Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"
Задачи:
- усвоение учащимися хаpaктеристики «золотого века» Екатерины П и закономерностей его формирования;
- хаpaктеристика личности правителей России XYIII в. Раскрыть их роль в истории России.
Цели:
- Образовательные - способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.
- Развивающие – продолжить развитие навыков работы с компьютером и компьютерными презентациями; продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы; продолжить формирование умений давать хаpaктеристику деятельности и личности исторических деятелей
- Воспитательные - продолжить формирование у учащихся правильную оценку личностных качеств правителей; продолжить формирование осуждения эгоистических начал в хаpaктере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других; продолжить формирование патриотизма, гордости за свою родину – Россию.
Оборудование: карта «Российская империя ХУШ в.», компьютеры, компьютерная презентация, подготовленные учащимися учебное пособие В.И.Буганова и П.Н.Зырянова «История России. Конец ХУП-Х1Х век». М., Просвещение. 2002.
Понятия: «славные дела Петра», реформы, регулярная армия, Табель о рангах, коллегии империя, «Верховный совет», «эпоха дворцовых переворотов», кондиции, конституционная монархия, «эпоха просвещенного абсолютизма», союз монархов и философов, Уложенная Комиссия.
Воспроизведение и коррекция опopных знаний.
"Эпоха Петра Великого"
- Как были названы первые меры Петра 1, направленные на перемены в России?
Славные дела Петра, которые внесли изменения в жизнь русских людей:
- обучение юношей-недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам;
- Указ Петра 1 19.12.1699 г. о смене летоисчисления;
- начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы;
- введена новая должность в церкви после cмepти Адриана местоблюстителя патриаршего престола.
- Чего хотел добиться Петр 1 в международной политике? Зачем?
Петр стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись. Для этого необходимо было создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны. - Какую роль сыграл Петр 1 в истории России?
Огромное влияние оказали его реформы на положение России в мире, многое изменилось внутри страны. Россия стала империей, Петр1 - императором, он получил высокий титул отец Отечества, император Всероссийский, Петр Великий. - Какие просчеты были допущены Петром Великим?
Приближая к делам одаренных, талантливых и независимо от их богатства и положения в обществе людей, Петр Великий не мог до конца видеть и сознавать, что основой всех его великих дел был народ, который получал очень мало или совсем ничего от результатов реформ.
Итак, мы вспомнили дела Петровы. А сейчас еще раз давайте посмотрим итоги петровской реформы.
Просмотр приложение № 1. Запись в тетрадь.
Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра великого после его cмepти?
Эпоха дворцовых переворотов.
- Итак, кто же сменил Петра Великого?
После каждого вопроса идет слайд из приложения № 2. Запись в тетрадь.
- Екатерина I и Верховный Тайный Совет
Что вам известно о ее правлении? - Петр II, внук Петра I
Что вы можете сказать об этом правителе? - Иван VI Антонович
Чем запомнилось это время? - Елизавета Петровна, дочь Петра I
Дайте хаpaктеристику правления Елизаветы. - Петр III
Что вы можете сказать об этом императоре? - Екатерина II
Об этой императрице мы поговорим подробней.
- О чем мы сейчас говорили? (эпоха Петра I, дворцовые перевороты)
- Кто пришел к власти в конце ХУШ в.? (Екатерина II)
- Как вы думаете, зачем мы вспомнили правителей эпохи дворцовых переворотов? (для сравнения)
- Более подробно мы остановимся на деятельности Екатерины II. Почему? (Именно она продолжила политику Петра I)
"Золотой век Екатерины П"
Правление Екатерины II продолжалось 34 года. За это время произошло очень много событий во внутренней и внешней политике России, продолжались реформы Петра I. Екатерина II стала достойной преемницей Петра I и получила также титул Великая.
Наша задача сегодня на уроке - сравнить политику Екатерины П с предшествующими правителями с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.
- Что похожего было в хаpaктере Екатерины П и Петра I?
- На кого опиралась Екатерина II в период своего правления?
- Почему ХУШ век - век просвещенного абсолютизма, союза философов и монарха?
- Определите генеральную линию внутренней политики Екатерины II.
Превратить великую Россию в страну просвещенного абсолютизма и неограниченной монархии с помощью продолжения реформ Петра Великого, опираясь на русское дворянство, а просвещенный монарх и философ на троне в одно и то же время разработает идеальную систему законов.
Таким образом, в русле политики просвещенного абсолютизма основными мерами Екатерины II стали (приложение № 3).
- Какой орган был создан для проведения этой политики?
Уложенная Комиссия, состоящая из представителей сословий, кроме крепостных крестьян - 53%. 40% представителей Комиссии были дворяне.
Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина II основные мероприятия проводила в интересах дворянства.
- Какие же мероприятия проводила Екатерина II в интересах дворянства Российского?
Слайд из презентации.
- Почему век Екатерины II назван «золотым веком» дворянства? Каковы были для этого основания?
- Каким оставалось положение других сословий?
- Какие качества позволили Екатерине II добиться успехов во внутренней и внешней политике?
- Сделайте вывод.
Вывод (желательно, чтобы был сделан сильным учеником): таким образом, внутренняя политика Екатерины II, проводимая в интересах помещиков - социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Пример тому, впоследствии крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
- Объяснить особенности правления Екатерины II. Какие качества позволили Екатерине II добиться значительных успехов?
