Интегрированный урок (итература + история) по теме "Гроза 12-го года настала…" (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам)
Цели:
- показать историческое значение Бородинской битвы, её стратегическое значение в ходе Отечественной войны 1812 г.; научиться сравнивать взгляды историков и писателей, делать выводы;
- проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их слабость и силу;
- развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщать к архивным материалам, литературным и историческим источникам, свидетельствующим о храбрости русских воинов, готовности защищать свою Родину.
Оборудование:
- роман Л. Толстого “Война и мир” (3 том), иллюстрации к роману;
- мультимедиа; проекты, презентации и сообщения учащихся;
- схема-тезисы “Бородино” содержания 3 тома романа;
- карта и схема сражения “Бородинская битва”;
- таблицы.
Опережающее задание: викторина “Бородино”.
Методические приёмы: комментированное чтение, анализ эпизодов, беседа по вопросам, тест, составление опopных схем-конспектов, заполнение таблицы, работа в группах, викторина.
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима, иль русский Бог?
А.С. Пушкин.
Ход 1-го урока (история)
1. Сообщение темы урока, целей, задач; внимание на таблицу
2. Работа с эпиграфом урока
Учитель: А.С. Пушкин события 1812 называет “грозой”. Гроза двенадцатого года настала… Как вы понимаете слова Пушкина? Почему такой образ начавшейся войны?
3. Вступительное слово учителя истории и вопросы для фронтальной беседы (повторение пройденного)
– Вспомним события, предшествовавшие “грозе двенадцатого года”.
М. Сперанский писал: “Вероятность войны между Россией и Францией возникла почти вместе с Тильзитским миром. Самый мир заключал в себе почти все элементы войны. В августе 1811 года Наполеон прямо заявил русскому послу в Париже: “Не знаю, разобью ли я вас, но мы будем драться!”.
– Прав ли был Сперанский, считая Тильзитский мир не прочным? Ответ обоснуйте.
– Объясните, почему Наполеон был уверен в неизбежности военного столкновения Франции и России?
– В условиях начавшейся войны, что стало для Наполеона неожиданным?
М.Ю. Лермонтов в поэме “Бородино” писал: “Мы долго молча отступали, досадно было, Боя ждали …”. Как вы понимаете эти слова?
Все ждали генерального сражения, которое расставит все точки. Так, по крайней мере, казалось.
Генеральное сражение войны 1812 года – Бородинское. Бородинская битва – тема нашего разговора.
1. Сообщение плана изучения нового материала (планы на каждом столе).
П л а н
- Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил (по историческим материалам).
- Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение (по историческим материалам).
- Викторина “Бородино”.
- Л.Н.Толстой о своих разногласиях с историками по поводу целей и подготовки сражения (по роману “Война и мир”).
- Описание Бородинской битвы (по историческим материалам и роману “Война и мир”).
- Проверка составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | ||
2. Подготовка к сражению | ||
3. Соотношение сил накануне сражения | ||
4. Ход сражения | ||
5. Итоги сражения, значение. |
1. Изучение нового материала начнём с зарисовок о полководцах, руководивших битвой.
Презентации о Наполеоне и Кутузове.
11 августа Кутузов, назначенный главнокомaндующим, выехал к войскам. Узнал о падении Смоленска. “Ключ к Москве взят”, – отреагировал на это известие полководец. Армия ждала боя, и Кутузов не мог не считаться с этим. Он должен был дать генеральное сражение. Этого “требовали благо государства и честь русского оружия”.
Сообщения учащихся.
1. Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил.
2. Ход Бородинской битвы, её итоги и историческое значение
Класс работает с таблицей.
Проверка таблицы:
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве. В случае победы – преследовать французов. | |
2.Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления. Наполеон не сможет применить излюбленную тактику: прорыв на флангах(р.Москва, лес, болота, Р.Колоча). | |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона |
|
4. Ход сражения | Схема сражения навязана Наполеону
Кутузовым. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями. |
|
5. Итоги сражения, значение. | Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %),
французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не превозмогла твёрдость духа российского солдата…” Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. |
Беседа по вопросам:
Вопрос об итогах битвы является спopным. Почему историки до сих пор спорят?
– Как вы считаете, кто одержал победу?
– Как вы объясните слова Наполеона: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой… Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех”?
Александр I не видел в оставлении Бородино поражения: 30 августа Кутузову было присвоено звание генерал – фельдмаршала. А в Париже нет ни одной улицы с именем “Бородино”. Ни Наполеон, ни потомки не увидели здесь победы.
