Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"
Цель урока:
- Историческая реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности.
- Прививать любовь к литературе и истории родного края, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах.
- Выразительное чтение, аспектный анализ.
Оборудование: Портрет В.С.Пикуля, карта Камчатки, тексты романа, фрагменты национальной музыки, фрагменты фильма «Богатство» по роману В.С.Пикуля.
Перед уроком учащимся розданы карточки с указанием направления деятельности: архивариусы, текстологи, литераторы.
План урока:
- Визитка В.С.Пикуля (3 чел.).
- Писатель – историк.
- Главная идея романа «Богатство».
- Исторические события потрясли Камчатку.
- Особенности творчества и аспекты романа.
Ход урока:
На фоне музыки звучит стихотворение о первопроходцах.
Визитка о жизни и творчестве В.Пикуля (3 чел.).
Учитель.: Да, Пикуль – исторический романист считал себя сторонником метода В.Шишкова: немножко рыхловато, даже порой тяжеловесно, но зато точно, последовательно, и очень широко он изображал жизнь.
Учитель: В каком жанре чаще всего работает писатель
Примерный ответ: в жанре исторической прозы.
Учитель: Почему писатель обращается, прежде всего, к исторической тематике?
Примерный ответ: Пикуль – человек много переживший, перечувствовавший, с 13 лет на фронте. Он стремится найти вопросы, которые волновали, мучили его – писателя-самоучку, на страницах русской истории.
Учитель: Мы видим, что в своих произведениях автор обращает свое внимание на наиболее трудные периоды нашей страны, как бы раскрывал «белые пятна» истории России. О чем пишет писатель?
Примерный ответ: Об истории, которая как бы замалчивается, но знать которую народ хочет и должен знать, ибо это его, народа, история. Его книги объединяет одно – чаще всего повествует писатель не о громких победах русской армии, не о спокойном и величественном течении отечественной истории, а о наших неудачах, наших болях, наших трагедиях.
Учитель: Романы Пикуля можно условно разделить на три серии. Первая - романы о событиях 18 века. Вторая – «морские» романы. Третья – «дальневосточная» - романы периода русско-японской войны под общим названием «Оборона»: «Богатство», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», «Каторга». И сегодня мы остановимся на романе «Богатство», как наиболее близком нам. Романе, рассказывающем об обороне Камчатки, о малоизвестных страницах русско-японской войны.
Учитель: (дискуссия) Что такое богатство вообще и как тpaктует понятие богатство В.С.Пикуль?
Примерный ответ: По Пикулю – это прошлое, люди, самоотверженность, мужество, недра, пушнина, рыбные запасы
Учитель: Какие детали указывают на то, что речь идет действительно о Камчатке? (землетрясение, пушнина, юкола, спирт, ясак, икра, закусывание моржовыми ластами).
Отрывок из гл. «Пушистая Камчатка». (с. 39) – 3 чел.
Учитель: О каких событиях говорится у автора?
XVII в. -
XVIII в. - на доске краткая хронология событий.
XIX в. –
Учитель: Что стремился выразить автор этими словами и словами стихотворения, прозвучавшим в начале урока?
Примерный ответ: Гордость за страну, за людей, за историю, где проявились сила духа, нравственность.
Учитель: Но последняя фраза из этого отрывка безысходна. Почему?
Примерный ответ: Камчатка становится легкой добычей для американцев, стремящихся за бесценок, как когда-то Аляску или силой ее приобрести и быстро развивающихся японцев, которых поддерживают европейские страны, особенно Англия, и мечтающие захватить не только Камчатку, но и весь Дальний Восток.
Учитель: Какие, в основном, годы описываются в романе?
Примерный ответ: 1903 – 1905 годы.
Учитель: Докажите.
Примерный ответ: Соломина Андреев отправляет летом до начала войны, следовательно, это 1903 год, в январе 1904 года началась война с Японией, в Хабаровске Соломину стало известно о гибели эскадры Рождественского под Цусимой – май 1905 года, подход «Сунгари» с Соломиным и Неякиным к Владивостоку во время восстания моряков – осень 1905 года.
