Урок по теме: "Петру I - Екатерина II"
Задачи:
- усвоение учащимися хаpaктеристики «золотого века» Екатерины П и закономерностей его формирования;
- хаpaктеристика личности правителей России XYIII в. Раскрыть их роль в истории России.
Цели:
- Образовательные - способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.
- Развивающие – продолжить развитие навыков работы с компьютером и компьютерными презентациями; продолжить формирование умений анализировать исторические факты и делать выводы; продолжить формирование умений давать хаpaктеристику деятельности и личности исторических деятелей
- Воспитательные - продолжить формирование у учащихся правильную оценку личностных качеств правителей; продолжить формирование осуждения эгоистических начал в хаpaктере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других; продолжить формирование патриотизма, гордости за свою родину – Россию.
Оборудование: карта «Российская империя ХУШ в.», компьютеры, компьютерная презентация, подготовленные учащимися учебное пособие В.И.Буганова и П.Н.Зырянова «История России. Конец ХУП-Х1Х век». М., Просвещение. 2002.
Понятия: «славные дела Петра», реформы, регулярная армия, Табель о рангах, коллегии империя, «Верховный совет», «эпоха дворцовых переворотов», кондиции, конституционная монархия, «эпоха просвещенного абсолютизма», союз монархов и философов, Уложенная Комиссия.
Воспроизведение и коррекция опopных знаний.
"Эпоха Петра Великого"
- Как были названы первые меры Петра 1, направленные на перемены в России?
Славные дела Петра, которые внесли изменения в жизнь русских людей:
- обучение юношей-недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам;
- Указ Петра 1 19.12.1699 г. о смене летоисчисления;
- начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы;
- введена новая должность в церкви после cмepти Адриана местоблюстителя патриаршего престола.
- Чего хотел добиться Петр 1 в международной политике? Зачем?
Петр стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись. Для этого необходимо было создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны. - Какую роль сыграл Петр 1 в истории России?
Огромное влияние оказали его реформы на положение России в мире, многое изменилось внутри страны. Россия стала империей, Петр1 - императором, он получил высокий титул отец Отечества, император Всероссийский, Петр Великий. - Какие просчеты были допущены Петром Великим?
Приближая к делам одаренных, талантливых и независимо от их богатства и положения в обществе людей, Петр Великий не мог до конца видеть и сознавать, что основой всех его великих дел был народ, который получал очень мало или совсем ничего от результатов реформ.
Итак, мы вспомнили дела Петровы. А сейчас еще раз давайте посмотрим итоги петровской реформы.
Просмотр приложение № 1. Запись в тетрадь.
Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра великого после его cмepти?
Эпоха дворцовых переворотов.
- Итак, кто же сменил Петра Великого?
После каждого вопроса идет слайд из приложения № 2. Запись в тетрадь.
- Екатерина I и Верховный Тайный Совет
Что вам известно о ее правлении? - Петр II, внук Петра I
Что вы можете сказать об этом правителе? - Иван VI Антонович
Чем запомнилось это время? - Елизавета Петровна, дочь Петра I
Дайте хаpaктеристику правления Елизаветы. - Петр III
Что вы можете сказать об этом императоре? - Екатерина II
Об этой императрице мы поговорим подробней.
- О чем мы сейчас говорили? (эпоха Петра I, дворцовые перевороты)
- Кто пришел к власти в конце ХУШ в.? (Екатерина II)
- Как вы думаете, зачем мы вспомнили правителей эпохи дворцовых переворотов? (для сравнения)
- Более подробно мы остановимся на деятельности Екатерины II. Почему? (Именно она продолжила политику Петра I)
"Золотой век Екатерины П"
Правление Екатерины II продолжалось 34 года. За это время произошло очень много событий во внутренней и внешней политике России, продолжались реформы Петра I. Екатерина II стала достойной преемницей Петра I и получила также титул Великая.
Наша задача сегодня на уроке - сравнить политику Екатерины П с предшествующими правителями с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I.
- Что похожего было в хаpaктере Екатерины П и Петра I?
- На кого опиралась Екатерина II в период своего правления?
- Почему ХУШ век - век просвещенного абсолютизма, союза философов и монарха?
- Определите генеральную линию внутренней политики Екатерины II.
Превратить великую Россию в страну просвещенного абсолютизма и неограниченной монархии с помощью продолжения реформ Петра Великого, опираясь на русское дворянство, а просвещенный монарх и философ на троне в одно и то же время разработает идеальную систему законов.
Таким образом, в русле политики просвещенного абсолютизма основными мерами Екатерины II стали (приложение № 3).
- Какой орган был создан для проведения этой политики?
Уложенная Комиссия, состоящая из представителей сословий, кроме крепостных крестьян - 53%. 40% представителей Комиссии были дворяне.
Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина II основные мероприятия проводила в интересах дворянства.
- Какие же мероприятия проводила Екатерина II в интересах дворянства Российского?
Слайд из презентации.
- Почему век Екатерины II назван «золотым веком» дворянства? Каковы были для этого основания?
- Каким оставалось положение других сословий?
- Какие качества позволили Екатерине II добиться успехов во внутренней и внешней политике?
- Сделайте вывод.
Вывод (желательно, чтобы был сделан сильным учеником): таким образом, внутренняя политика Екатерины II, проводимая в интересах помещиков - социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Пример тому, впоследствии крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
- Объяснить особенности правления Екатерины II. Какие качества позволили Екатерине II добиться значительных успехов?