Викторина “Бородино”
- В одном историческом источнике указано: “Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года”. Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: “8 сентября 1812 года завязался бой”. Как объяснить это расхождение в источниках? (Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором – по новому.)
- Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это – Бородино. “Бородино” стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля? (С игуменьей Марией, в миру – Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: “Ton sort se desidera a Borodino!” – Твоя участь решиться в Бородине!”.)
- Как назвал Наполеон Бородинское сражение? (“Московская битва – моё самое великое сражение: это схватка гигантов”.)
- Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый “для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных”. (Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой.)
- Рецепт какого продукта питания родился в Бородине? (Бородинского хлеба, название его – от Спасо-Бородинского монастыря.)
- Кто из французских маршалов получил титул князя Московского? (Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении.)
- Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение? (Семейству Д.В. Давыдова.)
- Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: “День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!”. Назовите эти реки и ручьи. (Войня, Колоча, Стонец, Огник)
- Мы знаем музей-панораму “Бородинская битва” в Москве. А где была открыта ещё одна панорама “Бородино”? (В Париже в 1835г. ; автор Ж.-Ш. Ланглуа)
Ход 2-го урока (литература)
4. Взгляд Л.Н.Толстого на Бородинское сражение.
1. Вступительное слово учителя литературы (слайд):
Л.Н.Толстой писал: “Разногласие моё в описании исторических событий с рассказами историков… Оно не случайное, а неизбежное. Историк имеет дело до результатов события, художник – до самого факта события. Художник, из своей ли опытности или по письмам, запискам и рассказам, выводит своё представление о совершившемся событии, и весьма часто оно оказывается противоположным выводу историка. … Для историка главный источник есть донесения частных начальников и главнокомaндующего. … Художник отворачивается от них, находя в них необходимую ложь.
Итак, задача художника и историка совершенно различна и разноголосие с историком в описании событий и лиц в моей книге – не должно поражать читателя”.
Л.Н.Толстой был не удовлетворён тем, как историки дают объяснения причин наполеоновских войн. Не согласен был великий писатель и со взглядами учёных историков на цели, подготовку и ход Бородинского сражения.
О целях, подготовке Бородинского сражения прочитайте в 3 томе (гл.19, ч. 2): “Для чего было дано Бородинское сражение?..”
2. Составляем таблицу “Спор Толстого с историками о ходе Бородинского сражения и его значении”:
Мнение Толстого | Мнение историков | |
Было ли продумано Бородинское сражение? | Бородинское сражение не было продумано, более того, Кутузов не хотел принимать его. | Бородинское сражение было заранее продумано. |
Какую роль играло Бородинское поле? | Бородинское поле не имело никаких стратегических достоинств. | Бородинское поле- лучшее место для сражения. Наполеон не смог применить прорыв на флангах: не позволял рельеф местности. |
Проходило ли сражение там, где было запланировано? | Сделал важное военно-историческое открытие: сражение происходило не там, где должно было состояться | Сражение проходило там, где было запланировано. |
Бородинское сражение: победа или поражение? | Утверждал, что это была победа, т.к. французы понесли не только большие потери, но и проиграли психологически, стратегически | Бородинское сражение было проиграно, это было тактическое поражение русской армии. Наполеон вошёл в Москву. |
Роль военачальников | От действий полководцев мало что зависело | Превозносили роль военачальников. |
Вывод: Да, Толстой был не согласен с историками по вопросам целей, подготовки, хода сражения. Но вот в чём они были едины, так это во взглядах на итоги и следствия Бородинской битвы: “Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена… победа нравственная была одержана русскими под Бородиным”; “Прямым следствием Бородинского сражения было…” (т.3 ч.2 гл.39, заключительные строки).
3. Беседа по вопросам (фронтальная):
– Как объяснить слова Толстого о том, что “Бородино” Лермонтова – зерно, из которого вырос роман?
– Как вы понимаете слова Толстого: “Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение”? (3 том, ч. 2, гл. 19)
– Как Толстой доказывает, что Кутузов и Наполеон, давая сражение, поступили “непроизвольно и бессмысленно”? Какие соображения автора кажутся убедительными? Какие – неприемлемыми? Насколько органически подтверждаются эти рассуждения текстом?
4. Работа в группах по вопросам (проекты, презентации, сообщения):
- Образ Кутузова и его роль в романе. ОСК “Кутузов”.
- Образ Наполеона и его роль в романе. ОСК “Наполеон”.