Учитель: Уже начало романа посвящено русско-японским отношениям? Почему они вызывали такое беспокойство в 1903 году и почему многие были уверены, что Япония «не посмеет».
Учитель: Так почему же Япония посмела, каковы были причины русско-японской войны?
Отрывок из «Выдвижение главного героя». Диалог Соломина и Андреева.
Учитель: Можно ли из этого диалога понять, почему Япония была уверена в успехе своего десанта?
Учитель: В чем была стратегия Соломина?
Учитель: Почему же надежды японцев и американцев не сбылись. В чем суть романа.
Примерный ответ: Роман, рассказывает об обороне Камчатки. Она обречена изначально. Защита ее не предусмотрена штатными расписаниями и приказами министерств и губернаторских служб. И если Камчатку удалось отстоять, то не благодаря правительственным указаниям, а вопреки им. И не ради будущих выгод и почестей берутся за оружие герои «Богатства». Они идут на cмepть, потому что Камчатка – их Родина, их земля, отдать которую нельзя никому. Это и Исполатов, который за свою самоотверженность не надеется получить никакого послабления, ни старик Егоршин, которому даже награды не нужны, ни юноша Сережа Блинов, для которого слово патриотизм не пустой звук, инвалид Жабин, готовый рисковать жизнью, чтобы спасти жителей Гижиги от голода, и жители Явина, которые согласны были терпеть лишения и нужду, но не возвращаться в занятый врагом поселок и т.д.
Учитель: Какие аспекты поднимает автор в своем романе?
Примерный ответ:
Социальный, политический, нравственный, этический, исторический, эстетический, этнический, культурный, художественный, экономический.
Учитель: Особенности творчества Валентина Саввича Пикуля.
- эмоциональный пересказ исторических версий.
- авторские комментарии, отступления, разъяснения, голос автора – восторженный, любящий, осуждающий, негодующий.
- многослойность художественной ткани романа, переплетение личных судеб великих деятелей истории и скромных второстепенных персонажей.
- сюжет, более опирающийся более на события, чем на психологический анализ.
- портреты, афоризмы, меткие изречения, отрывки из писем – на основе документированных источников.
- сюжеты романов охватывают одно или несколько десятилетий и создает мозаичную реалистическую картину эпохи.
- эпизоды нанизываются один на другой, реализуя в итоге основной замысел.
- тональность повествования – энергичная, романтическая, приподнятая, пристрастная, автор порой не сдерживается и вмешивается в рассказ, напрямую обращаясь к читателю (пример, Соломин прощается с Петропавловском, голос автора который прощается и с современной Камчаткой).
Учитель: В начале урока вы получили задание, какие же выводы вы смогли сделать?
- архивариусы.
- текстологи.
- литераторы.
Ответы учащихся.
Учитель: Вы показали хорошие теоретические знания, теперь проверим, как вы знаете роман?
Исторический брейн-ринг.
Сколько жителей было в Петропавловске? (350 душ).
А сколько на всей Камчатке? (7 тысяч).
Что такое лепрозорий и где он находился? (Территория с больницей, отведенная для больных проказой, в бухте Paковой).
Чем была вымощена уникальная Петропавловская площадь? (Винными бутылками).
За что получил свою первую награду ге opгиевский кавалер охотник Егоршин? (За оборону Петропавловского порта от англо-французской эскадры в 1854 году).
Что имело пышное название «Вихрь, вызванный взмахом сабли»? (японская шхуна).
Почему так ждали на Камчатке канонерскую лодку «Маньчжур»? (оградить побережье Охотского моря от бpaконьерства японцев).
О каких Курильских островах идет речь в романе? (Шумшу и Парамушир).
Кто такой Мацуоко Ямагато? (Основатель патриотического общества японской справедливости», «защитник северных дверей», самурай).
За что получил свою награду староста села Явино? (За правильные действия – увод жителей при подходе японцев и проведении разведки).
