Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"
Цели урока:
- выяснить и усвоить понятие “холодная война”, причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
- развивать мыслительные навыки: формулировать понятие, выделять существенные признаки; анализировать исторические события; аргументировано доказывать свою точку зрения; развивать умения: систематизировать исторический материал (схема, таблица); устанавливать причинно-следственные связи; отpaбатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной устной речи;
- формировать логичность мышления, развитие навыков коллективной деятельности (ответственность), формирование способности высказывать и отстаивать свою точку зрения (самостоятельность).
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Основные понятия. “Холодная война”, экспансия, конфронтация, биполярный мир.
Оборудование урока.
- карта “Территориальные изменения в Европе после второй мировой войны”;
- видеоматериал: отрывок из выступления Черчилля в Фултоне;
- документы: И.В. Сталин о речи Черчилля ответы корреспонденту “Правды” 14 марта 1946 года; речь Уинстона Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года”.
Предварительное домашнее задание.
Провести социологический опрос:
- С чем у вас ассоциируется холодная война?
- Вы считаете, что холодная война закончилась?
Ход урока
Проверка домашнего задания.
Предварительно собрав ответы на социологический опрос учитель представляет его результаты:
1. Социологический вопрос. С чем у вас ассоциируется холодная война? С вьетнамской войной-7 % опрошенных. Корейской войной-1 % опрошенных. С Берлинской стеной-3 % опрошенных. С Афганской войной-9 % опрошенных. С гонкой вооружения-10% опрошенных. Не знаю. Затрудняюсь ответить-70 % опрошенных. Мне хочется, чтобы после сегодняшнего урока вы не входили в эти 70%. Солженицын однажды сказал: “Историческая память-это подушка безопасности. Народ, не осознающий это, обречен на уничтожение”. Я согласен с ним. 70 % опрошенных, которые ничего не знают о холодной войне, на второй вопрос не отвечали. А вопрос звучал так: -Вы считаете, что холодная война закончилась?. “Да”-18 %. “Нет”-82 %. Посмотрим, как на этот вопрос ответите вы к концу урока.
Объяснение нового материала (класс предварительно делится на две группы).
Часть 1.
Давайте остановимся на понятии холодная война, почему она холодная и почему война? Попытайтесь ответить на этот вопрос, вспомнив то что вам говорили люди во время проведения социологического опроса. (после обсуждения учащиеся сами дают определение, записывают его на доске).
Часть 2.
Постараемся разобраться в причинах , которые привели к холодной войне и возникновению биполярного мира, только в начале ответим на вопрос-какой мир можно назвать биполярным? Чтобы разобраться в причинах обратимся к документам. Речь Черчилля в Фултоне ( 5 марта 1946 г.). И.В. Сталин: о речи Черчилля ответы корреспонденту газеты “Правда” (14 марта 1946 г.). учитывая то, что вы дома уже ознакомились с этими документами я вам дам 3-4 минуты чтобы найти причины возникновения холодной войны.
Задание группам.
1 группа будет западными историками, и они должны доказать , что угроза исходила от СССР.
2 группа советские историки, они доказывают, что угроза исходила от США. Прежде чем приступить к работе с текстами посмотрим документальные выступления Черчилля в Фултоне.
Группы называют причины, используя цитаты из текста. Учитель обобщает сказанное: США-уменьшение сферы влияния англоязычных стран в Европе (установление просоветских режимов), уменьшение сферы влияния в странах 3-го мира. СССР-создание в Европе зоны стратегической безопасности у границ СССР, поддержка стран, вступивших на некапиталистический путь развития.(осознавая неизбежность противостояния). И это говорят бывшие союзники, но не все так просто: ведь еще 1 марта 1945 г. Рузвельт, выступая перед объединенной сессией конгресса, подчеркивал: “Мир, который мы строим, не может быть американским, британским или русским миром…Он не может быть миром больших или малых стран…Должен прийти конец системы односторонних действий, замкнутых блоков, сфер влияния и подобных методов, которые использовались веками и всегда безуспешно”. Но 12 апреля 1945 года президент Ф.Рузвельт скончался, и через 11 дней политика государства изменилась. На совещании в Белом доме 23 апреля 1945 года преемник Рузвельта Трумэн сказал: “Советско-американское сотрудничество нужно ломать сейчас или никогда…Русские только мешают США осуществлять свою политику, мы вполне обойдемся без них”. А ведь война даже не закончилась.
Часть 3.
Выяснив причины, попытаемся разобраться в их объективности и определить степень агрессивности сторон, для этого вновь обратимся к документам. 1 группа -воспоминания Молотова, 2 группа – документам № 3-8. время 2-3 мин. Обсуждение. По американскому плану “Дропшот” был назначен день нападения на СССР. 1 января 1957 г.
Эти причины привели к тому что мир разделился на 2 лагеря и это привело к противостоянию во всех сферах жизни. В чем проявилось это противостояние мы попробуем ответить опираясь на тексты уже знакомых нам документов и учебник П.23. время на работу 2-3 мин. Разделите текст П.23 по пунктам внутри группы. Ответы 2-х групп вместе. Гонка вооружений, создание НАТО и ОВД (работа по карте), локальные конфликты, наука (компьютеры), космос, спорт. Больше других на себе это противостояние почувствовали жители Кореи и Германии (Берлинская стена).
Часть 4.
Чтобы определить последствия противостояния на основе “фактов” и “выводов” заполним таблицу и постараемся ее проанализировать обобщив данные.
Выводы.
- 1949 г. – образование ФРГ и ГДР.1949 г. – создание НАТО.
- 1955 г. – создание Организации Варшавского договора.
