История Средних веков. "Европейские государства в XI-XV веках"
ТЕМА: ГОРОДСКАЯ ЖИЗНЬ В ЕВРОПЕ.
Цели:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Познакомиться с городской жизнью в Европе, раскрыть признаки городского ремесла как мелкоручного промышленного производства, выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. Рассмотреть и проанализировать взаимоотношения в городе, между различными группами населения.
РАЗВИВАЮЩАЯ: Продолжить работу с учащимися по выработке навыков работы с опopными конспектами, учиться прослеживать причинно- следственные связи в ходе исторического процесса и описывать исторические события.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Воспитывать в учащихся любовь и уважение к истории, формирование коммуникативных умений.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: интеpaктивная доска, карта «Европа в XI-XV вв.», опopный конспект, разноуровневые тесты (1, 2, 3), презентация «Городская жизнь в Европе».
ТИП УРОКА: комбинированный урок, с элементами личностно-ориентированного обучения.
МЕТОДЫ: частично-поисковый, словесный, наглядный, пpaктический.
ФОРМА: групповая, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.
Тема нашего урока «Городская жизнь в Европе», сегодня на уроке мы:
- рассмотрим развитие хозяйства и развитие городов в Европе;
- проследим развитие ремесленного производства,
- проанализируем взаимоотношения между различными группами городского населения.
3. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
В течение последних уроков мы знакомились с зарождением и развитием феодализма в Европе, проследили образование централизованных государств на примере Англии, Франции, Германии, Испании, проследили развитие хозяйства в XI-XV веках. Знания, полученные на этих уроках, нам будут необходимы на протяжении всего года, как вы их усвоили, мы должны проверить. Эту проверку мы проведем в форме тестирования. Тесты предлагаются разных уровней (1, 2, 3).
- тестирование (10 минут)
4. ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
- работа на интеpaктивной доске:
Задание: Обвести контуры разными цветами королевств Англии, Франции, Италии, Германии.
5. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Тема нашего урока «Городская жизнь в Европе», эпиграфом к уроку мы возьмем слова Джорджа Оруэлла «Город – это не только место проживания, это- сердце цивилизации». (слайд 1, 2)
На протяжении всего урока, при изучении нового материала, всю необходимую информацию мы будем вносить в специальные опopные схемы, которые вам помогут в подготовке домашнего задания.
- объяснение нового материала при помощи презентации
Причины образования городов: (слайд 3)
Природные условия Европы были благоприятны для развития земледелия и скотоводства, применение железных орудий труда, колесного плуга и распространение трехполья – все это позволяло получать хороший урожай. Трудовой опыт накапливается и у деревенских ремесленников, которые становились настоящими умельцами. Крестьяне получили возможность обменивать излишки сельского хозяйства на различные изделия ремесленников. Так постепенно происходит отделение ремесла от сельского хозяйства.
В процессе развития ремесла часто ремесленники покидали деревню, в поисках новых мест для сбыта своих изделий.
Места возникновения городов в Европе: (слайд 4)
«Исторические источники сообщают, что города возникали в различных местах: возле замков - обычно названия таких городов имеют окончание «бург», например, Гамбург, Страсбург, у монастырей, у речных берегов и бродов, такие города имеют окончание «форд» или «фурт», например – Франкфурт, Оксфорд.
Город становиться центром ремесла и торговли (слайд 5)
Обмен между городом и деревней (слайд 6)
Ремесло в средневековом городе (слайд 7)
РЕМЕСЛА
(опopный конспект)
Какие ремесла развивались в городе?
Для кого изготавливались товары?
Кто работал в мастерской?
МАСТЕРСКАЯ РЕМЕСЛЕННИКА
(опopный конспект)
Ремесленники очень часто брали учеников, которые после длительного обучения, становились подмастерьями. Ремесленники объединялись в специальные союзы – цехи. Цехи - это союзы мастеров одной специальности (цех ткачей, сапожников, гончаров) Часто мастера одной специальности селились рядом, создавая в городах свои улицы – улица ткачей, улица сапожников).
Роль цехов жизни ремесленника и города?
Роль цехов в развитии производства ( слайд 8)
ЦЕХА
(опopный конспект)
Устройство города (слайд 9, 10, 11, 12, 13)
Город был окружен крепостной стеной, иногда даже несколькими, в город можно было пройти только через подъемный мост, в центре города – ратуша с часами, где заседал городской совет горожан – коммуна, там же находилась тюрьма и казна. В центре находился – собор, соборная колокольня сообщала звоном о пожарах, нападениях врага. Но главным местом сбора горожан была рыночная площадь, где шла торговля, менялы обменивали деньги купцам.
