Закрепление и повторение материала в форме проектов в процессе обучения истории
Самый распространенный способ повторения и закрепления материала – традиционно-репродуктивный (ученик повторяет услышанное от учителя или пересказывает текст учебника). Конечно, и он бывает эффективным, особенно если речь идет об учащихся с низким уровнем ЗУН. Но значительно лучших результатов можно добиться, если для повторения и закрепления большого объема информации предложить ученикам творческое задание, имеющее и пpaктическую ценность.
Хотелось бы поделиться с коллегами давно опробованными и ставшими уже традиционными в системе работы автора заданиями в форме проектов, которые пользуются наибольшей популярностью среди учеников (и их родителей!). Это:
- «Пpaктические работы» для учащихся изучающих курс отечественной истории ХХ века
- «Историческая азбука» для учеников 6-7 классов
1. «Пpaктические работы». Исследовательский проект.
В соответствии с общеобразовательными стандартами РК, историю ХХ века ученики пытаются постигнуть в 9 классе, что ещё достаточно тяжело для них в силу психолого – возрастных хаpaктеристик. Данная работа помогает осмыслить исторические процессы, происходившие в СССР, «пропустить» их через призму истории своей семьи.
На первом уроке в новом учебном году учащиеся получают список тем пpaктических работ на учебный год (примерно в такой таблице):
Темы пpaктических работ
Цель для учеников: составить летопись истории своей семьи
Тема работы | Цель, задачи | Рекомендуемая структура | |
1 | Исследование «Начало ХХ века в истории моей семьи» | Цель: научить учащихся проведению исследовательской работы Задача для учащихся: попытаться восстановить информацию о предыдущих поколениях, найти сведения, конкретизировать обстоятельства жизни предков в начале ХХ века и раннее |
1. Генеалогическое древо 2. ФИО, годы жизни, место рождения и проживания предков, живших в конце XIX – начале ХХ вв. 3. Хаpaктеристика района, в котором жили предки в начале ХХ века (достопримечательности, сохранившиеся с того времени, наличие промышленности и др.) 4. Род занятий (известный или предполагаемый – «почему?») 5. Другие обстоятельства жизни (состав семьи, условия жизни, семейные легенды, реликвии и т.п.) |
2 | Исследование «20-30 – е годы ХХ века в истории моей семьи» | Цель: научить учащихся на основе имеющихся источников воссоздавать прошлое Задача для учащихся: на основе имеющихся источников выяснить судьбы предков в 20-30–е гг. ХХ века, акцентировав внимание на возможность влияния на историю семьи экономических процессов (коллективизация или индустриализация) или социально-политических событий того времени |
1. Изменения в составе семьи. Основные семейные события того времени. 2. Район проживания семей. Влияние на данную местность исторических процессов того времени (осуществление индустриализации или сплошной коллективизации, репрессии, депортация и т.п.) 3. Влияние исторических процессов того времени на жизнь родственников |
3 | Исследование «Влияние Великой Отечественной войны на историю моей семьи» | Цель: закреплять навыки исследовательской работы Задача для учащихся: выяснить, как повлияла ВОВ на судьбу ваших предков |
1. «Фронтовые дороги моего … (прадеда)». /Откуда был призван, в каких сражениях принимал участие, был ли ранен (убит), какие награды имеет и т.д.(истории, принесенные с фронта)/ 2. «Всё для фронта – всё для победы» (о родственниках, находившихся в годы войны в тылу – условия жизни, памятные события и т.д.) 3. Родственники, находившиеся в годы войны в лагерях ГУЛАГа, на оккупированных территориях, подвергшиеся депортации – если таковые имелись. |
4 | Исследование «Влияние исторических процессов второй половины ХХ века на историю моей семьи» | Цель: развивать навыки исследовательской работы Задача для учащихся: выявить влияние исторических процессов второй половины ХХ века на судьбу семьи и/или конкретных родственников; завершить повествование о истории своей семьи |
План разpaбатывается учениками самостоятельно |
Сразу оговариваются сроки выполнения этих работ (например, по одной работе к концу каждой четверти. Но первая работа иногда требует больше времени для сбора информации).
Обязательно объясняется и пpaктическая значимость выполнения работы (здесь можно прибегнуть к поддержке родителей).
Строгих требований к оформлению нет – ведь все работы после проверки возвращаются в семью. Поэтому для работы можно приобрести специальную книгу «Летопись моей семьи» или тетрадь с плотным переплетом – на усмотрение ученика. Свою работу дети могут дополнять «первоисточниками» - документами семейного архива, фотографиями и т.п.
А главное, и ученики и их родители знают, что оценивается не объем и содержание, а уровень исследования. Учителя интересует не частная жизнь семьи, а то, как ребенок учится проводить исследование.
Информация, которая будет занесена в работу, должна иметь ссылку на источник. Например: «Из рассказа бабушки выяснилось, что…», «По наградным листам прадеда удалось проследить его боевой путь: …», «судя по указанному в документе месту рождения пpaбабушки, можно предположить, что мои предки были выходцы из …» и т.д.. Всевозможные версии, которые имеют хоть какое – то основание тоже вносятся в работу.
Таким образом, учащимися в течение года проводится глубокая исследовательская работа, которая для них имеет тройную пользу:
- закрепляется материал по истории Отечества в ХХ веке;
- развиваются исследовательские навыки
- семья ученика наконец – то получает свою собственную летописную историю или , по крайней мере, её основу.
2. «Историческая азбука». Творческий проект.
Его предлагается создавать ученикам 6-7 класса в конце полугодия или большого раздела истории.