- 1950-1953 гг. – корейский конфликт,
- 1962 г. – карибский кризис,
- 1965-1973 гг. – война США во Вьетнаме.
СССР, Чехословакия, Польша, Болгария, Венгрия, ГДР;
США, Великобритания, Италия, ФРГ, Франция.
Факты.
- Раскол Германии;
- Создание военных блоков;
- Локальные конфликты;
- Раскол мира на две системы, создание двухполюсного мира;
- Гонка вооружений;
- Создание атомной бомбы, водородной бомбы, межконтинентальных баллистических paкет.
Заключение.
Сосуществование биполярного мира требует наличия мощной и сильной экономики. Какому государству это противостояние давалось труднее и почему? Ноябрь 1989 г.- Крушение Берлинской стены. Июль 1991г. – роспуск ОВД. Декабрь 1991 г. – развал СССР. Февраль 1992 г. – Декларация между РФ и США о прекращении холодной войны.
Америка считает что победу одержала она: конгресс США учредил медаль за победу в холодной войне. А простой гражданин США сын летчика Пауэрса создал передвижной музей, целью которого является помнить о войне, чтобы она больше не повторилась.
Домашнее задание.
Вспомните вопросы которые вы задавали при проведении социологического опроса. Как вы сейчас сами ответите на них. Домашнее задание в виде написания небольшого сочинения.
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
28 03 2024 8:37:47
На уроке рассматривается тема межнациональных отношений в рамках СНГ. Урок посвящен 20-летию образования СНГ. Большое внимание уделяет викторинам, дается возможность детям высказать свое мнение по обсуждаемым проблемам....
27 03 2024 18:40:58
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
26 03 2024 4:20:22
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
25 03 2024 18:30:11
В ходе урока у учащихся должно сформироваться представление о борьбе северо-русских земель с крестоносцами и шведами. Выяснить, какой была внешнеполитическая обстановка на Северо-Западе Руси и как новгородцы вели борьбу с западными завоевателями. На протяжении всего урока учащиеся будут принимать участие в обсуждении материала: искать ответы, высказывать свою точку зрения; отвечать на вопросы, выделять главное и анализировать. Урок имеет большое воспитательное значение....
24 03 2024 19:47:48
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
23 03 2024 4:59:20
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
22 03 2024 18:27:26
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
21 03 2024 1:37:41
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
20 03 2024 22:18:33
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
19 03 2024 7:18:12
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете". ...
18 03 2024 6:27:42
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
17 03 2024 16:45:14
Интегрированный урок (литература + обществознание) по басням И.А. Крылова в 6-м классе, на котором используется особая форма технологии сотрудничества между учителями-предметниками. Основные задачи, решаемые внедрением разработки: выpaбатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем; стимулировать умение школьников приобретать знания из различных источников....
16 03 2024 7:14:59
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
15 03 2024 5:35:49
Цель урока: обеспечить создание у учащихся образного представления о восстании декабристов и той роли, которую играют декабристы в истории Отечества; показать роль личности в истории России и Владимирского края....
14 03 2024 2:19:16
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
13 03 2024 0:32:27
Урок позволяет учащимся познакомиться с событиями, связанными с появлением казачества на Дону, с управлением в казачьем войске и основными занятиями донских казаков в XVI веке, с первыми письменными упоминаниями о донских казаках, Войске Донском....
12 03 2024 14:40:22
Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
11 03 2024 0:12:50
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
10 03 2024 8:54:58
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
09 03 2024 6:20:25
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления. ...
08 03 2024 18:25:52
Данный урок продолжает изучение социально-экономических, этнических, внутри- и внешнеполитических особенностей и культурных процессов княжеств-государств периода феодальной раздробленности. Дана хаpaктеристика своеобразия их политического устройства. ...
07 03 2024 0:11:35
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
06 03 2024 20:20:45
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
05 03 2024 12:38:30
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
04 03 2024 10:38:16
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
03 03 2024 2:42:17
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
02 03 2024 15:18:42
Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....
01 03 2024 8:53:20
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы. ...
29 02 2024 23:59:19
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
28 02 2024 11:28:25
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
27 02 2024 21:39:16
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
26 02 2024 3:46:25
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
25 02 2024 23:40:43
На уроке повторяется изученный материал по теме "Древний Восток", систематизируя и выделяя основные блоки. Урок стимулирует познавательную активность пятиклассников и интерес к изучению истории....
24 02 2024 16:43:36
Общение – это ведущий вид деятельности учащихся, что подтверждается и различными изысканиями психологов. С этой целью на уроке были использованы пpaктические упражнения «Невербальное общение» и «Почему слушание важно». Одной из целей урока является развитие навыка общения и воспитание общей культуры поведения. Рассматриваются виды и формы общения, компоненты и роль....
23 02 2024 16:58:47
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
22 02 2024 21:29:14
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
21 02 2024 5:49:11
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
20 02 2024 5:45:16
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
19 02 2024 2:33:13
На уроке учащиеся должны рассмотреть и проанализировать ход военных действий Отечественной войны 1812 года, познакомится с планами обеих сторон и причинами победы России. Урок развивает у учеников навыки самостоятельной работы с материалом, анализа исторических документов, работы с картой, на примере героической обороны русских войск прививает учащимся чувство патриотизма и долга перед страной....
18 02 2024 18:36:10
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
17 02 2024 17:24:38
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
16 02 2024 9:55:19
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
15 02 2024 17:45:28
Занятие посвящено личности великого российского реформатора П.А. Столыпина....
14 02 2024 9:57:52
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
13 02 2024 13:16:18
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
12 02 2024 12:47:16
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
11 02 2024 21:46:33
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
10 02 2024 10:28:39
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
09 02 2024 20:45:36
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
08 02 2024 11:50:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::