 2024 6:55:53

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

23 11 2024 4:18:17

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

22 11 2024 0:53:24

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

21 11 2024 23:36:20

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

20 11 2024 10:57:51

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

19 11 2024 16:11:26

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

18 11 2024 13:39:19

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

17 11 2024 9:29:59

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

16 11 2024 0:32:21

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

15 11 2024 22:11:53

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

14 11 2024 12:59:52

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

13 11 2024 15:29:43

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

12 11 2024 13:15:26

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

11 11 2024 20:28:48

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

10 11 2024 18:32:26

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

09 11 2024 17:44:10

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

08 11 2024 19:43:12

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

07 11 2024 6:38:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

06 11 2024 13:33:16

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

05 11 2024 14:51:58

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

04 11 2024 22:30:30

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

03 11 2024 15:13:50

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

02 11 2024 10:44:15

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

01 11 2024 3:27:29

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

31 10 2024 12:53:11

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

30 10 2024 20:57:57

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

29 10 2024 18:46:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

28 10 2024 11:36:18

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

27 10 2024 5:42:33

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

26 10 2024 18:45:53

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

25 10 2024 15:31:19

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::