Что такое дзен и почему в него впал Ямагото? (Состояние прострации, из-за поражения и пленения).
Что такое инородческий капитал? (ясак).
За что был застрелен немецкий доберман-пинчер? (Чтобы не испортил породы камчатских собак).
Сколько было получено денег на аукционе, проведенном Соломиным? (80 тысяч).
Литературная викторина «О ком речь?»
Синтез кабака и аптеки? (Доктор Трушин)
Кто единственный имел дом с железной крышей.(купец Плакучий)
Бобровый король с балыком на вилке. (Папа-Пападаки)
Красивая камчадалка, окучивавшая картошку в лепрозории. (Наталья Ижева)
Выращивал клубнику, что две с трудом влезали в стакан. (Огородник Матвей)
Я любопытный и, когда схожу с корабля на берег, внимательно смотрю себе под ноги…(Кавторанг Кроун)
Высокий, болезненный человек, опиравшийся на самодельный костыль. (Жабин Никифор Сергеевич).
Злодей, словно сошедший со страниц старинных трагедий с глазами осьминога. (Губницкий).
Чье любимое выражение «Приходи кума любоваться!» (Мишки Сотенного)
Кто мог в полуфpaке и торбасах заказывать в тpaктире шампанское? (Исполатов)
Кто, вылетев из окна тpaктира, таинственно исчез? (юарон фон дер Бригген)
За кого просили: «Креста на вас нету! Молодой человек всей душой рвется в сражение, так оцените его священный порыв… (Сергeй Блинов).
Сколько всего романов написал Валентин Саввич? (30).
Сколько лет творческой деятельности? (40).
Какое произведение было написано последним?
Как умер?
Вывод:
Учитель: Можно ли по романам Пикуля изучать историю?
Учитель: В школе мы изучаем историю по учебникам, куча справочников, энциклопедий. Нужны ли тогда такие писатели как Пикуль?
Учитель: Допустим ли в исторических романах художественный вымысел?
Мероприятие призвано, привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825г. и дальнейших политических процессов, воспитать чувства патриотизма. Литература помогает раскрыть содержание мира русской культуры 19 века, сформировать представления о поэтах декабристах.
...
22 03 2023 6:22:11
Форма урока: заочная экскурсия. Используются элементы драматизации и персонификации. Главная задача урока – охаpaктеризовать основные направления развития русской культуры XVIII в., определить её значение для развития России. Данный урок позволяет школьникам окунуться в атмосферу эпохи, участвуя в сценарии урока, эмоционально-образно воспринимать материал....
21 03 2023 13:38:27
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
20 03 2023 22:43:41
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
19 03 2023 23:33:15
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
18 03 2023 8:12:21
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
17 03 2023 17:39:22
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
16 03 2023 6:16:33
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
15 03 2023 4:35:16
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
14 03 2023 4:43:46
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
13 03 2023 13:57:23

Урок проводится в 4-м классе в форме комaндной игры «Знатоки истории». Игра состоит из трёх этапов: из предложенного набора букв необходимо составить слова, соответствующие одной их трех тем – "Животные Севера", "Основные занятия народов края", "Орудия труда коренных народов"....
12 03 2023 11:26:15
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
11 03 2023 7:54:44
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
10 03 2023 13:56:41
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся.
...
09 03 2023 7:34:18
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
08 03 2023 6:46:31
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
07 03 2023 1:40:21
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
06 03 2023 12:52:48
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
05 03 2023 11:13:34
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
04 03 2023 20:25:21

Театральная постановка посвящена историческим эпохам, таким, как Средневековье, Новое Время, Наполеоновские войны. Учащиеся разных классов в театрализованной форме играют роли исторических персонажей на основе переплетения реальных и вымышленных событий. Постановка предполагает ИКТ-технологии, исполнение песен, танцев, чтение стихов....