- Сравнить политику Екатерины II с политикой предшествующих императоров и императриц. В чем сходство и кардинальное различие?
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Обобщающая беседа:
а) Какие есть основания назвать время Екатерины II «золотым веком» дворянства?
б) Какие изменения произошли в положении других сословий?
в) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
1. Творческое логическое умозаключение (устно):
- Что вам особенно запомнилось на уроке?
- Что показалось в личности Екатерины наиболее свойственным русскому хаpaктеру?
- Что было отличительным, оригинальным в хаpaктере и деятельности Екатерины II?
2. Творческое минисочинение "Петру I - Екатерина II".
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
05 12 2023 10:28:31
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
04 12 2023 11:50:56
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
03 12 2023 4:16:32
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач.
...
02 12 2023 13:13:45
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
01 12 2023 2:48:20
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов.
...
30 11 2023 13:31:35
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
29 11 2023 4:15:18
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
28 11 2023 20:52:54
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
27 11 2023 21:53:21
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
26 11 2023 4:44:57
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
25 11 2023 6:45:30
Ученик, способный критически воспринимать информацию, самостоятельно мыслить, задавать вопросы и находить аргументированные ответы, способен не только усвоить школьную программу, но и использовать полученные навыки в повседневной жизни. Задача учителя - создать благоприятную обстановку для работы на уроке, а не навязывать свою точку зрения. Ключевая роль при этом отводится ученику — именно он созидает и критически переосмысливает результат своей работы....
24 11 2023 19:43:10
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
23 11 2023 14:48:36
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
22 11 2023 9:44:19
Фрагмент обобщающего урока истории в 10-м классе по теме «Екатерина Великая» показывает гендерный подход в преподавании истории в школе как элемент гражданского образования....
21 11 2023 12:51:47
Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....
20 11 2023 1:40:15
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
19 11 2023 18:20:10
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся.
...
18 11 2023 1:39:42
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
17 11 2023 3:44:43
Современным школьникам мало известно о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Данный урок рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, наша армия была обеспечена новым вооружением, новыми технологиями и одержала победу....
16 11 2023 11:59:24
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
15 11 2023 22:33:16
Урок по курсу истории древнего мира соответствует требованиям ФГОС как урок открытия новых знаний на основе групповой работы с текстом учебника и дополнительными материалами, элементами игры «греческого» голосования, физкульт-паузы, имитирующей разрубание «гордиева меча»....
14 11 2023 8:27:47
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
13 11 2023 2:22:24
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
12 11 2023 12:36:51
В статье рассматриваются виды современных подходов в обучении. В предложенном материале авторы попытались дать ответ, как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, при которых учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
...
11 11 2023 23:30:45
В проектной работе мы поставили перед собой задачу узнать историю Конькова – района, где расположена наша школа. Мы занимались изучением того, что раньше было на территории этих мест, с помощью анкетирования спрашивали, знакомы ли жители района с историческим прошлым своей малой родины, знают ли они, в честь кого названы улицы района....
10 11 2023 12:58:30
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
09 11 2023 7:20:34
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
08 11 2023 0:32:16
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
07 11 2023 9:11:26
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
06 11 2023 6:49:44
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
05 11 2023 1:18:51
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
04 11 2023 21:22:56
Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....
03 11 2023 17:35:55
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
02 11 2023 9:42:15
Урок посвящен предметам русского быта XIV–XIX вв. Изучение проводится с помощью предметов быта русских крестьян, представленных в школьном музее. В доступной форме ученикам объясняется назначение предметов школьного музея, а также дадут возможность ребятам самостоятельно ими поработать. Урок направлен на формирование преемственности поколений, для ознакомления с русской стариной и понимания важной роли труда в жизни как древнего, так и современного человека....
01 11 2023 7:10:51
Урок совершенствует умение анализировать исторические источники, критически относиться к сведениям, содержащимся в летописях. В основе лежит системно-деятельностный подход. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, формируют готовность к саморазвитию....
31 10 2023 2:17:46
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
30 10 2023 10:43:39
Урок является завершающим при изучении темы «Гражданское право» в курсе "Право" в 11-м классе. Урок разработан по учебнику «Право. 11 класс» под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. Одной из основных задач, поставленных на уроке, является формирование углубленного интереса к праву и создание основы для становления правовой компетенции выпускников.
...
29 10 2023 2:11:31
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
28 10 2023 23:30:58
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.
...
27 10 2023 21:16:43
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
26 10 2023 2:58:46
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
25 10 2023 21:29:30
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
24 10 2023 17:41:24
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
23 10 2023 23:59:33
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
22 10 2023 10:14:46
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
21 10 2023 5:45:11
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
20 10 2023 11:59:10
Урок-презентация изучает тему «Страны Западной Европы: послевоенное устройство» курса зарубежной новейшей истории в 9-м классе. Цель урока: предъявить результаты работы групп над проектом, оценить их по определенным критериям, проанализировать этапы работы, подвести итоги. Кроме конспекта урока, статья содержит серию приложений с паспортом проекта, рабочими листами групп, презентацией....
19 10 2023 0:17:23
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
18 10 2023 3:44:54
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
17 10 2023 21:34:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::