Сравнительная хаpaктеристика полководцев. Составление таблицы:
Кутузов | Наполеон |
|
|
|
|
|
|
Вывод: Одно из важнейших мест в романе отводится изображению полководца народной войны – М.Кутузова. “Слава Кутузова неразрывно соединена со славою России, с памятью о величайшем событии новейшей истории – писал А.Пушкин. – Его титло: спаситель России; его памятник: скала святой Елены! Имя его не только священно для нас, но не должны ли мы ещё радоваться, мы, русские, что оно звучит русским звуком?.. ибо Кутузов один обречён был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!”
Подвиг русского полководца нашёл отражение в стихах Державина, Жуковского, Рылеева, Пушкина…
Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!..
В. Жуковский
Когда в виду ты всей вселенны
Наполеона посрамил,
Языки одолел сгущены,
Защитником полсвета был…
Г. Державин
- Как относятся к битве простые солдаты, как они воюют?
- Какой увидел битву П.Безухов, человек сугубо штатский, не разбирающийся в военном деле? (т.3 ч.2 гл.31-32). Что пережил Пьер, находясь в самом центре сражения? Что заставляет его прийти к выводу: “Нет, теперь они оставят это. Теперь они ужаснутся того, что они сделали!”
- Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному, участнику многих сражений? (т.3 ч.2 гл.36,37)
- Каков же результат сражения? (т.3 ч.2 гл.39). Таблица.
5. Проверка таблицы, составленной в течение урока:
Исторические материалы о Бородинском сражении | Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе “Война и мир” | |
1. Цели, преследуемые русской армией | Обескровить противника, добиться изменения в соотношение сил, не допустить к Москве | “…не имело ни малейшего смысла…” |
2.Подготовка к сражению | Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления | “Русские не отыскивали лучшей
позиции…”; “…сражение…принято было русскими на открытой, почти не укреплённой местности…” |
3. Соотношение сил накануне сражения | 120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона |
100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов |
4. Ход сражения | Схема сражения навязана Наполеону
Кутузовым. Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями |
Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова |
5. Итоги сражения, значение | Русские потеряли 38 тыс. человек (30 %),
французы – 58 тыс. человек (43 %). Наполеон отвёл
войска на 1,5–2 км. Кутузов: “Французская армия не
превозмогла твёрдость духа российского
солдата…” Наполеон: “Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. |
“Нравственная сила французской армии была истощена…победа нравственная была одержана русскими”. |
5. Подведение итогов
Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 г., Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману Л.Толстого “Война и мир”. Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину конкретного исторического события и. несмотря на разногласия Толстого с учёными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к “богатырям русским”, защищавшим Родину в 1812 г. Читая роман “Война и мир”, убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что “…вопрос, не решённый дипломатами, ещё меньше решается порохом и кровью”, “…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания”.
Вернёмся к эпиграфу урока. Поэт говорит о “грозе” и задаёт вопрос: Кто тут нам помог? Классик даёт ответ на этот вопрос.
Переведите эти слова на язык исторической науки. (Причины войны, факторы, обстоятельства, способствовавшие успеху России в разгроме нашествия.)
Домашнее задание: Опираясь на исторический материал и роман Толстого написать эссе “Гроза двенадцатого года…”.
Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Урок состоит из познавательной игры, который проводится по семи ступеням. Игра пробуждает интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы. Задача игры - повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории Татарстана. ...
18 03 2024 12:51:47
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
17 03 2024 6:27:40
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...
16 03 2024 23:29:49
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
15 03 2024 6:34:14
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы. Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне. ...
14 03 2024 15:44:30
Данная тема по обществознанию изучается в 7-м классе. На представленном уроке важно донести до учеников не только правовую сторону вопроса, но и важность охраны природы с человеческой точки зрения. Поэтому на уроке используются различные педагогические технологии: сравнение, поэтическая мастерская, инсценировки. В уроке видна метапредметная связь (литература и русский язык). Этот урок отличается от обыкновенного тем, что ученики работают с буклетом на протяжении всего урока....
13 03 2024 17:35:50
Гуманизация образования предполагает активизацию интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Помимо данных составляющих, необходимо учитывать ряд психологических факторов, таких как стремление к успеху и победе. В связи с этим желательно использовать в ходе проверочных занятий различные формы опроса, при которых сама деятельность наполнялась бы определенным эмоциональным содержанием и интересом. Данное занятие помимо проверки знаний выполняет роль повторения и обобщения ранее изученного материала. ...