- Сравнить политику Екатерины II с политикой предшествующих императоров и императриц. В чем сходство и кардинальное различие?
Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Обобщающая беседа:
а) Какие есть основания назвать время Екатерины II «золотым веком» дворянства?
б) Какие изменения произошли в положении других сословий?
в) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?
Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
1. Творческое логическое умозаключение (устно):
- Что вам особенно запомнилось на уроке?
- Что показалось в личности Екатерины наиболее свойственным русскому хаpaктеру?
- Что было отличительным, оригинальным в хаpaктере и деятельности Екатерины II?
2. Творческое минисочинение "Петру I - Екатерина II".
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
18 03 2024 3:33:10
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
17 03 2024 14:50:40
Урок, посвященный двум памятным датам 2005–2006 гг. Это 60-летие со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 65-летие со дня начала Великой Отечественной войны. В целях увековечения памяти о войне, в целях воспитания среди учащихся патриотизма и гражданственности необходимо проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с этими датами, которые наполнены как героическими, так и трагическими страницами. ...
16 03 2024 0:29:23
Спаренный урок истории России ХХ века, интегрированный с всеобщей историей. Данный урок является вторым уроком из модуля "Вторая мировая и Великая Отечественная войны". На уроке учащиеся, используя различные формы учебной деятельности, знакомятся с началом Второй мировой и Великой Отечественной войн, с планами фашистской Германии. ...
15 03 2024 15:48:43
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
14 03 2024 0:32:14
Урок формирует адекватную самооценку и социальные навыки у подростков, дает понятие «цель», понимание разницы между материальными и нематериальными целями, осознание собственных целей и стремлений....
13 03 2024 4:22:32
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
12 03 2024 4:31:54
Цели урока: на основании исторического материала познакомить учащихся с особенностями быта, традициями и укладами жизни донских казаков; прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой родине....
11 03 2024 4:30:59
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
10 03 2024 14:55:34
В статье подробно рассказано, кто, как и для чего создавал в городе Междуреченске Центр патриотического воспитания и музей воинской славы. В приложении приведена презентация о музее....
09 03 2024 2:20:17
Предлагаемый урок истории в 5-м классе на тему "Олимпийские игры" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Демонстрация слайдов повышает интерес учащихся и степень усвоения исторического материала. ...
08 03 2024 7:44:49
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
07 03 2024 1:30:35
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
06 03 2024 12:40:30
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
05 03 2024 0:45:36
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому. ...
04 03 2024 14:54:14
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду. В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
03 03 2024 2:56:33
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
02 03 2024 5:19:57
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
01 03 2024 7:50:59
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса. ...
29 02 2024 17:36:44
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности". На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
28 02 2024 7:30:27
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию. ...
27 02 2024 5:52:40
Цель урока: познакомить детей с первыми Олимпийскими играми, знаменитыми атлетами древности; показать значимость Олимпийских игр в Сочи; повторить знания о глаголе....
26 02 2024 23:39:44
Историю творят и создают люди - знаменитые и не очень, некоторые из них остаются в истории, и мы их помним, других мы не знаем. Среди этих знаменитых людей есть имя дeвyшки - Жанна д'Арк. Современники относились к ней по-разному. Одни считали ее исчадием ада, другие - святой, третьи - героем эпохи. Прошли столетия. Посмотрим на события Столетней войны через суд истории - суд потомков над Жанной д'Арк. ...
25 02 2024 4:53:48
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
24 02 2024 17:47:17
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
23 02 2024 11:30:37
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....
22 02 2024 20:49:24
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
21 02 2024 23:27:44
Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....
20 02 2024 11:37:23
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
19 02 2024 14:58:23
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
18 02 2024 11:38:19
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
17 02 2024 10:13:40
В статье показан опыт работы по социальному проектированию. Учитель в проекте выступает координатором. Учащиеся сами выбирают актуальную проблему, существующую на территории, где они проживают, и предлагают свой вариант ее решения. Важным моментом социального проектирования является непосредственное участие школьников в решении проблемы. Эта работа позволяет выpaбатывать у учащихся активную гражданскую позицию. Данный материал может быть использован как во внеклассной деятельности, так и на уроках обществознания....
16 02 2024 13:51:15
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
15 02 2024 3:26:10
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
14 02 2024 4:25:18
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
13 02 2024 0:32:38
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
12 02 2024 22:53:27
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в наше время – время возрождения России. Цель факультативного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории России, в частности роли реформаторов. Программа предназначена для учащихся старших классов. Курс рассчитан на 34 часа и предполагает как лекционные, так и пpaктические занятия....
11 02 2024 1:39:38
В ходе урока учащиеся выявляют причины крестьянской войны под предводительством Пугачева, знакомятся с основными этапами войны....
10 02 2024 4:30:45
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...
09 02 2024 12:40:58
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
08 02 2024 18:24:46
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
07 02 2024 19:24:44
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
06 02 2024 17:16:43
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр. ...
05 02 2024 13:46:13
В ходе урока ученики знакомятся с мальчиком Микитой, который отправился в Москву Ивана Грозного. Учащиеся в ходе урока отгадывают кроссворды, тесты, помогают мальчику составить письмо. Своей работой ученики оказывают помощь и поддержку Микитке и входят с ним в Москву....
04 02 2024 23:33:47
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
03 02 2024 11:24:26
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
02 02 2024 18:25:21
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
01 02 2024 6:41:35
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
31 01 2024 5:54:22
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах. ...
30 01 2024 6:23:43
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
29 01 2024 23:28:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::