Принцип простой: ученики оформляют буквы алфавита от «А» до «Я» в своей тетради или на альбомных листах (развернутых или в книжном варианте). Напротив каждой буквы они должны написать одно – два понятия (термин, личностьи т.д.), связанные с изученным периодом. При этом к указанному понятию можно нарисовать рисунок (но необязательно) и дать небольшую информацию о данном понятии.
Пример из «азбуки» истории древнего мира:
Копье Холодное, колющее или метательное, оружие – древко с каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от полутора до пяти метров. Копье известно с эпохи раннего палеолита и первоначально представляло собой заостренную палку, позднее к древку стали привязывать каменный наконечник. |
||
Коринф Древнегреческий полис (в 6 км от современного Коринфа). Основан ок. 10 в. до н. э. Крупный торгово-ремесленный центр, соперничал с Афинами, славился изделиями из бронзы и керамикой, активно участвовал в колонизации. |
Для детей любознательных, имеющих какое-либо хобби можно предложить тематическую «азбуку»: «Цветочно-историческую» (растения в истории), «Зоо-историческую» (Животные, птицы, насекомые, рыбы, сыгравшие роль в истории – на самом деле или в мифах), «Военно-историческая» и т.п.
Пример из «Военно-исторической азбуки» по истории средних веков:
Арбалет (франц arbalète от латин. arcus — лук и ballista — метательный снаряд), холодное метательное оружие в средних веках, стальной или деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе). |
||
Булава Холодное оружие ударного действия длиной около 0,5-0,8 м в виде тяжелой каменной или металлической головки на деревянной рукоятке, разновидность палицы. |
Из данной работы, нацеленной на закрепление и повторение материала, можно также сделать пpaктически значимое задание – составление азбуки для учеников младших классов, сестренки, младшего племянника – для развития их кругозора. В этом случае работа выполняется не в тетради и предъявляются более высокие требования к её оформлению.
Таким образом, выполнение данного задания является не только эффективным приемом в процессе обучения, но и дает шести- и семиклашкам творческую удовлетворенность и удовольствие от осознания важности завершенной ими работой.
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
23 09 2023 16:43:17
На занятии дети узнают о структуре, составе и деятельности высших законодательных органов России и Татарстана....
22 09 2023 5:51:21
Урок раскрывает понятие «холодная война» и её влияния на международную обстановку; подводит учащихся к пониманию того, что, несмотря на продолжение «холодной войны», в целом был снижен уровень противостояния между Востоком и Западом. На примере Карибского кризиса показывает, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
21 09 2023 15:29:26
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
20 09 2023 17:13:50
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
19 09 2023 13:13:12
Урок по теме «Власть и общество: сто лет спустя (Россия 1900—1917гг.)» для 11-го класса. Ученики выявляют закономерности развития исторического процесса, сравнивают исторические эпохи, моделируют политическую ситуацию.
...
18 09 2023 16:57:15
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
17 09 2023 18:11:44
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
16 09 2023 11:43:35
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
15 09 2023 12:29:13
Раскрытие темы на примерах работы конкретного преподавателя. Технологии личностно-ориентированного обучения, элементы дифференцированного обучения и т.п.
...
14 09 2023 12:35:56
Урок соответствует ФГОС второго поколения. В основе лежит системно-деятельностный подход. Цель: развитие умения работать с различными источниками информации и формирование универсальных учебных действий. Урок сопровождается презентацией, в которую включены даты, термины, видеофрагмент и интеpaктивные упражнения на закрепление изученного....
13 09 2023 19:26:18

Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
12 09 2023 6:46:45
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
11 09 2023 22:21:25
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
10 09 2023 9:44:35
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
...
09 09 2023 6:47:43
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
08 09 2023 12:29:13
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
07 09 2023 1:53:54
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
06 09 2023 12:53:32
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
05 09 2023 18:20:53
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
04 09 2023 6:25:16
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии.
...
03 09 2023 5:52:22
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
02 09 2023 0:52:45
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
01 09 2023 0:10:59
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
31 08 2023 8:21:13
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями.
...
30 08 2023 15:11:30
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
29 08 2023 19:31:27
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
28 08 2023 21:53:39
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
27 08 2023 4:42:28
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
26 08 2023 23:15:12
Возможности урока-спектакля позволяют оживить, раскрасить историю. Обучающимся представляется уникальная возможность самим погрузиться в изучаемую эпоху, проявить свои творческие возможности. Такие уроки дают возможность развивать интерес к предмету....
25 08 2023 4:36:42
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
24 08 2023 20:51:15
Данная работа рассчитана на учащихся 6-х классов общеобразовательных школ. Проводится данный урок после изучения курса истории Средних веков в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволит повысить интерес школьника к предмету "История". Дух соревнования поможет активной работе ученика на уроке....
23 08 2023 22:34:57
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
22 08 2023 20:27:47
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
21 08 2023 13:25:51
В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....
20 08 2023 2:28:36
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.
...
19 08 2023 10:11:23
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
18 08 2023 9:31:20
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
17 08 2023 23:18:24
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
16 08 2023 18:37:20
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
15 08 2023 9:47:45
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
...
14 08 2023 15:30:35
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
13 08 2023 21:25:27
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
12 08 2023 19:34:16
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
11 08 2023 17:57:29
Интеграция предметов в современной школе — одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих повышению интереса детей к изучаемым предметам, углублению знаний, воспитанию патриотических чувств. Положительным примером такой интеграции является объединение предметов изобразительного искусства и истории через выполнение творческого проекта с элементами исследования, приводимого в данной работе....
10 08 2023 22:39:15

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
09 08 2023 10:16:57
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
08 08 2023 8:11:16
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
07 08 2023 17:37:49
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни....
06 08 2023 3:16:12
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
05 08 2023 7:15:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::