03 03 2023 18:13:49
Разработка урока, цель которого – выяснить хаpaктер войны, основные периоды, итоги и значение. Форма проведения: урок-пpaктикум. Учащиеся работают с карточками, фрагментами из писем, выступлений и воспоминаний видных политических деятелей....
02 03 2023 7:19:11
Внимание учащихся акцентируется на понимании ценности прав человека, государственных гарантий на соблюдение прав гражданина, на методах отстаивания своих прав....
01 03 2023 10:48:25
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе.
...
28 02 2023 17:56:18
Обобщающие уроки в форме игры позволяют привить учащимся интерес к биологии, активизировать их познавательную деятельность на уроке, сделать процесс обучения наиболее результативным. Занятие поможет в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень усвоенности изученного материала....
27 02 2023 7:29:45
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
26 02 2023 16:19:15
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп.
...
25 02 2023 10:34:34
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
24 02 2023 14:24:24
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
23 02 2023 22:35:35
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
22 02 2023 13:51:40
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
21 02 2023 6:13:59
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
20 02 2023 13:30:16
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
19 02 2023 3:19:11
Данный материал предназначен для урока истории в 10-м классе. Учащиеся узнают о роли первых князей в складывании русского государства. Пятеро учащихся заранее готовят презентации, демонстрируют на уроке, класс, по ходу демонстрации, заполняет таблицу: «Деятельность первых русских князей». Далее учащиеся оценивают каждую презентацию по 5-балльной системе. Стихи заранее раздаются ученикам. Иллюстрации взяты в сети Интернета, стихи русских поэтов из разных источников....
18 02 2023 12:51:12
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
17 02 2023 6:17:51
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию.
...
16 02 2023 19:52:42
Используя методику логического понятийного анализа и знания ключевых философских понятий, можно расширить возможности учащихся при работе с документальными материалами. Задания выполняются в группах, что формирует навыки социального партнёрства. Учитель только координирует деятельность. Альтернативное домашнее задание способствует развитию познавательной активности обучающихся и формированию интереса к истории и философии. ...
15 02 2023 21:12:45
Тесты по истории ЯНАО составлены с целью осуществления контроля знаний учащихся по курсу истории ЯНАО. Они составлены по материалам: "Исторический атлас ЯНАО" (Голикова И.А., Квашин Ю.Н., Сазонов А.В., 1999,издательство ДИК), и "Методические рекомендации по работе с "Историческим атласом ЯНАО" (А.Ф. Макеев, Л.И. Реховская, Салехард, 2001). Рассчитаны для использования как на уроках по истории России (где изучение НРК выделено в процентном соотношении), так и по курсу "История Ямала" для 7-11-х классов....
14 02 2023 21:17:31
Урок помогает раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм; воспитать общероссийскую идентичность, гражданственность, приверженность гуманистическим ценностям....
13 02 2023 19:47:22
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
12 02 2023 14:45:51
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века....
11 02 2023 22:46:50
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.
...
09 02 2023 21:56:56
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
08 02 2023 17:46:35
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
07 02 2023 7:29:55
Пpaктическое занятие - форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей пpaктической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого....
06 02 2023 7:27:15
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
05 02 2023 0:51:35
Цели внешкольного патриотического воспитания определены в Федеральном стандарте обучения истории России, в законе о всеобщей воинской обязанности, в Уставе колледжа. Учителю истории принадлежит одно из ведущих мест в выполнении задач патриотического воспитания учащихся. Составной частью является воспитание высоких мopaльных качеств будущих защитников Отечества....
04 02 2023 7:58:22
Цели урока: расширить кругозор учащихся, составить представления о значении отмены крепостного права в России, и последствий данного события для дворянства и крестьянства; развить навыки работы с историческими документами, источниками; продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное....
03 02 2023 14:26:58
Урок истории построен на сочетании двух педагогических технологий – педагогической мастерской и мультимедийной. Цель урока: самостоятельное или коллективное открытие, интеграция в информационное прострaнcтво....
02 02 2023 13:50:21
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
01 02 2023 4:22:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::