Средневековые города теснились на узких улочках, часто двое прохожих не могли разойтись. Улица были очень грязные, только в XIV веке появляется служба мусорных повозок, поэтому в городах часто вспыхивали эпидемии болезней
Состав городского населения (слайд 14 )
СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ
(опopный конспект)
Управление города (слайд 15)
6. ОБОБЩЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Обобщение (работа по опopной схеме):
- Перечислите основные причины образования городов в средневековой Европе?
- В каких местах чаще всего возникали города?
- Почему города называли – центры ремесла и торговли?
- Какое устройство имел средневековый город?
- Какую роль выполнял городской совет?
Закрепление при помощи разноуровневых заданий (слайды 16, 17, 18. 19, 20, 21)
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- выставление оценок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1 уровень: §18,19, написать мини- сочинение «Путешествие в средневековый город»
2 уровень – § 18,19, дополнительные вопросы к параграфу.
Цель: поиск эффективных и доступных способов обучения и воспитания детей с недостатками слуха. Материал систематизирован, адаптирован и апробирован на пpaктике. Представлены специфические приемы обучения слабослышащих школьников, которые формируют ценностные ориентиры учащихся среднего звена, разносторонне развивают школьников и могут быть рекомендованы для использования в общеобразовательных школах и школах I–II-го вида....
31 03 2023 15:40:56
Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....
30 03 2023 5:34:28
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
29 03 2023 9:10:19
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
28 03 2023 12:42:49
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации.
...
27 03 2023 23:49:53
Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора....
26 03 2023 22:56:36
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
25 03 2023 20:44:58
Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....
24 03 2023 20:25:15
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
23 03 2023 6:31:39
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
22 03 2023 6:28:29
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов.
...
21 03 2023 10:11:56
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
20 03 2023 16:38:50
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация PowerPoint позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. Цель урока: изучить историю Древней Руси и познакомиться с деятельностью князя - Ярослава Владимировича....
19 03 2023 6:30:53
В ходе урока учащиеся знакомятся с ситуацией, сложившийся в обществе после Отечественной войны 1812 года; знакомятся с личностями, входившими в тайные общества; анализируют основные идеи документальных проектов устройства России; прослеживают ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу декабристов....
18 03 2023 20:55:32
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
17 03 2023 7:49:22
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
16 03 2023 2:22:36
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
15 03 2023 3:35:16
Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов.
...
14 03 2023 6:27:52
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
13 03 2023 4:50:16
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
12 03 2023 12:22:56
Урок формирует знания учащихся о военных действиях в 1942–1943 годах. Развивает мыслительную деятельность учеников, работу с текстом. Воспитывает чувство гордости за народ, победивший фашизм....
11 03 2023 22:34:20
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
10 03 2023 0:16:54
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
09 03 2023 14:27:14
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
08 03 2023 0:31:48
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
07 03 2023 20:52:19

Цель урока - формирование знаний учащихся о тайных обществах царствования Александра I и восстании декабристов....
06 03 2023 22:15:27
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
05 03 2023 0:16:11
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год".
...
04 03 2023 7:35:20
Представлена интересная форма урока-аукциона, на котором ученики помимо закрепления знаний в игровой форме приобретают навыки общения и решения творческих задач.
...
03 03 2023 9:34:59
Автор знакомит учащихся с народной музыкой Кубани на примере репертуара местного хора "Надежда"....
02 03 2023 0:54:20
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли.
Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри.
...
01 03 2023 10:36:23
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....
28 02 2023 15:45:31
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
27 02 2023 16:54:48
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет.
...
26 02 2023 13:15:41
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства.
...
25 02 2023 1:30:33
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
24 02 2023 23:45:57
Для активной жизни в обществе в век информационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение привлекать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки можно применять в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках интеллектуальной игры "Дебаты"....
23 02 2023 7:37:13
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
22 02 2023 11:22:32
На уроке перед взором ребят предстаёт процесс перехода хаоса в порядок: маленькая деревушка среди соснового бора превращается в процветающий город. В конце урока закручивается интрига, требующая разгадки на следующем уроке – «уроке логического мышления»....
21 02 2023 3:41:29
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
20 02 2023 9:22:47
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
19 02 2023 7:57:58
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
18 02 2023 1:23:26
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
17 02 2023 5:23:26
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
16 02 2023 5:30:20
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
15 02 2023 0:42:15
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
14 02 2023 22:40:46
Цели урока: развить чувство терпимости к окружающим; дать представление о толерантности в современном мире, повысить культурный, социальный, правовой, политический уровни; развитие способностей анализа, самоанализа, развитие логического мышления.
...
13 02 2023 3:42:35

Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
12 02 2023 12:42:28
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
11 02 2023 21:32:32
Представлена разработка урока по данной тематике. Во время работы на уроке был использован СD «История Древнего мира» (1С Образовательная коллекция).
...
10 02 2023 2:18:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::