12 03 2024 13:48:56
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
11 03 2024 16:31:42
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
10 03 2024 13:58:24
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
09 03 2024 10:59:53
Урок обобщения и систематизации исторического материала применяет интеpaктивные технологии. Цель урока: развивать коммуникативные компетенции учащихся, умение анализировать, синтезировать историческую информацию, отстаивать личную точку зрения, способность работать в группе; воспитывать уважение к историческому наследию наших предков. Учащиеся в ходе урока формируются в группы и работают совместно....
08 03 2024 21:36:54
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
07 03 2024 21:37:25
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
06 03 2024 23:49:46
В ходе урока учащиеся, используя исторические документы, должны выяснить предпосылки и значение образования Древнерусского государства, ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян....
05 03 2024 9:33:35
Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...
04 03 2024 22:30:12
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
03 03 2024 2:55:24
Урок по Новейшей истории XX в. в 9-м классе по теме «Новейшая история XX в. Зарубежные страны» проводится в игровой форме по типу телеигры «Слабое звено». Урок предназначен для обобщения и закрепления знаний по окончанию курса....
02 03 2024 13:54:27
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
01 03 2024 22:43:42
К государственным символам любой страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века....
29 02 2024 22:24:31
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
28 02 2024 21:11:46
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
27 02 2024 14:49:56
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
26 02 2024 15:44:36
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
25 02 2024 8:15:50
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
24 02 2024 2:34:50
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
23 02 2024 23:52:16
«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
22 02 2024 3:51:41
Урок-игра "Путешествие по ленте времени" (для учащихся 5-го класса), применим для повторения темы "Счет лет в истории"; так же можно провести интегрированный урок или внеклассное мероприятие по истории. ...
21 02 2024 14:56:51
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
20 02 2024 4:16:40
Урок посвящен одной из выдающихся личностей истории России – Петру Великому. При подготовке к уроку учащимся дается опережающее задание: подготовить сочинение-размышление на тему: "Мне нравится Петр I", "Мне не нравится Петр I", а также познакомиться с дополнительной информацией по изучаемым вопросам темы. ...
19 02 2024 9:59:55
Сценарий разработан в рамках работы над проектом «Книга памяти», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В основу «Книги памяти» положены воспоминания о прадедах учащихся гимназии, а также хранящиеся в семейных архивах фото и документы. Данный материал может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых Победе советских войск над фашизмом, уроках литературы, истории....
18 02 2024 0:50:46
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
17 02 2024 0:56:15
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
16 02 2024 0:40:17
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
15 02 2024 10:27:49
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
14 02 2024 2:35:25
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма. ...
13 02 2024 6:12:27
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
12 02 2024 1:44:43
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают местоположение крупных торгово-ремесленных центров средневековой Италии, экономическое и политическое развитие, расцвет итальянских городов в XII‒XV вв., анализируют борьбу гвельфов и гибеллинов, знакомятся с историческим и культурным наследием Флоренции и Венеции....
11 02 2024 5:41:31
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
10 02 2024 11:12:21
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
09 02 2024 11:43:12
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
08 02 2024 14:10:27
В программе по обществознанию в 6-м классе есть особая тема – это «Конституция России» и «Конституция Республики Коми». На уроке идет ознакомление детей с основным законом страны – Конституцией, с государственными символами РК. Чтение текста гимна (перевод с коми языка, прослушивание на коми языке). Одна из главных целей – это воспитание любви и уважения к родине (малой родине), ее законам, формирование представлений о правах и обязанностях граждан страны, в том числе детей....
07 02 2024 15:57:47
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому предмету; охаpaктеризовать причины и значение Великой Победы; воспитать у учащихся чувство гордости за свой народ и свою Родину; подвести учащихся к пониманию закономерностей победы советского народа; формировать умение работать с историческими документами....
06 02 2024 19:52:29
Целью данного урока является познакомить учащихся 5-го класса с культурой Древнего Египта; с помощью наглядного материала показать своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи; научить учащихся давать художественный анализ произведений искусства. ...
05 02 2024 3:53:46
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков. ...
04 02 2024 13:15:18
Урок знакомит учащихся с особенностями Спартанского полиса, способствует развитию умений анализировать, сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия....
03 02 2024 4:54:44
В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....
02 02 2024 4:55:34
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
01 02 2024 23:27:34
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
31 01 2024 0:12:56
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
30 01 2024 16:19:46
Учащиеся знакомятся с основным элементом структуры экономической деятельности – обменом и его формой торговлей....
29 01 2024 21:25:19
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::